Серия уроков по роману А.С. Пушкина "Евгений Онегин"
план-конспект урока по литературе (9 класс)

Савичева Елена Юрьевна

Данная методическая разработка является составной частью тематического раздела учебного предмета «литература» по изучению творчества А.С. Пушкина. Актуальность выбранной  темы раздела состоит в необходимости  поиска эффективных форм и методов обучения на уроках литературы при изучении классической литературы. Временной разрыв литературы 19 века и современных реалий вызывает затруднения в приобщении школьников к литературным произведениям писателей прошлого  и позапрошлого века. Представленные в методической разработке уроки выстроены в парадигме системно-деятельностного подхода, в его реализации используется проектно-исследовательский подход. 

Скачать:


Предварительный просмотр:

УПРАВЛЕНИЕ ОБРАЗОВАНИЯ АДМИНИСТРАЦИИ

ТЫНДИНСКОГО МУНИЦИПАЛЬНОГО ОКРУГА

МУНИЦИПАЛЬНОЕ ОБЩЕОБРАЗВАТЕЛЬНОЕ АВТОНОМНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

«ЮКТАЛИНСКАЯ СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА»

ТЫНДИНСКОГО  МУНИЦИПАЛЬНОГО ОКРУГА

МЕТОДИЧЕСКАЯ  РАЗРАБОТКА УРОКОВ  

ПО РОМАНУ А.С. ПУШКИНА

«ЕВГЕНИЙ ОНЕГИН»

F:\2022 год\КОНКУРС ЛУЧШИХ УЧИТЕЛЕЙ\Успеваемость за 3 года\12.3.jpg

Автор:

Савичева Елена Юрьевна,

учитель русского языка и литературы

первой квалификационной категории

ЮКТАЛИ, 2022

Методическая разработка урока-проекта №1

Тема урока:  «Образ Евгения Онегина в романе А.С. Пушкина «Евгений Онегин»

Учебник Литература 9 класс В.Я. Коровина, В.П. Журавлев, В.И. Коровин, И.С. Збарский (2021 год) Часть 1

Тема проекта: «Этот «странный»  Онегин»

Цель проекта: выявление особенностей характера Евгения Онегина на основе  рассуждений главного героя о жизни, поиск причин поступков Е.Онегина.

Проблема: Трагичен или оптимистичен жизненный  путь Евгения Онегина?  

Гипотеза:  Евгений Онегин является «лишним человеком».

Продукт проекта: электронные презентации обучающихся.

Задачи:

  1. Исследовать текст романа с целью поиска  средств изображения (цитат) о жизни Е.Онегина
  2. Сделать выводы: в электронных презентациях (продукт проекта) отразить результаты групповых исследований по направлениям: трагичность и оптимистичность жизни Е.Онегина.
  3. Общие выводы, рефлексия.

Оборудование:

  1. Текст романа,
  2. Толковый словарь С.И. Ожегова.
  3. Два ноутбука  с возможностью выхода в Интернет.

УУД, формируемые в ходе выполнения проекта:

  1. Личностные: умение организовывать себя на выполнение поставленной задачи.
  2. Познавательные: умение анализировать текст с выделением существенных признаков, умение аргументировать свою точку зрения и делать выводы.
  3. Коммуникативные: умение работать в группе, сотрудничать в поиске и сборе информации, умение полно и точно выражать свои мысли; воспринимать текст с учетом поставленной учебной задачи, находить в тексте информацию, необходимую для её решения
  4. Регулятивные: умение работать по плану; умение удерживать цель деятельности до получения её результата; прогнозирование.

План урока:

1. Мотивация учебной деятельности.

 Слово учителя.

Роман Пушкина является величайшими произведением первой половины 19 в. Это роман одно из самых любимых и в то же время сложнейших произведений русской литературы. Его действие разворачивается в 20-е гг. 19 в. В центре внимания – быт столичного дворянства эпохи духовных исканий передовой дворянской интеллигенции.

Что же представляет собой главный герой романа – Евгений Онегин?

2. Актуализация знаний.

(По желанию, обучающиеся  выбирают один вопрос)

- Каким вы представляете Евгения Онегина? Что, прежде всего, привлекло ваше внимание? Как это его характеризует?

- Как вы оцениваете взаимоотношения героя с другими персонажами произведения?

- Что говорят об Онегине другие герои? С кем вы согласны?

- Как вы полагаете, что думает о своём герое автор?

- Каким вам представляется Онегин? на какие мысли о жизни, о человеке он вас навёл?

- Можете ли вы сказать, что вы его знаете и понимаете?

3. Формирование гипотезы:

- Какое из предложенных ниже высказываний, на ваш взгляд,

больше всего подходит для характеристики Евгения Онегина?

- «Молодость, здоровье, богатство, соединённые с умом, сердцем:

Чего бы, кажется, больше для жизни и счастья?» (В. Белинский).

- «…Страдающий эгоист… его можно назвать эгоистом поневоле…» (В. Белинский).

- «…Это бездельник, потому что он никогда ничем не занимался, человек, лишний в той сфере, в которой находится…» (А. Герцен).

- «Человек определяется тем, каков он наедине со своей совестью» (О. Волков).

Алгоритм высказывания обучающихся по выдвижению гипотезы исследования:

1) изложите свою мысль: «Я считаю, что…»;

2) объясните причину появления этой мысли: «Потому что…»;

3) приведите аргументы в поддержку вашей позиции: «Например…»;

4) сделайте вывод: «Таким образом,…».

4. Проблемная исследовательская беседа

«Трагичен ли жизненный путь Онегина?»

  1. Работа над проектом: организуются две группы для работы над сюжетными линиями «Онегин   глазами светского общества», «Онеги глазами автора и читателя». В каждой группе – две подгруппы, работающие по направлениям:

1 группа: используя текст I, II, VIII глав, рассказывают о том, как относились к Онегину в светском обществе, как восприняло его поместное дворянство, петербургское общество; делают вывод о том, что общество осуждает Онегина. Это люди среднего уровня, а удел каждого, кто возвышается над ними,— одиночество;

2 группа: используя текст I, VI, VIII глав, рассказывают о том, как проводил время Онегин, живя в Петербурге, а потом — в деревне; о внутреннем, духовном мире Евгения; об отношении автора к своему герою; делают вывод о выздоровлении души Онегина, прошедшего путь от любования своей исключительностью к самосовершенствованию, о том, что автор любит и жалеет своего героя и надеется на лучшее в его судьбе.

Под руководством учителя намечается содержание каждой презентации, к которым необходимо подобрать цитаты из текста, высказывания,  отражающие рассматриваемые направления исследования: «Онегин глазами светского общества» и «Онегин глазами автора и читателя».

Итог проектной работы: две групповые  презентации  на тему «Странный» герой пушкинского романа»

4.  Сопоставление выводов двух исследовательских групп: 

В литературоведении существует понятие «лишний человек». Какое определение «лишнему человеку» дали бы вы? (Онегин относится к людям, которые по своему развитию и уму стояли выше окружающего их общества, критически относились к нему, но не смогли найти применения своим силам и способностям)

Этот термин принадлежит И. С. Тургеневу, который написал повесть «Дневник лишнего человека». Через несколько лет после опубликования повести Тургеневский термин стал употребляться достаточно широко. У героев, которых называют «лишними людьми», есть общие черты: скептицизм, социальная апатия, эгоизм, одиночество. Раньше Онегина называли «лишним человеком» потому, что он не стал декабристом, не сблизился с народом. а

6. Презентация работы групп, выводы. Обучающиеся представляют итог проектной работы: презентации обучающихся  на тему «Странный» герой пушкинского романа» (см. Приложение)

7. Подведение итогов проекта. Рефлексия.

В переводе с древнегреческого Евгений- благородный)

А что можно сказать о герое, исходя из букв его фамилии и учитывая его характер и поведение? Запишем эти характеристики напротив каждой буквы:

О — одарённый, оригинальный…

Н — необычный, начитанный, новый герой…

Е — европейского склада…

Г — главный герой, гордый…

И — интеллектуальный, изысканный, интересный…

Н — непонятный, незаурядный…

Можем ли мы в чём-то обвинять Онегина? Строго его судить? Почему?( высказывания детей)

Методическая разработка урока-проекта №2

Тема урока:  «Дуэль Ленского и Онегина»

Учебник Литература 9 класс В.Я. Коровина, В.П. Журавлев, В.И. Коровин, И.С. Збарский (2021 год) Часть 1

Тема проекта:  «Они сошлись. Волна и камень…»   

Цель проекта: разобраться в причинах событий, происходящих в шестой главе романа, показать важность эпизода в романе, дать исторический комментарий происходящим событиям;

Задачи:

1)формировать умение работать с дополнительной литературой, анализировать текст, аргументировано формулировать свое отношение к прочитанному, создавать устные и письменные монологические высказывания;

2) способствовать воспитанию чувства порядочности, чести, чувства ответственности за свои поступки.

Проблема: Могла ли дуэль Ленского с Онегиным не состояться?

Гипотеза:  Поворот в судьбе Онегина  является  началом перелома в его сознании.

Задачи:

1.Изучить материалы по теме  «Дуэли в России IX века. Дуэльный кодекс»

2.Исследовать текст романа для выстраивания сюжетной линии дуэли.

3.Сделать выводы: Могла ли дуэль Ленского с Онегиным не состояться?

Продукт проекта: видеоролик «Они сошлись. Волна и камень…»

Оборудование:

-книги с текстом «Евгений Онегин»;

-задания для групп;

- раздаточный материал (дуэльный кодекс);

- листы с технологической картой проекта.

УУД, формируемые в ходе выполнения проекта:

1.Личностные: умение организовывать себя на выполнение поставленной задачи.

2.Познавательные: умение анализировать текст с выделением существенных признаков, умение аргументировать свою точку зрения и делать выводы.

3.Коммуникативные: умение работать в группе, сотрудничать в поиске и сборе информации, умение полно и точно выражать свои мысли; воспринимать текст с учетом поставленной учебной задачи, находить в тексте информацию, необходимую для её решения

4.Регулятивные: умение работать по плану; умение удерживать цель деятельности до получения её результата; прогнозирование.

План урока:

1. Мотивация учебной деятельности.

 Слово учителя.

Владимир Ленский – герой романа А.С.Пушкина, погибший на дуэли от руки Онегина; Александр  Сергеевич Пушкин - поэт, получивший смертельное ранение, нанесенное ему Дантесом также на дуэли; Лермонтов – «певец одиночества», погибший во время дуэли с Мартыновым… Как тесно литература переплетается с жизнью: не поймешь, где заканчивается художественный вымысел  и начинается реальность. Но вот проблема: это не наша реальность. «Я вызываю вас на дуэль» - фраза, которая сегодня воспринимается  как  шутка.

Анализируя 6 главу романа, которая повествует о дуэли Евгения Онегина и Владимира Ленского, мы попытаемся взглянуть на события главы глазами человека  первой четверти 19 века, в противном случае мы рискуем дать неправильную оценку поступкам героев.

2.Актуализация знаний.

- Какая причина заставила Ленского вызвать Онегина на дуэль? (художественный пересказ эпизода). (Цель Онегина – позлить Ленского и только)

- Думал ли Онегин о возможной дуэли, когда сознательно злил Ленского? (Увлеченный идеей так называемого мщения, он об этом и не думает. Умный, красноречивый, научившийся сдерживать охладительное слово в общении с Ленским, он, вероятно, был уверен, что после объяснится со своим приятелем. Но этого, к сожалению, не произошло).

   3. Выдвижение гипотезы:

Могла ли дуэль не состояться? Почему все же состоялась? Ответим на этот  вопрос, проведя проектно-исследовательскую работу.

  4. Работа над подготовкой к проекту:

Класс делится на 3 группы.

Первая группа выполняет задание: 

1)назвать причины дуэли

(Легкомысленное поведение Онегина в доме Лариных и ухаживание за Ольгой – невестой Ленского:

       «Поклялся Ленского взбесить

        И уж порядком отомстить.»)

2)описать  состояние Евгения Онегина и Владимира Ленского перед дуэлью (цитирование)

(Он обвинял себя во многом:

Во-первых, он уж был неправ,

Что над любовью робкой, нежной,

Так подшутил вечор небрежно.

А во-вторых: пускай поэт

Дурачится: в осьмнадцать лет

Оно простительно. Евгений,

Всем сердцем юношу любя,

Был должен оказать себя не мячиком предрассуждений…

Он мог бы чувства обнаружить, а не щетиниться, как зверь.)

     (Вывод: Оба наших героя терзаются сомнениями. Причиной  участия в дуэли становится мнение света)

Вторая группа получает задание:  (строфа 9)

1)составить схему ведения дуэли;

2)рассказать о неком секунданте Зарецком с использованием цитат. Какую роль сыграл Зарецкий в поединке Онегина с Ленским? 

 1. Схема дуэли:

1)Столкновение или оскорбление, в результате которого какая-либо сторона считала себя оскорбленной и в качестве таковой требовала сатисфакции (удовлетворения).

2)Вызов. С этого момента противники не должны были вступать ни в какие отношения: это брали на себя их секунданты.

3)Выбор секундантов и обсуждение тяжести обиды.

4)Выбор характера дуэли.

5)Секундант направлял противнику письменный вызов – картель)

Вывод: Образ Зарецкого в романе «Евгений Онегин» объединяет в себе отвратительные аморальные черты, свойственные некоторым представителям общества. Из эксцентричного буяна, предводителя картежной шайки и трактирного повесы он смог превратиться в якобы надежного друга, мирного помещика, простого, доброго и честного человека. Но это всего лишь маска, за которой скрывалось его моральное разложение.

Третья группа получает задание: 

1)изучить дуэльный кодекс;

2)проанализировать ход дуэли в свете дуэльного кодекса.  

( Обучающиеся выявляют нарушения дуэльного кодекса:

1) Зарецкий был единственным распорядителем дуэли и сознательно игнорировал все, что могло устранить кровавый исход.

При передаче картели (вызова) он должен был обсудить возможности примирения, но не сделал этого ни в доме Онегина, ни в начале поединка.

9 строфа: Зарецкий встал без объяснений, остаться доле не хотел, имея дома много дел.

2) Нарушается и право о социальном равенстве: секундант - свободно нанятый лакей, Гильо.

27 строфа: Хоть человек он неизвестный, но уж конечно малый честный. (Такая мотивировка должна была обидеть Зарецкого).

3) Онегин вступает в разговор с Ленским, чего делать не положено. «Что ж, начинать?» - спрашивает он. И это единственная слабая попытка предотвратить возможную гибель: если бы Ленский отказался, Онегина не обвинили в трусости, уклонении от поединка.

4) Онегин опоздал более чем на час, и Зарецкий имел все основания не допустить кровавого исхода, объявив его неявившимся. Но не сделал этого.

Вывод: Зарецкий вел себя не только не как сторонник строгих правил искусства дуэли, а как заинтересованное в максимально скандальном и шумном – что применительно к дуэли означало кровавом – исходе).

Онегин тоже нарушает правила дуэли, чтобы  показать свое презрение к истории, в серьезность которой все еще не верит)

5. Подведение итогов групповой исследовательской  работы

- Прокомментируйте  дуэль от имени автора романа А.С. Пушкина

(«Но дико светская вражда боится ложного стыда». Во всей этой истории читателя не покидает ощущение какого-то абсурда происходящего, чего-то неправильного)

- Могла ли дуэль не состояться? Почему все же состоялась? В гибели В.Ленского виновато общественное мнение, навязывавшее людям диктат норм поведения. Основной механизм, при помощи которого общество, презираемое Онегиным, тем не менее властно управляет его поступками, - боязнь быть   смешным или сделаться объектом сплетен.

 Что следует выбирать: четко следовать дуэльному кодексу, который установлен кем-то негласно, или   поступить  так, как подсказывают сердце и душа? К сожалению, на чаше весов более весомым оказалось мнение света, а не естественные человеческие чувства, которые Онегин испытывал к Ленскому.)

ВЫВОД 1: Дуэль – защита чести. Главный герой – Евгений Онегин подвергается проверке. Честь, порядочность, дружба отступают перед мнением “света”. Ленский защищал честь Ольги.

ВЫВОД 2: Дуэль – кульминация романа, в которой проявляются характеры всех героев, переломный момент в их судьбах. Ленский как романтический герой должен был погибнуть, иначе какой бы удел ждал его?

Как автор относится к своим героям?

ВЫВОД 3: В русской литературе тема дуэли является “сквозной”. (Вспомним “Капитанскую дочку”, “Песню про купца Калашникова…”, “Выстрел”). Почему дуэль существовала? Потому что была необходимость защитить честь, других способов не было. Вспомним, что и Пушкин, и Лермонтов тоже погибли на дуэли.

- В случае, если бы Ленский не погиб, какой жизненный путь был бы  ему уготовлен? (Строфа 36 и далее) Какой из предсказанных вариантов судьбы Ленского вам кажется более верным? Почему? (высказывания детей)

6.Рефлексия (недельное задание по созданию продукта-видеоролика по теме «Они сошлись. Волна и камень…»  Отразите, пожалуйста, в видеоролике ваше отношение к дуэли, произошедшей между Е.Онегиным  и В. Ленским. Перед вами лежат технологические карты по созданию продукта проекта «Они сошлись. Волна и камень…», которые помогут спланировать работу (см. Приложение)

(Распределение ролей по созданию видеоролика согласно желанию обучающихся)

         ПРИЛОЖЕНИЕ

 Технологическая карта учебного проекта «Они сошлись. Волна и камень…»

по роману «Евгений Онегин» А.С. Пушкина

ТЕМА УЧЕБНОГО ПРОЕКТА:

«Дуэль в романе А.С. Пушкина «Евгений Онегин»

Учебный предмет – литература

Руководитель проекта –  учитель русского языка и литературы Савичева Е.Ю.

Консультант: учитель технологии Клочкова Н.Н.

Смысл проектной деятельности.

Его цель.

Кому адресован проект.

Смысл проектной деятельности - погружение в атмосферу 19 столетия. Проект поможет  овладеть знаниями о кодексе дуэлей в России, воссоздать, по возможности, аутентичную версию дуэли между героями романа А.С. Пушкина, позволит принять участие в исторической реконструкции дуэли.

Конечная цель проекта: создание видеоролика «Они сошлись. Волна и камень…»

Проект будет интересен всем, кто, как и я, увлечен литературой.

Результат проектной деятельности

Продукт проектной деятельности.

Видеоролик «Они сошлись. Волна и камень…»

Критерии оценки

1. Соответствие содержанию романа «Евгений Онегин».

2. Качество съёмки видеоролика.

3. Наличие элементов костюмов в соответствии с образцами исторической эпохи.

4. Эмоциональный посыл видеоролика

Что необходимо для выполнения проекта:

Источники информации

Книги и энциклопедии, содержащие сведения о кодексе дуэли в 19 в.:

Востриков А.В. Книга о русской дуэли. СПб., 2004

Курнатовский Г. В. Дуэль, историко-догматическое исследование. СПб., 1898.

Суворин А. А. (Алексей Порошин). Дуэльный кодекс. СПб., 1913

Фомин Н. Дуэль // Русский труд. 1899. № 22. С. 78–83.

Щеголев П. Е. Дуэль и смерть Пушкина. М., 1987.

Художественная литература:

А.И. Куприн «Поединок»

М.Ю. Лермонтов «Герой нашего времени»

А.П. Чехов «Дуэль»

А.С. Пушкин «Выстрел» и др.

Интернет-ресурсы:

https://www.culture.ru/materials/170333/dueli-i-duelyanty

https://zen.yandex.ru/media/litres/literaturnyi-poedinok-5-luchshih-knig-o-dueliah-60d4c087368b4e4d5c873352

https://www.litmir.me/br/?b=218406&p=1

Элементы воссоздания исторической эпохи

Костюмы:

1.Цилиндр (2 шт.)

2. Сюртук (2 шт.)

3. Перчатки (2 пары)

Специальные  предметы и материалы:

1.Макеты пистолетов  (2 шт.)

2.Ящик для пистолетов

Необходимые умения, способы работы

Умение, умение производить видеосъёмку на мобильный телефон с различных ракурсов, отбирать необходимые  видеокадры с целью наибольшей выразительности момента, владеть навыками работы в программе Movavi Video Editor.

Время

2 недели

План работы над проектом

Этап 1

1 неделя

Определение проблемы, актуальности и социальной ценности проекта. Целеполагание, выбор темы и формат проекта. Разработка подробного плана деятельности, нахождения и чтение источников информации по проекту. Обсуждение темы с  актёрами видеоролика. Согласование с родителями. Заполнение технологической карты. Предоставление промежуточных результатов руководителю проекта.

Этап 2

2 неделя

 Изготовление  головных уборов. Подбор сопутствующих  предметов и одежды для костюмов.  Репетиции дуэли. Съёмка видеоролика. Монтирование видеофрагментов. Презентация видеоролика на уроке литературы. Обсуждение.

Итоги проекта

Рефлексия

В процессе работы удалось достичь:

Не получилось осуществить:

Отзыв руководителя

Методическая разработка урока-проекта №3

Тема урока:  «Пушкинский роман в зеркале критики»

Учебник Литература 9 класс В.Я. Коровина, В.П. Журавлев, В.И. Коровин, И.С. Збарский (2021 год) Часть 1

Тема проекта: Роман А.С. Пушкина «Евгений Онегин» – «поэма несбывшихся надежд, нереализованных стремлений»

Цель проекта: выявление «несбывшихся надежд, нереализованных стремлений» в романе «Евгений Онегин»

Проблема: может ли «поэма несбывшихся надежд, нереализованных стремлений» быть «великим созданием великого поэта?»

Гипотеза: несбывшиеся надежды и стремления отражены в сюжетных линиях «Ольга - Ленский», «Онегин - Татьяна» и в их переплетении.

Продукт проекта:  Модели надежд и стремлений Ольги и Ленского, Онегина и Татьяны  (Приложение)

Задачи:

  1. Изучить материалы по теме (Белинский о романе Пушкина (статьи 8 и 9);
  2. Конкретизировать значения слов «надежда», «стремление»;
  3. Исследовать текст романа для выстраивания сюжетных линий и поиска средств изображения (цитат) о надеждах и стремлениях героев;
  4. Сделать выводы: модели сюжетных линий с надеждами и стремлениями героев, обоснованные иллюстрациями и цитатами из текста (продукт проекта). Выступления групп;

Оборудование:

1.Текст романа, ватман для моделирования, маркеры, иллюстрации.

2.Толковый словарь С.И. Ожегова.

3.Презентация с наглядным материалом по ходу урока.

УУД, формируемые в ходе выполнения проекта:

1.Личностные: умение организовывать себя на выполнение поставленной задачи.

2.Познавательные: умение анализировать текст с выделением существенных признаков, умение аргументировать свою точку зрения и делать выводы.

3.Коммуникативные: умение работать в группе, сотрудничать в поиске и сборе информации, умение полно и точно выражать свои мысли; воспринимать текст с учетом поставленной учебной задачи, находить в тексте информацию, необходимую для её решения

4.Регулятивные: умение работать по плану; умение удерживать цель деятельности до получения её результата; прогнозирование.

План урока:

1. Мотивация учебной деятельности.

 Слово учителя

Мы уверенно подходим к завершению работы над романом А.С. Пушкина «Евгений Онегин». Теперь мы по праву можем подняться над романом и не только посмотреть на его отражение в русской критике, но и самим попытаться взять на себя роль критиков. В центре нашего внимания – великий литературный критик первой половины 19 века Виссарион Григорьевич Белинский.

Каких известных вам писателей он подвергал критике? (В.А. Жуковского, А.С. Грибоедова, М.Ю. Лермонтова, Н.В. Гоголя)

2. Актуализация: чтение и комментарий слов критика и на этой основе формулировка проблемы, выдвижение гипотезы, постановка цели и задач совместно с учащимися (см. выше «цель», «проблема», «гипотеза», «задачи»)

Весь этот роман - поэма несбывающихся надежд, недостигающих стремлений, - и будь в ней то, что люди, не понимающие дела, называют планом, полнотою и оконченностию, - она не была бы великим созданием великого поэта, и Русь не заучила бы ее наизусть.  В.Г. Белинский

Даем определения словам «надежда» (первое значение), «стремление»

Надежда – 1. Вера в возможность осуществления чего-н. радостного, благоприятного. Есть н. на выздоровление. В надежде на благоприятный исход (испытывая надежду на что-н.). Питать надежду (надеяться на что-н.). Подаёт надежды кто-н. (можно рассчитывать, что вырастет, приобретёт необходимые или ценные качества). Надежда умирает последней (афоризм).

2. Тот (или то), на кого (что) надеются, кто должен (что должно) принести успех, радость, благополучие. Сын - н. семьи. Вся надежда на кого-что (разг.) помочь, выручить может только кто-что-н. Опаздываю, вся надежда на такси.

Стремление – настойчивое желание чего-н. добиться, что-н. осуществить; устремлённость к чему-н. Душевные стремления. Юношеские стремления.

Согласно значениям получается, что стремления – это шаги к надежде (приходим к этому умозаключению совместно с учащимися). Получается схема:

3. Работа над проектом: организуются две группы для работы над сюжетными линиями «Ольга - Ленский», «Онегин - Татьяна». В каждой группе – две подгруппы, работающие по направлениям: 1 группа: надежды и стремления Ольги, надежды и стремления Ленского; 2 группа: надежды и стремления Онегина; надежды и стремления Татьяны.

Под руководством учителя намечаются этапы каждой из сюжетных линий, к которым необходимо подобрать цитаты из текста, отражающие стремления и надежды героев. Стрелками нужно показать, когда стремления и надежды героев совпадают, а когда расходятся.

4. Презентация работы групп (см. Приложение ), выводы (защита работы по схеме).

5. Общие выводы

  • Стремления героев не привели к тому, чтобы их надежды сбылись. Стечение обстоятельств, возникшее в переплетении судеб и сюжетных линий, явилось причиной несбывшихся надежд. Особую роль в романе играет эпизод «Именины Татьяны».
  • Белинский прав, это «поэма несбывающихся надежд, недостигающих стремлений», если не брать в расчет Ольгу (у нее все сбылось).
  • Величие романа – в его «подлинности», соответствии реалиям. В этом романе А.С. Пушкин уходит от романтизма и приходит к реализму.

Приложение 2

                                   Модель надежд и стремлений Ольги и Ленского

https://24smi.org/public/media/resize/660x-/person/2017/12/20/vykbvc3h66y3-vladimir-lenskii.jpg

Деревня, дружба

https://cs3.livemaster.ru/zhurnalfoto/f/7/5/160527140134f75b526b95fbb431d3d9881aaff6bbee.jpeg

Чуть отрок, Ольгою плененный,
Сердечных мук еще не знав,
Он был свидетель умиленный
Ее младенческих забав

И детям прочили венцы
Друзья-соседы, их отцы.

Красавец, в полном цвете лет,
Поклонник Канта и поэт.

Он сердцем милый был невежда…

Он верил, что душа родная
Соединиться с ним должна.

Он пел любовь, любви послушный…

Всегда скромна, всегда послушна,
Всегда, как утро, весела,
Как жизнь поэта простодушна,
Как поцелуй любви мила;
Глаза, как небо, голубые,
Улыбка, локоны льняные,
Движенья, голос, легкий стан,
Все в Ольге…

Германия

Деревня

Он из Германии туманной
Привез учености плоды:
Вольнолюбивые мечты,
Дух пылкий и довольно странный,
Всегда восторженную речь
И кудри черные до плеч.

В глуши, под сению смиренной,
Невинной прелести полна,
В глазах родителей, она
Цвела, как ландыш потаенный

Деревня, любовь

Ах, он любил, как в наши лета
Уже не любят; как одна
Безумная душа поэта
Еще любить осуждена

Он был любим… по крайней мере
Так думал он, и был счастлив

   Ожидание свадьбы

Он вечно с ней. В ее покое
Они сидят в потемках двое;
Они в саду, рука с рукой,
Гуляют утренней порой

Именины Татьяны

Все видел: вспыхнул, сам не свой;
В негодовании ревнивом

Выходит, требует коня
И скачет. Пистолетов пара,
Две пули — больше ничего —
Вдруг разрешат судьбу его.

…Оленька зевала,
Глазами Ленского искала,
И бесконечный котильон
Ее томил, как тяжкий сон.

Дуэль

И Ленский, жмуря левый глаз,
Стал также целить — но как раз
Онегин выстрелил… Пробили
Часы урочные: поэт
Роняет молча пистолет…

Сюда ходили две подруги,
И на могиле при луне,
Обнявшись, плакали оне.
Но ныне… памятник унылый
Забыт. 

Гибель

Замужество

Там у ручья в тени густой
Поставлен памятник простой.

Там виден камень гробовой
В тени двух сосен устарелых.
Пришельцу надпись говорит:
«Владимир Ленский здесь лежит,
Погибший рано смертью смелых,
В такой-то год, таких-то лет.
Покойся, юноша-поэт!»

Не долго плакала она.

Другой увлек ее вниманье

Улан умел ее пленить,
Улан любим ее душою…
И вот уж с ним пред алтарем

И скоро звонкий голос Оли
В семействе Лариных умолк.
Улан, своей невольник доли,
Был должен ехать с нею в полк.

Выводы

  1. Наиболее целостным в своих стремлениях и надеждах оказывается Ленский, его желания конкретны. Нелепый случай выливается в трагедию и все разрушает.
  2. Ольга, судя по ее поступкам, стремится к замужеству (неважно с кем: поэт? военный?). Она повторит судьбу своей матери. Скорее всего, ее надежды сбылись.

                           

Модель надежд и стремлений Онегина и Татьяны

C:\Users\админ\AppData\Local\Microsoft\Windows\INetCache\Content.Word\0_14325d_9e49050c_orig.jpg

https://s54.radikal.ru/i144/1106/c1/105c5ec783f6t.jpg

…наследник всех своих родных

…родился на брегах Невы…

Легко мазурку танцевал
И кланялся непринужденно;
Чего ж вам больше? Свет решил,
Что он умен и очень мил.

И хоть он был повеса пылкой,
Но разлюбил он наконец
И брань, и саблю, и свинец.

…русская хандра
Им овладела понемногу…

Потом увидел ясно он,
Что и в деревне скука та же…

Дика, печальна, молчалива,
Как лань лесная боязлива,
Она в семье своей родной
Казалась девочкой чужой.

Играть и прыгать не хотела
И часто целый день одна
Сидела молча у окна.

Она любила на балконе
Предупреждать зари восход

Ей рано нравились романы

Любила русскую зиму

Татьяна верила преданьям
Простонародной старины

Первая встреча

— Ну что ж, Онегин? ты зеваешь. — Привычка, Ленский.

 — Но скучаешь

Ты как-то больше. — «Нет, равно.

Скажи: которая Татьяна?»
— Да та, которая, грустна
И молчалива, как Светлана,
Вошла и села у окна. —
«Неужто ты влюблен в меньшую?»
— А что? — «Я выбрал бы другую,
Когда б я был, как ты, поэт.

И в сердце дума заронилась;
Пора пришла, она влюбилась.

Душа ждала… кого-нибудь…

И дождалась… Открылись очи;
Она сказала: это он!

Нет, никому на свете
Не отдала бы сердца я!
То в вышнем суждено совете…
То воля неба: я твоя…

Встреча в саду

Но обмануть он не хотел
Доверчивость души невинной.

Я вас люблю любовью брата
И, может быть, еще нежней

Полюбите вы снова: но…
Учитесь властвовать собою;
Не всякий вас, как я, поймет;
К беде неопытность ведет.

И, задыхаясь, на скамью

Упала…
«Здесь он! здесь Евгений!

Любви безумные страданья
Не перестали волновать
Младой души

Увы, Татьяна увядает,
Бледнеет, гаснет и молчит!

Именины Татьяны

Ее смущение, усталость
В его душе родили жалость:
Он молча поклонился ей,
Но как-то взор его очей
Был чудно нежен. Оттого ли,
Что он и вправду тронут был,
Иль он, кокетствуя, шалил,
Невольно ль, иль из доброй воли,
Но взор сей нежность изъявил:
Он сердце Тани оживил.

Она темнеющих очей
Не подымает: пышет бурно
В ней страстный жар; ей душно, дурно;
Она приветствий двух друзей
Не слышит, слезы из очей
Хотят уж капать; уж готова
Бедняжка в обморок упасть;
Но воля и рассудка власть
Превозмогли. Она два слова
Сквозь зубы молвила тишком…

Встреча в Москве

Он возвратился и попал,
Как Чацкий, с корабля на бал.

Сомненья нет: увы! Евгений
В Татьяну как дитя влюблен;
В тоске любовных помышлений
И день и ночь проводит он.

Онегин сохнет — и едва ль
Уж не чахоткою страдает.
Все шлют Онегина к врачам,
Те хором шлют его к водам.

А он упрям, отстать не хочет,
Еще надеется, хлопочет;
Смелей здорового, больной,
Княгине слабою рукой
Он пишет страстное посланье.

Как изменилася Татьяна!
Как твердо в роль свою вошла!

Кто б смел искать девчонки нежной
В сей величавой, в сей небрежной
Законодательнице зал?

Она его не замечает,
Как он ни бейся, хоть умри.
Свободно дома принимает,
В гостях с ним молвит слова три,
Порой одним поклоном встретит,
Порою вовсе не заметит

Объяснение

Свою постылую свободу
Я потерять не захотел.

Я думал: вольность и покой
Замена счастью. Боже мой!
Как я ошибся, как наказан.

Она ушла. Стоит Евгений,
Как будто громом поражен.
В какую бурю ощущений
Теперь он сердцем погружен!
И здесь героя моего,
В минуту, злую для него,
Читатель, мы теперь оставим,
Надолго… навсегда. 

Как с вашим сердцем и умом
Быть чувства мелкого рабом?

А счастье было так возможно,
Так близко!.. Но судьба моя
Уж решена. 

Я вас люблю (к чему лукавить?),
Но я другому отдана;
Я буду век ему верна

Выводы

  1. В отличие от сюжетной линии «Ольга - Ленский» в судьбах героев четко прослеживается несбыточность стремлений и надежд. «А счастье было так возможно…»
  2. Несбыточности надежд и стремлений способствует как сцена именин, так и неготовность Онегина к отношением в определенный момент и нерушимый принцип Татьяны – долг женщины-жены.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

серия уроков по теме "Использование информационных технологий на уроках ненецкого языка"

Говоря об использовании компьютерной технологии на уроках ненецкого языка в начальной школе, нужно отметить, что  первый мой опыт убедил в целесообразности ее использования для организации диффер...

Планы серии уроков по истории "СССР в 1953-1964 гг" (8 уроков)

Уроки помогают составить целостное представление о заявленном периоде в истории нашей страны. Планы составлены так, чтобы ученики могли продемонстрировать на уроке и навыки логического мышления, и сам...

Серия уроков по теме "Липиды" (урок-лекция с приминением учебных схем и мультимедиа и лабораторная работа)

Тип урока: интегрированный урок – химия + биологияВид урока: урок с элементами критического мышления.Технология урока: урок с использованием учебных схем (опорных конспектов, логико-структур...

Серия уроков по теме "Гидроксилсодержащие производные углеводородов" (Урок обобщения и углубления знаний, лабораторная работа и урок -упражнение) с использованием учебных схем

Тип урока: комбинированный  урок систематизации знаний, умений и навыков.Цели урока: Образовательные: Обеспечить в ходе урока по...

План урока английского языка из серии уроков «Праздники в Великобритании».

Изучение иностранного языка неразрывно связано с проникновением в иноязычную культуру. Для понимания культуры страны изучаемого языка важную роль играет знакомство с праздниками, обычаями и фоль...

Рабочий план- конспект уроков английского языка (серия уроков) по теме "Покупки".

«Надо, чтобы учиться было радостно,  трепетно и победно».  (Б. Житков). Собственно в этих словах замечательного детского писателя вся моя педагогическая философия.Разумеется, каждый у...