Урок по литературе "А.А.Фет "Дождь"
методическая разработка по литературе (5 класс)

Михайличенко Лариса Дмитриевна

Урок поможет учителям литературы оргонизовать вхождение учеников в художественный мир лирических произведений.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon mihaylichenko_l.d._literatura_5_kl.doc51 КБ

Предварительный просмотр:

Урок литературы

Читаем, наблюдаем, понимаем…

Тема: Вхождение в мир поэзии.  А.А. Фет «Весенний дождь».

Цель урока: продолжение знакомства с творчеством А. А. Фета,

Задачи:

  • Развивать познавательную активность учащихся, творческое воображение, речь;
  • Учить находить средства художественной выразительности, анализировать лирическое произведение, способствовать обогащению словарного запаса; обучать выразительному чтению стихотворения;
  • Воспитывать эстетические чувства, любовь к родной природе

Орг. момент:

Начинает урок  «Вальс дождя» Ф.Шопена

Учитель приветствует учеников и сообщает,  какая музыка прозвучала, спрашивает, о чем пойдет речь на уроке.

Дети: о весне.

Учитель: У нас урок литературы, значит, мы будем рассматривать тему весны в творчестве поэтов. Речь пойдет о стихотворении А. Фета «Весенний дождь».

Постановка целей (дети совместно с учителем)

Сегодня мы познакомимся с дождём А.А.Фета. Проанализируем его стихотворение «Весенний дождь»

Учитель:

Проблемный вопрос

А сейчас я хочу пригласить вас в дождь. Как вы думаете, что означает это приглашение?

Да, постарайтесь вспомнить конкретный дождь, детали ситуации, свое настроениею

  • Попадали ли вы когда-нибудь под дождь?
  • - Что вы при этом чувствовали, ощущали?
  • Вы слышали такое выражение: «На улице пахнет дождём»? А как пахнет дождь?
  • Поднимите, пожалуйста, руку, кто когда-нибудь слушал дождь.
  • - Похож ли шум дождя на музыку?

Дождевая капля – дождевая нота. Дождь можно увидеть, услышать, ощущать его запах. Художники, музыканты представили нам своё видение дождя. А каким дождь видите вы?

Ученики работают индивидуально, отвечают на вопросы, формулируют тему урока.

Ребята, обратите внимание, на доске записаны слова: в центре слово – ДОЖДЬ, и рядом с ним много прилагательных. Ребята, выберите только те, которые ответят на вопрос «Какой?»

Проливной, тёплый, весенний, вкусный, слепой, грибной, яблочный, ледяной

3.Постановка цели урока.

Работа с текстом

Учитель: Весна – любимое время года Фета. Сколько небывалой радости рождает в душе её приход! О жажде весны, готовности принять и удержать желанную пору, о взволнованности и счастье обновления написаны многие стихотворения поэта «Весенний дождь», «Я пришел к тебе с приветом». Послушаем стихотворение «Весенний дождь»

5.Чтение стихотворения учителем «Весенний дождь»

Ещё светло перед окном,

В разрывы облак солнце блещет,

И воробей своим крылом,

В песке купаяся, трепещет.

А уж от неба до земли,

Качаясь, движется завеса,

И будто в золотой пыли

Стоит за ней опушка леса.

Две капли брызнули в стекло,

От лип душистым мёдом тянет,

И что-то к саду подошло,

По свежим листьям барабанит.

- Вы услышали дождь?

(Две капли брызнули, по свежим листьям барабанит).

Какие картины вы представляли себе, когда слушали стихотворение?

– Какие чувства испытали?

От этого стихотворения тянет весенним теплом, запахом цветущей липы и предгрозовой свежестью. Стоит лишь прислушаться к стихотворению Фета «Весенний дождь» …остро чувствуется настроение весеннего дня, то, какой он звонкий, беспечный.

– Каким настроением пронизано стихотворение? 

В стихотворении Фета «Весенний дождь» лёгкое, свежее, воздушное настроение. Вот солнце блещет в просветы между облаками, вот беззаботный воробей купается в песке, ничуть не опасаясь надвигающегося дождя, радуясь весеннему теплу. Нежными, ясными и лёгкими словами поэт описывает замечательное явление природы, радостный весенний дождь с его игривым настроением, описывает пробуждение природы, её обновление, всё живое очнулось ото сна после утомительной зимы и радуется каждому проявлению тепла, даже крохотный воробей – и тот по-своему отмечает приход почти уже летнего тепла.

6. Работа в группах (работа с учебником), распределяются роли в группах:

А) «психологи», Б) художники, В) поэты, Г) фантазеры 

Звучит запись шума дождя. Говорят, под шум дождя хорошо размышлять о чем - то. Слушая дождь,  прислушаемся к своему внутреннему голосу и поработаем

А) Я не один вас приглашаю в дождь, а вместе с известным человеком. Вот его портрет  попробуйте предположить, что это за человек (на слайде появляется портрет Фета, чем он занимается, какими качествами наделен.

Б) художники (если позволяют условия, подготовьте акварель или восковые мелки) – на одном листочке подберите цвета к строкам и словам стихотворения, приготовьтесь объяснить ваш выбор.

В) поэты – сможете найти эпитеты и метафоры? Какие рифмы вы могли бы предложить к новому стихотворению о дожде?

Г) фантазеры – предположите, чем мог заниматься А.Фет  во время дождя, когда он был маленьким, что именно пробудило его живую любовь к этому атмосферному явлению?

На работу отводится 10-12 минут.

Заслушиваем группы по темам, дополняя друг друга.

Итак, вы почти не ошиблись в характеристике человека, известного русского поэта АА Фета. Как вам кажется, а почему именно с Фетом мы побывали под дождем?

- Ответы учащихся.

Чтение учениками (самостоятельно)

Чтение стихотворения. Учащиеся отмечают непонятные слова.

Словарная работа

Для создания образов художники используют кисть и краски, музыканты звуки нот. А при помощи чего писатели и поэты могут передать нам своё видение дождя? (При помощи слов)

Разбор и объяснение слов (после прочтения)

(Трепещет- колеблется, дрожит)

(Завеса- то, что скрывает, закрывает собой что- нибудь).

Динамическая пауза

Дождь-от капли до ливня

Я предлагаю вам самим создать настроение дождь. Он у нас получится, если вы будете меня внимательно слушать. И выполнять все.

Ребята, хотите послушать шум дождя? Делаем все как я. (Ведущий говорит и показывает, а все повторяют движения за ним)

- Стояла хорошая погода, но вот подул ветер! И вдруг с неба упала одна капелька (пальцем правой руки ударяем по ладошке левой руки)

- Затем с неба упало 2 капельки ( 2 раза)

- Затем с неба упало 5 капелек (ударяем пальцем, изображая ливень)

- И пошел сильный, сильный, как из ведра.

- День льет, два льет…

И вот … дождь начинает стихать.

С неба стало падать 4 капельки

- затем с неба упало 3 капельки

- 2 капельки

- Затем с неба стала падать одна капелька

- Но одна капелька упорно падает. Слышите?

- Дождик кончился. Выглянуло солнышко, улыбается всем радуга и у всех хорошее настроение. В классе стало тихо.  Улыбаемся друг другу.

Рефлексия

Получилось ли у нас на сегодняшнем уроке создать образ дождя, который до этого не возникал в нашем сознании?

Можем ли мы представить, что же подошло к саду и барабанит по свежим листьям?

Учитель: А теперь заполните лист самооценки!

Как вы думаете, кто за урок может поставить себе отличную и хорошую отметку?

Оцените себя, назовите одноклассника, чья работа на уроке была хорошей.

А теперь посчитайте свои капельки. Самые активные получат оценки.

Ребята, много получилось капелек? Давайте посмотрим, какой у нас получится дождь!

Учитель формирует самооценку на основе критерия успешности учебной деятельности.

Дети делают вывод о своем восприятии материала. проводят самоанализ собственной деятельности на уроке.

VIII. Домашнее задание.

1. Выучить стихотворение «Весенний дождь».

2. Какие бывают виды дождя. (письменно в тетради)

Учитель даёт информацию и инструктаж по домашнему заданию.

Дети слушают. Записывают в дневник.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методическая разработка: предполагаемый план проведения урока - При подготовке к уроку использовать как вспомпгательный ориентир для каждого этапа урока. Презентация отражает создание условий для учебных действий на уроке.

При подготовке к уроку использовать как вспомпгательный ориентир для каждого этапа урока.  Презентация отражает  создание условий для учебных действий на уроке....

Конспект открытого урока по технологии в 6 классе. Тема урока: Игровые технологии на уроках обслуживающего труда. Одежда и требование к ней. Снятие мерок для построения чертежа юбки. (Презентация к уроку)

Разработка урока с презентацией помогает учителю более доступно и понятно познакомить учащихся с историей юбки. На уроке используются игровые технологии, что помогают учащимся лучше усвоить материал у...

Урок изобразительного искусства в 5-ом классе.Тема урока: « Деревья как люди». Вид работы: рисование по представлению Тип урока: комбинированный, урок – сказка

Тема урока: « Деревья как люди».Вид работы:  рисование по представлениюТип урока:  комбинированный, урок – сказка Цель урока:ü Средствами   изобразительного языка   ...

Класс 9 Урок №24. Тема урока: Системы счисления. Перевод чисел Тип урока; Урок «построения » системы знания.

Урок для учащихся 9 класса по теме "Системы счисления. Перевод чисел". Урок в разделе программы по счету третий. Цель:Образовательная: систематизация и расширение знаний обучающихся о операциях п...

Урок обобщающего повторения по теме Южная Америка.Урок-игра.Особый колорит уроку придаёт просмотр ролика"Танго и футбол", вопрос от шеф повара с угощением мамалыгой и синквейн. Легенда рассказанная в начале урока настраивает ребят на работу.

Урок географии в 7-м классе по теме "Южная Америка". Подготовила и провела: учитель географии 1квалификационной категории Васильева Елена Тихоновна  в МБОУ СОШ №21 г. Коврова, в рамках подго...