История и личность в романе А. Толстого "Петр Первый"
методическая разработка по литературе (11 класс) по теме

В данном материале важно показать какую роль играет личность в истории и необходимость петровских преобразований.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon istoriya_i_lichnost_v_romane_a._tolstogo_petr_pervyy.doc77 КБ

Предварительный просмотр:

Урок-спектакль

           Тема: История и личность в романе  А.Толстого  «Петр I»

Цель:  показать какую роль  играет личность  в истории, необходимость  петровских  преобразований;

Оборудование: мультимедийная система.

Наглядность: портрет писателя и Петра I.

Запись на диске: (о Родине) «… В жизни нет горячее, глубже  и освящение чувства, чем любовь  к тебе».

«Родина - это движение  народа по всей земле из глубины веков»

Музыка: Мусоргский «Богатырские ворота»

                Колокольный звон

Ход урока:

(Звучит музыка)

- Учитель  начинает урок.

Сего месяца 16 дня собрались мы в публичную ассамблею. Для сего дела определили мы хозяйку магистра словесности, а токмо учинили  свободный доступ всех, какого бы чина  и достоинства, кто ни был:

-матушка- государыня Наталья Кирилловна Нарышкина,

-самодержица всея Руси Софья  Алексеевна;

- светлейший князь Александр Данилыч Меньшиков;

- адмирал  Франц Лефорт;

- начальник стрелецкого приказа  Д.Л. Шокловитый;

- князь Буйнов со своими дочерьми: Натой, Ольгой, Антонидой.

Люди подлого рода:

Иван Бровкин со своими  сыновьями: Алешкой и Артомошкой и дочерью Санькой;

кузнец Жомов и Андрей Голиков;

учитель  истории Степанова Н.В.

Учитель: Велено в ассамблее к пользе  общего блага прилежное старание иметь и себя проявить. Гостей  зело  потчевать  и речами умными  занимать.

        Сегодня мы собрались благодаря  А.Толстому, который написал роман, ставший вершиной  исторической романистики и его творчества. Взор к авторской теме он обратил в 1917 году, под влиянием событий, решительно  менявших облик России. В 1929 году – первая книга вышла в свет, в 1934 году – вторая. В те годы он поставил одну из важных проблем: и о роли личности в истории, которая будет волновать и нас сегодня – это  становление личности Петра I и его роли в судьбе страны.

         Когда начинаешь читать роман,  то видишь, что автор выражает свое  отношение к Петру I через героев, их движения, действия, слово. Поэтому и мы не будем нарушать эту авторскую традицию, и сегодня на нашей ассамблее герои будут говорить сами, а мы только слушая их,  постараемся понять, каким же был Петр I и  закономерны  ли и необходимы преобразования .И какова его роль в судьбе страны.

Меньшиков: Ваша правда, сударыня. Не раз говорил  я Петру Алексеевичу: «Молчи, терпи». А он мне: «Они меня зарежут, я знаю». «Да зря Вы чай так-то думаете», -  успокаивал я его. А он все одно: «Сонька, подколодная змея. Милославская саранча алчная. И сабли  и копья не забуду.  С крыльца  меня скинуть хотели,  да народ страшно  закричал. Они меня  ядом травили, с ножом  подсылали, - и все повторял - Проклятые.»

Софья: Не успели оглянуться, подрос волчонок. Перевернуться   бы ему на потешном корабле.

Шакловитый: Выходили волчонка, ему лихое дело начать. Ждите его на Москве А еще шепчут в Преображенском « мол сильный царь подрастает. А царевна моя только трет спиной горностай»

Софья: Сильный царь. Да какой же он царь, который бросает на полуслове читать Апостола,  торопливо крестится запачканными  в чернила пальцами и несется  нетерпеливо  по лестнице своими косолапыми ногами, пугая старух в темных углах Преображенского дворца.

Учитель истории:

Однако перемены мог осуществить только  просвещенный монарх. Знавший наверняка, что и как нужно делать.  Образованность и просвещенность  Петра была двоякой.  С одной стороны  он лишь в 15 лет  узнал о 4 правилах  арифметики, а грамотно излагать  на бумаге свои мысли  затруднялся до конца жизни. Он не раз сокрушался  о своем плохом образовании.

С  другой стороны, лишенный тогдашнего  хорошего,  но строго церковного образования,  ради того,  чтобы не стал слишком умным,  он самостоятельно воспитывал  и образовывал себя на светский лад.  Сам подыскивал  себе учителей, сам находил нужный выход своим способностям, был сообразительным и достойным учеником,  доходивший до всего своим  пытливым умом.

Какую же Россию получил Петр в наследство?

        Читает  учитель  литературы  из произведения отрывки: «Царская казна пощады не знает. Что ни государственный  наказ, новые деньги- кормовые, дорожные, дани и оброки. Себе много ли перепадет?  И все спрашивают с помещика – почему ленив выколачивать оброк. А с мужика больше одной шкуры не сдерешь. Истощало государство при  покойном царе Алексее Михайловиче, от войн, от смут и бунтов».

        И вот ночь без сна… удивить- то он удивил, а что ж из того?  Какой была, сонной, нищей, не поворотной, - такой лежит Россия.

Какой там стыд… черт привел царем в такой стране родиться!

Историк: Страницы романа красочно рисуют нам картины допетровской России.

Феодальная, крепостная, с отсталой экономикой, устаревшей системой государственного управления, лишенная выхода в Балтийское и Черное моря, не имеющая регулярной армии и флота, с патриархальной культурой- Россия требовала энергичных и незамедлительных перемен.  Она ждала своего часа. И час России пробил в лице молодого, энергичного, не вписывающегося в привычные рамки, царя Петра.

Меньщиков: Эх! Все-таки я расскажу, как я с молодым царем впервые познакомился.

- Сидел наш мин херц по лопухом. Помню, его тогда сказал он нам с Алешкой Бровки – «сижу от баб прячусь». Алешка шепнул мне тогда, что это царь. Сначала мы оробели и хотели бежать. А тут я возьми и скажи: « Ты не наш ли царь». А ты удивился нашей смелости. «Ну– царь. А тебе, что!» А я ему: «Раз царь, сбегай, принеси пряник - принесешь, одну хитрость покажу».

        Я взял иглу и протащил ее через щеку. Пристально, не улыбаясь, глядел он на меня. И тут его любопытство взяло верх. Петр решил сам попробовать,  смело сказав: «Дай-ка иглу!». Быстро это проделав, радостно закричал: «Не хуже тебя, не хуже!». Забыв о нас, побежал он к дворцу видимо учить бояр иглу протаскивать. Поистине, царское было любопытство.

Лефорт: О, молодой  Петр Алексеевич хотел все узнать, это похвально! Помню,  как при нашей  первой встрече  я показал, как работает мельничное колесо, ткацкий стан,  музыкальный ящик  Ивана Монса. Гер Питер смотрел на все  широко округлившимися глазами, понял и спрашивает: «А это зачем? А это как устроено?» Да, молодой Петр Алексеевич хотел все узнать! Позже Петр Первый пригласил старика Картера Бранда, хорошо понимавшего морское дело и знавшего математику.

Буйносов: Математику «Поставлена  Москва без математики, и жили слава богу 500 лет без математики лучше нынешнего». До чего знания царя довели.  С подлым народом  работал и жил бок о бок и за трапезой кусок хлеба делил. Не царское это дело! Вот давеча гонец с депешей прискакал. И думает ,   где его нашли. В кузне Жомова.

Жомов:  Слышу про кузню  мою речь.

Буйносов:  Вот. Легок на помине.

Жомов:  Жаден был до работы  Петр Алексеевич. Бывало кричу ему: « Не ленись, подавай. Что же  ты! Давай!»

А он мне: Есть. А глаза счастливые, подмигивает мне. Справный помощник был,  да и силой бог его  не обидел.

Шакловитый: Хорош государь! Потный, в грязной белой рубахе, в парусиновом  фартуке, с мазками  копоти на лице. Да еще с клещами.

Буйносов:  Да, еще позволяет командовать собой, всякой черни.

Жомов:  Я Вам так скажу: «Все равно Петр Алексеевич великий государь, а кузнечное дело знал, дай бог каждому»

Шакловитый: Хорош государь!  С утра до вечера по верфям, кузням,  мастерским мотается, да в чертежи глаза  таращит. Мало ему самому жизни такой, да еще и за детей наших взялся. Вот указ: «50 лучших московских дворян собрать,  отправить за границу учиться математике, фортификации, кораблестроению и прочим наукам» (оглядел всех, увидел Артомошку)

Бровкин: Намедне Петр Алексеевич  зашел к нам и говорит: «Иван приведи сына». А Артамошка мой чуть побледнел. А потом без запинки, как горохом осыпал, (тащит сына) Ну скажи, что ты государю ответил

Артамошка:  Разумею по – французски  и по – немецки , пишу и читаю способно. Ich kann französisch und deutsch.Ich lese und schreibe begabt.  

Бровкин: Переведи, народу не понятно.

Артамошка: Я сказал, государю (повторить фразу)

Бровкин: Петр Алексеевич аж  рот разинул, стал его целовать, хлопать ладонью пхать и тащить на себя (целует). Ну спасибо Иван за подарок… Вот теперь за границу едет учиться.(воет тетка)

 Историк: С помощью учителей- иностранцев, образы которых предстают перед нами на страницах романа( Лефорта Тиммермана, Брандта) Петр усвоил основы арифметики и геометрии, артиллерийской и фортификационной наук! Узнал правила  возведения крепостей, мог управляться с астролябией. Тяга к техническим знаниям, мастеровым, практическим занятиям была свойственна его натуре и крепла под влиянием деловых и практичных иностранцев.

Все это пригодилось ему впоследствии. Подобные знания и навыки он накапливал всю жизнь. Он подавал пример неустанного овладения знаниями и требовал того от других.

Буйносов: Откуда вонище? Опять кофей варят?

Шакловский: (с иронией) Царь-государь приказал боярам и боярышням с утра кофей пить.

Буйносов: Знаю… Не скаль зубы…(под музыку Мусоргского «Богатырские ворота» вносят кофе).

Лефорт: Откушайте, гости дорогие!

Меньшиков: Мин херц не только кофей пить приказывал, а надысь приказал и зубы чистить.

Буйносов:  Не буду!!! (Вскакивает)

(Появляются дочери - Наталья, Ольга и  Антонида. Смеются, отдают реверанс.)

Антонида: Здравствуй, батюшка! (мать встает) Сядьте ,мутер …

Буйносов: Чего сь кофей не хочу сегодня. Прихватило на крыльце, что ли …Крепкого бы  сейчас.

                                                                       

Наталья: У вас, фатер, один разговор каждое утро – водки.

Буйносов: Молчи , кобылище.

Учитель: Культура! Вопрос, который всегда волновал Петра. Сударыни, я вижу уроки культуры Петра Алексеевича  пошли вам на пользу. А ведь помнится мне, как господин Сидней говорил  Петру Алексеевичу: «Жизнь  русских женщин в теремах  подобна жизни животных». Петр Алексеевич с иным уровнем культуры еще столкнулся в немецкой слободе. Вспомните, Алексей Данилович, как вы сказали, впервые посетив слободу:

« Мать честная! Вот живут чисто!»

Еще более резкий контраст культурного уровня обнаружил Петр при посещении курфюрстов.   И здесь А.Толстой очень образно показал , что русскому царю не хватало должного культурного уровня в общении.

Но все же пишет А.Толстой… курфюрстины были в восторге...(зачитывается отрывок из текста)

Шакловский: В храме орал как в кабаке.

Учитель: Есть правда в ваших словах. Но правда и в том , что Петр видел эти недостатки и пытался бороться с ними. И все начинал с себя.

Санька:  Бонжур , принцесс! (поведение семьи Буйносова  см. в тексте)Надысь от моего Васи письмо получила (лезет в корсаж , достает письмо).

Буйносов: Что пишет? Про государя что описывает?

(Санька читает письмо по слогам)

«Сашенька, здравствуй, мой свет, на множество лет…,У нас в Воронеже вот такие дела. Скоро флот будем спускать в Дон. Гер Питер тебе кланяется. Он во все дни в трудах . Работает на верфи как простой. Сам и гвозди, и скобы кует. Зело всех торопит, людей загонял. Но флот построил…»

Историк: (Историческая справка о русском флоте)

Учитель: Петр Алексеевич с детства был любознательным.

Наталья Кирилловна: Да, да! Петенька, сын мой и любознательным был и играть был горазд – мог сутки без сна, без еды играть во что ни попало, было бы шумно, весело потешно - стреляли бы пушки били барабаны. Помню! Как- то я выглянула в окно и увидела, как по двору бежал Петенька, спотыкаясь от торопливости. За ним- долговязые парни из дворцовой челяди,- с мушкетами и топориками на длинных древках.

Они испуганно глядели на бегущего вприскочку царя, потому что забыли как нужно играть. Не по его - так убьет ,  в кого только был нрав у него горячий?

Софья: Волчонок!

Лефорт: (засмеялся) Помню, при обучении потешных войск Симоном Зоммером, который был строг, что даже Гер Питер вытягивался, со страхом выкатывал глаза, проходя мимо.

Да, шутки  шутками , крепость- потешная, но при случае в ней можно было отсидеться.

Историк: А потешные полки со временем превратились в прекрасно обученных и профессиональных солдат. Ничем не уступающих европейским.

Именно эти потешные полки: Семеновский и Преображенский были единственными, кто не дрогнул при Нарве и не обратился в бегство. Поражение было сокрушительным . Но Петр из этого вынес хороший урок и укрепился в желании создать армию нового строя:

1.Он ввел систему рекрутских наборов. С 1699 – 1725 г. Провели 53 набора , давших более 284 тысяч человек.

2. Военно - морской и сухопутный уставы.

3. Перевооружение.

4. Мануфактуры.

Меньшиков: Всю зиму Петр провел между Москвой , Новгородом и Воронежем ( где шла напряженная стройка кораблей для черноморского флота). В Москву было свезено 90 тысяч пудов колокольной меди. Начальником работ по отливке новой артиллерии назначен знаток горного дела старый думный дьяк Виниус. При литейном заводе  в Москве он учредил школу , где 250 детей боярских, посадских и юношей подлого рода , но бойких, учились литью, математике , фортификации и гиштории. Не хватало красной меди для прибавки к колокольной,- Петр послал Виниуса в Сибирь – искать руду. В Льеже … закуплено было 15 тысяч новейших ружей , скорострельные пушки, подзорные трубы, страусовые перья для офицерских шляп. В Москве работали 5 суконных и полотняных мануфактур… От зари до зари шли солдатские ученья…

Буйносов: От этой войны , само собой , ждать нечего, кроме конечного разрушения… Как пить дать, швед побьет наше войско, и еще татары ,  давно этого дожидаясь, выйдут ордой из Крыма, полезут через Оку…

Историк: Северная война разрешила одну из важнейших исторических задач - был завоеван выход в Балтийское море. Это создало необходимые условия для дальнейшего экономического и культурного развития России и способствовало укреплению ее позиций в мире.

Учитель: Невольно вспоминаются строки из поэмы А.С. Пушкина. (учащийся читает отрывок из поэмы «Медный всадник»  от слов …Далече грянуло ура… до слов…И счастья, баловень безродный, Полудержавный властелин…)

Меньшиков: Да, Мин Херц умел разглядеть в людях талант во благо Отечества. Мне пророчили должность шута.

Иной раз соберутся генералы, инженеры, думают, как сделать то-то и то-то, уставятся в планы, Петр от нетерпения грызет заусеницы, я уже тянусь из-за чьего-нибудь плеча и – скороговоркой, чтобы не прогнали:

- Так это же надо вот так делать- проще простого.

У Петра вспыхнут глаза:

- Верно!

А возьмите вы подполковника Бровкина. А ну, Алексей Иванович, расскажи с чего ты начал.

Бровкин: Я никогда не забуду этот день, когда ты привел меня к Петру Алексеевичу и сказал «прикажи показать барабанную ловкость… Петр Алексеевич только сумел произнести «ух ты!» С этого все и началось.

(На фоне панорамы битвы через мультимедийную систему)

Голиков: И я благодарен  Петру Алексеевичу за все, что он для меня сделал. Долго искал я с ним встречи и показал таки я свое искусство.

Изобразил я как-то углем на штукатурной стене на завитых пеной волнах 2 шведских корабля в пушечном дыму, окруженные лодками, с которых русские солдаты лезли на абордаж. Все было изображено правильно. Петр Алексеевич разобрал даже Александра Даниловича с пистолетом и шпагой, лезущего по штурмовому трапу. И узнал себя, стоял он тогда под самой неприятельской кормой ,  на носу лодки, кричал и кидал гранаты.

«Ну и  ну,» - проговорил он тогда  и сказал : «Эдак я тебя в Голландию пошлю – учиться.»

Учитель: (читает отрывок из текста) Здесь, на краю земли, у отвоеванного морского залива, за столом у Меньшикова сидели люди новые,- те ,что по указанию царя Петра : « отныне знатность по годности считать»- одним талантом своим выбились из курной избы , переобули лапти на юфтевые тупоносые башмаки с пряжками и вместо горьких дум: «За что обрекаешь меня , господи, выть с голоду меня на холодном дворе?» - стали, так вот, как сейчас, за полными блюдами , хочешь не хочешь ,думать и говорить о государском. Здесь были братья Бровкины, Федосий Скляев и Гаврило Авдеевич Меньшиков – знаменитые корабельные мастера ,Терентий Буда, якорный мастер, да Ефим Тараканов –  преславный  резчик по дереву и золотильщик.

За столом были и не одни худородные: по левую сторону руки Петра Алексеевича сидел Роман Брюс – математик и читатель книг, так же как и брат его Яков»

Поистине, перед нами национальный герой, подчинивший всю свою жизнь и деятельность судьбе державы. Жизни людей порой он не щадил, но он  не щадил и своей жизни. И причиной - то его тяжелой болезни и смерти явилось спасение утопающих в ледяной воде моряков. И, наверно, не случайно, как Пушкин так и А. Толстой видели в Петре Первом прежде всего героя – реформатора и преобразователя России.

Действительно, « в жизни нет горячее ,  глубже и священнее чувства, чем любовь к тебе»(к Родине)

Итог урока: (беседа с учащимися) Каким был Петр, можно ли назвать его личностью и национальным героем?

Учитель: Итак, перед нами  неординарная ,своеобразная личность , которая формировалась в труднейших исторических условиях и тем не менее сумевшего сделать великие преобразования.

Нашу ассамблею мне бы хотелось закончить вновь колокольней звонницей, символизирующей мир, счастье, очищение души человеческой.

Домашнее задание: написать сочинение-рассуждение по теме «Почему Петру Первому удались все его преобразования?»

 

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Понимание роли героических личностей в романе Л.Н.Толстого «Война и мир» как один из приемов историко-патриотического воспитания подрастающего поколения

В данной статье поднимается проблема понимания учащимися 10-х классов роли исторических личностей (М.Кутузова, Багратиона, Д.Давыдова и др.) в романе Л.Н.Толстого "Война и мир", героическое ...

Конспект занятия по литературе «Государство – общество – личность в романе Евгения Замятина «Мы».

           Урок «Государство – общество – личность» по роману Е.Замятина «Мы» посвящен не только писателю, творчество которого изучается в старших классах общеобра...

«Защита чести, независимости личности в романе А.С. Пушкина «Дубровский» (главы 5-10)».

Цель урока: Продолжить изучение романа А.С. Пушкина «Дубровский». Выявить, по какой причине Дубровский стал разбойником.Задачи урока:Проанализировать образ учителя в романе.Понять, какое в...

Работа с исторической личностью. История России. А.М. Романов (Тишайший)

Работа с личностью. История России. А.М. Романов (Тишайший)...