Рабочая программа по литературе для 5 класса
рабочая программа по литературе (5 класс)
При изучения предмета "Литература" происходит воспитание российской гражданской идентичности: патриотизма, уважения к Отечеству, прошлое и настоящее многонационального народа России; осознание своей этнической принадлежности, знание истории, языка, культуры своего народа, своего края, основ культурного наследия народов России и человечества; воспитание чувства ответственности и долга перед Родиной; формирование осознанного, уважительного и доброжелательного отношения к другому человеку, его мнению, мировоззрению, культуре, языку, вере, гражданской позиции, к истории, культуре, религии, традициям, языкам, ценностям народов России и народов мира; развитие морального сознания и компетентности в решении моральных проблем на основе личностного выбора, формирование нравственных чувств и нравственного поведения, осознанного и ответственного отношения к собственным поступкам; формирование ценности здорового и безопасного образа жизни; усвоение правил индивидуального и коллективного безопасного поведения в чрезвычайных ситуациях, угрожающих жизни и здоровью людей, правил поведения на транспорте и на дорогах; формирование основ экологической культуры соответствующей современному уровню экологического мышления, развитие опыта экологически ориентированной рефлексивно-оценочной и практической деятельности в жизненных ситуациях; осознание значения семьи в жизни человека и общества, принятие ценности семейной жизни, уважительное и заботливое отношение к членам своей семьи; развитие эстетического сознания через освоение художественного наследия народов России и мира, творческой деятельности эстетического характера.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
rp_po_literature_dlya_5_kl_2022-2023_gg.docx | 105.42 КБ |
Предварительный просмотр:
Рассмотрено на заседании ШМО Протокол №________ от «___»______2022 г. Руководитель МО _______/Очирова В.О./ | Согласовано: Заместитель директора по УВР МБОУ «Алтайская СОШ» ________/__Цыбикова Н.И.___/ «___» ___________2022 г. | Утверждаю Директор МБОУ «Алтайская СОШ» __________/_Очирова Н.В._ / Приказ №____ от «___» _______2022 г. |
Рабочая программа
по предмету:
«Литература»
5 класс
2022– 2023 учебный год
Всего часов на учебный год: 105 часов
Количество часов в неделю: 3 часа
Составитель:
Цыренжапова Татьяна Александровна
учитель русского языка и литературы
у. Усть-Дунгуй
2022г
Пояснительная работа
Рабочая программа по литературе на 2022-2023 учебный год для обучающихся 5-го класса разработана в соответствии с:
- Федеральным законом от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»;
- Порядком организации и осуществления образовательной деятельности по основным общеобразовательным программам – образовательным программам начального общего, основного общего и среднего общего образования, утвержденным приказом Минпросвещения России от 22.03.2021 № 115
- Федеральным государственным образовательным стандартом основного общего образования, утвержденным приказом Минпросвещения России от 31.05.2021г № 287
- Федеральным государственным образовательным стандартом среднего общего образования с изменениями, внесенными приказом Минобрнауки РФ от 31.12.2015г №1578
- Уставом МБОУ «Алтайская СОШ»
Данная рабочая программа разработана и реализуется на основе УМК под редакцией Коровиной В.Я. и др. по литературе для 5-х классов. Для реализации программы используются пособия из УМК:
- Учебник «Литература. 5 класс. Учебник для общеобразовательных организаций в 2-х ч.»;
- Ахмадуллина Р.Г. Рабочая тетрадь для 5 класса. Учебное пособие для общеобразовательных организаций в 2-х ч
- Фонохрестоматия к учебнику «Литература. 5 класс»
ЦЕЛИ И ЗАДАЧИ ИЗУЧЕНИЯ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА «ЛИТЕРАТУРА»
Цели изучения предмета «Литература» в основной школе состоят в формировании у обучающихся потребности в качественном чтении, культуры читательского восприятия, понимания литературных текстов и создания собственных устных и письменных высказываний; в развитии чувства причастности к отечественной культуре и уважения к другим культурам, аксиологической сферы личности на основе высоких духовно-нравственных идеалов, воплощённых в отечественной и зарубежной литературе. Достижение указанных целей возможно при решении учебных задач, которые постепенно усложняются от 5 к 9 классу.
Задачи, связанные с пониманием литературы как одной из основных национально-культурных ценностей народа, как особого способа познания жизни, с обеспечением культурной самоидентификации, осознанием коммуникативно-эстетических возможностей родного языка на основе изучения выдающихся произведений отечественной культуры, культуры своего народа, мировой культуры, состоят в приобщении школьников к наследию отечественной и зарубежной классической литературы и лучшим образцам современной литературы; воспитании уважения к отечественной классике как высочайшему достижению национальной культуры, способствующей воспитанию патриотизма, формированию национально-культурной идентичности и способности к диалогу культур; освоению духовного опыта человечества, национальных и общечеловеческих культурных традиций и ценностей; формированию гуманистического мировоззрения.
Задачи, связанные с осознанием значимости чтения и изучения литературы для дальнейшего развития обучающихся, с формированием их потребности в систематическом чтении как средстве познания мира и себя в этом мире, с гармонизацией отношений человека и общества, ориентированы на воспитание и развитие мотивации к чтению художественных произведений, как изучаемых на уроках, так и прочитанных самостоятельно, что способствует накоплению позитивного опыта освоения литературных произведений, в том числе в процессе участия в различных мероприятиях, посвящённых литературе, чтению, книжной культуре.
Задачи, связанные с воспитанием квалифицированного читателя, обладающего эстетическим вкусом, с формированием умений воспринимать, анализировать, критически оценивать и интерпретировать прочитанное, направлены на формирование у школьников системы знаний о литературе как искусстве слова, в том числе основных теоретико и историко-литературных знаний, необходимых для понимания, анализа и интерпретации художественных произведений, умения воспринимать их в историко-культурном контексте, сопоставлять с произведениями других видов искусства; развитие читательских умений, творческих способностей, эстетического вкуса. Эти задачи направлены на развитие умения выявлять проблематику произведений и их художественные особенности, комментировать авторскую позицию и выражать собственное отношение к прочитанному; воспринимать тексты художественных произведений в единстве формы и содержания, реализуя возможность их неоднозначного толкования в рамках достоверных интерпретаций; сопоставлять и сравнивать художественные произведения, их фрагменты, образы и проблемы как между собой, так и с произведениями других искусств; формировать представления о специфике литературы в ряду других искусств и об историко-литературном процессе; развивать умения поиска необходимой информации с использованием различных источников, владеть навыками их критической оценки.
Задачи, связанные с осознанием обучающимися коммуникативно-эстетических возможностей языка на основе изучения выдающихся произведений отечественной культуры, культуры своего народа, мировой культуры, направлены на совершенствование речи школьников на примере высоких образцов художественной литературы и умений создавать разные виды устных и письменных высказываний, редактировать их, а также выразительно читать произведения, в том числе наизусть, владеть различными видами пересказа, участвовать в учебном диалоге, адекватно воспринимая чужую точку зрения и аргументированно отстаивая свою.
МЕСТО УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА «ЛИТЕРАТУРА» В УЧЕБНОМ ПЛАНЕ
Предмет «Литература» входит в предметную область «Русский язык и литература» и является обязательным для изучения. Предмет «Литература» преемственен по отношению к предмету «Литературное чтение».
В 5 классе на изучение предмета отводится 3 часа в неделю, суммарно изучение литературы в 5 классе по программе основного общего образования рассчитано на 105 часа.
ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА «ЛИТЕРАТУРА»
Учебный предмет «Литература» в наибольшей степени способствует формированию духовного облика и нравственных ориентиров молодого поколения, так как занимает ведущее место в эмоциональном, интеллектуальном и эстетическом развитии обучающихся, в становлении основ их миропонимания и национального самосознания. Особенности литературы как школьного предмета связаны с тем, что литературные произведения являются феноменом культуры: в них заключено эстетическое освоение мира, а богатство и многообразие человеческого бытия выражено в художественных образах, которые содержат в себе потенциал воздействия на читателей и приобщают их к нравственно-эстетическим ценностям, как национальным, так и общечеловеческим.
Основу содержания литературного образования составляют чтение и изучение выдающихся художественных произведений русской и мировой литературы, что способствует постижению таких нравственных категорий, как добро, справедливость, честь, патриотизм, гуманизм, дом, семья. Целостное восприятие и понимание художественного произведения, его анализ и интерпретация возможны лишь при соответствующей эмоционально-эстетической реакции читателя, которая зависит от возрастных особенностей школьников, их психического и литературного развития, жизненного и читательского опыта.
Полноценное литературное образование в основной школе невозможно без учёта преемственности с курсом литературного чтения в начальной школе, межпредметных связей с курсом русского языка, истории и предметов художественного цикла, что способствует развитию речи, историзма мышления, художественного вкуса, формированию эстетического отношения к окружающему миру и его воплощения в творческих работах различных жанров. В рабочей программе учтены все этапы российского историко-литературного процесса (от фольклора до новейшей русской литературы) и представлены разделы, касающиеся литератур народов России и зарубежной литературы. Основные виды деятельности обучающихся перечислены при изучении каждой монографической или обзорной темы и направлены на достижение планируемых результатов обучения.
СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА
К читателям - 1 час.
Писатели о роли книги в жизни человека. Книга как духовное завещание одного поколения другому. Структурные элементы книги (обложка., титул, форзац, сноски, оглавление); создатели книги (автор, художник, редактор, корректор, наборщик). Учебник литературы и работа с ним.
Устное народное творчество – 10 часов.
Фольклор – коллективное устное народное творчество. Преображение действительности в духе народных идеалов. Вариативная природа фольклора. Исполнители фольклорных произведений. Коллективное индивидуальное в фольклоре. Малые жанры фольклора. Детский фольклор (колыбельные песни, пестушки, приговорки, скороговорки, загадки). Теория литературы. Фольклор. Устное народное творчество.
Русские народные сказки (2ч.).
Сказки как вид народной прозы. Сказки о животных, волшебные, бытовые. Нравоучительный и философский характер сказок.
«Царевна-лягушка» (3 ч.). Народная мораль в характере и поступках героев. Образ невесты-волшебницы. Иван-царевич – победитель житейских невзгод. Животные-помощники. Особая роль чудесных противников – Бабы-яги, Кощея Бессмертного. Поэтика волшебной сказки. Связь сказочных формул с древними мифами. Фантастика в волшебной сказке.
«Иван - крестьянский сын и чудо-юдо» (2 ч.). Волшебная богатырская сказка героического содержания. Тема мирного труда и защиты родной земли. Иван – крестьянский сын как выразитель основной мысли сказки. Нравственное превосходство главного героя.
Теория литературы. Сказка. Виды сказок. Постоянные эпитеты. Гипербола. Сказочные формулы. Сравнение.
Сказки и животных. Бытовые сказки (3 ч.)
Из древнерусской литературы – 2 часа.
Начало письменности у восточных славян и возникновение древнерусской литературы. Культурные и литературные связи Руси с Византией. Древнехристианская книжность на Руси.
«Повесть временных лет» как литературный памятник. (1 ч.)
«Подвиг отрока-киевлянина и хитрость воеводы Претича» (1 ч.). Отзвуки фольклора в летописи. Герои старинных «Повестей…» и их подвиги во имя мира на родной земле. Теория литературы. Летопись.
Из литературы XVIII века – 2 часа.
Михаил Васильевич Ломоносов (1 ч.). Краткий рассказ о жизни писателя. ломоносов – ученый, поэт, художник, гражданин.
«Случились вместе два астронома в пиру…» (1 ч.) - научные истины в поэтической форме. Юмор стихотворения.
Теория литературы. Роды литературы: эпос, лирика, драма. Жанры литературы.
Из литературы XIX века – 45 часов.
Русские басни (1ч.). Жанр басни. Истоки басенного жанра (Эзоп, Лафонтен, русские баснописцы XVIIIвека).
Иван Андреевич Крылов (4 ч.). Краткий рассказ о баснописце. «Ворона и Лисица», «Свинья под дубом». Осмеяние пороков – грубой силы, жадности, неблагодарности, хитрости. «Волк на псарне» - отражение исторических событий в басне; патриотическая позиция автора. Рассказ и мораль в басне. Аллегория. Выразительное чтение басен (инсценирование). Теория литературы. Басня, аллегория, понятие об эзоповом языке.
Василий Андреевич Жуковский (3 ч.). Краткий рассказ о поэте. «Спящая царевна». Сходные и различные черты сказки Жуковского и народной сказки. Герои литературной сказки, особенности сюжета. «Кубок». Благородство и жестокость. Герои баллады. Теория литературы. Баллада (начальное представление).
Александр Сергеевич Пушкин (8 ч.). Краткий рассказ о жизни поэта (детство, годы учения). Стихотворение «Няне» - поэтизация образа няни; мотивы одиночества и грусти, скрашиваемые любовью няни, её сказками и песнями. «У лукоморья дуб зеленый…». Пролог к поэме «Руслан и Людмила» - собирательная картина сюжетов, образов и событий народных сказок, мотивы и сюжеты пушкинского произведения. «Сказка о мертвой царевне и семи богатырях» - её истоки (сопоставление с русским народными сказками, сказкой Жуковского «Спящая царевна», со сказками братьев Гримм; «бродячие сюжеты»). Противостояние добрых и злых сил в сказке. Царица и царевна, мачеха и падчерица. Помощники царевны. Елисей и богатыри. Соколко. Сходство и различие литературной пушкинской сказки и сказки народной. Народная мораль, нравственность – красота внешняя и внутренняя, победа добра над злом, гармоничность положительных героев. Поэтичность, музыкальность пушкинской сказки. Теория литературы. Стихотворная и прозаическая речь. Рифма, ритм, строфа, способы рифмовки.
Антоний Погорельский (2 ч.). Краткий рассказ о писателе. «Черная курица, или Подземные жители». Фантастическое и достоверно – реальное в сказке. Причудливый сюжет. Нравоучительное содержание.
В.М.Гаршин. «Attalea Priceps» (2 ч.) Героическое и обыденное в сказке. Трагический финал и жизнеутверждающий пафос произведения.
Михаил Юрьевич Лермонтов (3 ч.). Краткий рассказ о поэте. «Бородино» - отклик на 25-летнюю годовщину Бородинского сражения (1837). Историческая основа стихотворения. Воспроизведение исторического события устами рядового участника сражения. Мастерство Лермонтова в создании батальных сцен. Сочетание разговорных интонаций с патриотическим пафосом стихотворения. Теория литературы. Сравнение, гипербола, эпитет, метафора, звукопись, аллитерация.
Николай Васильевич Гоголь (4 ч.). Краткий рассказ и писателе. «Заколдованное место» - повесть из книги «Вечера на хуторе близ Диканьки». Поэтизация народной жизни, народных преданий, сочетание светлого и мрачного, комического и лирического, реального и фантастического. Теория литературы. Фантастика. Юмор.
Николай Алексеевич Некрасов (4 ч.). Краткий рассказ о поэте. «Мороз, Красный нос» (отрывок из поэмы «Есть женщины в русских селеньях…»). Поэтический образ русской женщины. Стихотворение «Крестьянские дети». Картины вольной жизни крестьянских детей, их забавы, приобщение к труду взрослых. Мир детства – короткая пора в жизни крестьянина. Речевая характеристика персонажей. Теория литературы. Эпитет.
Иван Сергеевич Тургенев (6 ч.). Краткий рассказ о писателе. «Муму» - повествование о жизни в эпоху крепостного права. духовные и нравственные качества Герасима: сила, достоинство, сострадание к окружающим, великодушие, трудолюбие. Немота главного героя – символ немого протеста крепостных. Теория литературы. Портрет, пейзаж. Литературный герой.
Афанасий Афанасьевич Фет (1 ч.). Краткий рассказ о поэте. Стихотворения «Чудная картина», «Весенний дождь», «Задрожали листы, облетая…»» - радостная, яркая, полная движения картина весенней природы.
Лев Николаевич Толстой (3 ч.). Краткий рассказ о писателе. «Кавказский пленник». Бессмысленность и жестокость национальной вражды. Жилин и Костылин – два разных характера, две разные судьбы. Жилин и ДИна. Душевная близость людей из враждующих лагерей. Утверждение гуманистических идеалов. Теория литературы. Сравнение. Сюжет.
Антон Павлович Чехов (2 ч.). Краткий рассказ о писателе. «Хирургия» - осмеяние глупости и невежества героев рассказа. Юмор ситуации. Речь персонажей как средство их характеристики. Теория литературы. Юмор.
Поэты XIX века о Родине и родной природе (2 ч.). Ф.И. Тютчев «Зима недаром злится», «Весенние воды»; А.Н. Плещеев «Весна», И.С. Никитин «Утро»; Ф.И. Тютчев «Как весел грохот летних бурь…»; А.Н. Майков «Ласточки»; И.С. Никитин «Зимняя ночь в деревне» (отрывок); И.З.Суриков «Зима»(отрывок). Выразительное чтение стихотворений. Теория литературы. Стихотворный ритм как средство передачи эмоционального состояния, настроения.
Из литературы XX века – 31 часов.
Иван Алексеевич Бунин (3 ч.). Краткий рассказ о писателе.
«Косцы». Восприятие прекрасного. Эстетическое и этическое в рассказе. Кровное родство героев с бескрайними просторами русской земли, душевным складом песен и сказок. Рассказ «Косцы» как поэтическое воспоминание о Родине.
Владимир Галактионович Короленко (5 ч.). Краткий рассказ о писателе. «В дурном обществе». Жизнь детей из благополучной и обездоленной семей. Их общение. Доброта и сострадание героев повести. Образ серого сонного города. Равнодушие окружающих людей к беднякам. Вася, Валек, Маруся, Тыбурций. Отец и сын. Размышления героев. Взаимопонимание – основа отношений в семье. Теория литературы. Портрет. Композиция литературного произведения.
Сергей Александрович Есенин (2 ч.). Рассказ о поэте. Стихотворения «Я покинул родимый дом..», «Низкий дом с голубыми ставнями…» - поэтическое изображение родной природы, Родины. Своеобразие языка есенинской лирики.
Павел Петрович Бажов (3 ч.). Краткий рассказ о писателе. «Медной горы Хозяйка». Реальность и фантастика. Честность, добросовестность, трудолюбие и талант главного героя. Стремление к совершенному мастерству. Тайны мастерства. Своеобразие языка, интонации сказа. Теория литературы. Сказ как жанр литературы. Сказ и сказка (общее и различное).
Константин Георгиевич Паустовский (3 ч.) Краткий рассказ о писателе. «Теплый хлеб», «Заячьи лапы». Доброта и сострадание, реальное и фантастическое в сказках Паустовского.
Самуил Яковлевич Маршак (3 ч.). Краткий рассказ о писателе. «Двенадцать месяцев» - пьеса-сказка. Положительные и отрицательные герои. Победа добра над злом – традиция русских народных сказок. Художественные особенности пьесы-сказки. Теория литературы. Драма как род литературы. Пьеса-сказка.
Андрей Платонович Платонов (1 ч.). Краткий рассказ о писателе. «Никита». Быль и фантастика. Главный герой рассказа, единство героя с природой, одухотворение природы в его воображении – жизнь как борьба добра и зла, смена радости и грусти, страдания и счастья. Оптимистическое восприятие окружающего мира. Теория литературы. Фантастика в литературном произведении.
Виктор Петрович Астафьев (4 ч.). Краткий рассказ о писателе. «Васюткино озеро». Бесстрашие, терпение, любовь к природе и ее понимание, находчивость в экстремальных обстоятельствах. Поведение героя в лесу. основные черты характера героя. «Открытие» Васюткой нового озера. Становление характера юного героя через испытания, преодоление сложных жизненных ситуаций. Теория литературы. Автобиографичность литературного произведения.
Поэты о Великой Отечественной войне (1941 - 1945гг.) (2 ч.)
Патриотические подвиги в годы Великой Отечественной войны. К.М. Симонов «Майор привез мальчишку на лафете»; А.Т. Твардовский Рассказ танкиста». Война и дети – трагическая и героическая тема произведений о Великой Отечественной войне.
Писатели и поэты ХХ века о Родине, родной природе и о себе (2 ч.)
И.Бунин «Помню - долгий зимний вечер…»; А. Прокофьев «Аленушка»; Д.Кедрин «Аленушка»; Н. Рубцов «Родная деревня»; Дон-Аминадо «Города и годы». Конкретные пейзажные зарисовки, обобщенный образ России.
Писатели улыбаются. Саша Черный (2 ч.). «Кавказский пленник», «Игорь-Робинзон». Образы и сюжеты литературной классики как темы произведений для детей. Теория литературы. Юмор.
Юлий Черсанович Ким (1 ч.). Краткий рассказ о писателе. «Рыба – кит». Стихотворение-шутка. Теория литературы. Стихотворения-песни. Песни-шутки. Песни-фантазии.
Из зарубежной литературы – 12 часов.
Роберт Льюис Стивенсон (1 ч.). Краткий рассказ о писателе. «Вересковый мед». Подвиг героя во имя сохранения традиций предков. Теория литературы. Баллада.
Даниэль Дефо (3 ч.). Краткий рассказ о писателе. «Робинзон Крузо»(отрывок). Жизнь и необычайные приключения Робинзона Крузо, характер героя. Гимн неисчерпаемым возможностям человека.
Ханс Кристиан Андерсен (3 ч.). Краткий рассказ о писателе. «Снежная королева». Символический смысл фантастических образов и художественных деталей в сказке. Кай и Герда. Помощники Герды.
Марк Твен (3 ч.). Краткий рассказ о писателе. «Приключения Тома Сойера» (отрывок). Том и Гек. Дружба мальчиков. Игры, забавы, находчивость, предприимчивость. Черты характера Тома, раскрывающиеся в отношениях с друзьями. Том и Беки, их дружба. Внутренний мир героев М. Твена.
Джек Лондон (2 ч.). Краткий рассказ о писателе. «Сказание о Кише» - сказание о взрослении подростка, вынужденного добывать пищу, заботиться о старших. Уважение взрослых. Характер мальчика – смелость, мужество, изобретательность, смекалка, чувство собственного достоинства – опора в трудных жизненных обстоятельствах. Мастерство писателя в поэтическом изображении жизни северного народа.
ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА
Изучение литературы в основной школе направлено на достижение обучающимися следующих личностных, метапредметных и предметных результатов освоения учебного предмета.
Личностные результаты
Личностные результаты освоения рабочей программы по литературе для основного общего образования достигаются в единстве учебной и воспитательной деятельности в соответствии с традиционными российскими социокультурными и духовно-нравственными ценностями, отражёнными в произведениях русской литературы, принятыми в обществе правилами и нормами поведения и способствуют процессам самопознания, самовоспитания и саморазвития, формирования внутренней позиции личности.
Личностные результаты освоения рабочей программы по литературе для основного общего образования должны отражать готовность обучающихся руководствоваться системой позитивных ценностных ориентаций и расширение опыта деятельности на её основе и в процессе реализации основных направлений воспитательной деятельности, в том числе в части:
Гражданского воспитания:
готовность к выполнению обязанностей гражданина и реализации его прав, уважение прав, свобод и законных интересов других людей; активное участие в жизни семьи, образовательной организации, местного сообщества, родного края, страны, в том числе в сопоставлении с ситуациями, отражёнными в литературных произведениях; неприятие любых форм экстремизма, дискриминации; понимание роли различных социальных институтов в жизни человека; представление об основных правах, свободах и обязанностях гражданина, социальных нормах и правилах межличностных отношений в поликультурном и многоконфессиональном обществе, в том числе с опорой на примеры из литературы; представление о способах противодействия коррупции; готовность к разнообразной совместной деятельности, стремление к взаимопониманию и взаимопомощи, в том числе с опорой на примеры из литературы; активное участие в школьном самоуправлении; готовность к участию в гуманитарной деятельности (волонтерство; помощь людям, нуждающимся в ней).
Патриотического воспитания:
осознание российской гражданской идентичности в поликультурном и многоконфессиональном обществе, проявление интереса к познанию родного языка, истории, культуры Российской Федерации, своего края, народов России в контексте изучения произведений русской и зарубежной литературы, а также литератур народов РФ; ценностное отношение к достижениям своей Родины — России, к науке, искусству, спорту, технологиям, боевым подвигам и трудовым достижениям народа, в том числе отражённым в художественных произведениях; уважение к символам России, государственным праздникам, историческому и природному наследию и памятникам, традициям разных народов, проживающих в родной стране, обращая внимание на их воплощение в литературе.
Духовно-нравственного воспитания:
ориентация на моральные ценности и нормы в ситуациях нравственного выбора с оценкой поведения и поступков персонажей литературных произведений; готовность оценивать своё поведение и поступки, а также поведение и поступки других людей с позиции нравственных и правовых норм с учётом осознания последствий поступков; активное неприятие асоциальных поступков, свобода и ответственность личности в условиях индивидуального и общественного пространства.
Эстетического воспитания:
восприимчивость к разным видам искусства, традициям и творчеству своего и других народов, понимание эмоционального воздействия искусства, в том числе изучаемых литературных произведений; осознание важности художественной литературы и культуры как средства коммуникации и самовыражения; понимание ценности отечественного и мирового искусства, роли этнических культурных традиций и народного творчества; стремление к самовыражению в разных видах искусства.
Физического воспитания, формирования культуры здоровья и эмоционального благополучия:
осознание ценности жизни с опорой на собственный жизненный и читательский опыт; ответственное отношение к своему здоровью и установка на здоровый образ жизни (здоровое питание, соблюдение гигиенических правил, сбалансированный режим занятий и отдыха, регулярная физическая активность); осознание последствий и неприятие вредных привычек (употребление алкоголя, наркотиков, курение) и иных форм вреда для физического и психического здоровья, соблюдение правил безопасности, в том числе навыки безопасного поведения в интернет-среде в процессе школьного литературного образования; способность адаптироваться к стрессовым ситуациям и меняющимся социальным, информационным и природным условиям, в том числе осмысляя собственный опыт и выстраивая дальнейшие цели;
умение принимать себя и других, не осуждая;
умение осознавать эмоциональное состояние себя и других, опираясь на примеры из литературных произведений;
уметь управлять собственным эмоциональным состоянием;
сформированность навыка рефлексии, признание своего права на ошибку и такого же права другого человека с оценкой поступков литературных героев.
Трудового воспитания:
установка на активное участие в решении практических задач (в рамках семьи, школы, города, края) технологической и социальной направленности, способность инициировать, планировать и самостоятельно выполнять такого рода деятельность; интерес к практическому изучению профессий и труда различного рода, в том числе на основе применения изучаемого предметного знания и знакомства с деятельностью героев на страницах литературных произведений; осознание важности обучения на протяжении всей жизни для успешной профессиональной деятельности и развитие необходимых умений для этого; готовность адаптироваться в профессиональной среде; уважение к труду и результатам трудовой деятельности, в том числе при изучении произведений русского фольклора и литературы; осознанный выбор и построение индивидуальной траектории образования и жизненных планов с учетом личных и общественных интересов и потребностей.
Экологического воспитания:
ориентация на применение знаний из социальных и естественных наук для решения задач в области окружающей среды, планирования поступков и оценки их возможных послед- 22 Примерная рабочая программа ствий для окружающей среды; повышение уровня экологической культуры, осознание глобального характера экологических проблем и путей их решения; активное неприятие действий, приносящих вред окружающей среде, в том числе сформированное при знакомстве с литературными произведениями, поднимающими экологические проблемы; осознание своей роли как гражданина и потребителя в условиях взаимосвязи природной, технологической и социальной сред; готовность к участию в практической деятельности экологической направленности.
Ценности научного познания:
ориентация в деятельности на современную систему научных представлений об основных закономерностях развития человека, природы и общества, взаимосвязях человека с природной и социальной средой с опорой на изученные и самостоятельно прочитанные литературные произведения; овладение языковой и читательской культурой как средством познания мира; овладение основными навыками исследовательской деятельности с учётом специфики школьного литературного образования; установка на осмысление опыта, наблюдений, поступков и стремление совершенствовать пути достижения индивидуального и коллективного благополучия.
Личностные результаты, обеспечивающие адаптацию обучающегося к изменяющимся условиям социальной и природной среды:
освоение обучающимися социального опыта, основных социальных ролей, соответствующих ведущей деятельности возраста, норм и правил общественного поведения, форм социальной жизни в группах и сообществах, включая семью, группы, сформированные по профессиональной деятельности, а также в рамках социального взаимодействия с людьми из другой культурной среды; изучение и оценка социальных ролей персонажей литературных произведений;
потребность во взаимодействии в условиях неопределённости, открытость опыту и знаниям других; в действии в условиях неопределенности, повышение уровня своей компетентности через практическую деятельность, в том числе умение учиться у других людей, осознавать в совместной деятельности новые знания, навыки и компетенции из опыта других; в выявлении и связывании образов, необходимость в формировании новых знаний, в том числе формулировать идеи, понятия, гипотезы об объектах и явлениях, в том числе ранее неизвестных, осознавать дефициты собственных знаний и компетентностей, планировать своё развитие; умение оперировать основными понятиями, терминами и представлениями в области концепции устойчивого развития; анализировать и выявлять взаимосвязи природы, общества и экономики; оценивать свои действия с учётом влияния на окружающую среду, достижений целей и преодоления вызовов, возможных глобальных последствий;
способность осознавать стрессовую ситуацию, оценивать происходящие изменения и их последствия, опираясь на жизненный и читательский опыт; воспринимать стрессовую ситуацию как вызов, требующий контрмер; оценивать ситуацию стресса, корректировать принимаемые решения и действия; формулировать и оценивать риски и последствия, формировать опыт, уметь находить позитивное в произошедшей ситуации; быть готовым действовать в отсутствии гарантий успеха.
Метапредметные результаты
Овладение универсальными учебными познавательными действиями:
Базовые логические действия:
- выявлять и характеризовать существенные признаки объектов (художественных и учебных текстов, литературных героев и др.) и явлений (литературных направлений, этапов историко-литературного процесса);
- устанавливать существенный признак классификации и классифицировать литературные объекты по существенному признаку, устанавливать основания для их обобщения и сравнения, определять критерии проводимого анализа;
- с учётом предложенной задачи выявлять закономерности и противоречия в рассматриваемых литературных фактах и наблюдениях над текстом; предлагать критерии для выявления закономерностей и противоречий с учётом учебной задачи;
- выявлять дефициты информации, данных, необходимых для решения поставленной учебной задачи;
- выявлять причинно-следственные связи при изучении литературных явлений и процессов; делать выводы с использованием дедуктивных и индуктивных умозаключений, умозаключений по аналогии; формулировать гипотезы об их взаимосвязях;
- самостоятельно выбирать способ решения учебной задачи при работе с разными типами текстов (сравнивать несколько вариантов решения, выбирать наиболее подходящий с учётом самостоятельно выделенных критериев).
Базовые исследовательские действия:
- использовать вопросы как исследовательский инструмент познания в литературном образовании;
- формулировать вопросы, фиксирующие разрыв между реальным и желательным состоянием ситуации, объекта, и самостоятельно устанавливать искомое и данное;
- формировать гипотезу об истинности собственных суждений и суждений других, аргументировать свою позицию, мнение;
- проводить по самостоятельно составленному плану небольшое исследование по установлению особенностей литературного объекта изучения, причинно-следственных связей и зависимостей объектов между собой;
- оценивать на применимость и достоверность информацию, полученную в ходе исследования (эксперимента);
- самостоятельно формулировать обобщения и выводы по результатам проведённого наблюдения, опыта, исследования; владеть инструментами оценки достоверности полученных выводов и обобщений;
- прогнозировать возможное дальнейшее развитие событий и их последствия в аналогичных или сходных ситуациях, а также выдвигать предположения об их развитии в новых условиях и контекстах, в том числе в литературных произведениях.
Работа с информацией:
- применять различные методы, инструменты и запросы при поиске и отборе литературной и другой информации или данных из источников с учётом предложенной учебной задачи и заданных критериев;
- выбирать, анализировать, систематизировать и интерпретировать литературную и другую информацию различных видов и форм представления;
- находить сходные аргументы (подтверждающие или опровергающие одну и ту же идею, версию) в различных информационных источниках;
- самостоятельно выбирать оптимальную форму представления литературной и другой информации и иллюстрировать решаемые учебные задачи несложными схемами, диаграммами, иной графикой и их комбинациями;
- оценивать надёжность литературной и другой информации по критериям, предложенным учителем или сформулированным самостоятельно;
- эффективно запоминать и систематизировать эту информацию.
Овладение универсальными учебными коммуникативными действиями:
- общение: воспринимать и формулировать суждения, выражать эмоции в соответствии с условиями и целями общения; выражать себя (свою точку зрения) в устных и письменных текстах; распознавать невербальные средства общения, понимать значение социальных знаков, знать и распознавать предпосылки конфликтных ситуаций, находя аналогии в литературных произведениях, и смягчать конфликты, вести переговоры; понимать намерения других, проявлять уважительное отношение к собеседнику и корректно формулировать свои возражения; в ходе учебного диалога и/или дискуссии задавать вопросы по существу обсуждаемой темы и высказывать идеи, нацеленные на решение учебной задачи и поддержание благожелательности общения; сопоставлять свои суждения с суждениями других участников диалога, обнаруживать различие и сходство позиций; публично представлять результаты выполненного опыта (литературоведческого эксперимента, исследования, проекта); самостоятельно выбирать формат выступления с учётом задач презентации и особенностей аудитории и в соответствии с ним составлять устные и письменные тексты с использованием иллюстративных материалов;
- совместная деятельность: использовать преимущества командной (парной, групповой, коллективной) и индивидуальной работы при решении конкретной проблемы на уроках литературы, обосновывать необходимость применения групповых форм взаимодействия при решении поставленной задачи; принимать цель совместной учебной деятельности, коллективно строить действия по её достижению: распределять роли, договариваться, обсуждать процесс и результат совместной работы; уметь обобщать мнения нескольких людей; проявлять готовность руководить, выполнять поручения, подчиняться; планировать организацию совместной работы на уроке литературы и во внеурочной учебной деятельности, определять свою роль (с учётом предпочтений и возможностей всех участников взаимодействия), распределять задачи между членами команды, участвовать в групповых формах работы (обсуждения, обмен мнений, «мозговые штурмы» и иные); выполнять свою часть работы, достигать качественного результата по своему направлению, и координировать свои действия с другими членами команды; оценивать качество своего вклада в общий результат по критериям, сформулированным участниками взаимодействия на литературных занятиях; сравнивать результаты с исходной задачей и вклад каждого члена команды в достижение результатов, разделять сферу ответственности и проявлять готовность к предоставлению отчёта перед группой.
Овладение универсальными учебными регулятивными действиями:
- самоорганизация: выявлять проблемы для решения в учебных и жизненных ситуациях, анализируя ситуации, изображённые в художественной литературе; ориентироваться в различных подходах принятия решений (индивидуальное, принятие решения в группе, принятие решений группой); самостоятельно составлять алгоритм решения учебной задачи (или его часть), выбирать способ решения учебной задачи с учётом имеющихся ресурсов и собственных возможностей, аргументировать предлагаемые варианты решений; составлять план действий (план реализации намеченного алгоритма решения) и корректировать предложенный алгоритм с учётом получения новых знаний об изучаемом литературном объекте; делать выбор и брать ответственность за решение; 6
- самоконтроль: владеть способами самоконтроля, самомотивации и рефлексии в школьном литературном образовании; давать адекватную оценку учебной ситуации и предлагать план её изменения; учитывать контекст и предвидеть трудности, которые могут возникнуть при решении учебной задачи, адаптировать решение к меняющимся обстоятельствам; объяснять причины достижения (недостижения) результатов деятельности, давать оценку приобретённому опыту, уметь находить позитивное в произошедшей ситуации; вносить коррективы в деятельность на основе новых обстоятельств и изменившихся ситуаций, установленных ошибок, возникших трудностей; оценивать соответствие результата цели и условиям;
- эмоциональный интеллект: развивать способность различать и называть собственные эмоции, управлять ими и эмоциями других; выявлять и анализировать причины эмоций; ставить себя на место другого человека, понимать мотивы и намерения другого, анализируя примеры из художественной литературы; регулировать способ выражения своих эмоций;
- принятие себя и других: осознанно относиться к другому человеку, его мнению, размышляя над взаимоотношениями литературных героев; признавать своё право на ошибку и такое же право другого; принимать себя и других, не осуждая; проявлять открытость себе и другим; осознавать невозможность контролировать всё вокруг.
Предметные результаты:
1) Иметь начальные представления об общечеловеческой ценности литературы и её роли в воспитании любви к Родине и дружбы между народами Российской Федерации;
2) понимать, что литература — это вид искусства и что художественный текст отличается от текста научного, делового, публицистического;
3) владеть элементарными умениями воспринимать, анализировать, интерпретировать и оценивать прочитанные произведения:
- определять тему и главную мысль произведения, иметь начальные представления о родах и жанрах литературы; характеризовать героев-персонажей, давать их сравнительные характеристики; выявлять элементарные особенности языка художественного произведения, поэтической и прозаической речи;
- понимать смысловое наполнение теоретико-литературных понятий и учиться использовать их в процессе анализа и интерпретации произведений: художественная литература и устное народное творчество; проза и поэзия; художественный образ; литературные жанры (народная сказка, литературная сказка, рассказ, повесть, стихотворение, басня); тема, идея, проблематика; сюжет, композиция; литературный герой (персонаж), речевая характеристика персонажей; портрет, пейзаж, художественная деталь; эпитет, сравнение, метафора, олицетворение; аллегория; ритм, рифма;
- сопоставлять темы и сюжеты произведений, образы персонажей;
- сопоставлять с помощью учителя изученные и самостоятельно прочитанные произведения фольклора и художественной литературы с произведениями других видов искусства (с учётом возраста, литературного развития обучающихся);
4) выразительно читать, в том числе наизусть (не менее 5 поэтических произведений, не выученных ранее), передавая личное отношение к произведению (с учётом литературного развития и индивидуальных особенностей обучающихся);
5) пересказывать прочитанное произведение, используя подробный, сжатый, выборочный пересказ, отвечать на вопросы по прочитанному произведению и с помощью учителя формулировать вопросы к тексту;
6) участвовать в беседе и диалоге о прочитанном произведении, подбирать аргументы для оценки прочитанного (с учётом литературного развития обучающихся);
7) создавать устные и письменные высказывания разных жанров объемом не менее 70 слов (с учётом литературного развития обучающихся);
8) владеть начальными умениями интерпретации и оценки текстуально изученных произведений фольклора и литературы;
9) осознавать важность чтения и изучения произведений устного народного творчества и художественной литературы для познания мира, формирования эмоциональных и эстетических впечатлений, а также для собственного развития;
10) планировать с помощью учителя собственное досуговое чтение, расширять свой круг чтения, в том числе за счёт произведений современной литературы для детей и подростков;
11) участвовать в создании элементарных учебных проектов под руководством учителя и учиться публично представлять их результаты (с учётом литературного развития обучающихся);
12) владеть начальными умениями использовать словари и справочники, в том числе в электронной форме; пользоваться под руководством учителя электронными библиотеками и другими интернет-ресурсами, соблюдая правила информационной безопасности.
Тематическое планирование учебного предмета
№ | Название раздела | Количество часов | Электронные (цифровые) образовательные ресурсы |
1 | К читателям | 1 | resh.edu.ru›Предметы›Литература |
2 | Устное народное творчество | 10 | https://arzamas.academy/materials/1495 https://mo.spbappo.ru/ui/index.html#/bookshelf/course/159947/topic/159957/lesson/159958 |
3 | Из древнерусской литературы | 2 | |
4 | Из литературы XVIII века | 2 | obrazovaka.ru›literatura/5-klass |
5 | Из литературы XIX века | 45 | resh.edu.ru›Предметы›Литература |
6 | Из литературы XX века | 31 | resh.edu.ru›Предметы›Литература |
7 | Из зарубежной литературы | 12 | resh.edu.ru›Предметы›Литература |
8 | Подведение итогов за год | 2 | |
Итого | 105 |
Календарно-тематическое планирование
№ урока | Тема урока | Воспитательный аспект | Дата проведения (планируемая) | Дата проведения (фактическая) | Задания по ФГ |
1/1 | К читателям (1 ч). Роль книги в жизни человека. | Гражданское воспитание: развитие культуры межнационального общения; формирование приверженности идеям интернационализма, дружбы, равенства, взаимопомощи народов; Патриотическое воспитание: формирование у детей патриотизма, чувства гордости за свою Родину, готовности к защите интересов Отечества, ответственности за будущее России Духовное и нравственное воспитание: развития у детей нравственных чувств (чести, долга, справедливости, милосердия и дружелюбия); Физическое воспитание формирование у подрастающего поколения ответственного отношения к своему здоровью и потребности в здоровом образе жизни; Трудовое воспитание воспитания у детей уважения к труду и людям труда, трудовым достижениям; формирования у детей умений и навыков самообслуживания, потребности трудиться, добросовестного, ответственного и творческого отношения к разным видам трудовой деятельности, включая обучение и выполнение домашних обязанностей; Экологическое воспитание развитие у детей и их родителей экологической культуры, бережного отношения к родной земле, природным богатствам России и мира; | |||
Устное народное творчество (10 ч). | |||||
2/1 | Фольклор — коллективное устное народное творчество. Малые жанры фольклора. Детский фольклор: загадки, частушки, приговорки, скороговорки, колыбельные песни | prodlenka.org›…109315-formirovanie…gramotnosti-na… | |||
3/2 | Сказки как вид народной прозы. Виды сказок: сказки о животных, волшебные, бытовые. | ||||
4/3 | «Царевна-лягушка». Народная мораль в характере и поступках героев. Образ невесты-волшебницы Василисы Премудрой | ||||
5/4 | Иван-царевич — победитель житейских невзгод. Иван-царевич, его помощники и противники | Патриотическое воспитание: формирование у детей патриотизма, чувства гордости за свою Родину, готовности к защите интересов Отечества, ответственности за будущее России Духовное и нравственное воспитание: развития у детей нравственных чувств (чести, долга, справедливости, милосердия и дружелюбия); Физическое воспитание формирование у подрастающего поколения ответственного отношения к своему здоровью и потребности в здоровом образе жизни; Трудовое воспитание воспитания у детей уважения к труду и людям труда, трудовым достижениям; формирования у детей умений и навыков самообслуживания, потребности трудиться, добросовестного, ответственного и творческого отношения к разным видам трудовой деятельности, включая обучение и выполнение домашних обязанностей; Экологическое воспитание развитие у детей и их родителей экологической культуры, бережного отношения к родной земле, природным богатствам России и мира; | |||
6/5 | Народная мораль в сказке: добро торжествует, зло наказывается. Связь сказочных формул с древними мифами. Фантастика в волшебной сказке. | ||||
7/6 | «Иван — крестьянский сын и чудо-юдо». Волшебная богатырская сказка героического содержания. Тема мирного труда и защиты родной земли. | ||||
8/7 | Иван — крестьянский сын как выразитель основной мысли сказки. Нравственное превосходство главного героя. Особенности сюжета сказки. | ||||
9/8 | Сказки о животных. «Журавль и цапля» - народные представления о справедливости, добре и зле | ||||
10/9 | Бытовые сказки. «Солдатская шинель» | ||||
11/10 | Р.Р. Обучение домашнему сочинению по одному из проблемных вопросов:
3.Почему в народных сказках добро всегда побеждает зло? | ||||
Из древнерусской литературы (2 ч). | |||||
12/1 | Начало письменности у восточных славян и возникновение древнерусской литературы. Культурные и литературные связи Руси с Византией. «Повесть временных лет» как литературный памятник. | Патриотическое воспитание: формирование у детей патриотизма, чувства гордости за свою Родину, готовности к защите интересов Отечества, ответственности за будущее России Духовное и нравственное воспитание: развития у детей нравственных чувств (чести, долга, справедливости, милосердия и дружелюбия); Физическое воспитание формирование у подрастающего поколения ответственного отношения к своему здоровью и потребности в здоровом образе жизни; Трудовое воспитание воспитания у детей уважения к труду и людям труда, трудовым достижениям; формирования у детей умений и навыков самообслуживания, потребности трудиться, добросовестного, ответственного и творческого отношения к разным видам трудовой деятельности, включая обучение и выполнение домашних обязанностей; Экологическое воспитание развитие у детей и их родителей экологической культуры, бережного отношения к родной земле, природным богатствам России и мира; Патриотическое воспитание: формирование у детей патриотизма, чувства гордости за свою Родину, готовности к защите интересов Отечества, ответственности за будущее России Духовное и нравственное воспитание: развития у детей нравственных чувств (чести, долга, справедливости, милосердия и дружелюбия); Физическое воспитание формирование у подрастающего поколения ответственного отношения к своему здоровью и потребности в здоровом образе жизни; Трудовое воспитание воспитания у детей уважения к труду и людям труда, трудовым достижениям; формирования у детей умений и навыков самообслуживания, потребности трудиться, добросовестного, ответственного и творческого отношения к разным видам трудовой деятельности, включая обучение и выполнение домашних обязанностей; Экологическое воспитание развитие у детей и их родителей экологической культуры, бережного отношения к родной земле, природным богатствам России и мира; | |||
13/2 | «Подвиг отрока-киевлянина и хитрость воеводы Претича». Отзвуки фольклора в летописи. Герои старинных «Повестей...» и их подвиги во имя мира на родной земле. | ||||
Из литературы XVIII века (2 ч). | |||||
14/1 | М. В. Ломоносов — учёный, поэт, художник, гражданин. Роды и жанры литературы | ||||
15/2 | «Случились вместе два астронома в пиру...». Понятие о юморе. | ||||
Из литературы XIX века (45ч). | |||||
16/1 | Жанр басни. Истоки басенного жанра (Эзоп, Лафонтен, русские баснописцы XVIII века: А. П. Сумароков, И. И. Дмитриев) (обзор). | nsportal.ru›Школа›Литература›…-gramotnosti-po-sledam | |||
17/2 | Иван Андреевич Крылов. Слово о баснописце. «Волк на псарне» — отражение исторических событий в басне; патриотическая позиция автора. Аллегория как форма иносказания. | ||||
18/3 | И.А. Крылов «Ворона и Лисица», «Свинья под Дубом». Осмеяние пороков — грубой силы, жадности, неблагодарности, хитрости. Рассказ и мораль в баснях. | ||||
19/4 | Басенный мир Ивана Андреевича Крылова. Обобщение изученного о баснях. Конкурс инсценированной басни «Мои любимые басни Крылова». | ||||
20/5 | РР. Сочинение по басне | ||||
21/6 | Василий Андреевич Жуковский. Слово о поэте. Жуковский-сказочник. Сказка «Спящая царевна». | ||||
22/7 | «Спящая царевна». Сходные и различные черты сказки Жуковского и народной сказки. Герои литературной сказки, особенности сюжета. | ||||
23/8 | В.А. Жуковский «Кубок». Понятие о балладе. Благородство и жестокость. Герои баллады. | ||||
24/9 | Александр Сергеевич Пушкин. Краткий рассказ о жизни поэта. Стихотворение «Няне» — поэтизация образа няни; мотивы одиночества и грусти. | infourok.ru›zadaniya-po-funkcionalnoj-gramotnosti… | |||
25/10 | «У лукоморья дуб зелёный...». Пролог к поэме «Руслан и Людмила» — собирательная картина сюжетов, образов и событий народных сказок. | ||||
26/11 | А.С. Пушкин «Сказка о мертвой царевне и о семи богатырях». Истоки рождения сюжета сказки. Система образов сказки. | ||||
27/12 | Противостояние добрых и злых сил в сказке. Сравнительная характеристика героев сказки. | ||||
28/13 | Народная мораль, нравственность — красота внешняя и внутренняя, победа добра над злом. Сопоставление сказки «Спящая царевна» В.А. Жуковского с «Сказкой о мертвой царевне …» А.С.Пушкина | ||||
29/14 | Р.Р. Написание классного сочинения по сказкам А.С.Пушкина | ||||
30/15 | Стихотворная и прозаическая речь. Ритм, рифма, строфа | ||||
31/16 | К.Р. Контрольная работа по творчеству И.А. Крылова, В.А.Жуковского, А.С.Пушкина | ||||
32/17 | Русская литературная сказка. Антоний Погорельский. «Чёрная курица, ила Подземные жители». | ||||
33/18 | Сказочно-условное, фантастическое и достоверно-реальное в литературной сказке. | ||||
34/19 | Всеволод Михайлович Гаршин. «Attalea Princeps». Героическое и обыденное в сказке. | ||||
35/20 | Трагический финал и жизнеутверждающий пафос произведения. | ||||
36/21 | Михаил Юрьевич Лермонтов. Краткий рассказ о поэте (детство и начало литературной деятельности, интерес к истории России). | Патриотическое воспитание: формирование у детей патриотизма, чувства гордости за свою Родину, готовности к защите интересов Отечества, ответственности за будущее России Духовное и нравственное воспитание: развития у детей нравственных чувств (чести, долга, справедливости, милосердия и дружелюбия); Физическое воспитание формирование у подрастающего поколения ответственного отношения к своему здоровью и потребности в здоровом образе жизни; Трудовое воспитание воспитания у детей уважения к труду и людям труда, трудовым достижениям; формирования у детей умений и навыков самообслуживания, потребности трудиться, добросовестного, ответственного и творческого отношения к разным видам трудовой деятельности, включая обучение и выполнение домашних обязанностей; Экологическое воспитание развитие у детей и их родителей экологической культуры, бережного отношения к родной земле, природным богатствам России и мира; | |||
37/22 | «Бородино» — отклик на 25-летнюю годовщину Бородинского сражения (1837). Изобразительно-выразительные средства языка стихотворения. Мастерство Лермонтова в создании батальных сцен. | ||||
38/23 | ВЧ М.Ю. Лермонтов «Ашик-Кериб» как литературная сказка | ||||
39/24 | Николай Васильевич Гоголь. Слово о писателе. «Вечера на хуторе близ Диканьки» | shkola14tavda.edusite.ru›p78aa1.html | |||
40/25 | «Заколдованное место» — повесть из книги «Вечера на хуторе близ Диканьки». Поэтизация народной жизни, сочетание светлого и мрачного. Реальность и фантастика в повести. | ||||
41/26 | Вн. чт. «Ночь перед Рождеством». Поэтические картины народной жизни | ||||
42/27 | Герои повести. Фольклорные мотивы в создании образов героев. Изображение конфликта тёмных и светлых сил | kopilkaurokov.ru›…uroki/zadaniia…ghramotnosti…5_kl | |||
43/28 | Николай Алексеевич Некрасов. Краткий рассказ о поэте (детство и начало литературной деятельности). «На Волге». Раздумья поэта о судьбе народа. | ||||
44/29 | «Есть женщины в русских селеньях...» (отрывок из поэмы «Мороз, Красный нос»). Поэтический образ русской женщины. | ||||
45/30 | Стихотворение «Крестьянские дети». Картины вольной жизни крестьянских детей, их забавы, приобщение к труду взрослых. | ||||
46/31 | Мир детства — короткая пора в жизни крестьянина. Речевая характеристика персонажей. | ||||
47/32 | Иван Сергеевич Тургенев. Краткий рассказ о писателе (детство и начало литературной деятельности). | Патриотическое воспитание: формирование у детей патриотизма, чувства гордости за свою Родину, готовности к защите интересов Отечества, ответственности за будущее России Духовное и нравственное воспитание: развития у детей нравственных чувств (чести, долга, справедливости, милосердия и дружелюбия); Физическое воспитание формирование у подрастающего поколения ответственного отношения к своему здоровью и потребности в здоровом образе жизни; Трудовое воспитание воспитания у детей уважения к труду и людям труда, трудовым достижениям; формирования у детей умений и навыков самообслуживания, потребности трудиться, добросовестного, ответственного и творческого отношения к разным видам трудовой деятельности, включая обучение и выполнение домашних обязанностей; Экологическое воспитание развитие у детей и их родителей экологической культуры, бережного отношения к родной земле, природным богатствам России и мира; | pandia.ru›text/81/133/57348.php | ||
48/33 | «Муму». Реальная основа повести. Повествование о жизни в эпоху крепостного права. | ||||
49/34 | Духовные и нравственные качества Герасима. Немота главного героя — символ немого протеста крепостного человека | ||||
50/35 | Герасим и Муму. Анализ эпизодов. | ||||
51/36 | Тургенев – мастер портрета и пейзажа. Анализ портретных и пейзажных фрагментов повести | ||||
52/37 | РР Написание классного сочинения по повести «Муму» | ||||
53/38 | Афанасий Афанасьевич Фет. Краткий рассказ о поэте. «Весенний дождь» — природа и человек в стихотворении. | ||||
54/39 | Лев Николаевич Толстой. Слово о писателе (детство, начало литературной деятельности). «Кавказский пленник». Бессмысленность и жестокость национальной вражды. | http://skiv.instrao.ru/bank-zadaniy/chitatelskaya-gramotnost/ | |||
55/40 | «Кавказский пленник». Жилин и Костылин — два разных характера, две разные судьбы. Жилин и Дина. | ||||
56/41 | Душевная близость людей из враждующих лагерей. Утверждение гуманистических идеалов. | ||||
57/42 | Антон Павлович Чехов. Краткий рассказ о писателе (детство и начало литературной деятельности). | ||||
58/43 | «Хирургия» — осмеяние глупости и невежества героев рассказа. Юмор ситуации. Речь персонажей как средство их характеристики. | ||||
59/44 | Поэты XIX века о Родине и родной природе. Ф. И. Тютчев. А. Н. Плещеев. И. С. Никитин. | ||||
60/45 | Поэты XIX века о Родине и родной природе А. Н. Майков. И. 3. Суриков. Анализ лирического произведения. | ||||
Из литературы XX века (31 ч). | |||||
61/1 | Иван Алексеевич Бунин. Краткий рассказ о писателе (детство и начало литературной деятельности). | http://skiv.instrao.ru/bank-zadaniy/chitatelskaya-gramotnost/ | |||
62/2 | «Косцы» как поэтическое воспоминание о Родине. Восприятие прекрасного. Эстетическое и этическое к рассказе. | Патриотическое воспитание: формирование у детей патриотизма, чувства гордости за свою Родину, готовности к защите интересов Отечества, ответственности за будущее России Духовное и нравственное воспитание: развития у детей нравственных чувств (чести, долга, справедливости, милосердия и дружелюбия); Физическое воспитание формирование у подрастающего поколения ответственного отношения к своему здоровью и потребности в здоровом образе жизни; Трудовое воспитание воспитания у детей уважения к труду и людям труда, трудовым достижениям; формирования у детей умений и навыков самообслуживания, потребности трудиться, добросовестного, ответственного и творческого отношения к разным видам трудовой деятельности, включая обучение и выполнение домашних обязанностей; Экологическое воспитание развитие у детей и их родителей экологической культуры, бережного отношения к родной земле, природным богатствам России и мира; | |||
63/3 | Вн. чт. Рассказ «Подснежник». Тема исторического прошлого России. Праздники и будни в жизни главного героя. | ||||
64/4 | Владимир Галактонович Короленко. Краткий рассказ о писателе | ||||
65/5 | «В дурном обществе». Жизнь детей из богатой и бедной семей. Их общение. | ||||
66/6 | Жизнь семьи Тыбурция. Доброта и сострадание героев повести. | ||||
67/7 | «Дурное общество» и «дурные дела». Взаимопонимание — основа отношений в семье. | ||||
68/8 | Р.Р. Подготовка к написанию домашнего сочинения | ||||
69/9 | Сергей Александрович Есенин. Краткий рассказ о поэте. Стихотворение «Я покинул родимый дом...». Своеобразие языка стихотворений поэта. | ||||
70/10 | «Низкий дом с голубыми ставнями..» — поэтизация картин малой родины как исток художественного образа России. | ||||
71/11 | Павел Петрович Бажов. Краткий рассказ о писателе «Медной горы Хозяйка». | mon.tatarstan.ru›Рус›file/pub/pub_2941962.pdf | |||
72/12 | «Медной горы Хозяйка». Реальность и фантастика в сказе. Честность, трудолюбие и талант главного героя. | ||||
73/13 | Сказ как жанр литературы. Своеобразие языка, интонации сказа. Сказ и сказка. | ||||
74/14 | Константин Георгиевич Паустовский. Краткий рассказ о писателе. Герои и поступки в сказке «Теплый хлеб». Нравственные проблемы в произведении. | ||||
75/15 | Реальное и фантастическое в сказке. Языковое мастерство писателя. | ||||
76/16 | «Заячьи лапы». Доброта и сострадание, реальное и фантастическое в сказках Паустовского. | ||||
77/17 | Самуил Яковлевич Маршак. Краткий рассказ о писателе. Сказки С. Я. Маршака. | fg.resh.edu.ru›functionalliteracy/login | |||
78/18 | «Двенадцать месяцев» — пьеса-сказка. Положительные и отрицательные герои. Победа добра нал злом | ||||
79/19 | Р.Р. Написание классного сочинения по пьесе-сказке. «Падчерица и Королева», «Добро и зло в сказке» | Патриотическое воспитание: формирование у детей патриотизма, чувства гордости за свою Родину, готовности к защите интересов Отечества, ответственности за будущее России Духовное и нравственное воспитание: развития у детей нравственных чувств (чести, долга, справедливости, милосердия и дружелюбия); Физическое воспитание формирование у подрастающего поколения ответственного отношения к своему здоровью и потребности в здоровом образе жизни; Трудовое воспитание воспитания у детей уважения к труду и людям труда, трудовым достижениям; формирования у детей умений и навыков самообслуживания, потребности трудиться, добросовестного, ответственного и творческого отношения к разным видам трудовой деятельности, включая обучение и выполнение домашних обязанностей; Экологическое воспитание развитие у детей и их родителей экологической культуры, бережного отношения к родной земле, природным богатствам России и мира; | |||
80/20 | Андрей Платонович Платонов. Краткий рассказ о писателе. «Никита». Быль и фантастика. Маленький мечтатель Платонова. | ||||
81/21 | Виктор Петрович Астафьев. Краткий рассказ о писателе | ||||
82/22 | «Васюткино озеро». Бесстрашие, терпение, любовь к природе и её понимание, находчивость в экстремальных обстоятельствах. | ||||
83/23 | «Открытие» Васюткой нового озера. Становление характера юного героя через испытания, преодоление сложных жизненных ситуаций. | ||||
84/24 | Р.Р. Классное сочинение на один из проблемных вопросов:
К. Г. Паустовского, В. П. Астафьева (по одному произведению)
| ||||
85/25 | Поэты о Великой Отечественной войне 1941-1945гг А.Т. Твардовский. «Рассказ танкиста». Трагическая и героическая тема произведений о ВОВ. Патриотические подвиги детей. | ||||
86/26 | К. М. Симонов. «Майор привёз мальчишку на лафете...». Война и дети. | ||||
87/27 | Русские поэты XX века о Родине и родной природе. (И.А. Бунин, А.Блок, С.Есенин и др) | videouroki.net›Разработки›…-naia-ghramotnost… | |||
88/28 | Образ родины в стихотворениях о природе. Д.Б. Кедрин «Аленушка», А.А. Прокофьев «Аленушка», Н.М.Рубцов «Родная деревня» | ||||
89/29 | Саша Чёрный. Слово о писателе. Образы детей в рассказе «Кавказский пленник» | ||||
90/30 | Саша Чёрный «Игорь-Робинзон». Юмор и его роль в рассказе. | ||||
91/31 | Ю.Ч.Ким. Песня «Рыба-кит» как юмористическое произведение. | ||||
ИЗ ЗАРУБЕЖНОЙ ЛИТЕРАТУРЫ (14 часов) | Патриотическое воспитание: формирование у детей патриотизма, чувства гордости за свою Родину, готовности к защите интересов Отечества, ответственности за будущее России Духовное и нравственное воспитание: развития у детей нравственных чувств (чести, долга, справедливости, милосердия и дружелюбия); Физическое воспитание формирование у подрастающего поколения ответственного отношения к своему здоровью и потребности в здоровом образе жизни; Трудовое воспитание воспитания у детей уважения к труду и людям труда, трудовым достижениям; формирования у детей умений и навыков самообслуживания, потребности трудиться, добросовестного, ответственного и творческого отношения к разным видам трудовой деятельности, включая обучение и выполнение домашних обязанностей; Экологическое воспитание развитие у детей и их родителей экологической культуры, бережного отношения к родной земле, природным богатствам России и мира; | ||||
92/1 | Роберт Льюис Стивенсон. Краткий рассказ о писателе. «Вересковый мёд». Бережное отношение к традициям предков. | ||||
93/2 | Даниель Дефо. Краткий рассказ о писателе | fg.resh.edu.ru›functionalliteracy/login | |||
94/3 | «Робинзон Крузо». Жизнь и необычайные приключения Робинзона Крузо, характер героя | ||||
95/4 | Гимн неисчерпаемым возможностям человека. Робинзонада в литературе | ||||
96/5 | Ханс Кристиан Андерсен. Краткий рассказ о писателе. «Снежная королева». Символический смысл фантастических образов и художественных деталей в сказке. | ||||
97/6 | Кай и Герда. Мужественное сердце Герды. Великая сила любви. | ||||
98/7 | Снежная Королева и Герда – противопоставление внутренней и внешней красоты. Победа добра, любви и дружбы. | ||||
99/8 | Марк Твен. Краткий рассказ о писателе. «Приключения Тома Сойера». Неповторимый мир детства. | fg.resh.edu.ru›functionalliteracy/login | |||
100/9 | Том и его друзья. Внутренний мир героев М. Твена. | ||||
101/10 | Р. Р. «Приключения Тома Сойера» - любимая книга многих поколений читателей | ||||
102/11 | Джек Лондон. Слово о писателе. «Сказание о Кише» - сказание о взрослении подростка, заботиться о старших. Уважение взрослых. | ||||
103/12 | Характер мальчика — смелость, мужество, смекалка— опора в труднейших жизненных обстоятельствах. | ||||
104/13 | Итоговая контрольная работа. Выявление уровня литературного развития учащихся | ||||
105/14 | |||||
Итого | 105 ч |
Лист корректировки рабочей программы по учебному предмету
Предмет: Литература
Класс ______5________
Учитель: Цыренжапова Татьяна Александровна
№ урока | Тема | Количество часов | Причина корректировки | Способ корректирования | |
планируемое | фактическое | ||||
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая программа по литературе 7 класс . Коровина В.Я., Журавлев В.П., Коровин В.И.. Литература 7 класс: учебник-хрестоматия: в 2-х частях. М. Просвещение 2010.
Рабочая программа по литературе 7 класс . Коровина В.Я., Журавлев В.П., Коровин В.И.. Литература 7 класс: учебник-хрестоматия: в 2-х частях. М. Просвещение 2010....
Рабочая программа по русскому языку 10 класс к учебнику Бабайцевой, Рабочая программа по литературе 11 класс к учебнику под редакцией В.П.Журавлёва
В этом году появились новые требования к оформлению учебных программ по всем предметам. Данные программы составлены в соответсви с новыми требованиями. Они помогут учителям русского языка и литературы...
Рабочая программа по русскому языку 8 класс к учебнику Т. А. Ладыженская и рабочая программа по литературе 8 класс Курдюмова Т.Ф.
Рабочая программа и тематическое планирование 8 класс по русскому языку и литературе...
Рабочая программа по русскому языку 5 класс Разумовская, рабочая программа по литературе 5 класс Меркин, рабочая программа по русскому языку 6 класс разумовская
рабочая программа по русскому языку по учебнику Разумовской, Львова. пояснительная записка, календарно-тематическое планирование; рабочая программа по литературе 5 класс автор Меркин. рабочая программ...
Рабочая программа по литературе шестого класса (с учетом авторской программы по литературе авторов Р.Н. Бунеева, Е.В. Бунеевой, О.В. Чиндиловой)
Рабочая программа по литературе шестого класса (с учетом авторской программы по литературе авторов Р.Н. Бунеева, Е.В. Бунеевой, О.В. Чиндиловой)...
Рабочая программа по литературе 7 класс (72 часа). Программа: Литература: 5-9 классы общеобразовательных учреждений / авторы-составители Г.С.Меркин, С.А.Зинин, В.А.Чалмаев. М., «Русское слово», 2013
Предлагаемая рабочая программа по литературе для 7 класса составлена на основе примерной программы по предмету «Литература», утвержденной Министерством образования РФ, программы Лите...
рабочая программа по литературе 11 класс. Рабочая программа составлена на основе авторской программы по литературе под редакцией В.П.Журавлева, Ю.В.Лебедева 10-11 классы (Базовый уровень) Авторы: А.Н.Романова, Н.В.Шуваева. Москва «Просвещение», 2019 год
Рабочая программа по литературе 11 класс ФГОС...