Эвристическая беседа как прием фронтальной работы на уроке химии. Презентация
методическая разработка по химии (8, 9 класс)

Киселева Елена Анатольевна

Презентация по теме "Эвристическая беседа как метод фронтальной работы на уроке химии". В условиях работы по обновлённым ФГОС-2 понятие "фронтальная работа" стало восприниматься значительной частью педагогической общественности как нечто крамольное. Как это часто бывает, "вместе с водой выплеснули и ребёнка". А межу тем, умело построенная и к месту использованная фронтальная работа на уроке - прекрасный инструмент в руках педагога, который, помимо предметных и метапредметных навыков, особенно эффективно способствует формированию личностных результатов. Тем более, если в основе лежит один из активных методов обучения. Например, частично-поисковый (эвристический) метод, одному из этапов которого и посвящена настоящая презентация. В материале представлены конкретные примеры использования эвристической беседы на урооках химии в 8-9 классах.

Скачать:


Предварительный просмотр:

УПРАВЛЕНИЕ ОБРАЗОВАНИЯ АДМИНИСТРАЦИИ Г.О. СОЛНЕЧНОГОРСК МОСКОВСКОЙ ОБЛАСТИ

МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

ПОВАРОВСКАЯ СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА

                                     141540 Московская область, г.о. Солнечногорск,  

городское поселение Поварово

8(4962)672-375 – канцелярия; учительская;                            povar.school@mail.ru                                                                                                              

8(4962)672-385 – директор; факс                                                 povarovo-school.edusite.ru

ПРЕЗЕНТАЦИЯ

 «Эвристическая беседа как приём фронтальной работы на уроках химии»

Разработала: Киселева Е.А.,

учитель химии МБОУ Поваровской СОШ

                                   

Поварово, 2023/2024 учебный год


ВСТУПЛЕНИЕ

Основной формой обучения в школе был и остается урок.

Перед учителем СОШ всегда стоят традиционные вопросы: Как научить? Как вести урок? Как привить интерес к своему предмету? Какие выбрать приёмы обучения?

Современный урок – урок, на котором:

  1. достигнуты предметные результаты;
  2. достигнуты метапредметные и личностные результаты;
  3. учитель использует приемы и методы, ориентированные на обеспечение высокой мотивации обучающихся к достижению целей урока.

Каждая педагогическая технология имеет свой набор методов работы, форм организации познавательной деятельности обучающихся.


При изучении школьного курса химии возникают определенные трудности, вызванные существующим противоречием:

Сложность изучаемого материала,

Объём материала

Необходимость сочетания теоретической и экспериментальной работы

Крайне малое количество часов

Большая наполняемость классов

Наличие нескольких обучающихся с ОВЗ

Поэтому задача учителя – максимально эффективно использовать на уроке самые разнообразные приёмы, которые направлены на достижение цели урока.


Действующая редакция ФГОС-2 не просто делает упор на широкое взаимодействие обучающихся друг с другом, но и на доминирование учащихся в процессе обучения.

Но…

Эффективное взаимодействие обучающихся

невозможно без базовых ЗУН.

А значит - …

ЭФФЕКТИВНАЯ РАБОТА «В ГРУППАХ» эффективна только в среде мотивированных обучающихся

В СРЕДНЕЙ ШКОЛЕ

в ВУЗах

- в специализированных «химических» или «медицинских» классах

- в рамках интеллектуальных игр различных уровней

- в рамках внеурочной деятельности

В обычных классах обычных среднеобразовательных школ работа в группах на уроках химии проводится и обязательно должна проводиться. В целях формирования метапредметных и коммуникативных навыков у обучающихся.

Но дозированно. И ни в коем случае не доминировать.

Ибо предметных результатов от доминирования парной и групповой работы на уроках химии не получить.


Что же делать?

ВОПРОС: 

Как учителю решить задачу эффективного предметного обучения на уроках химии в обычном современном общеобразовательном классе?

ОТВЕТ: Взять доминирующую роль на себя.

То есть организовать ФРОНТАЛЬНУЮ работу.

РЕЗУЛЬТАТЫ ФРОНТАЛЬНОЙ РАБОТЫ НА УРОКАХ В ШКОЛЕ

Умение эффективно и комфортно обучаться, да и вообще – осуществлять деятельность в условиях большого коллектива – необходимый навык для современного человека:

найти своё место в деятельности относительно большого числа совершенно разных по характеру, поведению, интересам и способностям людей,

не затеряться среди них,

уметь терпеливо слушать 

и не бояться независимо мыслить и высказываться,

не подвергаться конформизму,

 а то и наоборот – уметь в процессе работы обоснованно изменить свою первоначальную точку зрения.

ФРОНТАЛЬНАЯ РАБОТА НА УРОКЕ ХИМИИ

Лекция, сопровождаемая демонстрацией экспериментов и наглядного материала с использованием цифровых технологий.

Фронтальный опрос, сопровождаемый корректирующими замечаниями со стороны учителя.

Как же связать между собой ведущую роль учителя на уроке, фронтальную работу и современные методы?

Необходимо подобрать для себя и коллектива обучающихся оптимальный метод активного обучения, помня, что не все из них подходят для фронтальной работы. Выбор зависит также и от типа урока.

 Главной отличительной чертой интерактивных методов обучения является инициативность учащихся в учебном процессе, которую стимулирует педагог с позиции ведущего-наставника.

Ход и результат обучения приобретает личную значимость для всех участников процесса и позволяет развить у учащихся способность самостоятельного решения проблемы.

ЭВРИСТИЧЕСКАЯ БЕСЕДА КАК ОСНОВА ЭВРИСТИЧЕСКОГО (ЧАСТИЧНО-ПОИСКОВОГО) МЕТОДА

 

Опыт деятельности усваивается каждым постепенно. Обучающиеся не могут сразу справиться с самостоятельным решением целостных задач. При усвоении любого нового сложного действия происходит пооперационное его усвоение, поэтому решение проблем предполагает первоначальное поэтапное выполнение более простых шагов под руководством учителя.

 

Сущность метода состоит в том, что под постоянным руководством учителя обучающиеся самостоятельно выполняют определенные промежуточные шаги процесса. Основным этапом метода является приём эвристической беседы.

Эвристическая беседа – вопросно-ответная форма обучения, при которой учитель не сообщает обучающимся готового знания, а умело поставленными вопросами побуждает их самих на основе уже имеющихся знаний, наблюдений, личного жизненного опыта подходить к новому знанию.

Для этого учитель задает серию взаимосвязанных вопросов, которые вытекают один из другого. Каждый из подвопросов представляет собой небольшую задачу, но в совокупности они ведут к решению основной проблемы.

Концептуальные положения эвристической технологии:

1) формирование новых знаний происходит на основе эвристической беседы и должно сочетаться с последующей самостоятельной работой;

2) учитель преднамеренно создает проблемные ситуации, учащиеся должны их анализировать, выдвигать и доказывать гипотезы, делать выводы, получать решения и доказывать их достоверность;

3) оценка ставится за умение применять ранее полученные знания в новых условиях, за умение выдвигать и обосновывать гипотезы, за овладение обобщенными способами деятельности.


Условия для эвристической беседы:

  • в начале урока необходимо создать ситуацию успеха для обучающихся;
  • в первой части урока необходимо актуализировать знания обучающихся, которые им потребуются в ходе эвристической беседы;
  • для создания реальной проблемной ситуации (ситуации «разрыва») необходимо сформулировать соответствующий конкретный вопрос (вопросы);
  • организовать между учащимися активный обмен знаниями, идеями;
  • осуществлять чёткую формулировку каждого промежуточного и окончательного выводов;
  • обеспечить наличие оборудования и материалов, необходимых для проведения лабораторных исследований.

ТИПЫ И ПРИМЕРЫ ЭВРИСТИЧЕСКОЙ БЕСЕДЫ

  1. поиск ответа, когда обучающиеся знают способ

  1. поиск способа, когда обучающиеся знают ответ

  1. поиск ответа и способа.

При беседах первого типа воедино сливается и определение пути поиска, и его прохождение. Познавательная деятельность в этом случае сводится к следующему: система вопросов, поставленных учителем указывает на этапы поиска, а поиск ответа на подвопросы обучающиеся осуществляют самостоятельно, а значит, обучающиеся привлекаются к участию в поиске по элементам.

Пример. Основные классы неорганических соединений, 8 класс. Урок обобщения и систематизации знаний. Актуализация знаний: основные оксиды, основания. Получение щелочей из основных оксидов. Задание: предложить путь (цепочку превращений) получения нерастворимого в воде основания из основного оксида.

Примерные вопросы и учителя:

  1. Приведите пример нерастворимого в воде основания.
  2. Какому основному оксиду это основание соответствует?
  3. Какой элемент-металл входит в состав этого оксида?
  4. Будет этот оксид взаимодействовать с водой? Почему?
  5. С веществами каких классов будет взаимодействовать этот оксид?
  6. К какому классу веществ будет принадлежать вещество-продукт этих реакций, содержащее данный элемент-металл?
  7. Каким образом из соли можно получить нерастворимое в воде основание?
  8. В каких условиях протекание такой реакции возможно? Иначе говоря, каким физическим  свойством должна обладать соль? Какие примеры таких солей можно предложить? Как их можно получить их оксида металла?
  9. Как будет выглядеть в итоге наша цепочка превращений? Из скольких химических реакций она состоит?

Второй тип эвристической беседы предполагает раскрытие пути поиска решений. Структура познавательной деятельности: учитель упорядочивает воспроизведение знаний обучающихся в необходимой для построения знаний при поиске ответа последовательности. Система вопросов позволяет учителю актуализировать знания обучающихся, а поиск при этом не осуществляется.

Пример. Изучение темы «Строение ядра атома» в рамках раздела «Периодический закон». Урок открытия нового знания. Обучающимся 8-го класса известно, что Д.И. Менделеев расположил атомов в ряд по возрастанию «атомных весов». Однако в Периодической таблице атомы аргона и калия учёный разместил для соблюдения принципа периодичности с нарушением такого порядка. Как это можно было бы объяснить?

Примерный порядок вопросов учителя:

  1. Что такое атом?
  2. Какие частицы входят в состав атома?
  3. Что вносит основной вклад в массу атома, а масса чего сравнительно несущественна, и ей можно пренебречь?
  4. Какой заряд у ядра атома? Значит, в состав ядра атома входят элементарные положительно заряженные частицы – протоны. У которого же из атомов протонов в ядре больше?
  5. Почему же ядро калия легче, чем ядро аргона?

При затруднении учитель дает сходную задачу, но облегченную (можно из бытового опыта), после которой необходимо вернуться к первой


Третий тип эвристической беседы характеризует направленность деятельности обучающихся на поиск ответа, обоснование этапов поиска, которое позволяет найти способ решения.

Пример. Тему «Угарный газ» обучающиеся 9 класса изучают после изучения химических свойств углерода и после изучение раздела ОВР. Урок открытия нового знания. Учитель, используя видеоматериалы, рассказывает о губительном для человеческого организма свойстве угарного газа и предлагает объяснить, каким образом угарный газ появляется в непроветриваемом помещении, где происходит горение углерода.

Примерный порядок вопросов учителя:

  1. Что такое горение?
  2. Какое вещество получается при сгорании углерода? Куда и как отводится углекислый газ при топке печи? Какие вещества расходуются в этой реакции?
  3. Зачем люди проветривают помещения?
  4. Что такое воздух?
  5. Какой(-ие) из компонентов воздуха может(-гут) взаимодействовать с углеродом при нагревании в непроветриваемом помещении, если закрыть дымоход?
  6. Какие степени окисления имеет углерод в веществах, принимающих участие в химической реакции?
  7. Как предотвратить образование угарного газа помещениях с печным отоплением?

Эвристическая беседа выполняет такие задачи как получение глубоких и прочных знаний, побуждение к установке связей и закономерностей, способствует проникновению в сущность материала, помогает найти в нем причинно-следственные связи, опровергнуть ошибочные суждения и обосновать свои, подходить к фактам критически. При этом она развивает высокую активность, сознательность обучающихся, формирует познавательную самостоятельность.

Педагогическая сущность каждой из указанных вариаций состоит в том, что учитель включает учащихся в поиск решения не целостной задачи, а отдельного ее элемента, шага, нескольких шагов, в совокупности ведущих к решению изначально поставленной проблемы.

Таким образом, специфической функцией эвристического метода является обучение пооперационной, или поэлементной, деятельности.

Ведущая роль учителя при использовании приёма эвристической беседы: услышали гипотезу-обсудили «за» и «против»- ришли к выводу–СФОРМУЛИРОВАЛИ ВЫВОД КАК ПРОМЕЖУТОЧНЫЙ ЭТАП НА ПУТИ К ЗНАНИЮ-перешли на следующий виток беседы.

Это принципиальное отличие эвристической беседы от учебной дискуссии.

Таким образом, эвристический метод, первым и основным этапом которого является эвристическая беседа, направлен на формирование творческих способностей обучающихся, на создание ситуаций, в которых возможна творческая самореализация. Эвристическая технология не отрицает необходимости «трансляции» обучающимся информационного материала, его усвоения и закрепления, всего того, что свойственно традиционному обучению. Меняется лишь роль «транслируемого» материала. Он ПЕРЕДАЁТСЯ не столько для запоминания и усвоения, сколько для того, чтобы обучающиеся использовали его в качестве условий или среды для создания собственного творческого продукта.

СПАСИБО ЗА ВНИМАНИЕ


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Самостоятельные работы на уроках химии и биологии как средство развития познавательной деятельности обучающихся

 В процессе обучения учащимся  необходимо овладевать  знаниями и приобретать  умения самостоятельного учебного труда .  В программах по химии и биологии пред...

Инструктивные карточки по выполнению практических работ на уроках химии

Преподавание основ химии в школе не может совершенствоваться без соответствующей организации школьного химического эксперимента.    Химический эксперимент – источник знаний о веще...

Самостоятельная работа на уроках химии

Самостоятельная работа на уроках химии...

Мастер - класс "Исследовательская работа на уроках химии как способ повышения мотивации обучающихся"

"Исследовательская деятельность учащихся на уроках химиии как средство повышения мотивации к учебе"...

Из опыта организации групповой работы на уроках химии

Важную роль в повышении познавательной активности и самостоятельности учащихся играет их коллективная работа на уроке. Она способствует формированию коллективистских черт личности школьников. Наиболее...

Критерии оценивания разных видов работ на уроках химии и биологии.

В данном материале представлены критерии оценки разных видов работ по химии и биологии ( устных и письменных работ)...