Презентация "Литературный процесс второй половины XIX века"
презентация к уроку по литературе (10 класс)
Презентация "Литературный процесс второй половины XIX века" включает в себя богатый исторический и литературный материал. Представленная в презентации информация в наглядной и доступной форме способствует изучению материала. Презентация может быть использована студентами при самостоятельной подготовке.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
![]() | 2.93 МБ |
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Презентация включает в себя богатый исторический и литературный материал. Представленная в презентации информация в наглядной и доступной форме способствует изучению материала. Презентация может быть использована студентами при самостоятельной подготовке.
КРЫМСКАЯ ВОЙНА 1853-1856 гг (Восточная война) Война Российской империи против коалиции Великобритании, Франции, Османской империи и Сардинского королевства за преобладание на Черном море и в зоне Черноморских проливов. Военная и экономическая отсталость России от западных держав обусловила ее поражение. Потери России в Крымской войне - 500 000 человек.
Император Александр II Чтение манифеста. Освобождение крестьян. 19 февраля 1861 г. - Манифест об отмене крепостного права
Партии Консерваторы Либералы Революционеры Западники Славянофилы Демократы Почвенники Толстовцы Народники
Консерватор (реакционер) – человек, отстаивающий застойные политические взгляды, чуждающийся всего нового и передового. Либерал – человек, придерживающийся в своих политических взглядах средних позиции. Он говорит о необходимости перемен, но путём реформ. Революционер – человек, активно призывающий к переменам, идущий к ним не мирным путём, отстаивающий коренную ломку строя.
Основные общественные группы Консерваторы Либералы Революционные демократы Выступали против любых радикальных общественных перемен, хотели сохранить в незыблемости социальное устройство страны, крепостнические порядки. Представители: в основном, крупные помещики, высшее чиновничество Критиковали порядки, существующие в современной России, выступали против крепостного права, ратовали за политическую, экономическую, духовную свободу. Представители: люди разных социальных групп, но главным образом интеллигенция, среднее чиновничество, представители торгово-промышленных кругов Призывали покончить с самодержавием и крепостничеством, настаивали на необходимости революционной ломки старых устоев, полагали, что единственно верный путь развития России – это крестьянская революция Представители: в подавляющем большинстве разночинцы (хотя были выходцы и из других слоев) М.Н. Катков, В.П. Мещерский и др. И.А. Гончаров, А.Н. Островский, И.С. Тургенев, Л.Н. Толстой, Ф.М Достоевский, Н.С. Лесков и др. Д.И. Писарев, Н.Г. Чернышевский, Н.А. Добролюбов, Н.А. Некрасов, М.Е. Салтыков-Щедрин и др.
ЗАПАДНИКИ
Анненский Герцен Грановский Тургенев Боткин Белинский
Органы печати западников
Выступали с обоснованием особого, отличного от западноевропейского, пути исторического развития России, усматривая ее самобытность в крестьянской общине, православии как единственно истинном христианстве; Выступали за отмену крепостного права, смертной казни, за свободу печати. Главные представители: И . С. и К. С. Аксаковы, И. В. и П. В. Киреевские, А. И. Кошелев, Ю. Ф. Самарин, А. С. Хомяков, В. А. Черкасский и др . Близки к славянофилам были В. И. Даль, А. Н. Островский, А. А. Григорьев, Ф . И. Тютчев и др . СЛАВЯНОФИЛЫ
А. С. Хомяков Иван Киреевский Пётр Киреевский К. С. Аксаков
Органы печати славянофилов
ПОЧВЕННИКИ С одной стороны, отвергали радикальную программу западников, связанную с идеей европеизации России, т.к. они не принимали буржуазной демократии, с другой стороны, видели ограниченность славянофильской идеализации допетровской старины; мечтали об объединении всех общественных направлений вокруг идеи о самобытном пути православной России. Проповедовали сближение образованного общества с народом («почвой») на религиозно-этической основе. ПРЕДСТАВИТЕЛИ: Братья М.М. и Ф.М. Достоевские, А.А. Григорьев, Н.Н. Страхов ОРГАНЫ ПЕЧАТИ: «Время», «Эпоха»
ТОЛСТОВЦЫ
НАРОДНИКИ
70-е годы характеризуются деятельностью народников Бакунин Лавров Ткачёв «Земля и воля» «Народная воля»
Религиозно-философская мысль Россия содержит задатки будущего объединения, так как в России: Община Государство «служивое» (самоотречение людей, которое ему служат) Земледельческая страна Николай Фёдорович Фёдоров
Революционеры-демократы Н.Г.Чернышевский Д.И.Писарев В.Г.Белинский Н.А. Добролюбов Н.А.Некрасов
Литературно-художественные направления Реализм Натурализм Импрессионизм Символизм направление, стремящееся к изображению действительности. - точное, беспристрастное научное воссоздание действительности. - воссоздает не саму действитель-ность , а впечатление, которое она производит на человека. - все видимое и сущее тайными знаками и шифрами вечных идей, которые человек может постигать интуитивно с помощью искусства.
Черты реализма объективное отображение существенных сторон жизни в сочетании с высотой и истинностью авторского идеала; воспроизведение типичных характеров, конфликтов, ситуаций при полноте их художественной индивидуализации (типичные лица в типичных обстоятельствах); преобладающий интерес к проблеме «личность и общество».
Ведущие жанры: Вторая половина XIX века РОМАН Художественные достоинства русского романа: глубокий психологизм; гармоническое сочетание социальных, философских, общечеловеческих проблем; высокий уровень литературного языка. Ведущие мастера жанра: И.А.Гончаров И.С.Тургенев Ф.М.Достоевский Л.Н.Толстой
Ведущие жанры: Конец XIX века ПОВЕСТЬ, РАССКАЗ Причины возникновения малых жанров: Утрата обобщающего взгляда на жизнь; Интерес к частной жизни обыкновенного, «среднего» человека. Ведущие мастера жанра: В.Г.Короленко В.М.Гаршин А.П.Чехов
Жанры и направления драматургии Вторая половина 19 века: - сатирическая комедия – А.В.Сухово-Кобылин - историческая драма – Л.А.Мей, А.К.Толстой - водевили – В.А.Крылов - психологическая драма - народная комедия - А.Н.Островский - стихотворная драма Конец 19 века: - «новая драма» - А.П.Чехов
Основные направления Вторая половина XIX века «пушкинское» «гоголевское» («чистое искусство») (реалистическое) проблемы философские социальные А.А.Фет Н.А.Некрасов А.К.Толстой Н.А.Добролюбов
Тематика Проблематика Произведения Жизнь народа Проблема осмысления специфики национального характера и положения народа И.С. Тургенев « Записки охотника » ; Н.А. Некрасов « Кому на Руси жить хорошо » ; Н.С. Лесков « Очарованный странник » . Обличение пороков существующего строя Проблема осмысления политического, экономического, духовного несовершенства современной России Творчество Н.А. Некрасова, И.С. Тургенева, Н.Г. Чернышевского, Л.Н. Толстого, М.Е. Салтыков-Щедрин « Сказки » , « История одного города » , « Господа Головлевы » . Положение женщины в обществе Проблемы женской эмансипации и роли женщины в современном обществе И.С. Тургенев « Накануне » ; Н.Г. Чернышевский « Что делать? » ; Л.Н. Толстой « Анна Каренина » . Тематика и проблематика русской литературы второй половины 19 века
Пути преобразова-ния общества Проблемы выбора дальнейшего пути развития России и определения ведущий силы, способной изменить общество Романы И.С. Тургенева; Н.Г. Чернышевский « Что делать? » и др. Вечные ценности Проблема осмысления и переосмысления вечных ценностей в условиях современности Ф.М. Достоевский « Преступление и наказание » ; Л.Н. Толстой « Война и мир » и др. Роль литературы и ее место в обществе Ведущая роль литературы – быть « учебником жизни » Н.Г. Чернышевский « Что делать? » , творчество Н.А. Некрасова, Н.А. Добролюбова и др.
Поиски нового героя в русской литературе второй половины 19 века «маленький человек» Ф.М. Достоевский «Бедные люди» (Макар Девушкин) А.Н. Островский «Бесприданница» (Карандышев) «праведник» Н.С. Лесков (цикл произведений о праведниках») Ф.М. Достоевский «Подросток» (Макар Долгорукий) «новый человек» Н.Г. Чернышевский «Что делать?» (Лопухов, Кирсанов) «особенный человек» Ф.М. Достоевский «Идиот» (князь Мышкин)
Качурин М.Г. Русская литература. 10 кл. – М.: «Просвещение», 2020. Коллекция «Русская литература» Российского общеобразовательного портала – http://litera.edu.ru . Кутузов А.Г. В мире литературы. Учебник. Ч. 1,2. 10 кл. – М.: «Дрофа», 2020. Лебедев Ю.В. Русский язык и литература. Литература. 10 класс. Учебник для общеобразовательных организаций. Базовый уровень. В 2 ч. – М.: «Просвещение», 2019. Литература / Под ред. Г.А. Обернихиной: Учебник. – М.: «Академия», 2019. Литература / Под ред. Г.А. Обернихиной: Практикум. – М.: «Академия», 2018. Методика преподавания литературы – http://metlit.nm.ru . Русская виртуальная библиотека – http://www.rvb.ru . Список использованной литературы
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
![](/sites/default/files/pictures/2011/08/23/picture-15988.jpg)
Урок "Культура России второй половины XIX века"
Урок истории в 10 классе призван сформировать представление учащихся об особенностях развития русской культуры второй половины XIX в.Развивает умения учащихся осуществлять комплексный поиск информации...
![](/sites/default/files/pictures/2016/05/29/picture-22048-1464546161.jpg)
Использование игровых методик Н.Е.Щурковой на уроке истории. Мир во второй половине XX веке. Повторительно-обобщающий урок по новейшей истории
Используя игровые методики Н.Е.Щурковой, автор разработал урок по новейшей истории. Игровые моменты, используемые на данном уроке, могут применяться на всех уроках истории и во всех классах...
![](/sites/default/files/pictures/2012/02/22/picture-61629.jpg)
Обобщающее повторение по теме: " Новейшая история. Вторая половина XX века"
Данная работа содержит задания в виде ЕГЭ по Новейшей истории. Учащиеся, выполняя задания под буквами А, в и С, проверят свои знания....
![](/sites/default/files/pictures/2012/11/09/picture-25558-1352443156.jpg)
Разработка урока истории в 6 классе Собирание русских земель во второй половине XIV века.
Конспект и презентация урока истории в 6 классе "Собирание русских земель во второй половине XIV века". ( по учебнику А. А. Данилова, Л. Г. Косулина «История государства и народов России»). ...
Тест по теме «Литература второй половины XIX века и XX века»
Тест по теме "Литература второй половины XIX века и XX"Выявить усвоение темы....
Особенности литературного процесса второй половины XIX века
Урок работы с информационным текстом с применением технологии «Развитие критического мышления через чтение и письмо»...