Урок развития речи в 7 классе. Отзыв о феерии А.Грина "Алые паруса".
план-конспект урока по литературе (7 класс) по теме

Клыгина  Наталья Анатольевна

Знакомство с эпистолярным  жанром  сочинения. Письмо  А.Грину, писателю, фантазеру и романтику.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Учитель русского языка и литературы МБОУ « СОШ №29»

Клыгина наталья анатольевна.

Цель урока:

  1.  Расширить представление учащихся об отзыве, познакомить с эпистолярным жанром сочинения
  2. Помочь уловить, в чем своеобразие феерии «Алые паруса», поверить в мечту, способствовать осмыслению того, что человек в порыве к счастью способен совершать чудеса.
  3. Развивать устную и письменную речь, логическое и образное мышление.

   Оборудование   урока:

  1. Портрет  А.Грина
  2. Иллюстрации  к  феерии   «Алые  паруса»  
  3. План  отзыва

Слово учителя.

Книгами  Александра Грина ( Александра Степановича Гриневского) зачитывается не одно поколение.  В них покоряет все: и придуманная писателем страна Гринландия, и бесстрашные мореплаватели, и необычные приключения, и герои, которые умеют любить, мечтать, верить.

       Вам предстоит написать отзыв о самом удивительном произведении Александра Грина- феерии  «Алые паруса».

В работе над отзывом воспользуйтесь  планом:

     Какова  тема  и  основная  мысль  произведения?

     Где  и  когда  происходят   изображенные  в  нем  события?

      Какие  места  в  книге   произвели   на  вас  наиболее   сильное  впечатление?

       Кто  из   героев  особенно  понравился?  Почему?

      Каков   язык   книги (что  запомнилось,  показалось  необычным)?

      Чем  обогатила  вас  книга?   Над  какими  вопросами  заставила  задуматься?

  Я  предлагаю  вам  написать  отзыв  о  книге  в  эпистолярном  жанре

На доске: ЭПИСТОЛЯРНАЯ ЛИТЕРАТУРА (от латинскогоepistola–письмо) – это очерки, повести, романы, написанные в форме писем.

В сочинении-письме воображаемому лицу,писателю А.Грину, вы расскажете о своих впечатлениях, вступите в дискуссию с писателем,поделитесь сомнениями.

?  С чего начинается любое письмо?

Конечно, с обращения к адресату.

Наш адресат- замечательный  писатель А.Грин

Вы получали задание подумать над обращением.

Примеры некоторых из них:

«Уважаемый Александр Грин, Вас, может быть, интересует ,какое впечатление произвела на меня Ваша книга «Алые паруса»?

«Александр Грин,  здравствуйте. Никогда не писала писем  писателю , да еще  такому удивительному. Но  решилась  написать, потому что  «Алые паруса» стала моей любимой книгой.»

«Здравствуйте, Александр Грин.  Мое знакомство с Вами произошло  в  тот  момент,когда  мне в руки попала Ваша  книга «Алые паруса».Скажу прямо, она не сразу увлекла меня,  но  чем  больше  я  вчитывалась, тем  глубже  погружалась  в  неведомый  мир.»

Совершенно с вами  согласна,  невозможно  не  признаться  в  любви  этому  удивительному  писателю.

                  (ЗВУЧИТ  ШУМ  МОРСКОГО ПРИБОЯ)

Вслушайтесь, вот  оно  главное действующее  лицо  всех  гриновских  произведений-МОРЕ.

Его шум, запах  на  каждой  странице.

Давайте  и  мы  с  вами отправимся  на  паруснике  мечты  и  романтики  в  океан  гриновской  феерии.

А.Грин  открыл  свой  мир  всем,  многие  его  поняли,  полюбили  и  даже  переселились  в  него.  

Невозможно  не  открыть  Грина,  если  ты  умеешь  мечтать  и  полностью  уходить  в  мир  своей

фантазии.

Я  очень  надеюсь,  что  все  вы  или,  во  всяком  случае,  многие  именно  такие  читатели,  которые  смогли  дойти  до  самой  сути  феерии .

Обратимся  к  сюжету  «Алых  парусов»

( уч-ся  пересказывают  сюжет )

Учитель.

Не  правда  ли,  буднично  звучит  пересказ  сюжета,  но  эта  же  история,  изложенная    своеобразным  языком  мастера,  превращается  в  поэму,  содержащую  глубокую  мысль.

Какова  же  она,  основная  мысль  произведения?   Поняли  ли  вы  ее?  Что  вы  напишете  автору?

Один  из  ответов  учащихся:

Я  напишу  Грину: «Ваши  «Алые  паруса»-  волшебная  сказка,  но  сказка,  придуманная  не  только  в  утешение  людям.  Стоит  очень  захотеть,  поверить,  и  она  сбудется.  В  этом,  я  думаю,  основная  мысль  феерии.»

Учитель

А  вот  что  писал  об  основной  мысли  «Алых  парусов»  К. Паустовский

Карточка№1

Задание: прочтите  текст,  расставьте  знаки  препинания,  объясните  пропущенные  орфограммы.


Паустовский  писал: Алые паруса    поэма  утверждающ…   силу   человеческого  духа                

просвече(н)…   (на)сквозь    как   утренним   солнцем   любовью  к  жизн…  к  душевной  юност…  и  верой  в  то  что  человек   в  порыве   к  счастью   способен   совершать   чудеса.

Учитель.

Когда   я  беру  в  руки  эту  книгу,  то  хочется  еще  и  еще  раз  перечитать  один  эпизод.

Моночтение.   «Она  вздрогнула……………………….».

А  какие  эпизоды  произвели  впечатление  на  вас?    

        ( выступления  уч-ся )

Кто  из  героев  близок  вам?

                                 (выступления  уч-ся)

Учитель.

И   все-таки    плавание  «Секрета»  под  алыми  парусами,  и  все  старания  Ассоль,  и  все  волнения  Грэя,  наверное,  не  произвели  бы  столь   сильного  впечатления,   если  бы  не  еще  одно  обстоятельство:  алые  паруса  на  страницах  книги  не  мертвая  декорация,  не   метры  безжизненной  материи.  Алый  цвет   засверкал  множеством  разнообразных   оттенков

Жена  А. Грина  вспоминает,  что,  прочитав  ей  вслух  «Алые  паруса»,  писатель  с  видимым  удовольствием  сказал: «Обрати  внимание,  какое   у  меня  богатство  слов,  обозначающих   красный  цвет».

Давайте  и  мы  воспользуемся  приглашением  писателя  и  заглянем  в  его   творческую  лабораторию.

        (уч-ся  представляют  исследовательские  работы)

Учитель.

Мы  еще  раз  убедились ,  что  совершенство  «Алых  парусов»  в  поэтичности  языка,  в  том,  что  каждое  его  слово -  синтез  работы  ума  и  сердца  писателя.

Чем  обогатила  вас  книга?  Над  какими  вопросами  заставила   задуматься?

Некоторые  ответы  учащихся:        

«Прочитав  книгу,  я  подумал:  ведь  так  несложно,  потратив  энную  сумму,  сменить  цвет  парусов  своего  корабля  и  забрать  любимую  девушку.

 Но  много  ли  таких  Грэев?

Людей,  способных  на  такие  поступки  во  имя  любви,  во  имя  мечты.»

«Книга  заставляет  задуматься  над  смыслом  жизни.  Если  не  мечтать,  ни  к  чему  не  стремиться -  жизнь  станет  серой,  бесцветной.»

«Книга  учит  мечтать  и  добиваться  исполнения  желаний,  верить,  надеяться  и  не  падать  духом.

Учитель.

А  вот  что  написал  в  своих  воспоминаниях  о  Грине   К. Паустовский.

Я  прочту  текст,  а  вы  восстановите  его  по  опорным  словам.


«Мне  страшно  хотелось  сказать  ему,  как  он  украсил  мою  юность   крылатым  полетом  своего  воображения,  какие  волшебные  страны  цвели,  никогда  не  отцветая,  в  его  рассказах,какие  океаны  блистали  и  шумели  на  тысячи  и  тысячи  миль,  волнуя    бесстрашные  и  молодые  сердца.»


К. Паустовский  в  воспоминаниях  об  А.Грине   писал:» …… хотелось сказать ……… украсил ………. Цвели ………….. не отцветая ………………блистали  и шумели………………..волнуя………………»



Послушайте,  что  писал  о  творчестве  А.Грина  Даниил  Гранин: «Когда  дни  начинают  пылиться  и  краски  блекнут,  я  беру  Грина.  Я  открываю   его  на  любой  странице,  так  весной  протирают  окна  в  доме.  Все  становится   светлым,  ярким,   все  снова  таинственно  волнует,как  в  детстве.

Грин  -  один  из  немногих,кого  следует  иметь  в  походной   аптечке   против  ожирения  сердца   и  усталости.»

Заканчивая  свое  письмо,  вы  скажете  писателю  «до  свидания».  Именно  «до  свидания»,  потому  что  вновь  захотите  окунуться  в  мир  гриновской  фантазии  и  прочтете    «БЛИСТАЮЩИЙ  МИР»,  «БЕГУЩУЮ  ПО  ВОЛНАМ»,  «СТО  ВЕРСТ  ПО  РЕКЕ»  и  другие произведения  АЛЕКСАНДРА   ГРИНА.

А  теперь   вы  приступите  к  работе  и  напишете  сочинение  в  эпистолярном  жанре.

Удачи   вам,  друзья  «АЛОГО  ПАРУСА»


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок литературы в 7 классе "Под алым парусом мечты" (по произведению А.Грина "Алые паруса")

познакомиться с личностью писателя; вместе с героями повести выяснить, какую роль в жизни человека играет мечта; что такое чудеса, что нужно человеку, чтобы быть счастливым....

План – конспект урока по русской литературе на тему: «В тени алых парусов» (по повести А.Грина «Алые паруса») (V класс)

Урок знакомит учащихся с жизнью и творчеством А.С. Грина; вызвать читательский интерес к его произведениям романтического направления....

Конспект урока внеклассного чтения в 6 классе "Путешествие под парусами мечты" (по страницам феерии А.Грина "Алые паруса")

Тип урока – урок-путешествие.Цель урока – создать условия для формирования у учащихся интереса к чтению произведений Александра Грина, для пробуждения дара воображения, для рождения вопросов о смысле ...

Разработка урока (фрагмент урока) литературы на основе технологии «педагогической мастерской» «Жестокая реальность и романтическая мечта в повести А.С. Грина «Алые паруса»

1. Сформировать  представление о духовно-нравственной концепции феерии А. С. Грина «Алые паруса».2. Выявлять своеобразие писательского мастерства А.С. Грина.3. Формировать собственное отнош...

Проектная работа "Двухмачтовый парус "Алые паруса"

Проектная работа "Двухмачтовый парус "Алые паруса" разработана в рамках кружка...

Разработка урока «Любить, мечтать и верить…» (урок внеклассного чтения в 6 классе по повести-феерии А. Грина "Алые паруса" с применением методов и приемов критического мышления и исследовательской деятельности).

Урок внеклассного чтения в 6 классе по повести-феерии А. Грина "Алые паруса" с применением методов и приемов критического мышления и исследовательской деятельности...