Урок литературы в 5-ом классе на тему "В чём секрет победы?" ( по произведению А.С. Пушкина "Сказка о мёртвой царевне и семи богатырях")
план-конспект урока по литературе (5 класс) на тему
Урок литературы в 5-ом классе на тему "В чём секрет победы?" ( по произведению А.С. Пушкина "Сказка о мёртвой царевне и семи богатырях")
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
skazka_o_myortvoy_tsarevne.doc | 43 КБ |
Предварительный просмотр:
В чём секрет победы?
(урок литературы в 5-ом классе по произведению А.С. Пушкина «Сказка о мёртвой царевне и семи богатырях»)
Цели: ответить на главный вопрос урока «В чём секрет победы?»
Задачи урока:
- формировать умение анализировать поступки главных героев, с целью составления характеристики и выявления мотивов поступков;
- формировать умения устного высказывания;
- способствовать развитию умения строить отношения, быть добрыми, заботливыми на примере главных героев.
Оборудование:
1) Презентация.
2) На партах учащихся - учебники литературы для 5 класса, рабочие тетради, файлы с заданием.
Ход урока
Учитель: Я предлагаю вашему вниманию видеовикторину. Ваша задача, ребята, определить: какую сказку иллюстрирует слайд.
Сказка о рыбаке и рыбке
Сказка о золотом петушке
Сказка о попе и работнике его Балде
Учитель: Хорошо! А кто знает полное название этой сказки? Сказка о царе Салтане, о сыне его славном и могучем богатыре князе Гвидоне Салтановиче и прекрасной царевне лебеди
Сказка о мёртвой царевне и семи богатырях
Учитель: Кто написал эти сказки? (Пушкин)
Учитель: На последнем слайды находятся иллюстрации к какой сказке: совершенно верно. О ней мы сегодня с вами и поговорим.
Учитель: Вы прочитали эту сказку? Возникли ли у вас какие-нибудь вопросы?
Ученики: Да! | Ученики: Нет! |
Учитель: Мы можем сейчас ответить на этот вопрос? Давайте ответим… | Учитель: Вам всё понятно? А вот у меня возникли! И мне хотелось бы, ребята, чтобы мы с вами вместе нашли ответы! |
Учитель: Вы все знаете, чем закончилась сказка:
Ученики: царевна торжествует, царица умирает – добро победило зло.
Целеполагание: Так почему силы добра побеждают? И в чём же секрет победы добра над злом – главный вопрос, на который хотелось бы сегодня ответить, он и будет темой урока.
Сравнительная характеристика героинь сказки.
Учитель: Я думаю, вы легко определите, какие два персонажа, а точнее две героини, ярко олицетворяют силы добра и зла? Какие это героини? назовём их.
Ученики: царевна и царица-мачеха.
Учитель: А как, ребята мы понимаем, что перед нами положительный или отрицательный герой? Как мы можем судить об этом?
Ученики: характер, поступки.
Учитель: Предлагаю вам ребята поработать в парах и определить, какими качествами обладает каждая из героинь, но не просто выбрать, но подтвердить свой ответ отрывком из сказки.
Учитель: У вас на столах находится раздаточный материал в виде полосок бумаги (набор полосок на пару) , на которых обозначены черты характера и у каждого из вас есть учебник.
Учитель: Итак, у вас есть 10 минут на всю работу.
Работа у доски. Прикрепить качество рядом с портретом персонажа (право выйти к доске получает тот, кто подтвердил ответ отрывком из текста).
царевна | царица |
Добрая Верная Преданная Трудолюбивая Любящая | Злобная Жестокая Завистливая Равнодушная Эгоистичная Капризная |
Учитель: Почему царица такая? А ей кто-то помогает? Почему она одна?
Ученики: думает только о себе, только для себя старается.
Учитель: Выберите, пожалуйста, сами одну из полосок и подумайте, поразмышляйте, а как царевне можно было бы избавиться от того качества, которое вы выбрали?
Ученики: Завистливая (каждый хорош по-своему, найти в себе то, чем ты отличаешься от других)
Равнодушная …
Злобная…
Гордая…
Учитель: Вспомним, что с царицей происходит в финале сказки? Зло погибает, торжествует добро? Подумайте, есть ли сказка с другим, печальным концом? Нет, так почему же добро побеждает? В чём секрет?
Ученики: - в характере (не только о себе думать и т.д.)
- добрые поступки
- у добра всегда найдутся помощники
Учитель:
Домашнее задание: подумать над вопросом, всегда ли в жизни добро побеждает зло, и почему так происходит.
Рефлексия:
- Сегодня на уроке мне понравилось…
- У меня получилось…
- Мне было непонятно…
- Мне стоит задуматься о …
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект урока по литературному чтению 3 класс : А.С.Пушкин «Сказка о Мёртвой царевне и семи богатырях»
Конспект урока по литературному чтению 3 класс : А.С.Пушкин «Сказка о Мёртвой царевне и семи богатырях»...
Урок - исследование по литературе в 5 классе А.С. Пушкин "Сказка о мёртвой царевне и семи богатырях"
Урок разработан по УМК В. Коровиной в соответствии с ФГОС второго поколения....
Литературное чтение 4 класс тема урока: «А.С. Пушкин «Сказка о мёртвой царевне и семи богатырях»
Литературное чтение 4 класс тема урока: «А.С. Пушкин «Сказка о мёртвой царевне и семи богатырях»...
Открытый урок Литература 5 класс Тема: А.С.Пушкин «Сказка о мёртвой царевне и семи богатырях. История рождения сюжета. Система образов с инсценирование фрагментов сказки. Добро и зло. Система образов.»
Цели: рассказать об истоках рождения пушкинской сказки; выявить систему образов сказки; развивать навыки сопоставительного анализа ; воспитывать эстетическое восприятие художественного произведе...
Конспект урока по чтению в 7 классе для учащихся с легкой и умеренной степенью умственной отсталости (интеллектуальные нарушения) Тема: А. Пушкин «Сказка о мёртвой царевне и семи богатырях». Определение главной мысли произведения.
Урок адаптирован для 7 класса спецальной школы. Задания, вызывающие трудности у детей, выполняются вместе с учителем. Упор делается на видеоряд и аудиосопровождение....
Образовательное событие " Сравнительный анализ сказки А.С. Пушкина " Сказка о мёртвой царевне и семи богатырях" и сказки братьев Гримм " Белоснежка и семь гномов"
Сценарий образовательного события. Задания по группам....
План-конспект урока по теме " Добро и зло в «Сказке о мёртвой царевне и семи богатырях» А.С. Пушкина.
План-конспект урока по теме "Добро и зло в «Сказке о мёртвой царевне и семи богатырях» А.С. Пушкина....