Календарно-тематическое планирование по литературе. 8 класс (учебник В.Я.Коровиной)
календарно-тематическое планирование по литературе (8 класс) на тему
Предварительный просмотр:
№ урока | Тема урока | Основные виды деятельности | Формы контроля | Дата проведения | Примечание | ||
по плану | фактически | ||||||
8а | 8б | ||||||
1 четверть – 18 часов | |||||||
1. | Введение. Литература и история. Интерес русских писателей к историческому прошлому своего народа. Историзм творчества классиков русской литературы. Выявление уровня литературного развития учащихся. | Беседа, составление тезисов лекции, плана статьи | Тезисы лекции, план статьи учебника | ||||
2. | Устное народное творчество. Отражение жизни народа в народных песнях. Лирические песни «В темном лесе...», «Уж ты ночка, ночка темна...», «Вдоль по улице метелица метет...». Исторические песни «Пугачев в темнице», «Пугачев казнен». Частушка как малый песенный жанр. Ее тематика и поэтика. Особенности художественной формы фольклорных произведений. | Беседа, выразительное чтение, комментирование художественного текста | Фонохрестоматия | ||||
3. | Предания как исторический жанр русской народной прозы. «О Пугачеве», «О покорении Сибири Ермаком». Особенности содержания и художественной формы народных преданий. | Чтение, ответы на вопросы, сопоставление преданий и сказок | Выразительное чтение наизусть | Фонохрестоматия | |||
4. | Житийная литература как особый жанр древнерусской литературы. «Житие Александра Невского» (фрагменты). Защита русских земель от врагов и бранные подвиги Александра Невского. Особенности содержания и формы воинской повести и жития. | Чтение по ролям, комментирование текста | Составить словарик устаревших слов | Презентация | |||
5. | «Шемякин суд» как сатирическое произведение XVII века. Действительные и вымышленные события, новые герои, сатирический пафос произведения. Особенности поэтики бытовой сатирической повести. | Урок внеклассного чтения Комментированное чтение | Выразительное чтение | ||||
6. | Д. И. Фонвизин. «Недоросль» (сцены). Слово о писателе. Сатирическая направленность комедии. Проблема воспитания истинного гражданина. Понятие о классицизме. Речевые характеристики главных героев как средство создания комического. | Чтение, ответы на вопросы, инсценирование | Ответы на вопросы учебника (письменно) | ||||
7. | Анализ эпизода комедии Д. И. Фонвизина «Недоросль» (по выбору учителя). Особенности анализа эпизода драматического произведения. Основные правила классицизма в драматическом произведении. | Комментирование текста, подбор реплик, характеризующих главных персонажей комедии | Письменная речевая характеристика Простаковой, Митрофана, Скотинина | ||||
8. | Подготовка к домашнему сочинению «Человек и история в фольклоре, древнерусской литературе и в литературе XVIII века» (на примере 1—2 произведений). | Урок развития речи | Сочинение | ||||
9. | И. А. Крылов. Слово о баснописце. Басни «Лягушки, просящие царя» и «Обоз», их историческая основа. Мораль басен. Сатирическое изображение человеческих и общественных пороков | Беседа, выразительное чтение | Выразительное чтение басни наизусть | Фонохрестоматия | |||
10. | И. А. Крылов — поэт и мудрец. Многогранность личности баснописца. Отражение в баснях таланта Крылова — журналиста, музыканта, писателя, философа. | Урок внеклассного чтения | Анализ басни | ||||
11. | К. Ф. Рылеев. Слово о поэте. Думы К. Ф. Рылеева. Дума «Смерть Ермака» и ее связь с русской историей. Тема расширения русских земель. Образ Ермака Тимофеевича. Дума Рылеева и народное предание «О покорении Сибири Ермаком»: сопоставительный анализ. Понятие о думе. Характерные особенности жанра. Народная песня о Ермаке на стихи К. Ф. Рылеева. | Практикум. Анализ стихотворения | Выразительнее чтение стихотворения наизусть | Фонохрестоматия | |||
12. | А. С. Пушкин. Слово о поэте. Его отношение к истории и исторической теме в литературе. Стихотворения «Туча», «К***» («Я помню чудное мгновенье...»), «19 октября». Их основные темы и мотивы. Особенности поэтической формы. | Выразительное чтение стихотворений, ответы на вопросы, анализ стихотворений | Выразительное чтение 1 стихотворения наизусть | Фонохрестоматия, презентация | |||
13. | А. С. Пушкин и история. Историческая тема в творчестве Пушкина (на основе изученного в 6—7 классах). | Чтение статьи учебника, ответы на вопросы, сжатый пересказ | Ответы на вопросы | ||||
14. | А. С. Пушкин. «История Пугачева» (отрывки). История пугачевского восстания в художественном произведении и историческом труде писателя. Отношение к Пугачеву народа, дворян и автора. | Беседа, выразительное чтение, комментирование текста художественного произведения | Ответы на вопросы | ||||
15. | А. С. Пушкин; «Капитанская дочка». История создания произведения. Герои и их исторические прототипы. | Беседа, пересказ статьи | |||||
16. | Гринев: путь духовного становления героя. Нравственная оценка его личности. Гринев и Швабрин. Гринев и Савельич. | Комментирование произведения, анализ художественного текста в сопоставлении с произведением Д.И.Фонвизина «Недоросль» | Ответы на вопросы | ||||
17. | Семья капитана Миронова. Маша Миронова — нравственный идеал Пушкина. | Чтение глав повести, комментирование художественного текста, анализ текста, сопоставление сцен | Ответы на вопросы | ||||
18. | Пугачев и народное восстание в романе и в историческом труде Пушкина. Народное восстание в авторской оценке. | Пересказ, близкий к тексту. «Калмыцкой сказки», выразительное чтение, устное словесное рисование, комментирование художественного произведения | Ответы на вопросы | ||||
2 четверть – 14 часов | |||||||
19. | Гуманизм и историзм А. С. Пушкина в романе «Капитанская дочка». Историческая правда и художественный вымысел. Особенности композиции. Фольклорные мотивы. Понятие о романе и реалистическом произведении. Подготовка к сочинению по роману А. С. Пушкина «Капитанская дочка» | Урок развития речи | Сочинение | ||||
20. | А. С. Пушкин. «Пиковая дама». Проблема человека и судьбы. Система обрезов персонажей в повести. Образ Петербурга. Композиция повести: смысл названия, эпиграфов, символических и фантастических образов, эпилога. | Комментирование художественного произведения | Слушание отрывков из оперы | ||||
21. | Контрольная работа по творчеству А. С. Пушкина. | Урок контроля | Тест | Тест | |||
22. | М. Ю.Лермонтов. Слово о поэте. Воплощение исторической темы в творчестве М. Ю. Лермонтова (с обобщением изученного в 6-7 классах). | Чтение статьи учебника | Составить план поэмы | Фонохрестоматия | |||
23. | М. Ю. Лермонтов. «Мцыри». Мцыри как романтический герой; Воспитание в монастыре. Романтически-условный историзм поэмы. | Выразительное чтение поэмы и комментирование текста | Составить план характеристики героя | Фонохрестоматия | |||
24. | Особенности композиции поэмы «Мцыри». Роль описаний природы в поэме. Анализ эпизода из поэмы «Мцыри». Развитие представлений о жанре романтической поэмы. | Пересказ эпизода, анализ эпизода (устный) | Анализ эпизода (письменный) | Тест | |||
25. | Обучение сочинению по поэме М. Ю. Лермонтова «Мцыри»: «Анализ эпизода в поэме «Мцыри» (по выбору учащегося)». Мцыри как романтический герой. Природа и человек в поэме «Мцыри». | Анализ текста | Сочинение | ||||
26. | Н. В. Гоголь. Слово о писателе. Его отношение к истории, исторической теме в художественном творчестве. Исторические произведения в творчестве Гоголя (с обобщением изученного в 5—7 классах). | Чтение статьи, заочная экскурсия | Ответы на вопросы | Презентация | |||
27. | Н. В. Гоголь. «Ревизор» как социальная комедия «со злостью и солью». История создания комедии и ее первой постановки «Ревизор» в оценке современников | Чтение статьи, заочная экскурсия | Презентация | ||||
28. | Разоблачение пороков чиновничества в пьесе. Приемы сатирического изображения чиновников. Развитие представлений о комедии, сатире и юморе. | Чтение замечаний для господ актеров, ответы на вопросы, анализ текста пьесы | Ответы на вопросы | ||||
29. | Хлестаков. Понятие о «миражной интриге». Хлестаковщина как нравственное явление. | Пересказ, устное словесное рисование | |||||
30. | Особенности композиционной структуры комедии. Специфика завязки развития действия, кульминации, истинной и ложной развязки, финала, немой сцены. Подготовка к домашнему сочинению «Роль эпизода в драматическом произведении» (на примере элементов сюжета и композиции комедии Н. В. Гоголя «Ревизор»). | Связный рассказ о городничем, комментирование художественного текста | Сочинение | ||||
31. | Н. В. Гоголь. «Шинель». Образ «маленького человека» в литературе (с обобщением ранее изученного). Потеря Башмачкиным лица. Духовная сила героя и его противостояние бездушию общества | Беседа, устное словесное рисование, заочная экскурсия | |||||
32. | Мечта и реальность в повести «Шинель». Образ Петербурга. Роль фантастики в повествовании. | Практикум, комментирование художественного текста | Ответы на вопросы | Просмотр кинофильма | |||
3 четверть – 21 час | |||||||
33. | М. Е. Салтыков- Шедрин. Слово о писателе, редакторе, издателе. «История одного города» (отрывок). Художественно-политическая сатира на общественные порядки. Обличение строя, основанного на бесправии народа. Образы градоначальников. Средства создания комического в произведении. Ирония, сатира. Гипербола, гротеск. Пародия. Эзопов язык. | Анализ художественного произведения, ответы на вопросы | Презентация | ||||
34. | Обучение анализу эпизода из романа «История одного города»; Подготовка к домашнему сочинению. | Урок развития речи, устное словесное рисование | Сочинение | ||||
35. | Контрольная работа по творчеству М. Ю. Лермонтова, Н. В. Гоголя, М. Е. Салтыкова-Щедрина. | Урок контроля | Тест | Тест | |||
36. | Н. С. Л е с к о в. Слово о писателе. Нравственные проблемы рассказа «Старый гений». Защита обездоленных. Сатира на чиновничество. Развитие понятия о рассказе. Художественная деталь как средство создания художественного образа. | Чтение статьи учебника, рассказа, самостоятельное формулирование вопросов по тексту | Составить вопросы по каждой главе | ||||
37. | Л. Н. Толстой. Слово о писателе. Социально-нравственные проблемы в рассказе «После бала». Образ рассказчика. Главные герои. Идея разделенности двух Россий. Мечта о воссоединении дворянства и народа. | Чтение статей учебника, ответы на вопросы, пересказ по плану | Пересказ | Презентация | |||
38. | Мастерство Л. Н. Толстого в рассказе «После бала». Особенности композиции. Антитеза, портрет, пейзаж, внутренний монолог как приёмы изображения внутреннего состояния героев. Психологизм рассказа. | Устное словесное рисование, ответы на вопросы, составление таблицы | Таблица | Тест | |||
39. | Нравственные проблемы повести Л. Н. Толстого «Отрочество». | Комментирование художественного произведения | Ответы на вопросы | ||||
40. | Поэзия родной природы в творчестве А, С. Пушкина, М.Ю.Лермонтова, Ф. И. Тютчева, А, А. Фета, А. Н. Майкова. | Урок развития речи, чтение статьи, выразительное чтение стихотворений | Выразительное чтение 2 стихотворений наизусть | Фонохрестоматия | |||
41. | А. П. Чехов. Слово о писателе. Рассказ «О любви» (из трилогии) как история об упущенном счастье. Психологизм рассказа. | Краткий пересказ произведения, чтение статьи | Ответы на опросы | ||||
42. | И. А. Бунин. Слово о писателе. Проблема рассказа «Кавказ». Мастерство И. А. Бунина-прозаика. | Чтение статьи о писателе, комментирование художественного текста | Ответы на вопросы | ||||
43. | А.И. Куприн. Слово о писателе. Нравственные проблемы рассказа «Куст сирени». Представления о любви и счастье в семье. Понятие о сюжете и фабуле. | Художественный пересказа фрагмента, комментированное чтение, составление таблицы-характеристики главных героев | таблица | ||||
44. | Урок-диспут «Что значит быть счастливым?». Подготовка к домашнему сочинению по рассказам Н. С. Лескова, Л. Н. Толстого, А. П. Чехова, И. А. Бунина, А. И. Куприна. | Урок развития речи | Сочинение | ||||
45. | А. А. Блок. Слово о поэте. Историческая тема в его творчестве. «Россия». Образ России и ее территории. Обучение выразительному чтению. | Урок развития речи, чтение статьи учебника | Выразительное чтение стихотворения наизусть | Фонохрестоматия | |||
46. | С. А Есенин. Слово о поэте. «Пугачев» — поэма на историческую тему. Образ предводителя восстания. Понятие о драматической поэме | Анализ фрагментов поэмы, сопоставление с произведениям Пушкина и народными песнями | Анализ текста | ||||
47-48. | Урок-конференция. Образ Пугачева в фольклоре, произведениях А. С. Пушкина и С. А. Есенина. Подготовка к домашнему сочинению | Урок развития речи, устное словесное рисование | Сочинение | ||||
49. | И. С. Шмелев. Слово о писателе. «Как я стал писателем» — воспоминание о пути к творчеству. | Чтение статьи о писателе, пересказ, комментирование художественного текста | Ответы на вопросы | ||||
50. | Журнал «Сатирикон». «Всеобщая история, обработанная Сатириконом» (отрывки). Сатирическое изображение исторических событий. Ироническое повествование о прошлом и современности; Тэффи. «Жизнь и воротник»; М. М. Зощенко «История болезни». | Урок внеклассного чтения | Ответы на вопросы, пересказ отрывков | Презентация | |||
51. | М. А. Осоргин. Слово о писателе. Сочетание реальности и фантастики в рассказе «Пенсне» | Анализ художественного текста | Анализ текста | ||||
52. | Контрольная работа по творчеству Л. Н. Толстого, А.П. Чехова, И. А. Бунина, М. Горького, А. А. Блока, С. А. Есенина. | Урок контроля | Тест | Тест | |||
53. | А. Т. Твардовский. Слово о поэте. Поэма «Василий Теркин». Картины фронтовой жизни в поэме. Тема честного служения Родине. Восприятие поэмы современниками. | Ответы на вопросы, сообщение о писателе | Составить цитатный план статьи учебника | Фонохрестоматия | |||
4 четверть – 15 часов | |||||||
54. | Василий Теркин — защитник родной страны. Новаторский характер образа Василия Теркина. Правда о войне в поэме Твардовского. | Выразительное чтение, комментирование художественного текста | Анализ главы | ||||
55. | Композиция и язык поэмы «Василий Теркин». Юмор. Фольклорные мотивы. Авторские отступления. Мастерство А. Т. Твардовского в поэме. | Выразительное чтение, составление характеристики героя | Ответы на вопросы | ||||
56. | А. П. Платонов. Слово о писателе. Картины войны и мирной жизни в рассказе «Возвращение». Нравственная проблематика и гуманизм рассказа. | Урок внеклассного чтения, чтение, устное словесное рисование, анализ текста | Ответы на вопросы | ||||
57. | Урок-концерт. Стихи и песни о Великой Отечественной войне. Боевые подвиги и военные будни в творчестве М. Исаковского («Катюша», «Враги сожгли родную хату...»), Б. Окуджавы («Песенка о пехоте», «Здесь птицы не поют.. ,»), А. Фатьянова («Соловьи»), Л. Ошанина («Дороги»). | Урок развития речи | Анализ стихотворения, выразительное чтение стихотворения наизусть | Фонохрестоматия | |||
58. | В. П. Астафьев. Слово о писателе. Проблемы рассказа «Фотография, на которой меня нет». Отражение военного времени в рассказе. Развитие представлений о герое-повествователе. | Пересказ по плану, устное словесное рисование, комментирование художественного произведения | Ответы на вопросы | ||||
59. | Классное сочинение «Великая Отечественная война в литературе XX века» (произведение по выбору учащегося). | Урок развития речи | Сочинение | ||||
60-61. | Русские поэты о Родине, родной природе. Поэты Русского зарубежья об оставленной ими Родине. Мотивы воспоминаний, грусти, надежды. | Анализ стихотворений, выразительное чтение | Выразительное чтение стихотворения наизусть | Фонохрестоматия | |||
62. | У. Шекспир. Слово о писателе. «Ромео и Джульетта». Поединок семейной вражды и любви. «Вечные проблемы» в трагедии Шекспира. Конфликт как основа сюжета драматического произведения. Анализ эпизода из трагедии «Ромео и Джульетта». | Чтение, художественный пересказ, сообщение о Шекспире | Ответы на вопросы | Презентация | |||
63. | Сонеты У. Шекспира. «Кто хвалится родством своим и знатью...», «Увы, мой стих не блещет новизной ...». Воспевание поэтом любви и дружбы. Сонет как форма лирической поэзии. | Выразительное чтение сонетов, ответы на вопросы | Выразительное чтение наизусть 1 сонета | Фонохрестоматия | |||
64-65. | Ж-Б. Мольер. «Мещанин во дворянстве» (сцены). Сатира на дворянство и невежественных буржуа. Черты классицизма в комедии Мольера. Мастерство писателя. Общечеловеческий смысл комедии. | Ответы на вопросы, сопоставление с комедиям Д.И.Фонвизина | Ответы на вопросы | Презентация | |||
66. | Дж. С в и ф т. Слово о писателе. «Путешествия Гулливера» как сатира на государственное устройство общества. | Чтение статьи, ответы на вопросы | пересказ | Презентация | |||
67. | В. С к о т т. Слово о писателе. «Айвенго» как исторический роман. | Чтение статьи, сравнительный анализ «Айвенго» и «Капитанской дочки» | |||||
68. | Литература и история в произведениях, изученных в 8 классе. Итоги года и задание на лето. | Урок внеклассного чтения | Список произведений для почтения на каникулах | Раздаточный материал |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Календарно-тематическое поурочное планирование по литературе 5 класс (ФГОС)
УУД, планируемые результаты обучения...
Календарно-тематическое поурочное планирование по литературе 5 класс 2015-2016 уч.г. (ФГОС)
Календарно-тематическое поурочное планирование по литературе 5 класс 2014-2015 уч.г. (ФГОС)...
Поурочное планирование уроков литературы к учебнику В. Я. Коровиной в 7 А и 7 Б классах 2015-2016 уч. год (68ч)
Поурочное планирование уроков литературы ...
Календарно-тематическое планирование по литературе к учебнику В.Ф. Чертова. ФГОС. 6 класс
Количество часов в неделю – 3.Количество часов в год – 102....
Календарно-тематическое планирование по литературе по учебнику В.Коровиной. 5 класс.18.07.17г
Календарно-тематическое планирование по литературе по УМК В.Коровиной. 5 класс...
Календарно-тематическое планирование по литературе к учебнику В.Я Коровиной 6 класс
Календарно-тематическое планирование рассчитано на 102 часа...