Военная лирика
методическая разработка по литературе (6 класс)

Технологическая карта урока в 6 классе

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл tehkarta_uroka_6_lirika_vov.docx32.06 КБ
Файл o_voyne_lirika.pptx2.98 МБ

Предварительный просмотр:

Технологическая карта урока литературы в 6-2 классе

Ф.И. О. педагога Стефанович Ольга Анатольевна

Предмет Литература

Класс 6-2

Тема: Произведения о Великой Отечественной войне. Д.Самойлов «Сороковые».

Педагогические задачи: способствовать формированию представлений о жизни и творчестве Д.С.Самойлова как поэта - участника Великой Отечественной войны, правдиво, честно рассказывающего о войне, пробуждению чувство скорбной памяти о тех, кто не вернулся с поля боя; содействовать воспитанию чувства патриотизма и гордости за наш народ, который отстоял свою Родину, её независимость, защитил свой народ.

Тип урока: Урок совершенствования знаний, умений и навыков

Планируемые результаты обучения:

 Предметные:

- познавательная сфера: владеть знаниями о жизни и творчестве Д.Самойлова, навыками анализа лирического стихотворения, иметь представление о своеобразии поэтического мастерства; выявлять в тексте художественно значимые изобразительно-выразительные средства языка, проблематику стихотворения; уметь различать образ поэта и лирического героя в стихотворении;

- ценностно-ориентационная сфера: формировать собственное отношение  образу русского солдата, всего нашего народа, выстоявшего в тяжёлое время испытаний; приобщаться к духовно-нравственным ценностям русской литературы; оценивать выразительное чтение одноклассников;  анализировать формы выражения авторской позиции в поэзии;

- коммуникативная сфера: владеть навыками выразительного чтения;

- эстетическая сфера: определять художественную функцию изобразительно-выразительных средств языка в произведении.

Личностные: осознать личностный смысл учения, проявлять готовность к саморазвитию; совершенствование духовно-нравственных качеств личности.

Метапредметные:

- познавательные: отвечать на вопросы учителя, структуировать материал, подбирать аргументы для подтвержденяи собственногй позиции, сравнивать и делать выводы, находить нужную информацию в учебнике;

- регулятивные: овладевать способностями понимать учебные задачи урока, оценивать свои достижения на уроке;

- коммуникативные: владеть умениями произносить монолог, вести диалог, работать индивидуально и в группах, использовать речевые средства в соответствии с  задачей коммуникации для выражения своих чувств и мыслей, формулировать и отстаивать своё мнение, проявлять уважительное отношение к другому человеку, его мнению, гражданской позиции.

Методы и приёмы: анализ текста, эвристическая беседа, использование ИКТ (Усилить мотивацию, повысить интерес и расширить познавательные потребности  обучаемых. Усилить наглядность в обучении, повысить уровень визуализации изучаемого материала).

Формы работы: фронтальная, индивидуальная и групповая, парная (практическая)  работа.

Основные термины и понятия: поэт фронтового поколения, лирическое произведение, композиция стихотворения

Межпредметные связи: история, музыка.  

  Оборудование: учебник литературы для 6 класса под редакцией Коровиной В.Л.; памятки: План анализа лирического произведения;  учебная мультимедийная презентация.

Этапы урока

Деятельность учителя

Деятельность учеников

УУД

Организационный момент

Приветствует обучающихся, проверяет их готовность к уроку. Создает эмоциональный настрой на работу. Проверяет готовность обучающихся к уроку.

Приветствуют учителя, проверяют свою готовность к уроку 

Личностные: положительное отношение к учебной деятельности.

Эмоциональный настрой на работу с лирикой военных лет

На презентации (слайд 2) демонстрируется видеоряд о Великой Отечественной войне под песню «Священная война» Лебедева-Кумача и Александрова.

Слушают музыку и смотрят видеоряд

Личностные: формирование стартовой мотивации к изучению нового материала; положительное отношение к учебной деятельности.

Познавательные: извлечение нужной информации, самостоятельное ее нахождение.

Целеполагание

В первые дни войны была написана эта песня. Тема Великой Отечественной войны более 70 лет звучит и находит своё выражение и развитие в нашей литературе. Война была долгой, страшной, кровавой. Историки до сих пор не могут назвать цифру погибших россиян в годы Великой Отечественной войны, это больше 27 миллионов человеческих жизней. Какая огромная утрата, незабываемая боль всего нашего многонационального народа. Почти каждой семьи война коснулась своим крылом. Забывать об этом нельзя! Забыть невозможно. Забывать права не имеем.

-Прочитайте эпиграф сегодняшнего урока. Объясните, как вы его понимаете?

Вот об этом сегодня и поведём рассказ, поразмышляем, подумаем…. Вслушаемся, какое оно, правдивое слово о войне…

Дети делают вывод: что в это страшное время создавались лирические произведения, в которых передавались чувства непосредственных участников войны.

Личностные: формирование стартовой мотивации к изучению нового материала; положительное отношение к учебной деятельности.

Познавательные: извлечение нужной информации, самостоятельное ее нахождение.

Проверка домашнего задания

Мы уже читали стихотворение К.Симонова «Ты помнишь, Алёша, дороги Смоленщины…».

Надо было дома подготовить выразительное чтение стихотворения, передавая темы, образы стихотворения.

Дети выразительно читают  стихотворение, кратко анализируют.

Остальные оценивают чтение отвечающих, объясняют свою точку зрения.

1) Познавательные:

- общеучебные умения структурировать знания, контроль и оценка процесса и результатов деятельности.

Регулятивные:- контроль и оценка прогнозирования (при анализе учебного действия).

Изучение нового материала

Организует работу по подготовке учащихся к знакомству и освоению нового учебного материала:

Громче пушек на войне звучала поэзия. « И это были такие стихи,  от которых хотелось или плакать, или скрежетать зубами,» - писал поэт старшего поколения А. Сурков, к которому обращался К.Симонов в своём стихотворении

 Звучит песня «В землянке» на слова Суркова. Слайд 4

Находясь в школьном музее, давайте обратимся к экспонатам музея, вещам, сопровождающим солдат на дорогах войны.

.

Дети активно участвуют в разговоре, знакомятся с экспонатами, делятся своими впечатлениями

Инсценируют песню в землянке музея.

Регулятивные:

- целеполагание как постановка учебной задачи,

- планирование,

- прогнозирование.

Познавательные:

- умение структурировать знания, постановка и формулировка проблемы, умение осознанно и произвольно строить речевые высказывания.

Общеучебные:

Выбирать основания и критерии для классификации слов.

Коммуникативные: выражение своих мыслей, аргументация своего мнения, учет разных мнений.

умение ориентироваться в системе знаний, осуществлять анализ объектов

 Организует работу с текстом стихотворения «Сороковые».

Давайте послущаем сообщение о Давиде Самойлове и его стихотворении «Сороковые»
Задание: прослушайте текст стихотворения.

Контролирует выполнение задания.

Индивидуальное домашнее задание (Фёдорова Саша): сообщение о поэте Д.Самойлове и стихотворении «Сороковые»

Учащиеся работают индивидуально.

  Слушают сообщение и составляют краткий конспект.

 Познавательные:

- общеучебные умения структурировать знания, контроль и оценка процесса и результатов деятельности.

Регулятивные:- контроль и оценка прогнозирования (при анализе учебного действия).

Первичная проверка понимания изученного

Анализ поэтического текста.

- В каком значении употреблено слово «РОКОВЫЕ» в стихотворении? Слайд 7

Организует самостоятельную работу с текстом:

-Особенность композиции?

Работа в парах:- 

Если бы у вас была кинокамера и вам надо было бы снять этюд по этому стихотворению, как бы вы это сделали, каким планом воспользовались?

-  Какова идея произведения?

- Какие детали военного времени использует поэт для создания картин войны?

- Какой смысл имеет образ дороги в стихотворениях Симонова и Самойлова?

- Как вы понимаете эпиграф нашего урока относительно стихотворения Самойлова?

- Обратите внимание на обилие эпитетов в 1 четверостишии. Можно ли понять эмоциональный настрой автора и тему стихотворения, если прочитать вслух только эпитеты этого четверостишия?

- Как вы думаете, почему так много слов, обозначающих пространство во 2 четверостишии (просторно, высоко, с запада к востоку)?

Обсуждают, высказывают своё мнение, предлагают свои варианты этюда, доказывают свою точку зрения.

Работают с текстом стихотворения

Дети находят примеры, зачитывают.

Объясняют их роль в стихотворении.

Анализируют, отвечают на вопрос

Выборочно перечитывают текст стихотворения.

Отвечают на вопросы, делают выводы.

Познавательные: самостоятельное выделение и формулирование познавательной цели; поиск и выделение необходимой информации;

Коммуникативные: устанавливать рабочие отношения, эффективно сотрудничать и способствовать  продуктивной кооперации.

Регулятивные: проектировать траектории развития через включение в новые виды деятельности и формы сотрудничества.

Закрепление изученного

Работа в парах:

- Какими настроениями пронизано стихотворение Д.Самойлова? Как меняется авторская интонация?  

-С каким чувством вспоминает о себе юном поэт 20 лет спустя?

Попробуйте выразительно прочитать стихотворение, передав настроение героя.

Работа с художественно-выразительными средствами стихотворения. (по группам)

1-я: найти эпитеты и объяснить их роль

2-я:  найти метафоры и объяснить их роль

3-я:  найти пример звукописи аллитерации и объяснить их роль.

Определяют и объясняют своё восприятие.

 Выразительно читают, передавая интонацией чувства, настроения  лирического героя.

Высказывают свои предположения впаре.

Регулятивные:

- целеполагание как постановка учебной задачи,

- планирование,

- прогнозирование.

 Познавательные:

- умение структурировать знания, постановка и формулировка проблемы, умение осознанно и произвольно строить речевые высказывания.

 Общеучебные:

Осознанно и произвольно строить речевое высказывание в устной форме.

Коммуникативные:

Слушать собеседника. Строить понятные для собеседника высказывания.

Вывод

Чтобы подвести итог нашему уроку предлагаю прочитать высказывания писателей о войне и сделать вывод:

Для чего мы и сейчас читаем произведения о Великой Отечественной войне, зачем надо помнить о ней? Демонстрирует слайд 8

Подводит обучающихся к выводу о том, что тема войны неисчерпаема, как неизбывна боль утрат, которые понесла наша страна , наш народ за суровые, жестокие годы Великой Отечественной войны. Но память людская вечна. Мы, зная историческую правду о войне, никому не позволим её исказить. Мы будем хранителями нашей исторической памяти. Будем отстаивать мир во всём мире.

 Читают, анализируют, делают вывод, аргументируют свою точку зрения.

Познавательные:

- умение структурировать знания

- оценка процессов и результатов деятельности

Регулятивные:

- волевая саморегуляция

- осознание того, что уже усвоено и что ещё подлежит усвоению

Общеучебные:

Осознанно и произвольно строить речевое высказывание в устной форме.

Коммуникативные:

Слушать собеседника. Строить понятные для собеседника высказывания.

Рефлексия

Предлагаю закончить урок высказыванием, начало которого вы можете выбрать сами. Они перед вами:

Слайд 9:

1. Больше всего меня затронуло стихотворение… (Почему?)

2. Стихотворение «Сороковые» заставляет задуматься…

3. Самые пронзительные строки стихотворения, которые мне запомнились…

4. Трудно представить…

5. И в годы войны находилось место стихам и песням, потому что…

Высказывание обучающихся.

 Познавательные:

- умение структурировать знания

- оценка процессов и результатов деятельности

Регулятивные:

- волевая саморегуляция

- осознание того, что уже усвоено и что ещё подлежит усвоению

Рефлексия своих действий.

Подведение итогов занятия, информация о домашнем задании

Оценки за урок

Домашнее задание:

(Дифференцированное):

На «4» Выразительное чтение с кратким анализом (понравившегося стихотворения о Великой Отечественной К. Симонова или Д. Самойлова).

На «5» - Выразительное чтение самостоятельно прочитанного стихотворения о Великой Отечественной войне с кратким анализом; написать отзыв о стихотворении на читательский блог.

Опережающее задание:

После изучения произведений о Великой Отечественной войне подготовиться к защите проектов «Рассказ о памятниках, связанных с  Великой Отечественной войной»

 Познавательные:

- умение структурировать знания

- оценка процессов и результатов деятельности

Регулятивные:

- волевая саморегуляция

- осознание того, что уже усвоено и что ещё подлежит усвоению

Коммуникативные: выражение своих мыслей с полнотой и точностью, умение оформлять свои мысли в письменной форме.


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Война - жесточе нету слова. Война - печальней нету слова. Война - святее нету слова. А. Т. Твардовский

Слайд 3

«Когда говорят пушки, музы не молчат»

Слайд 4

В ЗЕМЛЯНКЕ Слова Алексея Суркова Музыка Константина Листова Бьется в тесной печурке огонь, На поленьях смола, как слеза. И поет мне в землянке гармонь Про улыбку твою и глаза. Про тебя мне шептали кусты В белоснежных полях под Москвой. Я хочу, чтобы слышала ты, Как тоскует мой голос живой. Ты сейчас далеко, далеко, Между нами снега и снега... До тебя мне дойти нелегко, А до смерти - четыре шага. Пой, гармоника, вьюге назло, Заплутавшее счастье зови. Мне в холодной землянке тепло От моей негасимой любви. Мне в холодной землянке тепло От моей негасимой любви.

Слайд 5

Памятный знак установлен в 1998 году на месте землянки, в которой в ноябре 1941 года фронтовой корреспондент и поэт Алексей Сурков написал стихи, впоследствии ставшие словами песни "В землянке" д. Кашино , Истринский район, Московская область.

Слайд 6

СОРОКОВЫЕ

Слайд 7

Значение слова Роковой по словарю Ефремовой: Роковой - 1. Предопределенный роком, судьбой; неизбежный, неотвратимый. 2. Имеющий тяжелые последствия. 3. перен. Решающий, предопределяющий дальнейшие события.

Слайд 8

О минувшей войне надо знать всё. Надо знать, и чем она была, и с какой безмерной душевной тяжестью были связаны для нас дни отступлений и поражений, и каким безмерным счастьем была для нас победа. (К.Симонов) Самое страшное не забывается и сейчас, столько лет после войны выплывает и болит. Но мы не должны забывать, что такое война, чтобы быть чище, добрее, чтобы умели ценить мир. ( Ю.Друнина ) Только здесь, на фронте, я понял, какая ослепительная, какая обаятельная вещь – жизнь. Рядом со смертью это хорошо понимается… Я верю в историю, верю в наши силы… Я знаю, что мы победим. (П.Коган)

Слайд 9

1. Больше всего меня затронуло стихотворение… (Почему?) 2. Стихотворение «Сороковые» заставляет задуматься… 3. Самые пронзительные строки стихотворения, которые мне запомнились… 4. Трудно представить… 5. И в годы войны находилось место стихам и песням, потому что…

Слайд 11

Вечная Слава Героям! Слава героям! Слава!! ... Но зачем она им, эта слава, - мертвым?.. Для чего она им, эта слава, - павшим? Все живое - спасшим. Себя - не спасшим . Для чего она им, эта слава, - мертвым? Р. Рождественский

Слайд 12

В.Занадворов (1914-1942) Война Ты не знаешь, мой сын, что такое война? Это вовсе не дымное поле сраженья, Это даже не смерть и отвага. Она В каждой капле находит свое выраженье, Это - изо дня в день лишь блиндажный песок Да слепящие вспышки ночного обстрела; Это - боль головная, что ломит висок; Это - юность моя, что в окопах истлела; Это - грязных, разбитых дорог колеи; Бесприютные звезды окопных ночевок; Это - кровью омытые письма мои, Что написаны криво на ложе винтовок; Это - в жизни короткий последний рассвет Над изрытой землей. И лишь как завершенье – Под разрывы снарядов, при вспышках гранат – Беззаветная гибель на поле сраженья.

Слайд 13

На Земле безжалостно маленькой жил да был человек маленький. У него была служба маленькая И маленький очень портфель. Получал он зарплату маленькую. И однажды - прекрасным утром - постучалась к нему в окошко Небольшая, казалось, война... Автомат ему выдали маленький, Сапоги ему выдали маленькие, Каску выдали маленькую И маленькую - по размерам - шинель... ...А когда он упал - некрасиво, неправильно - В атакующем крике вывернув рот, То на всей земле не хватило мрамора, Чтобы вырубить парня В полный рост! Р.Рождественский

Слайд 15

В ЗЕМЛЯНКЕ Слова Алексея Суркова Музыка Константина Листова Бьется в тесной печурке огонь, На поленьях смола, как слеза. И поет мне в землянке гармонь Про улыбку твою и глаза. Про тебя мне шептали кусты В белоснежных полях под Москвой. Я хочу, чтобы слышала ты, Как тоскует мой голос живой. Ты сейчас далеко, далеко, Между нами снега и снега... До тебя мне дойти нелегко, А до смерти - четыре шага. Пой, гармоника, вьюге назло, Заплутавшее счастье зови. Мне в холодной землянке тепло От моей негасимой любви. Мне в холодной землянке тепло От моей негасимой любви.

Слайд 16

Эпитеты Метафоры и олицетворе - ния Сравнения Повторы Голос живой Поёт мне в землянке гармонь Между нами снега и снега Негасимая любовь Бьётся в тесной печурке огонь На поленьях смола , как слеза Далеко-далеко

Слайд 17

Мы могли отойти Ю. Белаш Мы могли отойти: командиров там не было. Мы могли отойти: было много врагов. Мы могли отойти : было нас всего четверо. Мы могли отойти - и никто б нас не стал упрекать. Мы могли отойти, но остались в окопах навеки. Мы могли отойти, но теперь наши трупы лежат. Мы могли отойти, но теперь наши матери плачут. Мы могли отойти - только мы не смогли отойти: За спиною Россия была.

Слайд 18

А ты бы смог ? Сюда , где между двух берез дот в землю врос, Где трав зеленая волна, да тишина, Да амбразуры глаз пустой - приди, постой... Замри на миг - и мертвый дот вдруг оживет. И раскаленный пулемет, дрожа, начнет Лесок простреливать, а там лежишь ты сам... Вот целится в тебя сейчас граненый глаз, И снег вокруг изрыт свинцом, в крови лицо, Но ты ползешь. Еще бросок ... Еще рывок! И вот он враг! Но нет гранат. А под огнем друзья лежат ... Решай, солдат! ...Ты здесь и часу не стоял, а старше стал. И понял ты, о чем шумят, о чем твердят С продутой ветром высоты берез листы И травы шепотом у ног: "А ты бы смог?" "А ты бы смог, как он, в снегу, лицом к врагу Ползти?.. И броситься вперед, на пулемет? Чтоб дот, ослепнув, сразу смолк? А ты бы смог?" С.Викулов

Слайд 20

Вспомним всех поименно, Горем вспомним своим… Это нужно - не мертвым Это надо - живым!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

"Нет ни одной персональной судьбы – все судьбы в единую слиты..." Военная лирика В. С. Высоцкого.

учебно - методический материал для проведения мероприятия к Дню победы....

Сценарий литературной гостиной по страницам военной лирики «Помни войну! Это, право же, вовсе не странно: Помнить все то, что когда-то касалось всех нас...»

Сценарий литературной гостиной по страницам военной лирики «Помни войну! Это, право же, вовсе не странно: Помнить все то, что когда-то касалось всех нас...»...

Военная лирика Константина Симонова

Расширять знания о Великой Отечественной войне, способствовать формированию ценностного отношения, уважения к людям и событиям Великой Отечественной войны, показать особенности военной лирики К. Симон...

Урок-пресс-конференция «Поэзия подвига». Военная лирика К.Симонова.

Урок-пресс-конференция «Поэзия подвига». Военная лирика К.Симонова....

план-конспект урока по литературе в 11 классе "Военная лирика К.Симонова"

Стихи К.Симонова военных лет, чтение, анализ, определение тематики...