Презентация "Литературный процесс второй половины XIX века"
презентация к уроку по литературе (10 класс)
Презентация "Литературный процесс второй половины XIX века" включает в себя богатый исторический и литературный материал. Представленная в презентации информация в наглядной и доступной форме способствует изучению материала. Презентация может быть использована студентами при самостоятельной подготовке.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
literaturnyy_protsess_vtoroy_poloviny_xix_veka.pptx | 2.93 МБ |
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Презентация включает в себя богатый исторический и литературный материал. Представленная в презентации информация в наглядной и доступной форме способствует изучению материала. Презентация может быть использована студентами при самостоятельной подготовке.
КРЫМСКАЯ ВОЙНА 1853-1856 гг (Восточная война) Война Российской империи против коалиции Великобритании, Франции, Османской империи и Сардинского королевства за преобладание на Черном море и в зоне Черноморских проливов. Военная и экономическая отсталость России от западных держав обусловила ее поражение. Потери России в Крымской войне - 500 000 человек.
Император Александр II Чтение манифеста. Освобождение крестьян. 19 февраля 1861 г. - Манифест об отмене крепостного права
Партии Консерваторы Либералы Революционеры Западники Славянофилы Демократы Почвенники Толстовцы Народники
Консерватор (реакционер) – человек, отстаивающий застойные политические взгляды, чуждающийся всего нового и передового. Либерал – человек, придерживающийся в своих политических взглядах средних позиции. Он говорит о необходимости перемен, но путём реформ. Революционер – человек, активно призывающий к переменам, идущий к ним не мирным путём, отстаивающий коренную ломку строя.
Основные общественные группы Консерваторы Либералы Революционные демократы Выступали против любых радикальных общественных перемен, хотели сохранить в незыблемости социальное устройство страны, крепостнические порядки. Представители: в основном, крупные помещики, высшее чиновничество Критиковали порядки, существующие в современной России, выступали против крепостного права, ратовали за политическую, экономическую, духовную свободу. Представители: люди разных социальных групп, но главным образом интеллигенция, среднее чиновничество, представители торгово-промышленных кругов Призывали покончить с самодержавием и крепостничеством, настаивали на необходимости революционной ломки старых устоев, полагали, что единственно верный путь развития России – это крестьянская революция Представители: в подавляющем большинстве разночинцы (хотя были выходцы и из других слоев) М.Н. Катков, В.П. Мещерский и др. И.А. Гончаров, А.Н. Островский, И.С. Тургенев, Л.Н. Толстой, Ф.М Достоевский, Н.С. Лесков и др. Д.И. Писарев, Н.Г. Чернышевский, Н.А. Добролюбов, Н.А. Некрасов, М.Е. Салтыков-Щедрин и др.
ЗАПАДНИКИ
Анненский Герцен Грановский Тургенев Боткин Белинский
Органы печати западников
Выступали с обоснованием особого, отличного от западноевропейского, пути исторического развития России, усматривая ее самобытность в крестьянской общине, православии как единственно истинном христианстве; Выступали за отмену крепостного права, смертной казни, за свободу печати. Главные представители: И . С. и К. С. Аксаковы, И. В. и П. В. Киреевские, А. И. Кошелев, Ю. Ф. Самарин, А. С. Хомяков, В. А. Черкасский и др . Близки к славянофилам были В. И. Даль, А. Н. Островский, А. А. Григорьев, Ф . И. Тютчев и др . СЛАВЯНОФИЛЫ
А. С. Хомяков Иван Киреевский Пётр Киреевский К. С. Аксаков
Органы печати славянофилов
ПОЧВЕННИКИ С одной стороны, отвергали радикальную программу западников, связанную с идеей европеизации России, т.к. они не принимали буржуазной демократии, с другой стороны, видели ограниченность славянофильской идеализации допетровской старины; мечтали об объединении всех общественных направлений вокруг идеи о самобытном пути православной России. Проповедовали сближение образованного общества с народом («почвой») на религиозно-этической основе. ПРЕДСТАВИТЕЛИ: Братья М.М. и Ф.М. Достоевские, А.А. Григорьев, Н.Н. Страхов ОРГАНЫ ПЕЧАТИ: «Время», «Эпоха»
ТОЛСТОВЦЫ
НАРОДНИКИ
70-е годы характеризуются деятельностью народников Бакунин Лавров Ткачёв «Земля и воля» «Народная воля»
Религиозно-философская мысль Россия содержит задатки будущего объединения, так как в России: Община Государство «служивое» (самоотречение людей, которое ему служат) Земледельческая страна Николай Фёдорович Фёдоров
Революционеры-демократы Н.Г.Чернышевский Д.И.Писарев В.Г.Белинский Н.А. Добролюбов Н.А.Некрасов
Литературно-художественные направления Реализм Натурализм Импрессионизм Символизм направление, стремящееся к изображению действительности. - точное, беспристрастное научное воссоздание действительности. - воссоздает не саму действитель-ность , а впечатление, которое она производит на человека. - все видимое и сущее тайными знаками и шифрами вечных идей, которые человек может постигать интуитивно с помощью искусства.
Черты реализма объективное отображение существенных сторон жизни в сочетании с высотой и истинностью авторского идеала; воспроизведение типичных характеров, конфликтов, ситуаций при полноте их художественной индивидуализации (типичные лица в типичных обстоятельствах); преобладающий интерес к проблеме «личность и общество».
Ведущие жанры: Вторая половина XIX века РОМАН Художественные достоинства русского романа: глубокий психологизм; гармоническое сочетание социальных, философских, общечеловеческих проблем; высокий уровень литературного языка. Ведущие мастера жанра: И.А.Гончаров И.С.Тургенев Ф.М.Достоевский Л.Н.Толстой
Ведущие жанры: Конец XIX века ПОВЕСТЬ, РАССКАЗ Причины возникновения малых жанров: Утрата обобщающего взгляда на жизнь; Интерес к частной жизни обыкновенного, «среднего» человека. Ведущие мастера жанра: В.Г.Короленко В.М.Гаршин А.П.Чехов
Жанры и направления драматургии Вторая половина 19 века: - сатирическая комедия – А.В.Сухово-Кобылин - историческая драма – Л.А.Мей, А.К.Толстой - водевили – В.А.Крылов - психологическая драма - народная комедия - А.Н.Островский - стихотворная драма Конец 19 века: - «новая драма» - А.П.Чехов
Основные направления Вторая половина XIX века «пушкинское» «гоголевское» («чистое искусство») (реалистическое) проблемы философские социальные А.А.Фет Н.А.Некрасов А.К.Толстой Н.А.Добролюбов
Тематика Проблематика Произведения Жизнь народа Проблема осмысления специфики национального характера и положения народа И.С. Тургенев « Записки охотника » ; Н.А. Некрасов « Кому на Руси жить хорошо » ; Н.С. Лесков « Очарованный странник » . Обличение пороков существующего строя Проблема осмысления политического, экономического, духовного несовершенства современной России Творчество Н.А. Некрасова, И.С. Тургенева, Н.Г. Чернышевского, Л.Н. Толстого, М.Е. Салтыков-Щедрин « Сказки » , « История одного города » , « Господа Головлевы » . Положение женщины в обществе Проблемы женской эмансипации и роли женщины в современном обществе И.С. Тургенев « Накануне » ; Н.Г. Чернышевский « Что делать? » ; Л.Н. Толстой « Анна Каренина » . Тематика и проблематика русской литературы второй половины 19 века
Пути преобразова-ния общества Проблемы выбора дальнейшего пути развития России и определения ведущий силы, способной изменить общество Романы И.С. Тургенева; Н.Г. Чернышевский « Что делать? » и др. Вечные ценности Проблема осмысления и переосмысления вечных ценностей в условиях современности Ф.М. Достоевский « Преступление и наказание » ; Л.Н. Толстой « Война и мир » и др. Роль литературы и ее место в обществе Ведущая роль литературы – быть « учебником жизни » Н.Г. Чернышевский « Что делать? » , творчество Н.А. Некрасова, Н.А. Добролюбова и др.
Поиски нового героя в русской литературе второй половины 19 века «маленький человек» Ф.М. Достоевский «Бедные люди» (Макар Девушкин) А.Н. Островский «Бесприданница» (Карандышев) «праведник» Н.С. Лесков (цикл произведений о праведниках») Ф.М. Достоевский «Подросток» (Макар Долгорукий) «новый человек» Н.Г. Чернышевский «Что делать?» (Лопухов, Кирсанов) «особенный человек» Ф.М. Достоевский «Идиот» (князь Мышкин)
Качурин М.Г. Русская литература. 10 кл. – М.: «Просвещение», 2020. Коллекция «Русская литература» Российского общеобразовательного портала – http://litera.edu.ru . Кутузов А.Г. В мире литературы. Учебник. Ч. 1,2. 10 кл. – М.: «Дрофа», 2020. Лебедев Ю.В. Русский язык и литература. Литература. 10 класс. Учебник для общеобразовательных организаций. Базовый уровень. В 2 ч. – М.: «Просвещение», 2019. Литература / Под ред. Г.А. Обернихиной: Учебник. – М.: «Академия», 2019. Литература / Под ред. Г.А. Обернихиной: Практикум. – М.: «Академия», 2018. Методика преподавания литературы – http://metlit.nm.ru . Русская виртуальная библиотека – http://www.rvb.ru . Список использованной литературы
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Урок "Культура России второй половины XIX века"
Урок истории в 10 классе призван сформировать представление учащихся об особенностях развития русской культуры второй половины XIX в.Развивает умения учащихся осуществлять комплексный поиск информации...
Использование игровых методик Н.Е.Щурковой на уроке истории. Мир во второй половине XX веке. Повторительно-обобщающий урок по новейшей истории
Используя игровые методики Н.Е.Щурковой, автор разработал урок по новейшей истории. Игровые моменты, используемые на данном уроке, могут применяться на всех уроках истории и во всех классах...
Обобщающее повторение по теме: " Новейшая история. Вторая половина XX века"
Данная работа содержит задания в виде ЕГЭ по Новейшей истории. Учащиеся, выполняя задания под буквами А, в и С, проверят свои знания....
Разработка урока истории в 6 классе Собирание русских земель во второй половине XIV века.
Конспект и презентация урока истории в 6 классе "Собирание русских земель во второй половине XIV века". ( по учебнику А. А. Данилова, Л. Г. Косулина «История государства и народов России»). ...
Тест по теме «Литература второй половины XIX века и XX века»
Тест по теме "Литература второй половины XIX века и XX"Выявить усвоение темы....
Особенности литературного процесса второй половины XIX века
Урок работы с информационным текстом с применением технологии «Развитие критического мышления через чтение и письмо»...