Проект на тему: "Земля моя - судьба моя (образ Родины в творчестве поэтов XX века Елены Абрамовой и Равиля Сайфутдинова)"
проект по литературе (9 класс)
Работа посвящена освещению творчества и жизни Елены Абрамовой и Равиля Сайфутдинова в контексте их отношения к родине. Приведен анализ документальных и художественных произведений авторов, рассмотрены способы раскрытия темы малой Родины в творчестве поэтов. На основе проведенного исследования авторы приходят к выводу, что Елену Абрамову и Равиля Сайфутдинова объединяет любовь к родине, большой и малой, боль за её будущее, гордость за её прошлое.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
alina_i_kamilla_proekt_ispravlennyy.docx | 401.08 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
"Средняя общеобразовательная школа №15 с углубленным изучением отдельных предметов имени Героя Советского Союза Николая Николаевича Алтынова Зеленодольского муниципального района Республики Татарстан"
Международная научно-исследовательская конференция
имени Каюма Насыри
Предметно-тематическое направление: краеведение – путь к познанию своей Родины
Проект на тему
Земля моя - судьба моя
(образ Родины в творчестве поэтов XX века
Елены Абрамовой и Равиля Сайфутдинова)
Выполнили: Сафина Камилла и Латыпова Алина,
ученицы 9 класса А
МБОУ «СОШ №15 имени Н.Н. Алтынова ЗМР РТ»
Руководители: Садрутдинова С.В., учитель
русского языка и литературы
высшей квалификационной категории,
Гатаулллина Р.Г., учитель родного языка и литературы первой квалификационной категории,
МБОУ «СОШ №15 имени Н.Н.Алтынова ЗМР РТ»
г.Зеленодольск
2022
Содержание:
1.Введение 3-4 стр.
2. Основная часть 5 стр.
2.1. Биографическая справка о поэтах-земляках
2.1.1.Сайфутдинов Равиль Гарафутдинович 5 стр.
2.1.2.Елена Абрамова 5-6 стр.
2.2. «Город» на карте в жизни и лирике авторов
2.2.1. Молвино 6-7 стр.
2.2.2. Свияжск 7-8 стр.
2.2.3. Зеленодольск 9-11стр.
2.2.4. Казань 11 -13 стр.
2.3. Пейзаж в произведениях поэтов 13-15 стр.
2.4. Портретные зарисовки 15-16 стр.
3. Заключение 17 стр.
4. Список источников и литературы 18 стр.
5. Приложение 19-21 стр.
Введение
Отчизна…Родина… Это понятия, очертания которых мы не можем отчётливо для себя определить, но связаны с ними неразрывной связью. У каждого из нас есть маленький уголок, точечка на Земле, где он родился, сделал первый шаг в жизнь - это наша малая родина. И хотя мы это слово пишем с маленькой буквы, но оно не менее значимо в жизни, чем Родина – Россия. Каждый уголок прекрасен и щедр. И всё же главное его богатство – это люди.
В истории культуры нашего края есть целая плеяда талантливых творцов, замечательных мастеров слова. Одни из них - Елена Абрамова и Равиль Сайфутдинов. Наши земляки. Они жили радостями и тревогами своего времени, своего района, страны. Писали о том, что близко и дорого: о красоте родного края, о людях, живших здесь.
Мы провели социальный опрос. Респондентам (167 человек, в числе которых учащиеся, учителя нашей школы и родственники) предлагалось ответить на такие вопросы: «Знакомы ли вам имена - Елена Абрамова и Равиль Сайфутдинов? Откуда вы узнали о них?» В результате опроса пришли к выводу: именно наше поколение 14-16-летних участников (из 33% опрошенных этой категории ответили отрицательно 21%) впервые услышали о данных поэтах.
Целью нашего проекта является освещение творчества и жизни Елены Абрамовой и Равиля Сайфутдинова в контексте их отношения к родине.
Тип проекта- информационный
Задачи исследования:
- Изучить литературу и интернет-ресурсы по данной проблеме.
- Рассмотреть литературное наследие Е.Абрамовой и Р.Сайфутдинова.
- Исследовать на основании изученных материалов, как в произведениях поэтов показана глубокая и неразрывная связь с родной землей.
Гипотеза: на каком языке ни говорил бы человек, он одинаково чувствует связь с родной землей и проживающими на ней людьми.
Методы исследования.
Теоретические - анализ источников, систематизация и обобщение информации
Эмпирические - наблюдения, сравнительный анализ, опрос, классификация собранного материала
Объект исследования – жизнь и творчество Елены Абрамовой и Равиля Сайфутдинова
Предмет исследования – как раскрывается тема малой Родины в творчестве поэтов
Практическая значимость:
исследовательская работа может быть использована на уроках родного языка и литературы при изучении творчества писателей ХХ века.
2. Основная часть
2.1. Биографическая справка о поэтах-земляках.
2.1.1. Сайфутдинов Равиль Гарафутдинович
Сайфутдинов Равиль Гарафутдинович родился 14 октября 1938 года в деревне Молвино Зеленодольского района. После окончания средней школы с 1955 по 1961 годы учился в Казанском государственном университете. В 1961-1963 годы работал учителем в школе деревни Гали Самарской области. С 1963 по 2007 годы преподавал в своей родной деревне татарский, русский, немецкий, арабский языки, историю религии. В 1968-1970 годы работал завучем, а с 1971 по 2000 годы – директором школы. Он – отличник просвещения России, Заслуженный учитель Республики Татарстан. Награжден Почетной грамотой Министерства просвещения СССР. Публиковался в газетах и журналах, являлся автором многих стихов, песен, рассказов, поэм, басен. С 2005 года Равиль Сайфутдинов - имам-хатиб мечети деревни Молвино. За большой вклад в развитие духовно-нравственных традиций, укрепление мира и межконфессионального согласия в 2017 году был поощрён Благодарственным письмом Президента Республики Татарстан.
Умер в 2018 году. Похоронен в своей родной деревне.
2.1.2. Елена Абрамова
Родилась Елена Абрамова в 1948 году в семье юристов. С двухнедельного возраста, с сентября 1948 года по июль 1953, жила у бабушки с дедушкой на острове-граде Свияжск, потом вместе с ними переехала в Мизиново. Перед школой мать забрала Елену в Казань. Каждые каникулы Елена проводила вместе с бабушкой в Мизиново и Свияжске.
После окончания школы поступила в Казанский государственный педагогический институт на историко-филологический факультет.
Стихи начала писать еще в школе. За полвека Е.Абрамова выпустила множество публикаций в газете «Зеленодольская правда», провела сотни выступлений в школах, дворцах культуры, трудовых коллективах и на радио. Ею было издано 13 поэтических сборников.
Более 40 лет прожила в Зеленодольске, воспевала его в своих стихах, подчеркивая красоту нашего города в любое время года. Рассказывала его потаенные истории юным жителям города, прививая им любовь к своим корням. Окончила спортивный факультет института. Работала учителем, участвовала в спортивных соревнованиях, освещала спортивную жизнь города на страницах «Зеленодольской правды».
Умерла Елена Абрамова в 2017 году.
2.2. «Город на карте» в жизни и лирике авторов
2.2.1. Молвино
Молвино - село (с 1944 года) на правобережной, Нагорной стороне Зеленодольского района Республики Татарстан. Расположено на реке Булатке, правом притоке реки Ари. Основан в XV веке во времена Казанского ханства.
Сайфутдинов Равиль Гарафутдинович всю свою жизнь был связан с Молвино, с самого рождения и до самой смерти. В произведениях«Бәхет үзәне» (1980),«Күңелемдә язлар тулы»(1983), «Мулилем» (Җыр, композитор Риф Гатауллин музыкасы) (1985),«Ага Зөя безнең тарих булып!» (1994), «Дардуш»(1996), «Мин бит Мулла Иле баласы» (2004),«МуллаИленә»(2007), «Тау ягы» (2008), «Мулла Иле» (2015) автор представлял мир родной деревни:
Татар иленең киң кочагында
Санап бетергесез авыллар.
Шулар арасында әни кебек
Газиз булган туган авыл бар.
(« Бәхет Үзәне», 1980)
С особым чувством он говорил в стихотворении о станции Албаба. Эта станция для него не просто железнодорожная станция, а станция мечты, ожидания невозможного. Албаба встречала и провожала поезда.
…Шла война. В домах свет выключали, так как летали вражеские самолёты. Маленькому Равилю страшно: он один дома. Даже сверчок за печкой тревожил его, но он научился не бояться, так как понимал, что железная дорога важна для Поволжья. И этот день пришел. «По этой дороге мчались на фронт эшелоны, я провожал их со слезами. Стук колёс поездов с техникой врезался в память, слёзы мамы и бабушки навсегда оставили рану в душе».
Именно сюда они со всей деревней ходили встречать солдат после войны. Но отец не пришел:он пропал без вести.
2.2.2. Свияжск
Свия́жск — исторический город (с 1551 года) в Зеленодольском районе Татарстана, на острове при впадении Свияги в Волгу. Город-крепость, построенный всего за четыре недели, несколько веков был общероссийской православной святыней.
Остров-град Свияжск, полное официальное наименование Государственный историко-архитектурный и художественный музей-заповедник «Остров-град-Свияжск» (тат. «Зөя утрау-шәһәрчеге музей-тыюлыгы») историко-архитектурный и природно-ландшафтный памятник в Зеленодольском районе Республики Татарстан, Россия. Историческое село Свияжск расположено в 30 км от Казани
Равилю Гарафутдиновичу остров Свияжск был интересен как историку, как человеку, который умел ценить культурное наследие своей страны. О нем он написал свое произведение «Зөя каласы»(2015). В этом произведении он говорил о том, что не до конца еще изучена история этого острова, указывая на то, что здесь раньше была деревня Яңа Әмин, стояла мечеть. Он желал увидеть рядом с прекрасными церквями и мечеть как знак дружбы и толерантности народов нашей республики:
Бар дөньяны үзенә җәлеп итә
Утраудагы серле бу кала.
Чиркәүләрнең купшы гөмбәзләре
Ялтыр-йолтыр суда чайкала.
Тыюлыкта бу эш тыелмасын,
Янәшәдә торсын мәчет тә.
Турист халкы күрсен: нәрсә илтә
Татулыкка безне, бәхеткә.
Елена Абрамова всю свою жизнь писала о Свияжске, его природе, людях:
Дорогая сторона Свияжская,
Вперемешку леса да поля,
Ты – мое Берендеево царство,
А из этого царства и я…
В ее воспоминаниях о послевоенном Свияжске читаем такие строки: «Особенно чуден он был весной, утопавший в зелени садов, напоенный чудными запахами пробуждающихся лучей засвияжья. Огромные заливные луга – царство цветов и трав, дичи, излюбленное место отдыха».
Такие стихотворения, как «Там, где течет Свияга», «Мне сегодня на даче не спится», «Утопает в сирени Мой Мизиновский край» и другие, помогают погрузиться в неповторимый мир человеческих искренних отношений, почувствовать прочную связь поэтессы с ее корнями, уходящими в глубь истории страны, и понять, откуда она черпает вдохновение:
Меня Свияжская земля
Как дочь свою взрастила.
Спасибо, рощи и поля,
За жизненную силу.
Свияжск она считала своей малой Родиной и говорила об этом просто:
Чувство Родины – вот что сильнее,
Постарайтесь поэта понять.
2.2.3. Зеленодольск
Зеленодо́льск (тат. Яше́л Үзә́н) — город (с 1932 г.) в Республике Татарстан Российской Федерации. Зеленодольск расположен на левом берегу Волги, является вторым по значимости субъектом Казанской агломерации. С 1958 года административный центр Зеленодольского района. Образует муниципальное образование город Зеленодольск со статусом городского поселения как единственный населённый пункт в его составе.
Распоряжением Правительства РФ от 29.07.2014 г. № 1398-р (ред. от 13.05.2016 г.) «Об утверждении перечня моногородов», включен в список моногородов Российской Федерации с наиболее сложным социально-экономическим положением.
Равиль Гарафутдинович питал к Зеленодольску особые чувства. Здесь жили его родственники, друзья.О Зеленодольске можно прочитать в стихотворениях «Зеленодольск» (1982), «Яшел Үзән» (2002), «Гел яшь калсын, яшел торсын Милли Үзән!» (2006), «Идрис Туктар урамында»(2007), «Яшел Үзән гимны» (2007), «Гомер»(2010),«Яшел Үзән – минем мәркәзем» (2012).
Восхищаясь природой, великой Волгой, он написал стихотворение «Гимн Зеленодольску» о счастливой жизни простых людей:
Урамнарың алып бара якты таңга
Алда Казан нурлар сибә киң Ватанга.
Уңда сине, данга күмеп, Идел ага,
Сулда сиңа моңнар тулы урман бага.
Идел җиле, урман шавы, рәхәт һава,
Ил күгеннән йортларыңа бәхет ява.
Бу бәхетне яуладың син зур хезмәттә,
Лаеклы син, Яшел Үзән, чын хөрмәткә.
(«Яшел Үзән» гимны, 2007)
«Яшел Үзән – минем мәркәзем» - поэма Равиля Сайфутдинова. Он считал Зеленодольск малой родиной, любовался им. Особо подчеркивал значимость нашего города в годы Великой Отечественной войны. Его труженики свой вклад в победу вносили за заводскими станками, на колхозных полях, на железной дороге – главной артерии страны. Мост через Волгу в районе Свияжска имел огромное стратегическое значение.
Яшел Үзән!
Синең снарядлар китте анда,
Китте анда синең катерлар...
Җиңү килде! Шушы тимер юлдан
Батырлары яуның кайттылар.
(Поэма «Яшел Үзән – минем мәркәзем», 2012)
Также в воспоминаниях он описывает Волгу его юности, деревню Кабачищи:
Әнә аста, Идел кырыенда,
Кабачище әле хәзер дә.
Зәңгәр яшьлегебез җыры булып
Шаулап тора безнең хәтердә.
(«Зеленодольск»,1982)
О Зеленодольске Елена знала задолго до того, как переехала в этот город. Вместе с бабушкой в детстве они приезжали на базар, чтобы продать выращенные у себя в огороде овощи и зелень. А потом он стал ей родным. Каждый юбилей город получал подарок от Елены Абрамовой: «В Зеленодольске я живу 30 лет. Я с детства, живя у бабушки в Мизиново, полюбила этот городок. К его 70-му юбилею – этот стих»:
Зеленокудрый и веселый,
Как май, мой чудо-городок…
И весь из звени майской словно
Бежит, спешит людской поток…
…мы любим все, что сердцу свято:
Простор полей и площадей,
Все, чем душа людей богата,
Наш город лип и тополей.
К пятидесятилетию Зеленодольска в ее стихотворении звучат такие строки:
Красив мой город первозданный
ненадоевшей красотой.
Плывут молочные туманы
над тихой волжскою водой…
…Мы любим город свой зеленый,
Нам красоту его беречь.
Здесь небо синее, бездонное,
Многоязычна наша речь…
В одной из своих книг поэтесса писала: «…это мой подарок городу, в котором я состоялась как поэт и как личность. Да и как его не любить, в самом названии проглядывается сущность – часть природы. Все 24 часа в сутки я любуюсь нашим городом. Поистине он заслуживает признания».
2.2.4. Казань
Каза́нь (тат. Казан) — город в России, столица Республики Татарстан, крупный порт на левом берегу реки Волги при впадении в неё реки Казанки.
Крупнейший по численности населения город в Приволжском федеральном округе и на реке Волге. Один из крупнейших экономических, научных, образовательных, религиозных, культурных и спортивных центров России. Казанский кремль входит в число объектов Всемирного наследия ЮНЕСКО. Город Трудовой доблести.
Казань для Равиля Сайфутдинова была местом, где он учился, где проходило его становление как личности. Окончил Казанский государственный университет, факультет татарского языка и литературы. В счастливые годы хрущевской оттепели он учился с такими ныне известными писателями, как Талгат Галиуллин, Миркасым Усманов, Индус Тагиров, Фарит Юсупов, Хатип Миннегулов, Нурмухаммет Хисамов, Рустам Кутуев. Он с настольгией вспоминает этот университет, отмечая важность его для татарского народа:
Татар халкын алга сөргән чорың
Бар иде бит, Университет.
Рәсәйдәге вузлар арсында
Күрдек сине Гулливер итеп.
(«Казан университеты», 2015).
Казань была и есть духовной столицей татарского народа, обращаясь к родному народу, Равиль Сайфутдинов говорил о ее древней истории:
Татарларның туңган күңелләрен
Җылытырга милли Казан бар.
Шул Казанның шаулы уртасында
Мөлдерәмә тарих – Кабан бар.
(«Шиһабетдин Мәрҗани» (2013)
Казани Равиль Сайфутдинов посвятил такие стихотворения: «Татарстан» (1982),«Барлык килештә төрләнә Казан» (2005), «Шиһабетдин Мәрҗани» (2013),«Казан университеты» (2015),«Авыл белән Казан арасы» (2016)
В Казань Елена Абрамова переехала перед школой, так как там жила и работала ее мама. Окончила казанскую школу и педагогический институт.
Тихонькие улочки Казани,
Переулков узких серпантин.
Я давно душой сроднилась с вами,
Каждый старый домик, как акын...
Казань не может человека оставить равнодушным к ее архитектуре, историческому наследию, культурным традициям. Здесь на устах имена исторических деятелей, выдающихся ученых, творческих людей, бывавших в Казани. Встречи с интересными людьми обогащают духовно человека.
…Колыбель науки и искусства,
Воспитала многих ты сынов,
И к тебе восторженные чувства -
В музыке, в полотнах, средь стихов.
2.3. Пейзаж в произведениях поэтов
Природа родного края, его люди стали предметом самых глубоких раздумий, сердечной привязанности поэтов. Они передают нам чистую, возвышенную любовь к родине, свою необыкновенную искренность и человечность. Пейзажные зарисовки проникнуты глубокой и нежной любовью к родному краю, чувством родной земли, отчего дома. Они восхищают нас своей красотой, дарят нам тихую радость общения с природой, поселяют в душе гармонию и покой.
Я люблю тебя, Родина,
Мой ромашковый край,
Своих чувств половодье
Я несу тебе, знай.
Никакая другая
Не нужна мне краса,
Ведь земля здесь родная,
Серебриста роса…
Поэтесса одушевляет, очеловечивает природу, умело используя такие художественные приёмы, как эпитеты («серебристые, хладные росы», «спящий сад», «мелкий дождик колючий», «косматые тени от прибрежных ракит» и др.), метафоры («росы серебряные нити», «глаза васильков», «синяя гладь звездных океанов», «рыжелицая девчонка» о весне, «снежинки-ежики», «закоулки души» и др.), олицетворение («в саду яблони-фрейлины стоят», «играю с лучом в догонялки», «бродит осень, любуется дубравами, колдует что-то с травами», «кружит бродяга-листопад, стоят в обнимку клены, березы выщли на парад…» и др.). Природа воспринимается поэтом одухотворённой, способной сочувствовать и сопереживать человеку в его радостях и печалях, сливаться с его внутренним миром.
Пейзажная лирика Равиля Сайфутдинова также богата средствами выразительности: олицетворениями («кояш үпте», «җилләр үпте»,«кыр казлары елый»,«елга елмайды»,«җилләр тузды»,«болытлар карады»,«таң җиле укый»,«кар сулары йөгерә»,«болыт агыла»,«яшьлек җырлый»,«гөлләр көлә», «тоҗым коча», «көзем күңел ача» и т.д.),эпитетами («ак керфек», «зәңгәр күләгә»,«хәсрәт эчкән җир»,«ягымлы таң җиле»,«моңлы усак»,«калфак кигән күләгә»,«шәфәкъ нурлары»,«назлы караш»,«керсез көннәр», «ачу йоткан диңгез» и т.д.), сравнениями («кичке күлдәй күзләр», «чәчләреңдәй җылы»), метафорами («кояш шары»,«кышкы ромашкалар», «усак егетләре»).
Составляя цветограмму стихотворения «Милый край моя сторонка», мы пришли к выводу: приход долгожданной весны, которая вступает в свои права (зеленый и желтый цвет пробуждающейся природы), радует людей, потянувшихся в огороды (коричневый цвет). Лирическая героиня вместе с односельчанами радуется весне и жмет «усердно на педали, окрыленная дождем».
Для сравнения пейзажных зарисовок Елены Абрамовой и Равиля Сайфутдинова мы взяли стихотворение «Яз» («Весна») и также составили к нему цветограмму. Весна в этом произведении еще только-только заявляет о себе туманами, ветрами, предчувствием сладостного нектара, запахом почек, дыханием деревьев и сладкоголосым звуком талой воды (цвета зелени, неба, земли), а ожидание весны лирическим героем настолько сильно, что его чувства переполняют душу (обилие красного цвета).
В результате делаем вывод, что в обоих стихотворениях доминируют цвета. Значит, звуко-цветовые соответствия в подсознании разных поэтов сходны. Да и могло ли быть иначе? Можно ли представить себе, что для подавляющего большинства носителей одного языка звуки окрашены одним образом, а для какого-либо поэта они имеют другие цвета? Ведь в таком случае звуко-цветовой эффект, созданный в стихах такого поэта, не будет воспринят подсознанием большинства читателей.
2.4. Портретные зарисовки
Равиль Сайфутдинов много лет прожил в своей родной деревне. Люди в деревнях очень хорошо друг друга знают и становятся как родные. Так было и с ним. Он уважал своих односельчан, всю жизнь служил народу и, конечно же, сам был уважаемым учителем, духовным наставником и просто хорошим человеком. Много произведений он посвятил простым людям, труженикам:
Җир-туфракка гашыйк кешеләр –
игүчеләр, үстерүчеләр,
гали затлар, нурлы җиһанга
тормыш китерүчеләр,
художникка җаны теләгән
буяу-төсләр үрчетүчеләр,
үләннәрнең шифа үзлеген
даруларга күчерүчеләр!
(«Игүчеләргә», 1971)
Нужно отметить, что особенно теплые строки были посвящены его родителям: отцу, который ушёл на войну, когда Равиль был совсем ребёнком, и матери, ждавшей всю жизнь возвращения мужа. Но, к сожалению, отец так и не вернулся...
Син өйрәндең, әни, күз яшьләрен
Йөрәгеңә бикләп көләргә.
И түземле әни!
Тормыш буйлап
Сыктап түгел,
Дөрләп атлыйсың.
Ә кайгыны...
Чал чәчеңә яшереп саклыйсың.
(«Әнигә», 1960)
В стихотворении «Әтигә» (1970) звучит тоска по отцу:
Без тиңләштек, әти, яшь ягыннан,
Икебез дә чәчәк кебекләр,
Чыгып басыйк әни каршысына,
Без – егерме яшьлек бөркетләр.
«…Я благодарна своей судьбе и земле, которая меня взрастила, как свою дочь. Я желаю своим односельчанам всего самого лучшего, всем землякам моим, и вечная память моим предкам»:
Человек, не помнящий родства,
Он уже мертвец наполовину.
Ведь не распускается трава,
Если загнивает сердцевина…
Бабушка Анна Михайловна («Бабушка Анюта –добрый человек. Жаль тебе отпущен был короткий век…»), дедушка Михаил Порфирьевич Сапугольцевы, свекровь Татьяна Ивановна Абрамова, «удивительная и добрая женщина» Короткова Тамара Павловна - библиотекарь в Мизиново, учителя Свияжской средней школы, матушка Софья, Татьяна Палей и многие, многие другие люди, окружавшие Елену Абрамову в жизни, становятся адресатами ее душевных посланий. Именно для них и о них у нее всегда находятся заветные строчки:
По улицам ходят мои земляки.
Иные заходят послушать стихи.
Я с ними сижу и чаище гоняю,
Для них свою душу для всех открываю.
Стихотворения Елены Абрамовой не просто признания в чувствах, это маленькие портретные зарисовки, которые помогают представить их героев.
«Спасибо Вам за все, низкий поклон», - пишет поэтесса в одном из своих стихотворений.
3. Заключение
Поэтическое творчество Елены Абрамовой и Равиля Сайфутдинова – одна из ярких, глубоко волнующих страниц поэзии нашего родного края, наполненная любовью к людям, красоте родной земли, проникнутая добротой, искренностью, чувством постоянного беспокойства за судьбу народа и всего живого на земле. Поэзия пробуждает в нас лучшие человеческие чувства.
Выводы:
- поэзия обоих авторов глубоко патриотична. Этим чувством проникнуты все их произведения;
- Елену Абрамову и Равиля Сайфутдинова объединяет любовь к родине, большой и малой, боль за её будущее, гордость за её прошлое.
В процессе исследования творчества этих поэтов мы убедились в очередной раз, что поэзия — чудесный, прекрасный, неповторимый мир. Главная цель поэтов — это стремление своим творчеством помочь людям стать духовно богаче.
Список источников и литературы
1.Абрамова Е. В. Дорогая сторонка Свияжская. – Казань: Издательство «По городам и весям», 2003
2. Абрамова Е. В. Дорогие мои земляки. – Казань: Татарское книжное издательство, 2002
3. ЖуравлёвА.П. Звук и смысл. Книга для внеклассного чтения учащихся старших классов. – М.: Просвещение, 1991
4.Сәйфетдинов Р.Г. Кичке шәфәкъ. Шигырьләр җыентыгы // Казан, 2001.
5.Сәйфетдинов Р.Г.Мулла Иле моңнары. Шигырьләр, хикәяләр, мәкаләләр җыентыгы. // Казан, 2010.
6. Сәйфетдинов Р.Г.Аксакал язмалары. Шигырьләр, хикәяләр, мәкаләләр җыентыгы. // Казан, 2017.
7. Сәйфетдинов Р.Г. Бәхет үзәне: шигырьләр, поэма // Казан: Татарстан китап
нәшрияты, 2014.
8. Сәйфетдинов Р.Г.Мулла Иле моңнары. Шигырьләр, хикәяләр, мәкаләләр җыентыгы. // Казан, 2010.
9. https://vk.com/wall-125173770_1263
10. http://www.zelenodolsk.ru/article/6324
https://www.tatar-inform.ru/news/zelenodolskaya-poetessa-elena-abramova-vstretilas-so-shkolnikami
11. https://ok.ru/group/54176052805699/topic/67958332631875
12. https://edu.tatar.ru/z_dol/sch16/page4752524.htm
13. https://tt.wikipedia.org/wiki/Равил_Сәйфетдинов
Приложение
Сәйфетдинов Равил Гарәфетдин Елена Абрамова
Результат социального опроса:
В возрасте от 14-16 лет:
12% учеников не слышали
22% учащихся слышали о них по телевизору и на уроках в школе
В возрасте от 30-50 лет:
24% человек слышали о них
3% человек не слышали
2% человека знали лично и даже общались с ними
В возрасте от 50-70 лет:
30% человек слышали
3% человек не слышали эти имена
4% человек знали лично, виделись с ними
Цветопись стихотворения Е.Абрамовой «Милый край, моя сторонка…»
Цветопись стихотворения Р.Сайфутдинова «Яз-весна»
Мемориальная доска на улице Гоголя дом 53
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Научно-исследовательский проект. Россия- родина, мой дом! (Своеобразие темы родины в творчестве поэта-земляка Ивана Александровича Извозникова)
С древних времен тема Родины стала главной темой русской литературы. Ей посвящали вдохновенные строки В.А. Жуковский и А.С. Пушкин, Е.А. Баратынский и А.В.Кольцов, Н.А. Некрасов и Ф.И.Тютчев. Ни один ...
План-конспект урока литературы в 5 классе на тему «Поэтический образ Родины в стихах поэтов 20 века».
Цель урока - познакомить учащихся с поэтическим образом России в стихах поэтов 20 века (А.Блок, А.Белый, С.Есенин).Особое внимание уделено поэтическому анализу стихотворения С.А.Есенина "Ч...
Урок внеклассного чтения в 7 классе "Любовь к Родине в творчестве поэтов Мордовии"
Цели: познакомить с творчеством поэтов Мордовии, со стихотворениями о Родине; вырабатывать навыки выразительного чтения, развивать речь учащихся, воспитывать любовь к Родине, к поэзии....
конспект с презентацией урока внеклассного чтения в 9 классе "Тема Родины в творчестве поэтов Крыма.".
Внеклассное чтение№ 3 Тема Родины в творчестве поэтов Крыма. ...
Проект урока литературы в 6 классе «Образ Родины в творчестве поэтов России»
Вид урока: реализация краткосрочного проекта – урок – практикум, самостоятельная работа учащихся.Тип урока: Урок общеметодологической направленности - комбинированный – урок за...
Презентация к уроку литературы "Образ Родины в лирике поэтов XX века"
Цель: Воспитание любви к своему Отечеству, Родине. Задачи: - формировать у детей чувство гордости за свою Родину. - способствовать восприятию подростками нравственных ценностей (любви к Родине, п...
Методическое пособие "Тема Родины в творчестве поэтов Серебряного века периода Русского зарубежья"
Литературный феномен Русского Зарубежья начала XX века является важной частью великого культурного наследия всей русской литературы. Вопреки тому, что революция 1917 года разделила мир русской литерат...