Изучение баллады В.А.Жуковского "Светлана"
методическая разработка по литературе (9 класс) по теме
Предварительный просмотр:
Предмет: литература, 9 класс
Тема: В.А.Жуковский. Баллада «Светлана»
Цель урока: углубить представления о балладе, расширить читательский интерес учащихся
Задачи урока:
- Познакомить учащихся с балладой В.А.Жуковского «Светлана»
- Выявить характерные признаки жанра на примере изучаемой баллады
- Совершенствовать навыки анализа стихотворного текста
- Познакомить учащихся с некоторыми биографическими данными В.А.Жуковского
- Провести словарную работу над терминами баллада, композиция, романтизм
- Способствовать развитию речи, мышления и творческих способностей у учащихся
Методические приемы: рассказ учителя, выразительное чтение, элементы анализа стихотворного текста.
Оборудование: презентация «В.А.Жуковский. Баллада «Светлана»»
Этапы урока :
- Организационный момент урока
- Здравствуйте, ребята! Проверьте, пожалуйста, готовность к уроку.
- Сообщение темы урока
- Сегодня урок мне хотелось бы начать с вопроса (СЛАЙД № 1). Кому посвящены слова А.С. Пушкина: «Его стихов пленительная сладость пройдет веков завистливую даль»? (В.А.Жуковскому)(СЛАЙД № 2)
- Оправдалось ли предположение А.С.Пушкина? (Да, и в 21 веке произведения Жуковского вызывают у читателей интерес)
3. Повторение изученного. Подготовка к восприятию нового.
- Вспомните, основоположником какого направления в литературе был В.А.Жуковский?
- Вспомните, каковы особенности русского романтизма? (СЛАЙД № 3)
- Вспомните жанры произведений, свойственных для романтизма Жуковского? (Элегия, баллада)
-Что такое баллада? (Небольшое стихотворное произведение исторического, мифического или героического содержания) (СЛАЙД № 4)
- С какими балладами Жуковского мы уже знакомы? («Лесной царь», «Кубок») (СЛАЙД № 5)
- Сообщение темы и целей урока.
- К сегодняшнему уроку вы самостоятельно знакомились с текстом баллады В.А. Жуковского «Светлана». (СЛАЙД № 6) И сегодня на уроке мы с вами займемся анализом этого произведения.
- Проверка индивидуальных домашних заданий
- Два ученика получили индивидуальные домашние задания, дадим им слово.
- Первое задание - найти информацию о том, кому В.А. Жуковский посвятил это произведение. (1 ученик: «Баллада «Светлана» посвящена племяннице В.А.Жуковского Александре Андреевне Воейковой, урожденной Протасовой, и преподнесена автором в качестве свадебного подарка) (СЛАЙД № 7)
- Второе задание – вспомнить характерные признаки баллады. (СЛАЙД № 8) (запись в тетрадь)
- Анализ произведения
- Исследовательская работа
- А теперь поработаем с текстом баллады «Светлана». Задание первому варианту – найти в тексте баллады 1 и 3 признаки, второму – 2 и 4 признаки.
- Ответ 1 варианта на 1 вопрос (СЛАЙД № 9,10,11,12,13). (Дети называют части композиции, попутно вспоминаем, что они обозначают)
- Что такое экспозиция? Завязка? Развитие действия? Кульминация? Развязка?
(Ответ учащихся)
- В тексте:
Экспозиция- действие происходит в избе в крещенский вечерок. Здесь собрались девушки и гадают на своего суженого.
Завязка – Светлана грустит, она рассказывает подружками своей печали, оставшись одна, садится к зеркалу гадать и вдруг видит своего жениха.
Развитие действия – жених везет ее венчаться. Они едет по заснеженной степи, а когда проезжают мимо церкви, то героиня замечает, что там идет отпевание. Наконец жених привозит ее в уединенную хижину, где она опять видит гроб…
Кульминация – мертвец в гробу – ее жених.
Развязка – Светлана просыпается, и тут жених является к ней живым и невредимым
- Каков символический характер пространства и времени. (Действие происходит между явью и сном. Во время гадания Светлана засыпает, все страхи оказываются сном)
- Ответ 2 варианта. В чем состоит напряженный драматический, таинственный или фантастический сюжет? (В ночь перед Крещеньем девушки погружены в гаданья. Светлана грустит из-за длительной разлуки с женихом, в полночь гадает о судьбе своего возлюбленного, хочет узнать. Как скоро он к ней вернется. В состоянии полудремы ей кажется. Что жених приезжает и увозит ее с собой. Затем они идут по заснеженной степи, у церкви героиня замечает, что там идет отпевание. Затем они приезжают в уединенную хижину, в которой она видит гроб, из которого поднимается мертвец – ее жених. Неожиданно «белый голубочек» защищает Светлану от мертвеца. А затем все ужасы исчезают и как бы отменяются в своей действительности пробуждением героини. В яви жених здоров и невредим, баллада оканчивается счастливо.)
- В чем состоит непредвиденное вмешательство сверхъестественных, роковых сил? (Непредвиденное вмешательство «белого голубка» спасает девушку от мертвеца. Стоит голубку обнять ее крылами. Как она просыпается и возвращается к исходной реальности.) (СЛАЙД № 14)
- Символом чего является голубь? (В народе - символ счастья, любви, нежности, защиты, символ благословения господа?
- А какие еще птицы встречаются в балладе? (Петух и ворон)
- Что обозначают эти символы? (Петух – некий часовой, заступник, ворон – предсказывает плохое, страшное)
2. Анализ поэтического текста.
-Обычно человек в балладе чувствовал над собой власть высших таинственных сил, которые всегда готовы сбить его с правильной дороги и увлечь к гибели. Но не только злые силы испытывают дух и душу человека. Он находится и под покровом всегда готового защитить его и прийти к нему на помощь Творца. Слово, у человека есть выбор. В балладе «Светлана» торжествуют народные начала, носителе которых выступает Светлана. Жуковский воплотил в ней характер русской девушки, открытой любви, верной народно-религиозным идеалам и радующейся счастью жить.
- Опираясь на сказанное, давайте теперь рассмотрим текст баллады.
- как вы думаете, почему именно с описания крещенского гадания начинается баллада? (Потому что цель Жуковского – создать героиню с богатым внутренним миром, который будет неразрывен с народными обычаями)
- Как представляли Россию раньше? Это холодная страна, с вечной зимой. А чем занимались в зимнее время девушки на Руси?
- Самое яркое событие зимой – Святки, Рождество и Крещение, когда можно было не только показать себя как человека верующего, но и задорно, от души повеселиться, погадать о судьбе, суженом, любви, о том, насколько хорошо будет складываться жизнь в браке. (СЛАЙД № 15,16)
- Почему не испытывает веселья Светлана? (Она обручена, это время ожидания замужества, время перемен, это всегда волнительно. Впереди – неизвестность. Как сложится ее жизнь в замужестве? Как сложатся отношения с мужем? Будет ли он любить ее? Что ее ждет: счастье или несчастье?
- Выделите в тексте слова и фразы, которые помогают нам понять настроение Светланы? (Луна, в сумраке тумана, мне судьбина умереть, я молюсь и слезы лью, белая пелена, зеркало со свечою, трепетный огонь, робость в ней волнует грудь, страх туманит очи и т.д.)
- В произведении несколько образов, мотивов. Первый из них – дорога. Какую смысловую нагрузку несет в себе этот образ? (Дорога – традиционный образ путешествия по каким-либо пространствам, но и сама жизнь человека.) (СЛАЙД № 17)
- До Жуковского героев баллад дорога вела из сумерек, из тьмы в еще большую темноту, где ждал трагичный финал. А у Жуковского? (Жуковский вел героиню через сумерки, темноту, метель, смятение чувств к свету, к счастливому завершению путешествия)
- Каком образом Жуковский смог переломить жанровую особенность баллады: заменить трагедию – счастливым завершение, пустоту души после событий, традиционно сопровождающих героев баллад – надеждой на радостную, полную любви жизнь? (Все неспокойные события произошли во сне. Жуковский отделил реальность от нереальности, чего не было в других балладах)
-Следующие образы, которые помогают осмыслить балладу – это птицы.
- Почему ворон не так страшен Светлане? Это происходит во сне, поэтому пророчество не так страшно)
- Почему защитником выбран голубь? (Светлана верит в Бога, верит. Что он ее защитит)
- Присутствие голубка сменяет на рассвете петух. В этот момент Светлана просыпается, и мы понимаем, что наяву ничего плохого не случилось. Вера Светланы в бога спасла ее от трагического конца- это немаловажно, потому что вера русского человека всегда была крепкой, несгибаемой, особенно в трудные минуты жизни, поэтому очень важно было показать твердость духа Светланы, ведь она героиня русой баллады.
- Еще один символ – свет. Что можно сказать про него? (Свет несет добро, защиту. Света в балладе Жуковского много. Мы видим свет и ясный, и яркий, и маленьким огоньком. И пробивающимся сквозь метель. И искрящимся. И исходящим от луны, даже имя героини отождествляется со светом.)
- Свет присутствует на протяжении всего произведения. Это можно связать с огоньком веры в Бога, горящей в душе, в сердце Светланы. И эта вера на дала погибнуть Светлане во тьме, заблудиться среди зла, найти дорогу домой, в пробуждении, к любимому суженому.
- Немаловажную символику несет собой цвет в тексте. Давайте проанализируем краски, которые использованы в произведении. (СЛАЙД № 18)
цвет | значение | доводы | местоположение |
белый | печаль | снег, вьюга, поля зимние, лунный туманный свет, бледность героини, белая запона | сон Светланы |
белый | чистота | белая скатерть, белый голубь | И наяву (до сна) и во сне Светланы |
чёрный | печаль | чёрная даль, чёрный ворон | сон Светланы |
алый | теплота, забота, нежность | "пар алеет топкий" (на рассвете); сладостные уста любимого | пробуждение Светланы |
- Вообще краски присутствуют именно тогда, когда Светлана бодрствует. Найдите примеры в тексте. (Гадание, после пробуждения, встреча с женихом)
- Это тоже говорит о том, что Светлана, как представитель русского народа, живет, как и весь русский народ эмоциями. Во сне же эмоций не было, кроме печали, как будто жизнь приостановилась, а если так, то ничего произойти с героиней не могло.
- И свет, и звуки, и краски. И эмоции, которые вдруг окутывают Светлану после сна, говорят нам о том, что жизнь прекрасна. И, несмотря на то, что мы еще помним страшный сон, но мы знаем: добро и счастье победят! (СЛАЙД № 19)
4. Подведение итогов
- Можно ли утверждать, что Светлана – образец национального характера русской девушки? Почему?
- В.г.Белинский, отмечая роль поэта в истории литературы, сказал: «Жуковский – это литературный Колумб России, открывший ей Америку романтизма в поэзии..» (СЛАЙД № 20) Согласны ли вы с этим утверждением? (Творчество Жуковского сблизило европейский романтизм с русскими фольклорными традициями, способствовало развитию жанра баллады на русской почве)
7. Домашнее задание - Выучить отрывок из баллады
8. Выставление оценок, подведение итогов.
9. Организационный конец урока.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Инновационные подходы к изучению баллады А.С. Пушкина «Песнь о вещем Олеге» в сравнении с летописными источниками из « Повести временных лет» (урок- исследовательская лаборатория «Черты истории и славянской древности в балла
Данная статья написана на основе урока литературы по изучению баллады А.С.Пушкина "Песнь о вещем Олеге",проведённого в 7 классе в форме исследовательской лаборатории....
изучение баллады на уроках литературы
Изучение баллады с учетом жанровой специфики...
Презентация, посвященная изучению баллады "Светлана" В.А.Жуковского
Подробное изучение баллады "Светлана"....
Тема урока: « Баллада И.Гете «Лесной царь» и перевод В.А.Жуковского. Средства создания эмоционального напряжения в балладе»
Литература6 класс (общеобразовательный)Программно-методическое обеспечение: Программа для общеобразовательных учреждений под редакцией В.Я.Коровиной, учебник Литература 6 класс, автор-сост...
Визитная карточка урока литературы по теме "Баллада. Баллада В.А.Жуковского "Кубок" 5 класс
Визитная карточка урока литературы...
Конспект урока в 6 классе по теме «Жанр баллады. Баллада «Робин Гуд и золотая стрела».
Много лет работала по учебнику и программе А.Г.Кутузова. Замечательные и учебник и программа. Исключение учебника из федерального перечня, по моему мнению, безобразие. В 6 классе мы изучали тему...
В.А. Жуковский: Жанр баллады. Чтение и анализ баллады «Кубок»
Разработка урока по литературе 5 класс, программа В.Я.Коровина...