План-конспект урока по теме " Добро и зло в «Сказке о мёртвой царевне и семи богатырях» А.С. Пушкина.
план-конспект урока по литературе (5 класс)

Тютина Татьяна Геннадьевна

План-конспект урока по теме "Добро и зло в «Сказке о мёртвой царевне и семи богатырях» А.С. Пушкина.

Скачать:


Предварительный просмотр:

План-конспект урока по теме Добро и зло в «Сказке о мёртвой царевне и семи богатырях» А.С. Пушкина.

Цели урока:

Формирование умения работать с текстом художественного произведения, выделять тему и идею;

воспитывать понимание природы базовых нравственных категорий добра и зла на примере  “Сказки о мертвой царевне  и   о семи богатырях”;

обучение грамотному, выразительному чтению;

формирование умения анализировать литературные произведения,

развитие речевых умений и творческих способностей;

формировать культуру речи, культуру слушания, культуру высказывания; воспитывать интерес к художественной литературе, желание читать книги.

Планируемые результаты:

Оборудование урока: текст “Сказки о мертвой царевне и семи богатырях”, иллюстрации к сказке, портрет А.С. Пушкина,

Технические средства обучения: компьютер, проектор, интерактивная доска

Ход урока

  1. Вступительное слово учителя

А.С. Пушкин - гениальный русский поэт. Им написаны повести, романы, пьесы, стихи и даже сказки. Загадка всех этих произведений в том, что их смысл нельзя понять сразу, он раскрывается постепенно много-много лет. Вот сегодня мы с Вами узнаем, в чем смысл сложных понятий Добра и зла в “Сказке о мертвой царевне и семи богатырях”. Но через много лет Вы вновь прочитаете эту сказку уже своим детям, и поймете много нового.  Потому что свои тайны Пушкин-волшебник открывает не сразу, и только тем, кто внимательно читает его произведения. Потому один из поэтов даже написал:

Учитесь Пушкина читать

Учитесь Пушкина читать:

Не просто пробегать глазами,

Как часто делаем мы с вами,

А видеть,слышать,понимать.

 

Учитесь Пушкина читать.

Я говорю не в назиданье,

Не как домашнее заданье

Вас заставляли повторять, —

Учитесь Пушкина читать

Без торопливости и лени,

И связь времён и поколений

Вас не устанет удивлять.

 В. Гин

Учитель: 

Нам всем хорошо знакомо выражение “В сказках Добро всегда побеждает Зло”. Что же это такое – Добро и Зло? Как Вы думаете?

Учитель:

Хорошо, ребята, молодцы. Я тоже поработала со словарем и приготовила толкование данных терминов.     

(На экране при помощи проектора выводятся заранее подготовленные толкования терминов):

 «Добро-это то, что хорошо, полезно, нужно человеку, с чем связаны надежды людей, представления о свободе и счастье.

Зло всегда имеет отрицательный смысл и обозначает плохое, влекущее за собой беды, страдания, горе, несчастье». (Школьный философский словарь).   «Добро - в духовном значении благо, что честно и полезно, что требует от нас долг человека.

Зло - худое, лихое. Злой человек- причиняющий зло другим: вредный. пагубный»(Словарь живого русского языка В. Даля).

Учитель:

-Ребята, как вы думаете, можно ли  утверждать, что добро и зло являются противоположными понятиями?

Ученики: Да, добро и зло – противоположные понятия.

Учитель:

-Мне хотелось бы, чтобы вы усвоили сегодня не только значения слов, данные в словаре, но и попытались увидеть, как А. С. Пушкин раскрывает смысл понятий  добро и зло в “Сказке о мертвой царевне и семи богатырях”.

Для начала вспомним сюжет сказки. Что происходит?

Сюжет произведения

Царь уехал в долгий путь, оставив царицу дожидаться его. Спустя 9 месяцев в сочельник родила она дочь. По приезду царя царица вскоре умерла. Через год царь женился второй раз – новая жена была божественно красива, но завистлива и своенравна. Из приданного было у неё говорящее зеркало, повторявшее, что она на свете краше всех.

Царевна подросла, похорошела, сосватали её с царевичем Елисеем. Каждый раз зеркало отвечало мачехе, что теперь прекраснее всех молодая дочь царя. Злая и завистливая женщина приказала Чернавке отправить царевну в лес, связать и оставить на съедение хищникам. Служанка пожалела девушку, а от мачехи скрыла правду.

Бредя по лесу, царевна нашла терем, где жили семь молодцев-богатырей. Стала она им сестрицей, вела хозяйство и не перечила. Узнав, что царевна жива, мачеха решила её отравить: переоделась в старуху и угостила девушку отравленным яблоком. Царевна уснула вечным сном. Богатыри поместили её в хрустальный гроб, и закрепив на шести столбах, простились.

Царевич Елисей искал любимую по всему свету, но не мог найти. Ветер указал ему дорогу. С появлением жениха молодая девушка снова ожила. Приехав домой, мачеха не выдержала досады и умерла. А царевич с царевной обвенчались и сыграли пышную свадьбу.

  • 1Отправление царя в путь, ожидание царицы у окна.
  • 2Женитьба царя на красивой, но злой женщине.
  • 3Ненависть мачехи к царевне. Приказ отвести её в лес на съедение волкам.
  • 4Царевна остаётся в живых, находит в лесу терем семи богатырей и живёт у них.
  • 5Новость о существовании царевны, отравление невесты Елисея.
  • 6Прощание семи богатырей с царевной.
  • 7Встреча королевича Елисея с любимой, царевна оживает.
  • 8Возвращение возлюбленных в отчий дом, их венчание и свадьба. Смерь завистливой мачехи.

Назовите главных героев сказки.

Царица

Царевна

Внешность

Высока

Стройна

Бела

Белолица

Черноброва

Поведение,

характер

Горда

Ломлива

Своенравна

Ревнива

Злая

Зависиливая

Красавица-душа

Милая

Приветливая

Скромная

Трудолюбивая

Душевная

Эпитеты-характеристики

Черный

(зависть)

Белый

Красный

Румяный

Учитель:

Подумайте, в образах каких героев заметна наиболее яркая характеристика Добра и Зла?

Ученики: В персонажах Царевны и царицы.

Учитель: Правильно. А сейчас мы с Вами разделимся на группы и каждая группа выполнит свое задание.

1группа. Показать, почему мы назвали Царевну доброй. Найти в тексте как можно больше строк-доказательств.

2 группа. Показать, почему мы назвали злой Царицу. Найти в тексте как можно больше строк-доказательств.

3 группа. Показать характер других добрых людей Богатырей и Елисея.

Учитель:

Хорошо, ребята. А сейчас запишите в тетрадях определения, характеризующие героинь, в два столбика в виде таблицы. Посмотрим, что получилось.         

 Учитель: А теперь попробуем также по группам выразить при чтении интонацией характер доброй Царевны, злой царицы, добрых богатырей. Для этого самостоятельно выберете цитаты из текста и прочитайте. (Чтение отрывков возможных отрывков «Царица и зеркало», «Но царевна молодая…»).

Учитель:

-Ребята, почему царица решила погубить царевну? В чем суть конфликта между ними?

Ученики: Царица-мачеха считает себя самой красивой, а царевна становится ее соперницей, потому что волшебное зеркало сообщает, что падчерица “милее и белее”, чем она.

Учитель:

-А какими словами мы можем выразить отношение царицы к царевне?

Ученики: Ненависть, зависть.

Учитель:

-Обладает ли добрый человек такими чувствами?

Ученики: Нет, эти чувства характерны для злых людей.

Учитель:

-А как относится царевна к царице, которая ее решила погубить, к Чернавке, которая уводит девушку в темный лес?

Ученики: Она даже к своим врагам относится хорошо, не держит на них зла, не пытается им отомстить.

Учитель:

-Ребята, и царица, и царевна – внешне красивы. Про какую из героинь мы можем сказать, что она обладает и внутренней, душевной красотой?

Ученики: Царица красивая, но злая, никого не любит. Она весела только с зеркальцем. Значит душа у нее черная. А царевна по-настоящему красива, она всех любит, творит добро, и все ей помогают.

У: А теперь также по группам мы найдем всех  тех, кто помогает доброй Царевне. Кто найдет больше? (Работают по группам)

Друзья Богатыри, жених Елисей, Соколко, месяц, ветер.

У: А теперь попробуем вместе нарисовать схему, в которой будут участвовать все, кого Вы нашли.

В центре Царевна, которая воплощает добро.  Ей помогают(стрелочками)  люди, Соколко-животный мир, месяц, солнце, ветер-природа, весь наш мир.        

            Люди, животный мир     Добрая  Царевна      Природа, весь мир.

                                                          АВТОР

А кого мы забыли? Кто главный Волшебник, который так все задумал и сделал?

У: Да, конечно это Автор сказки. Он задумал, что  весь добрый мир помогает Царевне и, совершается Чудо. Какое? Мертвая Царевна оживает.

Что же происходит со злой царицей-мачехой?

Найдите строки, в которых говорится о последних минутах ее жизни.

Учащиеся зачитывают строки:

                                                  “Злая мачеха, вскочив,  

                                                   Об пол зеркальце разбив,        

                                                   В двери прямо побежала

                                                   И царевну повстречала    

                                                  Тут ее тоска взяла,                

                                                  И царица умерла”.

Учитель:

-Пять раз в сказке царица названа злой. И она, действительно, причиняет зло тем, кто рядом с ней. И она наказана за свою подлость, зависть, зло, которое несет людям. Скажите, ребята, какой вопрос на уроке был главным? К какому выводу мы пришли?

Ученики:А.С.Пушкин противопоставляет в сказке два понятия: Добро и Зло. В сказках Добро всегда побеждает, а Зло наказано.

Учитель:

-В произведениях литературы отражается жизнь. В сказках мы наблюдаем борьбу добра со злом. В жизни все происходит гораздо сложнее, мы не можем разделить людей на добрых и злых. В душе каждого человека наблюдается противостояние добра и зла. Ведь мы совершаем и добрые поступки, и злые. Любим, желаем добра, здоровья. И тут же завидуем, обижаемся и даже, бывает, ненавидим.

Подумайте, пожалуйста, чему научила вас сказка А. С. Пушкина, и считаете ли вы себя добрыми? И хотелось бы вам походить на Царицу. И когда Вы станете взрослыми, вспомните сказки Пушкина, как это делаем мы, взрослые.

К нам приходят пушкинские сказки
Яркие и добрые, как сны.
Сыплются слова, слова-алмазы
На вечерний бархат тишины.
Шелестят волшебные страницы,
Все скорей нам хочется узнать,
Вздрагивают детские ресницы,
Верят в чудо детские глаза.
Даже, если мы уже не дети,
В двадцать, в тридцать лет и в сорок пять,
Убегаем мы порою в детство,
Убегаем к Пушкину опять.
Убегаем в буйство свежих красок,
В торжество добра над темным злом.
Убегаем в Пушкинские сказки,
Чтоб добрей и лучше стать потом.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

"Добро и зло в нашей жизни" А.С. Пушкин "Сказка о мёртвой царевне и семи богатырях"

Данная методическая разработка предназначена для учащихся 5 класса при изучении сказки А. Пушкина "Сказка о мёртвой царевне и семи богатврях". На уроке учащиеся выявляют различия русской народной и ли...

Литературное чтение 4 класс тема урока: «А.С. Пушкин «Сказка о мёртвой царевне и семи богатырях»

Литературное чтение 4 класс тема урока: «А.С. Пушкин «Сказка о мёртвой царевне и семи богатырях»...

Урок литературы в 5-ом классе на тему "В чём секрет победы?" ( по произведению А.С. Пушкина "Сказка о мёртвой царевне и семи богатырях")

Урок литературы в 5-ом классе на тему "В чём секрет победы?" ( по произведению А.С. Пушкина "Сказка о мёртвой царевне и семи богатырях")...

Открытый урок Литература 5 класс Тема: А.С.Пушкин «Сказка о мёртвой царевне и семи богатырях. История рождения сюжета. Система образов с инсценирование фрагментов сказки. Добро и зло. Система образов.»

Цели: рассказать об истоках рождения пушкинской сказки; выявить систему образов сказки; развивать навыки  сопоставительного анализа ; воспитывать эстетическое восприятие художественного произведе...

Рабочий лист "Сходство и различие народных и литературных сказок. Сказка братьев Гримм "Снегурочка" и "Сказка о мёртвой царевне и семи богатырях" А.С. Пушкина

Рабочий лист помогает провести сравнительную характеристику народных и литературных сказок, самостоятельно сделать вывод...