Презентации к урокам литературы в 5 классе (учебник В.Я. Коровиной).
методическая разработка по литературе (5 класс)
Данные презентации к урокам по произведению В.Г. Короленко "В дурном обществе", а также при изучении темы "Русские поэты 19 века о родной природе" могут быть использованы учителями литературы при подготовке и проведении занятий в 5 классе.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
korolenko_1_urok.pptx | 467.31 КБ |
korolenko_2_urok.pptx | 260.2 КБ |
korolenko_3_urok.pptx | 2.81 МБ |
rus._poety_19_veka_o_prirode.pptx | 2.84 МБ |
rus._poety_19_veka_o_prirode_prodolzhenie.pptx | 2.09 МБ |
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Почему дети в семье Короленко затруднялись ответить на вопрос о национальности? В семье мирно уживались две религии, две национальности и три языка. Дети знали русский, польский и украинский языки, посещали православный и католический храмы, часто затруднялись с ответом на вопрос о национальности. В чём уникальность личности писателя, о которой говорили его современники? Современники не раз отмечали уникальность личности Короленко, называя его «нравственным гением», праведником русской литературы. Проверка выполнения домашнего задания.
Владимир Галактионович Короленко - «нравственный гений» русской литературы. Короленко родился в 1853 г. в Житомире , на Украине. Отец его, уездный судья, был известен своей кристальной честностью. Мать была очень впечатлительна и религиозна. Короленко знал русский, польский и украинский языки, посещал православный и католический храмы. Отец умер, когда Владимиру было только тринадцать лет, и семья осталась без средств к существованию. Вскоре семья переехала в город Ровно , где Короленко начал учиться в реальной гимназии .
Окончив гимназию с серебряной медалью, Короленко приехал в Петербург и подал прошение о приёме в Технологический институт . Нужда заставляла перебиваться случайными заработками: рисованием географических карт, раскрашиванием ботанических атласов, корректурой и переводами. Материальные трудности вынудили его перебраться в Москву , где он был принят на первый курс лесного отделения Петровской академии.
Кем был Владимир Галактионович Короленко? Инженер Авиатор Писатель Биолог Владимир Галактионович родился 15 (27) июля 1853 года в Житомире в семье уездного судьи. Короленко Владимир Галактионович — русский писатель, журналист, публицист, общественный деятель. Кто оказал большое влияние на формирование личности Короленко? Отец Мать Тетка Дед На формирование личности мальчика большое влияние оказал отец — человек замкнутый, суровый, невероятно ответственный и справедливый. В будущем образ отца был запечатлен в самом известном произведении Короленко — рассказе «В дурном обществе» .
Первое свое серьёзное произведение — очерк «Чудная» — Короленко написал по пути в очередную ссылку в Вышневолоцкой политической тюрьме. В 1881 г. был убит император Александр II. Все жители России должны были принести присягу верности новому императору — Александру III. Это была формальная процедура, но Короленко был человеком, который ни в чем не мог пойти против своей совести, и отказался присягать на верность новому императору. Он написал: «Я испытал лично и видел столько неправды от существующего строя, что дать обещание в верности самодержавию не могу». За это он был отправлен в самую тяжелую и длительную ссылку — в Якутию, в слободу Амга. Именно там, в далекой-далекой Якутии, Короленко стал настоящим писателем, именно там создал повесть «В дурном обществе» (произведение много лет называлось «Дети подземелья»).
Как называется первое произведение Владимира Короленко? «Сон Макара» «В дурном обществе» «Эпизоды из жизни «искателя»» «Павловские очерки» В 1879 году Короленко опубликовал свое первое произведение — новеллу «Эпизоды из жизни «искателя»» . От присяги какому императору отказался Короленко, за что был сослан в Сибирь? Николаю I Александру II Александру III Николаю II В 1881 году Владимир Галактионович Короленко отказался от присяги новому императору Александру III. В результате он был выслан в Сибирь.
До конца жизни Короленко остается защитником справедливости, в своих произведениях всегда выступая на стороне тех, кто несчастен. В этой верности правде и голосу своей совести заключалась уникальность личности Короленко, стойкость и мужество которого удивляли современников и могут служить примером для нас с вами. Он – Человек с большой буквы. Его повесть «В дурном обществе » - повесть о детской дружбе, о жизни бедняков в царской России.
Повесть «В дурном обществе» 1, 2 гл. Образ серого, сонного города (1гл.) О тношения Васи с отцом (2гл.)
Повествование ведется от 1 лица, от имени Васи - участника происходящих в повести событий. Словарная работа Часовня- маленькое здание для богослужений. Убежище – место, где можно укрыться. Кров – жилище, уют. Раздоры – разногласия, ссоры, вражда. Угрюмый человек – мрачный, неприветливый человек.
Комментированное ч тение эпизодов повести «В дурном обществе» Гуманизм – гуманность, человечность, человеколюбие, уважение человеческого достоинства. С инонимы: Сочувствие. Сострадание. Доброта. чувствовать- сочувствовать, страдать- сострадать З начение слова «страдать» - испытывать боль
I. Развалины Мать моя умерла, когда мне было шесть лет. Отец, весь отдавшись своему горю, как будто совсем забыл о моём существовании. Порой он ласкал мою маленькую сестру Соню и по-своему заботился о ней, потому что в ней были черты матери. Я же рос, как дикое деревцо в поле, — никто не окружал меня особенною заботливостью , но никто и не стеснял моей свободы. Местечко, где мы жили, называлось Княжье-Вено или, проще, Княж -городок...
Если вы подъезжаете к местечку с востока, вам прежде всего бросается в глаза тюрьма, лучшее архитектурное украшение города. Самый город раскинулся внизу, над сонными, заплесневевшими прудами. Серые заборы, пустыри с кучами всякого хлама понемногу перемежаются с подслеповатыми, ушедшими в землю хатками. Деревянный мост , перекинутый через узкую речушку, кряхтит , вздрагивая под колёсами, и шатается, точно дряхлый старик . Вонь, грязь, кучи ребят, ползающих в уличной пыли. Но вот ещё минута — и вы уже за городом. Тихо шепчутся берёзы над могилами кладбища , да ветер волнует хлеба на нивах и звенит унылою, бесконечною песней в проволоках придорожного телеграфа.
С севера и юга городок ограждался широкими водяными гладями и топями. Пруды год от году мелели, зарастали зеленью, и высокие, густые камыши волновались, как море, на громадных болотах. Посредине одного из прудов находится остров. На острове — старый, полуразрушенный замок. О нем ходили предания и рассказы один другого страшнее.
В западной стороне, на горе, среди истлевших крестов и провалившихся могил, стояла давно заброшенная часовня . У неё кое-где провалилась крыша, стены осыпались, и вместо гулкого медного колокола совы заводили в ней по ночам свои зловещие песни .
Было время, когда старый замок служил даровым убежищем всякому бедняку без малейших ограничений... Все эти бедняки терзали внутренности дряхлого здания, обламывая потолки и полы, топили печи, что- то варили и чем-то питались — вообще как-то поддерживали своё существование.
Однако настали дни, когда среди этого общества, ютившегося под кровом седых развалин, пошли раздоры. Старый Я нуш, бывший некогда одним из мелких графских служащих, выхлопотал себе нечто вроде звания управляющего и приступил к преобразованиям... Януш оставил в замке преимущественно бывших слуг или потомков слуг графского рода.
Привлечённые шумом и криками, которые во время этой революции неслись с острова, я и несколько моих товарищей пробрались туда и, спрятавшись за толстыми стволами тополей, наблюдали, как Януш во главе целой армии красноносых старцев и безобразных старух гнал из замка последних подлежавших изгнанию жильцов. Наступал вечер. Туча, нависшая над высокими вершинами тополей, уже сыпала дождиком. Какие-то несчастные тёмные личности, запахиваясь изорванными донельзя лохмотьями, жалкие и сконфуженные , совались по острову, точно кроты, выгнанные из нор мальчишками, стараясь вновь незаметно шмыгнуть в какое-нибудь из отверстий замка. Но Януш и старые ведьмы с криком и ругательствами гоняли их отовсюду , угрожая кочергами и палками, а в стороне стоял молчаливый будочник 1 , тоже с увесистою дубиной в руках.
...С того вечера и замок, и Януш явились передо мной в новом свете... Замок стал мне противен... Я не мог забыть холодной жестокости, с которой торжествующие жильцы замка гнали своих несчастных сожителей, а при воспоминании о тёмных личностях, оставшихся без крова, у меня сжималось сердце. Несчастные изгнанники нашли приют где-то на горе, около часовни, но как они ухитрились пристроиться там, никто не мог сказать в точности.
Все видели только, что с той стороны, с гор и оврагов, окружавших часовню, спускались в город по утрам самые невероятные и подозрительные фигуры, которые в сумерки исчезали в том же направлении. Ходили слухи, что эти бедняки , окончательно лишённые всяких средств к жизни со времени изгнания из замка, составили дружное сообщество и занимались, между прочим, мелким воровством в городе и окрестностях . Организатором и руководителем этого сообщества несчастливцев был пан Тыбурций Драб , самая замечательная личность из всех не ужившихся в старом замке.
Беседа по прочитанному Кто такой Вася? Вася - мальчик 6-8 лет, сын судьи. Судья едва ли не единственный представитель закона в маленьком городке. Как описывает автор городок, в котором происходит действие? В городе царила разруха, он был запущен. Какие средства художественной изобразительности использует Короленко в этом описании? Найдите эпитеты в этом описании. Образ какого городка создает автор? Сонные, заплесневевшие пруды; серые заборы; подслеповатые, ушедшие в землю хатки. Олицетворение и сравнение. Мост кряхтел и шатался, точно дряхлый старик. Всё это создаёт образ городка, живущего мелкой жизнью, в которой нет ярких чувств и событий.
Какие архитектурные сооружения ещё больше подчёркивают, что в городе царила разруха, запустение? Разруха, запустение ещё больше подчёркиваются видом старого, заброшенного замка и часовни, у которой провалилась крыша, осыпались стены, и вместо гулкого медного колокола совы заводили в ней по ночам свои зловещие песни. Кто жил в замке? Бедняки Почему им пришлось покинуть своё убежище? Старый Януш , который когда-то был мелким графским служащим, выхлопотал себе нечто звания управляющего и приступил к преобразованиям. Он вместе с целой армией красноносых старцев и безобразных старух гнал из замка бедняков .
Где нашли приют несчастные изгнанники? Кто из них заслуживает особого внимания? На горе, около часовни, они составили дружное сообщество и занимались мелким воровством в городе и окрестностях. Организатором и руководителем этого сообщества был Тыбурций Драб . Разговор об этом герое у нас пойдёт на след уроке. Таким образом, развернувшаяся перед нашими глазами картина города и жизни его обитателей помогает нам эмоционально воспринять характер взаимоотношений, которые сложились между действующими лицами повести.
II. Я и мой отец С тех пор как умерла моя мать, а суровое лицо отца стало ещё угрюмее, меня очень редко видели дома. В последние летние вечера я прокрадывался по саду, как молодой волчонок, избегая встречи с отцом , отворял посредством особых приспособлений своё окно, полузакрытое густой зеленью сирени, и тихо ложился в постель. Если маленькая сестрёнка ещё не спала в своей качалке в соседней комнате, я подходил к ней, и мы тихо ласкали друг друга и играли, стараясь не разбудить ворчливую старую няньку.
А утром, чуть свет, когда в доме ещё спали, я уж прокладывал росистый след в густой, высокой траве сада, перелезал через забор и шёл к пруду, где меня ждали с удочками такие же сорванцы-товарищи, или к мельнице, где сонный мельник только что отодвинул шлюзы 1 и вода, чутко вздрагивая на зеркальной поверхности, кидалась в лотки 2 и бодро принималась за дневную работу...
Все меня звали бродягой , негодным мальчишкой и так часто укоряли в разных дурных наклонностях, что я наконец и сам проникся этим убеждением. Отец также поверил этому и делал иногда попытки заняться моим воспитанием, но попытки всегда кончались неудачей. При виде строгого и угрюмого лица, на котором лежала суровая печать неизлечимого горя, я робел и замыкался в себе. Я стоял перед ним, переминаясь, теребя свои штанишки, и озирался по сторонам. Временами что-то как будто подымалось у меня в груди, мне хотелось, чтоб он обнял меня, посадил к себе на колени и приласкал. Тогда я прильнул бы к его груди, и, быть может, мы вместе заплакали бы — ребёнок и суровый мужчина — о нашей общей утрате. Но он смотрел на меня отуманенными глазами , как будто поверх моей головы, и я весь сжимался под этим непонятным для меня взглядом.
Обратимся к тексту Что в жизни мальчика было самым тяжёлым? Как складывались отношения Васи с отцом? Непонимание, отчуждённость. Мать умерла, когда ему было 6 лет. С этого времени мальчик чувствовал себя чужим, никому ненужным и заброшенным. Какие представления друг о друге сложились у судьи и его сына? «Лицо отца стало угрюмее»; «Вася не возвращался домой, а прокрадывался»; «между ними стояла какая-то стена», «считал бродягой и негодным мальчишкой» и др. Все считали Васю бродягой и негодным мальчишкой, и отец тоже привык к этой мысли. Он воспринимал сына как чёрствого и бездушного ребёнка , который легко пережил смерть матери и отдавал всё своё время беззаботным играм с такими же сорванцами, каким был сам. Можем ли мы согласиться с таким мнением о Васе? Если нет, докажите свою точку зрения. Вася жалеет тех, кого обижают, он очень любит свою мать, вспоминает её нежные руки, грустные глаза.
Любит ли Вася своего отца? Да, ему хотелось, чтобы отец обратил на него внимание, приласкал. К ак тяжело было отцу Васи переносить смерть любимого человека, каким одиноким он себя чувствовал. Подавленный внутренними переживаниями, отец не мог понять, как можно смеяться, затевать шумные игры. Это вызывало в нём раздражение и неприязнь к сыну, он не мог подозревать о сложных чувствах мальчика. «Да, я помнил её!.. Но на вопрос высокого, угрюмого человека, в котором я желал, но не почувствовал родную душу, я съёживался ещё более и тихо выдёргивал из его руки свою ручонку.»
Домашнее задание Прочитать III , IV , V главы повести. Подготовить рассказ о семье Тыбурция .
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Сюжетно-композиционный план повести I. Развалины. ( Экспозиция .) 1. Смерть матери. 2. Княж -городок. 3. Замок на острове. 4. Изгнание жильцов из замка. 5. Новый приют изгнанников. 6. Тыбурций Драб . 7. Дети Тыбурция . II. Я и мой отец. ( Экспозиция .) 1. Жизнь Васи после смерти матери. 2. Отношение отца к сыну. 3. Двойное горе мальчика. «Ужас одиночества». 4. Переживания отца. 5. Вася и его сестра Соня. 6. Вася исследует жизнь города.
«Моя мать умерла , когда мне было шесть лет. Отец, весь отдавшись своему горю, как будто совсем забыл о моем существовании. Порой он ласкал мою маленькую сестру и по-своему заботился о ней, потому что в ней были черты матери. Я же рос, как дикое деревцо в поле , — никто не окружал меня особенною заботливостью, но никто и не стеснял моей свободы. Местечко, где мы жили, называлось Княжье-Вено, или, проще, Княж -городок. Если вы подъезжаете к местечку с востока, вам, прежде всего, бросается в глаза тюрьма , лучшее архитектурное украшение города» . - О каком герое идет речь?
От какого лица ведется повествование в повести? (от лица семилетнего Васи). Почему Вася начал бродяжить? (Герой “не встречал привета и ласки” дома, но не только это заставляло его уходить по утрам из дому: в нём жила жажда познания, общения, добра. Он не мог примириться с затхлой жизнью городка: “Мне всё казалось, что где-то там, в этом большом и неведомом свете, за старою оградою сада, я найду что-то; казалось, что я должен что-то сделать и могу что-то сделать, но только не знал, что именно”). - Где происходит знакомство детей? (старая часовня)
И з какой семьи Вася? (Сын судьи, который чувствовал себя одиноким, хотел найти на улице «что-то». Ему казалось, что отец его не любил, был нехорошим человеком. С сестрой Соней ему не разрешала играть няня). - Вспомните, в каких условиях живут Вася и Соня? - Какой герой противопоставлен Васе? (Валек. Сын пана Тыбурция Драба , организатора и руководителя сообщества несчастливцев. У Валека была также младшая сестра Маруся, которая болела ). - В каких условиях живут Валек и Маруся?
Изучив все достопримечательности в городе, Вася решил исследовать изнутри заброшенную часовню. - Кого Вася позвал с собой для этой цели? - Что произвело на Васю сильное впечатление? Кого встретил Вася в часовне? О чём состоялся между ними разговор?
С емейство Тыбурция Драба вынуждено ютиться в холодном, мрачном подземелье. На что идут р ади выживания отец и сын в отчаянии? Герои ведут нищенское существование. Что представляет собой п омещение, где они живут? Из-за чего Маруся, четырехлетняя девочка, часто болеет?
Герой повести – рассказчик Вася – в напряжённых отношениях с отцом . С детьми пана Тыбурция (кабацкого оратора, одного из предводителей обитателей часовни) Вася издали познакомился в I и II главах. У Тыбурция , к изумлению Васи, было двое детей: мальчик, который был чуть постарше самого Васи, по имени Валек, и совсем маленькая девочка Маруся. Повесть Короленко «В дурном обществе» иллюстрировал художник Г. Фитингоф . Он изобразил эпизод первой встречи Валека с Васей в часовне. Рисунки Фитингофа хорошо соответствуют содержанию повести. Художник с помощью рисунка передал нам то, что сказал писатель с помощью слов.
После встречи с Валеком и Марусей о чем каждый вечер и каждое утро думал Вася? Что приносил он своим друзьям? Кто особенно радовался визитам Васи? Что сильно удивляло Васю, когда он сравнивал Соню с Марусей?
- Что мы узнаем о Марусе? «Это было бледное, крошечное создание, напоминавшее цветок, выросший без лучей солнца , — пишет Короленко в главе „Знакомство продолжается“. — Несмотря на свои четыре года, она ходила еще плохо , неуверенно ступая кривыми ножками и шатаясь, как былинка; руки ее были тонки и прозрачны; головка покачивалась на тонкой шее, как головка полевого колокольчика...»
С кем сравнивал Вася Марусю? Вася сравнивал Марусю со своей сестрой Соней, которой тоже было четыре года: «...моя Соня была кругла, как пышка, и упруга, как мячик. Она так резво бегала, когда, бывало, разыграется, так звонко смеялась, на ней всегда были такие красивые платья, и в темные косы ей каждый день горничная вплетала алую ленту». Соня, сестра Васи, росла в достатке, за ней ухаживала горничная. Маруся росла в нищете и часто бывала голодна. За Марусей ухаживал брат Валек.
Среди серых камней. ( Развитие действия .) 1. Встреча Васи с Валеком в городе. 2. Ожидание на кладбище. 3. Спуск в подземелье. Маруся. 4. Разговор с Валеком о воровстве и нищете. 5. Новые чувства Васи.
Я совсем соскучился, так как не видеть Валека и Марусю стало уже для меня большим лишением. Шатаясь таким образом от могилы к могиле, я наткнулся на полуразрушенный просторный склеп. Крыша его была сброшена или сорвана непогодой и валялась тут же. Дверь была заколочена. Из любопытства я приставил к стене старый крест и, взобравшись по нему, заглянул внутрь. Гробница была пуста, только в середине пола была вделана оконная рама со стеклами, и сквозь эти стекла зияла темная пустота подземелья. Комментированное чтение главы СРЕДИ «СЕРЫХ КАМНЕЙ»
Комментированное чтение главы СРЕДИ «СЕРЫХ КАМНЕЙ» Под другим окном сидела с кучкой цветов, перебирая их, по своему обыкновению, Маруся. Струя света падала на ее белокурую головку, заливала ее всю, но, несмотря на это, она как-то слабо выделялась на фоне серого камня странным и маленьким туманным пятнышком, которое, казалось, вот-вот расплывется и исчезнет. Когда там, вверху, над землей, пробегали облака, затеняя солнечный свет, стены подземелья тонули совсем в темноте, как будто раздвигались, уходили куда-то, а потом опять выступали жесткими, холодными камнями, смыкаясь крепкими объятиями над крохотною фигуркой девочки. Я поневоле вспомнил слова Валека о «сером камне», высасывавшем из Маруси ее веселье, и чувство суеверного страха закралось в мое сердце; мне казалось, что я ощущаю на ней и на себе невидимый каменный взгляд, пристальный и жадный. Мне казалось, что это подземелье чутко сторожит свою жертву.
Я не з нал еще, что такое голод, но при последних словах девочки у меня что-то повернулось в груди, и я посмотрел на своих друзей, точно увидал их впервые. - Как отнесся Вася к тому, что Валек украл булку? - Что чувствовал Вася, когда узнал, что дети голодают, что они нищие? .. . при взгляде на Марусю, державшую обеими руками кусок булки, у меня заныло сердце. Хотя любовь моя к Валеку и Марусе не стала слабее, но к ней примешалась острая струя сожаления, доходившая до сердечной боли. Дома я рано лег в постель, потому что не знал, куда уложить новое болезненное чувство, переполнявшее душу. Уткнувшись в подушку, я горько плакал, пока крепкий сон не прогнал своим веянием моего глубокого горя. Валек признался, что бегал в город за булкой, которую вынужден был украсть – денег у него нет и никогда не было, а сестренка была очень голодна.
- Какую главную тайну местного «дурного общества» раскрыл Валек Васе? Валек полностью доверился новому другу и раскрыл ему главную тайну местного «дурного общества» – подземелье . Чем поразило Васю подземелье? Ему стало худо внутри, и он попросил Валека и Марусю побыстрее подняться наверх, к солнцу. Уйдем... уйдем отсюда, — дернул я Валека . — Уведи ее...— Пойдем, Маруся, наверх, — позвал Валек сестру. И мы втроем поднялись из подземелья, но и здесь, наверху, меня не оставляло ощущение какой-то напряженной неловкости. Валек был грустнее и молчаливее обыкновенного.
1) Как звали героя, у которого была болезнь «серых камней»? 2 ) Какого цвета были глаза Валека ? 3 ) У кого из героев в волосы была вплетена алая лента? 4 ) Что Вася считал самым лучшим архитектурным украшением города? 5) Кого из героев звали бродягой? 6) Как звали героя, который рассказывал детям различные истории о криках, доносящихся из-под земли? 7) Что в Валеке восхищало Васю? 8) Какая причина заставила детей спуститься в подземелье? Сильная гроза вынудила детей, резвившихся на улице, спуститься в подземелье.
- В какую игру предложил играть Вася, когда пришёл в гости к Валеку и Марусе? — Давайте играть в жмурки, — предложил я. Мне завязали глаза; Маруся звенела слабыми переливами своего жалкого смеха и шлепала по каменному полу непроворными ножонками, а я делал вид, что не могу поймать ее… - На кого ( на чью мокрую фигуру) наткнулся Вася и в ту же минуту почувствовал, что кто-то схватил его за ногу? Чья с ильная рука приподняла его с полу? Тыбурций , мокрый и сердитый, страшнее еще оттого, что я глядел на него снизу, держал меня за ноги и дико вращал зрачками.— Это что́ еще, а? — строго спрашивал он, глядя на Валека . — Вы тут, я вижу, весело проводите время... — Эге- ге ! Пан судья, если меня не обманывают глаза... Зачем это изволили пожаловать?
- Кто заступился за Васю? К счастью, на выручку подоспела Маруся.— Не бойся, Вася, не бойся! — ободрила она меня, подойдя к самым ногам Тыбурция . — Он никогда не жарит мальчиков на огне... Это неправда! Пан Тыбурций никак не мог взять в толк, что делает в компании нищих сын городского судьи. Наскоро приготовив обед, пан Тыбурций пригласил к «застолью» и Васю, предварительно взяв с него обещание, что он никому не расскажет, куда ходит. Вася впервые осознал, что связался с кастой отверженных, но «изменить этому обществу, изменить Валеку и Марусе» он уже не мог.
Как Вася относился к Тыбурцию ? Сначала мальчик боялся Тыбурция , но после обещания никому не рассказывать о новом знакомстве Вася увидел в Тыбурции другого человека: «Он распоряжался, как хозяин и глава семейства, вернувшийся с работы и отдающий приказания домочадцам». Вася почувствовал себя членом нищей, но дружной семьи и перестал бояться Тыбурция .
Мальчик чувствовал постоянную глубокую печаль в душе этого человека. Тыбурций рассказывал Васе, что у него когда-то давно вышло с законом “некоторое столкновение... то есть, понимаешь, неожиданная ссора... ах, малый, очень это была крупная ссора!” Тыбурций непреднамеренно нарушил закон, и теперь он и его дети (жена, видимо, умерла) оказались вне закона, без документов, без права на жительство и без средств к существованию . Он чувствует себя “старым беззубым зверем в его последней берлоге”, не имеет возможностей и средств начать новую жизнь, хотя видно, что он человек образованный и такая жизнь ему не по душе.
Несмотря на то, что ему приходится воровать, Тыбурций остро чувствует несправедливость. Он уважает отца В аси, который не делает разницы между бедными и богатыми и не продаёт свою совесть за деньги. Тыбурций уважает дружбу , которая завязалась между Васей, Валеком и Марусей, и в критический момент приходит Васе на помощь . Он находит нужные слова, чтобы убедить судью в чистоте намерений Васи. С помощью этого человека отец по-новому смотрит на своего сына и начинает понимать его. Тыбурций понимает, что судья как представитель закона должен будет его арестовать, когда узнаёт о том, где он скрывается.
Похожи ли взаимоотношения в семьях пана Тыбурция и пана судьи между отцами и детьми? Нет, поскольку они живут в разных условиях, занимают разные социальные положения, но между тем Тыбурций уделяет своим детям внимание, целует их, что мы узнаем из рассказа Валека . Вася же уверен, что отец его не любит, поскольку отец не уделяет ему никакого внимания: «А отец меня не любит, - сказал я грустно. – Он никогда не целовал меня… Он нехороший». В чьей семье больше терпимости, доброты: в семье пана судьи или в семье пана Тыбурция ? Зависит ли счастье только от материального достатка семьи? Материальное богатство не всегда определяет счастье. На примере семьи Васи мы видим, что в этой семье есть всё: и положение в обществе, и материальный достаток. Но нет главного: взаимопонимания, душевной теплоты, терпимости и доброты, в то время как в обездоленной материально семье Тыбурция все эти качества присутствуют сполна.
- К ак менялся характер Васи во время дружбы с Валеком и Марусей? Вася научился проявлять терпение. Когда Маруся не могла бегать и играть, Вася терпеливо сидел с ней рядом и приносил ей цветы. В характере мальчика проявилось … Он почувствовал… Понял… Начал задумываться над понятиями… Он начал испытывать сострадание и чувствовать чужую боль , п очувствовал глубину социальных различий и понял, что люди иногда совершают плохие поступки (например, воруют) по необходимости. Вася увидел сложность жизни, начал задумываться над понятиями справедливости, верности и человеческой любви.
- Как вы думаете, какой прием для изображения семей использовал автор? Этот приём основан на резком противопоставлении.
Главные герои рассказа «В дурном обществе» Вася – девятилетний мальчик с добрым и чутким сердцем. Валек – нищий, бездомный мальчик, самостоятельный и ответственный, ровесник Васи. Маруся – младшая сестра Валека , болезненная, слабая девочка четырех лет. Другие персонажи Тыбурций – бездомный мужчина, с чистой доброй душой, приемный отец Маруси и Валека . Отец Васи – средних лет мужчина, городской судья, вдовец, отец Васи и Сони. Соня – младшая сестра Васи.
- Как вы думаете, какова главная мысль повести Владимира Галактионовича Короленко «В дурном обществе»? (Он написал о жизни мальчика, жизнь которого была скучна и бессмысленна до встречи с Валеком и Марусей. Дружба с ними изменила Васю, его отношение к родному отцу. Он приобрел такие качества, как доброта, сочувствие, терпение, уважение к старшим, смысл жизни. Автор хотел показать нам, что дружба может возникнуть между богатыми и бедными ).
Предлагаю посмотреть фрагменты фильма « Среди серых камней » режиссера Киры Муратовой (1983), снятый по повести Короленко «В дурном обществе», в которых вы увидите обстановку, в которой живут дети.
Домашнее задание. Прочитать 8, 9 (заключительные) главы повести. Подготовить выразительное чтение глав «Кукла» и «Заключение» . Письменно ответить на вопрос: «Чему учит повесть В.Г. Короленко «В дурном обществе»?
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Представляете, как же выглядит остальной город, если тюрьма – украшение?! Хотелось бы там жить? Почему? - Почему, прежде чем познакомить нас с героями, автор рисует в первой главе город? (Настраивает, готовит к восприятию, усиливает гнетущее чувство. Прочитав такое описание города, нам становится страшно, возникает предчувствие чего-то нехорошего). Найдите в тексте, как выгоняли людей из замка. Кто эти люди? (нищие – это люди, у которых нет жилья, работы, а значит, они голодают). Этих нищих выгоняют в дождь, ночью. - П очему они не хотят уходить? (потому что им некуда идти, у них нет дома, очень страшно жить, когда у людей нет дома.)
Пейзаж – изображение в литературном произведении картин природы как средство образного выражения замысла автора .
Пейзаж в повести В.Г. Короленко занимает центральное место , служит ключом к пониманию образов героев, их поступков, раскрывает отношение автора к своим персонажам. Описание природы встречается в произведении около 24 раз! (а в повести всего 8 небольших глав) и каждый раз эти картины не случайны.
Дети большей частью изображены на фоне природы, что создаёт ощущение их внутренней свободы. Исключение составляют Маруся и пан Тыбурций . И это закономерно, т.к. образ Маруси – это постоянная борьба жизни и смерти, в которой побеждает смерть ( замкнутое пространство ). В конце произведения описывается её цветущая могилка).
Начало повести Конец повести …стояла давно заброшенная часовня. У неё кое-где провалилась крыша, стены осыпались, и вместо гулкого медного колокола совы заводили в ней по ночам свои зловещие песни. На старом кладбище возле часовни в сырые осенние ночи загорались синие огни , а в часовне сычи кричали так пронзительно и звонко, что сжималось сердце… Старая часовня сильно пострадала от времени. Сначала у неё провалилась крыша, продавив потолок подземелья . Потом вокруг часовни стали образовываться обвалы, и она стала ещё мрачнее ; ещё громче завывают в ней филины, а огни на могилах тёмными ночами вспыхивают синим зловещим светом … В конце повести происходит примирение с отцом, герой обретает смысл жизни, он благодарен городу за «подаренное знакомство» с Валеком и Марусей. Центральное место занимает символический образ часовни , того самого «серого камня», который отнял жизнь у Маруси. С ним тоже происходят изменения. Сравните: Противопоставляется картине разрушения весенний живописный пейзаж - «… только могила (Маруси) каждую весну зеленела свежим дёрном, пестрела цветами …» Таким образом, то зло, которое погубило девочку, не восторжествовало, а наоборот практически разрушилось. Но оно ещё не исчезло полностью.
Интересен о браз отца, который если и изображался на фоне природы, то это была аллея его дома, по которой он или ходил взад-вперед, или сидел на скамейке, т.е. природа как образ всё же замкнутого пространства! И только в заключении повести Вася сообщит, что отец ИНОГДА приходит навещать могилку Маруси , т.е. отец всё же не вырвался до конца из того ограниченного пространства , что доказывает автобиографичность этого персонажа. Основные события происходят за период конец лета – осень, но в воспоминаниях главного героя проходит весь годовой цикл времён года , что создаёт ощущение насыщенности повести событиями. Складывается представление о Васе как об очень духовно повзрослевшем человеке. (Для того, чтобы так измениться нужно немало времени, а не те 2-3 месяца, которые получаются по хронологии событий). П ортрет каждого героя повести связан с миром природы.
Природа для мальчика – ласковая мама, надёжный товарищ, которому Вася может поведать всё. Если бы не было этих нескольких предложений, раскрывающих душевный мир героя , то мы, читатели, только бы и узнали о нём слов всех окружающих и даже самого героя, что: «все меня называли бродягой, негодным мальчишкой... Отец также поверил этому и делал иногда попытки заняться моим воспитанием, но попытки всегда кончались неудачей… Я не встречал ни в ком привета и ласки. Я начал бродяжничать». А сколько таких «пейзажных подсказок» при раскрытии образа Маруси! Всё говорит о том, что эта девочка – былинка не выживет.
Начало повести Конец повести Местечко, где мы жили, называлось Княжье - Вено. Если вы подъезжаете к местечку с востока, вам прежде всего бросается в глаза тюрьма, лучшее архитектурное украшение города. Самый город – в низу, над сонными , заплесневевшими прудами. Серые заборы … пустыри ... кучи хлама… подслеповатые хатки… деревянный мост через узкую речушку … вонь, грязь , кучи ребят в уличной пыли . ... городок ограждался широкими водяными гладями и топями. Пруды год от года мелели, зарастали зеленью, и высокие, густые камыши волновались, как море, на громадных болотах . Посредине одного из прудов находится остров. Тихий родной город… Здесь мы, полные жизни и надежды… П овесть начинается с картин пейзажа и заканчивает ся описанием красоты и гармонии окружающей природы. Такая композиция произведения выбрана автором для противопоставления событий , о которых идёт речь в произведении. Сравним описание города (каким его видит главный герой в начале и в конце повести). Причины - изменение отношения героя к окружающей действительности В начале произведения, Вася, по мнению этого города , вернее, его жителей, «негодный мальчишка» , отец не замечает его. В городе Васю ничего не держит, город становится ему ненавистен: «я начал бродяжничать» .
Элементы пейзажа, используемые в портрете героини (лучик солнца, колокольчик, ветер, былинка), подчёркивают преобладание в её облике лёгкости, воздушности, что позволяет сравнить Марусю с ангелочком...
Таким образом, Пейзаж действительно является одним из главных средств характеристики героев в русской литературе, а по отношению к повести В. Короленко небезосновательно можно предположить, что основной текст является дополнением к пейзажной характеристике героев, их поступков. С уществует неразрывная связь состояния природы и человека.
Особую роль в произведениях играет описание внешности героев , через это описание автор передает свое отношение к героям, к происходящему. Как называется описание внешности героя? (портрет). Портрет – это одно из средств художественной характеристики, изображение внешности героев : их фигуры, лица, одежды, движений, жестов и манер. Задание: прочитайте описание внешности Тыбурция и Валека ; н айдите те черты, которые выражают отношение героя к Тыбурцию и Валеку .
Осенью С наступлением осенних холодов «Маруся начала прихварывать» – она не жаловалась на плохое самочувствие, но с каждым днем все больше худела и бледнела. Холодные и сырые камни подземелья делали свою «ужасную работу, высасывая жизнь из маленького тельца». Вася с Валеком старались чаще выносить Марусю на свежий воздух, где ей немного легчало. Но оживление у девочки быстро проходило .
Вася решил порадовать малышку Сониной куклой (памятный подарок матери). Кукла, как волшебница, поставила Марусю на ноги, наконец-то раздался звонкий смех. Но, конечно, это длилось недолго. Как отец Васи отреагировал на поступок сына?
Чем заканчивается повесть Короленко? Вася — после смерти Маруси каждую весну приходит на её могилку вместе с отцом и Соней. Маруся — умирает от запущенной болезни и тяжёлых условий жизни. Валек — исчезает из города вместе с Тыбурцием . Члены «дурного общества» — рассеялись, разошлись в разные стороны.
Чему учит повесть? Повесть «В дурном обществе» учит читателей прежде всего тому, что не всегда нищие виноваты в том, что они страдают. Человек должен с пониманием относится к тем, кто живет хуже, чем он. Нужно помогать тем, кому хуже в данный момент, кто нуждается в этом. Нельзя выбирать друзей по доходу. Это показано на примере дружбы Васи и Валека . Мальчики дружили из-за схожих интересов, ценностей, мыслей. Это и должно быть основой дружбы, а не материальный достаток. Родители должны держать контакт с ребенком и общаться с ним, знать, что ему интересно, что он хочет. Нельзя удаляться от своего ребенка. Только тогда получится воспитать счастливого человека.
Домашнее задание: для всех письменно ответить на вопрос «Чему учит повесть Короленко?» по желанию 1) подготовить пересказ эпизода «Маруся с куклой », или 2) рассказ «Мои ровесники в повести В.Г. Короленко «В дурном обществе».
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
«На стеклах легкие узоры, Деревья в зимнем серебре, И мягко устланные горы Зимы блистательным ковром. Всё ярко, всё бело кругом». О каком времени года написал А.С. Пушкин?
Фёдор Иванович Тютчев (1803-1873) Знаменитый русский поэт, дипломат и публицист. Автор более 400 стихотворений. Основные темы стихотворений: Родина, природа, любовь, размышления о смысле жизни. В философской лирике, в любовной, в пейзажной обязательно присутствовали размышления о роковых вопросах бытия и о предназначении человека.
Прочитайте стихотворение Тютчева «Зима недаром злится…» Зима – ворчунья. Какими словами, оборотами речи автор выражает свое отношение к Зиме? Весна – хохотунья. С помощью каких слов Тютчев передает свое отношение к Весне? Какое изобразительно-выразительное средство использует поэт для изображения Зимы и Весны?
Нисский «Февраль. Подмосковье» Художник передал зимние окрестности города в светлых, бело-розовых тонах, выражая свое настроение, вызванное красотой зимы в окрестностях города. Простая картина Подмосковья: еловый лес, железнодорожная насыпь, шоссе с автомобилями. Все самое обыденное, вплоть до деревянного дома и лыжников. Тем не менее, цветовая гамма картины передает нам радостное настроение, нежность и умиротворение. Появляется ощущение, словно на полотне не зима, а начало весны, что, впрочем, и недалеко от истины. Ведь именно в феврале ощущается приближение новой поры года, вместе со светом, яркостью неба и пушистостью облаков. И это мастерски передано в картине рыхлостью сугробов, легкой одеждой лыжников, яркостью красок.
И. Шишкин «Зима» Только густо-темные деревья, только белый снег. Множество деревьев - стволов и веток, огромные снежные сугробы. И больше ничего. Перед нами величественное изображение дремучего зимнего леса. На переднем плане мы видим и поваленные старые стволы, и крупные ветви, и молодую поросль - маленькие елочки. Все это покрыто толстым слоем снега, а часто - только угадывается под снегом. На снегу нет ни человеческого, ни звериного следа - это абсолютно пустынный, немой, скованный морозом лес. Жизнь замерла в нем.
И. Шишкин. «Зима в лесу». Иван Шишкин сочетал темные и светлые оттенки красок для пейзажа, разбавив их сине-голубым оттенком неба. С одной стороны нарисован лес, покрытый белым инеем. Обращая внимание на эту сторону, кажется, что попал в снежное царство. А противоположная сторона более темная. Могучие стволы деревьев манят к себе, хочется пройти в сумрачный мир тишины, скрытый за ними. Лучи утреннего солнца пронзают своим светом каждую ветку, каждый куст этого пейзажа. Кажется, что посередине проходит дорожка, которая разделяет лес на две части. И где-то вдали виднеется выход из лесного царства. Над верхушками деревьев раскинулось бесконечное небо. Где-то далеко оно еще бледно-голубое. Но над лесом его цвет яркий и манящий. Небо словно океан, такое же прекрасное и холодное.
Иван Саввич Никитин (1824-1861) Русский самобытный поэт 19 века. Значительное место в творчестве поэта занимают стихотворения, обрисовывающие быт обычного простолюдина. В них ярко выражена любовь к своему народу. И. С. Никитин - проникновенный певец природы, обогатил русскую поэзию большим числом шедевров пейзажной лирики. Жизнь и биография Ивана Никитина ярко переданы в его творчестве, где поэт стремится осмыслить свое существование, понимает чувство неудовлетворенности собственного бытия. Успокоение он находил в природе и религии.
Прочитайте стихотворение Никитина «Зимняя ночь в деревне». С помощью каких средств языка поэт передает настроение? «Как весел грохот летних бурь, Когда взметая прах летучий, Гроза, нахлынувшая тучей, Смутит небесную лазурь». Какому времени года посвятил Ф.И. Тютчев это стихотворение? Прочитайте это стихотворение. Какие слова передают веселое настроение? Каким предстаёт в стихотворении Тютчева летний пейзаж?
Прочитайте стихотворение Тютчева «Весенние воды» Как Вы думаете, почему в стихотворении автор использует так много глаголов? Какое настроение преобладает в первой части стихотворения?
Рассмотрите репродукцию картины И. Левитана «Март». Назовите приметы весны, изображенные художником на картине.
Алексей Николаевич Плещеев (1825-1893) - писатель, поэт, переводчик, театральный критик. Многие произведения поэта (особенно-стихи для детей) стали хрестоматиными , считаются классикой. На стихи Плещеева известнейшими русскими композиторами написаны более 100 романсов.
Прочитайте стихотворение А.Н. Плещеева «Весна» Так ли безмятежно радостна интонация стихотворения? Только ли о природе слова автора: «Пора метелей злых и бурь / Опять надолго миновала…»?
Прочитайте стихотворение Ф.И. Тютчева «Есть в осени первоначальной …» Какие эпитеты использует поэт в стихотворении для создания образа осени? Какие из них звучат особенно музыкально?
Аполлон Николаевич Майков (1821-1897)- русский поэт, член-корреспондент Петербургской АН, тайный советник. Прочитайте стихотворение Майкова «Ласточки». Выделите в нем три части: 1. грусть от увядания природы; 2. воспоминание о лете; 3. сожаление поэта о невозможности улететь, как птица, от осени.
Познакомьтесь с репродукцией картины И. Остроухова «Золотая осень». Какие цвета преобладают? Что изображено на переднем плане картины? На картине «Золотая осень» И.С. Остроухова изображен именно тот замечательный период осени, когда деревья меняют свою зеленую листву на золотую. Это ранняя осень. Картина вся в золоте: золотые листья на деревьях, золотая трава. Иногда только видны зеленые листочки, оттеняющие яркий желтый цвет. Основной пейзаж на картине – деревья в лесу. Лишь видно кусочек светло-голубого неба сквозь кроны деревьев.
Иван Захарович Сурик ов (1841-1880) Русский поэт-самоучка. Представитель «крестьянского» направления в русской литературе. В своих произведениях поэт отражает те темы, которые глубоко волнуют его сердце, и которые он хорошо знает – красота природы, быт и изнуряющий труд крестьян и городских жителей, живущих в бедности. Своим творчеством Суриков перекликается с Николаем Некрасовым, Алексеем Кольцовым, Иваном Никитиным.
Домашнее задание по литературе: выучить стихотворение Ф.И. Тютчева «Зима недаром злится»; подготовить выразительное чтение стихотворений.
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Прочитайте стихотворение Тютчева «Весенние воды» (стр.246) Как Вы думаете, почему в стихотворении автор использует так много глаголов? Какое настроение преобладает в первой части стихотворения?
Анализ стихотворения Ф.И. Тютчева «Весенние воды» История создания. Написано это произведение в 1830 году в Германии, где Тютчев встретил весну и поразился тому, как всё похоже на его родную Россию. Тема – пробуждение природы с приходом весны. Стихотворение относится к пейзажной лирике. Композиция – все три строфы объединены общей идеей. Основная идея стихотворения – пробуждение природы с приходом весны, которому радуется всё. Описывая происходящие в окружающем мире перемены, Тютчев зорко подмечает все признаки, возвещающие приход весенних дней. ... Талые воды – это самая первая песня весны, под которую все и вся пробуждается от зимней сонливости. Жанр – лирическое стихотворение. Стихотворный размер – четырёхстопный ямб с перекрестной рифмой. Эпитеты – “сонный брег”, “молодая Весна”, “тихие, тёплые майские дни”, “румяный, светлый хоровод”. Метафоры – “воды уж весной шумят”, воды – “гонцы весны”. Олицетворения – “воды бегут”, “весна идёт”, “дни толпятся”.
Рассмотрите репродукцию картины И. Левитана «Март» (стр. 247). Назовите приметы весны, изображенные художником на картине.
Прочитайте стихотворение А.Н. Плещеева «Весна» (стр. 248) Так ли безмятежно радостна интонация стихотворения? Только ли о природе слова автора: «Пора метелей злых и бурь / Опять надолго миновала…»?
Анализ стихотворения Плещеева «Весна» История создания. Стихотворение написано в 1872 году. Тема стихотворения – весеннее обновление природы, а также чувств и мечтаний человека. Композиция. Стихотворение состоит из трёх частей: в первой части описаны первые признаки наступления весны, во второй – радостные переживания, связанные с её приходом, в третьей – торжество единения природы и человека. Жанр – лирическое стихотворение. Стихотворный размер – четырёхстопный ямб с перекрестной рифмой. Метафоры – «пора метелей злых и бурь», «небесная лазурь». Эпитеты – «небесная», «беззаботных», «звонкий». Олицетворения – «бегут ручьи», «лес оденется листвою », «зима унесла». Инверсия – «тает снег», «засвищут соловьи». Сравнения – «стучит, как будто ждёт чего-то».
Прочитайте стихотворение Ф.И. Тютчева «Есть в осени первоначальной …» (стр. 250) Какие эпитеты использует поэт в стихотворении для создания образа осени? Какие из них звучат особенно музыкально?
Анализ стихотворения Ф.И. Тютчева «Есть в осени первоначальной…» История создания. Стихотворение написано в 1857 году во время поездки из Овстуга в Москву. Тема стихотворения – осенняя пора и размышления о жизни. Композиция: стихотворение состоит из трёх четверостиший. Жанр: лирическое стихотворение. Стихотворный размер: размер стихов – ямб, рифма — перекрёстная. Метафоры: «И льётся чистая и тёплая лазурь». Эпитеты: «бодрый серп», «отдыхающее поле» . Сравнение: «…день стоит как бы хрустальный» . Олицетворение: «…серп гулял…» .
Прочитайте стихотворение (стр. 252-253) . Анализ стихотворения Майкова «Ласточки» История создания. Стихотворение «Ласточки» написано в 1856 г., в период творческого расцвета Майкова. 2. Жанр произведения – лирическое стихотворение, в котором описаны печальные размышления героя по поводу наступившей осени. 3. Основная идея стихотворения – грусть по безвозвратно прошедшему лету. Герой стихотворения с тоской смотрит на увядание собственного сада. Главным образом, к которому обращается автор, являются ласточки – символ жизнерадостности и счастья. Автор очень остро чувствует свое одиночество. Ощущая свою связь с природой, он желает слиться с ней. Страстное желание поэта – иметь крылья, чтобы вместе с ласточками улететь подальше от тоскливой осени. 4. Композиция. Стихотворение можно разделить на три части. Первые три строфы – описание чувств поэта при виде печальной картины увядающей природы. 4 – 6 строфы – счастливые воспоминания о ласточках, с которыми связано зарождение новой жизни («пять маленьких быстрых головок») в летние дни. Последняя строфа – подведение итогов, грустное возвращение автора к настоящему времени, его душевное стремление вслед за исчезнувшими птицами.
Изобразительно-выразительные средства, используемые Майковым в стихотворении. В стихотворении употребляются эпитеты в форме наречий: «пышно», «грустно», «одиноко». Имеется очень яркая метафора – «настурций огненный куст». Главный прием стихотворения – антитеза, т. е. противопоставление картины яркого лета печальной осени. При описании лета Майков использует большое число восклицательных знаков , подчеркивая свою радость от воспоминаний. Тоска в финале стихотворения также обострена восклицаниями. Л ексический повтор - «далеко, далеко, далеко». Главная мысль стихотворения заключается в осознании лирическим героем скоротечности счастливых мгновений. Лето вместе с ласточками быстро пролетело и исчезло. Наступает пора грусти и печали, обостренных одиночеством и невозможностью улететь вслед за свободными птицами.
Постарайтесь прочитать стихотворение Майкова «Ласточки» (стр. 252-253) так, чтобы основная мысль каждой из частей была понятна вашим слушателям.
Литература и музыка. Смена времен года - тема, которая испокон века притягивает внимание музыкантов. Прославленные композиторы в своих творениях воспевают истинную красоту зимы. Знаменитые мастера Антонио Вивальди, Йозеф Гайдн, Клод Дебюсси, Франц Шуберт, Петр Ильич Чайковский, Николай Андреевич Римский Корсаков, Александр Константинович Глазунов, Георгий Васильевич Свиридов обращались к теме «времена года», создавая свои шедевры.
Времена года в произведениях русских композиторов 19 века. Петр Чайковский, «Времена года. Весна» Сергей Рахм ани нов, «Весенние воды» Александр Глазунов, балет «Времена года». Знакомство с произведениями.
Предыдущее д.з . выучить стихотворение Ф.И. Тютчева «Зима недаром злится» (стр. 245) – можно записать видео выступления и отправить классному руководителю (2 часть учебника!) – прочитать статью о биографии И.А. Бунина, подготовить пересказ этой статьи и ответить на вопросы: 1)Ч то лежало в основе домашнего образования Бунина? 2) Какие черты характера писателя проявились в детстве? Домашнее задание по литературе:
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Презентация к уроку литературы, 11 класс, тема "Русская литература конца XIX - начала XX века. Традиции и новаторство".
Презентация поможет учителю проиллюстрировать лекцию по теме "Русская литература конца XIX - начала XX века". Материал содержит основные тезисы, фотографии....
Рабочая программа по литературе 7 класс.Учебник В.Я.Коровиной
Программа с пояснительной запиской,УМК....
Рабочая программа по литературе.8 класс.Учебник В.Я.Коровиной
Рабочая программа составлена на основе авторской программы основного общего образования В.Я. Коровиной.Рассчитана на 68ч +2ч резерв....
Рабочая программа по литературе 8 класс (учебник В.Я.Коровиной)
Данная рабочая программа рассчитана на двухчасовое изучение литературы в 8 классе...
Календарно-тематическое планирование по литературе. 8 класс (учебник В.Я.Коровиной)
При изучении литературы 2 часа в неделю...
Рабочая программа по литературе 5 класс. Учебник В.Я. Коровиной. 2014-2015 уч.г.
Рабочая программа по литературе для 5 класса составлена на основе федерального компонента государственного стандарта общего образования и программы общеобразовательных учреждений «Ли...
Рабочая программа по литературе 7 класс. Учебник В.Я. Коровиной. 2014-2015 уч.г.
Рабочая программа по литературе для 7 класса составлена на основе федерального компонента государственного стандарта общего образования и программы общеобразовательных учреждений &la...