Освоение обучающимися обобщенных способов действий (компетенций) и достижение новых уровней развития личности учащихся
статья по теме
В наши дни в соответствии с ФГОС изменились требования к
ОБРАЗОВАТЕЛЬНОМУ РЕЗУЛЬТАТУ, к результатам освоения основной образовательной программы основного общего образования.
Основным результатом обучения становится освоение обобщенных способов действий (компетенций) и достижения новых уровней развития личности учащихся (компетентностей) и предлагает новую версию формулировки общеучебных действий, которые закладываются в школе, обеспечивают способность учащегося к саморазвитию и самосовершенствования по средствам сознательного и активного присвоения нового социального опыта.
Требования к результатам освоения основных образовательных программ структурируется по ключевым задачам общего образования, отражающим индивидуальные, общественные и государственные потребности, и включают в себя предметные, метапредметные и личностные результаты.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
rol_psihologo-pedagogicheskogo_vzaimodeystviya.docx | 22.09 КБ |
Предварительный просмотр:
«Роль психолого-педагогического взаимодействия участников образовательного процесса в реализации ФГОС».
В наши дни в соответствии с ФГОС изменились требования к
ОБРАЗОВАТЕЛЬНОМУ РЕЗУЛЬТАТУ, к результатам освоения основной образовательной программы основного общего образования.
Основным результатом обучения становится освоение обобщенных способов действий (компетенций) и достижения новых уровней развития личности учащихся (компетентностей) и предлагает новую версию формулировки общеучебных действий, которые закладываются в школе, обеспечивают способность учащегося к саморазвитию и самосовершенствования по средствам сознательного и активного присвоения нового социального опыта.
Требования к результатам освоения основных образовательных программ структурируется по ключевым задачам общего образования, отражающим индивидуальные, общественные и государственные потребности, и включают в себя предметные, метапредметные и личностные результаты.
Предметные результаты выражаются в усвоении обучаемыми конкретных элементов социального опыта, изучаемого в рамках отдельных учебных предметов. Метапредметные результаты - это освоенные обучающимися на базе нескольких или всех учебных предметов обобщенные способы деятельности, применимые как в рамках образовательного процесса, так и в реальных жизненных ситуациях. Личностные – это сформировавшиеся в образовательном процессе мотивы деятельности, система ценностных отношений учащихся, в частности, к себе, другим участникам образовательного процесса, самому образовательному процессу, объектам познания, результатам образовательной деятельности.
Цель образовательной деятельности смещается с «усвоения знаний» на «развитие потенциала учения», основанного на: четко и понятно сформулированных учебных целях, соответствующих как учебному плану, так и интересам и ожиданиям учащихся, критериальной системе оценивания, позволяющей как учителям, так и учащимся оценивать результаты учебной деятельности, системах «обратной связи» и формирующего оценивания, способствующих формированию уверенности в собственных силах и лидерства в учении.
Так как огромную роль в образовании играет отказ от знаниевого подхода в пользу системно-деятельностного подхода, необходимо понимать различия между этими подходами. СД - это переход к построению стандартов нового поколения с ориентацией на итоговые результаты образования как системообразующий компонент конструкции стандартов. Стандарт образования фиксирует не само содержание образования, а результаты образования, результаты деятельности и требования к этим результатам. Системно-деятельностный подход лежит в основе Стандарта (ФГОС)
Одним из важных УУД является метапредметность . «Мета» – («за», «через», «над»), всеобщее, интегрирующее: метадеятельность, метапредмет, метазнание, метаумение (метаспособ). Иногда это называют универсальными знаниями и способами. Иногда – мыследеятельностью. Метапредметные результаты – это способы деятельности, применимые как в рамках образовательного процесса, так и при решении проблем в реальных жизненных ситуациях
Важную роль в современном образовательном процессе играет и психодидактика. Следуя определению В.В. Давыдова: «Психодидактика – полидисциплинарная область научного знания, интегрирующая психологические, дидактические, методические знания, используемые в реальной практике развивающего образования, с целью личностно- ценностной направленности образовательного процесса». Психодидактика предусматривает развитие интеллектуальной, личностной, эмоциональной, духовно-нравственной, психосоматической сфер психики индивидуума, позволяющее ученику обрести способность быть субъектом развития личности в целом.
Работа педагога должна быть направлена на развитие учащихся, учет их особенностей и всестороннее раскрытие их интеллектуального и личностного потенциала. Педагогическая деятельность становится психолого-педагогической. Поэтому важной составляющей профессиональной компетентности педагога является знание возрастных психологических особенностей учащихся, способность организовать свою деятельность на основе этих знаний.
Среди критериев успешности психолого-педагогического сопровождения:
1) успешность деятельности учащегося;
2) осуществление деятельности без значимых нарушений физического и психического здоровья;
3) удовлетворенность своей деятельностью, своим положением;
4) связывание своих личных планов и интересов с этой деятельностью в перспективе.
Современные требования к уроку построены таким образом, что главным условием эффективного обучения становится не сам процесс передачи знаний от учителя к ученику, а обучение детей приемам самоконтроля и самообучения. То есть, современный педагог учит детей не науке, а учит УЧИТЬСЯ.
Обратная связь осуществляется на уроках в следующих направлениях: учитель – ученики, ученик – ученики, учитель – ученик, ученик – ученик. Она может осуществляться как в устной, так и в письменной форме. Инструменты обратной связи: письменные комментарии, наблюдения, опросы – молнии, фронтальный опрос, вопросы, дневники обратной связи и тетради самоконтроля.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Групповая форма работы на уроках литературы как особый фактор совместной деятельности и стимулирующее действие на развитие личности учащихся.
Технологизация учебного и воспитательного процессов связана с поиском таких дидактических подходов, которые могли бы превратить обучение в своего рода «производственно-технологический процесс с ...
Обобщение опыта работы по теме : «Разностороннее развитие личностей учащихся с особыми образовательными потребностями на основе индивидуального и дифференцированного подходов с целью успешной социализации в дальнейшей жизни»
Применение индивидуального и дифференцированного подходов на уроках СБО в коррекционой школе VIII вида...
Высткпленине на РМО молодых специалистов по теме «Профессиональная компетенция одно из условий развития личности учащихся.»
Лозунгом нашего времени, может быть, не больше знать, а больше и лучше уметь, в том числе уметь приобретать свои знания....
Коммуникативная система как способ формирования сознания, психики, развития личности учащихся со слуховой депривацией
В статье рассказывается о коммуникативная системе обучения языку детей с нарушением слуха, действующей ныне и направленной на развитие словесной коммуникации....
Обобщение педагогического опыта учителя химии и биологии «Использование приемов и методов современных образовательных технологий для развития личности учащихсяна уроках химии».
Обобщение педагогического опыта учителя химии и биологии «Использование приемов и методов современных образовательных технологий для развития личности учащихсяна уроках химии»....
Личностно-ориентированное обучение как способ развития личности учащихся на уроках истории в условиях реализации ФГОС(из опыта работы)
Методический семинар...
«Инновационное образовательное учреждение как пространство творческого развития педагога» «Социализация детей - как инновационный способ развития личности учащегося»
Cтатья о работе школы-интерната №7 для детей с ОВЗ. Социализация- как рычаг для успешной социализации учащихся....