Феерия А. Грина "Алые паруса".
методическая разработка по литературе (7 класс)

Светлана Юрьевна Романова

А .Грин "Алые паруса". Конспект урока

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл grin.docx25.86 КБ

Предварительный просмотр:

«РАЗОБЬЕТСЯ СЕРДЦЕ НА ОСКОЛКИ,

ЕСЛИ МЫ РАЗУЧИМСЯ МЕЧТАТЬ…»

(Конспект урока по феерии А. Грина «Алые паруса»)

Цели:

1) Оценить главную мысль рассказа, увидеть его художественные достоинства.

2) Провести комплексный анализ рассказа, включить исследование следующих его сторон: название, композицию, жанр, образы, пейзаж. Использовать творческий метод прочтения и приемы:  иллюстрирования, сопоставление с другими видами искусства, инсценировка, ассоциативное мышление и воображение. Развивать навыки коллективного творчества и работы в парах.

3) Сформировать эстетическое восприятие окружающей действительности.

Ход урока

1. Чтения стихотворения Бориса Чичибабина «Памяти Грина» ( под музыку Грига « Утро»

Шесть русских прозаиков, которых бы

Взял бы с собой в пустыню, это:

Гоголь, Толстой, Достоевский, Чехов,

Пришвин и – Александр Грин.

Какой мне юный мир на старость лет

Подарен!

Кто хочешь, приходи - поделим

Пополам.

За верность детским снам о как я благодарен

Бегущей по волнам и Алым парусам…

2. Слово о писателе. . Сообщение ученика об А. Грине (сопровождается показом презентации)

Александр Грин – псевдоним русского писателя Александра Степановича Гриневского.

Убожество захолустной жизни, беспросветная бедность, насилие и несправедливость окружающей жизни – всё это с детства вызывало в нём желание протестовать.

Непонимание преследовало его с детства. Одарённого Сашу высмеивали в семье за любовь к книгам, за тягу к природе, к приключениям, за писание стихов, за сопротивление по поводу всяких запретов.

Учёба для мальчика сложилась также нелегко. Он рос мечтательным, нетерпеливым и рассеянным, увлекался множеством вещей, но ничего не доводил до конца, чуждался своих сверстников. Учился Александр плохо, но запоем читал книги Майна Рида, Жюля Верна.

Он родился 23 августа 1880 года в уездном городке Слободском Вятской губернии. Вскоре семья Гриневских переехала в Вятку.

Отец писателя, поляк по национальности, отбывал здесь ссылку за участие в вольнолюбивом движении учащихся Витебской гимназии, работал счетоводом в больнице, ужасно бедствовал.

Маленьким мальчиком Грин почувствовал всю несправедливость жизни. Постоянное недоедание, отсутствие заботы и ласки (мать рано умерла, а мачеха не любила Александра), придирки и нарекания пьяницы-отца коверкали нежную и впечатлительную душу мальчика. Застенчивый Саша страдал от оскорблений, но обид не прощал. Отсюда осталась навсегда непокорность, чувствительность.

Саша с детства любил море и мечтал о нём. Поэтому многие его произведения связаны именно с образом моря. Мальчик засобирался в дорогу. Отец раздобыл ему на дорогу 25 рублей и торопливо попрощался с сыном. В Одессе, встретившись с морем, он с особой остротой почувствовал своё одиночество и беспомощность. Неделями слонялся он по порту в поисках работы. Наконец ему «повезло». Его взяли без жалования учеником на пароход, ходивший из Одессы в Батум. На нём он сделал два осенних рейса. Вскоре капитан ссадил ученика с парохода – Грин не мог платить за продовольствие.

И снова нужда, лишения, беспросветная нищета. Жалования банщика и канцелярского писца хватало только на хлеб, поэтому он писал для крестьян прошения в суд. Жизнь была настолько тяжела, что он даже не запомнил подробностей. Жил случайным копеечным заработком: забивал сваи в порту, с босяками нанимался тушить пожары на нефтяных вышках. Он умирал от малярии в рыбачьей артели и едва не погиб от жажды в песчаных смертоносных пляжах Каспийского моря ночевал в пустых котлах на пристани, под опрокинутыми лодками или просто под забором. Всё это впоследствии отразилось в творчестве Грина.

Первый его рассказ называется «Остров Рено». В нём уже были заключены все черты будущего Грига. Это простой рассказ о силе и красоте девственной природы и жажде свободы у матроса, дезертировавшего с военного корабля и убитого за это по приказу командира.

Грин начал печататься. Первые месяцы свободного и любимого труда казались ему чудом.

В 1912 году Грин приехал в Петербург. Здесь начался лучший период его жизни. Он писал почти непрерывно, с жаждой перечитывал множество книг.

Долго и тяжело он искал своё место в жизни и в литературе. Точно даже невозможно сосчитать, сколько раз умирал он от голода, от побоев, от жажды, от болезней, сколько унижений и оскорблений перенёс за пятьдесят два года, которые прожил. Ещё сложнее представить, как, пройдя через всё это, вынес писатель Грин не озлобление и жестокость, но твёрдую и ясную непоколебимую веру в добрые и высокие чувства, в товарищество, в любовь и человечность.

Популярность Грина непрерывно росла, работал он необычайно плодотворно. До 1917 года писатель выпустил несколько книг рассказов, три тома собрания сочинений, две повести, печатался более чем в шестидесяти журналах и газетах.

Его рассказы вызывают в читателях желание разнообразной жизни, полной риска, смелости и «чувства высокого», свойственного исследователям, мореплавателям и путешественникам. После рассказов Грина хочется увидеть весь земной шар – не выдуманные Грином страны, а настоящие, подлинные, полные света, лесов, разноязычного шума гаваней, человеческих страстей и любви.

У: Послушайте, как о Грине говорили другие и он сам

«Александра Грина отличали дар могучего воображения, чистота чувств и застенчивая улыбка» (К.Паустовский «Жизнь Александра Грина»)

«Я любил шум леса, запах  мха и травы, пестроту цветов, волнующую охотника заросль болот, треск крыльев дикой птицы, выстрелы, стелющийся пороховой дым; любил искать и неожиданно находить» (А. Грин  «Автобиографическая повесть»)

«А. Грин был не только великолепным пейзажистом и мастером сюжета, он был еще и тонким психологом. Он писал о самопожертвовании, мужестве – героических чертах, заложенных в обычных людях…»- писал К. Паустовский.

«Мир идет под уклон. Человечество катится в пропасть. Как честный пират заявляю, что я никогда не перестану сражаться за свое право дышать свежими морскими ветрами!» (А. Грин)

«Грин писал почти все свои вещи в оправдание мечты. Мы должны быть благодарны ему за это. Мы знаем, что будущее, к которому мы стремимся, родилось их непобедимого человеческого свойства – умения мечтать и любить», - писал К. Паустовский.

Каким же мы узнали Грина? (опорные слова появляются на доске)

-мечтатель;

-романтик;

-добрый сказочник;

-человек, проделавший большой жизненный путь.

3. Работа с текстом произведения.

- У: Сегодняшний наш урок называется так неслучайно. Мне хотелось, чтобы вы познакомились с произведением, которое поддерживает чувство собственного достоинства, пробуждает стремление к счастью, любви, к действию, к осмыслению ценностей жизни

Главный вопрос на уроке: нужно ли человеку мечтать, помогает ли мечта  человеку или наоборот, не дает пройти уверенно сквозь горести и поражения. - Ответьте на этот вопрос (результаты анкеты).Многие из вас в восторге от прочитанного, но были и такие неоднозначные ответы:

1. Ассоль слишком мечтательна.

2. Грей просто богатый, поэтому решил помочь бедной девушке.

3. Время сказок прошло, завтра – за экономикой и деловыми отношениями, где нет места «мечтам о счастье под алыми парусами».

4. Убежденно доказывают, что мечты в жизни человека и умения ждать журавля в небе.

5. Но радует одно – «впечатляет, вдохновляет, завораживает, удивляет»

- Давайте обратимся к произведению и попробуем понять «нехитрую истину»: действительно ли нужно делать так называемые чудеса своими руками?».«Алые паруса» сам автор назвал феерией, то есть волшебным действом.

- Что вы узнали о появлении этого произведения? (сообщение учащегося).

Писатель вынашивал эту повесть 5 лет. Замысел зародился в 1916 году. Однажды в витрине магазина игрушек Грин увидел лодочку с острым парусом из белого шелка. «Эта игрушка мне что-то сказала, но я не знал, что. Тогда я прикинул, не скажет ли больше парус красного, а лучше того – алого цвета, потому что в алом есть яркое ликование. И вот, развертывая из этого, беря волны и корабль с алыми парусами, я увидел цель его бытия». Вспомните, как тщательно выбирал Грей ткань для паруса «Секрета». Сделав в 1916 году первые наброски, автор оставил рукопись незавершенной. Во время гражданской войны он начал писать новую повесть под названием «Красные паруса» и закончил ее в Петрограде в начале декабря 1920 года. 8 мая 1922 года в газете «Вечерний телеграф» была напечатана глава «Грей», а отдельным изданием книга вышла в 1923 году.

-У.Давайте подумаем, какие ассоциации у вас возникают при словосочетании « алые паруса?:

-цвет глубокой радости

-романтика

-ожидание

-творчество

-осуществленное чудо

-гармония мира и любви

-символ победы и веры

-корабль любви и веры

- У: Итак, слово найдено, алый цвет парусов, несущих на своих крыльях воплощение Мечты в жизнь, - это символ «духовного отражения». Язык Грина звонкий, прозрачный, как капельки росы на траве. И в каждой капле отражается весь мир. Вот и откроем для себя этот мир. Давайте вспомним главных героев и построим кластер:

- Работа в группах

1. Мир Каперны. Расскажите о людях и нравах Каперны. И какая же картина заставила жителей Каперны ужаснуться навсегда? (Негромкая музыка лилась в голубом дне с белой палубы под огнём алого шёлка.)

Завораживает? Потрясает? Конечно! Потрясает нас и Ассоль. А почему жители Каперны ужаснулись (Понятие мечты, чуда и красоты им неведомо. Они и песен-то не пели и сказок не рассказывали.

-  каков Лонгрен?(сильная личность, мятежная, желание восстановить справедливость. Но сильная личность не будет мстить. Зло может породить только зло. Подвиг во имя мести не подвиг)

 - Почему Лонгрен сторонился земляков?

  • - Какой была Мария, его жена?
  • - Почему не помогли ей в трудную минуту?
  • - Почему она умерла?
  • - Как поняли, почему Лонгрен  не помог утопающему  Меннерсу.

У:С появлением Ассоль на страницах произведения заметно меняется стиль повествования. Он как бы обретает лиричность, задушевность, особого рода теплоту. уже первый портрет Ассоль (в феерии их 6) -  импрессивный портрет, т.к. передается в заметном эмоциональном восприятии Эгля.

Понятие «импрессион», что в переводе с французского означает «впечатление» Первое описание Ассоль преисполнено беспредельного лиризма и нежности… а имя ее так однотонно, музыкально, как свист стрелы или шум морской раковины.

- Как складывались отношения Ассоль со сверстниками?

- Кто помог Ассоль не озлобиться против людей, остаться по-прежнему доброй девочкой?(Лонгрен, - ее отец, большой и сильный человек. Он учил ее «Уметь любить», он рассказывал ей о жизни и людях, поэтому голова ее была «полна чудесных снов».Она больше жила в мире мечты.

Лексическая работа.

Что такое любовь?

В словаре Ожегова: любовь – 1. Чувство самоотверженной, сердечной привязанности.

2. склонность, пристрастие к чему-либо. Самоотверженный - жертвующий своими интересами ради других, ради общего блага, героический и благородный.

Значит, любить – жертвовать своими интересами, собой ради других.

Лонгрен, успокаивая Ассоль, обиженную детьми из Каперны, говорит: «Ассоль, разве они умеют любить? Надо уметь любить, а этого  - то они и не могут»

- Ассоль умеет любить людей? (Да, она жалеет их, любит все живое на земле.

- Какую судьбу напророчил Ассоль старик Эгль. Почему Ассоль поверила в эту сказку?

- А как в Каперне отнеслись к этой сказке?

- Если бы вы очутились в этой толпе, как бы вы повели себя?( захотелось защитить хрупкую Ассоль. И в повести есть такой герой - Грей

- Какие поступки героя, совершенный в детстве, характеризуют его как рыцаря, защитника слабых и беззащитных?(Чтобы «пережить чужое страдание», он намеренно обварил себе руку.Разбил свою фарфоровую копилку и подарил бесприданнице Бетси деньги «от имени Робин Гуда»)

Как и Ассоль, Грей вынужден играть один.

- Чем был заполнен мир его детства? Какую роль сыграла в судьбе Грея картина, висящая над дверью библиотеки? («Она стала для него тем нужным словом в беседе души с жизнью, без которого трудно понять себя. В маленьком мальчике постепенно укладывалось огромное море»).

- Как представлял он себе профессию капитана? («Никакая профессия, кроме этой не могла бы так удачно сплавить в одно целое  все сокровища мира, сохранив неприкосновенным тончайший узор каждого отдельного счастья. Опасность, риск, власть природы, свет далекой страны, чудесная неизвестность, мелькающая любовь, цветущая свиданием и разлукой; увлекательное кипение встреч лиц, событий, безмерное разнообразие жизни…»Сильная, мятежная личность (выбор - быть капитаном). Выбор цели жизни( делать чудеса своими руками, чувствовать чужую боль как свою)

Итак, мы проследили судьбу героев повести «Алые паруса» Ассоль и Грея.

Случайно ли они встретились в жизни?

Чем близки эти герои?

Во-первых, как мы уже сказали, они оба были одиноки в детстве, лишены общения со сверстниками.

Во-вторых, они понимают и любят все живое на земле, близки к природе.

В-третьих, Ассоль и Грей добры и бескорыстны.

В-четвертых, они трудолюбивы, и наконец, оба они верят в мечту.

Итак, сама судьба свела героев. Вспомним тревожное чувство Грея накануне первой встречи с Ассоль вечером и радостное пробуждение утром.

- А как в Каперне отнеслись к появлению алых парусов? (Обращаем внимание на угрюмую тревогу, злобный испуг: «Сдавленно, змеиным шипением  всхлипывали остолбеневшие женщины»).

«Как только появилась Ассоль, все смолкли, все со страхом отошли от нее, и она осталась совсем одна средь пустоты знойного песка, растерянная, пристыженная, счастливая, с лицом не менее алым, чем ее чудо».

-Только ли ради этой прекрасной истории написал свое произведение  Грин?

Нет, ради ключевых строк повести о чудесах, которые делаются «своими руками… Но есть не меньшие чудеса: улыбка, веселье, прощение и вовремя сказанное, нужное слово. Владеть этим, значит, владеть всем».

- Как вы понимаете эти слова? Согласитесь  ли с ними? Улыбка, прощение… - это чудеса во все времена? Уметь мечтать – это замечательное душевное качество, а уметь мечту превратить в действительность – это величайший человеческий талант. Произведение Грина подтверждает главное: романтическое и реалистическое тесно сближаются и переплетаются. Одно является продолжением другого и наоборот. Одно не существует без другого. И в этом нет ничего удивительного. Автор настойчиво и последовательно готовит читателя к тому, что «чудесное не есть случайное, а вполне закономерное явление в реальной жизни».

Автор убеждает нас, что если труд будет одухотворен мечтой – он станет творчеством. Говорящая символика цвета перерастает в метафору XXI века – «алые паруса».«Алые паруса» стали символом мечты и веры в ее исполнение.

4. Подведение итогов. Завершаем урок мыслью К. Паустовского– воображение, мечта, надежда, помогает человеку стать творцом своей судьбы и сквозь  горести и скорби, потери и поражения нести свет надежды и веру в человека: «Грин писал почти все свои вещи в оправдание мечты. Мы должны быть благодарны ему за это. Мы знаем, что будущее, к которому мы стремимся, родилось из непобедимого человеческого свойства – умение мечтать и любить».

К. Паустовский: «А. П.» - поэма, утверждающая силу человеческого духа, просвеченная насквозь, как утренним солнцем, любовью к жизни, к душевной юности и верой в то, что человек в порыве к счастью способен своими же руками вершить чудеса».

Мини-сочинение:

«Какие черты характера героев повести вас привлекли?

Чему меня научили «Алые паруса»?

Домашнее задание на доске:

Слово учителю: (стихотворение Б. Чичибабина)

Но если станет вдруг вам ваша жизнь полынна,

И век пахнет чужим, и кров ваш обречен,

Послушайте меня, перечитайте Грина,

Вам нечего терять, не будьте дурачьем.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Викторина по феерии А.Грина "Алые паруса"

Викторина по феерии Александра Грина "Алые паруса" (вопросы и ответы)...

Метод проекта в развитии творческого мышления учащихся на уроке литературы. Тема: «Рыцарь мечты» и незабываемые страницы его феерии «Алые паруса».

Метод проектов на уроках решает следующие задачи: развитие познавательных навыков учащихся;развитие умений самостоятельно конструировать свои знания;развитие умений ориентироваться в информацион...

Урок развития речи в 7 классе. Отзыв о феерии А.Грина "Алые паруса".

Знакомство с эпистолярным  жанром  сочинения. Письмо  А.Грину, писателю, фантазеру и романтику....

Конспект урока внеклассного чтения в 6 классе "Путешествие под парусами мечты" (по страницам феерии А.Грина "Алые паруса")

Тип урока – урок-путешествие.Цель урока – создать условия для формирования у учащихся интереса к чтению произведений Александра Грина, для пробуждения дара воображения, для рождения вопросов о смысле ...

конспект урока по феерии А.Грина "Алые паруса"

Конспект урока по феерии А.Грина в рамках изучения нового материала....

урок литературы в 7 классе по феерии А.С.Грина "Алые паруса"

Произведение изучается в 7классе по программе Р.Н.Бунеева, Е.В.Бунеевой "Школа 2100"...

урок литературы в 7 классе по феерии А.С.Грина "Алые паруса"

Произведение изучается в 7классе по программе Р.Н.Бунеева, Е.В.Бунеевой "Школа 2100"...