технологическая карта урока литературы в 6 классе
учебно-методический материал по литературе
технологическая карта урока литературы в 6 классе
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
tehnologicheskaya_karta_uroka_literatury_v_6_klasse.docx | 43.19 КБ |
Предварительный просмотр:
Технологическая карта урока литературы
Класс: 6
Тема урока: « Кладовая солнца»-кладовая жизни».
Тип урока: обобщение и систематизация знаний
Цели урока: создать условия для систематизации изученного материала, выявления уровня овладения системой знаний и умений, опытом творческой деятельности.
Задачи:
Образовательные(обучающие):выработать умение самостоятельно применять знания в комплексе, в новых условиях, обеспечение положительных результатов в самостоятельной познавательной деятельности.
Развивающие: формирование/ развитие функциональной грамотности (найти и извлечь информацию из текста, интегрировать и интерпретировать содержательные элементы текста, осмысливать и оценивать информацию текста), развивать навыки самостоятельной работы, творческой познавательной активости учащихся.
Воспитательные: воспитывать настойчивость и трудолюбие, упорство в достижении цели, уверенность в себе, чувство коллективизма.
Методы обучения: словесные, наглядные, практические, поисковые.
Формы обучения: фронтальная, групповая, индивидуальная, парная.
Планируемые результаты*:
Личностные (ПР-Л): формирование мотивации к обучению и целенаправленной познавательной деятельности, диалог с природой, уважение ее законов, бережное отношение к ее богатствам, стремление к воссозданию ее ресурсов, воспитание любви к литературе посредством обращения к художественному тексту, уважение и перенятие ценностей народного жизненного опыта и нравственных основ.
Предметные (ПР-П): умение анализировать литературное прозаическое произведение, определять его принадлежность к определенному жанру (сказка, быль),владение на базовом уровне литературоведческими понятиями(тема,проблема, идея, композиция литературного произведения, внесюжетные элементы), владение понятиями о средствах художественной выразительности(олицетворение, сравнение, метафора, гипербола).Умение вести диалог и полилог, формулировать и доказывать свою точку зрения.
Метапредметные (ПР-М): умение организовать свою деятельность, определить ее цели и задачи, умение вести самостоятельный поиск, анализ. Отбор информации, умение взаимодействовать с людьми, высказывать суждения,подтверждая их фактами.
Универсальные учебные действия:
Личностные (УУД-Л): передача личностного эмоцирнальное восприятия, самоопределение, осознание ценности опыта других людей для собственной жизни, осознание ценности литературы как учебника жизни, формирование навыков самоорганизации. Навыков самооценки результатов учебной деятельности.
Регулятивные(УУД-Р):целеполагание, восприятие, осмысление, запоминание учебного материала, осмысление темы учебного материала и основных вопросов, подлежащих усвоению, формирование умения слушать и понимать других. Формирование умения формулировать свои мысли, формирование умения сравнивать, сопоставлять, классифицировать элементы информации.
Коммуникативные (УУД-К):планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками, умение адекватно реагировать на оценку результатов учебной деятельности другими учащимися и учителем.
Познавательные (УУД-П): самостоятельное формулирование темы урока, соотношение уже усвоенных знаний с теми. Которые неизвестны, развитие умения получать информацию из текста и строить сообщение в устной форме, развитие умения проводить сравнение изученных объектов по самостоятельно выделенным основаниям, развитие умения осуществлять поиск необходимой информации. Развитие умения строить простые суждения.
- Для удобства восприятия технологической карты и незегромождения избыточной информацией планируемые результаты и универсальные учебные действия введены в карту урока как соответствующие аббревиатуры.
Основные этапы организации учебной деятельности | Деятельность учителя | Деятельность учащихся | Применяемые и формируемые навыки грамотного чтения | Уровень формируемых навыков мышления, необходимых для обеспечения грамотного чтения | Планируемые результаты | УУД |
1.Организационный этап | Здравствуйте, ребята. Садитесь. | |||||
2.Постановка цели и задач урока | Сегоднямы завершаем работу над сказкой- былью Михаила Пришвина «Кладовая солнца» и сможем ответить на главный вопрос, который автор ставит в произведении. Назвал он его необычно. Что такое, на его взгляд, кладовая солнца? (можно воспользоваться текстом)(ответы детей) (Слайд 1) Мы знаем, почему автор так назвал произведение. А вы как считаете, что такое «Кладовая солнца» (обратить внимание на запись начала темы на доске в кавычках), какие клады скрывает? (ответы детей) (Слайд 2) Не только природная кладовая солнца, но и сама книга является настоящей кладовой. А вот чего? Давайте сегодня на уроке разберемся. Пока тему я оставляю открытой. А вам предлагаю записать в тетрадях сегодняшнюю дату, вид работы и тему, как у меня: «Кладовая солнца»-это кладовая…». | Слушают, осмысливают содержание текста, отвечают на вопросы | найти и извлечь иформацию интегрировать и интерпретировать | знания | ПР-П, ПР-М ПР-Л | УУД-П УУД-П |
3,Планирование деятельности | Как вы думаете, чем мы будем заниматься на сегодняшнем уроке? (ответы детей) Верно, мы будем вспоминать главные моменты содержания сказки-были, анализировать, систематизировать и обобщать полученные знания, делать выводы по содержанию, размышлятьо том, что нового мы узнали о жизни, чему научило это произведение. Чем стала для вас эта книга?Размышлять о том, что нам удалось, а над чем еще надо поработать. Давайте распланируем урок вместе. (учитель записывает на доске) (ответы детей, планирование урока) 1. Повторение содержания произведения и проверка усвоения(тест) 2. Физкультминутка 3. Обобщение и систематизация знаний по тематике, проблематике, идейному содержанию произведения, жанровому своеобразию, композиции. 4. Сопоставление произведения с похожим по сюжету. 5. Творческое задание. 6. Домашнее задание. | Размышляют, отвечают на вопросы, планируют совместную работу | ПР-Л | УУД-К УУД-Р | ||
4.Актуализация знаний и самоконтроль учащимися усвоения предыдущего материала. Рефлексия, обсуждение ошибок, коррекция. | Тест. Дома вы должны были просмотреть произведение, вспомнить основные моменты содержания и выполнить задание. Давайте оценим свой уровень знаний. Перед вами тест и бланки ответов (распечатки у каждого на столе).Подпишите фамилию и вариант. Выберите правильные варианты ответа и впишите их в бланк ответов . На выполнение задания дается 10 минут. Приступаем. (учащиеся работают над тестом) Теперь давайте проверим результаты. Взаимопроверка. Обменяйтесь работами. (Слайд3.4) (Проверка по очереди вариантов ответов, выведенных на проектор ) Теперь оценим результаты (Слайд5) (Сбор работ учителем) Кто правильно ответил на все или почти все задания? Молодцы! Какие задания в тесте были трудными? Давайте вместе ответим на эти вопросы. | Слушают.Отвечают. Решают тест. Сверяют результаты(взаимопроверка) Обмениваются работами и выполняют взаимопроверку Выставляют на бланках оценки и анализируют результаты Выявляют трудности, с которыми столкнулись, устно корректируют ошибки | интегрирование и интерпретация, осмысление и оценка осмысление и оценка | знание, понимание, использование, анализ, синтез, оценивание | ПР-П ПР-М | УУД-Л УУД-К |
Физкультминутка На зарядке класс шестой. Ну-ка мы вмахнем рукой Левой, правой, левой, правой. И поднимем обе разом. Руки вытянем вперед, А потом наоборот. Повернемся вправо, влево, За забор глядим к соседу. Покрутились, повернулись, На места свои вернулись. Физминутки вышел срок, Продолжаем наш урок. | Разминаются, отдыхают | |||||
5.Обобщение и систематизация знаний. | Так как у нас с вами урок обобщающий, давайте и поработаем сообща. Разделимся на группы. В каждой будет свой координатор. Он будет регулировать работу группы и выставлять оценки ее участникам. Каждая группа получает по два задания. Ознакомьтесь с ними и выберите тех, кто будет выполнять. Это работа координаторов. Вам понадобится учебник с текстом для аргументации своей позиции фрагментами текста принеобходимости. На выполнение задания 3 минуты. Вы должны прочитать задание и выдать классу готовый к записи ответ. 1. Тематика сказки-были. Выступление группы 1. О чем мы планировали поговорить? О тематике сказки-были. Давайте послушаем выступление 1 группы. Проверяем. (Слайд6) 2. Проблематика произведения. Выступление группы 2. Каждая тема связана с какой-нибудь проблемой. О проблематике сказки-были расскажет 2 группа. (ответы детей) Сверим с эталоном (Слайд7) 3. Идейное своеобразие. Выступление группы 3. И, конечно же, мы переходим к самому глвному, ради чего Михаил Пришвин создал «Кладовую солнца». Что же самое важное в этой книге? (ответы детей) Правильно, это идеи. Что такое идея произвдения? (ответы детей) Давайте проверим . (Слайд8) 4. Жанровое своеобразие. Выступление группы 1. К какому жанру относится «Кладовая солнца»? Почему?(ответы детей) Давайте сверим результаты (Слайд9) 5. Особенности композиции. Выступление группы 2. Что можно сказать о композиции сказки-были? (ответы детей) Проверим. (Слайд10) 6. Смысл заглавия произведения. Выступление группы 3.(выдвижение гипотез, доказательства) Если бы название осталось, акцент перенесся бы на дружбу человека и собаки. А замысел автора был иной. Главная идея рассказа. Как мы уже говорили, в том, что природа-огромная кладовая ,а человек должен научиться пользоваться природными богатствами разумно, без жадности, не теряя человеческого лица. 7. Что нового вы узнали о жизни?(иллюстрируйте ответ примерами из текста) 8. Чему научило произведение?(расскажите с опорой на текст) 9. Мне бы хотелось узнать, чем для вас стала эта книга. Кладовой чего? Закончите фразу : «Кладовая солнца»-кладовая …» Давайте допишем и тему нашего урока одним словом или словосочетанием, которое объединит все ваши высказывания. «Кладовая солнца»-кладовая жизни» | Дети разбиваются на группы по рядам. Выбирают координатора. Знакомятся с заданиями, готовятся к ответу. Все группы ведут частично-поисковую работу по тексту и, возможно, книжному словарю и тетрадям для обоснования своего ответа, обсуждают, объясняют друг другу, согласуют, делают выводы Выступающие дают определение понятию тема текста, делают сообщение, рассказывают, объясняют, отвечают на вопросы задания, толкуют и и интерпретируют текст, обосновывая свою точку зрения. Остальные слушают, оценивают ответ, при необходимости исправляют или корректируют ответы одноклассников. Записывают информацию в тетрадь. Выступающие дают определение понятию проблема текста, отвечают на вопросы задания. Остальные слушают, оценивают ответ, при необходимости исправляют или корректируют ответы одноклассников. Сравнивают с эталоном.Записывают информацию в тетрадь. Выступающие дают определение понятию идея текста, отвечают на вопросы задания. Остальные слушают, оценивают ответ, при необходимости исправляют или корректируют ответы одноклассников. Сравнивают с эталоном. Записывают информацию в тетрадь Выступающие дают определение жанров сказки и были, обосновывают принадлежность произведения обоим жанрам. Остальные слушают, оценивают ответ, при необходимости исправляют или корректируют ответы одноклассников. Сравнивают с эталоном. Записывают информацию в тетрадь. Выступающие дают определение понятию композиция текста, высказывают свои мысли о том, что такое внесюжетные элементы (новая информация), выдвигают гипотезы, отвечают на вопросы задания. Остальные слушают, оценивают ответ, при необходимости задают вопросы, исправляют или корректируют ответы одноклассников. Сверяют с эталоном. Записывают новый термин и определение в тетрадь, иллюстрируя примером из текста. Выступающие отвечают на вопросы задания, выдвигают свои версии, обосновывая их. Остальные слушают, оценивают ответ, при необходимости исправляют или корректируют ответы одноклассников. Записывают информацию в тетрадь. размышляют, отвечают на вопрос. размышляют, отвечают на вопрос. Размышляют, синтезируют информацию, записывают ответ. | найти и извлечь информацию, интегрировать и интерпретировать, осмыслить и оценить (эти умения развиваются всеми участниками групп во время подготовки к ответу в результате поисковой работы в тексте произведения, статьях и словаре учебника по мере необходимости использования) найти и извлечь информацию, интегрировать и интерпретировать, осмыслить и оценить найти и извлечь информацию, интегрировать и интерпретировать, осмыслить и оценить интегрировать и интерпретировать, осмыслить и оценить найти и извлечь информацию, интегрировать и интерпретировать, осмыслить и оценить найти и извлечь информацию, интегрировать и интерпретировать, осмыслить и оценить найти и извлечь информацию, интегрировать и интерпретировать, осмыслить и оценить найти и извлечь информацию, интегрировать и интерпретировать, осмыслить и оценить | понимание,анализ, синтез, применение, оценивание понимание,использование анализ оценивание понимание, использование анализ понимание, использование, синтез анализ, понимание,использование оценивание анализ анализ синтез, понимание, использование анализ понимание, использование, анализ понимание, использование, синтез понимание, использование,анализ синтез | ПР-М ПР-М ПР-П ПР-Л ПР-М ПР-П ПР-М ПР-М ПР-Л ПР-П ПР-М ПР-Л ПР-П ПР-М ПР-Л ПР-П ПР-М ПР-Л ПР-П ПР-М ПР-Л ПР-П ПР-М ПР-Л ПР-П ПР-М ПР-Л ПР-П | УУД-Р УУД-П УУД-Р УУД-К УУД-П УУД-К УУД-Р УУД-Р УУД-УУД-Л УУД-П УУД-Р УУД-УУД-Л УУД-П УУД-Р УУД-УУД-Л УУД-П УУД-Р УУД-УУД-Л УУД-П УУД-К УУД-Р УУД-УУД-Л УУД-П УУД-Л УУД-Р УУД-П УУД-Л УУД-Р УУД-П |
6.Сопоставление полученных знаний с уже имевшимися | Сопоставление с рассказом В.Астафьева «Васюткино озеро». На прошлых уроках мы говорили о том, что «Кладовую солнца» можно сопоставить с рассказом Виктора Астафьева «Васюткино озеро». По каким критериям это можно сделать? Какие знания о лесе из рассказа В.Астафьева могут дополнить «Кладовую солнца» нам расскажут ваши одноклассники(одноклассник). Для чего нам это понадобится, вы поймете чуть позже. Реализация индивидуального(парного) домашнего задания в виде презентации. | вспоминают содержание рассказа В. Астафьева, интерпретируют текст, устно составляют перечень критериев, по которым можно сопоставить произведения слушают сообщение, вспоминают, усваивают, | знание, понимание, анализ и выявление критериев сопоставления текстов использование, анализ знание, понимание | ПР-П ПР-Л ПР-М ПР-Л | УУД-Р УУД-П УУД-К УУД-Р УУД-П | |
7.Применение знаний и умений в новой ситуации | Как вы думаете, знания из каких областей мы почерпнули в этом произведении? (ответы детей) (обществознание, история, обж, география, психология, литература, русский язык и др.) (Слайд11) Где и как можно применить полученные знания на практике? Групповая работа*. Создание проблемных жизненных ситуаций 2-3, в которых пригодились бы полученные знания и коллективный поиск ответа. | размышляют,анализируют полученые знания, демонстрируют примеры | знание, понимание, использование, анализ | ПР-Л ПР-М | УУД-Л УУД-Р УУД-П | |
8.Домашнее задание | (Слайд 12) Уровень 1. Сочинение «Что нового я узнал и чему научила меня сказка-быль М.Пришвина «Кладовая солнца»? Уровень 2. Создание памятки для учеников младших классов «Что необходимо знать, отправляясь в лес?» по материалам обоих произведений и знаниям по обж. На следующем уроке выберем лучшую Памятку и поделимся ей с учениками начальной школы (подумаем, как лучше будет это сделать: распечатать или нарисовать плакат, а может,сделать презентацию для классного часа) Уровень 3. Сопоставительный анализ сказки-были«Кладовая солнца» М. Пришвина и рассказа «Васюткино озеро» В.Астафьева. | найти и извлечь, интегрировать и интерпретировать, осмыслить и оценить | Знание, понимание, использование,оценивание | ПР-Л ПР-М ПР-П | УУД-Л УУД-Р УУД-П | |
9.Контроль усвоения, обсуждение допущенных ошибок и их коррекция | Как вы считаете, какие вопросы или задания были самыми трудными? Давайте дадим ответы наи них. Остались ли вопросы, на которые вы не получили ответ? | оценивают уровень сложности заданий, размышляют, выдвигают гипотезы, выбирают варианты правильных ответов,оценивают, слушают учителя и сверстников | знания, понимание | ПР-П | УУД-Л УУД-Р УУД-К | |
10.Рефлексия (подведение итогов | Наш урок подходит к концу. Я прошу координаторов групп оценить работу одноклассников и сдать мне листочки. (Выставление оценок, обмен эмоциями) Урок я хотела бы закончить обращением Михаила Пришвина к вам (Слайд 13) Благодарю всех за урок! | Слушают, обмениваются эмоциями |
* Выполняется,если останется время на уроке (задание можно вывести в домашнее).
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Технологическая карта урока литературы: 6 класс (ЗПР) школы для глухих детей.
Конспект урока по теме: "Стихотворение М. Ю. Лермонтова "Бородино". Тип урока: обобщение пройденного материала....
Технологическая карта урока литературы 8 класс
Тема: Н.С.Лесков. Слово о писателе. Нравственные проблемы рассказа «Старый гений». ТДЦ: Обучающий аспект: расширить знания...
Технологическая карта урока литературы. 10 класс. Л.Н.Толстой "Война и мир"
Технологическая карта урока составлена в соответствии с требованиями ФГОС с использованием АМО ( активных методов обучения)...
Технологическая карта урока литературы 6 класс.
Технологическая карта составлена в соответствии ФГОС. Тип урока - урок "открытия" нового знания. На уроке используется самостоятельная работа по группам и индивидуальная....
технологическая карта урока литературы 8 класс
технологическая карта урока литературы по роману В.А.Каверина "Два капитана" к фрагменту видеоматериала...
технологическая карта урока литературы 5 класс
Данная технологическая карта составлена к уроку литературы в 5 классе "Басня - к мудрости ступенька". Карта учитывает требования ФГОС. Технологическая карта была использована на открытом уроке....
Технологическая карта урока литературы 8 класс по теме: « Характеристика одного из героев повести (А.С. Пушкин «Капитанская дочка»)»
Урок. Характеристика одного из героев повести (А.С. Пушкин «Капитанская дочка»)Рабочее название урока: Какие персонажи и почему важны для развития действия повести «Капитанская дочка...