2) Постановка цели урока. Мотивация учебной деятельности учащихся. Актуализация знаний
3) Первичное усвоение знаний + первичная проверка понимания
| – целеполагание (Р); – планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками (К),
– анализ, обобщение (П);
– извлечение необходимой информации из текстов (П);
– определение основной и второстепенной информации (П);
– аргументация своего мнения и позиции в коммуникации (К); – осознание ответственности за общее дело (Л), – смысловое чтение (П), – анализ (П)
– смысловое чтение (П),
– аргументация своего мнения и позиции в коммуникации (К);
– осознанное и произвольное построение речевого высказывания (П); доказательство (П);
– формулирование и аргументация своего мнения в коммуникации (К);
|
фронтальная работа
индивидуаль-ная работа
фронтальная работа
Слушаем актерское чтение. Выразитель-ное чтение стихотворе-ния
Приём «Кластер» | - Каковы цели нашего урока, ребята? (познакомиться с жизнью и творчеством поэта, познакомиться со стихотворениями, как они написаны необычно, узнать, как работал над стихами поэт, выразительно будем читать стихотворение и проанализируем) Учитель: Да, ребята, познакомимся сегодня с творчеством поэта Владимира Маяковского. Он – замечательный поэт. Посмотрим на уроке своеобразие стихотворного ритма, словотворчество поэта. Узнаем мысли автора о роли поэзии в жизни человека - Что мы ещё знаем о Маяковском? Какие стихотворения вы читали? (Из курса начальной школы стихотворение «Что такое хорошо, что такое плохо?», «Кем быть?» (…Намотай себе на ус – все работы хороши – выбирай на вкус) - Что необычного вы заметили в стихах поэта?(В.Маяковский писал стихи необычно - лесенками) Класс записывает тему: В.Маяковский «Необычайное…» Давайте проверим домашнюю работу.Вы должны были самостоятельно прочитать о жизни и творчестве поэта. Кратко расскажите о поэте и его творчестве. Подготовленные ученики рассказывают некоторые факты биографии поэта. Слайды № 1, 2, 3 1-й ученик. Родился 7 (19) июля 1893 года в селе Багдати, Грузия, в семье лесничего. Бабушка поэта происходила из рода известного писателя Г. П. Данилевского, чья родословная связана с именами Гоголя и Пушкина. Детство поэта прошло на Кавказе и было счастливым. 1908 г. умирает отец. Семья переезжает в Москву, где поэт мог бы учиться на художника. 2-й ученик. Слайды № 4, 5, 6 На Маяковского повлияли идеи революции. Он решил посвятить себя борьбе с существующим строем, вступил в ряды революционеров, занимался политической деятельностью.За подготовку побега политзаключенных попал на год в Бутырскую тюрьму, там он начал писать стихи. 3-й ученик. Слайды № 7,8 Маяковский отрицал существующую культуру, стремился в живописи и стихах к новой поэзии, стремился к будущему. В его стихах отражались проблемы современной жизни. Учитель: В. Маяковский – удивительный человек. Личность яркая, необычная, самобытная. Откройте учебник, страница 102. - Прочитайте эпиграф. Как вы понимаете? (В.Маяковский один из значимых русских поэтов 20 века. По роду деятельности: поэт, публицист, драматург, актер, режиссер, сценарист) - Теперь откройте страницу 104. Кто прочитает выразительно 3-й абзац? Молодец!
Учитель: Да, ребята, В.Маяковский писал оригинально – лесенками. Его стихи рассчитаны в основном на чтение с голоса, на массовую аудиторию) Посмотрите на выставку книг и плакатов В.Маяковского.
- В 20-е годы В.Маяковский активно сотрудничал в РОСТА(в Российском Телеграфном Агенстве). Писал стихи и рисовал плакаты. Летом 1920 года Маяковский жил на даче в Пушкино (Под Москвой), работал в РОСТА и ежедневно приезжал в город. Тогда-то и было написано стихотворение «Необычайное…» Особую роль в творчестве поэта играли его выступления. Он сам читал свои стихотворения. Советский актер Павел Лавут вспоминал, как поэт читал стихотворение «Необычайное..» -Откройте страницу 105. Кто прочитает, начиная со слов «Особую роль…»
- Мы с вами тоже маленькие актеры, правильно, ребята? Сейчас мы с вами прослушаем, правда, отрывок актерского чтения, дальше сами продолжим выразительно читать стихотворение «Необычайное…» (аудиозапись актерского чтения, далее читают ученики 7д класса – 3 человека) - Понравилось ли вам актерское чтение? А чтение ваших одноклассников? (ответы учеников)
- Давайте проанализируем стихотворение «Необычайное…» - Обратите внимание на название, ребята. Что привлекло ваше внимание в заголовке? Анализ названия. - Для чего автор в заголовке указывает точно место действия, а в подзаголовке дает координаты действия? (Автор хочет показать,что приключение было на самом деле,называя не только место, но и время) - А почему же, читая название, я не верю, что оно о реальном событии? (слово «необычайное») - Напишите в тетради слово НЕОБЫЧАЙНОЕ,обведите в кружок и подберите синонимы к этому слову, нарисовав лепесточки, чтоб получился цветок (необыкновенное, удивительное, изумительное, замечательное, небывалое, невообразимое, чудесное, неповторимое…) - О каком же необычайном событии пишет Маяковский? Вывод. Значит, в произведении будут сочетаться фантастические и реальные черты.Это один из приёмов создания поэтического образа у Маяковского. Но не единственный… - Давайте нарисуем в тетради солнце, с которым разговаривал Маяковский. - Особенности поэзии Маяковского – нарисуем лучи солнца и назовем его так: сочетание реального и фантастического. |
4) Первичное закрепление
5. Физминутка |
– осознанное и произвольное построение речевого высказывания (П); доказательство (П); – формулирование и аргументация своего мнения в коммуникации (К);
– выражение своих мыслей с достаточной полнотой и точностью (К); - извлечение из текста необходимой информации (П);
– осознанное и произвольное построение речевого высказывания (П); доказательство (П);
– выражение своих мыслей с достаточной полнотой и точностью (К);
– смысловое чтение (П), – анализ (П)
– осознанное и произвольное построение речевого высказывания (П); доказательство (П);
– выражение своих мыслей с достаточной полнотой и точностью (К);
– смысловое чтение (П),
– формулирование и аргументация своего мнения в коммуникации (К);
– выражение своих мыслей с достаточной полнотой и точностью (К);
– формулирование и аргументация своего мнения в коммуникации (К);
|
фронтальная работа
Дифферен-цированный подход (индивиду-альная работа для 4х учеников)
| Задания: Задание № 1 Расскажите о поэте. Задание № 2 Расскажите солнце. Во время ответа ученики по одному пишут на доске, какую роль играют поэт и солнце. (Например: солнце дарит свет, тепло и радость, а поэт радует стихами народ. Оба – труженики и полезны людям) Солнце - ТРУДОЛЮБИЕ - Поэт Светит, дает тепло пишет стихи, говорить правду, указывает путь к свету БЫТЬ ПОЛЕЗНЫМ ЛЮДЯМ Учитель: Основной художественный прием в стихотворении – параллелизм: сопоставляются жизнь солнца и творческий путь поэта. Параллелизм – один из приемов поэтической речи, состоящий в сопоставлении дувх явлений путем параллельного их изображения)
Игра «Верю — не верю» (слабым учащимся предлагается карточка с заданием) Карточка №1 1.Действие происходит в Москве. 2.Поэта злил закат и восход солнца. 3.Поэт крикнул солнцу и назвал его «молодец». 4.Поэт пригласил солнце на чай. 5.Поэт жаловался солнцу на скуку. 6 Солнце жаловалось поэту на Луну
| Карточка №2 1. Где произошло это приключение? 2. В какое время года ? 3. Назови героев стихотворения. 4 Чем угощал поэт солнце? 5. Жара плыла – метафора? 6. Образ солнца – одушевленный? 7. Неологизмы – новые слова?. |
(индивидуальная проверка учителем работы 4 учеников) - Какова тема стихотворения? (Роль поэта в жизни общества. Разговаривая, поэт и солнце рассуждают, что человек многое может сделать, а солнце – нет. Поэт понимает, что у него дела обстоят лучше) - Какова идея стихотворения? (Каждый должен выполнять свое дело.Солнце – пусть светит, а поэт пишет стихи) - Каким размером написано стихотворение? (4хстопный ямб чередуется с трехстопным) - Какие рифмы в стихотворении? (Рифмы разные:есть точные и богатые – роста-просто, ало-стало, горою-корою, наверно-верно; много бедных, приблизительных рифм: не тая – ты да я, пылал – плыла, дармоед – ни лет) - Какова рифмовка? (перекрестная - абаб) - Какова интонация стихотворения?(разнообразная: от доверительной до волевой, часто командной) - Какова форма стихотворения? (В.Маяковский строчки делит на подстрочия (лесенки). Каждое слово выделяет паузой, на него обращается внимание) РАССМОТРИМ изобразительно-выразительные средства в стихотворении. - Самое яркое изобразительно-выразительное средство в стихотворении? (Конечно,гипербола. Что такое гипербола? Примеры: В 140 солнц закат пылал. Что я наделал? Я погиб!)
- Найдите олицетворения. (Солнце ведет себя как равноправный собеседник, наделен человеческими чертами характера: переводя дух, глаза Солнца, солнце говорит, думает, заговорило басом)
- Эпитеты? (солнце ало, златолобо, из него струится странная ясь)
- Много метафор. (пригорок Пушкино горбил Акуловой горо, а низ горя деревней был, кривился крыш корою; стена теней, ночей тюрьма; катилось лето; жара плыла; раскинув луч-шаги шагает солнце в поле; двустволка солнц; солнца масса)
Физминутка. Физминутка связана с гиперболой «В 140 солнц закат пылал» Все встали. Представим на минуту, что мы стоим над горой или над холмом летом. Стоит жара. На небе ни облачка. В 140 солнц закат пылал! Помогут вам эту жару представить ваши же нарисованные на уроке ИЗО солнышки. Встали все на цыпочки. Подняли руки, потянулись к солнцу! Выше и выше! Вернитесь к исходному положению и встряхните руки! Повторим упражнение ещё 2 раза! Вот видите, как ваши солнышки пригодились нам на открытом уроке. Понравилась разминка? Садитесь. Продолжим анализ стихотворения В. Маяковского. - В стихотворении есть разговорная лексика. Найдите слова разговорного стиля. (Дармоед, шляется без дела, слазь! Чаи гони, гони, поэт, варенье; Черт дернул дерзости мои орать ему) Молодцы! - Что такое неологизмы? (новые слова) -Прочитайте на доске, что такое футуризм. Футуризм – направление в литературе и изобразительном искусстве, появившееся в начале 20 века. От лат – futurum-будущее. Основными задачами в литературе: заменить ямбы и хореи новыми стихотворными размерами, ввести новые слова (авторские неологизмы), упростить формы словосочетания, создать необычные сюжеты. - Найдите в стихотворении авторские неологизмы, кто находит – тот и записывает на доске.(златолобо, сонница, горбил, ясь, ало, взорим, занежен, слазь, луч-шаги). Молодцы! - Если посмотреть синтаксис, то много восклицательных предложений. Найдите и прочитайте, ребята. - Есть и обращения. Кто нашел? (Дармоед! Златолобо, Светило). Умницы! - Подводя итог анализа стихотворения, скажите, ребята, что хотел сказать автор своим стихотворением? (Профессия поэта – тяжелый труд, нужный труд. Преодолевать трудности надо. Выполнять свои дела, за которые ты отвечаешь. Человек должен быть ответственным) - Ребята, вот вы посещаете школу и уроки – это тоже работа, которую вы выполняете. Вы тоже должны трудиться. Правда? Скажите, что значит для вас трудиться? (хорошо учиться, выполнять домашние работы, должны быть ответственными) - У В. Маяковского-труженика берем пример, ребята. Не надо сдаваться, а надо преодолевать трудности. Трудиться и трудиться! - В.Маяковский был примером всем. Им восхищались некоторые. Вот посмотрите на стенде стихи тувинских поэтов Сергея Пюрбю и Александра Даржая. Им нравились стихи В. Маяковского. Они позаимствовали у него написание стихотворений лесенками (т.е. форму стихотворения).С одним из стихотворений А.Даржая «Авамга» вы знакомы. Слушали, наверное, красивую песню о маме в исполнении Солун-оола Монгуша. |
8) Информация о домашнем задании, инструктаж по его выполнению |
- выразительное чтение стихотворения – извлечение из текста необходимой информации (П); – формулирование и аргументация своего мнения, учет разных мнений (К); – выражение своих мыслей с достаточной полнотой и точностью (К) | индивидуаль-ная | Домашнее задание (на выбор – одно из трёх) - Выучить отрывок стихотворения «Необычайное…» (20 строчек). Отрывок выбираете сами.
- Или выучить отрывок стихотворения «Хорошее отношение к лошадям». Отрывок выбираете сами.
- Или работа по карточке.
Дополните сочинение цитатами из стихотворения В.В. Маяковского. В стихотворении В.В. Маяковского соединяются реальные и фантастические события. Начинается стихотворение гиперболой: _______. И несколько раз повторяющиеся слова _______ говорят о необыкновенной жаре этого лета. Почему Маяковский выбирает метафору Жара плыла? Плыть можно по водному пространству, а в стихотворении солнце _______, слово залить имеет значение (какое?) _______. Особенностью стихотворения Маяковского является стилистическое многообразие лексики. Так, в обращении к солнцу в порыве возмущения поэт прибегает к разговорному стилю, употребляя просторечные слова: _______. А вот разговаривая с солнцем за чаем, поэт прибегает к словам высокого, книжного стиля: _______. Использование В.Маяковским каламбура придает некоторым сценам (что?) комическое. Приглашение солнца в гости основано на игре значений слова _______. Солнце «заходит», т.е. _______, а зайти в гости – _______. В объяснении солнцем своего посещения поэта заключается тоже каламбур, основанный на игре значения слова гони: ________. Так в сочетании смешного и _______, низкого и _______ достигается единство взглядов поэта и солнца на их роль в жизни – быть просветителями, нести людям свет, чтобы не было в мире серого хлама, чтобы во всем мире _______. |