Военная лирика Кугультинова Д.Н.
план-конспект занятия по литературе (10 класс)

Басхамжаева Елена Михайловна

  

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл Военная лирика Кугультинова Д.Н.186.31 КБ

Предварительный просмотр:

              Тема урока: Военная лирика Давида Кугультинова

                       

Образовательная цель урока: донести до учащихся образ поэта- фронтовика, показать неповторимые черты личности поэта, удивить силой и выразительностью поэтических строк, посвященных героизму и стойкости народа в годы войны.

Развивающая цель: совершенствовать умения работы с  источниками знаний, умения высказывать и защищать свою точку зрения; развивать творческие способности учащихся, коммуникативные навыки; развивать эмоциональное восприятие текста, образное и аналитическое мышление.

Воспитательная цель: формировать читательскую культуру восприятия текста и понимания авторской позиции; вовлечь в активную деятельность на уроке; формировать патриотические  качества личности.

Вид урока: урок-практикум

Возраст учащихся: 10 класс

Оборудование: компьютер, проектор, портрет Д. Кугультинова. иллюстрация Б. Косульникова, музыка к песне «Журавли» на стихи Р.Гамзатова. 

Технологии личностно ориентированного обучения, проблемно-развивающего обучения, ИКТ

                                                      Ход урока:

I. Вступительное слово учителя: 70 лет Победы над фашизмом в Великой Отечественной войне – дата, которая знаменательна не только для нашего народа, но и для всего человечества. Все дальше в историю уходят от нас эти героические и трагические годы. Но время не властно над памятью народа, передающего из поколения в поколение историческую значимость и нравственную суть подвига, совершенного во имя спасения человечества от фашизма.

Произведения, созданные в годы войны, обладают ныне силой документа – прямого свидетельства автора как непосредственного участника событий.

Лирика  калмыцкого поэта Д.Кугультинова – исповедальный дневник, откровенный разговор о себе и о своем времени,  о любви к природе и к женщине, о жизни и смерти.

Значительное место в его творчестве занимала военная тема. Поэт испытал в годы войны все, что выпало на долю его поколения.

Слайд 1: Я прошел войну уже взрослым человеком. В 1943 году, на фронте,  стал коммунистом. Был офицером - политработником, работал сотрудником дивизионной газеты 252-й Краснознаменной Харьковской  дивизии. С фронта, из-под Кишинёва, я появился в Сибири у своих калмыков, услышал рассказы о том, как проводилась депортация, как сослали мой народ в эти дальние края.

Слово учителя: Давид Кугультинов, участвуя в тяжелых боях, держал и другое оружие – перо, которое поэтическим словом сражалось с общим врагом. Своей кровью, участием в боях, работая во фронтовой печати, Д. Кугультинов утверждал моральное право говорить от имени сражающегося калмыцкого народа. Его стихи, написанные в перерывах между сражениями, тоже ковали Победу.

II.Выразительное чтение стихотворений  и аналитическая беседа:

Слово учителя: Стихотворение  «О, где вы, Джангар и Хонгор?» написано человеком, чьи представления о войне отмечены печатью литературных и фольклорных влияний, этнографической метафоричностью и своеобразным отношением к описываемым событиям.

        Чтец читает стихотворение «О, где вы, Джангар и Хонгор?»

 Стою я у карты, исполнен печали.

Молчу, чтобы слезы свои удержать.

Из воинских сводок вчера мы узнали,

Что немцы к востоку прорвались опять.

И стрелы , по карте ползущие криво,

Как будто бы кто-то мне в сердце вонзил,

И вот уже мне представляется живо

Вступленье в Калмыкию вражеских сил.

Как будто бы мамонт на грудь наступает.

Так камень тяжелый лежит на душе…

Вдали Элиста безутешно вздыхает,

И во т своих братьев я вижу уже.

Куда мне деваться? Коня я седлаю,

Безмерное горе развеять хочу,

К растрепанной гриве коня припадаю,

И ветру навстречу я степью скачу.

О, если бы конь мой, мой друг неизменный,

К родимым селеньям меня бы помчал,

Мы мчались бы мысли быстрее мгновенной.

Вперед же, вперед же скачи, Аранзал!

О, как же помочь нашей родине милой?

И как принести избавленье стране?

О, Джангар и Хонгор,  где вы с вашей силой?

Отдайте сегодня мечи свои мне…

Конь мчится, и трудно назад оглянуться.

И бешеный ветер свистит за спиной,

 И слезы из глаз моих льются и льются,

А горе мое остается со мной.

 Беседа по вопросам:

- Вспоминая великих богатырей, что поэт жаждет увидеть?

-каким становится поэтическое слово Д. Кугультинова? (поэтическое слово становится беззаветным примером служения Родине и ее защите от фашистских захватчиков)

Слово учителя: Стихотворение  «Песнь осеннего ветра» - это клятва верности погибшим друзьям, родной земле, занятой врагами.

              Чтец читает стихотворение «Песнь осеннего ветра».

Ветер поет,

                      скользя по штыку граненому.

Песня его

                     пронзительна и грустна.

В синее тело небес

                     жестоко вонзенная.

Алая сабля луны

                       сквозь тучи видна.

Ветер поет,

                 смутные, но неусыпные

                 шепчет слова.

Боль, наточив острие, в  сердце моё,

                в память мою ненасытную,

 Слушая песню,

                врезывает её.

Да, я вижу: в небе осеннем, нахмуренном

               Черные тучи мчатся,

               Смыкаясь в ряды

               Падают наземь из них

               свинцовыми пулями

               твердые капли

              светлой холодной воды.

Да, я слышу, ветер, твои причитания!

Сердце от скорби

                   кровью готово истечь,

В сумраке ночи тягостно- долгим стенанием

                   стонет и корчится

                    в муках древняя степь.

Нет! Не холодные капли жестокой воды-

Жгучие слезы любимых текут с высоты.

                  (О, как горит мое сердце!

                   О, как горит!)

Голос матери старой сквозь шум ковылей

Слышится мне, защиты просит моей.

                  (О, как горит мое сердце!

                   О, как горит!)

Нет! Не древняя степь стенает, корчась во мгле

Ночи осенней, а мертвые стонут в земле.

                  (О, как горит мое сердце!

                   О, как горит!)

То погребенные воины – братья к мести зовут.

Жизнь отжив, мечтою о мести живут.

                  (О, как горит мое сердце!

                   О, как горит!)

Клянусь! И клятвы своей вовек не нарушу я.

Не убегать от стонов мира,

Не отступать от зовов мира.

Да выдержит сталь оружия

Я болью и гневом буду стрелять!

Беседа по вопросам:

-  как война  вторгается не только в жизнь автора, но и в поэтическое видение событий, в самую структуру его стихов?

- что означает повторяющийся рефрен «О, как горит мое сердце! О, как горит!»? (это не только внутреннее переживание солдата, теряющего на войне родных и друзей, но и страстный порыв, символизирующий желание до последней капли крови биться за родную землю.)

-как вы думаете о чем  заключительные строки «Песни осеннего ветра»? (заключительные строки стали заповедью поэта на всю жизнь и призывом для земляков, готовых, как и он, бороться до последнего дыхания)

Слово учителя: Стихотворение «Слушай команду!», датированное 1943 годом, служит призывом ко всем бойцам, шагающим по дорогам войны.

Чтец читает стихотворение «Слушай команду»:

 Ради того,

                   чтоб войны стихия

 Стихла,

                   чтоб радость вошла в наш дом,

  Чтобы скорее бойцы лихие

  Сняли шинели в кругу родном,

Чтоб тревоги, чтобы отбои

Не разрывали впредь тишины,

Чтоб красавицы пестрою гурьбою

Встречали нас,

                          Пришедших с войны,

Чтобы справляли все новоселье,

Не уставали бы пировать ,

Чтоб надежды, чтобы веселье

В наши края вернулись опять.

Чтобы в квартиры, кибитки, сакли

Запросто вновь являлись они,

Чтобы сердца  наконец обмякли,

Сбросили груз железной брони,

Чтобы на празднике мира

                                            чаши,

 С пеньем йорела, нам поднесли,

Чтобы сошлись все герои наши,

Даже и те, кто не встал с земли

(В мыслях хотя бы встретимся с ними,

  В лад запоют домбра и гармонь!..), -

 Ради великого дня,

                                                         во имя

 ПОБЕДЫ:

                                             - Батарея, огонь!

-Какую функцию несет союз  «чтобы»? (союз  «чтобы, несущий функцию цели и являющийся анафорой – повторением в начале каждой строфы, определяет смысловую нагрузку и авторскую позицию)

Слово учителя:  И, кажется, будто солдаты действительно встают под эту команду и шагают в огонь под пули вражеских минометов, уже ничего не боясь, двигаясь сознанием исполненного долга.

Слайд 2: «На войне мне казалось, не роняя достоинства, я прохожу труднейшие испытания судьбы на верность Родине».

Слово учителя: Фронт был проверкой человеческих качеств. Экзамен огнем  и кровью - суровый и беспощадный.

          Чтец читает стихотворение  «Матери - степи» на фоне  музыкальной  композиции  «Степь:

Степь моя! Степь!

Тому, кто душой тебя понял,

Сердцем тебя полюбил,

Ты открываешь глаза.

Книгой волшебной шуршишь,

Истиной дышишь прекрасной,

Мальчиком юным цветешь,

Мудрым глядишь стариком.

Не через чеховский дар,

Не через горьковский гений

Я полюбил твой зеленый,

Твой бесконечный простор.

И что мне те, кто восторгом

Непониманье  скрывает.

Пышно – влюбленной хвалой

 Я не тревожил тебя.

Свежий твой ветер вдохнул

Я с молоком материнским.

Тонкие веки едва

Приподнял – увидел тебя.

Вырос на почве твоей.

(в этом месте музыкальная композиция «Степь» прекращается)

Но выпали нам испытанья…

Видишь? В тяжелой пыли

С запада движется враг.

Степь! Если в грозном бою,

Струсив,  себя запятнаю;

 Степь! Если Джангара и Хонгра

Я оскверню имена, -

Кровь мою в гной преврати,

О степь!

И, брезгуя  мною,

Тело мое не прими

В  лоно святое свое!

-Что выражает  Д.Кугультинов  в этом стихотворении?(клятву верности Отчизне)

Слово учителя: В поэзии Давида Кугультинова периода Великой Отечественной войны можно выделить две тенденции: стремление запечатлеть события в их конкретности  с неповторимыми приметами военных лет и желание поэта осмыслить происходящее.

   Какой представляет поэт  войну в стихотворении «Ночью в окопе?                 Чтецы читают стихотворение  «Ночью в окопе».

1чтец (юноша в солдатской форме):

Лежим. Не пропадем авось.

                                           Темно на белом свете.

Пронизывает нас насквозь

                                            Весенний черный  ветер.

2чтец (юноша в солдатской форме):

А обувь – мокрая.  Она

Дрожь вызывает в теле.

       Как лед, винтовка холодна,

                                               Аж руки онемели.

3чтец (девушка):

Лежат солдаты на войне,

                                             Их снег с водою топит.

  Они не в дыме, не в огне –

                                             Они в степи, в окопе.

А все огни со всей земли

                                             Как будто ветры сдули,

  И лишь трассируют вдали

                                             Шальные чьи- то пули.

                                             Солдаты тихо  говорят

                                              О новостях из дому,

И от души один солдат

Сочувствует другому.

    Невесел, короток рассказ

                                               Солдата пожилого:

1чтец (юноша в солдатской форме):

«Моя–то пишет, что у нас

                                             Порожняя корова…»

3чтец (девушка):

                                      А молодой солдат сказал:

2чтец (юноша в солдатской форме, показывая на карман):

«Темно, а то бы показал

                                              Своей невесты фото».

3чтец (девушка):

Мечты о доме, словно сны,

                                           Витают,  согревая,

И на мгновенье нет войны,

                                           А только жизнь простая.

Выводы учащихся: война преломляется сквозь предельно достоверную призму сурового быта фронтовиков.

Чтец читает стихотворение «Высота» 

Взять высоту был дан приказ.

Враги сдержать пытались нас.

За кукурузными стеблями

Мы залегли. Вперед я звал,

Но с пулей в легком  наземь пал.

Под Сарпами  то было с нами.

Сознанье на короткий срок

Вернул мне свежий ветерок,

И я подумал: «Вероятно,

Истекши кровью, здесь, в бою,

Я и закончу жизнь свою…

О, как бы кровь втолкнуть обратно!» (трогает как будто раненую грудь)

Уже с жужжанием  вокруг

Носился рой зеленых мух,-

Они на кровь мою садились…

И понял я, что смерть близка,

Когда земля и облака

В огонь, казалось, превратились!

Мне в рот холодная вода

Лилась, и я не знал, куда

Тянуться помертвевшим взглядом!

Не проронив ни капли, скуп,

Облизывал я корку губ;

И вдруг, в стеблях, со мною рядом,

В тугом венце сплетенных кос

Увидел девушку. Принес

Мне силу взор её красивый:

Строга,  доверчива, нежна,

Вдруг показалась мне она

Весь мир спасающей Россией!

Слайд 3:«Стихотворение «Высота», опубликованное в журнале «Огонек» в 1956 г, принесло большую радость калмыкам, всё ещё жившим за пределами земли отцов, ибо оно было первой ласточкой родной литературы за много - много трудных лет, предвестницей долгожданной весны».

Слово учителя: Во всех стихотворениях поэт стремился передать не только свои личные переживания, но и  запечатлеть своих однополчан, заслуживших право на бессмертие. Стихи военных лет рождались внезапно, не как плод вымученного вдохновения, а как мгновенно охватившее разум и сердце удивление увиденным и пережитым. Поэт  не всегда  успевал записать неожиданно пришедшие строчки – перерывы  между боями были редким подарком. Надо было ценить и беречь время, отпущенное судьбой, подарившей ему самое ценное, что может быть даровано солдату,  -  жизнь.Но Д.Кугультинов   не спешил, писал только тогда, когда не мог не писать. А все, что не успело сложиться в стих, не выразилось еще в словах и рифме, ждало своей очереди, оставаясь поэтическим зарядом души. Стихотворения  «Ребята, не пришедшие с войны»,  «Воспоминание», «Слезы» были написаны  после войны, в 70 -80 – е годы прошлого столетия.

    Чтец читает стихотворение «Ребята, не пришедшие с войны» (на фоне музыки к песне «Журавли» на стихи Р.Гамзатова):

Ребята, не пришедшие с войны,

Живыми посещают наши сны.

Родимых братьев мне они милей…

Так много  провели мы славных  дней!..

Уроки мы учили сообща.

При имени девичьем трепеща,

Влюбленные, мечтали в должный срок

И первый жизненный прошли урок.

Товарищей, погибших на войне,

Всегда живыми вижу я во сне.

Когда ж по знаку вспыхнувшей зари

Внезапно в клочья разлетится сон,

Мне все же шепчет кто- то изнутри:

 «Мы здесь, дружище!..Нами ты силен …

К тебе мы будем приходить и впредь…»

Они – со мной, друзья далеких дней!

Пока я жив, кто может их стереть

Из разума ли, из души моей?

Любой из мертвых – жив и невредим,

Пока мы в памяти его храним.

Слово учителя: стихотворение Д. Кугультинова «Воспоминание», написанное после войны в 1980 – е годы, заставляет пережить пережитое.

                   Чтец читает стихотворение  «Воспоминание»

С задумчивым видом

В обглоданном сталью леске

Сидел он вчера лишь!.. А может быть, это мне снится?

Но вот он лежит… Черный сгусток застыл на виске.

Стеклянны глаза, и  распахнуты настежь ресницы…

А только вчера, гимнастерку латая свою,

Он вдруг усмехнулся: «Еще далеко до парада!

И в новой,  и в рваной  - прием одинаков в раю,-

А в ад нас не примут  - достаточно этого ада!..»

Еще лишь вчера!.. Но, застывший в последнем броске,

Лежит он спокойный, раскинувший руки крылато.

Стеклянны глаза… Черный сгусток застыл на виске…

Нелепым пятном на груди гимнастерки заплата…

- какова основная мысль данного стихотворения? (Основная мысль стихотворения Д. Кугультинова «Воспоминание» - это удивительное доказательство огромной цены Победы, добытой кровью и смертью друзей – «ребят, не пришедших с полей  войны»)

- Перед нами две ипостаси, две параллели – «рай» и «ад». Как они высвечены автором?

Выводы учащихся: «Рай» - сознание исполненного долга перед Родиной, заслуженная награда за эти муки «ада».

              А только вчера усмехнулся: «Еще далеко до парада!

    И в новой и в рваной – прием одинаков в раю.

А в ад нас не примут - достаточно этого ада!

 Картина о погибшем солдате высвечена детальной антитезой –  «вчера», когда он был жив, «усмехался, гимнастерку латая свою»,  и «сегодня», когда «застывший в последнем броске, лежит он спокойный, раскинувший руки крылато». Противопоставление  «вчера» и «сегодня», отражающее границы военного времени, перечеркнуто  неоспоримой  верой героя  в Победу: «Далеко до парада!».

- Д.Кугультинов сохраняет присущую ему особенную выразительность. Поэт не отказывается от широкого использования развернутых  метафор, и эпитетов. Докажите это? (метафоры «обглоданном сталью», «распахнуты ресницы» отражают  душевные переживания. А эпитет «черный сгусток», застывший на виске, «стеклянны глаза», являясь рефреном, передают его  горечь и боль)

- какие еще выразительные средства вы заметили? (Взволнованная речь автора  насыщена поэтическим синтаксисом - вопросительными и восклицательными предложениями, а также многоточиями, свидетельствующими о невозможности говорить при виде убитого друга.

 - какая деталь не оставляет нашего внимания? («нелепым пятном на груди гимнастерки заплата». Сравнение «нелепым пятном», завершающее это стихотворение, выражает вчерашнюю поспешность и сегодняшнюю готовность к бою, приближающие  час Победы).

 Слово учителя: как заметил известный критик Ю. Розенблюм, военные стихи Давида Кугультинова выражают глубоко личные переживания, и вместе с тем они имеют предельно обобщенный смысл, ибо лирическое «я» поэта как бы выступает от лица всего народа.    Вместе с тем субъективное начало в военных стихах передает национальный характер этого лирического «я». «Война  -  жесточе нету слова», - писал А. Твардовский. Война – это слезы, это потери родных и близких, это кровь и смерть. «Слезы»,- так называется следующее стихотворение

 Чтецы читают стихотворение «Слезы» 

(на экран проецируется иллюстрация Б. Косульникова)

 1 чтец

                       Когда бы слезы тех собрать,

                        Кто потерял отца

  2 чтец

                                                           и мать,

1 чтец

                        Все слезы матерей,

    2 чтец                                            отцов,

   1 чтец

                      Утративших своих сынов,

                        Когда бы слить в один сосуд

                        Все слезы тех,

                                                 кто тщетно ждут,-

   1 чтец

                        Какой сосуд ни выбирай –

                        Все перельется через край!

   2 чтец

                       От воплей женщин и сирот

                        Оглох бы дальний небосвод,

                        И солнце бросилось бы прочь,

                        Навек сокрылось бы во мгле,

                        Уже не в силах превозмочь

                        Презренья гневного к Земле!

    1 чтец

                       О, если б будущим векам

                        Не слышать то,

    2 чтец

                             что слышать нам,

   1 чтец

                             Что нам увидеть довелось:

  1 и 2 чтецы вместе:

                             Войною порожденных слез!

- что заключает в себе часть вместо целого? (Она олицетворяет  неизбывное  материнское горе)

- какую роль играет гипербола «какой сосуд ни выбирай - все перельется через край!»?( преувеличивает действие, усиливает наше читательское впечатление)

- Найдите градацию. Что она отражает?( Идущая далее градация  «от воплей женщин и сирот оглох бы небосвод, солнце бросилось   и скрылось бы во мгле », подкрепленные наречиями «прочь» и  «навсегда» заключает в себе смысловое и эмоционально – экспрессивное значение, отражает   поток чувств поэта и контраст между войной и миром).

 - Какой эпитет служит особой эмоциональной окраской?( резкий  оценочный  эпитет «презренья гневного», усиленный здесь  инверсией и  передающий отношение автора к войне, разлитой по Земле)

- какой предстает личность автора? В каких строчках это выражено?

Выводы учащихся: личность автора возвышается до небесных пределов, ведь он думает о женщине, не просто о женщине, а о женщине- Матери, «утратившей своих сынов», и еще больше его сердце наполняется болью о детях, ставших сиротами в годы войны. И так понятно авторское пожелание:

                        О, если б будущим векам

                        Не слышать то,

                                                   что слышать нам,

                        Что нам увидеть довелось:

                        Войною порожденных слез!

- чем достигается выразительный эффект в стихотворении?(он достигается метафорой «войною порожденных слез», которая стала  суровым авторским заключением)

Слайд 4: «Нельзя допустить новой войны - война уничтожает человечество.  Нельзя допустить повторения новой войны, ибо она угрожает сейчас гибелью всем нам. Поэтому борьбу за мир я считаю делом №1.Ибо в мире пока мира нет».

Слово учителя: Память о войне - это память о прошлом, которое оборвалось июньским утром сорок первого года. Память о войне – это память о тех, чьи могилы остались на дороге истории.

Слайд 5:

                           Одна судьба нам, смертным, суждена:

                           Все мы как есть, со славой и без славы,

                           Исчезнем так, как исчезают травы,

                           По осени оставив семена.

Слово учителя: То богатое литературное наследие, которое оставил нам всем Д. Кугультинов, и есть те семена, которые дадут прекрасные всходы на земле Калмыкии, ибо его стихи занимают достойное место в мировой литературе.

III.Вопросы для закрепления: (слайд 6)

-какой заряд эмоциональности живет в этих произведениях?

-чем волнуют стихи Д.Кугультинова?

- какой  предстает личность  поэт в прочитанных вами  стихах?

- какие стихи вам особенно понравились?

Выводы учащихся: военная лирика Д.Кугультинова – это не только  обобщение пережитого и перечувственного им, но и высшее сознание своей сопричастности с Родиной, порыв защищать ее, помочь в трудную минуту. Читая стихи Д.Кугультинова, мы учимся понимать чувство Родины, товарищества, доблести. Поэзия Д.Кугультинова учит нас ценить и беречь этот мир, завоеванный дорогой ценой, помнить каждым дыханием жизни, повседневностью будней о героях – солдатах, подаривших всем  яркое солнце и мирное небо, быть достойными гражданами своей страны и беречь ее славу и честь.

IV.Домашнее задание: написать эссе на тему «Какое впечатление произвела на меня военная лирика Д.Кугультинова?»

                     


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

"Нет ни одной персональной судьбы – все судьбы в единую слиты..." Военная лирика В. С. Высоцкого.

учебно - методический материал для проведения мероприятия к Дню победы....

Сценарий литературной гостиной по страницам военной лирики «Помни войну! Это, право же, вовсе не странно: Помнить все то, что когда-то касалось всех нас...»

Сценарий литературной гостиной по страницам военной лирики «Помни войну! Это, право же, вовсе не странно: Помнить все то, что когда-то касалось всех нас...»...

Военная лирика Константина Симонова

Расширять знания о Великой Отечественной войне, способствовать формированию ценностного отношения, уважения к людям и событиям Великой Отечественной войны, показать особенности военной лирики К. Симон...

Урок-пресс-конференция «Поэзия подвига». Военная лирика К.Симонова.

Урок-пресс-конференция «Поэзия подвига». Военная лирика К.Симонова....

план-конспект урока по литературе в 11 классе "Военная лирика К.Симонова"

Стихи К.Симонова военных лет, чтение, анализ, определение тематики...

Урок-презентация Военная лирика в творчестве Д.Н.Кугультинова

Цель: познакомить уч-ся с военно-патриотической лирикой Д.Н. Кугультинова; активизировать эмоционально-мыслительную деятельность уч-ся; прививать  навыки анализа лирического произведения, самосто...