Баллада В.А Жуковского «Перчатка» 7
план-конспект урока по литературе (6 класс)

Дубовая Ирина Вячеславовна

Урок по творчеству В. А. Жуковского

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл ballada_v.a_zhukovskogo_perchatka_7.docx291.35 КБ
Файл slovarnyy_urok.docx298.82 КБ
Файл leksika_5kl.docx156.84 КБ

Предварительный просмотр:

7 класс                                               ЛАБОРАТОРНАЯ РАБОТА (Ф.И.)______________________________________

                             Баллада В.А Жуковского «Перчатка»

1.    В балладе В.А.Жуковского «Перчатка» главные герои -  рыцарь Делорж и светская красавица - противопоставлены.

Он наделен следующими чертами:

______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

А она изображена_________________________________________________________________________________

______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Мир животных по сравнению с миром людей оказывается

_________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

2.   Компаративный анализ переводов баллады «Перчатка» В.А.Жуковским и

М.Ю. Лермонтовым

        Перевод М.Ю. Лермонтова
Вельможи толпою стояли
И молча зрелища ждали;
Меж них сидел
Король величаво на троне;
Кругом на высоком балконе
Хор дам прекрасный блестел.

Вот царскому знаку внимают,
Скрыпучую дверь отворяют,
И лев выходит степной
Тяжелой стопой.
И молча вдруг
Глядит вокруг.
Зевая лениво,
Трясет желтой гривой
И, всех обозрев,
Ложится лев.
И царь махнул снова,
И тигр суровый
С диким прыжком
Взлетел опасный
И, встретясь с львом,
Завыл ужасно;
Он бьет хвостом,
Потом
Тихо владельца обходит,
Глаз кровавых не сводит...
Но раб пред владыкой своим

Тщетно ворчит и злится:
И невольно ложится
Он рядом с ним.
Сверху тогда упади
Перчатка с прекрасной руки
Судьбы случайной игрою
Между враждебной четою.
И к рыцарю вдруг своему обратясь,
Кунигунда сказала, лукаво смеясь;
«Рыцарь, пытать я сердца люблю.
Если сильна так любовь у вас,
Как вы твердите мне каждый час,
То подымите перчатку мою!»
И рыцарь с балкона в минуту бежит,
И дерзко в круг он вступает,
На перчатку меж диких зверей он глядит
И смелой рукой подымает.

И зрители в робком вокруг ожиданье,
Трепеща, на юношу смотрят в молчанье.
Но вот он перчатку приносит назад.
Отвсюду хвала вылетает,
И нежный, пылающий взгляд —
Недального счастья заклад —
С рукой девицы героя встречает.
Но с досады жестокой пылая в огне,
Перчатку в лицо он ей кинул:
«Благодарности вашей не надобно мне!»
И гордую тотчас покинул.

??? Чем отличаются два перевода? Чей перевод вам понравился больше? Почему?___________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

3. Какая из данных картинок соответствует образу Делоржа? Обоснуйте свое мнение.

                1.                                         2.                                                      3. Раскраски Три богатыря Детские раскраски, распечатать, скачатьПортал Страны Фотошопии - Государственный Музей Фотошопии - Todd Lockwood 162

Мушкетер салютует - векторизованное изображение клипарта

___________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

4.  Составьте видеоряд событий, происходящих в балладе «Перчатка»

1)_________________________________________________________________________________ 2)__________________________________________________________________________________

3)__________________________________________________________________________________

4)__________________________________________________________________________________

5)__________________________________________________________________________________

6)__________________________________________________________________________________

7)__________________________________________________________________________________

8)_____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________                         



Предварительный просмотр:

 ВСЕРОССИЙСКИЙ КОНКУРС «СЛОВАРНЫЙ УРОК»

методические разработки, сценарий (конспект) урока.

Номинация:

«Учимся со словарем». Подготовка обучающихся к оценочным процедурам с использованием словарей русского языка:  ОГЭ

«Словарь – это вся вселенная в алфавитном порядке»

Анатолий Франс, французский писатель.

Учитель: Дубовая Ирина Вячеславовна, учитель русского языка и литературы

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Средняя общеобразовательная школа №17» города Усолье - Сибирское

Тип урока: урок закрепления знаний, умений и навыков учащихся.

Тема: «Толковый словарь наш помощник»

Цели:

Обобщить и систематизировать  умения и навыки учащихся работы с толковым словарём;

Усвоить новые теоретические знания и практические умения пользования толковым  словарем

Расширить и углубить предметную компетенцию учащихся;

Воспитывать сознательное отношение к языку как явлению культуры, основному средству общения и получения знаний в разных сферах человеческой деятельности;

Воспитывать у детей доброжелательность, искренность в общении с окружающими;

Развивать внимание, наблюдательность, логическое мышление, память обучающихся.

Задачи урока

1. Предметные.

Обобщить теоретические основы вопросов толкового словаря.

Актуализировать умения, сформированные при их изучении.

Применять  знания при работе с языковым материалом.

2. Метапредметные.

Развивать ключевые компетенции учащихся: анализ, синтез, классификация, обобщение, систематизация материала.

Развивать умение самостоятельно воспроизводить полученные знания и работать с учебным материалом.

3. Личностные.

Воспитание уважительного отношения к истории языка и своего народа.

  1. Орг. Момент
  2. Постановка целей урока.

Учитель. Ребята, впереди у нас экзамен – итоговая аттестация, все вы знаете, что в части 9.3. нужно дать значение слова. В этом нам поможет «Толковый словарь». Правильная работа со словарем может помочь избежать досадных ошибок и получить высший бал за толкование значения. Однако немногие из девятиклассников пользуются этой возможностью познакомиться, поработать, изучить толкование значения слова. В чем причина? Дело в том, что ребята не умеют пользоваться толковым словарем.

Таким образом, цель нашего урока – научиться работать с толковым словарем.

Проблемный вопрос: 

- Как вы понимаете слово «словарь»? (ответы учащихся)

- Правильно, ребята, словарь - это сборник слов, с пояснениями, толкованиями.

Учитель: Названия всего, что есть в мире, вместилось в словари. Об этом прекрасно сказал французский писатель Анатоль Франс: « Словарь – это вся вселенная в алфавитном порядке».

- Ребята, а какие словари русского языка вам известны? (Ответы учащихся)

- В каких случаях словари приходят к вам на помощь? (не знаем значения слов, правописание слова, при постановке ударения в слове).

-Как вы считаете «Словари – наши помощники»?

Выставка школьных словарей.

Сообщение учащихся:

  1. Существуют словари различных типов:

Энциклопедические и лингвистические.

ЭНЦИКЛОПЕДИЧЕСКИЙ СЛОВАРЬ—словарь со статьями, дающими в совокупности систематизированный свод знаний о мире и человеке в целом.

         Лингвистический словарь, или языковой словарь, — словарь, разъясняющий значения и (или) употребление слов.

В лингвистических словарях содержатся толкования слов (указываются основные значения, прямые и переносные), даются грамматические, стилистические и прочие пометы. К энциклопедическим словарям относятся энциклопедии, научные справочники, дающие сведения по какой-либо отрасли знаний, терминологические словари. В них включаются имена выдающихся людей, названия стран, городов, рек и т.д. Энциклопедии бывают общие и специальные, отраслевые.

Лингвистические словари выделяют такие виды как:

Орфографический

Толковый

Омонимов

Антонимов

Англо-русский

Орфоэпический

Энциклопедический

  1. Толковый словарь живого великорусского языка Владимира Даля

Толковый словарь живого великорусского языка Владимира Даля — словарь, составленный Владимиром Ивановичем Далем в середине XIX века. Один из крупнейших словарей русского языка. Содержит около 200000 слов и 30000 пословиц, поговорок, загадок и присловий, служащих для пояснения смысла приводимых слов. В основе словаря лежит живой народный язык с его областными видоизменениями, он включает лексику письменной и устной речи XIX века, терминологию и фразеологию различных профессий и ремёсел.

  1. «Толковый словарь русского языка» под редакцией Д. Н. Ушакова

"Большой толковый словарь современного русского языка" Словарь содержит свыше 180 тысяч слов и словосочетаний. В 1935—1940 годах, вышло 4 тома. Словарь содержит более 90 000 словарных статей и рассчитан на широкий круг читателей.

  1. С. И. Ожеговым был создан однотомный «Толковый словарь русского языка»

Словарь С. И. Ожегова - первый однотомный толковый словарь русского языка. Это словарь особого типа - пособие для повышения культуры речи, образования форм, руководство для правильного произношения и написания. Содержит 57 000 слов. Дается краткое толкование каждого значения слова, приводятся примеры употребления слова в речи, фразеологические сочетания, даются основные грамматические формы, стилистические пометы, указывающие на сферу употребления слова.

А сейчас мы будем учиться работать со словарями.

- Ознакомьтесь, пожалуйста, с памяткой по работе со словарём.

Вспомните как нужно пользоваться толковым словарём?

 Памятка.

« Как пользоваться толковым словарем»

1. Прежде чем пользоваться словарем, попробуй сам определить смысл незнакомого слова, а затем сверить значение его по словарю.

2. Чтобы быстро найти в словаре нужное слово, вспомни алфавит, т. к. все слова в словаре расположены в алфавитном порядке (сначала по первой букве слова, затем по второй и т.д.).

3. Помни, что в большинстве словарей в начале страницы указаны (жирным шрифтом) слова, которыми начинается и кончается данная страница, либо первые три буквы этих слов. Это облегчит тебе поиск нужного слова.

4. Иногда слово имеет не одно, а несколько значений, и все они приводятся в словаре. Прочитай их внимательно, чтобы определить, в каком значении употреблено непонятное тебе слово (в данном контексте).

5. Помни, что в целях экономии многие пояснения в словарной статье даются в сокращенном виде. Разъяснение к системе сокращений дается обычно в начале словаря.

"Тайны словаря"

Значение слов, которые нужно дать в сочинении в теме 9.3. нужно посмотреть в толковом словаре и в словаре орфографическом проверить написания слова.

Работа в группах.

На столе лежит «Толковый словарь», слова.

Распределите слова в алфавитном порядке, систематизируйте по значению. Составьте словарик нравственных понятий для сочинения 9.3

"Как вы понимаете значение слова/словосочетания…? Сформулируйте и прокомментируйте данное вами определение- такое задание в бланке ОГЭ по русскому языку.

Например.

ИСКУССТВО - это творческое отображение действительности в художественных образах.(Ожегов)

ИСКУССТВО — форма творчества, способ духовной самореализации человека посредством чувственно-выразительных средств (звука, пластики тела, рисунка, слова, цвета, света. (В.И. Даль)

Искусство - это нечто возвышенное и прекрасное, что помогает человеку познавать всю красоту этого мира. (Источник: Сочинение на тему Искусство 9 класс ОГЭ 9.3)

Правило написания слова

Слово “искусство” пишется с двумя буквами “с” в соответствии с правилом орфографии русского языка. Чтобы определить правильность написания этого существительного нужно выполнить его морфологический разбор. Корень будет “искус“, суффикс – “ств“, окончание – “о“. По правилу двойные согласные в слове пишутся при сочетании корня, оканчивающегося на “с” и суффикса, начинающегося на “с”.

Предполагаемые ответы учащихся:

ОПРЕДЕЛЕНИЕ.

СПОСОБЫ ТОЛКОВАНИЯ ЗНАЧЕНИЯ СЛОВА.

1) Описательный способ: Доброта – положительное свойство личности, проявляющееся в неравнодушии к окружающим.
2) Синонимический способ: Равнодушный – черствый, бездушный, нечуткий.
3) Отрицательное определение: Равнодушный человек – тот, кто лишен душевного тепла, милосердия и сострадания по отношению к окружающим, заботится только о себе.
4) Отсылочный способ: Равнодушие – это то же самое, что и духовная слепота.
!!!Помощь в формулировке:
Каждое из искомых определения можно отнести к группе:

  • термин
  • понятие
  • нравственная характеристика
  • свойство личности
  • качество человека и т.д.

Найди ответ на предложенный тебе вопрос: Что это такое? Как я это понимаю? (Человечность? Доброта? Мужество? Героизм?..)

Сформулируй этот ответ своими словами и запиши его на черновике. Он станет началом вступительной части, тезисом сочинения. Определение постарайтесь дать одним предложением.

Способы толкования:

1) Перечисление основных признаков, составляющих понятие.

Доброта – это душевное расположение к людям, стремление делать добро другим.

2) Перечисление синонимов.

Человечность – это внимательность, чуткость, гуманность.

3)Указание на типичные качества характера, поступки людей, в которых проявляется понятие.

Человечность – это готовность помогать людям, не обижать их словом и делом, понимать и прощать чужие слабости.

Слово «человечность» обозначает одно из важнейших качеств человека: стремление помочь тому, кто оказался в беде, не обижать окружающих словом или делом, уважать человеческое достоинство.

Вывод:

Словари наши  помощники - потому что в них мы находим ответ, как правильно написать то или иное слово, что оно означает, тем самым развивается кругозор, умение грамотно общаться, грамотно писать, а ведь эти умения - основа нашей жизни. Они необходимы нам каждый день в самых разных ситуациях. Словари необходимы каждому человеку.

Толковые словари помогут определить, каково значение того или иного понятия. Порой это бывает очень интересно. Иногда даже не задумываешься о том, что раньше обозначало слово, какова была его стилистическая окраска. Поэтому словарь можно назвать кладезем знаний.

С помощью орфографического словаря мы узнаем, как правильно писать слова, на какие слоги ставить ударения.

Получается, что словари могут и должны быть нашими лучшими, помощниками в затруднительной ситуации.

Словари - это сокровищницы мудрости и знаний.

Итог урока.

Беседа.

-С каким словарем мы сегодня познакомились?

-Зачем нам нужны словари?

-О каких словах мы сегодня говорили?

-Сколько значений может иметь слово?

-В каких значениях могут употребляться слова?

-Толковый словарь наш помощник?

-Наш урок подошёл к концу. Смогли ли мы достигнуть поставленных перед нами задач?

Домашнее задание: Изготовить своими руками словарь. Значение слов, которые нужно дать в сочинении в теме 9.3.

Получившийся продукт: шпаргалка

C:\Users\Admin\AppData\Local\Microsoft\Windows\Temporary Internet Files\Content.Word\IMG_20191116_105347.jpg

C:\Users\Admin\AppData\Local\Microsoft\Windows\Temporary Internet Files\Content.Word\IMG_20191116_105444.jpg



Предварительный просмотр:

Тема урока: " Повторение и обобщение изученного материала в разделе "Лексика", «Словообразование, «Правописание»

Класс: 5

методы и формы обучения: Наблюдение над языком, создание проблемных ситуаций; работа в парах

Цели урока: Обеспечить в ходе урока условия для повторения и систематизации изученного по пройденной теме.
Формировать навык  грамотного письма, умения на практике применять знания, полученные на уроках.
Воспитывать любознательность, самостоятельность. Прививать интерес к  изучению родного языка.

Планируемые результаты:

- Личностные: осознание лексического богатства русского языка, стремление к речевому самосовершенствованию; развитию логическое мышление.

- Метапредметные: осознавать роль слова для выражения мыслей; способность определять цель своей деятельности; оценивать достигнутые результаты

- Предметные: знать предмет изучения лексикологии; знать содержание понятий, изучаемых лексикологией; уметь находить понятия в тексте;  определять слово по лексическому значению, толковать лексическое значение слова; правильно писать слова с орфограммами, связанными с лексическим значением слова.

Оборудование: заготовки для выполнения работы (раздаточный материал каждому учащемуся);

Слово учителя:

- Здравствуйте, ребята. Давайте посмотрим друг на друга и улыбнёмся. Говорят, «улыбка – это поцелуй души». А теперь громко скажем друг другу: «Доброе утро!» Присаживайтесь на свои места. У нас сегодня урок русского языка. С каким настроением вы пришли на него? Я рада, что у вас хорошее настроение, и надеюсь, что мы с вами сегодня дружно и активно поработаем. В этом я даже не сомневаюсь.

Итак, начнем, запишем число, классная работа.

Сегодня на уроке нам потребуются знания предыдущих уроков.

(Сначала учащиеся работают в парах, потом учитель задаёт вопросы)

Фронтальный опрос:

лексика  - это..

омонимы - это..

синонимы - это..

антонимы - это...

многозначное слово - это..

однозначное слово - это..

Морфема – это ..

Морфема – это ..

Корень - это..

Приставка - это..

Суффикс - это..

Окончание - это...

Основа слова – это ..

Взаимопроверка, на полях оценить ответ.

Работа в тетрадях

  1. Обобщение и систематизация изученного

Прочитайте стихотворение, о чём рассказывается в стихотворении.

Возят почту корабли,

Самолеты, поезда,

Мчат во все концы земли:

В степи, в горы, в города.

Почту в дальние районы

Доставляют почтальоны.

Выпишите выделенные слова, определите лексическое значение слов почта и почтальон. Объясните орфограммы.

Что разносят почтальоны? Запишите это слово и выполните лексический разбор этого слова? План разбора см. на стр 122.

  1. Выделите корень в словах. Найдите и выпишите лишнее слово, объясните, почему оно лишнее

На вершине, верхний, сверху, вершинами

  1. Выделите суффиксы в словах. Найдите и выпишите лишнее слово, объясните, почему оно лишнее.

Красноватый, принесли, грибок, учитель

  1. Сейчас поработаем с текстом. Из текста выпишите слова, состав которого соответствует схемам:

https://arhivurokov.ru/kopilka/uploads/user_file_5655dc8a73d9c/tiema-uroka-povtorieniie-izuchiennogho-v-5-klassie-po-tiemie-slovoobrazovaniie_1.png

Над прудом ветер вьется,
Тени длинные легли.

И негреющего солнца
Красный шар висит вдали

  1. Лингвистическая игра.

Давайте  попробуем сконструировать слова с помощью отдельных морфем. Работаем в тетради молча, кто первый запишет слово, поднимает руку и даёт готовый ответ.

-От глагола понёс взять приставку,

от глагола дарить корень,

от существительного кружок суффикс.

- Какое слово получилось?  

-От глагола побелел взять корень,

от прилагательного маленький суффикс,

от прилагательного синий окончание.  

-От глагола пришёл взять приставку,

от глагола улетел взять корень,

от глагола бежит окончание.

Выделите морфемы в словах, обменяйтесь тетрадями. Проверьте работы друг друга.


7.  Вставить пропущенные буквы.
Соб...раться в поход, зам...рать от восторга, бл...стеть на солнце, бл...стать знаниями.

Дельное предл…жение, изл…гать мысли, литературное прил…жение.

Р...стет движение за мир, дети подр...сли, отр...сль промышленности, возр...ст дерева.

Пош…л на урок, ш…рох в лесу, зелёный крыж…вник, одеть капюш…н, ч…рный плащ, спелый ж…лудь.

Рефлексия.

Нарисуйте своё настроение. В тетради нарисуй свои смайлик.

hello_html_m2e9b9ab0.png(всё понятно, урок понравился),

 hello_html_mbf4b811.jpg(было интересно),

hello_html_2855317b.png(надо бы кое-что повторить),

hello_html_m5df0ac72.jpg(грустно, потому что у других получилось лучше, чем у меня)

Стр116 Упр 335 ответы записать на рабочем листе

Домашнее задание: Упр 347


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект урока по литературе для 6 класса по теме "Анализ баллады В.А. Жуковского "Кубок""

Подробный конспект урока литературы для 6 класса по теме "Анализ баллады В.А. Жуковского "Кубок"" по программе Г. Меркина...

Исследовательская работа "Самая русская баллада В.А.Жуковского "Светлана"

В работе проведено расследование того, что сделало балладу "Светлана" первой русской и самой популярной балладой...

Лингвопоэтический анализ баллады В.А.Жуковского «Лесной царь»

Методическая разработка урока литературы в 7 классе...

Баллада В. А. Жуковского «Кубок». Благородство и жестокость героев баллады.

Занятие направлено на расширение лексики учащихся, совершенствование использования средств художественной выразительности в письменной речи учащихся....