«Родная природа в стихотворениях русских поэтов XIX века»
план-конспект занятия по литературе (6 класс)
УРОК ПО ЛИТЕРАТУРЕ
В 6 КЛАССЕ
«Родная природа
в стихотворениях русских поэтов XIX века»
(Е. А. Баратынский, Я.П. Полонский, А.К. Толстой, И.С.Никитин, А.Н. Майков)
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
rodnaya_priroda_v_stihotvoreniyah_russkih_poetov_xix_veka.docx | 36.32 КБ |
Предварительный просмотр:
УРОК ПО ЛИТЕРАТУРЕ
В 6 КЛАССЕ
«Родная природа
в стихотворениях русских поэтов XIX века»
(Е. А. Баратынский, Я.П. Полонский, А.К. Толстой, И.С.Никитин, А.Н. Майков)
Задачи урока:
1. Обучающие:
- расширять знания учащихся о Я.П. Полонском, Е.А. Баратынском, И.С. Никитине, А.Н. Майкове, А. К. Толстом;
- закреплять умения определять способы создания образов с помощью художественных выразительных средств;
2. Развивающие:
- развивать интерес к поэзии и личности поэтов и художников - пейзажистов - понимать настроения, чувства поэтов;
- развить навыки выразительного чтения стихотворений;
- воспитывать эстетический вкус у учащихся;
3. Воспитательные:
- воспитывать любовь к родной природе, изобразительному искусству, музыке.
Форма урока: закрепление изученного материала.
Оборудование урока: фотографии поэтов; рисунки учащихся; портрет и картины И.И. Левитана; музыкальные записи П.И.Чайковского «Времена года»; компьютер; мультимедийное устройство; учебник Литература. 6 кл. 1 ч. Учебник - хрестоматия для общеобразовательных учреждений. /Автор-составитель В.Я.Коровина - М.: Просвещение, 2016; тетради;
Методические приемы: выразительное чтение стихотворений наизусть и их анализ, исполнение музыкального произведения, иллюстрирование произведений, беседа по картинам, творческое задание.
Межпредметные связи – литература, ИЗО, музыка
Технологии – информационно – компьютерные
Ход урока
Организационный момент.
Литературная разминка.
Детям предлагаются карточки с именами героев изученных произведений.
Имя героя (учитель) |
1.Герасим |
2.Филька |
3.Троекуров |
4.Дина |
5.Толпа мертвецов |
6.Слуга царю, отец солдатам |
7.Королевич Елисей |
8.Платов |
9.Тыбурцый |
Учитель: Приятна русская природа
Для нас в любое время года.
Зимой пушистый снег с небес,
А осенью багряный лес.
Весной звон ручейков хрустальный,
И белых яблонь цвет венчальный.
И шум далёких летних гроз
И на ромашках капли слёз.
Для сердца русского поэта
Всё так прекрасно, близко это.
И мы стихи читаем вновь,
К природе чувствуя любовь.
- Ребята, какова тема нашего урока? С какими поэтами мы познакомились на предыдущих уроках?
Запишите в тетрадях тему урока
«Родная природа в стихах поэтов 19 века»
Сообщение задач урока
Проверка домашнего задания.
- Ребята, подготовили выразительное чтение стихотворений наизусть и подобрали музыку к ним. С музыкальным сопровождением стихотворений учитель помогает ученикам, которые затрудняются это сделать. Мы остановились на музыкальном цикле П.И.Чайковского «Времена года».
1 ученик:
Никитин Иван Саввич (П.И.Чайковский «Времена года. Декабрь»)
Стихотворение «Встреча зимы»
Учитель:
- Какие картины природы представлены в этом стихотворении?
- Какие художественные средства использует поэт при описании этих картин? (Олицетворения)
- Назовите их.
(дождь стучал, туман вставал, холод веял, лес плакал, лес смотрит и рад)
- Что такое олицетворение?
Олицетворение – это перенесение свойств человека на неодушевлённые предметы и отвлеченные понятия.
- Для чего используются поэтом олицетворения? (оживить картину природы, создать грустное настроение)
2 ученик:
Яков Петрович Полонский ((П.И.Чайковский «Времена года. Май»)
Стихотворение «Посмотри – какая мгла»
Учитель:
-Какие две картины можно увидеть в этом стихотворении?
-С помощью какого художественного средства поэт создаёт образ ночи?(эпитет)
- Что такое эпитет?
Эпитет – это образное определение, дающее художественную характеристику явлению или предмету.
-Назовите эпитеты? (прозрачной дымкой, в сонном сумраке, тесном сонме, фосфорический луч)
- Найдите олицетворения в этом стихотворении.
Микровывод.
- Что объединяет стихотворения Никитина и Полонского?
(две картины рисуют поэты, грустное настроение стихотворений)
3 ученик:
Аполлон Николаевич Майков (П.И.Чайковский «Времена года. Октябрь»)
Стихотворение «Осень»
Учитель:
- Какие краски использует поэт при описании осени? (золотой, красный, пурпурный, прозрачный)
- Вспомним!
Пурпурный цвет – это?
(Пурпурный – тёмно или ярко-красный)
- В каких строчках стихотворения присутствует красный цвет? (С холоду щёки горят)
- Какой художественный приём используется автором в этих строчках?
(метафора)
- Что такое метафора?
Метафора – это перенос названия с одного предмета или явления действительности на другой на основе их сходства в каком-либо отношении или по контрасту.
-Найдите олицетворения и эпитеты в этом стихотворении.
Микровывод.
- Можем ли мы сказать, что поэт любит осень? Докажите.
(удовольствие от прогулки по осеннему лесу – «Любо в лесу мне бежать»)
Отлично. Обратимся к следующему поэту.
4 ученик:
Алексей Константинович Толстой (П.И.Чайковский «Времена года. Июль»)
Стихотворение «Где гнутся над омутом лозы»
Учитель:
- Каких насекомых описывает поэт в этом стихотворении? (стрекоз)
- Какой художественный приём помогает поэту описать стрекоз? (Сравнение)
Что такое сравнение?
Сравнение - это приём, основанный на образном сопоставлении двух предметов или состояний.
- Найдите его.
(крылышки, точно стекло)
- Найдите олицетворения, эпитеты и метафоры в этом стихотворении?
Вспомним!
- Какие виды рифмовки вам известны?
(перекрёстная -абаб , парная - аабб, опоясывающая- абба)
- Определите вид рифмы в этом стихотворении?
(перекрёстная)
Микровывод.
- Вспомните картины природы стихотворений Майкова и Толстого. Где бы вы хотели очутиться прямо сейчас: в осеннем лесу или на берегу летнего пруда? Почему?
5 ученик:
Евгений Абрамович Баратынский
Стихотворение «Весна! Весна! Как воздух чист!»
Учитель:
- Какие художественные средства есть в этом стихотворении? Назовите.
- Какие предложения преобладают в стихотворении? Почему?
- Выделите слова, передающие движение, жизнь?
(глаголы – слепит, летают, шумят, блестят, несет; краткие прилагательные – чист, ясен, обнажены, шумен, душист)
- Какие слова помогают автору передать весеннее настроение?
(В этом стихотворении поэт использует слова, которые придают стихотворению особый настрой, торжество: «лазурию живой», «очи», «взревев», «торжествующем хребте», «древа обнажены», «заздравный гимн»)
Вспомним!
Лазурь (устар.) – светло-синий цвет синева.
Очи – глаза.
Заздравный – провозглашаемый чьё-нибудь здоровье.
Гимн – 1. Хвалебная песнь.
Микровывод .
- Как относится поэт к весне? А вы? Почему?
Общий вывод.
-Ребята, что общего у всех этих стихотворений? (мы видим образы родной природы)
- Как поэты относятся к природе? (с любовью)
-а сейчас я предлагаю всем немного отдохнуть.
Музыкальная пауза. (3 мин)
Ученица исполняет романс на стихи А. К. Толстого «Колокольчики мои…»
Слово учителя (5 мин)
- Ребята, как называются картины, на которых изображает художник природу?
(Пейзаж)
- О каких художниках – пейзажистах вы слышали?
- Сегодня мне бы хотелось познакомить вас с картинами И. Левитана.
Больше всего Исааку Левитану нравилось рисовать пейзажи. Они получались у него лучше всего.
Он является одним из величайших русских художников пейзажистов. Наиболее известные картины художника: «Над вечным покоем», «Золотая осень», «Март. Весна — большая вода», «Вечерний звон», «Тихая обитель», «Осенний день. Сокольники».
Рассмотрим некоторые картины И.Левитана «Золотая осень», «Весна. Большая вода», «Июньский день», «Лес зимой»
- Какие краски использует на картинах И. Левитан?
- Каким настроением проникнуты картины?
- Что объединяет стихотворения поэтов и картины художника?
(Любовь к родной природе)
- Ребята, а вы любите природу?
- Как надо относиться к природе? (беречь)
Всю свою любовь к природе ребята отразили в творческом задании.
Творческое задание «Мы поэты - Мы художники» (5 мин)
Демонстрация иллюстраций к стихотворениям и четверостиший, которые создали учащиеся.
Итог урока.
- О чём мы говорили сегодня на уроке?
- Назовите имена поэтов и произведения, с которыми мы работали?
- Назовите художественные средства? Виды рифмовки?
- С каким художником мы познакомились? Назовите его картины?
Выставление оценок.
Домашнее задание.
подготовиться к классному сочинению – описанию природы на тему «Моё любимое время года» (на основе изученных произведений)
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Русские поэты 19 века о Родине, природе и о себе.
Конспект урока по литературе в 5 классе. Используемая технология - развитие критического мышления через чтение и письмо....
Приложение № 2 к уроку Русские поэты 19 века о Родине, природе и о себе
карточка с ключевыми словами...
Урок по литературе в 5 классе «Поэтические картины зимы в стихотворениях русских поэтов XIX века (А.С. Пушкин, И.З. Суриков, И.С. Никитин)»
Это интегрированный урок «связь с музыкой и изобразительным искусством». Урок учит пятиклассников первичным навыкам анализа стихотворения, расширяет их знания о художественно-выразительных средс...
Открытый урок в 6 классе "Очарованье русского пейзажа" по лирике русских поэтов 19 века.
Естественно, я многое позаимствовала у коллег, из журналов (список литературы указан). В 6 классе по литературе ( программа Беленького) даны хорошие произведения для изучения, но не всегда можно...
Урок литературы в 6 классе «Образы русской природы в лирике русских поэтов 19 века»
Открытый урок-анализ стихотворений по русской литературе....
«Очарованье русского пейзажа». Родная природа в стихотворениях русских поэтов 19 века. Лирика Баратынского, Полонского, Толстого.
Цели:1. Образовательная цель: совершенствование навыков анализа лирического произведения2. Развивающие цели:• развитие мышления (умения анализировать, сравнивать, выделять главное, обобщать, дока...
Интегрированный урок литературы и русского языка в 6 классе по теме: литература: «Великая Отечественная война в произведениях русских поэтов XX века»: русский язык: «Изобразительно-выразительные средства языка в произведениях о войне»
В данном материале представлен интегрированный урок литературы и русского языка в 6 классе "Нам дороги эти позабыть нельзя"...