Эвристическая беседа на уроке истории.
статья на тему
Эвристическая беседа на уроке истории
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
evristicheskaya_beseda_na_uroke_istorii.doc | 29.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Эвристическая беседа на уроке истории.
ЭВРИСТИЧЕСКАЯ (от греч. heuriskō – нахожу) БЕСЕДА.
Диалог преподавателя с учащимися, в процессе которого сами учащиеся находят решение обсуждаемой проблемы.
Новый словарь методических терминов и понятий (теория и практика обучения языкам).
— М.: Издательство ИКАР. Э. Г. Азимов, А. Н.Щукин. 2009.
Постановка перед учащимися проблемы, требующей решения, создание в обучении проблемной ситуации служат исходными позициями для эвристической беседы. Цель эвристической беседы – подвести учащихся к осмысленному и убедительному решению проблемы, к усвоению знаний, постигаемых мышлением: исторического понятия, закономерности общественного развития и т.п. Своими вопросами, заданиями, замечаниями учитель подводит учащихся к соответствующему выводу. Эвристическая беседа- это совместное размышление вслух учащихся и учителя при его руководящей роли.
Элементы эвристической беседы могут включаться в изложением материала учителем. Изложив факт или группу фактов, учитель предлагает учащимся дать им оценку, сопоставить их с ранее известными фактами. Данное учащимися объяснение обсуждается классом, корректируется учителем и входит в общий процесс изучения материала в качестве одного из его звеньев.
Более развёрнутый характер имеет эвристическая беседа, охватывающая содержание целого урока, а при повторении – ряда уроков, объединённых общей темой.
Эвристическая беседа включает три основных компонента : а) постановку проблемы; б) решение проблемы, обоснование, обсуждение; в) вывод правильного решения проблемы.
Умение вести класс путём эвристической беседы к познанию сущности проблемы- показатель методического мастерства учителя.
Эвристическая беседа требует подготовки учителя. Необходимо чётко определить конечную её цель-вывод, идею, оценку. Учителю необходимо сформулировать исходную для учащихся основную проблему беседы, стимулирующую их мышление.
Поставленная перед учащимися проблема определяет основное направление логического пути, по которому идёт эвристическая беседа. В беседе со сложным содержанием постановки одной исходной проблемы недостаточно. Применительно к цели беседы и отобранному для осмысления фактическому материалу учитель намечает тот логический путь, которым он поведёт учащихся. Этот путь разделяется на последовательные шаги ( мыслительные действия) , формулируются соответствующие вопросы и задания. Чем выше подготовленность класса, тем крупнее могут быть эти шаги, менее детализированы вопросы. В конце урока необходимо обязательно выделить время для подведения итогов беседы.
В беседе могут быть использованы любые дидактические материалы, которые помогут учителю более доходчиво ставить перед учащимися логические задачи и разъяснять их решение, а учащимся- актуализировать нужные знания, осмыслять связи и отношения между историческими явлениями.
Важно не только хорошо продумать план эвристической беседы, но и не подходить формально к его реализации. План – это ориентир, руководство. Невозможно предусмотреть все вопросы и ответы учащихся; их можно только прогнозировать. В ходе беседы может выясниться, что запланированный вопрос оказался лишним, так как ученики уже осветили его в связи с другим вопросом, и напротив, возникает необходимость в разъяснении вопроса, который не был предусмотрен планом.
Важно умело распределять время для беседы. Предоставлять возможность учащимся высказать и обосновать, не повторяя друг друга, разные точки зрения.
Даже краткая дискуссия стимулирует самостоятельное мышление учащихся, формирует их мировоззрение.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
эвристические беседы как метод формирования коммуникативных УУД на уроках физики и математики
Статья в помощь учителям физики и математики...
Статья на тему "О пользе эвристических бесед"
Данный материал повествует о пользе данных бесед в уроках математики...
Эвристическая беседа по профилактике наркомании "Нет наркотикам!"
Конспект занятия содержит материал о вреде наркотиков...
Конспект эвристической беседы по обществознанию "Семья и общество"
Изучение этой темы не может обойтись без проьлем. Хотя подростки не проходили сами через процедуру брака и развода, многие, возможно, наблюдали это на опыте своих родителей или знакомых. Это, конечно,...
Применение проблемного изложения и поисковой беседы на уроках истории.
Рассмотрены методы применения проблемного изложения и поисковой беседы на конкретных примерах....
Эвристическая беседа по рассказу Л.Н.Толстого "Кавказский пленник"
Эвристическая беседа является приемом проблемного обучения. Сущность эвристической беседы заключается в том, что путем постановки взаимосвязанных воп...
Эвристическая беседа как прием фронтальной работы на уроке химии. Презентация
Презентация по теме "Эвристическая беседа как метод фронтальной работы на уроке химии". В условиях работы по обновлённым ФГОС-2 понятие "фронтальная работа" стало восприниматься зн...