Открытый урок по литературе 7 класс. В. Маяковский "Необычайное приключение, бывшее с В. Маяковским летом на даче"
методическая разработка по литературе (7 класс)

Ким-оол Чечек Семеновна

Открытый урок по литературе 7 класс. В. Маяковский "Необычайное приключение, бывшее с В. Маяковским летом на даче"

Скачать:


Предварительный просмотр:

 

Технологическая карта урока «В. Маяковский «Необычайное приключение, бывшее с Владимиром Маяковским      летом на даче» Учитель МБОУ СОШ №3 им.Т.Б.Кечил-оола г. Кызыла Ким-оол Чечек Семёновна

Предмет: литература. Класс: 7 «д»

Цели урока образовательные: совершенствование умения анализировать произведение, знать содержание стихотворения В. Маяковского, знакомство с представлениями поэта о роли поэзии в жизни человека и общества; выявить средства художественной выразительности в стихотворении;

развивающие: привитие интереса к литературе, совершенствование навыков выразительного чтения и умения анализировать поэтический текст, развитие творческих способностей учащихся;

воспитательные: через поэтическое слово воспитывать любовь к русской литературе.

Основные термины, понятия: тема, идея, гипербола, метафора, неологизм, особенности творчества.

Планируемые результаты: предметный результат - умение анализировать произведение, знать содержание произведения В. Маяковского, знакомство с представлениями Маяковского о роли поэзии в жизни человека и общества; выявить средства художественной выразительности в стихотворении; личностный результат - интерес к русской литературе, умение объективно оценивать свою работу и работу других учащихся, метапредметный результат - развитие регулятивных, познавательных и коммуникативных УУД.

Ресурсы: презентация PowerPoint, карточки, аудиозапись, учебник литературы 7 класса, выставка плакатов и книг В.Маяковского, оформленный стенд, где есть стихотворения В.Маяковского и тувинских поэтов С.Пюрбю и А.Даржай. Оформление над доской «140 солнц» (рисунки самих учеников 7 «д» класса)

Тип урока: урок открытия новых знаний.

Технология: Развитие критического мышления через чтение и письмо.

Методы работы на уроке: частично-поисковый, исследовательский.

Межпредметные связи: русский язык, тувинская литература.

Ход урока.

Этапы урока.

УУД

П – познавательные;

Р – регулятивные;

К – коммуникативные.

Л – личностный результат

Формы работы, приёмы работы.

Содержание работы.

Деятельность учителя и учащихся.

1) Организаци-онный этап. Эмоциональ-ный настрой

– интерес к изучению поэзии и творчества поэта (Л)

фронтальная работа

Здравствуйте, ребята. Сегодня на уроке у нас гости. Как говорится в пословице «Деревья смотри в плодах, а людей смотри в делах» давайте покажем себя в делах, ребята! Сегодня у нас необычный урок. Вы все готовились к этому уроку: на уроках ИЗО рисовали солнце, кто-то большое, кто-то маленькое, а кто-то и большое и маленькое. Оформление к уроку вам понравилось? Молодцы!    Мы с вами на уроке поговорим о поэзии. По домашней работе знаете, что урок наш посвящен творчеству В. Маяковского.  

2) Постановка цели урока. Мотивация учебной деятельности учащихся. Актуализация знаний

3) Первичное усвоение знаний + первичная проверка понимания

– целеполагание (Р);

– планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками (К),

– анализ, обобщение (П);

– извлечение необходимой информации из текстов (П);

– определение основной и второстепенной информации (П);

– аргументация своего мнения и позиции в коммуникации (К);

– осознание ответственности за общее дело (Л),

– смысловое чтение (П),

– анализ (П)

– смысловое чтение (П),

– аргументация своего мнения и позиции в коммуникации (К);

– осознанное и произвольное построение речевого высказывания (П); доказательство (П);

 

– формулирование и аргументация своего мнения в коммуникации (К);

фронтальная работа

индивидуаль-ная работа

фронтальная работа

Слушаем актерское чтение.

Выразитель-ное чтение стихотворе-ния

Приём «Кластер»

- Каковы цели нашего урока, ребята? (познакомиться с жизнью и творчеством поэта, познакомиться со стихотворениями, как они написаны необычно, узнать, как работал над     стихами поэт, выразительно будем читать стихотворение и проанализируем)

Учитель: Да, ребята, познакомимся сегодня с творчеством поэта Владимира Маяковского. Он – замечательный поэт. Посмотрим на уроке своеобразие стихотворного ритма, словотворчество поэта. Узнаем мысли автора о роли поэзии в жизни человека

- Что мы ещё знаем о Маяковском? Какие стихотворения вы читали? (Из курса начальной школы стихотворение «Что такое хорошо, что такое плохо?», «Кем быть?» (…Намотай себе на ус – все работы хороши – выбирай на вкус)

- Что необычного вы заметили в стихах поэта?(В.Маяковский писал стихи необычно - лесенками)

Класс записывает тему: В.Маяковский «Необычайное…»

Давайте проверим домашнюю работу.Вы должны были самостоятельно прочитать о жизни и творчестве поэта. Кратко расскажите о поэте и его творчестве.

Подготовленные ученики рассказывают некоторые  факты биографии поэта.                   Слайды № 1, 2, 3

  1-й ученик.  Родился 7 (19) июля 1893 года  в селе Багдати, Грузия, в семье лесничего. Бабушка  поэта происходила из  рода известного писателя Г. П. Данилевского, чья родословная связана с именами Гоголя и Пушкина. Детство поэта прошло на Кавказе и было счастливым.

1908 г. умирает отец. Семья переезжает в Москву, где поэт мог бы учиться на художника.                

2-й ученик. Слайды № 4, 5, 6

На Маяковского повлияли идеи революции. Он решил посвятить себя борьбе с существующим строем, вступил в ряды революционеров, занимался политической деятельностью.За подготовку побега политзаключенных попал на год в Бутырскую тюрьму, там он начал писать стихи.

 3-й ученик. Слайды № 7,8

 Маяковский отрицал существующую культуру, стремился в живописи и стихах к новой поэзии, стремился к будущему. В его стихах отражались  проблемы современной жизни.

 Учитель: В. Маяковский – удивительный человек. Личность яркая, необычная, самобытная.

Откройте учебник, страница 102.

- Прочитайте эпиграф. Как вы понимаете? (В.Маяковский один из значимых русских поэтов 20    века. По роду деятельности: поэт, публицист, драматург, актер, режиссер, сценарист)

 - Теперь откройте страницу 104. Кто прочитает выразительно 3-й абзац?  Молодец!

Учитель: Да, ребята, В.Маяковский писал оригинально – лесенками. Его стихи рассчитаны в основном на чтение с голоса, на массовую аудиторию) Посмотрите на выставку книг и плакатов В.Маяковского.

- В 20-е годы В.Маяковский активно сотрудничал в РОСТА(в Российском Телеграфном Агенстве). Писал стихи и рисовал плакаты. Летом 1920 года Маяковский жил на даче в Пушкино (Под Москвой), работал в РОСТА и ежедневно приезжал в город. Тогда-то и  было написано стихотворение «Необычайное…»

Особую роль в творчестве поэта играли его выступления. Он сам читал свои стихотворения. Советский актер Павел Лавут вспоминал, как поэт читал стихотворение «Необычайное..»

-Откройте страницу 105. Кто прочитает, начиная со слов «Особую роль…»

- Мы с вами тоже маленькие актеры, правильно, ребята? Сейчас мы с вами прослушаем, правда, отрывок актерского чтения, дальше сами продолжим выразительно читать стихотворение «Необычайное…»

(аудиозапись актерского чтения, далее читают ученики 7д класса – 3 человека)

- Понравилось ли вам актерское чтение?  А чтение ваших одноклассников? (ответы учеников)

- Давайте проанализируем стихотворение «Необычайное…»

- Обратите внимание на название, ребята. Что привлекло ваше внимание в заголовке?

Анализ названия.

- Для чего автор в заголовке указывает точно место действия, а в подзаголовке дает координаты действия?

(Автор хочет показать,что приключение было на самом деле,называя не только место, но и время)

- А почему же, читая название, я не верю, что оно о реальном событии? (слово «необычайное»)

- Напишите в тетради слово НЕОБЫЧАЙНОЕ,обведите в кружок и подберите синонимы к этому слову, нарисовав лепесточки, чтоб получился цветок (необыкновенное, удивительное,   изумительное, замечательное, небывалое, невообразимое, чудесное, неповторимое…)

- О каком же необычайном событии пишет Маяковский?

Вывод. Значит, в произведении будут сочетаться фантастические и реальные черты.Это один из приёмов создания поэтического образа у Маяковского. Но не единственный…

- Давайте нарисуем в тетради солнце, с которым разговаривал Маяковский.

- Особенности поэзии Маяковского – нарисуем лучи солнца и назовем его так: сочетание реального и фантастического.

4) Первичное закрепление

5. Физминутка

– осознанное и произвольное построение речевого высказывания (П); доказательство (П);

 – формулирование и аргументация своего мнения в коммуникации (К);

– выражение своих мыслей с достаточной полнотой и точностью (К);

- извлечение из текста необходимой информации (П);

– осознанное и произвольное построение речевого высказывания (П); доказательство (П);

– выражение своих мыслей с достаточной полнотой и точностью (К);

– смысловое чтение (П),

– анализ (П)

– осознанное и произвольное построение речевого высказывания (П); доказательство (П);

– выражение своих мыслей с достаточной полнотой и точностью (К);

– смысловое чтение (П),

– формулирование и аргументация своего мнения в коммуникации (К);

– выражение своих мыслей с достаточной полнотой и точностью (К);

– формулирование и аргументация своего мнения в коммуникации (К);

фронтальная работа

 

Дифферен-цированный подход (индивиду-альная работа для 4х учеников)

Задания:      

Задание № 1 Расскажите о поэте.      

Задание № 2 Расскажите солнце. 

Во время ответа ученики по одному пишут на доске, какую роль играют поэт и солнце.

 (Например: солнце дарит свет, тепло и радость, а поэт радует стихами народ.

Оба – труженики и полезны людям)

                    Солнце     -      ТРУДОЛЮБИЕ       -         Поэт

           Светит, дает тепло                  пишет стихи, говорить правду, указывает путь к свету

                                     БЫТЬ ПОЛЕЗНЫМ ЛЮДЯМ

Учитель: Основной художественный прием в стихотворении – параллелизм: сопоставляются жизнь солнца и творческий путь поэта. Параллелизм – один из приемов поэтической речи, состоящий в сопоставлении дувх явлений путем параллельного их изображения)

Игра «Верю — не верю» (слабым учащимся предлагается карточка с заданием)

Карточка №1

1.Действие происходит в Москве.

2.Поэта злил закат и восход солнца.

3.Поэт крикнул солнцу и назвал его «молодец».

4.Поэт пригласил солнце на чай.

5.Поэт жаловался солнцу на скуку.

6 Солнце жаловалось поэту на Луну

Карточка №2

1. Где произошло  это приключение?

2. В  какое время года ?

3. Назови героев стихотворения.

4  Чем угощал поэт солнце?

5. Жара плыла – метафора?

6. Образ солнца – одушевленный?

7. Неологизмы – новые слова?.

    (индивидуальная проверка учителем работы 4 учеников)

- Какова тема стихотворения? (Роль поэта в жизни общества. Разговаривая, поэт и солнце рассуждают, что человек многое может сделать, а солнце – нет. Поэт понимает, что у него дела обстоят лучше)

- Какова идея стихотворения? (Каждый должен выполнять свое дело.Солнце – пусть светит,          а поэт пишет стихи)

- Каким размером написано стихотворение? (4хстопный ямб чередуется с трехстопным)

- Какие рифмы в стихотворении? (Рифмы разные:есть точные и богатые – роста-просто, ало-стало, горою-корою, наверно-верно; много бедных, приблизительных рифм: не тая – ты да я, пылал – плыла, дармоед – ни лет)

- Какова рифмовка? (перекрестная - абаб)

- Какова интонация стихотворения?(разнообразная: от доверительной до волевой, часто командной)

- Какова форма стихотворения? (В.Маяковский строчки делит на подстрочия (лесенки).  Каждое слово выделяет паузой, на него обращается внимание)

РАССМОТРИМ изобразительно-выразительные средства в стихотворении.

  1. Самое яркое изобразительно-выразительное средство в стихотворении? (Конечно,гипербола. Что такое гипербола? Примеры: В 140 солнц закат пылал. Что я наделал? Я погиб!)
  2. Найдите олицетворения. (Солнце ведет себя как равноправный собеседник, наделен человеческими чертами характера: переводя дух, глаза Солнца, солнце говорит, думает,  заговорило басом)
  3. Эпитеты? (солнце ало, златолобо, из него струится странная ясь)
  4. Много метафор. (пригорок Пушкино горбил Акуловой горо, а низ горя деревней был, кривился крыш корою; стена теней, ночей тюрьма; катилось лето; жара плыла; раскинув   луч-шаги шагает солнце в поле; двустволка солнц; солнца масса)

Физминутка. Физминутка связана с гиперболой «В 140 солнц закат пылал»

     Все встали. Представим на минуту, что мы стоим над горой или над холмом летом. Стоит жара. На небе ни облачка. В 140 солнц закат пылал!  Помогут вам эту жару представить ваши же нарисованные на уроке ИЗО солнышки. Встали все на цыпочки. Подняли руки, потянулись к  солнцу! Выше и выше! Вернитесь к  исходному положению и встряхните руки! Повторим упражнение ещё 2 раза!  Вот видите, как ваши солнышки пригодились нам на открытом уроке. Понравилась разминка? Садитесь. Продолжим анализ стихотворения В. Маяковского.

- В стихотворении есть разговорная лексика. Найдите слова разговорного стиля. (Дармоед,  шляется без дела, слазь! Чаи гони, гони, поэт, варенье; Черт дернул дерзости мои орать ему)  Молодцы!

- Что такое неологизмы? (новые слова)

-Прочитайте на доске, что такое футуризм. Футуризм – направление в литературе и изобразительном искусстве, появившееся в начале 20 века. От лат – futurum-будущее.     Основными задачами в литературе: заменить ямбы и хореи новыми стихотворными           размерами, ввести новые слова (авторские неологизмы), упростить формы словосочетания,    создать необычные сюжеты.

- Найдите в стихотворении авторские неологизмы, кто находит – тот и записывает на доске.(златолобо, сонница, горбил, ясь, ало, взорим, занежен, слазь, луч-шаги). Молодцы!

- Если посмотреть синтаксис, то много восклицательных предложений. Найдите и прочитайте, ребята.

- Есть и обращения. Кто нашел? (Дармоед! Златолобо, Светило). Умницы!

- Подводя итог анализа стихотворения, скажите, ребята, что хотел сказать автор своим стихотворением? (Профессия поэта – тяжелый труд, нужный труд. Преодолевать трудности       надо. Выполнять свои дела, за которые ты отвечаешь. Человек должен быть ответственным)

- Ребята, вот вы посещаете школу и уроки – это тоже работа, которую вы выполняете. Вы тоже должны трудиться. Правда? Скажите, что значит для вас трудиться? (хорошо учиться,        выполнять домашние работы, должны быть ответственными)

- У В. Маяковского-труженика берем пример, ребята. Не надо сдаваться, а надо преодолевать трудности. Трудиться и трудиться!

- В.Маяковский был примером всем. Им восхищались некоторые. Вот посмотрите на стенде     стихи тувинских поэтов Сергея Пюрбю и Александра Даржая. Им нравились стихи В.  Маяковского.  Они позаимствовали у него написание стихотворений лесенками  (т.е. форму стихотворения).С одним из стихотворений А.Даржая «Авамга» вы знакомы. Слушали,        наверное, красивую песню о маме в исполнении Солун-оола Монгуша.

6) Подведение  итогов урока

– выражение своих мыслей с достаточной полнотой и точностью (К);

– формулирование и аргументация своего мнения в коммуникации (К);

Приём «Знал. Узнал»

коллективная работа

      Подведём итоги урока.

            ЗНАЛ / УЗНАЛ. (На доске)

- Что вы знали о В. Маяковском? (поэт; писал детские стихи «Что такое хорошо и что   такое плохо?, ««Кем быть?» (…Намотай себе на ус – все работы хороши – выбирай на вкус)»; писал стихи лесенками)

- Что вы узнали на этом уроке? (О жизни и творчестве поэта; новые стихи; что такое футуризм; авторские неологизмы; строки стали крылатыми «Светить всегда, светить везде»)

7) Выставление оценок

– контроль и оценка процесса и результатов деятельности (Р);

– самооценка на основе критерия успешности (Л,Р);

– умение сотрудничать (К);

фронтальная, индивидуаль-ная

  1. Какие оценки вы поставите своим товарищам? Какой ответ особенно понравился? Кто старался отвечать на уроке правильно? Оцените свою работу на уроке.

Поднимите руку, кто себе поставил «5»?  А кто поставил «4»? (учитель дополнительно ставит оценки другим учащимся)

  1. Оценки ученикам, которые работали по карточкам.

Молодцы, ребята! Славно потрудились на уроке, хорошо проанализировали стихотворение.

8) Информация о домашнем задании, инструктаж по его выполнению

- выразительное чтение стихотворения

– извлечение из текста необходимой информации (П);

– формулирование и аргументация своего мнения, учет разных мнений (К);

– выражение своих мыслей с достаточной полнотой и точностью (К)

индивидуаль-ная

Домашнее задание (на выбор – одно из трёх)

  1. Выучить отрывок стихотворения «Необычайное…» (20 строчек). Отрывок выбираете сами.
  2. Или выучить отрывок стихотворения «Хорошее отношение к лошадям». Отрывок выбираете сами.
  3. Или работа по карточке.

Дополните сочинение цитатами из стихотворения В.В. Маяковского.

В стихотворении В.В. Маяковского соединяются реальные и фантастические события.    Начинается стихотворение гиперболой: _______. И несколько раз повторяющиеся слова _______ говорят о необыкновенной жаре этого лета. 
Почему Маяковский выбирает метафору 
Жара плыла? Плыть можно по водному пространству,       а в стихотворении солнце _______, слово залить имеет значение (какое?) _______.
Особенностью стихотворения Маяковского является стилистическое многообразие лексики. Так,    в обращении к солнцу в порыве возмущения поэт прибегает к разговорному стилю, употребляя просторечные слова: _______. А вот разговаривая с солнцем за чаем, поэт прибегает к словам высокого, книжного стиля: _______.
Использование В.Маяковским каламбура придает некоторым сценам 
(что?) комическое. Приглашение солнца в гости основано на игре значений слова _______. Солнце «заходит», т.е. _______, а зайти в гости – _______. В объяснении солнцем своего посещения поэта заключается тоже каламбур, основанный на игре значения слова гони: ________.
Так в сочетании смешного и _______, низкого и _______ достигается единство взглядов поэта и солнца на их роль в жизни – быть просветителями, нести людям свет, чтобы не было в мире   
серого хлама, чтобы во всем мире _______. 

9) Эмоцио-нальная рефлексия

– выражение своих мыслей с достаточной полнотой и точностью (К)

Приём «Акрослово»

коллективная работа

- Сегодняшний урок – это интересная встреча с поэтом В. Маяковским, его творчеством. Каким останется в вашей памяти? Чем он вам показался интересен? (придумайте определения к каждой букве в слове МАЯКОВСКИЙ)

(М – мечтающий, А – артистичный, Я – яркий, К – критичный, О – оптимистичный, В – верный,     С – сердечный,  К – классный, И – исполнительный, Й - игривый)

Молодцы! Спасибо за урок! До свидания, ребята! Желаю вам успехов во всем!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Тема назначения поэта и поэзии в стихотворении «Необычайное приключение, бывшее с Владимиром Маяковским летом на даче».

Урок призван дать детям представление о роли поэзии в жизни В.В. Маяковского, показать, как эта тема отражена в его творчестве...

СТИХОТВОРЕНИЕ В.В.МАЯКОВСКОГО «НЕОБЫЧАЙНОЕ ПРИКЛЮЧЕНИЕ, БЫВШЕЕ С ВЛАДИМИРОМ МАЯКОВСКИМ ЛЕТОМ НА ДАЧЕ» в 7 классе.

Цель урока — познакомить учащихся со стихотворением В.Маяковского, миром его поэтических образов, своеобразием стиха, научить детей понимать и чувствовать поэ­зию как явление искусства, наметить пер­с...

"Слово о М.М. Маяковском. Стихотворение « Необычайное приключение, бывшее с Владимиром Маяковским летом на даче». Стихотворение «Хорошее отношение к лошадям»"

Урок литературы в 7 классе "Слово о М.М. Маяковском. Стихотворение « Необычайное приключение, бывшее с Владимиром Маяковским летом на даче». Стихотворение «Хорошее отношение к лошадям»"...

В.В. Маяковский "Необычайное приключение, бывшее с Владимиром Маяковский летом на даче"

Материал содержит биографические сведения о В.В. Маяковском, историю создания стихотворения, а также предполагает проведение  группового исследования, нацеленного на выработку навыков анализа тек...