Сценарий урока литературы в 6 классе "В.П. Астафьев "Конь с розовой гривой". Нравственные проблемы рассказа: честность, доброта, понятие долга
методическая разработка по литературе (6 класс)

Митич (Мудрякова) Елена Николаевна

Сценарий урока литературы

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл stsenariy_uroka_po_literature.docx19.42 КБ

Предварительный просмотр:

Сценарий урока по литературе

6 класс

Тема: В. П. Астафьев «Конь с розовой гривой». Нравственные проблемы рассказа: честность, доброта, понятие долга.

Задачи урока: способствовать формированию представления о В. П. Астафьеве как современном русском писателе, мастере художественного слова; помочь выявить основные нравственные вопросы рассказа, углубить понимание идейно-художественного богатства рассказа; создать условия для ознакомления с характерами героев рассказа и их характеристиками; научить давать нравственную оценку поступков; рассмотреть авторскую позицию в рассказе.

Основные понятия и термины: нравственность, речевая характеристика, юмор, рассказчик.

Сценарий урока

Против всего можно устоять, но не против доброты.

Жан Жак Руссо

I. Постановка целей и задач урока. Проверка домашнего задания.

Сегодня предстоит большой и серьезный разговор о нравственных уроках рассказа В. П. Астафьева, о проблеме взросления, становления личности, о своеобразии языка писателя, позиции автора-повествователя.

Повесть в рассказах о детстве писатель задумал еще в 1960-е годы и работал над ней на протяжении четверти века. Эпиграфом поставил слова поэта Кайсына Кулиева: «Мир детства, с ним навечно расставанье, назад ни тропок нету, ни следа, тот мир далек, и лишь воспоминанья все чаще возвращают нас туда».

Учитель предлагает прослушать рассказ «Один день в жизни мальчика» и ответить на вопросы.

Какое определение к слову «день» вы добавили бы?

Был ли в вашей жизни памятный день, преподнесший вам жизненный урок?

II. Изучение нового материала.

1. Запись в тетради даты и темы урока.

На классной доске вы видите контуры таблицы, где три колонки и в каждой по одному ключевому слову: честность, доброта, чувство долга. В ходе урока в каждой колонке появится информация о том, кто из героев рассказа обладает этими качествами и в каких эпизодах рассказа они проявились.

2. Устный (письменный) рассказ о герое, который особенно запомнился.

Как выяснилось, вы выбрали таких героев, как рассказчик, бабушка и Санька Левонтьев. Сначала послушаем план, а затем рассказ.

План рассказа «Бабушка Катерина Петровна»

1. Жизнь в доме бабушки. «Бабушка никогда не позволяла таскаться с кусками хлеба».

2. Какой была бабушка Катерина Петровна:

1) трудолюбивая и хозяйственная: «Я повезу свои ягоды в город, твои тоже продам и куплю тебе пряник», «Жалко ее будить, устала она»;

2) бережливая, экономная: «Бабушка считала обстоятельно и долго, разглядывая каждый рубль»;

3) справедливая и прямолинейная: «...моя бабушка корила его (Левонтия) за безделье»;

4) сильная, строгая: «Бабушка моя, Катерина Петровна, не тетка Васеня»;

5) мудрая: «Жизнь страшнее снов, батюшко...», «Бабушка знает все мои повадки»;

6) добрая, заботливая: «Мой-то, малой-то, че утворил!», «Я вот еще Левонтьевских в оборот возьму! Это ихняя грамота!».

3. Взаимоотношения с дедушкой.

4. Бабушкина «наука». «Бери, бери, чего смотришь? Глядишь, зато еще когда-нибудь обманешь бабушку».

План рассказа «Портрет – характеристика рассказчика»

1. Как рассказчик жил с бабушкой и дедушкой.

2. Каким мы увидели мальчика в разных эпизодах:

1) общительным, находящимся в центре внимания в семье Левонтьевых: «Главная цель моей жизни была – прорваться в дом Левонтия после его получки»;

2) трудолюбивым во время сбора земляники: «Вот с ребятишками дяди Левонтия и отправился я по землянику, чтобы трудом своим заработать пряник»;

3) послушным внуком, но поддающимся влиянию таких, как Санька: «Я еще у бабушки калач украду!», «Бабушка никогда не позволяла таскаться с кусками хлеба»;

4) совестливым, любящим внуком: «И зачем я так сделал? Зачем послушался левонтьевских? Вон как хорошо было жить!».

3. Главный жизненный урок. «Сколько лет с тех пор прошло! Сколько событий минуло!.. А я все не могу забыть бабушкиного пряника – того дивного коня с розовой гривой».

План рассказа «Санька Левонтьев»

1. Какой я увидел семью Левонтьевых? «...Тогда в доме Левонтьевых, где были одни ребятишки и ничего больше», «Левонтьевские ребята умели пропитаться “от земли” – все ели, что Бог пошлет, ничем не брезговали и оттого были краснокожие, сильные, ловкие, особенно за столом», «Левонтий бил остатки стекол в окнах, ругался, гремел, плакал».

2. Черты характера Саньки:

1) вредный, занозистый во взаимоотношениях с другими: «Санька раздавал затрещины направо и налево за то, что малые лезли под руку», «Санька был вреднее и злее всех левонтьевских ребят»;

2) хвастливый: «Дальше всех в пещеру забежал Санька»;

3) жестокий по отношению к природе: «Санька ухватил эту мерзкую на вид рыбину, и мы растерзали ее на берегу за некрасивый вид»;

4) задиристый: «Задаст тебе Катерина Ивановна! Нам-то ништяк!»;

5) наблюдательный, хоть и пересмешник: «Ой, дитятко мое! – принялся с точностью передразнивать мою бабушку Санька»;

6) ответственный (на рыбалке): «Санька командовал напропалую. Поскольку был он сегодня старшим и чувствовал большую ответственность, то уже не задирался почти и даже усмирял “народ”, если тот принимался драться».

3. Каким я вижу Саньку в будущем:

1) умеет бороться с жизненными трудностями;

2) умеет разбираться в людях;

3) уроки доброты – это и Санькины уроки.

3. Словарная работа.

Что такое нравственность?

Нравственность – внутренние духовные качества, которыми руководствуется человек.

Безнравственный – нарушающий правила нравственности.

III. Инсценирование фрагмента «Пора возвращаться домой» (учебник, с. 71–72; со слов «Так интересно и весело провели мы весь день» до слов «А что, если разбудить ее и все-все рассказать?»).

IV. Практическая деятельность: работа с таблицей.

Рассказчика бабушка с дедом учили честности, а он наврал бабушке. Его мучает совесть, он в душе раскаивается и за обман, и за кражу калачей. 

Автор рисует красоту летнего дня. На фоне этой красоты описываются страдания и угрызения совести, которые испытывает герой, обманувший любимую бабушку.

Мир природы, красота летнего дня играют роль контраста с миром обмана и эгоизма, куда был вовлечен герой рассказа, который и не сопротивлялся в силу своего слабого характера

Бабушка – добрейшей души человек. Когда внук принес туесок с ягодами, она от души похвалила его за собранные ягоды.

Внук набедокурил, обманул бабушку, а она верит в его доброе сердце, в то, что он переживает и раскаивается, поэтому покупает пряник его мечты

Дед советует внуку попросить прощения у бабушки – так должен поступать человек, который понял свои ошибки, свою неправоту.

Бабушка видит свой долг не в наказании внука, а в воспитании его Человеком

Какие нравственные уроки получили герои рассказа?

Как вы понимаете слова эпиграфа: «Против всего можно устоять, но не против доброты»?

V. Языковое своеобразие рассказа.

Язык Астафьева истинно народный, богатый, сочный. В нем находят отражение и время, и характер героя, и авторская позиция. Меняются интонации – чувствуется драматизм ситуации. Ирония неприкрытая, легко угадывается. Юмор тонкий и всегда уместный, добрый юмор.

«Сибирские» диалектные слова: увал, туесок, шаньга, батоги, сенцы, рушник, наличники и др. (См. Ресурсный материал к предыдущему уроку.)

Просторечные слова и выражения: долго поносила (ругала) Левонтьиху; как шурунет (прогонит); удается ушмыгнуть (убежать); ударялись в рев (начинали реветь, плакать); разом смолотил (съел) все; своих потачил (защищал, оправдывал); так и эдак ластятся (подлизываются); у нее не задержится (бывает); должна разрядиться (успокоиться) и др.

Фразеологизмы: убраться от греха подальше, одним махом, душу отвести, попасть на уду и др.

VI. Итог урока. Рефлексия деятельности.

Правдивый рассказ В. П. Астафьева, построенный на впечатлениях детства, поучителен. Он приоткрывает мир детства, когда во всем хочется самому разобраться, когда маленький человечек постигает не только окружающий мир, но и окружающих людей. Круг общения главного героя не так велик, но определенный опыт взаимоотношения с разными людьми он получил. После чего стал ценить самых близких людей, стал разборчивее в выборе друзей, понял, что жить надо по совести. Чтобы принять решение, надо прислушаться к самому себе, а не идти на поводу у кого-либо. Герой рассказа слишком доверчив, но его сердце открыто для всех, он добрый, честный, чувствительный и благодарный. А бабушка Катерина Петровна настолько щедра на доброту, что всем окружающим ее людям хватит. «Против всего можно устоять, но не против доброты».

Чем интересен для вас был сегодняшний урок?

Какой урок нравственности особенно запомнился? Домашнее задание. Отобрать материал по теме «Речевая характеристика понравившегося героя рассказа В. П. Астафьева «Конь с розовой гривой».


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Интегрированный урок литературы и граждановедения в 6 классе «Нравственные проблемы рассказа В.П.Астафьева «Конь с розовой гривой». Название: «Жить надо по совести».

Цели урока - формирование умения анализировать текст художественного произведения, воспитание нравственных качеств личности, стремления разобраться в трудных ситуациях, умения найти и принять верное р...

Урок литературы в 6 классе. Нравственные проблемы рассказа В.П.Астафьева «Конь с розовой гривой».

Методическая разработка урока по рассказу В.П.Астафьева "Конь с розовой гривой"  поможет молодому учителю наиболее полно проанализировать данное произведение....

Урок литературы 11 класс. « Потерянный рай» И.А. Бунина на примере рассказа « Антоновские яблоки»

Урок литературы 11 класс.« Потерянный рай» И.А. Бунина на примере рассказа« Антоновские яблоки»...

Презентация по литературе в 6 классе на тему "Нравственные проблемы рассказа Виктора Астафьева "Конь с розовой гривой" ".

Презентация содержит наглядный материал к уроку по рассказу Виктора Астафьева  "Конь с розовой гривой"....

ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА УРОКА В 8 КЛАССЕ ПО ФГОС: А.С.Пушкин. Нравственные проблемы в повести «Пиковая дама»

ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА УРОКА В 8 КЛАССЕ ПО ФГОС:  А.С.Пушкин.  Нравственные проблемы в повести «Пиковая дама»...