История и личность в романе А. Толстого "Петр Первый"
методическая разработка по литературе (11 класс) по теме
В данном материале важно показать какую роль играет личность в истории и необходимость петровских преобразований.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
istoriya_i_lichnost_v_romane_a._tolstogo_petr_pervyy.doc | 77 КБ |
Предварительный просмотр:
Урок-спектакль
Тема: История и личность в романе А.Толстого «Петр I»
Цель: показать какую роль играет личность в истории, необходимость петровских преобразований;
Оборудование: мультимедийная система.
Наглядность: портрет писателя и Петра I.
Запись на диске: (о Родине) «… В жизни нет горячее, глубже и освящение чувства, чем любовь к тебе».
«Родина - это движение народа по всей земле из глубины веков»
Музыка: Мусоргский «Богатырские ворота»
Колокольный звон
Ход урока:
(Звучит музыка)
- Учитель начинает урок.
Сего месяца 16 дня собрались мы в публичную ассамблею. Для сего дела определили мы хозяйку магистра словесности, а токмо учинили свободный доступ всех, какого бы чина и достоинства, кто ни был:
-матушка- государыня Наталья Кирилловна Нарышкина,
-самодержица всея Руси Софья Алексеевна;
- светлейший князь Александр Данилыч Меньшиков;
- адмирал Франц Лефорт;
- начальник стрелецкого приказа Д.Л. Шокловитый;
- князь Буйнов со своими дочерьми: Натой, Ольгой, Антонидой.
Люди подлого рода:
Иван Бровкин со своими сыновьями: Алешкой и Артомошкой и дочерью Санькой;
кузнец Жомов и Андрей Голиков;
учитель истории Степанова Н.В.
Учитель: Велено в ассамблее к пользе общего блага прилежное старание иметь и себя проявить. Гостей зело потчевать и речами умными занимать.
Сегодня мы собрались благодаря А.Толстому, который написал роман, ставший вершиной исторической романистики и его творчества. Взор к авторской теме он обратил в 1917 году, под влиянием событий, решительно менявших облик России. В 1929 году – первая книга вышла в свет, в 1934 году – вторая. В те годы он поставил одну из важных проблем: и о роли личности в истории, которая будет волновать и нас сегодня – это становление личности Петра I и его роли в судьбе страны.
Когда начинаешь читать роман, то видишь, что автор выражает свое отношение к Петру I через героев, их движения, действия, слово. Поэтому и мы не будем нарушать эту авторскую традицию, и сегодня на нашей ассамблее герои будут говорить сами, а мы только слушая их, постараемся понять, каким же был Петр I и закономерны ли и необходимы преобразования .И какова его роль в судьбе страны.
Меньшиков: Ваша правда, сударыня. Не раз говорил я Петру Алексеевичу: «Молчи, терпи». А он мне: «Они меня зарежут, я знаю». «Да зря Вы чай так-то думаете», - успокаивал я его. А он все одно: «Сонька, подколодная змея. Милославская саранча алчная. И сабли и копья не забуду. С крыльца меня скинуть хотели, да народ страшно закричал. Они меня ядом травили, с ножом подсылали, - и все повторял - Проклятые.»
Софья: Не успели оглянуться, подрос волчонок. Перевернуться бы ему на потешном корабле.
Шакловитый: Выходили волчонка, ему лихое дело начать. Ждите его на Москве А еще шепчут в Преображенском « мол сильный царь подрастает. А царевна моя только трет спиной горностай»
Софья: Сильный царь. Да какой же он царь, который бросает на полуслове читать Апостола, торопливо крестится запачканными в чернила пальцами и несется нетерпеливо по лестнице своими косолапыми ногами, пугая старух в темных углах Преображенского дворца.
Учитель истории:
Однако перемены мог осуществить только просвещенный монарх. Знавший наверняка, что и как нужно делать. Образованность и просвещенность Петра была двоякой. С одной стороны он лишь в 15 лет узнал о 4 правилах арифметики, а грамотно излагать на бумаге свои мысли затруднялся до конца жизни. Он не раз сокрушался о своем плохом образовании.
С другой стороны, лишенный тогдашнего хорошего, но строго церковного образования, ради того, чтобы не стал слишком умным, он самостоятельно воспитывал и образовывал себя на светский лад. Сам подыскивал себе учителей, сам находил нужный выход своим способностям, был сообразительным и достойным учеником, доходивший до всего своим пытливым умом.
Какую же Россию получил Петр в наследство?
Читает учитель литературы из произведения отрывки: «Царская казна пощады не знает. Что ни государственный наказ, новые деньги- кормовые, дорожные, дани и оброки. Себе много ли перепадет? И все спрашивают с помещика – почему ленив выколачивать оброк. А с мужика больше одной шкуры не сдерешь. Истощало государство при покойном царе Алексее Михайловиче, от войн, от смут и бунтов».
И вот ночь без сна… удивить- то он удивил, а что ж из того? Какой была, сонной, нищей, не поворотной, - такой лежит Россия.
Какой там стыд… черт привел царем в такой стране родиться!
Историк: Страницы романа красочно рисуют нам картины допетровской России.
Феодальная, крепостная, с отсталой экономикой, устаревшей системой государственного управления, лишенная выхода в Балтийское и Черное моря, не имеющая регулярной армии и флота, с патриархальной культурой- Россия требовала энергичных и незамедлительных перемен. Она ждала своего часа. И час России пробил в лице молодого, энергичного, не вписывающегося в привычные рамки, царя Петра.
Меньщиков: Эх! Все-таки я расскажу, как я с молодым царем впервые познакомился.
- Сидел наш мин херц по лопухом. Помню, его тогда сказал он нам с Алешкой Бровки – «сижу от баб прячусь». Алешка шепнул мне тогда, что это царь. Сначала мы оробели и хотели бежать. А тут я возьми и скажи: « Ты не наш ли царь». А ты удивился нашей смелости. «Ну– царь. А тебе, что!» А я ему: «Раз царь, сбегай, принеси пряник - принесешь, одну хитрость покажу».
Я взял иглу и протащил ее через щеку. Пристально, не улыбаясь, глядел он на меня. И тут его любопытство взяло верх. Петр решил сам попробовать, смело сказав: «Дай-ка иглу!». Быстро это проделав, радостно закричал: «Не хуже тебя, не хуже!». Забыв о нас, побежал он к дворцу видимо учить бояр иглу протаскивать. Поистине, царское было любопытство.
Лефорт: О, молодой Петр Алексеевич хотел все узнать, это похвально! Помню, как при нашей первой встрече я показал, как работает мельничное колесо, ткацкий стан, музыкальный ящик Ивана Монса. Гер Питер смотрел на все широко округлившимися глазами, понял и спрашивает: «А это зачем? А это как устроено?» Да, молодой Петр Алексеевич хотел все узнать! Позже Петр Первый пригласил старика Картера Бранда, хорошо понимавшего морское дело и знавшего математику.
Буйносов: Математику «Поставлена Москва без математики, и жили слава богу 500 лет без математики лучше нынешнего». До чего знания царя довели. С подлым народом работал и жил бок о бок и за трапезой кусок хлеба делил. Не царское это дело! Вот давеча гонец с депешей прискакал. И думает , где его нашли. В кузне Жомова.
Жомов: Слышу про кузню мою речь.
Буйносов: Вот. Легок на помине.
Жомов: Жаден был до работы Петр Алексеевич. Бывало кричу ему: « Не ленись, подавай. Что же ты! Давай!»
А он мне: Есть. А глаза счастливые, подмигивает мне. Справный помощник был, да и силой бог его не обидел.
Шакловитый: Хорош государь! Потный, в грязной белой рубахе, в парусиновом фартуке, с мазками копоти на лице. Да еще с клещами.
Буйносов: Да, еще позволяет командовать собой, всякой черни.
Жомов: Я Вам так скажу: «Все равно Петр Алексеевич великий государь, а кузнечное дело знал, дай бог каждому»
Шакловитый: Хорош государь! С утра до вечера по верфям, кузням, мастерским мотается, да в чертежи глаза таращит. Мало ему самому жизни такой, да еще и за детей наших взялся. Вот указ: «50 лучших московских дворян собрать, отправить за границу учиться математике, фортификации, кораблестроению и прочим наукам» (оглядел всех, увидел Артомошку)
Бровкин: Намедне Петр Алексеевич зашел к нам и говорит: «Иван приведи сына». А Артамошка мой чуть побледнел. А потом без запинки, как горохом осыпал, (тащит сына) Ну скажи, что ты государю ответил
Артамошка: Разумею по – французски и по – немецки , пишу и читаю способно. Ich kann französisch und deutsch.Ich lese und schreibe begabt.
Бровкин: Переведи, народу не понятно.
Артамошка: Я сказал, государю (повторить фразу)
Бровкин: Петр Алексеевич аж рот разинул, стал его целовать, хлопать ладонью пхать и тащить на себя (целует). Ну спасибо Иван за подарок… Вот теперь за границу едет учиться.(воет тетка)
Историк: С помощью учителей- иностранцев, образы которых предстают перед нами на страницах романа( Лефорта Тиммермана, Брандта) Петр усвоил основы арифметики и геометрии, артиллерийской и фортификационной наук! Узнал правила возведения крепостей, мог управляться с астролябией. Тяга к техническим знаниям, мастеровым, практическим занятиям была свойственна его натуре и крепла под влиянием деловых и практичных иностранцев.
Все это пригодилось ему впоследствии. Подобные знания и навыки он накапливал всю жизнь. Он подавал пример неустанного овладения знаниями и требовал того от других.
…Буйносов: Откуда вонище? Опять кофей варят?
Шакловский: (с иронией) Царь-государь приказал боярам и боярышням с утра кофей пить.
Буйносов: Знаю… Не скаль зубы…(под музыку Мусоргского «Богатырские ворота» вносят кофе).
Лефорт: Откушайте, гости дорогие!
Меньшиков: Мин херц не только кофей пить приказывал, а надысь приказал и зубы чистить.
Буйносов: Не буду!!! (Вскакивает)
(Появляются дочери - Наталья, Ольга и Антонида. Смеются, отдают реверанс.)
Антонида: Здравствуй, батюшка! (мать встает) Сядьте ,мутер …
Буйносов: Чего сь кофей не хочу сегодня. Прихватило на крыльце, что ли …Крепкого бы сейчас.
Наталья: У вас, фатер, один разговор каждое утро – водки.
Буйносов: Молчи , кобылище.
Учитель: Культура! Вопрос, который всегда волновал Петра. Сударыни, я вижу уроки культуры Петра Алексеевича пошли вам на пользу. А ведь помнится мне, как господин Сидней говорил Петру Алексеевичу: «Жизнь русских женщин в теремах подобна жизни животных». Петр Алексеевич с иным уровнем культуры еще столкнулся в немецкой слободе. Вспомните, Алексей Данилович, как вы сказали, впервые посетив слободу:
« Мать честная! Вот живут чисто!»
Еще более резкий контраст культурного уровня обнаружил Петр при посещении курфюрстов. И здесь А.Толстой очень образно показал , что русскому царю не хватало должного культурного уровня в общении.
Но все же пишет А.Толстой… курфюрстины были в восторге...(зачитывается отрывок из текста)
Шакловский: В храме орал как в кабаке.
Учитель: Есть правда в ваших словах. Но правда и в том , что Петр видел эти недостатки и пытался бороться с ними. И все начинал с себя.
Санька: Бонжур , принцесс! (поведение семьи Буйносова см. в тексте)Надысь от моего Васи письмо получила (лезет в корсаж , достает письмо).
Буйносов: Что пишет? Про государя что описывает?
(Санька читает письмо по слогам)
«Сашенька, здравствуй, мой свет, на множество лет…,У нас в Воронеже вот такие дела. Скоро флот будем спускать в Дон. Гер Питер тебе кланяется. Он во все дни в трудах . Работает на верфи как простой. Сам и гвозди, и скобы кует. Зело всех торопит, людей загонял. Но флот построил…»
Историк: (Историческая справка о русском флоте)
Учитель: Петр Алексеевич с детства был любознательным.
Наталья Кирилловна: Да, да! Петенька, сын мой и любознательным был и играть был горазд – мог сутки без сна, без еды играть во что ни попало, было бы шумно, весело потешно - стреляли бы пушки били барабаны. Помню! Как- то я выглянула в окно и увидела, как по двору бежал Петенька, спотыкаясь от торопливости. За ним- долговязые парни из дворцовой челяди,- с мушкетами и топориками на длинных древках.
Они испуганно глядели на бегущего вприскочку царя, потому что забыли как нужно играть. Не по его - так убьет , в кого только был нрав у него горячий?
Софья: Волчонок!
Лефорт: (засмеялся) Помню, при обучении потешных войск Симоном Зоммером, который был строг, что даже Гер Питер вытягивался, со страхом выкатывал глаза, проходя мимо.
Да, шутки шутками , крепость- потешная, но при случае в ней можно было отсидеться.
Историк: А потешные полки со временем превратились в прекрасно обученных и профессиональных солдат. Ничем не уступающих европейским.
Именно эти потешные полки: Семеновский и Преображенский были единственными, кто не дрогнул при Нарве и не обратился в бегство. Поражение было сокрушительным . Но Петр из этого вынес хороший урок и укрепился в желании создать армию нового строя:
1.Он ввел систему рекрутских наборов. С 1699 – 1725 г. Провели 53 набора , давших более 284 тысяч человек.
2. Военно - морской и сухопутный уставы.
3. Перевооружение.
4. Мануфактуры.
Меньшиков: Всю зиму Петр провел между Москвой , Новгородом и Воронежем ( где шла напряженная стройка кораблей для черноморского флота). В Москву было свезено 90 тысяч пудов колокольной меди. Начальником работ по отливке новой артиллерии назначен знаток горного дела старый думный дьяк Виниус. При литейном заводе в Москве он учредил школу , где 250 детей боярских, посадских и юношей подлого рода , но бойких, учились литью, математике , фортификации и гиштории. Не хватало красной меди для прибавки к колокольной,- Петр послал Виниуса в Сибирь – искать руду. В Льеже … закуплено было 15 тысяч новейших ружей , скорострельные пушки, подзорные трубы, страусовые перья для офицерских шляп. В Москве работали 5 суконных и полотняных мануфактур… От зари до зари шли солдатские ученья…
Буйносов: От этой войны , само собой , ждать нечего, кроме конечного разрушения… Как пить дать, швед побьет наше войско, и еще татары , давно этого дожидаясь, выйдут ордой из Крыма, полезут через Оку…
Историк: Северная война разрешила одну из важнейших исторических задач - был завоеван выход в Балтийское море. Это создало необходимые условия для дальнейшего экономического и культурного развития России и способствовало укреплению ее позиций в мире.
Учитель: Невольно вспоминаются строки из поэмы А.С. Пушкина. (учащийся читает отрывок из поэмы «Медный всадник» от слов …Далече грянуло ура… до слов…И счастья, баловень безродный, Полудержавный властелин…)
Меньшиков: Да, Мин Херц умел разглядеть в людях талант во благо Отечества. Мне пророчили должность шута.
Иной раз соберутся генералы, инженеры, думают, как сделать то-то и то-то, уставятся в планы, Петр от нетерпения грызет заусеницы, я уже тянусь из-за чьего-нибудь плеча и – скороговоркой, чтобы не прогнали:
- Так это же надо вот так делать- проще простого.
У Петра вспыхнут глаза:
- Верно!
А возьмите вы подполковника Бровкина. А ну, Алексей Иванович, расскажи с чего ты начал.
Бровкин: Я никогда не забуду этот день, когда ты привел меня к Петру Алексеевичу и сказал «прикажи показать барабанную ловкость… Петр Алексеевич только сумел произнести «ух ты!» С этого все и началось.
(На фоне панорамы битвы через мультимедийную систему)
Голиков: И я благодарен Петру Алексеевичу за все, что он для меня сделал. Долго искал я с ним встречи и показал таки я свое искусство.
Изобразил я как-то углем на штукатурной стене на завитых пеной волнах 2 шведских корабля в пушечном дыму, окруженные лодками, с которых русские солдаты лезли на абордаж. Все было изображено правильно. Петр Алексеевич разобрал даже Александра Даниловича с пистолетом и шпагой, лезущего по штурмовому трапу. И узнал себя, стоял он тогда под самой неприятельской кормой , на носу лодки, кричал и кидал гранаты.
«Ну и ну,» - проговорил он тогда и сказал : «Эдак я тебя в Голландию пошлю – учиться.»
Учитель: (читает отрывок из текста) Здесь, на краю земли, у отвоеванного морского залива, за столом у Меньшикова сидели люди новые,- те ,что по указанию царя Петра : « отныне знатность по годности считать»- одним талантом своим выбились из курной избы , переобули лапти на юфтевые тупоносые башмаки с пряжками и вместо горьких дум: «За что обрекаешь меня , господи, выть с голоду меня на холодном дворе?» - стали, так вот, как сейчас, за полными блюдами , хочешь не хочешь ,думать и говорить о государском. Здесь были братья Бровкины, Федосий Скляев и Гаврило Авдеевич Меньшиков – знаменитые корабельные мастера ,Терентий Буда, якорный мастер, да Ефим Тараканов – преславный резчик по дереву и золотильщик.
За столом были и не одни худородные: по левую сторону руки Петра Алексеевича сидел Роман Брюс – математик и читатель книг, так же как и брат его Яков»
Поистине, перед нами национальный герой, подчинивший всю свою жизнь и деятельность судьбе державы. Жизни людей порой он не щадил, но он не щадил и своей жизни. И причиной - то его тяжелой болезни и смерти явилось спасение утопающих в ледяной воде моряков. И, наверно, не случайно, как Пушкин так и А. Толстой видели в Петре Первом прежде всего героя – реформатора и преобразователя России.
Действительно, « в жизни нет горячее , глубже и священнее чувства, чем любовь к тебе»(к Родине)
Итог урока: (беседа с учащимися) Каким был Петр, можно ли назвать его личностью и национальным героем?
Учитель: Итак, перед нами неординарная ,своеобразная личность , которая формировалась в труднейших исторических условиях и тем не менее сумевшего сделать великие преобразования.
Нашу ассамблею мне бы хотелось закончить вновь колокольней звонницей, символизирующей мир, счастье, очищение души человеческой.
Домашнее задание: написать сочинение-рассуждение по теме «Почему Петру Первому удались все его преобразования?»
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Понимание роли героических личностей в романе Л.Н.Толстого «Война и мир» как один из приемов историко-патриотического воспитания подрастающего поколения
В данной статье поднимается проблема понимания учащимися 10-х классов роли исторических личностей (М.Кутузова, Багратиона, Д.Давыдова и др.) в романе Л.Н.Толстого "Война и мир", героическое ...
Урок внеклассного чтения в 11 классе" Становление личности в романах Д. Сэлинджера "Над пропастью во ржи" и В. Аксёнова "Звёздный билет"
Урок основан на технологии диалога культур....
Конспект занятия по литературе «Государство – общество – личность в романе Евгения Замятина «Мы».
Урок «Государство – общество – личность» по роману Е.Замятина «Мы» посвящен не только писателю, творчество которого изучается в старших классах общеобра...
Конспект урока по Истории России для 11 класса по теме «Первые месяцы большевистского правления» (учебник История России, XX – начало XXI века. А.А. Левандовский, Ю.А. Щетинов, С.В. Мироненко, 2014)
Политические и социально-экономические проблемы, которые большевикам предстояло решать после прихода к власти...
«Защита чести, независимости личности в романе А.С. Пушкина «Дубровский» (главы 5-10)».
Цель урока: Продолжить изучение романа А.С. Пушкина «Дубровский». Выявить, по какой причине Дубровский стал разбойником.Задачи урока:Проанализировать образ учителя в романе.Понять, какое в...
Сочинение "История моей семьи в истории моего округа" Мухамадеев Роман
Сочинение на конкурс....
Работа с исторической личностью. История России. А.М. Романов (Тишайший)
Работа с личностью. История России. А.М. Романов (Тишайший)...