Урок – обобщение по роману А.Толстого «Петр Первый» Становление личности великого имперетора».
материал по литературе

Рабданова Татьяна Цыденжаповна

Урок – обобщение по роману А.Толстого «Петр Первый» Становление личности великого имперетора».

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл urok.docx27.22 КБ

Предварительный просмотр:

Урок – обобщение по роману А.Толстого «Петр Первый» Становление личности великого имперетора».

Цели урока:

• образовательные:

- проанализировать и охарактеризовать произведение как художественное целое;

- выявлять авторское отношение к изображенному, дать обоснованную интерпретацию и личностную оценку произведению;

- рассмотреть, как формируется противоречивый и сложный характер Петра; - проанализировать эпизоды, где в борьбе за власть и осуществление идей формируется и мужает государственный и политический деятель, сделавший целью своей жизни служение Отечеству;

- выявить значение личности Петра в истории страны;

- рассмотреть, какими художественными средствами создает Толстой образ Петра;

• развивающие:

- развивать образное мышление учащихся через эмоциональное восприятие текста;

- развивать творческие способности школьников;

- совершенствовать умение вести дискуссию;

• воспитательные:

- воспитывать патриотизм, любовь к Родине, желание служить Отечеству;

- сформировать коллективный опыт общения, совершенствовать процесс взаимодействия.

Тип урока: Урок анализа произведения.

Оборудование: Учебник с текстом; мультимедийный проектор; компьютер; экран; презентация .

Учебная литература:

1. Толстой, А.Н. «Петр Первый» / А.Н.Толстой. – М.: Художественная литература, 1981 . – С. 670.

2. Демидова, Н.А. Роман А.Н.Толстого «Петр Первый» / Н.А.Демидова. – М.: Просвещение, 1971. – С. 159.

План урока.

1) Создание рабочего настроя, формулирование темы и целей урока (Организационный момент)

2) создание мотивации, эмоционального настроя на анализ произведения

3) Совершенствовать умение вести дискуссию; проявлять уважение к мнению своего оппонента.

Развивать умение анализирован эпизод не как отдельный и самостоятельный фрагмент текста, а как часть от целого; актуализация знаний использования теоретико-литературных понятий.

Формирование коллективного опыта общения, сплоченности, систематизация знаний, наблюдений.

Развитие творческих способностей, их реализация, учет межпредметных связей

Развитие умения сопоставительного анализа

4) Подведение итогов

5) Постановка домашнего задания.

Приветствие класса. Использование эпиграфа как введение в тему урока.

Учитель:

   Сегодня у нас урок – обобщение по роману  А.Н.Толстого «Петр Первый». Тема нашего урока: Становление личности в эпохе. Писатель в своем романе рисует процесс становления личности Петра, формирование его характера под воздействием исторических обстоятельств. Сегодня на уроке мы проследим, как складывался характер Петра, какие обстоятельства влияли на его формирование, какую роль в становлении личности Петра сыграла окружающая среда. Запишите в свои тетради эпиграф к уроку:

То академик, то герой,

То мореплаватель, то плотник,

Он всеобъемлющей душой

На троне вечный был работник.

А.С.Пушкин

А.С.Пушкин в своих произведениях показывает Петра вполне сложившимся государственным деятелем. В конце урока мы вернемся к словам А.С.Пушкина и попытаемся понять, соответствует ли его представления о Петре представлениям А.Н.Толстого о нем.

    "На Петра я нацеливался давно. Я видел все пятна на его камзоле, слышал его голос... Эпоха Петра являет собой удивительную картину взрыва творческих сил, энергии, и предприимчивости", - писал А.Н.Толстой.

Перед Толстым встала неразрешимая проблема: как показать образ Петра, как нарисовать характер исторической личности. Изобразить Петра только как прогрессивного царя, не акцентируя внимание на его жестокости? Или же нарисовать Петра как жестокого человека? Петр нарисован Толстым не только как сын своего века, но и как человек, воплотивший в себе лучшие черты русского национального характера.

Н.А.Добролюбов писал о Петре: «…его ничто не могло отклонить от того, на что однажды решился. Крепкая воля его умела преодолевать все препятствия. В этом свойстве характера Петра всего более выражается его величие, в таком именно характере и нуждалась Россия того времени».

А) Беседа. Выявление противоречий в характере Петра.

Обратимся непосредственно к роману и проследим, как различные сюжетные линии, переплетающиеся в произведении, раскрывают многогранный образ Петра.

Когда мы впервые встречаем Петра на страницах романа? Обратите внимание на портрет, в чем его особенности у Толстого? Какую деталь портрета писатель выделяет на протяжении всего романа? Почему?

Ответ ученика. 1) (Впервые мы встречаем царя Петра еще мальчиком во время стрелецкого бунта. Мы видим его маленьким испуганным ребенком. "Круглолицый и тупоносенький он вытянул шею. Глаза круглые, как у мыши. Маленький рот сжат с испугу". На протяжении всего романа Толстой обращает наше внимание на глаза, т. к. они "зеркало" души человека, отражают его душевное состояние. Главная особенность портрета у Толстого - это построение его по принципу «мозаики»: краткий, динамический, разбросан на протяжении всего романа, рисует героя в движении).

2) Второй раз мы видим Петра на берегу Яузы, а затем в Преображенском. Толстой очень внимателен к детали и мастерски ее использует. Вот, например, тетрадь Петра по арифметике. Какая она, что говорит о характере своего хозяина?

(Тетрадь вся в чернильных пятнах, исписана вкривь и вкось, неразборчиво. Хозяин этой тетради не очень прилежен в учении, порывист, нетерпелив, постоянно куда-то торопиться. В потешных же играх - неистовый, требовательный).

Какие противоречия вы видите в характере Петра?

(С одной стороны демократичен - приближает к себе Меньшикова, Алешку Бровкина, живет простой, без комфорта и благолепия жизнью, с другой стороны – жесток, несдержан; с одной стороны - прямой, резкий, с другой стороны умеет хитрить к прикидываться благолепным по - старинному; с одной стороны - решителен и смел, с другой - бежит из Преображенского в одной рубашке и т.д.).

Учитель. Таким образом, главный герой интересен писателю, прежде всего, не как явление действительности, не как совокупность объективных характерных черт, но как некий фокус пересечения различных точек зрения на него.

Б) Анализ эпизода. Использование теоретико-литературных знаний .

Теперь проанализируем эпизод «Петр у курфюрстин» (кн.1,гл.7). Прочитаем выразительно данный эпизод вслух.

Каким предстает Петр в данной сцене?

(Автор рисует Петра застенчивым, непосредственным, простым в общении, но ни на минуту не забывает о его жестокости. Петр не слишком озабочен своим внешним видом. А.Толстой показывает изменения в лице Петра, вызванные воспоминанием об избе в Преображенском, кислой от крови, где он сам пытал Цыклера).

Как вы думаете, какой прием использует Толстой, чтобы детально изобразить смущение своего героя? Для чего он используется?

(прием внутреннего жеста; чтобы раскрыть душевное состояние героя).

«В человеке я стараюсь увидеть жест, характеризующий его душевное состояние, и жест этот мне показывает глагол, чтобы дать движение, вскрывающее психологию» ‒ говорил писатель. Таким образом, «внутренний жест» - приём, заключающийся в использовании глаголов с целью передачи психологического состояния героя.

С какой целью автор использует прием контраста, сопоставляя вялого герцога Польского широкоплечему Алексашке и сильному Петру?

(чтобы показать величие русской нации).

В) Дети работают в группах, анализируя переломные моменты в становлении личности и характера Петра.

В романе есть несколько переломных моментов, формирующих личность Петра. Сейчас мы будем работать в группах, каждая из которых будет анализировать определенный переломный момент, способствующий раскрытию характера Петра. Ответьте на вопрос: Каким Петр предстает в данных эпизодах? (слайд 8)

1 группа: Архангельск

(Главное чувство - стыд, приходится пройти через унижения, чтобы уничтожить презрение иностранцев. Ночью думает не о себе, принимает решение, но привычная жизнь затягивает).

2 группа: Азовский поход

(Петр - неопытный энтузиаст, хотел взять с налета - не удалось. Потерпел поражение, но не отчаялся, возмужал, готов к новому походу с новой армией, новым флотом).

3 группа: Поездка за границу

(Работает на верфи матросом, учится кораблестроению. Строит планы - "прорубить" окно в Европу, т.к. этого требуют интересы страны).

4 группа: Нарвский поход

(Беспокойный, неуверенный в победе. Оставляет армию, понимая, что это позорно, но понимает, что ничего его присутствие не изменит. Понял слабость своей армии).

5 группа: Почему так подробно Толстой рассказывает о поражениях и так коротко - о победах?

(Именно поражения выковали характер Петра, его целеустремленность, умение добиваться поставленной цели, не сдаваться перед трудностями).

Учитель. Таким образом, А.Н.Толстой показывает шаг за шагом рост сознания Петра, зарождение новаторских планов, изменение психологии, проницательность его государственного взгляда на дела.

Г) Петр как преобразователь страны. Использование сопоставительной таблицы.

Петр рисуется Толстым как преобразователь страны. Что толкает Петра на преобразование своей страны? Каковы его нововведения?

(Сама жизнь толкала Петра к преобразовательной деятельности. Петр испытывает острую обиду за скудость, нищету, убожество и темноту своей огромной страны. Благодаря ему строятся фабрики, заводы, мастерские, развивается культура, наука, искусство, создается великая русская армия и флот).

Однако же мысли о преобразовании государства, о необходимости реформ волновали и одного из передовых, образованных людей конца XVII века Василия Голицына, но он не смог стать этим преобразователем в силу ряда личных качеств. Эту роль мог выполнить в то время только Петр. Сопоставим образ Петра и Голицына.

Учитель .Какими чертами характера обладал Петр, чтобы стать героем-преобразователем?

Тверд и решителен, уверенно идет к достижению целей, его не отличает мягкость характера, доброта. Он не щадит ни себя, ни окружающих, ни народ во имя благосостояния государства.

«Петр сбросил плащ, кафтан, засучил рукава, взял банник у пушкаря, сильным движением прочистил закопченное дуло…подкинул на руках пудовый круглый снаряд, вкатил в дуло, налегая на банник, плотно забил».

Учитель. Мы видим, что Петр имел все предпосылки, чтобы стать великим преобразователем своей страны.

Возвращение и комментарий к эпиграфу урока. Заключительное слово учителя. 

    А.Н.Толстой раскрывает особенности развития и становления личности в условиях эпохи. Такой личностью и является Петр. Автор показывает своего героя таким, каков он есть на самом деле. А.Толстой изображает Петра не только с положительной стороны, описывая все его достоинства, но и затрагивает теневые стороны его характера и темперамента. С одной стороны, он мудрый государственный деятель, заботившийся об успехах своей страны, а с другой - он «черт», «антихрист», «дьявол», который показывает народу свое превосходство, мощь, силу и стремление к победе. На страницах романа Петр постепенно превращается в Петра Алексеевича, зрелого государственного мужа, который осуществляет свою политическую программу: подготовку новых законов, перевооружение русского войска, строительство флота. Действия царя дальновидны и целеустремленны, но и беспощадны.

IV. Домашнее задание.

Мы проследили эволюцию образа Петра и увидели, что он в каждой из книг романа представлен по-разному. Чтобы систематизировать наши наблюдения, замечания и суждения, дома вы заполните таблицу, опираясь на определенные критерии для сравнения.

1.Портретная характеристика

2. Преобразования Петра

3. Военная и организаторская деятельность

4. Взаимоотношения с народом

Испуганный ребенок в съехавшей набок Мономаховской шапке, когда по требованию бунтующих стрельцов царица и Матвеев показывают его с крыльца народу. «Круглощекий и тупоносенький, он вытянул шею. Глаза круглые, как у мыши. Маленький рот сжат с испуга». Мальчик с глуховатым голосом и совиными глазами.

Петр полон великих замыслов, настойчив в их исполнении.

Жестокое подавление Петром стрелецкого мятежа.

Когда царица и Матвеев показывают Маленького Петра, то народ проявляет большие надежды на лучшее будущее.

Живой образ Петра с его ненасытной любовью к жизни («Ни зверь, ни один человек, наверно, с такой жадностью не хотел жить, как Петр…»). Нескладный, долговязый юноша с непомерно большими красными руками, с маленькими, еле пробивающимися усиками на загорелом лице. Немного застенчив перед женщинами.

С горячностью и темпераментом принимается за ломку и искоренение отсталых порядков. Строительство фабрик, заводов, мастерских, развитие торговли. Борьба с невежеством, развитие культуры, науки, искусства. Строительство новой столицы – Петербурга.

Подготовка к Северной войне, лихорадочная деятельность по укреплению обороны, Петр настойчиво идет к первым успехам. Большую часть времени проводит в кутежах.

Представители одних слоев поднимаются быстро вверх; другие не в силах поспеть за бурным темпом событий и оказываются отброшенными резко назад. Боярство внешне смирилось с деятельностью Петра, но продолжало ненавидеть самого царя и его нововведения. Реализует свои реформы без учета мнений народных масс.

Бурный темперамент – в нем живет тысячи чертей; неукротимая дерзкая воля, любознательный, жестокий. Становится взрослее, умнее, мудрее. Усы придают ему государственную важность, а высокий лоб и густые дугообразные брови, сдвинутые к переносице, свидетельствуют о его стремлении к достижению поставленных им целей.Создание армии и флота, крепнущая военная мощь, культурный подъем, слава русского оружия.

Непреклонный правитель, гениальный реформатор, грозный военачальник, мудрый дипломат, большой государственный политический деятель. Автор именует своего героя Петром Алексеевичем. В нем чувствуется государственный человек, отвечающий за судьбу страны, он поглощен делами государства, часто погружен в размышления, его уже не привлекают былые шумства. Он выработал в себе необходимую выдержку, осмотрительность, осторожность; он проявляет исключительную трезвость и проницательность в оценке обстановки.

Герой показан в работе, в неустанных трудах, рисуя его с мозолями на руках.

Единый русский народ: нет ни государства, ни слуг. Царь Петр сливается со своей армией. Отбрасывает свою прежнюю грубоватую простоту, бесцеремонность в обращении, невзыскательность в одежде и манерах.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

История и личность в романе А. Толстого "Петр Первый"

В данном материале важно показать какую роль играет личность в истории и необходимость петровских преобразований....

Конспект урока литературы. Тема: «Роман Т.Толстой «Кысь» и конец русского постмодернизма".

В представленном материале автор ставит задачу   познакомить учащихся с понятием  "постмодернизм" в современной русской литературе и определить место романа Т.Толстой в данном пространс...

конспект урока литературы для учащихся 10-11 классов "Тема становления личности в повести В.Н. Крупина "И вот приходит мне повестка..."

Данный урок разработан в помощь учителям русского языка при изучении литературы XX века в 11 классе. Тема повести Крупина и проблемы, поднятые в ней, актуальны для современного юношества. Вопросы, кот...

Урок-презентация по роману А. Толстого "Князь Серебряный"

Проверка знаний учащихся по роману "Князь Серебряный"...

Сравнительная характеристика Петра Первого и Василия Голицына (по роману Алексея Толстого «Петр Первый»)

Уникальный конспект урока, где подробно сравниваются образы Петра Первого и Василия Голицына. Подобная сравнительная характеристика необходима для понимания авторской задумки и образа главного героя....

Полилог в романе А. Толстого "Петр Первый"

диалог и полилог в романе "Петр Пурвый"...

Урок-презентация на тему"Образ Петра Первого" по роману А.Толстого "Петр Первый ".

Урок-презентация на тему"Образ Петра Первого" по роману А.Толстого "Петр Первый "....