"Чиновничья Россия в рассказе А.П.Чехова "Толстый и тонкий"
презентация к уроку по литературе (6 класс)
Презентация к уроку по анализу рассказа А.П.Чехова "Толстый и тонкий". В презентации толкование значений устаревших слов и выражений, канцеляризмов, а также таблица чинов царской России.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
chehov.ppt | 2.96 МБ |
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Сверкающий печальным юмором серьезный Чехов (по рассказу «Толстый и тонкий») Чехов умеет писать так, чтобы словам было тесно, а мыслям просторно. М.Горький Краткость – сестра таланта. А.П.Чехов
А.П.Чехов в кругу семьи. 1874г. Его дед-крепостной, откупившийся на волю. Отец-мещанин, владевший бакалейной лавкой. У А.П.Чехова было четыре брата и одна сестра. Семейный уклад сложился для писателя так неудачно, что он не имел возможности ни побегать, ни порезвиться, ни пошалить.
Скудная торговля отца не покрывала расходов большой семьи, он разорился, принуждён был объявить себя банкротом, вскоре переехал в Москву. А.П.Чехову, учившемуся с 1868 года в гимназии, пришлось с 6 класса вести самостоятельную жизнь, зарабатывая деньги уроками. а. 1882 г. ПАВЕЛ ЕГОРОВИЧ ЧЕХОВ Фото Н. Пушкарева. 1882 г.
Еще будучи гимназистом, Чехов писал юморески, участвуя в гимназическом журнале. В студенческие годы, сотрудничал в журналах "Стрекоза", "Будильник", "Зритель" и др., подписываясь разными псевдонимами (Дяденька, Крапива, Шиллер Шекспирович Гете), но чаще всего Антоша Чехонте.
Никто не понимал так ясно и тонко, как Антон Чехов, трагизм мелочей жизни, никто до него не умел так беспощадно правдиво нарисовать людям позорную и тоскливую картину их жизни. М.Горький
Во времена А.П.Чехова в царской России насчитывалось около 60 тысяч гражданских чиновников.
Герои рассказа ,, Толстый и тонкий ” - чиновники. В их речи много канцелярских слов и выражений: коллежский асессор, статский и тайный советник, Станислав и др.
Разобраться в этом обилии уже устаревших слов поможет «Табель о рангах». В «Табели о рангах» насчитывалось 14 классов: от XIV (низший) до I (высший) Оригинал 1722 года
Класс Чин I II III IV V VI VII VIII IX X XI XII XIII XIV Действительный тайный советник. Канцлер. Действительный тайный советник. Тайный советник. Действительный статский советник. Статский советник. Коллежский советник; военный советник. Надворный советник. Коллежский асессор. Титулярный советник. Коллежский секретарь. Корабельный секретарь. Губернский секретарь. Провинциальный секретарь. Коллежский регистратор.
Герой рассказа тонкий- коллежский асессор. Чин VIII класса- штатский капитан (давал личное дворянство)
Тонкий дослужился до Станислава 3 степени (это низшая награда, которой награждался любой, кто хорошо служил)
Толстый- тайный советник. Чин III класса- штатский генерал. Чиновник именовался «ваше превосходительство».
Встреча приятелей 1. Кто первым бросается к другу? Как его называет? 2. Как тонкий называет толстого? Что вспоминает о детских годах? 3. Оцените внутреннее состояние героев. Найдите ключевую фразу, передающую это состояние. 4. Что мы узнаем из монолога тонкого? Почему он представляет свою семью толстому дважды? О чем говорит тот факт, что жену зовут Луиза, а сына Нафанаил?
Встреча чиновников. К кому из героев больше подходит характеристика «человек», а к кому «чиновник»? Линии сравнения Толстый во второй части рассказа Тонкий во второй части рассказа Глаголы, описывающие внутреннее состояние Мимика и жесты Знаки препинания в конце предложений Обращения героев друг к другу
Синквейн 1-я строка - имя существительное (или слово в роли имени существительного). 2-я строка (описание темы в двух словах) -имена прилагательные. 3-я строка (описание действия в рамках этой темы) – три глагола. 4-я строка (отношение автора синквейна к данной теме) – фраза из четырех слов. 5-я строка – одно слово, на философско – обобщенном или эмоционально-образном уровне повторяющее суть темы.
Актуальность рассказа А.П.Чехов в 1888 году писал: «Все, мною написанное забудется через пять – десять лет, но пути, мною проложенные, будут целы и невредимы – в этом моя единственная заслуга…»
Домашнее задание Письменно ответить на вопрос: Верна ли пословица: «Дружба – дружбой, а служба – службой»? Кто так думает в рассказе? Согласны ли вы с этим?
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Урок литературы в 8 классе по комедии Н.В.Гоголя « Ревизор». "Разоблачение нравственных и социальных пороков чиновничьей России. Финал комедии и его идейно – композиционное значение."
Заключительный урок по комедии Гоголя "Ревизор". Анализ ключевых сцен комедии, подведение итогов по всему произведению....
А. П. Чехов — автор юмористических рассказов. «Толстый и тонкий». Юмористическая ситуация
Тип урока: Изучение нового материала.Цель урока: Показать талант А.П.Чехова как юмориста и сатирика.Задачи:Познакомить с биографией А.П.Чехова. Введение понятий «юмор», «сатира».Развитие культуры речи...
Урок литературы в 6 класс по рассказу А.П.Чехова "Толстый и тонкий"
Конспект урока по рассказу А.П.Чехова "толстый и тонкий"....
Сатирические и юмористические рассказы А.П. Чехова. "Толстый и тонкий".
Данный урок рекомендую использовать в классах, работающих по программе Г.С. Меркина....
Урок-спектакль по литературе 6 кл по рассказу А.П. Чехова "Толстый и тонкий"
Урок-спектакль способствует развитию творческих способностей учащихся, показывает связь литературы и театра...
Урок литературы 6 класс. Тема урока: Сатирические и юмористические рассказы А.П. Чехова. "Толстый и тонкий": социальное неравенство, чинопочитание, угодливость в рассказе. Приемы создания характеров персонажей
Урок литературы 6 класс. Тема урока: Сатирические и юмористические рассказы А.П. Чехова. "Толстый и тонкий": социальное неравенство, чинопочитание, угодливость в рассказе. На данном уроке: ...
Рассказы А. П. Чехова о тонких и толстых
В этом учебном году на уроке литературы прочитали рассказ А.П.Чехова «Толстый и тонкий ». Меня очень заинтересовала проблема толстых и тонких. А....