Баллада В.А Жуковского «Перчатка» 7
план-конспект урока по литературе (6 класс)
Урок по творчеству В. А. Жуковского
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
ballada_v.a_zhukovskogo_perchatka_7.docx | 291.35 КБ |
slovarnyy_urok.docx | 298.82 КБ |
leksika_5kl.docx | 156.84 КБ |
Предварительный просмотр:
7 класс ЛАБОРАТОРНАЯ РАБОТА (Ф.И.)______________________________________
Баллада В.А Жуковского «Перчатка»
1. В балладе В.А.Жуковского «Перчатка» главные герои - рыцарь Делорж и светская красавица - противопоставлены.
Он наделен следующими чертами:
______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
А она изображена_________________________________________________________________________________
______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Мир животных по сравнению с миром людей оказывается
_________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
2. Компаративный анализ переводов баллады «Перчатка» В.А.Жуковским и
М.Ю. Лермонтовым
Перевод М.Ю. Лермонтова |
??? Чем отличаются два перевода? Чей перевод вам понравился больше? Почему?___________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
3. Какая из данных картинок соответствует образу Делоржа? Обоснуйте свое мнение.
1. 2. 3.
___________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
4. Составьте видеоряд событий, происходящих в балладе «Перчатка»
1)_________________________________________________________________________________ 2)__________________________________________________________________________________
3)__________________________________________________________________________________
4)__________________________________________________________________________________
5)__________________________________________________________________________________
6)__________________________________________________________________________________
7)__________________________________________________________________________________
8)_____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Предварительный просмотр:
ВСЕРОССИЙСКИЙ КОНКУРС «СЛОВАРНЫЙ УРОК»
методические разработки, сценарий (конспект) урока.
Номинация:
«Учимся со словарем». Подготовка обучающихся к оценочным процедурам с использованием словарей русского языка: ОГЭ
«Словарь – это вся вселенная в алфавитном порядке»
Анатолий Франс, французский писатель.
Учитель: Дубовая Ирина Вячеславовна, учитель русского языка и литературы
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Средняя общеобразовательная школа №17» города Усолье - Сибирское
Тип урока: урок закрепления знаний, умений и навыков учащихся.
Тема: «Толковый словарь наш помощник»
Цели:
Обобщить и систематизировать умения и навыки учащихся работы с толковым словарём;
Усвоить новые теоретические знания и практические умения пользования толковым словарем
Расширить и углубить предметную компетенцию учащихся;
Воспитывать сознательное отношение к языку как явлению культуры, основному средству общения и получения знаний в разных сферах человеческой деятельности;
Воспитывать у детей доброжелательность, искренность в общении с окружающими;
Развивать внимание, наблюдательность, логическое мышление, память обучающихся.
Задачи урока
1. Предметные.
Обобщить теоретические основы вопросов толкового словаря.
Актуализировать умения, сформированные при их изучении.
Применять знания при работе с языковым материалом.
2. Метапредметные.
Развивать ключевые компетенции учащихся: анализ, синтез, классификация, обобщение, систематизация материала.
Развивать умение самостоятельно воспроизводить полученные знания и работать с учебным материалом.
3. Личностные.
Воспитание уважительного отношения к истории языка и своего народа.
- Орг. Момент
- Постановка целей урока.
Учитель. Ребята, впереди у нас экзамен – итоговая аттестация, все вы знаете, что в части 9.3. нужно дать значение слова. В этом нам поможет «Толковый словарь». Правильная работа со словарем может помочь избежать досадных ошибок и получить высший бал за толкование значения. Однако немногие из девятиклассников пользуются этой возможностью познакомиться, поработать, изучить толкование значения слова. В чем причина? Дело в том, что ребята не умеют пользоваться толковым словарем.
Таким образом, цель нашего урока – научиться работать с толковым словарем.
Проблемный вопрос:
- Как вы понимаете слово «словарь»? (ответы учащихся)
- Правильно, ребята, словарь - это сборник слов, с пояснениями, толкованиями.
Учитель: Названия всего, что есть в мире, вместилось в словари. Об этом прекрасно сказал французский писатель Анатоль Франс: « Словарь – это вся вселенная в алфавитном порядке».
- Ребята, а какие словари русского языка вам известны? (Ответы учащихся)
- В каких случаях словари приходят к вам на помощь? (не знаем значения слов, правописание слова, при постановке ударения в слове).
-Как вы считаете «Словари – наши помощники»?
Выставка школьных словарей.
Сообщение учащихся:
- Существуют словари различных типов:
Энциклопедические и лингвистические.
ЭНЦИКЛОПЕДИЧЕСКИЙ СЛОВАРЬ—словарь со статьями, дающими в совокупности систематизированный свод знаний о мире и человеке в целом.
Лингвистический словарь, или языковой словарь, — словарь, разъясняющий значения и (или) употребление слов.
В лингвистических словарях содержатся толкования слов (указываются основные значения, прямые и переносные), даются грамматические, стилистические и прочие пометы. К энциклопедическим словарям относятся энциклопедии, научные справочники, дающие сведения по какой-либо отрасли знаний, терминологические словари. В них включаются имена выдающихся людей, названия стран, городов, рек и т.д. Энциклопедии бывают общие и специальные, отраслевые.
Лингвистические словари выделяют такие виды как:
Орфографический
Толковый
Омонимов
Антонимов
Англо-русский
Орфоэпический
Энциклопедический
- Толковый словарь живого великорусского языка Владимира Даля
Толковый словарь живого великорусского языка Владимира Даля — словарь, составленный Владимиром Ивановичем Далем в середине XIX века. Один из крупнейших словарей русского языка. Содержит около 200000 слов и 30000 пословиц, поговорок, загадок и присловий, служащих для пояснения смысла приводимых слов. В основе словаря лежит живой народный язык с его областными видоизменениями, он включает лексику письменной и устной речи XIX века, терминологию и фразеологию различных профессий и ремёсел.
- «Толковый словарь русского языка» под редакцией Д. Н. Ушакова
"Большой толковый словарь современного русского языка" Словарь содержит свыше 180 тысяч слов и словосочетаний. В 1935—1940 годах, вышло 4 тома. Словарь содержит более 90 000 словарных статей и рассчитан на широкий круг читателей.
- С. И. Ожеговым был создан однотомный «Толковый словарь русского языка»
Словарь С. И. Ожегова - первый однотомный толковый словарь русского языка. Это словарь особого типа - пособие для повышения культуры речи, образования форм, руководство для правильного произношения и написания. Содержит 57 000 слов. Дается краткое толкование каждого значения слова, приводятся примеры употребления слова в речи, фразеологические сочетания, даются основные грамматические формы, стилистические пометы, указывающие на сферу употребления слова.
А сейчас мы будем учиться работать со словарями.
- Ознакомьтесь, пожалуйста, с памяткой по работе со словарём.
Вспомните как нужно пользоваться толковым словарём?
Памятка.
« Как пользоваться толковым словарем»
1. Прежде чем пользоваться словарем, попробуй сам определить смысл незнакомого слова, а затем сверить значение его по словарю.
2. Чтобы быстро найти в словаре нужное слово, вспомни алфавит, т. к. все слова в словаре расположены в алфавитном порядке (сначала по первой букве слова, затем по второй и т.д.).
3. Помни, что в большинстве словарей в начале страницы указаны (жирным шрифтом) слова, которыми начинается и кончается данная страница, либо первые три буквы этих слов. Это облегчит тебе поиск нужного слова.
4. Иногда слово имеет не одно, а несколько значений, и все они приводятся в словаре. Прочитай их внимательно, чтобы определить, в каком значении употреблено непонятное тебе слово (в данном контексте).
5. Помни, что в целях экономии многие пояснения в словарной статье даются в сокращенном виде. Разъяснение к системе сокращений дается обычно в начале словаря.
"Тайны словаря"
Значение слов, которые нужно дать в сочинении в теме 9.3. нужно посмотреть в толковом словаре и в словаре орфографическом проверить написания слова.
Работа в группах.
На столе лежит «Толковый словарь», слова.
Распределите слова в алфавитном порядке, систематизируйте по значению. Составьте словарик нравственных понятий для сочинения 9.3
"Как вы понимаете значение слова/словосочетания…? Сформулируйте и прокомментируйте данное вами определение- такое задание в бланке ОГЭ по русскому языку.
Например.
ИСКУССТВО - это творческое отображение действительности в художественных образах.(Ожегов)
ИСКУССТВО — форма творчества, способ духовной самореализации человека посредством чувственно-выразительных средств (звука, пластики тела, рисунка, слова, цвета, света. (В.И. Даль)
Искусство - это нечто возвышенное и прекрасное, что помогает человеку познавать всю красоту этого мира. (Источник: Сочинение на тему Искусство 9 класс ОГЭ 9.3)
Правило написания слова
Слово “искусство” пишется с двумя буквами “с” в соответствии с правилом орфографии русского языка. Чтобы определить правильность написания этого существительного нужно выполнить его морфологический разбор. Корень будет “искус“, суффикс – “ств“, окончание – “о“. По правилу двойные согласные в слове пишутся при сочетании корня, оканчивающегося на “с” и суффикса, начинающегося на “с”.
Предполагаемые ответы учащихся:
ОПРЕДЕЛЕНИЕ.
СПОСОБЫ ТОЛКОВАНИЯ ЗНАЧЕНИЯ СЛОВА.
1) Описательный способ: Доброта – положительное свойство личности, проявляющееся в неравнодушии к окружающим.
2) Синонимический способ: Равнодушный – черствый, бездушный, нечуткий.
3) Отрицательное определение: Равнодушный человек – тот, кто лишен душевного тепла, милосердия и сострадания по отношению к окружающим, заботится только о себе.
4) Отсылочный способ: Равнодушие – это то же самое, что и духовная слепота.
!!!Помощь в формулировке:
Каждое из искомых определения можно отнести к группе:
- термин
- понятие
- нравственная характеристика
- свойство личности
- качество человека и т.д.
Найди ответ на предложенный тебе вопрос: Что это такое? Как я это понимаю? (Человечность? Доброта? Мужество? Героизм?..)
Сформулируй этот ответ своими словами и запиши его на черновике. Он станет началом вступительной части, тезисом сочинения. Определение постарайтесь дать одним предложением.
Способы толкования:
1) Перечисление основных признаков, составляющих понятие.
Доброта – это душевное расположение к людям, стремление делать добро другим.
2) Перечисление синонимов.
Человечность – это внимательность, чуткость, гуманность.
3)Указание на типичные качества характера, поступки людей, в которых проявляется понятие.
Человечность – это готовность помогать людям, не обижать их словом и делом, понимать и прощать чужие слабости.
Слово «человечность» обозначает одно из важнейших качеств человека: стремление помочь тому, кто оказался в беде, не обижать окружающих словом или делом, уважать человеческое достоинство.
Вывод:
Словари наши помощники - потому что в них мы находим ответ, как правильно написать то или иное слово, что оно означает, тем самым развивается кругозор, умение грамотно общаться, грамотно писать, а ведь эти умения - основа нашей жизни. Они необходимы нам каждый день в самых разных ситуациях. Словари необходимы каждому человеку.
Толковые словари помогут определить, каково значение того или иного понятия. Порой это бывает очень интересно. Иногда даже не задумываешься о том, что раньше обозначало слово, какова была его стилистическая окраска. Поэтому словарь можно назвать кладезем знаний.
С помощью орфографического словаря мы узнаем, как правильно писать слова, на какие слоги ставить ударения.
Получается, что словари могут и должны быть нашими лучшими, помощниками в затруднительной ситуации.
Словари - это сокровищницы мудрости и знаний.
Итог урока.
Беседа.
-С каким словарем мы сегодня познакомились?
-Зачем нам нужны словари?
-О каких словах мы сегодня говорили?
-Сколько значений может иметь слово?
-В каких значениях могут употребляться слова?
-Толковый словарь наш помощник?
-Наш урок подошёл к концу. Смогли ли мы достигнуть поставленных перед нами задач?
Домашнее задание: Изготовить своими руками словарь. Значение слов, которые нужно дать в сочинении в теме 9.3.
Получившийся продукт: шпаргалка
Предварительный просмотр:
Тема урока: " Повторение и обобщение изученного материала в разделе "Лексика", «Словообразование, «Правописание»
Класс: 5
методы и формы обучения: Наблюдение над языком, создание проблемных ситуаций; работа в парах
Цели урока: Обеспечить в ходе урока условия для повторения и систематизации изученного по пройденной теме.
Формировать навык грамотного письма, умения на практике применять знания, полученные на уроках.
Воспитывать любознательность, самостоятельность. Прививать интерес к изучению родного языка.
Планируемые результаты:
- Личностные: осознание лексического богатства русского языка, стремление к речевому самосовершенствованию; развитию логическое мышление.
- Метапредметные: осознавать роль слова для выражения мыслей; способность определять цель своей деятельности; оценивать достигнутые результаты
- Предметные: знать предмет изучения лексикологии; знать содержание понятий, изучаемых лексикологией; уметь находить понятия в тексте; определять слово по лексическому значению, толковать лексическое значение слова; правильно писать слова с орфограммами, связанными с лексическим значением слова.
Оборудование: заготовки для выполнения работы (раздаточный материал каждому учащемуся);
Слово учителя:
- Здравствуйте, ребята. Давайте посмотрим друг на друга и улыбнёмся. Говорят, «улыбка – это поцелуй души». А теперь громко скажем друг другу: «Доброе утро!» Присаживайтесь на свои места. У нас сегодня урок русского языка. С каким настроением вы пришли на него? Я рада, что у вас хорошее настроение, и надеюсь, что мы с вами сегодня дружно и активно поработаем. В этом я даже не сомневаюсь.
Итак, начнем, запишем число, классная работа.
Сегодня на уроке нам потребуются знания предыдущих уроков.
(Сначала учащиеся работают в парах, потом учитель задаёт вопросы)
Фронтальный опрос:
лексика - это..
омонимы - это..
синонимы - это..
антонимы - это...
многозначное слово - это..
однозначное слово - это..
Морфема – это ..
Морфема – это ..
Корень - это..
Приставка - это..
Суффикс - это..
Окончание - это...
Основа слова – это ..
Взаимопроверка, на полях оценить ответ.
Работа в тетрадях
- Обобщение и систематизация изученного
Прочитайте стихотворение, о чём рассказывается в стихотворении.
Возят почту корабли,
Самолеты, поезда,
Мчат во все концы земли:
В степи, в горы, в города.
Почту в дальние районы
Доставляют почтальоны.
Выпишите выделенные слова, определите лексическое значение слов почта и почтальон. Объясните орфограммы.
Что разносят почтальоны? Запишите это слово и выполните лексический разбор этого слова? План разбора см. на стр 122.
- Выделите корень в словах. Найдите и выпишите лишнее слово, объясните, почему оно лишнее
На вершине, верхний, сверху, вершинами
- Выделите суффиксы в словах. Найдите и выпишите лишнее слово, объясните, почему оно лишнее.
Красноватый, принесли, грибок, учитель
- Сейчас поработаем с текстом. Из текста выпишите слова, состав которого соответствует схемам:
Над прудом ветер вьется,
Тени длинные легли.
И негреющего солнца
Красный шар висит вдали
- Лингвистическая игра.
Давайте попробуем сконструировать слова с помощью отдельных морфем. Работаем в тетради молча, кто первый запишет слово, поднимает руку и даёт готовый ответ.
-От глагола понёс взять приставку,
от глагола дарить корень,
от существительного кружок суффикс.
- Какое слово получилось?
-От глагола побелел взять корень,
от прилагательного маленький суффикс,
от прилагательного синий окончание.
-От глагола пришёл взять приставку,
от глагола улетел взять корень,
от глагола бежит окончание.
Выделите морфемы в словах, обменяйтесь тетрадями. Проверьте работы друг друга.
7. Вставить пропущенные буквы.
Соб...раться в поход, зам...рать от восторга, бл...стеть на солнце, бл...стать знаниями.
Дельное предл…жение, изл…гать мысли, литературное прил…жение.
Р...стет движение за мир, дети подр...сли, отр...сль промышленности, возр...ст дерева.
Пош…л на урок, ш…рох в лесу, зелёный крыж…вник, одеть капюш…н, ч…рный плащ, спелый ж…лудь.
Рефлексия.
Нарисуйте своё настроение. В тетради нарисуй свои смайлик.
(всё понятно, урок понравился),
(было интересно),
(надо бы кое-что повторить),
(грустно, потому что у других получилось лучше, чем у меня)
Стр116 Упр 335 ответы записать на рабочем листе
Домашнее задание: Упр 347
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект урока по литературе для 6 класса по теме "Анализ баллады В.А. Жуковского "Кубок""
Подробный конспект урока литературы для 6 класса по теме "Анализ баллады В.А. Жуковского "Кубок"" по программе Г. Меркина...
Изучение баллады В.А.Жуковского "Светлана"
Для изучения в 9 классе...
Исследовательская работа "Самая русская баллада В.А.Жуковского "Светлана"
В работе проведено расследование того, что сделало балладу "Светлана" первой русской и самой популярной балладой...
Лингвопоэтический анализ баллады В.А.Жуковского «Лесной царь»
Методическая разработка урока литературы в 7 классе...
Урок в 7 классе по теме: "Баллада В. А. Жуковского "Лесной царь""
Технологическая карта урока...
Визитная карточка урока литературы по теме "Баллада. Баллада В.А.Жуковского "Кубок" 5 класс
Визитная карточка урока литературы...
Баллада В. А. Жуковского «Кубок». Благородство и жестокость героев баллады.
Занятие направлено на расширение лексики учащихся, совершенствование использования средств художественной выразительности в письменной речи учащихся....