план-конспект урока по родной литературе "Алтайский поэт Роберт Иванович Рождественский"
план-конспект урока по литературе (8, 9, 11 класс)

Таллерова Елизавета Ивановна

 план-конспект урока по родной литературе, который посвящен жизни и творчеству поэта Алтайского края  Роберта Рождественского

Скачать:


Предварительный просмотр:


Творчество Роберта Рождественского

Цель: познакомить с творчеством Роберта Рождественского.

Задачи:

  1. Образовательные:

- познакомить обучающихся с основными этапами жизни и творчества поэта.

2. Развивающие:

-развивать интерес к поэзии, литературе, учить выразительному чтению и выступлению перед публикой, совершенствовать устную и письменную речь, формировать навык работы с поэтическим текстом;

развивать навык осмысления автора через его произведение

3. Воспитывающие:

- способствовать воспитанию любви к литературе, музыке, уважению к русскому слову, развитию общих интересов.

1)Оргмомент.

2)Начало урока.

Работа с терминологией

Акростих – 1)осмысленный текст (слово, словосочетание или предложение), сложенный из начальных букв каждой строки стихотворения; 2)литературная форма: стихотворение, в котором некоторые (как правило, первые) буквы каждой строки составляют осмысленный текст (слово, словосочетание или предложение).

Вы берёте фамилию «Рождественский» и от каждой буквы строите предложение или словосочетание, в котором говорилось бы о биографии (по принципу акростиха).

Свой вариант запишите в тетради;

Потом — зачитывание и коллективное обсуждение. 

3) Знакомство с новым материалом.

Сегодня мы собрались, чтобы поговорить о стихах и песнях, о личности замечательного поэта и человека Роберта Рождественского.

Родился я        

в селе Косиха.

Дождливым летом.

На Алтае.

А за селом синело поле

и пахло

ливнем переспелым…

Нет!

Я родился много позже.

Потом.

В июне.

В сорок первом.

И жесткий голос Левитана

был колыбельною моею.

Меня война в себя впитала,

Я – сын её.

Я полон ею…

Кричали о победе трубы.

Над площадью салют светился

Роберт Иванович Рождественский родился 20 июня 1932 года в селе Косиха Алтайского края. Мать будущего поэта Вера Павловна была до войны директором начальной школы в Косихе, параллельно училась в Омском медицинском институте, который окончила за пять дней до начала войны. Отец Роберта — Станислав Никодимович Петкевич — потомок ссыльных поляков. Мальчик запомнил об отце немного, потому что в 1937 году родители разошлись. В 1939 году отец поэта воевал с финнами, в 1941-м добровольцем ушел на фронт и там вскоре погиб.

Мать работала в Косихе директором школы. Перед самым началом войны закончила Омский медицинский институт. А когда грянула война была призвана в армию полевым хирургом. Девятилетний Роберт остался на попечении бабушки, которая вскоре умерла. Мать Роберта хотела оформить его как сына полка, но однополчанин отговорил ее от этого рискованного шага. И вместо фронта Роберт остался в Москве в Даниловском детском приемнике.

Из воспоминаний поэта: «Первое стихотворение написано в 1942 году. В начале войны, когда родители ушли на фронт, потрясённый всем происходящим, я написал стихи, которые увидел учитель. Они были опубликованы в газете, естественно, не потому, что мастерски написаны. Это были слова десятилетнего пацана. Слова, которые могли бы сказать миллионы мальчишек и девчонок, чьи родители ушли на фронт».

С винтовкой мой папа уходит в

поход.

Желаю, любимый, побед!

И мама зеленую сумку берет,

Уходит с сестрой в лазарет.

Раздать листочки детям для чтения.

Летом сорок пятого приехали родители (мама к тому времени вышла замуж во второй раз за офицера), не без труда увезли его с собой. Роберт был усыновлен отчимом. Так у него появился отец, которого он сразу полюбил, и новая фамилия – Рождественский.

Помните!
Через века,
                    через года —
помните!
О тех,
кто уже не придет
                             никогда,—
помните!
Не плачьте!
В горле
                сдержите стоны,
горькие стоны.
Памяти
               павших
                           будьте
                                     достойны!
Вечно
достойны!

Хлебом и песней,
мечтой и стихами,
жизнью
              просторной,
каждой
               секундой,
каждым
                дыханьем
будьте
достойны!

Люди!
Покуда сердца
                      стучатся,—
помните!
Какою
ценой
завоевано счастье,—
пожалуйста,
                     помните!
Песню свою
                     отправляя в полет,—
помните!
О тех,
кто уже никогда
                            не споет,—
помните!
Детям своим
                        расскажите о них,
чтоб
запомнили!

Детям
            детей
расскажите о них,
чтобы тоже
запомнили!
Во все времена
                         бессмертной
                                           земли
помните!
К мерцающим звездам
                                        ведя корабли,—
о погибших
помните!

Встречайте
                    трепетную весну,
люди земли.

Убейте
             войну,
прокляните
войну,
люди земли!

Мечту пронесите
                              через года
и жизнью
наполните!..
Но о тех,
кто уже не придет
                                никогда,—
заклинаю,—
помните

В 1950 году поэт поступил на историко-филологический факультет Карело-финского (сейчас Петрозаводского) университета, откуда через год перешел в Литературный институт имени А.М. Горького, который закончил в 1956 году. В Литературном институте познакомился с Евгением Евтушенко, учившимся годом раньше, Расулом Гамзатовым, Григорием Поженяном, Григорием Баклановым, Чингизом Айтматовым, вошел в литературу вместе с Беллой Ахмадулиной, Андреем Вознесенским, Владимиром Цыбиным.

Здесь в 1953 году, Роберт встретил свою первую и единственную любовь, студентку отделения критики Аллу Кирееву, будущую жену. Ему было 21 год, а Алле 20.

Мы совпали с тобой,

совпали

в день, запомнившийся навсегда.

Как слова совпадают с губами.

С пересохшим горлом —

вода.

Мы совпали, как птицы с небом.

Как земля

с долгожданным снегом

совпадает в начале зимы,

так с тобою

совпали мы.

Мы совпали,

еще не зная

ничего

о зле и добре.

И навечно

совпало с нами

это время в календаре.

Блестящий поэт Роберт Рождественский и литературный критик Алла Киреева прожили вместе почти 41 год. Незадолго до смерти Роберт Иванович, который тяжело болел и уже практически не передвигался, отправил жене послание: «Милая, родная Аленушка! Впервые за 40 лет посылаю тебе письмо со второго этажа нашей дачи на первый этаж — значит, настало такое время. Я долго думал, чего бы тебе к этому (до сих пор не верю!) общему юбилею подарить, а потом стоящий на полке трехтомник увидел и даже от радости и благодарности к тебе засмеялся. Целое утро делал закладки к стихам, которые (аж с 51-го года!), так или иначе, имеют к тебе отношение... Ты — соавтор практически всего, что я написал».

Я в глазах твоих утону, можно?

Ведь в глазах твоих утонуть — счастье.

Подойду и скажу: Здравствуй,

Я люблю тебя. Это сложно…

Нет, не сложно, а трудно

Очень трудно любить, веришь?

Подойду я к обрыву крутому

Стану падать, поймать успеешь?

Ну а если уеду — напишешь?

Я хочу быть с тобой долго

Очень долго…

Всю жизнь, понимаешь?

Я ответа боюсь, знаешь….

Ты ответь мне, но только молча,

Ты глазами ответь, любишь?

Если да, то тогда обещаю

Что ты самым счастливым будешь

Если нет, то тебя умоляю

Не кори своим взглядом ,

Не тяни своим взглядом в омут

Пусть другую ты любишь, ладно…

А меня хоть немного помнишь?

Я любить тебя буду, можно?

Даже если нельзя, буду!

И всегда я приду на помощь

Если будет тебе трудно!


Человеку надо мало:

чтоб искал

и находил.

Чтоб имелись для начала

Друг — один

и враг — один…

Человеку надо мало:

чтоб тропинка вдаль вела.

Чтоб жила на свете

мама.

Сколько нужно ей — жила..

Человеку надо мало:

после грома — тишину.

Голубой клочок тумана.

Жизнь — одну.

И смерть — одну.

Утром свежую газету —

с Человечеством родство.

И всего одну планету:

Землю!

Только и всего.

И — межзвездную дорогу

да мечту о скоростях.

Это, в сущности,- немного.

Это, в общем-то,- пустяк.

Невеликая награда.

Невысокий пьедестал.

Человеку мало надо.

Лишь бы дома кто-то ждал.

Каким был Роберт Рождественский? Поэт, который ворвался в жизнь свежим ветром перемен. Его цитировали, обожали, буквально носили на руках. Его заикание и его знаменитая родинка делали его еще более обаятельным. Вначале это был негромкий, даже робкий, но очень юморной Роберт, умудрявшийся при своей застенчивости быть заметным боксером, баскетболистом, волейболистом.

Популярность огромная: книги расхватывались, творческие вечера при полных залах. В 60-е он был одним из тех, кто покорял Политехнический и дворцы спорта. Тогда конная милиция близко узнала, что, кроме таких массовых зрелищ, как футбол и хоккей, существует еще поэзия.

Он входил в «великолепную пятерку», не менее любимую, чем тогдашние хоккейные: Рождественский, Евтушенко, Вознесенский, Ахмадулина, Окуджава.

Стихи Роберта Рождественского передают воздух того времени, неповторимую атмосферу «оттепели» 60-х годов прошлого века. Жизнелюбие было определяющей, главной чертой ровесников поэта. И он прекрасно сумел передать в своих стихах это неотъемлемое качество своего поколения.

Мы пришли

в этот мир,

чтоб смеяться и плакать,

видеть смерть

и, в открытое море бросаясь,

песни петь,

целовать неприступных красавиц!

Мы пришли

быть,

где необходимо и трудно...

От земли

города поднимаются круто.

Век

суров.

Почерневшие реки

дымятся.

Свет костров

лег на жесткие щеки

румянцем...

Как всегда,

полночь смотрит

немыми глазами.

Поезда

отправляются по расписанью.

Мы ложимся спать.

Кров родительский

сдержанно хвалим.

Но

опять

уезжаем,

летим,

отплываем?

Двадцать раз за окном

зори

алое знамя подымут...

Знаю я:

мы однажды уйдем

к тем,

которые сраму

не имут.

Ничего

не сказав.

Не успев попрощаться...

Что

с того?

Все равно: это -

слышишь ты? -

счастье.

Сеять хлеб

на равнинах,

ветрами продутых...

Жить взахлеб!

Это здорово кто-то придумал!

Утром 19 августа 1994 года Рождественскому стало плохо. Его старшая дочь Екатерина позвонила другу семьи – врачу Рошалю. Поэта увезли в больницу Склифосовского. На следующий день поэта не стало. Было ему шестьдесят два года.

Ах, как мы привыкли шагать от несчастья к несчастью.

Мои бесконечно родные,

прощайте!

Родные мои, дорогие мои, золотые,

останьтесь, прошу вас,

побудьте опять молодыми!

Живите. Прощайте...

Тот край, где я нехотя скроюсь, отсюда не виден.

Простите меня, если я хоть кого-то обидел!

Целую глаза ваши,

Тихо молю о пощаде.

Мои дорогие. Мои золотые.

Прощайте!..

Постичь я пытался безумных событий причинность.

В душе угадал...

Да не все на бумаге случилось.

4) Подведение итогов, рефлексия.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

План-конспект разработки урока музыки в 5 классе на тему:"Что роднит музыку с литературой в сказке".

Развернутый план урока с презентацией и музыкальными фрагментами....

Презентация к уроку в 10 классе на тему "Предприниматель и мотивация его деятельности. Предпринимательский доход" и разработка урока. А также План-конспект открытого урока в 5 классе на тему:Семья как потребитель товаров и услуг на рынке

В данном материале дана разработка открытого урока на тему "предприниматель и мотивация его деятельности. Предпринимательский доход" и презентация к данному уроку. И План-конспект урока в 5 классе на ...

План-конспект открытого урока по родному языку (кумыкский) в 6 классе на тему:"Склонение имён существительных по падежам","Атлыкъланы гелишлеге гёре тюрлениши"

План-конспект открытого урока по родному языку (кумыкский) в 6 классе на тему:"Склонение имён существительных по падежам","Атлыкъланы гелишлеге гёре тюрлениши"...

План-конспект открытого урока - Тема урока: «Огромное небо» Р.Рождественский

Разработка урока по теме "Огромное небо" Р.Рождественский /Чтение З.Ф.Малышева (УМК для 5 класса специальных (коррекционных) образовательных учреждений 8 вида/ выполнен в виде технологической карты в ...

План - конспект к уроку "Ночь Роберта Бернса"

План - конспект к уроку "Ночь Роберта Бернса" разработан на базе УМК "Spotlight 10"...

План-конспект открытого урока в 8 классе по 1 теме "Schön war es im Sommer" Thema der Stunde: " Планы на отдых у молодёжи разные."

1. Учить читать короткие тексты с полным пониманием прочитанного и определять содержание текста с ситуацией.                          ...