«Родная природа в стихотворениях русских поэтов XIX века»
план-конспект занятия по литературе (6 класс)

Cеребровская  Мария Андреевна

УРОК ПО ЛИТЕРАТУРЕ

В 6 КЛАССЕ

«Родная  природа

в  стихотворениях русских поэтов XIX века»

(Е. А. Баратынский, Я.П. Полонский, А.К. Толстой, И.С.Никитин, А.Н. Майков)

 

Скачать:


Предварительный просмотр:

УРОК ПО ЛИТЕРАТУРЕ

В 6 КЛАССЕ

«Родная  природа

в  стихотворениях русских поэтов XIX века»

(Е. А. Баратынский, Я.П. Полонский, А.К. Толстой, И.С.Никитин, А.Н. Майков)

Задачи  урока:

1. Обучающие:

  • расширять знания учащихся о Я.П. Полонском, Е.А. Баратынском, И.С. Никитине, А.Н. Майкове, А. К. Толстом;
  • закреплять умения определять способы создания образов с помощью художественных выразительных средств;

2. Развивающие:

  • развивать интерес к поэзии и личности поэтов и художников - пейзажистов - понимать настроения, чувства поэтов;
  • развить навыки выразительного чтения стихотворений;
  • воспитывать эстетический вкус у учащихся;

3. Воспитательные:

  • воспитывать любовь к родной природе, изобразительному искусству, музыке.

Форма урока: закрепление изученного материала.
Оборудование урока: фотографии поэтов; рисунки учащихся; портрет и картины И.И. Левитана; музыкальные записи П.И.Чайковского «Времена года»; компьютер; мультимедийное устройство; учебник Литература. 6 кл. 1 ч. Учебник - хрестоматия для общеобразовательных учреждений. /Автор-составитель В.Я.Коровина - М.: Просвещение, 2016; тетради;

Методические приемы: выразительное чтение стихотворений наизусть и их анализ,  исполнение музыкального произведения, иллюстрирование произведений, беседа по картинам, творческое задание.

Межпредметные связи – литература, ИЗО, музыка

Технологии – информационно – компьютерные

Ход урока

Организационный момент.

Литературная разминка.

Детям предлагаются карточки с именами героев изученных произведений.

Имя героя (учитель)

1.Герасим

2.Филька

3.Троекуров

4.Дина

5.Толпа мертвецов

6.Слуга царю, отец солдатам

7.Королевич Елисей

8.Платов

9.Тыбурцый

Учитель: Приятна русская природа

Для нас в любое время года.

Зимой пушистый снег с небес,

А осенью багряный лес.

Весной звон ручейков хрустальный,

И белых яблонь цвет венчальный.

И шум далёких летних гроз

И на ромашках капли слёз.

Для сердца русского поэта

Всё так прекрасно, близко это.

И мы стихи читаем вновь,

К природе чувствуя любовь.

- Ребята, какова тема нашего урока? С какими поэтами мы познакомились на предыдущих уроках?

Запишите в тетрадях тему урока

 «Родная природа в стихах поэтов 19 века»

Сообщение задач урока

Проверка домашнего задания.

- Ребята, подготовили выразительное чтение стихотворений наизусть и подобрали музыку к ним. С музыкальным сопровождением стихотворений учитель помогает ученикам, которые затрудняются это сделать. Мы остановились на музыкальном цикле П.И.Чайковского «Времена года».

1 ученик:

Никитин Иван Саввич (П.И.Чайковский «Времена года. Декабрь»)

Стихотворение «Встреча зимы»

Учитель:

- Какие картины природы представлены в этом стихотворении?

- Какие художественные средства использует поэт при описании этих картин? (Олицетворения)

- Назовите их.

(дождь стучал, туман вставал, холод веял, лес плакал, лес смотрит и рад)

- Что такое олицетворение?
Олицетворение – это  перенесение свойств человека на неодушевлённые предметы и отвлеченные понятия.

- Для чего используются поэтом олицетворения? (оживить картину природы, создать грустное настроение)

2 ученик:

Яков Петрович Полонский ((П.И.Чайковский «Времена года. Май»)

Стихотворение «Посмотри – какая мгла»

Учитель:

-Какие две картины можно увидеть в этом стихотворении?

-С помощью какого художественного средства поэт создаёт образ ночи?(эпитет)

- Что такое эпитет?

Эпитет – это образное определение, дающее художественную характеристику явлению или предмету.

-Назовите эпитеты? (прозрачной дымкой, в сонном сумраке, тесном сонме, фосфорический луч)

- Найдите олицетворения в этом стихотворении.

Микровывод.

- Что объединяет стихотворения Никитина и Полонского?

(две картины рисуют поэты, грустное настроение стихотворений)

3 ученик:

Аполлон Николаевич Майков (П.И.Чайковский «Времена года. Октябрь»)

Стихотворение «Осень»

 Учитель:

- Какие краски использует поэт при описании осени? (золотой, красный, пурпурный, прозрачный)

- Вспомним!

 Пурпурный цвет – это?

(Пурпурный – тёмно или ярко-красный)

- В каких строчках стихотворения присутствует красный цвет? (С холоду щёки горят)

- Какой художественный приём используется автором в этих строчках?

(метафора)

- Что такое метафора?

Метафора – это перенос названия с одного предмета или явления действительности на другой на основе их сходства в каком-либо отношении или по контрасту.

-Найдите олицетворения и эпитеты в этом стихотворении.

Микровывод.

- Можем ли мы сказать, что поэт любит осень? Докажите.

(удовольствие от прогулки по осеннему лесу – «Любо в лесу мне бежать»)

Отлично. Обратимся  к следующему поэту.

4 ученик:

Алексей Константинович Толстой (П.И.Чайковский «Времена года. Июль»)

Стихотворение «Где гнутся над омутом лозы»

Учитель:

- Каких насекомых описывает поэт в этом стихотворении? (стрекоз)

- Какой художественный приём помогает поэту описать стрекоз? (Сравнение)

Что такое сравнение?

Сравнение - это приём, основанный на образном сопоставлении двух предметов или состояний.

- Найдите его.

(крылышки, точно стекло)

- Найдите олицетворения, эпитеты и метафоры в этом стихотворении?

Вспомним!

- Какие виды рифмовки вам известны?

(перекрёстная -абаб , парная - аабб, опоясывающая- абба)

- Определите вид рифмы в этом стихотворении?

(перекрёстная)

Микровывод.

- Вспомните картины природы стихотворений Майкова и Толстого. Где бы вы хотели очутиться прямо сейчас: в осеннем лесу или на берегу летнего пруда? Почему?

5 ученик:

Евгений Абрамович Баратынский 

Стихотворение «Весна! Весна! Как воздух чист!»

Учитель:

- Какие художественные средства есть в этом стихотворении? Назовите.

- Какие предложения преобладают в стихотворении? Почему?

- Выделите слова, передающие движение, жизнь?

(глаголы – слепит, летают, шумят, блестят, несет; краткие прилагательные – чист, ясен, обнажены, шумен, душист)

- Какие слова помогают автору передать весеннее настроение?

 (В этом стихотворении поэт использует слова, которые придают стихотворению особый настрой, торжество: «лазурию живой», «очи», «взревев», «торжествующем хребте», «древа обнажены», «заздравный гимн»)

Вспомним!

Лазурь (устар.) – светло-синий цвет синева.

Очи – глаза.

Заздравный – провозглашаемый чьё-нибудь здоровье.

Гимн – 1. Хвалебная песнь.

Микровывод .

- Как относится поэт к весне? А вы? Почему?

Общий вывод.

-Ребята, что общего у всех этих стихотворений? (мы видим образы родной природы)

- Как поэты относятся к природе? (с любовью)

-а сейчас я предлагаю всем немного отдохнуть.

Музыкальная пауза. (3 мин)

Ученица исполняет романс на стихи А. К. Толстого «Колокольчики мои…»

Слово учителя (5 мин)

- Ребята, как называются картины, на которых изображает художник природу?

(Пейзаж)

- О каких художниках – пейзажистах вы слышали?

- Сегодня мне бы хотелось познакомить вас с картинами И. Левитана.

Больше всего Исааку Левитану нравилось рисовать пейзажи. Они получались у него лучше всего.

Он является одним из величайших русских художников пейзажистов. Наиболее известные картины художника: «Над вечным покоем», «Золотая осень», «Март. Весна — большая вода», «Вечерний звон», «Тихая обитель», «Осенний день. Сокольники».
Рассмотрим некоторые картины И.Левитана «Золотая осень», «Весна. Большая вода», «Июньский день», «Лес зимой»

- Какие краски использует на картинах И. Левитан?

- Каким настроением проникнуты картины?

 - Что объединяет стихотворения поэтов и картины художника?

(Любовь к родной природе)

- Ребята, а вы любите природу?

- Как надо относиться к природе?  (беречь)

Всю свою любовь к природе ребята отразили в творческом задании.

Творческое задание «Мы поэты - Мы художники» (5 мин)

Демонстрация иллюстраций к стихотворениям и четверостиший, которые создали учащиеся.

Итог урока.

- О чём мы говорили сегодня на уроке?

- Назовите имена поэтов и произведения, с которыми мы работали?

- Назовите художественные средства? Виды рифмовки?

- С каким художником мы познакомились? Назовите его картины?

Выставление оценок.

Домашнее задание.

подготовиться к классному сочинению – описанию природы  на тему «Моё любимое время года» (на основе изученных произведений)


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Русские поэты 19 века о Родине, природе и о себе.

Конспект урока по литературе в 5 классе. Используемая технология - развитие критического мышления через чтение и письмо....

Урок по литературе в 5 классе «Поэтические картины зимы в стихотворениях русских поэтов XIX века (А.С. Пушкин, И.З. Суриков, И.С. Никитин)»

Это интегрированный урок «связь с музыкой и изобразительным искусством». Урок учит пятиклассников первичным навыкам анализа стихотворения, расширяет их знания о художественно-выразительных средс...

Открытый урок в 6 классе "Очарованье русского пейзажа" по лирике русских поэтов 19 века.

Естественно, я многое позаимствовала у коллег, из журналов (список литературы указан). В 6 классе по литературе  ( программа Беленького) даны хорошие произведения для изучения, но не всегда можно...

Урок литературы в 6 классе «Образы русской природы в лирике русских поэтов 19 века»

Открытый урок-анализ стихотворений по русской литературе....

«Очарованье русского пейзажа». Родная природа в стихотворениях русских поэтов 19 века. Лирика Баратынского, Полонского, Толстого.

Цели:1. Образовательная цель: совершенствование навыков анализа лирического произведения2. Развивающие цели:• развитие мышления (умения анализировать, сравнивать, выделять главное, обобщать, дока...