Использование развивающих советских и современных мультипликационных фильмов на уроках литературы:методическаяч разработка
методическая разработка по литературе (6 класс)
В методической разработке подробно расписана роль современных и советских мультипликационных фильмов на уроках литературы с целью духовно-нравственного воспитания подростков. Приведен пример разработки занятия "Путями доброты".
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
metodicheskaya_razrabotka_buslaeva.docx | 33.73 КБ |
Предварительный просмотр:
Государственное бюджетное общеобразовательное учреждение средняя общеобразовательная школа № 365 Фрунзенского район Санкт-Петербург имени Героя Советского Союза М.П. Краснолуцкого
Учитель русского языка и литературы
Буслаева Яна Александровна
Использование развивающих советских и современных мультипликационных фильмов на уроках литературы
Методическая разработка
Санкт Петербург
2022
Автор-составитель: Буслаева Яна Александровна
ГБОУ СОШ № 365 им. М.П. Краснолуцкого, г. Санкт-Петербург
Буслаева Я.А. Использование развивающих советских и современных мультипликационных фильмов на уроках литературы: методическая разработка/Я.А.Буслаева – Санкт-Петербург: ГБОУ СОШ № 365 им. М.П. Краснолуцкого, г. Санкт-Петербург, 2022 г. – 14 c.
Аннотация:
Актуальность методической разработки «Использование развивающих советских и современных фильмов на уроках литературы» обусловлена следующей педагогической проблемой: противоречие между необходимостью организации досуга подростков и внеурочной деятельности в образовательных учреждениях и неготовностью педагогов и общества к этому, педагогическая некомпетентность в области воспитания. Цель: разработать и апробировать модель школьного киноклуба «Лучики добра», использовать потенциал мультипликационных фильмов для духовно-нравственного воспитания обучающихся на уроках литературы.
Содержание
Введение. Актуальность проблемы проекта 4
Теоретические основы, на которых строится проект 8
Что может дать один человек другому кроме капли тепла?
И что может быть больше этого?
Эрих Мария Ремарк
Введение. Актуальность проблемы проекта
В современном мире, в условиях глобализации и информатизации пространства, происходит трансформация духовных и нравственных ценностей, разрушается связь времен и поколений, мы находимся на пороге духовного кризиса. Усиливается разобщенность между людьми, снижается уровень духовного развития личности.
В XXI веке влияние цифровых технологий на человека возросло. Отметим, что средства массовой информации и интернет-ресурсы могут воздействовать на подростков по-разному.
В связи с тем, что образовательной деятельности в школе уделяется по-прежнему больше внимания, чем воспитательной, в обществе наблюдается переориентация на потребительские ценности. Престиж педагога значительно снизился. Раньше учителя были одним из немногих источников информации, теперь на первом плане компьютер, телевизор, интернет.
Происходит компьютеризация всей современной жизни, хотя не стоит забывать, что компьютер – это средство обучения и не единственный источник информации. Дети перестали читать, не посещают районные библиотеки. Во многих городах и селах нет бесплатных бассейнов, спортивных секций или кружков по интересам. Подростку приходится самому искать реализацию своих способностей, не всегда это оказывается удачным. Неорганизованный досуг провоцирует развитие девиантного поведения у обучающихся.
Бесконтрольный доступ детей к сценам насилия, криминальным сводкам и другому материалу подобного рода может нанести непоправимый вред психическому здоровью подростков, снизить уровень их духовности и нравственности.
Таким образом, актуальность данного проекта обусловлена следующей педагогической проблемой: противоречие между необходимостью организации досуга подростков и внеурочной деятельности в образовательных учреждениях и неготовностью педагогов и общества к этому, педагогическая некомпетентность в области воспитания.
Создание киноклуба «Лучики добра» и использование мультипликационных фильмов во внеурочной деятельности – пример положительного влияния информационных технологий на подростка с целью развития его духовно-нравственных ценностей. Это особенно важно в сложившихся сегодня условиях пандемии коронавирусной инфекции и перехода школ на дистанционное обучение. Большинство программ педагогов не адаптированы под использование такого вида обучения и внедрение современных образовательных технологий.
Правильно и своевременно подобранный педагогом сюжет мультфильма поможет воздействовать на эмоциональную сферу подростка, заставит его задуматься о важных жизненных проблемах и ценностях, стать более ответственным. Мультипликационный герой может стать образцом нравственного поведения для обучающегося.
На примере жизни и поведения животных мы можем рассматривать важнейшие человеческие качества, необходимые для формирования и становления ценностно ориентированной личности.
Цель и задачи проекта
Цель: разработать и апробировать модель школьного киноклуба «Лучики добра», использовать потенциал мультипликационных фильмов для духовно-нравственного воспитания обучающихся с помощью организации их внеурочной деятельности.
Задачи:
- провести анкетирование обучающихся с целью выявления их интересов и определения основных видов досуга подростков;
- провести опрос в социальных сетях с целью формирования списка мультипликационных фильмов, рекомендуемых к просмотру подростками;
- изучить методы и формы работы с видеоинформацией;
- определить место школьного киноклуба в системе духовно-нравственного воспитания общеобразовательного учреждения;
- разработать методическое пособие по формам и методам работы над содержанием мультипликационных фильмов;
- организовать в рамках киноклуба различные формы и виды коммуникативной деятельности, создающей проблему нравственного выбора и сопереживания мультипликационным героям;
- ознакомить обучающихся с жанровым и стилистическим многообразием современного кинематографа, заинтересовать их;
- ввести в круг активного словарного запаса обучающихся понятия и термины из области кинематографа;
- создать условия для формирования у обучающихся основных навыков грамотной зрительской культуры, развивать аналитические умения и навыки, критическое мышление, творческое восприятие, толерантность, милосердие и сострадание;
- сформировать у обучающихся восприятие и понимание идейно-художественного содержания мультипликационных фильмов;
- развивать и совершенствовать у обучающихся навыки литературного рецензирования, навыки написания кинорецензии;
- обучить навыкам создания собственного мультипликационного фильма;
- формировать и развивать активную гражданскую и общественную позицию у обучающихся;
- содействовать становлению адекватной самооценки ребенка через ощущение значимости своих действий;
- способствовать социализации обучающихся, организовывать работу в группах.
Ожидаемые результаты
- проведено анкетирование обучающихся, выявлены их интересы во внеурочное время, определены основные виды досуга подростков;
- проведен опрос в социальных сетях, составлен список мультипликационных фильмов, необходимых для просмотра подростками;
- разработано методическое пособие по формам и методам работы над содержанием мультипликационных фильмов с целью духовно-нравственного воспитания младших подростков (учитывая результаты анкетирования и опроса в социальных сетях);
- организована работа по реализации разработанного методического пособия по формам и методам работы;
- знание основных видов современного кинематографа, владение понятийным аппаратом по заданной теме;
- понимание и устанавливание связи между мультипликационными фильмами и литературой, жизненными ситуациями;
- умение формулировать, аргументировать и отстаивать собственную точку зрения, личностное отношение к просмотренным мультипликационным фильмам;
- умение делать смысловой анализ мультипликационного фильма, определять замысел мультфильма;
- умение давать устный и письменный отзыв о мультфильме, мультипликационных героях;
- умение делать слайдовые презентации в мультимедийных приложениях;
- умение пользоваться интернет-ресурсами, справочной литературой, словарями;
- умение работать в группе, грамотно рассуждать и дискутировать, слушать и слышать других.
Теоретические основы, на которых строится проект
В современном обществе наблюдается модернизация социальных, политических, экономических, культурных условий. Изменяются потребности человека, его социальные стремления и ценностные ориентации, в соответствии с этим вносятся поправки и в процесс образования: корректируются цели, задачи и принципы воспитания, интересы человека, его личность выступают на первый план.
В настоящее время образование, к сожалению, так и не стало ценностью общества. Об этом можно судить по числу беспризорных детей, росту преступности, качеству обучения, материальному состоянию некоторых образовательных организаций, отношению к личности педагога, распространению алкоголизма, табакокурения, наркомании, агрессивного типа поведения, этнической нетерпимости в подростковой среде.
Воспитание как целенаправленный педагогический процесс по-прежнему недооценивается. Назрела необходимость модернизации социального института воспитания, так как само это понятие используется в Федеральном Законе об образовании в качестве составляющей процесса образования: «Образование – единый целенаправленный процесс воспитания и обучения, являющийся общественно значимым благом и осуществляемый в интересах человека, семьи, общества и государства» [Закон об образовании]. Таким образом, современные проблемы воспитания подростков требуют особого внимания исследователей и всегда будут являться актуальной проблемой в образовании, влиять на его качество.
Все дети должны быть включены в социокультурную жизнь школы, должны затрагиваться все сферы жизнедеятельности: патриотическое воспитание, уважительное и бережное отношение к духовному и историческому наследию своего народа, восстановление традиционного образа семьи.
Педагог выступает своеобразным проводником, который направляет и контролирует деятельность подростков. Без понимания и осмысления сущности воспитания, закономерностей становления и развития воспитательных отношений невозможно стать профессиональным педагогом-воспитателем.
Учитывая Постановление Правительства РФ от 15 апреля 2014 г. №295 (ред. От 31.03.2017) «Об утверждении государственной программы Российской Федерации «Развитие образования» на 2013 – 2020 годы», реализуется подпрограмма «Вовлечение молодежи в социальную практику», которая способствует самореализации и самосовершенствованию подростков, осознанию своего места в социуме. Социокультурные практики раскрывают права человека и признание его высшей ценностью, помогают проявить теоретические возможности на практике, возродить утраченные семейные и культурные ценности, являются своеобразным вектором в духовно-нравственном развитии подростков. Создание киноклуба «Лучики добра» - одна из форм реализации социокультурных практик, способствующая развитию духовных и нравственных ценностей подростков, становлению их мировоззренческих взглядов.
В соответствии с требованиями федерального государственного образовательного стандарта (далее ФГОС), составной частью образования является духовно-нравственное воспитание обучающихся. ФГОС ориентирует нас на следующие личностные результаты: «высокая духовно-нравственная культура, ответственность за свой выбор и поступки, бережное отношение к национальной культуре, патриотизм, миролюбивость, культура межличностных отношений, ответственность за свою семью, культура семейных традиций». Все это мотивирует к использованию неформальных методов работы, к поиску новых форм организации образовательного и воспитательного процесса, удовлетворяющих потребности подростков в социальном признании, формирующих духовные потребности обучающихся. Такой формой достижения личностных и метапредметных результатов может стать школьный киноклуб «Лучики добра».
В «Концепции духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России» также говорится о том, что одной из приоритетных задач общества и государства является воспитание, становление и развитие «высоконравственного, ответственного, творческого, инициативного, компетентного гражданина России».
В основе проекта «Лучики добра» лежат базовые национальные ценности личности, которые необходимо формулировать у обучающихся в процессе духовно-нравственного воспитания: патриотизм, гражданственность, труд и творчество, ценность знания, искусство и литература.
Проект «Лучики добра» также базируется на статье М. К. Магомедовой «Мульттерапия как артпедагогическое средство воспитания ненасилия у детей». В работе говорится о том, что мульттерапия может служить средством профилактики ненасилия у детей. Она помогает создать стабильный и благоприятный психологический климат среди обучающихся, способствует социализации подростков. Организованная совместная деятельность учителя и обучающихся после просмотра мультипликационного фильма помогает привить моральные ценности подросткам, раскрыть творческий потенциал их личности.
При разработке проекта особое внимание уделялось методическому пособию Атрихаловой Е. В. «Использование потенциала фильмов духовно-нравственной направленности в современной школе», состоящему из двух частей. В первой части помещено планирование тематических бесед с обучающимися начальной школы и методические разработки по их проведению. Во второй расписано планирование занятий дискуссионного клуба «Духовно-нравственный потенциал современного некоммерческого кино». Структуру данного пособия можно взять за основу при разработке и составлении методического пособия для средней общеобразовательной школы.
Приведем пример разработки одного такого занятия и заданий к нему. Урок 33 «Путями доброты». Просмотр мультипликационного фильма «Крепыш». Занятие рекомендуется начать с чтения и анализа письма «Путями доброты» из книги Д. С. Лихачева «Письма о добром и прекрасном». Мультфильм «Крепыш» является иллюстративным материалом к тексту, поскольку дружба и взаимопонимание – одна из ключевых тем на пути к доброте.
Основные кадры мультфильма сопровождаются текстом, что очень удобно и для детей с ограниченными возможностями здоровья, потерей слуха, и помогает им легче понять основную мысль сюжета. Кадры с текстовым сопровождением удобны и для того, чтобы учитель мог показывать обучающимся отдельные сцены из мультфильма (если это необходимо).
После просмотра «Крепыша» подросткам предлагается проследить основную сюжетную линию мультфильма и его идею: необходимо выделить основные части и озаглавить их. Примерный ответ должен выглядеть следующим образом:
Сюжет «Крепыша» условно можно разделить на три части:
- в неравной схватке с жестоким Волком погибает собака Верная, мать Крепыша;
- Крепыш заблудился и остался один в холодном лесу. Зайчиха пригрела щенка, всю зиму он провел с ней и маленькими зайчатами, охраняя их жилище от хищных зверей;
- Крепыш вырос, защитил Зайчиху и зайчат от волка, вернулся в дом лесника.
Особое внимание следует обратить с обучающимися на музыкальное сопровождение в мультфильме и его воздействие на эмоциональную сферу подростков. Необходимо проанализировать отдельные кадры мультфильма, обратить внимание на изображение и поведение главных персонажей.
После этого, опираясь на текст письма «Путями доброты» из книги Д. С. Лихачева «Письма о добром и прекрасном», с обучающимися следует провести беседу на восприятие, приведем список примерных вопросов:
- Что должен уметь человек, по мнению Д. С. Лихачева?
- Что ценнее всего в жизни?
- Понравился ли вам мультфильм «Крепыш», какой теме он посвящен?
- Каким перед нами предстает Крепыш? Рассмотрите основные качества собаки на примере выборочных сцен из мультфильма.
- Как бы вы описали Волка?
Для итоговой работы подросткам можно предложить создать свой мультипликационный фильм на тему «Дружба и взаимовыручка», сделать покадровую зарисовку, что, как показывает опыт, всегда принимается школьниками и приводит к положительным результатам.
Виды занятий предусматривают лекции, практические занятия по обучению написания рецензий, составлению сценариев и покадровых зарисовок к мультфильму, мастер-классы, выездные тематические занятия (на киностудию «Ленфильм»), выполнение самостоятельной работы. Традиционные формы и методы работы:
- семинары-практикумы;
- круглые столы (обсуждение мультфильмов, дискуссия);
- вечера вопросов и ответов;
- праздник «Волшебный кинофестиваль» и др.;
- творческие конкурсы и выставки.
Нетрадиционные формы и методы работы:
- творческие проекты;
- творческий эксперимент;
- мини-кинолаборатория;
- эвристические беседы, метод моральных дилемм.
3 этап (рефлексия): подведение итогов работы киноклуба «Лучики добра», рецензии и отзывы администрации школы.
Заключение
Став неотъемлемой частью современной жизни, кинематограф оказывает воздействие на эмоциональное и интеллектуальное развитие подростка, способствует формированию мировоззренческих позиций человека, становлению основных человеческих качеств: толерантности, милосердия, сострадания.
Проект «Школьный киноклуб «Лучики добра» поможет познакомить школьников с кинопроцессом, основными теоретическими сведениями из мира мультипликационных фильмов, научит создавать собственные мультфильмы. Данный вид педагогической деятельности создает условия для формирования у обучающихся критического мышления, повышает коммуникативную культуру подростков (дискуссии на различные темы, выражение собственной точки зрения).
Ценностный аспект данного проекта заключается в том, что он приводит к обсуждению широкого спектра жизненных ситуаций и проблем, развивает личную нравственную и гражданскую позицию, что особенно актуально в младшем подростковом возрасте. Содержание программы поделено на тематические разделы, в которых отражаются базовые национальные ценности, что также расширяет кругозор обучающихся и развивает духовные и моральные ценности личности.
Несомненно, важна роль учителя, руководителя проекта, его личные взгляды, духовные и нравственные ориентиры, чувство педагогического такта и умение учитывать интересы каждого ребенка, мнение школьников, выстраивать диалог с обучающимися.
Процесс подготовки и проведения занятий должен включать в себя не только просмотр и обсуждение мультипликационных фильмов, но и передачу обучающимся знаний в области теории и истории мирового киноискусства, особенностей его образного языка, что будет способствовать обогащению зрительского восприятия и культуры подростков. Проект позволит корректировать индивидуальные образовательные маршруты обучающихся, дифференцировать обучение в соответствии с запросом, способностями и интересами участников.
Список литературы
- Атрихалова Е. В., Ключникова И. В. Использование потенциала фильмов духовно-нравственной направленности в современной школе: методическое пособие для начальных классов/Е. В. Атрихалова, И. В. Ключникова. – Калуга: КГИМО, 2011. – 64 с.
- Концепция духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России. [Электронный ресурс] URL: https://mostmetod.ru/metodicheskoe-prostranstvo/nachalnaya-shkola/orkse/fgos/kontseptsiya-dukhovno-nravstvennogo-razvitiya-i-vospitaniya-lichnosti-grazhdanina-rossii.html
- Магомедова М. К. Мульттерапия как артпедагогическое средство воспитания ненасилия у детей// Известия Дагестанского государственного педагогического университета. Психолого-педагогические науки. 2018. Т. 12 №1. [Электронный ресурс] URL: https://cyberleninka.ru/article/n/multterapiya-kak-artpedagogicheskoe-sredstvo-vospitaniya-nenasiliya-u-detey/viewer (дата обращения: 25.12.2020)
- Основы государственной молодежной политики Российской Федерации на период до 2025 года [Электронный ресурс]: Распоряжение Правительства Российской Федерации от 29 ноября 2014 года №2403 – Режим доступа: URL: http://www/rg/ru/2014/12/08/molodej -site-dok.html (дата обращения: 25.12.2020).
- Поливанова К. Н. Проектная деятельность школьников: пособие для учителя / К. Н. Поливанова. – М.: Просвещение, 2008. – 192 с.
- Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования [Электронный ресурс] URL: http://window.edu.ru/resource/768/72768/files/FGOS_OO.pdf
- Федеральный закон Российской Федерации от 29 декабря 2012 г.
№273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» [Электронный ресурс]//Информационно-правовой портал «Гарант». ‒ Режим доступа: http://base.garant.ru/70291362/
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Учебные мультипликационные фильмы на уроках информатики
в статье написано зачем нужно исползовать на уроках учебные мультипликационные фильмы....
ВЛИЯНИЕ МУЛЬТИПЛИКАЦИОННЫХ ФИЛЬМОВ НА ПРОЦЕСС СОЦИАЛИЗАЦИИ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА
Наряду с семьей и системой образования сегодня к сильнейшим объектам социального влияния на личность все чаще относят средства массовой информации: печать, радио, телевидение, Интернет. В ...
Использование мультипликационного фильма в процессе обучения французскому языку.
Среди проблем, теоретически и экспериментально решаемых методикой преподавания иностранных языков, коммуникативная компетенция и способы е...
Работа с кинофильмом, кинофрагментом, мультипликационным фильмом на уроке и внеурочной деятельности в рамках курса ОРКСЭ»
Знакомство с киноэкранизациями создает новую учебную ситуацию. Главной целью таких уроков является углубление представления о специфике кинематографического и мультипликационного искусства и формирова...
Методическая разработка занятия «Мультипликационный фильм с пластилиновыми героями»
Методическая разработка современного занятияк программе дополнительного образования детей 7-8 лет «Пластилиновая фантазия»«Сказочные персонажи» 2ч...
УЧАСТИЕ В ПРОЕКТНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ. Создание анимационных проектов (мультипликационные фильмы, видео открытки, социальные ролики), с коллективами учащихся в урочное и внеурочное время. (период создания фильмов с 2014 по 2018 гг.)
УЧАСТИЕ В ПРОЕКТНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ. Создание анимационных проектов (мультипликационные фильмы, видео открытки, социальные ролики), с коллективами учащихся в урочное и внеурочное время. (пери...
УЧАСТИЕ В ПРОЕКТНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ. Создание анимационных проектов (мультипликационные фильмы, видео открытки, социальные ролики), с коллективами учащихся в урочное и внеурочное время. (период создания фильмов с 2019 по 2023 гг.)
УЧАСТИЕ В ПРОЕКТНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ. Создание анимационных проектов (мультипликационные фильмы, видео открытки, социальные ролики), с коллективами учащихся в урочное и внеурочное время. (пери...