Эвристическая беседа как прием фронтальной работы на уроке химии. Презентация
методическая разработка по химии (8, 9 класс)
Презентация по теме "Эвристическая беседа как метод фронтальной работы на уроке химии". В условиях работы по обновлённым ФГОС-2 понятие "фронтальная работа" стало восприниматься значительной частью педагогической общественности как нечто крамольное. Как это часто бывает, "вместе с водой выплеснули и ребёнка". А межу тем, умело построенная и к месту использованная фронтальная работа на уроке - прекрасный инструмент в руках педагога, который, помимо предметных и метапредметных навыков, особенно эффективно способствует формированию личностных результатов. Тем более, если в основе лежит один из активных методов обучения. Например, частично-поисковый (эвристический) метод, одному из этапов которого и посвящена настоящая презентация. В материале представлены конкретные примеры использования эвристической беседы на урооках химии в 8-9 классах.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
evristicheskaya_beseda_kak_priem_frontalnoy_raboty_na_uroke_himii._prezentatsiya.docx | 29.12 КБ |
Предварительный просмотр:
УПРАВЛЕНИЕ ОБРАЗОВАНИЯ АДМИНИСТРАЦИИ Г.О. СОЛНЕЧНОГОРСК МОСКОВСКОЙ ОБЛАСТИ
МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
ПОВАРОВСКАЯ СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА
141540 Московская область, г.о. Солнечногорск,
городское поселение Поварово
8(4962)672-375 – канцелярия; учительская; povar.school@mail.ru
8(4962)672-385 – директор; факс povarovo-school.edusite.ru
ПРЕЗЕНТАЦИЯ
«Эвристическая беседа как приём фронтальной работы на уроках химии»
Разработала: Киселева Е.А.,
учитель химии МБОУ Поваровской СОШ
Поварово, 2023/2024 учебный год
ВСТУПЛЕНИЕ
Основной формой обучения в школе был и остается урок.
Перед учителем СОШ всегда стоят традиционные вопросы: Как научить? Как вести урок? Как привить интерес к своему предмету? Какие выбрать приёмы обучения?
Современный урок – урок, на котором:
- достигнуты предметные результаты;
- достигнуты метапредметные и личностные результаты;
- учитель использует приемы и методы, ориентированные на обеспечение высокой мотивации обучающихся к достижению целей урока.
Каждая педагогическая технология имеет свой набор методов работы, форм организации познавательной деятельности обучающихся.
При изучении школьного курса химии возникают определенные трудности, вызванные существующим противоречием:
Сложность изучаемого материала, Объём материала Необходимость сочетания теоретической и экспериментальной работы | Крайне малое количество часов Большая наполняемость классов Наличие нескольких обучающихся с ОВЗ |
Поэтому задача учителя – максимально эффективно использовать на уроке самые разнообразные приёмы, которые направлены на достижение цели урока.
Действующая редакция ФГОС-2 не просто делает упор на широкое взаимодействие обучающихся друг с другом, но и на доминирование учащихся в процессе обучения.
Но…
Эффективное взаимодействие обучающихся
невозможно без базовых ЗУН.
А значит - …
ЭФФЕКТИВНАЯ РАБОТА «В ГРУППАХ» эффективна только в среде мотивированных обучающихся
В СРЕДНЕЙ ШКОЛЕ | в ВУЗах |
- в специализированных «химических» или «медицинских» классах | |
- в рамках интеллектуальных игр различных уровней | |
- в рамках внеурочной деятельности |
В обычных классах обычных среднеобразовательных школ работа в группах на уроках химии проводится и обязательно должна проводиться. В целях формирования метапредметных и коммуникативных навыков у обучающихся.
Но… дозированно. И ни в коем случае не доминировать.
Ибо предметных результатов от доминирования парной и групповой работы на уроках химии не получить.
Что же делать?
ВОПРОС:
Как учителю решить задачу эффективного предметного обучения на уроках химии в обычном современном общеобразовательном классе?
ОТВЕТ: Взять доминирующую роль на себя.
То есть организовать ФРОНТАЛЬНУЮ работу.
РЕЗУЛЬТАТЫ ФРОНТАЛЬНОЙ РАБОТЫ НА УРОКАХ В ШКОЛЕ
Умение эффективно и комфортно обучаться, да и вообще – осуществлять деятельность в условиях большого коллектива – необходимый навык для современного человека:
найти своё место в деятельности относительно большого числа совершенно разных по характеру, поведению, интересам и способностям людей,
не затеряться среди них,
уметь терпеливо слушать
и не бояться независимо мыслить и высказываться,
не подвергаться конформизму,
а то и наоборот – уметь в процессе работы обоснованно изменить свою первоначальную точку зрения.
ФРОНТАЛЬНАЯ РАБОТА НА УРОКЕ ХИМИИ
Лекция, сопровождаемая демонстрацией экспериментов и наглядного материала с использованием цифровых технологий.
Фронтальный опрос, сопровождаемый корректирующими замечаниями со стороны учителя.
Как же связать между собой ведущую роль учителя на уроке, фронтальную работу и современные методы?
Необходимо подобрать для себя и коллектива обучающихся оптимальный метод активного обучения, помня, что не все из них подходят для фронтальной работы. Выбор зависит также и от типа урока.
Главной отличительной чертой интерактивных методов обучения является инициативность учащихся в учебном процессе, которую стимулирует педагог с позиции ведущего-наставника.
Ход и результат обучения приобретает личную значимость для всех участников процесса и позволяет развить у учащихся способность самостоятельного решения проблемы.
ЭВРИСТИЧЕСКАЯ БЕСЕДА КАК ОСНОВА ЭВРИСТИЧЕСКОГО (ЧАСТИЧНО-ПОИСКОВОГО) МЕТОДА
Опыт деятельности усваивается каждым постепенно. Обучающиеся не могут сразу справиться с самостоятельным решением целостных задач. При усвоении любого нового сложного действия происходит пооперационное его усвоение, поэтому решение проблем предполагает первоначальное поэтапное выполнение более простых шагов под руководством учителя.
Сущность метода состоит в том, что под постоянным руководством учителя обучающиеся самостоятельно выполняют определенные промежуточные шаги процесса. Основным этапом метода является приём эвристической беседы.
Эвристическая беседа – вопросно-ответная форма обучения, при которой учитель не сообщает обучающимся готового знания, а умело поставленными вопросами побуждает их самих на основе уже имеющихся знаний, наблюдений, личного жизненного опыта подходить к новому знанию.
Для этого учитель задает серию взаимосвязанных вопросов, которые вытекают один из другого. Каждый из подвопросов представляет собой небольшую задачу, но в совокупности они ведут к решению основной проблемы.
Концептуальные положения эвристической технологии:
1) формирование новых знаний происходит на основе эвристической беседы и должно сочетаться с последующей самостоятельной работой;
2) учитель преднамеренно создает проблемные ситуации, учащиеся должны их анализировать, выдвигать и доказывать гипотезы, делать выводы, получать решения и доказывать их достоверность;
3) оценка ставится за умение применять ранее полученные знания в новых условиях, за умение выдвигать и обосновывать гипотезы, за овладение обобщенными способами деятельности.
Условия для эвристической беседы:
- в начале урока необходимо создать ситуацию успеха для обучающихся;
- в первой части урока необходимо актуализировать знания обучающихся, которые им потребуются в ходе эвристической беседы;
- для создания реальной проблемной ситуации (ситуации «разрыва») необходимо сформулировать соответствующий конкретный вопрос (вопросы);
- организовать между учащимися активный обмен знаниями, идеями;
- осуществлять чёткую формулировку каждого промежуточного и окончательного выводов;
- обеспечить наличие оборудования и материалов, необходимых для проведения лабораторных исследований.
ТИПЫ И ПРИМЕРЫ ЭВРИСТИЧЕСКОЙ БЕСЕДЫ
- поиск ответа, когда обучающиеся знают способ
- поиск способа, когда обучающиеся знают ответ
- поиск ответа и способа.
При беседах первого типа воедино сливается и определение пути поиска, и его прохождение. Познавательная деятельность в этом случае сводится к следующему: система вопросов, поставленных учителем указывает на этапы поиска, а поиск ответа на подвопросы обучающиеся осуществляют самостоятельно, а значит, обучающиеся привлекаются к участию в поиске по элементам.
Пример. Основные классы неорганических соединений, 8 класс. Урок обобщения и систематизации знаний. Актуализация знаний: основные оксиды, основания. Получение щелочей из основных оксидов. Задание: предложить путь (цепочку превращений) получения нерастворимого в воде основания из основного оксида.
Примерные вопросы и учителя:
- Приведите пример нерастворимого в воде основания.
- Какому основному оксиду это основание соответствует?
- Какой элемент-металл входит в состав этого оксида?
- Будет этот оксид взаимодействовать с водой? Почему?
- С веществами каких классов будет взаимодействовать этот оксид?
- К какому классу веществ будет принадлежать вещество-продукт этих реакций, содержащее данный элемент-металл?
- Каким образом из соли можно получить нерастворимое в воде основание?
- В каких условиях протекание такой реакции возможно? Иначе говоря, каким физическим свойством должна обладать соль? Какие примеры таких солей можно предложить? Как их можно получить их оксида металла?
- Как будет выглядеть в итоге наша цепочка превращений? Из скольких химических реакций она состоит?
Второй тип эвристической беседы предполагает раскрытие пути поиска решений. Структура познавательной деятельности: учитель упорядочивает воспроизведение знаний обучающихся в необходимой для построения знаний при поиске ответа последовательности. Система вопросов позволяет учителю актуализировать знания обучающихся, а поиск при этом не осуществляется.
Пример. Изучение темы «Строение ядра атома» в рамках раздела «Периодический закон». Урок открытия нового знания. Обучающимся 8-го класса известно, что Д.И. Менделеев расположил атомов в ряд по возрастанию «атомных весов». Однако в Периодической таблице атомы аргона и калия учёный разместил для соблюдения принципа периодичности с нарушением такого порядка. Как это можно было бы объяснить?
Примерный порядок вопросов учителя:
- Что такое атом?
- Какие частицы входят в состав атома?
- Что вносит основной вклад в массу атома, а масса чего сравнительно несущественна, и ей можно пренебречь?
- Какой заряд у ядра атома? Значит, в состав ядра атома входят элементарные положительно заряженные частицы – протоны. У которого же из атомов протонов в ядре больше?
- Почему же ядро калия легче, чем ядро аргона?
При затруднении учитель дает сходную задачу, но облегченную (можно из бытового опыта), после которой необходимо вернуться к первой
Третий тип эвристической беседы характеризует направленность деятельности обучающихся на поиск ответа, обоснование этапов поиска, которое позволяет найти способ решения.
Пример. Тему «Угарный газ» обучающиеся 9 класса изучают после изучения химических свойств углерода и после изучение раздела ОВР. Урок открытия нового знания. Учитель, используя видеоматериалы, рассказывает о губительном для человеческого организма свойстве угарного газа и предлагает объяснить, каким образом угарный газ появляется в непроветриваемом помещении, где происходит горение углерода.
Примерный порядок вопросов учителя:
- Что такое горение?
- Какое вещество получается при сгорании углерода? Куда и как отводится углекислый газ при топке печи? Какие вещества расходуются в этой реакции?
- Зачем люди проветривают помещения?
- Что такое воздух?
- Какой(-ие) из компонентов воздуха может(-гут) взаимодействовать с углеродом при нагревании в непроветриваемом помещении, если закрыть дымоход?
- Какие степени окисления имеет углерод в веществах, принимающих участие в химической реакции?
- Как предотвратить образование угарного газа помещениях с печным отоплением?
Эвристическая беседа выполняет такие задачи как получение глубоких и прочных знаний, побуждение к установке связей и закономерностей, способствует проникновению в сущность материала, помогает найти в нем причинно-следственные связи, опровергнуть ошибочные суждения и обосновать свои, подходить к фактам критически. При этом она развивает высокую активность, сознательность обучающихся, формирует познавательную самостоятельность.
Педагогическая сущность каждой из указанных вариаций состоит в том, что учитель включает учащихся в поиск решения не целостной задачи, а отдельного ее элемента, шага, нескольких шагов, в совокупности ведущих к решению изначально поставленной проблемы.
Таким образом, специфической функцией эвристического метода является обучение пооперационной, или поэлементной, деятельности.
Ведущая роль учителя при использовании приёма эвристической беседы: услышали гипотезу-обсудили «за» и «против»- ришли к выводу–СФОРМУЛИРОВАЛИ ВЫВОД КАК ПРОМЕЖУТОЧНЫЙ ЭТАП НА ПУТИ К ЗНАНИЮ-перешли на следующий виток беседы.
Это принципиальное отличие эвристической беседы от учебной дискуссии.
Таким образом, эвристический метод, первым и основным этапом которого является эвристическая беседа, направлен на формирование творческих способностей обучающихся, на создание ситуаций, в которых возможна творческая самореализация. Эвристическая технология не отрицает необходимости «трансляции» обучающимся информационного материала, его усвоения и закрепления, всего того, что свойственно традиционному обучению. Меняется лишь роль «транслируемого» материала. Он ПЕРЕДАЁТСЯ не столько для запоминания и усвоения, сколько для того, чтобы обучающиеся использовали его в качестве условий или среды для создания собственного творческого продукта.
СПАСИБО ЗА ВНИМАНИЕ
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Самостоятельные работы на уроках химии и биологии как средство развития познавательной деятельности обучающихся
В процессе обучения учащимся необходимо овладевать знаниями и приобретать умения самостоятельного учебного труда . В программах по химии и биологии пред...
проектно-исследовательская работа на уроках химии и биологии
проектно-исследовательская работа...
Инструктивные карточки по выполнению практических работ на уроках химии
Преподавание основ химии в школе не может совершенствоваться без соответствующей организации школьного химического эксперимента. Химический эксперимент – источник знаний о веще...
Самостоятельная работа на уроках химии
Самостоятельная работа на уроках химии...
Мастер - класс "Исследовательская работа на уроках химии как способ повышения мотивации обучающихся"
"Исследовательская деятельность учащихся на уроках химиии как средство повышения мотивации к учебе"...
Из опыта организации групповой работы на уроках химии
Важную роль в повышении познавательной активности и самостоятельности учащихся играет их коллективная работа на уроке. Она способствует формированию коллективистских черт личности школьников. Наиболее...
Критерии оценивания разных видов работ на уроках химии и биологии.
В данном материале представлены критерии оценки разных видов работ по химии и биологии ( устных и письменных работ)...