"Добро и зло в нашей жизни" А.С. Пушкин "Сказка о мёртвой царевне и семи богатырях"
методическая разработка по литературе (5 класс) по теме
Данная методическая разработка предназначена для учащихся 5 класса при изучении сказки А. Пушкина "Сказка о мёртвой царевне и семи богатврях". На уроке учащиеся выявляют различия русской народной и литературной сказки. В процессе анализа определяют проблематику произведения, учатся давать личностную оценку в контексте развития творческих способностей. Форма урока - урок- исследование.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
a._s._pushkin_skazka_o_myortvoy_carevne_i_semi_bogatyryah.rar | 423.24 КБ |
Предварительный просмотр:
Урок литературы в 5-м классе по теме
"«Добро и зло в нашей жизни»
А.С. Пушкин "Сказка о мертвой царевне и семи богатырях"
Цели:
а) обучающая – познакомить учащихся с жанром литературной сказки; выявление жанровых различий русской народной и литературной сказки; определение проблематики сказки Пушкина в процессе ее анализа (характеристика героев, анализ эпизода, через авторское отношение к героям).
б) развивающая – умение давать личностную оценку (интерпретацию) произведению в контексте развития творческих способностей, воображения у учащихся.
в) воспитывающая – расширение представлений о духовной жизни Человека в процессе ее знакомства с произведениями искусства и литературы.
Оборудование урока:
- портрет А.С. Пушкина
- иллюстрации к сказкам А.С. Пушкина
- презентация
Методика проведения: комбинированный урок-исследование (беседа с элементами развития речи: словесное рисование, словарная работа, выразительное чтение, пересказ эпизодов, чтение наизусть)
Литература:
- А.С. Пушкин. Сказки (любое издание)
- Зуева Т.В. Сказки А.С. Пушкина. – М., 1989.
- Пушкин в школе. Сост. В.Я. Коровина. – М., 1998.
- Маранцман В.Г. Изучение творчества А.С. Пушкина в школе. – Ч.Т. – М.: Владос, 1999. – С.45-75.
- Непомнящий В. Поэзия и судьба. – М., 1983.
Ход урока
I. Актуализация прошлых знаний.
1. Вступительное слово учителя.
Вам знакома такая пословица «Мир не без добрых людей».
- А как вы понимаете смысл этой пословицы?
- Ежедневно мы сталкиваемся с вами с добром и злом. Сегодня на уроке мы постараемся разобраться в этих человеческих качествах. А помогут нам в этом сказки А.С.Пушкина. Именно сказка может предостеречь нас от неверных шагов, рассказать, как жить в мире и взаимодействовать с ним, не нарушая и не разрушая его. Запишем тему урока в тетради: «Добро и зло в нашей жизни».
- Давайте вспомним, что мы знаем об А.С.Пушкине.
Ученик:
Александр Сергеевич Пушкин родился в Москве в 1799 году. Пушкин рос в семье, где очень любили литературу и поэзию. И отец, и дядя мальчика сочиняли стихи. Страсть к поэзии у Пушкина проявилась очень рано. Уже в семь лет он сочинял на французском языке маленькие комедии и разыгрывал их перед своей сестренкой Оленькой. К одиннадцати годам он перечитал всю библиотеку отца. Учился Пушкин в Царскосельском лицее. Лицеистов учили прекрасные преподаватели. Рядом, во дворце, жил царь Александр I. Дворец и лицей окружал прекрасный парк. Пушкин любил гулять там с друзьями. Лицейской дружбе поэт остался верен всю жизнь. После окончания лицея Пушкин стал известен своими вольнолюбивыми стихами. За это он был отправлен сначала в южную ссылку, а затем в собственное имение Михайловское. После ссылки он женился на Наталье Николаевне Гончаровой, жил в Москве и в Петербурге. Пушкин погиб на дуэли, когда ему было 37 лет.
Ученик:
В жизни маленького Пушкина русская стихия жизни ярче всего воплощалась в двух женщинах. Это была бабушка Мария Алексеевна и няня Арина Родионовна, которые вносили в жизнь мальчика женственную ласку, баловство, тепло. Вокруг бабушки и нянюшки создавался свой, отдельный мир, - это мир душевной доброты, уюта, теплоты умного сердца.
Учитель:
Пушкин-лицеист в стихотворении «Сон» с благодарностью описал заботливых женщин.
Ученик
Но детских лет люблю воспоминанье.
Ах! Умолчу ль о мамушке моей,
О прелести таинственных ночей,
Когда в чепце, в старинном одеянье,
Она, духов моментом уклоня,
С усердием перекрестит меня
И шепотом рассказывать мне станет
О мертвецах, о подвигах Бовы…
От ужаса не шелохнусь, бывало,
Едва дыша, прижмусь под одеяло,
Не чувствуя ни ног, ни головы
Все в душу страх невольно поселяло.
Я трепещу – и тихо наконец
Томленье сна на очи упадало.
Учитель
Няня и бабушка сливаются, сплетаются, обе близкие, обе ласковые, любовно чуткие к детским радостям и горестям, обе насыщенные творческим русским духом. Когда много лет спустя Пушкин-отец будет по вечерам перед сном, крестить собственных детей, не образ нарядной матери, а ласковое лицо старой няньки встанет перед ним.Арина Родионовна была не только ласковая няня, но и веселая болтливая сказочница.
Сюжет пушкинских сказок, которые мальчик Пушкин любил слушать перед сном, именно она и рассказывала. Александр Сергеевич Пушкин написал 5 сказок. Давайте вспомним их названия. («Сказка о царе Салтане», «Сказка о рыбаке и рыбке», «Сказка о попе и работнике его Балде», «Сказка о мертвой царевне и о семи богатырях», «Сказка о золотом петушке»).
Когда я так же, как и вы, училась в 5-м классе, то читала огромное количество книг. И уже тогда я поняла, что в художественном произведении всё неслучайно, любая художественная деталь, любое слово в книге неслучайны. Давайте в этом сегодня убедимся.
Поэтому наш урок я предлагаю провести в форме исследования.
Вы члены научного общества.
Я ваш научный руководитель.
Объект исследования - сказка А.С.Пушкина «Сказка о мёртвой царевне и о семи богатырях».
Тема исследования – ДОБРО И ЗЛО В СКАЗКАХ ПУШКИНА
Гипотеза нашего исследования будет такой – Добро побеждает зло
2. Беседа с учениками.
Как у любого мага и чародея у меня есть свои фантастические предметы. Перед вами волшебная шкатулка. Попробуйте догадаться, какой волшебный предмет я сейчас достану? Этот предмет есть практически у каждого волшебника, глядя в него, он предвидит будущее, находит ответы на любые вопросы.
(Книга).
Так как мы сегодня проводим исследование, то моя волшебная книга будет служить нам справочником, в котором мы сможем найти ответы на все интересующие нас вопросы.
Уважаемые члены научного общества, начнём наше исследование.
Разберёмся в теме поэтапно. Начнём со слова «сказка».
- Что такое сказка?
Для того чтобы проверить, я предлагаю заглянуть в волшебную книгу.
(Презентация «сказка»).
- Какая сказка является литературной? (Проверим )
- Какая сказка является волшебной? (Проверим)
1. В чем сходство и различие русской народной сказки от литературной? (Заполнение таблицы)
Русская народная сказка | Литературная сказка |
1) Сходство: - построение сказки (присказка, зачин, концовка) - сюжет (динамичный, стремительный, фантастический) - положительные и отрицательные герои - конфликт развивается при помощи чудесных (фантастических) сил. 2) Различия: народ-сказитель. Конкретный человек (писатель). Сюжет, герои |
II. Актуализация новых знаний.
1. Беседа по тексту А.С. Пушкина (выявление читательского восприятия)
- Вы уже прочитали эту сказку дома.
- Какое настроение вызвала у вас сказка Пушкина? («Сказка о мертвой царевне и о семи богатырях» вызвала хорошее, радостное настроение. Но сначала возникло чувство грусти, тревоги за судьбу царевны, и только когда королевич Елисей спас царевну, грусть и печаль ушли).
- Назовите героев сказки. Мы видим, что среди них есть положительные и отрицательные герои. Хочется подробнее поговорить о них. Для этого нам предстоит поработать в группах.
Работа в группах (Класс делится на группы по 4 человека и получает карточки с заданием. На одной стороне карточки дается иллюстрация героя, на другой – задание).
Вопросы на осмысление содержания сказки.
(Задание для 1 группы)
Переходим к первому этапу нашего исследования. Волшебная шкатулка. Догадайтесь, какой волшебный предмет я сейчас достану?
Ей в приданое дано
Было лишь оно одно,
Свойство волшебное имело:
Говорить оно умело.
(Зеркало).
- В каком эпизоде сказки мы впервые встречаемся с этим предметом?
- Каким волшебным свойством обладало зеркало?
- А вы никогда не задумывались, почему именно зеркало? А может, в самом предмете кроется причина?
(Проверим - презентация)
- Что же скрывается за этим волшебным предметом?
(Что его хозяйка - ведьма).
- Какой вы представляете себе царицу перед зеркальцем? (Чтение монолога царицы наизусть заранее подготовленным учеником).
- Какими эпитетами награждает её автор?
- Давайте вспомним, какими чертами характера обладает ведьма в других сказках?
(Злая).
- В каком эпизоде сказки Пушкин впервые показывает нам истинное лицо царицы?
(«Ах, ты..»).
- Каким цветом можно раскрасить чувства и настроение царицы в этом отрывке?
(Чёрным).
- Использует ли Пушкин слова с корнем –чёрн- в этом отрывке?
(Постоянный эпитет чёрная зависть и Чернавка, а кто такая Чернавка- презентация)
(Задание для 2 группы)
- Охарактеризуйте Чернавку. Каким героем она является: положительным или отрицательным?
- А кто знает, что обозначает чёрный цвет?
(Проверим –презентация)
Увидели, что Пушкин напрямую не говорит, что мачеха - ведьма, а при помощи определённых символических предметов, изобразительных средств языка, раскрывая определённые черты характера, показывает нам это. Красота и зло.
(Задание для 3 группы)
- Как вы представляете себе молодую царевну?( Красота и доброта (внутренняя и духовная). Кротость, доверчивость делают героиню сказки беззащитной. )
(Задание для 4 группы)
Следующий этап нашего исследования. Вновь волшебная шкатулка. Следующий предмет, который я достану, это магическая цифра. Догадайтесь, какая.
(Семь).
- В каком эпизоде сказки мы встречаемся с этой цифрой?
Зачитываем этот отрывок.
(Действительно ли, люди добрые живут.)
- Всё-таки причём здесь магическая цифра семь? Почему именно семь богатырей?
Заглянем в волшебную книгу?
(Презентация).
Пушкин, используя цифру семь, намекает нам, что царевна столкнётся с добрыми сказочными персонажами.
Проведём исследования в группах. Группы исследуют разные отрывки из текста.
- Охарактеризуйте семерых богатырей. Почему при таких сильных защитниках царевна мертва?
А теперь, поскольку я сегодня работаю волшебником, позвольте мне вам продемонстрировать магическую силу цифры семь.
(Физпауза). Попрошу вас всех встать.
Поднимает руки класс- это раз,
Повернулась голова – это два.
Руки вниз, вперёд смотри – это три,
Руки в стороны пошире на четыре,
С силой их к плечам прижать – это пять
И за парты тихо сесть – это шесть,
Улыбнуться нужно всем – это семь!
- Поднялось у вас настроение? Правда, магическая цифра семь?
Следующий этап нашего исследования. Угадайте, какой предмет я достану из волшебной шкатулки:
Оно соку спелого полно,
Так свежо и так душисто,
Так румяно-золотисто,
Будто мёдом налилось!
Видны семечки насквозь…
(Яблоко).
- В каком эпизоде сказки говорится о яблоке? Что обозначает оно означает?
(презентация)
- В кого превращается мачеха в этом отрывке?
(Черница).
- Почему Пушкин опять использует слово с корнем –чёрн-?
- Что оно принесёт?
(Смерть).
- Почему мачеха отравила царевну именно при помощи яблока?
Опять Пушкин в скрытой форме показывает, что царевне угрожает смерть. Докажите.
Переходим к следующему этапу нашего исследования.
А я опять обращаюсь к своей волшебной шкатулке. (Достаю хрусталь).
- Ребята, как вы думаете, что я достала?
- Как называется этот камень?
- В каком отрывке мы встречаемся с хрусталём?
- Когда вы читали сказку, вам жалко было царевну? Почему?
- Почему же всё-таки богатыри решили положить царевну именно в хрустальный гроб. Что означает это слово?
(Проверим –презентация)
С хрусталём автор сравнивал душу царевны. Недаром, когда вода очень чистая, про неё тоже говорят: «Хрустальная».
- Мы поговорили о героях сказки, но не о всех. В сказке есть герой, который… «…между тем по свету скачет. Нет как нет! Он горько плачет, И кого ни спросит он, Всем вопрос его мудрён. К красну солнцу наконец Обратился молодец». (Королевич Елисей)
Последний этап нашего исследования. Я вновь открываю волшебную шкатулку. Достаю волшебные силы природы. Ветер, солнце и месяц. Пушкин наделяет их способностью говорить.
- Королевич Елисей, отчаявшись найти свою любимую, обращается к силам природы: к солнцу, месяцу, ветру. Ребята подготовили выразительное чтение наизусть этих монологов. Давайте послушаем их.
- Почему солнце, месяц и ветер помогают именно королевичу Елисею?
- А вы догадывались, что обозначает имя Елисей?
- Ребята, вы обратили внимание, как от одной встречи к другой растет волнение Елисея, его стремление найти невесту. Отметим волшебное число «три»: столько раз королевич обращается к силам природы. Какими словами обращается Елисей к солнцу, месяцу и ветру? В этих словах проявляется тревога, волнение, надежда и печаль королевича. Эти чувства проявляются в ласковости обращений, в вопросе: «Аль откажешь мне в ответе?», в настойчивом повторении вопроса: «Не видал ли где на свете Ты царевны молодой?»
- Что помогло королевичу пробудить от волшебного сна свою невесту? (Только верная, преданная любовь королевича Елисея спасает царевну, пробуждает ее от мертвого сна.)
- Что происходит дальше, когда Елисей находит царевну?
(Царевна ожила).
- Что происходит в конце сказки?
(Мачеха умирает).
Можно ожить после смерти?
- Что послужило предвестником этого несчастья?
(Зеркало разбилось). Автор опять при помощи этой детали намекает нам, что произойдёт несчастье.
- Мы рассмотрели основных героев сказки. Теперь нам предстоит составить таблицу
Отрицательные герои | Положительные герои |
Мачеха (зло в мире) Чернавка | - Семь богатырей - Молодая царевна - Силы природы: Солнце, месяц, ветер. - собака Соколко - зеркальце (всегда говорит правду) |
- В конце сказки злая царица умирает, а королевич Елисей женится на царевне. Какие качества царевны вознаграждаются в сказке? (Кротость, доброта и терпение вознаграждаются. Девушка становится королевой. Однако она не становится подобием своей мачехи).
- Итак, проанализировав героев сказки, мы можем определить ее основную проблему: Добро и Зло в окружающем мире. Что выбирает человек? Добро или Зло?
В начале нашего исследования мы предположили, что в сказке Пушкина всё неслучайно. Убедились ли мы в том, что добро побеждает зло?
- Почему же сказка так называется, ведь не семь богатырей спасли царевну?
Предлагаю в группах провести исследование и ответить на этот вопрос. Во время работы помните, что в художественном произведении всё неслучайно!
(Работа в группах).
Руководители групп делают сообщения. (Семь – символ добра, смерть – это зло).
Идея любой волшебной сказки – добро побеждает зло.
(если время останется)
- Ребята, вы хорошо поработали, а теперь мы немного отдохнем и постараемся разгадать кроссворд «Назовите героя сказки». Кроссворд «Назовите героя сказки». (Учащимся необходимо назвать героя сказки и вспомнить, положительным или отрицательным героем он является)
1. Кому принадлежат эти слова: «Буду служить тебе славно, Усердно и очень исправно, В год за три щелка тебе по лбу, Есть же мне давай вареную полбу». (Балда)
2. Кто «…печально отвечает: «Грусть-тоска меня съедает. Одолела молодца, Видеть б я хотел отца». (Князь Гвидон)
3. Кто молвил голосом человечьим: «Отпусти ты, старче, меня в море! Дорогой за себя дам откуп: Откуплюсь, чем только пожелаешь». (Рыбка)
4. Кому принадлежат эти слова: «Дурачина ты, простофиля! Не умел ты взять выкупа с рыбки! Хоть бы взял ты с нее корыто, Наше-то совсем раскололось!» (Старуха)
5. Кому «…нужен был работник: Повар, конюх и плотник. И где найти ему такого Служителя не слишком дорогого?» (Поп)
Балда
Гвидон
Рыбка
Старуха
Поп
- Ключевое слово нашего кроссворда – добро.
В сказках добро всегда побеждает зло.
- Есть замечательная пословица: «От доброго слова и лед тает», а у нас в классе есть волшебная шляпа. Она содержит очень много хороших и добрых слов. Тот, кто ее надевает, тот теряет все свои плохие качества и у него остается только хорошее, доброе и красивое. Чтобы увидеть это, нужно смотреть волшебными глазами на того, на ком надета эта шляпа. (Ребята называют хорошие качества).
Домашнее задание .
Каждому человеку приятно услышать о себе хорошие слова. Вы сегодня очень хорошо работали, и мне хочется подарить каждому из вас волшебную золотую рыбку из сказки Пушкина. Я очень надеюсь, что эта рыбка исполнит все ваши желания, а ваши желания всегда будут только добрыми. Дома вам предстоит ответить на вопрос «Что значит быть хорошим человеком?», а ответ нужно будет записать на этой золотой рыбке. Мы с вами помним, что рыбка исполняет все желания. Поэтому все качества, которые вы напишите, будут присущи вам и вашим близким людям.
Выставление оценок
- Сегодня, вспомнив пушкинские сказки, мы поговорили о добре и зле. Что же все-таки важнее: Добро или Зло?
- В завершение нашего урока хочется сказать: Хоть зло сильно – всему вредит, Добро на свете победит!
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Сценарий спектакля по сказке А.С.Пушкина "Сказка о мёртвой царевне и семи богатырях"
Сценарий спектакля по сказке А.С.Пушкина "Сказка о мёртвой царевне и сами богатырях"разрабатывался для учащихся шестых классов школы глухих. Сценарий подготовили - учитель класса Кретова Н.В и учитель...
Конспект урока по литературному чтению 3 класс : А.С.Пушкин «Сказка о Мёртвой царевне и семи богатырях»
Конспект урока по литературному чтению 3 класс : А.С.Пушкин «Сказка о Мёртвой царевне и семи богатырях»...
Презентация по теме «Сказка о мёртвой царевне и семи богатырях»
Презентация по теме «Сказка о мёртвой царевне и семи богатырях»...
Урок - исследование по литературе в 5 классе А.С. Пушкин "Сказка о мёртвой царевне и семи богатырях"
Урок разработан по УМК В. Коровиной в соответствии с ФГОС второго поколения....
Открытый урок Литература 5 класс Тема: А.С.Пушкин «Сказка о мёртвой царевне и семи богатырях. История рождения сюжета. Система образов с инсценирование фрагментов сказки. Добро и зло. Система образов.»
Цели: рассказать об истоках рождения пушкинской сказки; выявить систему образов сказки; развивать навыки сопоставительного анализа ; воспитывать эстетическое восприятие художественного произведе...
Образовательное событие " Сравнительный анализ сказки А.С. Пушкина " Сказка о мёртвой царевне и семи богатырях" и сказки братьев Гримм " Белоснежка и семь гномов"
Сценарий образовательного события. Задания по группам....
План-конспект урока по теме " Добро и зло в «Сказке о мёртвой царевне и семи богатырях» А.С. Пушкина.
План-конспект урока по теме "Добро и зло в «Сказке о мёртвой царевне и семи богатырях» А.С. Пушкина....