Эвристическая беседа по рассказу Л.Н.Толстого "Кавказский пленник"
план-конспект урока по литературе (5 класс)

Намсараева Виктория Валерьевна

      Эвристическая  беседа  является приемом проблемного обучения. Сущность эвристической беседы заключается в том,  что  путем постановки  взаимосвязанных вопросов  учитель заставляет учащихся  логически рассуждать и   подводит  их к новым выводам или открытию новых понятий.  

Скачать:


Предварительный просмотр:

Эвристическая беседа

 по рассказу Л.Н.Толстого «Кавказский пленник»

  -   Когда Л.Н.Толстой писал свой рассказ «Кавказский пленник», шёл 31-й год  Кавказской войны. В современном мире тоже не стихают межнациональные войны.

 Можно было бы  избежать многих конфликтов, если бы   люди помнили  об уроках Л.Н.Толстого.Давайте разберемся, чему хотел научить нас писатель.

 

 

- Л.Н. Толстой назвал свой рассказ    былью. Что такое быль?  (то, что было на самом деле)

- Как вы думаете,  кто мог рассказать такую быль?  (тот, кто служил на Кавказе, офицер или солдат)

- Почему автор называет свое повествование былью? (подчеркнуть правдивость истории)

- Давайте обратимся к повествованию были. Какими предстают перед нами герои?   Предлагаю разделиться на 3 группы и заполнить  анкету  каждого из главных героев:    1 группа -   Жилин, 2 группа – Костылин, 3 группа – Дина. Затем спикер от каждой группы расскажет нам о своем герое.

                                                           Жилин

  1. Детали  портрета   героя

«хоть невелик ростом, а удал был»

  1. Национальность  

русский

  1.  Род деятельности

офицер,  барин

  1. Возраст

взрослый

  1. Пол

мужской

6 .   Личные качества

стойкий

добрый

деятельный          «джигит»

                                                       Костылин

  1. Детали  портрета   героя

«... мужчина грузный, толстый, весь красный, 

  1. Национальность  

русский

  1.  Род деятельности

офицер, барин

  1. Возраст

взрослый

  1. Пол

мужской

6 . Личные  качества

эгоистичный

трусливый

пассивный            «смирный»

                                                                Дина

  1. Детали  портрета   героя

«тоненькая, худенькая», «ручонки тонкие, как прутики»

  1. Национальность  

не русская (татарка)

  1.  Род деятельности

ребенок

  1. Возраст

«лет тринадцати»

  1. Пол

женский

  1. Личные качества

смелая

добрая

решительная

- Давайте теперь составим сравнительную  характеристику и запишем в виде таблицы:

Костылин

Дина

Из одного народа

Из разных народов

Офицер

Не мужчина, не служит

Взрослый

Девочка , подросток

НЕ друг

ДРУГ

 

- Почему не Костылин, а Дина стала другом Жилина? (у Дины есть личные качества)

 

- А кто такой друг? Что  нужно для дружбы? (Давайте продолжим таблицу и затем сделаем выводы)

Костылин

Дина

Трус, нытик

Смелая, любопытная

Эгоист

Думает о других

Не заботится ни о ком, ждет помощи

Заботится  даже о чужих

Нет любви, уважения

Уважение, любовь к людям, сострадание

-  Что мы выяснили? (для дружбы, доброты, взаимопонимания не важна национальность, возраст, внешность, физическая сила)

-  Когда между людьми возможна дружба и когда её не может быть? (Дружба возможна, когда есть уважение, доброта, забота, и т.д.Дружба возможна, даже если народы  разделены войной.  Не может быть дружбы, если присутствуют злоба, эгоизм, равнодушие, недоверие.)

-  Можно ли судить  по русскому офицеру, такому как Костылин, обо всех офицерах? А можно ли по Жилину считать всех таковыми? (В каждом народе есть плохое и хорошее)

- Что нужно делать, чтобы между целыми  народами возникла дружба? Чтобы ответить на этот  вопрос, посмотрим, чьими глазами мы видим жизнь в ауле? (глазами Жилина)  Читают фрагменты

- Почему автор показывает нам жизнь аула   глазами Жилина, а не Костылина? ( ему интересна жизнь другого народа, он не испытывает ненависти к татарам, изучает их жизнь и участвует в ней. Такое отношение называется толерантным.

                          Словарная работа: Толера́нтность -  терпимость к иному мировоззрению, образу жизни, поведению и обычаям.

- Почему  главная героиня ребенок, а не взрослая девушка? (1.рассказ написан для детей, 2.автор верит, что дети в будущем  все изменят к лучшему)

-   Л.Н. Толстой мечтал, чтобы мир во всем мире стал былью. У вас, детей, все впереди и вы можете осуществить мечту  писателя.

Творческое задание:  сочинение «Для дружбы нет преград»

 

.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Тема дружбы в рассказе Л.Толстого "Кавказский пленник"

Тема дружбы в были Толстого «Кавказский пленник» . Дружба между народами.Цель:Развить понятие дружбы как истинной ценности в литературе, проанализировать, как это вечная ценность помогает р...

Эвристическая беседа на уроке истории.

Эвристическая беседа на уроке истории...

Статья на тему "О пользе эвристических бесед"

Данный материал повествует о пользе данных бесед в уроках математики...

Эвристическая беседа по профилактике наркомании "Нет наркотикам!"

Конспект занятия содержит материал о вреде наркотиков...

Конспект эвристической беседы по обществознанию "Семья и общество"

Изучение этой темы не может обойтись без проьлем. Хотя подростки не проходили сами через процедуру брака и развода, многие, возможно, наблюдали это на опыте своих родителей или знакомых. Это, конечно,...

Эвристическая беседа как прием фронтальной работы на уроке химии. Презентация

Презентация по теме "Эвристическая беседа как метод фронтальной работы на уроке химии". В условиях работы по обновлённым ФГОС-2 понятие "фронтальная работа" стало восприниматься зн...