Сценарий урока по рассказу И.С. Тургенева "Бирюк"
план-конспект урока по литературе (7 класс)
Метаурок по теме "Роль и позиция"
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
stsenariy_uroka_po_rasskazu_i.s.turgeneva_biryuk.docx | 19.12 КБ |
Предварительный просмотр:
Метапредметный урок по теме
«Роль и позиция»
Цели:
Метапредметная: Сформировать понятия РОЛЬ и ПОЗИЦИЯ. Проанализировать, как влияет жизненная позиция на выбор поступков.
Образовательная: познакомить с произведением И.С.Тургенева «Бирюк»
Развивающая: развивать умение выделять нужную информацию из текста, использовать эту информацию для наблюдения за героями рассказа;
Воспитательная: способствовать формированию активной гражданской позиции
Сценарий урока.
Слово учителя . В зависимости от жизненных ситуаций и от окружения , в которое попадаем, мы играем разные роли. Роль – это своеобразная маска, за которой прячется истинное лицо человека, порой бывает трудно разобраться в человеке: плох он или хорош, потому что он умело скрывает свое настоящее «я». О самом же человеке можно судить по его жизненной позиции.
Работа со словарями.
Роль (в социальной психологии) — способ поведения людей в зависимости от их статуса или позиции в обществе, в системе межличностных отношений.
Жизненная позиция - убеждения, принципы, ценностные ориентации, установки, ставшие мотивами деятельности личности.
Анализ текста
Попробуйте определить, какие роли играет лесник в рассказе И.С.Тургенева «Бирюк». По отношению к каким героям рассказа он играет эти роли?
Заполнение таблицы
Для крестьян | Бирюк |
для пойманного на воровстве мужика | Душегубец окаянный, зверь |
Для своих детей | Заботливый отец |
Для рассказчика-охотника | Проводник в лесу, гостеприимный хозяин |
(Обучаемые приходят к выводу, что образ лесника неоднозначен.)
Почему вдруг заботливый отец, проводник по лесу, гостеприимный хозяин, защитник леса по отношению к крестьянам выступает как бирюк, душегубец окаянный, зверь? И является ли лесник таковым на самом деле? Или это навязанная роль?
Рассмотрим образ главного героя с разных точек зрения.
Работа в группах по тексту . Заполните таблицу:
1 группа | 2 группа | 3 группа | |
В начале рассказа (до сцены воровства) | С точки зрения крестьян | С точки зрения рассказчика-охотника | Лесник о себе |
Как называют лесника | Бирюк (человек угрюмый, одинокий). (Вывод, к которому приходят в процессе обсуждения: прозвище содержит негативную оценку. Отделяет героя от всех остальных крестьян. Указывает на его непохожесть на других) | «А , ты Бирюк?» Бирюк. Лесник. ( Отношение пока непонятно, бирюк –негативная окраска, лесник –нейтральное слово) | «Я здешний лесник», «Меня зовут Фомою, а по прозвищу Бирюк» (На первом месте стоит имя, это говорит о чувстве собственного достоинства. Называет и прозвище, т.е. принимает мнение народа о себе и не осуждает его.) |
Внешность, поступки, оценка | «…не бывало еще на свете такого мастера своего дела:вязанки хворосту не даст утащить».«силен… и ловок, как бес…», «и ничем его не взять: ни вином, ни деньгами…» (уважают за мастерство и неподкупность) | «высокая фигура», «Редко мне случалось видеть такого молодца. Он был высокого росту, плечист и сложен на славу…», «выпукло выставлялись его могучие мышцы…», «суровое и мужественное лицо: из под сросшихся широких бровей смело глядели небольшие карие глаза» (восхищается его мужественным обликом) | |
Отношение к герою | «… боялись ,как огня» «Уж не раз добрые люди его со свету сжить собирались, да нет – не дается» ( все же считают его худым человеком) | Убогая обстановка избушки, трагедия в семейных отношениях вызывает сочувствие рассказчика. | |
Роль героя | Ревностный охранник господского добра | Прежде всего - мужик | «Должность свою справляю…» |
Позиция | ? | ? | «…даром господский хлеб есть не приходится». «А ты все-таки воровать не ходи» . «Воровать никому не след». (Считает, что на жизнь надо зарабатывать честным способом) |
Как вы считаете, понимают ли крестьяне жизненную позицию Бирюка? (Наверное, она им непонятна. Вроде бы Бирюк такой же , как и они, крестьянин, живет в нужде, но сам не ворует(хотя бы мог) и не позволяет воровать им.)
Общепринято считать, что истинное лицо человека, его сущность проявляется в сложных жизненных ситуациях.В такую ситуацию и попадает герой рассказа И.С.Тургенева.
Анализ финальной сцены «Разговор пойманного вора с Бирюком»
1 группа | 2 группа | 3 группа | |
В финальной сцене | С точки зрения крестьян | С точки зрения рассказчика-охотника | Лесник о себе |
Роль героя | «Душегубец окаянный», «азиат, кровопийца», «зверь, зверь, зверь» | «Я человек подневольный» | |
Позиция героя | «Недолго тебе царствовать…» (Почему царствовать? Потому что образ Бирюка в сознании мужика сливается с образом его барина-крепостника, у которого он состоит на службе. Крестьянин выражает протест против крепостного права) | Я остаюсь человеком! | |
Оценка | «Ну, Бирюк, удивил ты меня: ты я вижу славный малый». |
Кто навязывает роль «человека подневольного» Бирюку? (Его помещик-крепостник)
Можно ли догадаться о том, как закончится рассказ?
Почему Бирюк не сразу отпускает мужика? Какие фразы нам помогают догадаться о том, что Бирюку мешает рассказчик-охотник? («Я бы его для вашей милости, в чуланчик запер, да, вишь, засов…». «…Сиди смирно, а то у меня, знаешь? Не видишь, что ли , барина?»)
Докажите, что принятие героем решения характеризует его как сильную личность, отстаивающую свою жизненную позицию.(И.С.Тургенев показал героя, который в сложной ситуации, ценой собственного благополучия (быть лесником – это единственный источник доходов, чтобы прокормить детей и себя) пытается остаться человеком: он понимает безысходность положения крестьянина (либо воровать, либо умереть с голода), и поэтому отпускает его).
Дом.задание: 1.Вспомните, были ли в вашей жизни ситуации, когда вам навязывали роль, которая не соответствовала вашей жизненной позиции. Как вы поступали в этом случае? При желании можете написать об этом.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Сценарий урока-размышления по литературе в 11-м классе «Человек и природа в рассказе А. Костюнина «Жор глубинной щуки» и новелле В. Астафьева «Царь-рыба»
laquo;Человек и природа в рассказе А. Костюнина «Жор глубинной щуки» и новелле В. Астафьева «Царь-рыба»...
Сценарий постановки по рассказу О\'Генри "Коловращение жизни" (на английском языке)
Сценарий разработан на основе рассказа О\'Генри "Коловращение жизни". Постановка требует минимум декораций: стол, три стула, свеча с подсвечником, молоточек судьи, и так далее, всё это перечислено в по...
Сценарий спектакля по рассказу В.М. Шукшина «Одни»
Сценарий поможет подготовить постановку для школьного театра или конкурса....
Сценарий драматизации по рассказу В. Осеевой "СЫНОВЬЯ"
Сценарий драматизации по рассказу В. Осеевой "СЫНОВЬЯ"...
Сценарий классного концерта «Рассказы о музыке»
Сценарий мероприятия для знакомства детей дошкольного возраста с музыкальными инструментами....
Сценарий урока литературы в 6 классе "В.П. Астафьев "Конь с розовой гривой". Нравственные проблемы рассказа: честность, доброта, понятие долга
Сценарий урока литературы...
Сценарий урока по литературе !Законы тайги - уроки жизни" (по рассказу В.П.Астафьева "Васюткино озеро"
Цель (прописанная через результат): формирование навыков анализа художественного текста, навыков цитирования и аргументации; ориентирование учащихся на понимание, что природа – не только красота...