Феерия А. Грина "Алые паруса".
методическая разработка по литературе (7 класс)
Предварительный просмотр:
«РАЗОБЬЕТСЯ СЕРДЦЕ НА ОСКОЛКИ,
ЕСЛИ МЫ РАЗУЧИМСЯ МЕЧТАТЬ…»
(Конспект урока по феерии А. Грина «Алые паруса»)
Цели:
1) Оценить главную мысль рассказа, увидеть его художественные достоинства.
2) Провести комплексный анализ рассказа, включить исследование следующих его сторон: название, композицию, жанр, образы, пейзаж. Использовать творческий метод прочтения и приемы: иллюстрирования, сопоставление с другими видами искусства, инсценировка, ассоциативное мышление и воображение. Развивать навыки коллективного творчества и работы в парах.
3) Сформировать эстетическое восприятие окружающей действительности.
Ход урока
1. Чтения стихотворения Бориса Чичибабина «Памяти Грина» ( под музыку Грига « Утро»
Шесть русских прозаиков, которых бы
Взял бы с собой в пустыню, это:
Гоголь, Толстой, Достоевский, Чехов,
Пришвин и – Александр Грин.
Какой мне юный мир на старость лет
Подарен!
Кто хочешь, приходи - поделим
Пополам.
За верность детским снам о как я благодарен
Бегущей по волнам и Алым парусам…
2. Слово о писателе. . Сообщение ученика об А. Грине (сопровождается показом презентации)
Александр Грин – псевдоним русского писателя Александра Степановича Гриневского.
Убожество захолустной жизни, беспросветная бедность, насилие и несправедливость окружающей жизни – всё это с детства вызывало в нём желание протестовать.
Непонимание преследовало его с детства. Одарённого Сашу высмеивали в семье за любовь к книгам, за тягу к природе, к приключениям, за писание стихов, за сопротивление по поводу всяких запретов.
Учёба для мальчика сложилась также нелегко. Он рос мечтательным, нетерпеливым и рассеянным, увлекался множеством вещей, но ничего не доводил до конца, чуждался своих сверстников. Учился Александр плохо, но запоем читал книги Майна Рида, Жюля Верна.
Он родился 23 августа 1880 года в уездном городке Слободском Вятской губернии. Вскоре семья Гриневских переехала в Вятку.
Отец писателя, поляк по национальности, отбывал здесь ссылку за участие в вольнолюбивом движении учащихся Витебской гимназии, работал счетоводом в больнице, ужасно бедствовал.
Маленьким мальчиком Грин почувствовал всю несправедливость жизни. Постоянное недоедание, отсутствие заботы и ласки (мать рано умерла, а мачеха не любила Александра), придирки и нарекания пьяницы-отца коверкали нежную и впечатлительную душу мальчика. Застенчивый Саша страдал от оскорблений, но обид не прощал. Отсюда осталась навсегда непокорность, чувствительность.
Саша с детства любил море и мечтал о нём. Поэтому многие его произведения связаны именно с образом моря. Мальчик засобирался в дорогу. Отец раздобыл ему на дорогу 25 рублей и торопливо попрощался с сыном. В Одессе, встретившись с морем, он с особой остротой почувствовал своё одиночество и беспомощность. Неделями слонялся он по порту в поисках работы. Наконец ему «повезло». Его взяли без жалования учеником на пароход, ходивший из Одессы в Батум. На нём он сделал два осенних рейса. Вскоре капитан ссадил ученика с парохода – Грин не мог платить за продовольствие.
И снова нужда, лишения, беспросветная нищета. Жалования банщика и канцелярского писца хватало только на хлеб, поэтому он писал для крестьян прошения в суд. Жизнь была настолько тяжела, что он даже не запомнил подробностей. Жил случайным копеечным заработком: забивал сваи в порту, с босяками нанимался тушить пожары на нефтяных вышках. Он умирал от малярии в рыбачьей артели и едва не погиб от жажды в песчаных смертоносных пляжах Каспийского моря ночевал в пустых котлах на пристани, под опрокинутыми лодками или просто под забором. Всё это впоследствии отразилось в творчестве Грина.
Первый его рассказ называется «Остров Рено». В нём уже были заключены все черты будущего Грига. Это простой рассказ о силе и красоте девственной природы и жажде свободы у матроса, дезертировавшего с военного корабля и убитого за это по приказу командира.
Грин начал печататься. Первые месяцы свободного и любимого труда казались ему чудом.
В 1912 году Грин приехал в Петербург. Здесь начался лучший период его жизни. Он писал почти непрерывно, с жаждой перечитывал множество книг.
Долго и тяжело он искал своё место в жизни и в литературе. Точно даже невозможно сосчитать, сколько раз умирал он от голода, от побоев, от жажды, от болезней, сколько унижений и оскорблений перенёс за пятьдесят два года, которые прожил. Ещё сложнее представить, как, пройдя через всё это, вынес писатель Грин не озлобление и жестокость, но твёрдую и ясную непоколебимую веру в добрые и высокие чувства, в товарищество, в любовь и человечность.
Популярность Грина непрерывно росла, работал он необычайно плодотворно. До 1917 года писатель выпустил несколько книг рассказов, три тома собрания сочинений, две повести, печатался более чем в шестидесяти журналах и газетах.
Его рассказы вызывают в читателях желание разнообразной жизни, полной риска, смелости и «чувства высокого», свойственного исследователям, мореплавателям и путешественникам. После рассказов Грина хочется увидеть весь земной шар – не выдуманные Грином страны, а настоящие, подлинные, полные света, лесов, разноязычного шума гаваней, человеческих страстей и любви.
У: Послушайте, как о Грине говорили другие и он сам
«Александра Грина отличали дар могучего воображения, чистота чувств и застенчивая улыбка» (К.Паустовский «Жизнь Александра Грина»)
«Я любил шум леса, запах мха и травы, пестроту цветов, волнующую охотника заросль болот, треск крыльев дикой птицы, выстрелы, стелющийся пороховой дым; любил искать и неожиданно находить» (А. Грин «Автобиографическая повесть»)
«А. Грин был не только великолепным пейзажистом и мастером сюжета, он был еще и тонким психологом. Он писал о самопожертвовании, мужестве – героических чертах, заложенных в обычных людях…»- писал К. Паустовский.
«Мир идет под уклон. Человечество катится в пропасть. Как честный пират заявляю, что я никогда не перестану сражаться за свое право дышать свежими морскими ветрами!» (А. Грин)
«Грин писал почти все свои вещи в оправдание мечты. Мы должны быть благодарны ему за это. Мы знаем, что будущее, к которому мы стремимся, родилось их непобедимого человеческого свойства – умения мечтать и любить», - писал К. Паустовский.
Каким же мы узнали Грина? (опорные слова появляются на доске)
-мечтатель;
-романтик;
-добрый сказочник;
-человек, проделавший большой жизненный путь.
3. Работа с текстом произведения.
- У: Сегодняшний наш урок называется так неслучайно. Мне хотелось, чтобы вы познакомились с произведением, которое поддерживает чувство собственного достоинства, пробуждает стремление к счастью, любви, к действию, к осмыслению ценностей жизни
Главный вопрос на уроке: нужно ли человеку мечтать, помогает ли мечта человеку или наоборот, не дает пройти уверенно сквозь горести и поражения. - Ответьте на этот вопрос (результаты анкеты).Многие из вас в восторге от прочитанного, но были и такие неоднозначные ответы:
1. Ассоль слишком мечтательна.
2. Грей просто богатый, поэтому решил помочь бедной девушке.
3. Время сказок прошло, завтра – за экономикой и деловыми отношениями, где нет места «мечтам о счастье под алыми парусами».
4. Убежденно доказывают, что мечты в жизни человека и умения ждать журавля в небе.
5. Но радует одно – «впечатляет, вдохновляет, завораживает, удивляет»
- Давайте обратимся к произведению и попробуем понять «нехитрую истину»: действительно ли нужно делать так называемые чудеса своими руками?».«Алые паруса» сам автор назвал феерией, то есть волшебным действом.
- Что вы узнали о появлении этого произведения? (сообщение учащегося).
Писатель вынашивал эту повесть 5 лет. Замысел зародился в 1916 году. Однажды в витрине магазина игрушек Грин увидел лодочку с острым парусом из белого шелка. «Эта игрушка мне что-то сказала, но я не знал, что. Тогда я прикинул, не скажет ли больше парус красного, а лучше того – алого цвета, потому что в алом есть яркое ликование. И вот, развертывая из этого, беря волны и корабль с алыми парусами, я увидел цель его бытия». Вспомните, как тщательно выбирал Грей ткань для паруса «Секрета». Сделав в 1916 году первые наброски, автор оставил рукопись незавершенной. Во время гражданской войны он начал писать новую повесть под названием «Красные паруса» и закончил ее в Петрограде в начале декабря 1920 года. 8 мая 1922 года в газете «Вечерний телеграф» была напечатана глава «Грей», а отдельным изданием книга вышла в 1923 году.
-У.Давайте подумаем, какие ассоциации у вас возникают при словосочетании « алые паруса?:
-цвет глубокой радости
-романтика
-ожидание
-творчество
-осуществленное чудо
-гармония мира и любви
-символ победы и веры
-корабль любви и веры
- У: Итак, слово найдено, алый цвет парусов, несущих на своих крыльях воплощение Мечты в жизнь, - это символ «духовного отражения». Язык Грина звонкий, прозрачный, как капельки росы на траве. И в каждой капле отражается весь мир. Вот и откроем для себя этот мир. Давайте вспомним главных героев и построим кластер:
- Работа в группах
1. Мир Каперны. Расскажите о людях и нравах Каперны. И какая же картина заставила жителей Каперны ужаснуться навсегда? (Негромкая музыка лилась в голубом дне с белой палубы под огнём алого шёлка.)
Завораживает? Потрясает? Конечно! Потрясает нас и Ассоль. А почему жители Каперны ужаснулись (Понятие мечты, чуда и красоты им неведомо. Они и песен-то не пели и сказок не рассказывали.
- каков Лонгрен?(сильная личность, мятежная, желание восстановить справедливость. Но сильная личность не будет мстить. Зло может породить только зло. Подвиг во имя мести не подвиг)
- Почему Лонгрен сторонился земляков?
- - Какой была Мария, его жена?
- - Почему не помогли ей в трудную минуту?
- - Почему она умерла?
- - Как поняли, почему Лонгрен не помог утопающему Меннерсу.
У:С появлением Ассоль на страницах произведения заметно меняется стиль повествования. Он как бы обретает лиричность, задушевность, особого рода теплоту. уже первый портрет Ассоль (в феерии их 6) - импрессивный портрет, т.к. передается в заметном эмоциональном восприятии Эгля.
Понятие «импрессион», что в переводе с французского означает «впечатление» Первое описание Ассоль преисполнено беспредельного лиризма и нежности… а имя ее так однотонно, музыкально, как свист стрелы или шум морской раковины.
- Как складывались отношения Ассоль со сверстниками?
- Кто помог Ассоль не озлобиться против людей, остаться по-прежнему доброй девочкой?(Лонгрен, - ее отец, большой и сильный человек. Он учил ее «Уметь любить», он рассказывал ей о жизни и людях, поэтому голова ее была «полна чудесных снов».Она больше жила в мире мечты.
Лексическая работа.
Что такое любовь?
В словаре Ожегова: любовь – 1. Чувство самоотверженной, сердечной привязанности.
2. склонность, пристрастие к чему-либо. Самоотверженный - жертвующий своими интересами ради других, ради общего блага, героический и благородный.
Значит, любить – жертвовать своими интересами, собой ради других.
Лонгрен, успокаивая Ассоль, обиженную детьми из Каперны, говорит: «Ассоль, разве они умеют любить? Надо уметь любить, а этого - то они и не могут»
- Ассоль умеет любить людей? (Да, она жалеет их, любит все живое на земле.
- Какую судьбу напророчил Ассоль старик Эгль. Почему Ассоль поверила в эту сказку?
- А как в Каперне отнеслись к этой сказке?
- Если бы вы очутились в этой толпе, как бы вы повели себя?( захотелось защитить хрупкую Ассоль. И в повести есть такой герой - Грей
- Какие поступки героя, совершенный в детстве, характеризуют его как рыцаря, защитника слабых и беззащитных?(Чтобы «пережить чужое страдание», он намеренно обварил себе руку.Разбил свою фарфоровую копилку и подарил бесприданнице Бетси деньги «от имени Робин Гуда»)
Как и Ассоль, Грей вынужден играть один.
- Чем был заполнен мир его детства? Какую роль сыграла в судьбе Грея картина, висящая над дверью библиотеки? («Она стала для него тем нужным словом в беседе души с жизнью, без которого трудно понять себя. В маленьком мальчике постепенно укладывалось огромное море»).
- Как представлял он себе профессию капитана? («Никакая профессия, кроме этой не могла бы так удачно сплавить в одно целое все сокровища мира, сохранив неприкосновенным тончайший узор каждого отдельного счастья. Опасность, риск, власть природы, свет далекой страны, чудесная неизвестность, мелькающая любовь, цветущая свиданием и разлукой; увлекательное кипение встреч лиц, событий, безмерное разнообразие жизни…»Сильная, мятежная личность (выбор - быть капитаном). Выбор цели жизни( делать чудеса своими руками, чувствовать чужую боль как свою)
Итак, мы проследили судьбу героев повести «Алые паруса» Ассоль и Грея.
Случайно ли они встретились в жизни?
Чем близки эти герои?
Во-первых, как мы уже сказали, они оба были одиноки в детстве, лишены общения со сверстниками.
Во-вторых, они понимают и любят все живое на земле, близки к природе.
В-третьих, Ассоль и Грей добры и бескорыстны.
В-четвертых, они трудолюбивы, и наконец, оба они верят в мечту.
Итак, сама судьба свела героев. Вспомним тревожное чувство Грея накануне первой встречи с Ассоль вечером и радостное пробуждение утром.
- А как в Каперне отнеслись к появлению алых парусов? (Обращаем внимание на угрюмую тревогу, злобный испуг: «Сдавленно, змеиным шипением всхлипывали остолбеневшие женщины»).
«Как только появилась Ассоль, все смолкли, все со страхом отошли от нее, и она осталась совсем одна средь пустоты знойного песка, растерянная, пристыженная, счастливая, с лицом не менее алым, чем ее чудо».
-Только ли ради этой прекрасной истории написал свое произведение Грин?
Нет, ради ключевых строк повести о чудесах, которые делаются «своими руками… Но есть не меньшие чудеса: улыбка, веселье, прощение и вовремя сказанное, нужное слово. Владеть этим, значит, владеть всем».
- Как вы понимаете эти слова? Согласитесь ли с ними? Улыбка, прощение… - это чудеса во все времена? Уметь мечтать – это замечательное душевное качество, а уметь мечту превратить в действительность – это величайший человеческий талант. Произведение Грина подтверждает главное: романтическое и реалистическое тесно сближаются и переплетаются. Одно является продолжением другого и наоборот. Одно не существует без другого. И в этом нет ничего удивительного. Автор настойчиво и последовательно готовит читателя к тому, что «чудесное не есть случайное, а вполне закономерное явление в реальной жизни».
Автор убеждает нас, что если труд будет одухотворен мечтой – он станет творчеством. Говорящая символика цвета перерастает в метафору XXI века – «алые паруса».«Алые паруса» стали символом мечты и веры в ее исполнение.
4. Подведение итогов. Завершаем урок мыслью К. Паустовского– воображение, мечта, надежда, помогает человеку стать творцом своей судьбы и сквозь горести и скорби, потери и поражения нести свет надежды и веру в человека: «Грин писал почти все свои вещи в оправдание мечты. Мы должны быть благодарны ему за это. Мы знаем, что будущее, к которому мы стремимся, родилось из непобедимого человеческого свойства – умение мечтать и любить».
К. Паустовский: «А. П.» - поэма, утверждающая силу человеческого духа, просвеченная насквозь, как утренним солнцем, любовью к жизни, к душевной юности и верой в то, что человек в порыве к счастью способен своими же руками вершить чудеса».
Мини-сочинение:
«Какие черты характера героев повести вас привлекли?
Чему меня научили «Алые паруса»?
Домашнее задание на доске:
Слово учителю: (стихотворение Б. Чичибабина)
Но если станет вдруг вам ваша жизнь полынна,
И век пахнет чужим, и кров ваш обречен,
Послушайте меня, перечитайте Грина,
Вам нечего терять, не будьте дурачьем.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Викторина по феерии А.Грина "Алые паруса"
Викторина по феерии Александра Грина "Алые паруса" (вопросы и ответы)...
Метод проекта в развитии творческого мышления учащихся на уроке литературы. Тема: «Рыцарь мечты» и незабываемые страницы его феерии «Алые паруса».
Метод проектов на уроках решает следующие задачи: развитие познавательных навыков учащихся;развитие умений самостоятельно конструировать свои знания;развитие умений ориентироваться в информацион...
Урок развития речи в 7 классе. Отзыв о феерии А.Грина "Алые паруса".
Знакомство с эпистолярным жанром сочинения. Письмо А.Грину, писателю, фантазеру и романтику....
Конспект урока внеклассного чтения в 6 классе "Путешествие под парусами мечты" (по страницам феерии А.Грина "Алые паруса")
Тип урока – урок-путешествие.Цель урока – создать условия для формирования у учащихся интереса к чтению произведений Александра Грина, для пробуждения дара воображения, для рождения вопросов о смысле ...
конспект урока по феерии А.Грина "Алые паруса"
Конспект урока по феерии А.Грина в рамках изучения нового материала....
урок литературы в 7 классе по феерии А.С.Грина "Алые паруса"
Произведение изучается в 7классе по программе Р.Н.Бунеева, Е.В.Бунеевой "Школа 2100"...
урок литературы в 7 классе по феерии А.С.Грина "Алые паруса"
Произведение изучается в 7классе по программе Р.Н.Бунеева, Е.В.Бунеевой "Школа 2100"...