Рабочая программа по литературе для 9 класса
рабочая программа по литературе (9 класс)
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Заборско – Никольская средняя общеобразовательная школа»
«Рассмотрено на заседании методического совета школы» Протокол № 1 от «20 » августа 2020 г. | «Согласовано» Заместитель директора по УВР _____________/Власова Н. А./ « 25» августа 2020 г. | «Утверждаю» Директор МБОУ «Заборско – Никольская СОШ» /Трищенкова И. В./ Приказ № 116 - О от « 31 » августа 2020 г. |
Рабочая программа по литературе
9 класс
( общеобразовательный)
Учитель Сошина Марина Владимировна
Высшая квалификационная категория
Программа принята к реализации педагогическим советом
Протокол от « 27» августа 2020 г. № 1
2020-2021 учебный год
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Рабочая программа по литературе для 9 класса разработана в соответствии со следующими документами:
- Федеральным Законом РФ «Об образовании в Российской федерации» от 29 декабря 2012 г № 273- ФЗ;
- Федеральным государственным образовательным стандартом основного общего образования, утвержденным приказом Минобрнауки России от 17.12.2010 № 1897 (с изменениями, внесенными приказом Минобрнауки России от 31 декабря 2015 г. № 1577);
- Учебным планом МБОУ «Заборско - Никольская СОШ» на 2020-2021учебный год;
- Годовым календарным графиком на 2020-2021учебный год;
- Федеральным перечнем учебников, рекомендуемых Министерством образования РФ к использованию в образовательном процессе в общеобразовательных учреждениях на 2020-2021учебный год;
- Авторской программой по литературе для общеобразовательных учреждений. Литература 5-9 классы. Авторы: В. Я. Коровина, В. П. Журавлев, В. И. Коровин. - М.: Просвещение, 2016.
Рабочая программа ориентирована на использование учебно-методического комплекта:
1. Литература. 9 класс. Учебник для общеобразовательных организаций. В 2 ч./ [В.Я.Коровина, В.П.Журавлев, В.И.Коровин, И.С.Збарский]; под ред. В.Я.Коровиной. - М.: Просвещение, 2019.
2. В.Я.Коровина, В.И.Коровин, И.С.Збарский. Читаем, думаем, спорим...: Дидактические материалы по литературе: 9 класс. - М., 2019.
3. Литература: 9 кл.: Хрестоматия/ сост. В.Я.Коровина, В.П.Журавлев, В.И.Коровин. - М.: Просвещение, 2019.
4.Беляева Н.В. Уроки литературы в 9 классе. Кн. для учителя. - М., 2019.
Основная цель:
- формирование духовно развитой личности, обладающей гуманистическим мировоззрением, национальным самосознанием, общероссийским гражданским сознанием, чувством патриотизма.
Задачи:
- развитие интеллектуальных и творческих способностей учащихся, необходимых для их успешной социализации и самореализации;
- постижение учащимися вершинных произведений отечественной и мировой литературы, их чтение и анализ, освоенный на понимании образной природы искусства слова, опирающийся на принципы единства художественной формы и содержания, связи искусства с жизнью, историзма;
- поэтапное, последовательное формирование умений читать, комментировать, анализировать и интерпретировать художественный текст;
- овладение возможными алгоритмами постижения смыслов, заложенных в художественном тексте (или любом другом речевом высказывании), и создание собственного текста, представление своих оценок и суждений по поводу прочитанного;
- овладение универсальными учебными действиями (формулировать цели деятельности, планировать ее, осуществлять библиографический поиск, находить и обрабатывать необходимую информацию из различных источников, включая Интернет и др.);
- использование опыта общения с произведениями художественной литературы в повседневной жизни и учебной деятельности, речевом самосовершенствовании;
- обеспечение соответствия основной образовательной программы требованиям ФГОС;
- обеспечение преемственности начального общего, основного общего, среднего (полного) общего образования;
- обеспечение доступности получения качественного основного общего образования, достижение планируемых результатов освоения основной образовательной программы основного общего образования всеми обучающимися;
- установление требований к воспитанию и социализации обучающихся как части образовательной программы и соответствующему усилению воспитательного потенциала школы, обеспечению индивидуализированного психолого-педагогического сопровождения каждого обучающегося, формированию образовательного базиса, основанного не только на знаниях, но и на соответствующем культурном уровне развития личности, созданию необходимых условий для ее самореализации;
- обеспечение эффективного сочетания урочных и внеурочных форм организации образовательного процесса, взаимодействия всех его участников;
- взаимодействие образовательного учреждения при реализации основной образовательной программы с социальными партнерами;
- выявление и развитие способностей обучающихся, в том числе одаренных детей, детей с ограниченными возможностями и инвалидов, их профессиональных склонностей через систему клубов, секций, студий и кружков, организацию общественно полезной деятельности, в том числе социальной практики, с использованием возможностей образовательных учреждений дополнительного образования детей;
- организация интеллектуальных и творческих соревнований, научно-технического творчества, проектной и учебно-исследовательской деятельности;
- участие обучающихся, их родителей (законных представителей), педагогических работников и общественности в проектировании и развитии внутришкольной социальной среды, школьного уклада;
- включение обучающихся в процессы познания и преобразования внешкольной социальной среды (района, города) для приобретения опыта реального управления и действия;
- социальное и учебно-исследовательское проектирование, профессиональная ориентация обучающихся при поддержке педагогов, психологов, социальных педагогов, сотрудничестве с базовыми предприятиями, учреждениями профессионального образования, центрами профессиональной работы;
- сохранение и укрепление физического, психологического и социального здоровья обучающихся, обеспечение их безопасности.
Базисный федеральный учебный (образовательный) план на изучение литературы в 9 классе отводит 3 часа в неделю, всего 102 урока. Учебный план МБОУ «Заборско-Никольская СОШ» предусматривает 102 часа на изучение литературы в 9 классе, из расчёта 3 часа в неделю. Из них 2 часа предусмотрены на контрольные работы, 13 часов - на уроки развития речи, 2 часа - на уроки внеклассного чтения, 2 часа - на проектную деятельность.
Планируемые результаты изучения учебного предмета:
Личностные результаты:
- воспитание российской гражданской идентичности: патриотизма, любви и уважения к Отечеству, чувства гордости за свою Родину, прошлое и настоящее многонационального народа России; осознание своей этнической принадлежности, знание истории, языка, культуры своего народа, своего края, основ культурного наследия народов России и человечества; усвоение гуманистических, демократических и традиционных ценностей многонационального российского общества; воспитание чувства ответственности и долга перед Родиной формирование ответственного отношения к учению, готовности и способности обучающихся к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к обучению и познанию, осознанному выбору и построению дальнейшей индивидуальной траектории образования на базе ориентирования в мире профессий и профессиональных предпочтений, с учетом устойчивых познавательных интересов;
- формирование целостного мировоззрения, соответствующего современному уровню развития науки и общественной практики, учитывающего социальное, культурное, языковое, духовное многообразие современного мира;
- формирование осознанного, уважительного и доброжелательного отношения к другому человеку, его мнению, мировоззрению, культуре, языку, вере, гражданской позиции, к истории, культуре, религии, традициям, языкам, ценностям народов России и народов мира; готовности и способности вести диалог с другими людьми и достигать в нем взаимопонимания;
- освоение социальных норм, правил поведения, ролей и форм социальной жизни в группах и сообществах, включая взрослые и социальные сообщества; участие в школьном самоуправлении и общественной жизни в пределах возрастных компетенций с учетом региональных, этнокультурных, социальных и экономических особенностей;
- развитие морального сознания и компетентности в решении моральных проблем на основе личностного выбора, формирование нравственных чувств и нравственного поведения, осознанного и ответственного отношения к собственным поступкам;
- формирование коммуникативной компетентности в общении и сотрудничестве со сверстниками, старшими и младшими товарищами в процессе образовательной, общественно полезной, учебно-исследовательской, творческой и других видах деятельности;
- формирование основ экологической культуры на основе признания ценности жизни во всех ее проявлениях и необходимости ответственного, бережного отношения к окружающей среде;
- осознание значения семьи в жизни человека и общества, принятие ценностей семейной жизни, уважительное и заботливое отношение к членам своей семьи;
- развитие эстетического сознания через освоение художественного наследия народов России и мира, творческой деятельности эстетического характера.
Метапредметные результаты:
- умение самостоятельно определять цели своего обучения, ставить и формулировать для себя новые задачи в учебе и познавательной деятельности;
- умение самостоятельно планировать пути достижения целей, в том числе альтернативные, осознанно выбирать наиболее эффективные способы решения учебных и познавательных задач;
- умение соотносить свои действия с планируемыми результатами, осуществлять контроль своей деятельности в процессе достижения результата, определять способы действий в рамках предложенных условий и требований, корректировать свои действия в соответствии с изменяющейся ситуацией;
- умение оценивать правильность выполнения учебной задачи, собственные возможности ее решения;
- владение основами самоконтроля, самооценки, принятия решений и осуществления осознанного выбора в учебной и познавательной деятельности;
- умение определять понятия, создавать обобщения, устанавливать аналогии, классифицировать, самостоятельно выбирать основания и критерии для классификации, устанавливать причинно-следственные связи, строить логическое рассуждение, умозаключение (индуктивное, дедуктивное и по аналогии) и делать выводы;
- умение создавать, применять и преобразовывать знаки и символы, модели и схемы для решения учебных и познавательных задач;
- смысловое чтение; умение организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и сверстниками; работать индивидуально и в группе: находить общее решение и разрешать конфликты на основе согласования позиций и с учетом интересов; формулировать, аргументировать и отстаивать свое мнение;
- умение осознанно использовать речевые средства в соответствии с задачей коммуникации для выражения своих чувств, мыслей и потребностей, планирования и регуляции своей деятельности; владение устной и письменной речью, монологической контекстной речью;
- формирование и развитие компетентности в области использования информационно-коммуникационных технологий.
Предметные результаты:
сформированность умений:
− читать фольклорные и художественные произведения, в том числе из
перечня:
«Слово о полку Игореве».
«Божественная комедия» Данте Алигьери (фрагменты).
Трагедия У. Шекспира. «Гамлет».
Стихотворения М.В. Ломоносова (в том числе «Ода на день восшествия на
Всероссийский престол Ее Величества Государыни Императрицы Елисаветы
Петровны 1747 года»)
Стихотворения Г.Р. Державина (в том числе «Бог», «Памятник», «Властителям
и судиям»).
Трагедия И.В. Гете «Фауст» (фрагменты).
Повесть Н.М. Карамзина «Бедная Лиза».
Поэма Дж. Г. Байрона «Паломничество Чайльд-Гарольда» (фрагменты).
Произведения В.А. Жуковского: стихотворения (в том числе «Море», «Невыразимое»); баллады (в том числе, «Светлана»).
Комедия А.С. Грибоедова «Горе от ума».
Произведения А.С. Пушкина: стихотворения (в том числе «…Вновь я посетил…», «Бесы», «Брожу ли я вдоль улиц шумных…», «Вольность», «Деревня», «Из Пиндемонти», «К морю», «К***» («Я помню чудное мгновенье…»), «Мадонна», «Осень» (отрывок), «Отцы-пустынники и жены непорочны…», «Погасло дневное светило…», «Подражания Корану» (IX «И путник усталый на Бога роптал…»), «Пора, мой друг, пора! Покоя сердце просит…», «Поэт», «Поэту», «Пророк», «Разговор книгопродавца с поэтом», «Свободы сеятель пустынный…», «Стансы» («В надежде славы и добра…»), «Туча», «Элегия» («Безумных лет угасшее веселье…»), «Эхо», «Я вас любил: любовь еще, быть может…», «Я памятник себе воздвиг нерукотворный…»); поэма «Медный всадник»; трагедия «Моцарт и Сальери» из цикла «Маленькие трагедии»; роман в стихах «Евгений Онегин».
Произведения М.Ю. Лермонтова: стихотворения (в том числе «Выхожу один я
на дорогу…», «Дума», «И скучно и грустно», «Из-под таинственной, холодной
полумаски…», «Как часто, пестрою толпою окружен…», «Монолог», «Молитва» («Я,
Матерь Божия…»), «Нет, не тебя так пылко я люблю…», «Нет, я не Байрон, я
другой…», «Нищий», «Поэт» («Отделкой золотой блистает мой кинжал…»),
«Пророк», «Родина», «Смерть Поэта», «Сон» («В полдневный жар в долине
Дагестана…»), «Я жить хочу, хочу печали…»); роман «Герой нашего времени».
Поэма Н.В. Гоголя «Мертвые души»:
− систематизировать изученные и самостоятельно прочитанные произведения
(ведение читательского дневника, краткие рецензии на прочитанное);
− выразительно читать наизусть не менее 12 поэтических произведений
писателей XVIII в. – первой половины XIX в. (ранее не изученных), включенных в
конкретную рабочую программу;
− выявлять тематику и проблематику произведения, раскрывать его идейный
смысл с использованием различных приемов анализа и интерпретации
художественного текста;
− характеризовать героя художественного произведения, его внешность и
внутренние качества, поступки и их мотивы, отношения с другими персонажами,
роль персонажа в системе образов, в сюжете и развитии конфликта произведения,
указывать важнейшие средства создания образа героя, сопоставлять персонажей
одного произведения и разных произведений по сходству или контрасту;
характеризовать образ лирического героя, выявляя его черты, характерные для
творчества конкретного поэта;
− объяснять особенности сюжета, композиции, конфликта, системы
персонажей, элементов текста, предметной изобразительности, роль пейзажа и
интерьера, художественной детали, средств художественной выразительности;
комментировать авторский выбор слова; особенности авторского стиля;
− определять род и жанр литературного произведения, его жанровые признаки
на основе анализа важнейших особенностей его содержания и формы;
− оперировать историко-литературными категориями (древнерусская
словесность, европейская литература Средневековья, эпохи Возрождения,
европейская литература эпохи Просвещения, классицизм, сентиментализм,
романтизм, реализм); рассматривать конкретное произведение в рамках единого
историко-литературного процесса; определять и учитывать при анализе произведения
его принадлежность к определенному литературному направлению;
− включать в рассуждение о произведении отзывы критиков и читателей-современников, творческий диалог художников;
− владеть теоретико-литературными понятиями и использовать их как
инструмент для оформления своих критических, аналитических, интерпретационных
высказываний;
− уметь критически оценивать прочитанное, осознавать художественную
картину жизни, отраженную в литературном произведении;
− выявлять в художественном произведении и различать позиции героев,
повествователей, воспринимать литературное произведение как художественное
высказывание автора, выявлять авторскую позицию и способы ее выражения,
учитывая художественные особенности произведения и воплощенные в нем реалии
(осмысливать авторскую позицию в ее целостном выражении и в конкретных формах
донесения ее до читателя: авторские отступления, ремарки, герои-резонеры,
авторский курсив); характеризовать авторский пафос; уметь давать собственную
интерпретацию произведению с учетом авторской позиции и неоднозначности
художественных смыслов;
− сравнивать произведения и их фрагменты, сопоставлять образы персонажей,
литературные явления и факты, сюжеты разных литературных произведений, темы и
проблемы, жанры, стили, приемы, микроэлементы текста (с выявлением общего и
различного, аргументацией выводов);
− соотносить интерпретации произведений художественной литературы в
других видах искусства с литературным первоисточником и давать им обоснованную
оценку;
− владеть различными видами комментария к художественному тексту
(историко-литературный, лексический, историко-культурный, историко-бытовой); а
также собирать материал и делать сообщения о жизни и творчестве писателя;
− формулировать тезисы на основе собственного и чужого текста;
использовать различные приемы моделирования и систематизации учебного
материала в процессе обучения (составление разного типа планов; таблиц, схем);
писать аннотацию к прочитанной книге;
− выполнять коллективные и индивидуальные проекты и исследования; уметь
ставить проблему, собирать и обрабатывать (анализировать и систематизировать)
информацию, необходимую для написания учебной, исследовательской работы и
(или) создания проекта на заданную или самостоятельно определенную тему;
использовать в процессе анализа произведений необходимую литературоведческую
литературу, ссылаясь на источники;
− писать сочинения на литературную тему (с опорой на одно произведение или
несколько произведений одного писателя, произведения разных писателей),
сочинение-рассуждение на свободную (морально-этическую, философскую) тему с
привлечением литературного материала (объемом сочинений не менее 250 слов);
писать рецензии; редактировать собственные и чужие тексты.
Содержание учебного предмета
Введение ( 1 ч)
Литература и её роль в духовной жизни человека.
Шедевры родной литературы. Формирование потребности общения с искусством, возникновение и развитие творческой читательской самостоятельности.
Те о р и я л и т е р а т у р ы. Литература как искусство слова (углубление представлений).
ИЗ ДРЕВНЕРУССКОЙ ЛИТЕРАТУРЫ (3 Ч)
Беседа о древнерусской литературе. Самобытный характер древнерусской литературы. Богатство и разнообразие жанров.
«Слово о полку Игореве». «Слово...» как величайший памятник литературы Древней Руси. История открытия «Слова...». Проблема авторства. Историческая основа памятника, его сюжет. Образы русских князей. Ярославна как идеальный образ русской женщины. Образ Русской земли. Авторская позиция в «Слове...». «Золотое слово» Святослава и основная идея произведения. Соединение языческой и христианской образности. Язык произведения. Переводы «Слова...».
ИЗ РУССКОЙ ЛИТЕРАТУРЫ XVIII ВЕКА (9 Ч)
Характеристика русской литературы XVIII века. Гражданский пафос русского классицизма.
Михаил Васильевич Ломоносов. Жизнь и творчество (обзор).
Учёный, поэт, реформатор русского литературного языка и стиха.
«Вечернее размышление о Божием величестве при случае великого северного сияния», «Ода на день восшествия на Всероссийский престол ея Величества государыни Императрицы Елисаветы Петровны 1747 года». Прославление родины, мира,
науки и просвещения в произведениях Ломоносова.
Те о р и я л и т е р а т у р ы. Ода как жанр лирической поэзии.
Гавриил Романович Державин. Жизнь и творчество (обзор).
«Властителям и судиям». Тема несправедливости сильных мира сего. «Высокий» слог и ораторские, декламационные интонации.
«Памятник». Традиции Горация. Мысль о бессмертии поэта.
«Забавный русский слог» Державина и его особенности. Оценка в стихотворении собственного поэтического новаторства. Тема поэта и поэзии в творчестве Г. Р. Державина.
Николай Михайлович Карамзин. Слово о писателе.
Повесть «Бедная Лиза», стихотворение «Осень». Сентиментализм. Утверждение общечеловеческих ценностей в повести «Бедная Лиза». Главные герои повести. Внимание писателя к внутреннему миру героини. Новые черты русской литературы.
Те о р и я л и т е р а т у р ы. Сентиментализм (начальные представления).
ИЗ РУССКОЙ ЛИТЕРАТУРЫ XIX ВЕКА (51 Ч)
Василий Андреевич Жуковский. Жизнь и творчество (обзор).
«Море». Романтический образ моря.
«Невыразимое». Границы выразимого. Возможности поэтического языка и трудности, встающие на пути поэта. Отношение романтика к слову.
«Светлана». Жанр баллады в творчестве Жуковского: сюжетность, фантастика, фольклорное начало, атмосфера тайны и символика сна, пугающий пейзаж, роковые предсказания и приметы, утренние и вечерние сумерки как граница ночи и дня, мотивы дороги и смерти. Баллада «Светлана» — пример преображения традиционной
фантастической баллады. Нравственный мир героини как средоточие народного духа и христианской веры. Светлана — пленительный образ русской девушки, сохранившей веру в Бога и не поддавшейся губительным чарам.
Те о р и я л и т е р а т у р ы. Баллада (развитие представлений).
Фольклоризм литературы (развитие представлений).
Александр Сергеевич Грибоедов. Жизнь и творчество (обзор).
Комедия «Горе от ума». История создания, публикации и первых постановок комедии. Прототипы. Смысл названия и проблема ума в пьесе. Особенности развития комедийной интриги. Своеобразие конфликта. Система образов. Чацкий как необычный
резонёр, предшественник «странного» человека в русской литературе. Своеобразие любовной интриги. Образ фамусовской Москвы.
Художественная функция вне сценических персонажей. Образность и афористичность языка. Мастерство драматурга в создании речевых характеристик действующих лиц. Конкретно-историческое и общечеловеческое в произведении. Необычность развязки, смысл финала комедии. Критика о пьесе Грибоедова.
Александр Сергеевич Пушкин. Жизнь и творчество (обзор).
Стихотворения «К Чаадаеву», «К морю», «Пророк», «Анчар», «На холмах Грузии лежит ночная мгла...», «Я вас любил; любовь ещё, быть может...», «Бесы», «Я памятник себе воздвиг нерукотворный...», «Два чувства дивно близки нам...».
Многообразие тем, жанров, мотивов лирики Пушкина. Мотивы дружбы, прочного союза друзей. Одухотворённость и чистота чувства любви. Слияние личных, философских и гражданских мотивов в лирике поэта. Единение красоты природы, красоты человека, красоты жизни в пейзажной лирике. Особенности ритмики, метрики и строфики пушкинской поэзии.
«Евгений Онегин». Обзор содержания. «Евгений Онегин» — роман в стихах. Творческая история. Образы главных героев. Основная сюжетная линия и лирические отступления.
Онегинская строфа. Структура текста. Россия в романе. Герои романа. Татьяна — нравственный идеал Пушкина. Типическое и индивидуальное в судьбах Ленского и Онегина. Автор как идейно-композиционный и лирический центр романа. Пушкинский роман в зеркале критики (прижизненная критика — В. Г. Белинский,
Д. И. Писарев; «органическая» критика — А. А. Григорьев; «почвенники» — Ф. М. Достоевский; философская критика начала XX века; писательские оценки).
«Моцарт и Сальери». Проблема «гения и злодейства». Трагедийное начало «Моцарта и Сальери». Два типа мировосприятия, олицетворённые в двух персонажах пьесы. Отражение их нравственных позиций в сфере творчества.
Те о р и я л и т е р а т у р ы. Роман в стихах (начальные представления). Реализм (развитие понятия). Трагедия как жанр драмы (развитие понятия).
Михаил Юрьевич Лермонтов. Жизнь и творчество (обзор).
«Герой нашего времени». Обзор содержания. «Герой нашего времени» — первый психологический роман в русской литературе, роман о незаурядной личности. Главные и второстепенные герои.
Особенности композиции. Печорин — «самый любопытный предмет своих наблюдений» (В. Г. Белинский).
Печорин и Максим Максимыч. Печорин и доктор Вернер. Печорин и Грушницкий. Печорин и Вера. Печорин и Мери. Печорин и «ундина».
Повесть «Фаталист» и её философско-композиционное значение. Споры о романтизме и реализме романа. Поэзия Лермонтова и «Герой нашего времени» в критике В. Г. Белинского.
Основные мотивы лирики. «Смерть Поэта», «Парус», «И скучно и грустно», «Дума», «Поэт», «Родина», «Пророк», «Нет, не тебя так пылко я люблю...», «Нет, я не
Байрон, я другой...», «Расстались мы, но твой портрет...», «Есть речи — значенье...», «Предсказание», «Молитва», «Нищий».
Основные мотивы, образы и настроения поэзии Лермонтова.
Чувство трагического одиночества. Любовь как страсть, приносящая страдания. Чистота и красота поэзии как заповедные святыни сердца.
Трагическая судьба поэта и человека в бездуховном мире. Характер лирического героя лермонтовской поэзии. Тема родины, поэта и поэзии.
Николай Васильевич Гоголь. Жизнь и творчество (обзор).
«Мёртвые души». История создания. Смысл названия поэмы. Система образов. Мёртвые и живые души. Чичиков — «приобретатель», новый герой эпохи. Поэма о величии России. Первоначальный замысел и идея Гоголя. Соотношение с «Божественной комедией» Данте, с плутовским романом, романом-путешествием. Жанровое своеобразие произведения. Причины незавершённости поэмы. Чичиков как антигерой. Эволюция Чичикова и Плюшкина в замысле поэмы. Эволюция образа автора — от сатирика к пророку и проповеднику. Поэма в оценках Белинского. Ответ Гоголя на критику Белинского.
Те о р и я л и т е р а т у р ы. Понятие о герое и антигерое. Понятие о литературном типе. Понятие о комическом и его видах: сатире, юморе, иронии, сарказме. Характер комического изображения в соответствии с тоном речи: обличительный пафос, сатирический или саркастический смех, ироническая насмешка, издёвка, беззлобное комикование, дружеский смех (развитие представлений).
Фёдор Михайлович Достоевский. Слово о писателе.
«Белые ночи». Тип «петербургского мечтателя» — жадного к жизни и одновременно нежного, доброго, несчастного, склонного к несбыточным фантазиям. Роль истории Настеньки в романе. Содержание и смысл «сентиментальности» в понимании Достоевского.
Те о р и я л и т е р а т у р ы. Повесть (развитие понятия). Психологизм литературы (развитие представлений).
Антон Павлович Чехов. Слово о писателе.
«Тоска», «Смерть чиновника». Истинные и ложные ценности героев рассказа.
«Смерть чиновника». Эволюция образа «маленького человека» в русской литературе XIX века. Чеховское отношение к «маленькому человеку». Боль и негодование автора. «Тоска». Тема одиночества человека в многолюдном городе.
Те о р и я л и т е р а т у р ы. Развитие представлений о жанровых особенностях рассказа.
ИЗ РУССКОЙ ЛИТЕРАТУРЫ XX ВЕКА (30 Ч)
Богатство и разнообразие жанров и направлений русской литературы XX века.
Из русской прозы XX века
Беседа о разнообразии видов и жанров прозаических произведений XX века, о ведущих прозаиках России.
Иван Алексеевич Бунин. Слово о писателе.
Рассказ «Тёмные аллеи». Печальная история любви людей из разных социальных слоёв. «Поэзия» и «проза» русской усадьбы. Лиризм повествования.
Те о р и я л и т е р а т у р ы. Психологизм литературы (развитие представлений). Роль художественной детали в характеристике героя.
Михаил Афанасьевич Булгаков. Слово о писателе.
Повесть «Собачье сердце». История создания и судьба повести.
Смысл названия. Система образов произведения. Умственная, нравственная, духовная недоразвитость — основа живучести «шариковщины», «швондерства». Поэтика Булгакова-сатирика. Приём гротеска в повести.
Те о р и я л и т е р а т у р ы. Художественная условность, фантастика, сатира (развитие понятий).
Михаил Александрович Шолохов. Слово о писателе.
Рассказ «Судьба человека». Смысл названия рассказа. Судьба родины и судьба человека. Композиция рассказа. Образ Андрея Соколова, простого человека, воина и труженика. Тема военного подвига, непобедимости человека. Автор и рассказчик в произведении.
Сказовая манера повествования. Значение картины весенней природы для раскрытия идеи рассказа. Широта типизации.
Те о р и я л и т е р а т у р ы. Реализм в художественной литературе.
Реалистическая типизация (углубление понятия).
Александр Исаевич Солженицын. Слово о писателе.
Рассказ «Матрёнин двор». Образ праведницы. Трагизм судьбы героини. Жизненная основа притчи.
Те о р и я л и т е р а т у р ы. Притча (углубление понятия).
Из русской поэзии XX века (обзор)
Общий обзор. Многообразие направлений, жанров, видов лирической поэзии. Вершинные явления русской поэзии XX века.
Ш т р и х и к п о р т р е т а м
Александр Александрович Блок. Слово о поэте.
«Ветер принёс издалёка...», «О, весна без конца и без краю...», «О, я хочу безумно жить...», цикл «Родина». Высокие идеалы и предчувствие перемен. Трагедия поэта в «страшном мире». Глубокое, проникновенное чувство родины. Образы и ритмы
поэта. Образ родины в поэзии Блока.
Сергей Александрович Есенин. Слово о поэте.
«Вот уже вечер...», «He жалею, не зову, не плачу...»,
«Край ты мой заброшенный...», «Гой ты, Русь моя родная...», «Нивы сжаты, рощи голы...», «Разбуди меня завтра рано...», «Отговорила роща золотая...». Народно-песенная основа произведений поэта. Сквозные образы в лирике Есенина.
Тема России. Олицетворение как основной художественный приём.
Своеобразие метафор и сравнений.
Владимир Владимирович Маяковский. Слово о поэте.
«Послушайте!», «А вы могли бы?», «Люблю» (отрывок).
Новаторство Маяковского-поэта. Своеобразие стиха, ритма, словотворчества. Маяковский о труде поэта.
Марина Ивановна Цветаева. Слово о поэте.
«Идёшь, на меня похожий...», «Бабушке», «Мне нравится, что вы больны не мной...», «Стихи к Блоку», «Откуда
такая нежность?..», «Родина», «Стихи о Москве». Стихотворения о поэзии, о любви. Особенности поэтики Цветаевой. Традиции и новаторство в творческих поисках поэта.
Николай Алексеевич Заболоцкий. Слово о поэте.
«Я не ищу гармонии в природе...», «Где-то в поле возле
Магадана...», «Можжевеловый куст», «О красоте человеческих лиц», «Завещание».
Стихотворения о человеке и природе. Философская глубина обобщений поэта-мыслителя.
Анна Андреевна Ахматова. Слово о поэте.
Стихотворные произведения из книг «Чётки», «Белая стая»,
«Пушкин», «Подорожник», «ANNO DOMINI», «Тростник»,
«Ветер войны». Трагические интонации в любовной лирике Ахматовой. Стихотворения о любви, о поэте и поэзии.
Борис Леонидович Пастернак. Слово о поэте.
«Красавица моя, вся стать...», «Перемена», «Весна в лесу», «Во всём мне хочется дойти...», «Быть знаменитым некрасиво...». Философская глубина лирики Б. Пастернака.
Одухотворённая предметность пастернаковской поэзии. Приобщение вечных тем к современности в стихах о природе и любви.
Александр Трифонович Твардовский. Слово о поэте.
«Урожай», «Весенние строчки», «Я убит подо Ржевом».
Стихотворения о родине, о природе. Интонация и стиль стихотворений.
Те о р и я л и т е р а т у р ы. Силлабо-тоническая и тоническая системы стихосложения (углубление представлений).
ПЕСНИ И РОМАНСЫ НА СТИХИ ПОЭТОВ
XIX—XX ВЕКОВ (обзор)
А. С. Пушкин. «Певец»; М. Ю. Лермонтов. «Отчего»; В. А. Соллогуб. «Серенада» («Закинув плащ, с гитарой под рукою...»); Н. А. Некрасов. «Тройка» («Что ты жадно глядишь на дорогу...»); Е. А. Баратынский. «Разуверение»; Ф. И. Тютчев. «К. Б.» («Я встретил вас — и всё былое...»); А. К. Толстой. «Средь шумного бала, случайно...»; А. А. Фет. «Я тебе ничего не скажу...»; А. А. Сурков. «Бьётся в тесной печурке огонь...»; К. М. Симонов. «Жди меня, и я вернусь...»; Н. А. Заболоцкий. «Признание» и др. Романсы и песни как синтетический жанр, выражающий переживания, мысли, настроения человека.
ИЗ ЗАРУБЕЖНОЙ ЛИТЕРАТУРЫ ( 6 Ч)
Античная лирика
Гораций. Слово о поэте.
«Я воздвиг памятник...». Поэтическое творчество в системе человеческого бытия. Мысль о поэтических заслугах — знакомство римлян с греческими лириками. Традиции античной оды в творчестве Державина и Пушкина.
Данте Алигьери. Слово о поэте.
«Божественная комедия» (фрагменты). Множественность смыслов поэмы: буквальный (изображение загробного мира), аллегорический (движение идеи бытия от мрака к свету, от страданий к радости, от заблуждений к истине, идея восхождения души к духовным высотам через познание мира), моральный (идея воздаяния в загробном мире за земные дела), мистический (интуитивное постижение божественной идеи через восприятие красоты поэзии как божественного языка, хотя и сотворённого земным человеком).
Уильям Шекспир. Краткие сведения о жизни и творчестве Шекспира. Характеристика гуманизма эпохи Возрождения.
«Гамлет» (обзор с чтением отдельных сцен по выбору учителя, например: монологи Гамлета из сцены пятой (1-й акт), сцены первой (3-й акт), сцены четвёртой (4-й акт). «Гамлет» — «пьеса на все века» (А. Аникст). Общечеловеческое значение героев Шекспира. Образ Гамлета, гуманиста эпохи Возрождения. Одиночество Гамлета в его конфликте с реальным миром «расшатавшегося века». Трагизм любви Гамлета и Офелии. Философская глубина трагедии «Гамлет». Гамлет как вечный образ мировой литературы. Шекспир и русская литература.
Те о р и я л и т е р а т у р ы. Трагедия как драматический жанр (углубление понятия).
Иоганн Вольфганг Гёте. Краткие сведения о жизни и творчестве Гёте. Характеристика особенностей эпохи Просвещения.
«Фауст» (обзор с чтением отдельных сцен по выбору учителя, например: «Пролог на небесах», «У городских ворот», «Кабинет Фауста», «Сад», «Ночь. Улица перед домом Гретхен», «Тюрьма», последний монолог Фауста из второй части трагедии).
«Фауст» — философская трагедия эпохи Просвещения. Сюжет и композиция трагедии. Борьба добра и зла в мире как движущая сила его развития, динамики бытия. Противостояние творческой личности Фауста и неверия, духа сомнения Мефистофеля. Поиски Фаустом справедливости и разумного смысла жизни человечества. «Пролог
на небесах» — ключ к основной идее трагедии. Смысл противопоставления Фауста и Вагнера, творчества и схоластической рутины.
Трагизм любви Фауста и Гретхен.
Итоговый смысл великой трагедии — «Лишь тот достоин жизни
и свободы, кто каждый день идёт за них на бой». Особенности жанра трагедии «Фауст»: сочетание в ней реальности и элементов условности и фантастики. Фауст как вечный образ мировой литературы. Гёте и русская литература.
Те о р и я л и т е р а т у р ы. Драматическая поэма (углубление понятия)
ИТОГОВЫЕ УРОКИ ( 2 Ч)
Календарно-тематическое планирование
№ п/п | Название раздела, тема урока | Кол-во часов | Дата проведения | ||
План. | Факт. | ||||
Введение | 1 | ||||
Литература и её роль в духовной жизни человека. | 1 | ||||
Из древнерусской литературы | 3 | ||||
Литература Древней Руси (с повторением ранее изученного). Слово о полку Игореве» – величайший памятник древнерусской литературы | 1 | ||||
Центральные образы «Слова…» | 1 | ||||
Основная идея и поэтика «Слова…» | 1 | ||||
Из русской литературы XVIII века | 9 | ||||
Классицизм в русском и мировом искусстве | 1 | ||||
М. В. Ломоносов: жизнь и творчество (обзор). | 1 | ||||
М. В. Ломоносов. «Ода на день восшествия на Всероссийский престол ея величества государыни Императрицы Елисаветы Петровны 1747 года» | 1 | ||||
Г. Р. Державин: жизнь и творчество (обзор). «Властителям и судиям» | 1 | ||||
Г. Р. Державин. «Памятник» | 1 | ||||
Н. М. Карамзин. «Бедная Лиза» | 1 | ||||
Н. М. Карамзин. «Бедная Лиза» | 1 | ||||
Вн. чт. Н. М. Карамзин. «Осень» и другие произведения писателя | 1 | ||||
РР Сочинение на тему " Чем современна литература XVIII века?" | 1 | ||||
Из русской литературы XIX века | 51 | ||||
Вн. чт. Русские поэты первой половины XIX века | 1 | ||||
В. А. Жуковский – поэт-романтик | 1 | ||||
В. А. Жуковский. «Невыразимое» | 1 | ||||
В. А. Жуковский. «Светлана»: черты баллады | 1 | ||||
В. А. Жуковский. «Светлана»: образ главной | 1 | ||||
А. С. Грибоедов. «Горе от ума». Жизнь и творчество писателя (обзор) | 1 | ||||
А. С. Грибоедов. «Горе от ума»: проблематика и конфликт. Фамусовская Москва | 1 | ||||
А. С. Грибоедов. «Горе от ума»: образ Чацкого | 1 | ||||
А. С. Грибоедов. «Горе от ума»: язык комедии | 1 | ||||
РР А. С. Грибоедов. «Горе от ума» в критике. Подготовка к сочинению по комедии А. С. Грибоедова «Горе от ума» | 1 | ||||
РР Сочинение по комедии А. С. Грибоедова «Горе от ума» | 1 | ||||
А.С.Пушкин. Жизнь и творчество. Лицейская лирика | 1 | ||||
А.С.Пушкин. Лирика петербургского, южного и Михайловского периодов: "К Чаадаеву", "К морю", "Анчар" | 1 | ||||
А.С.Пушкин. Любовь как гармония душ в интимной лирике поэта: "На холмах Грузии лежит ночная мгла...", "Я вас любил; любовь ещё, быть может..." | 1 | ||||
А.С.Пушкин. Тема поэта и поэзии: "Пророк" | 1 | ||||
А.С.Пушкин. "Бесы", "Два чувства дивно близки нам..." и другие стихотворения | 1 | ||||
А.С.Пушкин. "Я памятник себе воздвиг нерукотворный...": самооценка творчества в стихотворении | 1 | ||||
РР Письменный ответ на один из проблемных вопросов по лирике А.С.Пушкина | 1 | ||||
А.С.Пушкин. "Моцарт и Сальери" | 1 | ||||
А.С.Пушкин. "Евгений Онегин" как новаторское произведение | 1 | ||||
А.С.Пушкин. "Евгений Онегин": главные мужские образы романа | 1 | ||||
А.С.Пушкин. "Евгений Онегин": главные женские образы романа | 1 | ||||
А.С.Пушкин. "Евгений Онегин": взаимоотношения главных героев | 1 | ||||
А.С.Пушкин. "Евгений Онегин": образ автора | 1 | ||||
А.С.Пушкин. "Евгений Онегин" как энциклопедия русской жизни | 1 | ||||
РР А.С.Пушкин. "Евгений Онегин" в зеркале критики. Подготовка к сочинению по роману А. С. Пушкина «Евгений Онегин» | 1 | ||||
РР Сочинение по роману А. С. Пушкина «Евгений Онегин» | 1 | ||||
М.Ю. Лермонтов. Хронология жизни и творчества. Многообразие тем, жанров, мотивов лирики поэта | 1 | ||||
Образ поэта - пророка в лирике М.Ю.Лермонтова | 1 | ||||
М.Ю. Лермонтов. Любовь как страсть, приносящая страдания, в лирике поэта: "Нищий", "Расстались мы, но твой портрет...", "Нет, не тебя так пылко я люблю..." | 1 | ||||
М.Ю. Лермонтов. Тема родины в лирике поэта | 1 | ||||
РР Письменный ответ на один из проблемных вопросов по лирике М.Ю. Лермонтова | 1 | ||||
М.Ю. Лермонтов. "Герой нашего времени": общая характеристика романа | 1 | ||||
М.Ю. Лермонтов. "Герой нашего времени" (главы "Бэла"," Максим Максимыч"): загадки образа Печорина | 1 | ||||
М.Ю. Лермонтов. "Герой нашего времени" (главы "Тамань"," Княжна Мери"). "Журнал Печорина" как средство самораскрытия его характера | 1 | ||||
М.Ю. Лермонтов. "Герой нашего времени" (глава "Фаталист"): философско - композиционное значение повести | 1 | ||||
М.Ю. Лермонтов. "Герой нашего времени": дружба в жизни Печорина | 1 | ||||
М.Ю. Лермонтов. "Герой нашего времени": любовь в жизни Печорина | 1 | ||||
РР М.Ю. Лермонтов. "Герой нашего времени": оценки критиков. Подготовка к сочинению по роману М.Ю. Лермонтова "Герой нашего времени" | 1 | ||||
РР Сочинение по роману М.Ю. Лермонтова "Герой нашего времени" | 1 | ||||
Н.В.Гоголь. Жизнь и творчество (обзор). "Мёртвые души". Обзор содержания, история создания поэмы | 1 | ||||
Н.В.Гоголь. "Мёртвые души": образы помещиков | 1 | ||||
Н.В.Гоголь. "Мёртвые души": образ города | 1 | ||||
Н.В.Гоголь. "Мёртвые души": образ Чичикова | 1 | ||||
Н.В.Гоголь. "Мёртвые души": образ России, народа и автора в поэме | 1 | ||||
РР Н.В.Гоголь. "Мёртвые души": специфика жанра. Подготовка к сочинению по поэме Н.В.Гоголя "Мёртвые души" | 1 | ||||
РР Сочинение по поэме Н.В.Гоголя "Мёртвые души" | 1 | ||||
Ф.М.Достоевский. "Белые ночи": образ главного героя | 1 | ||||
Ф.М.Достоевский. "Белые ночи": образ Настеньки | 1 | ||||
А.П.Чехов. "Смерть чиновника": проблема истинных и ложных ценностей | 1 | ||||
А.П.Чехов. "Тоска": тема одиночества человека в многолюдном городе | 1 | ||||
Из русской литературы XX века | 30 | ||||
Русская литература XX века: богатство и разнообразие жанров и направлений. И.А.Бунин. "Тёмные аллеи": проблематика и образы | 1 | ||||
И.А.Бунин. "Тёмные аллеи": мастерство писателя в рассказе | 1 | ||||
Общий обзор русской поэзии 20 века. Поэзия Серебряного века. А.А.Блок. "Ветер принёс издалека...", "О, весна, без конца и без краю..." | 1 | ||||
А.А.Блок. "О, я хочу безумно жить...", стихотворения из цикла "Родина" | 1 | ||||
С.А. Есенин. Размышления о жизни, природе, предназначении человека: "Отговорила роща золотая...", "Не жалею, не зову, не плачу..." | 1 | ||||
С.А. Есенин. Стихотворения о любви. "Письмо к женщине" | 1 | ||||
В.В.Маяковский. "А вы могли бы?", "Послушайте!" | 1 | ||||
В.В.Маяковский. "Люблю" (отрывок), "Прощанье" | 1 | ||||
Контрольная работа № 1 по творчеству М.Ю. Лермонтова, Н.В.Гоголя, А.П.Чехова, И.А.Бунина, А.А.Блока, С.А. Есенина, В.В.Маяковского | 1 | ||||
М.А.Булгаков. "Собачье сердце": проблематика и образы | 1 | ||||
М.А.Булгаков. "Собачье сердце": поэтика повести | 1 | ||||
М.И.Цветаева. Стихи о поэзии, о любви, о жизни и смерти: "Идёшь, на меня похожий...", "Бабушке", "Мне нравится, что вы больны не мной...", "Откуда такая нежность?.." | 1 | ||||
М.И.Цветаева. Стихи о поэзии и о России: "Стихи к Блоку", "Родина", "Стихи о Москве" | 1 | ||||
А.А.Ахматова. Стихи из книг "Чётки", "Белая стая", "Подорожник", "ANNO DOMINI" | 1 | ||||
А.А.Ахматова. Стихи из книг "Тростник", "Седьмая книга", "Ветер войны", из поэмы"Реквием" | 1 | ||||
Н.А.Заболоцкий. Стихи о человеке и природе: "Я не ищу гармонии в природе...", "Завещание" | 1 | ||||
Н.А.Заболоцкий. Тема любви и смерти в лирике поэта: "Где-то в поле возле Магадана...", "Можжевеловый куст", "О красоте человеческих лиц" | 1 | ||||
М.А.Шолохов. "Судьба человека": проблематика и образы | 1 | ||||
М.А.Шолохов. "Судьба человека": поэтика рассказа | 1 | ||||
Б.Л.Пастернак. Стихи о природе и любви: "Красавица моя, вся стать...", "Перемена", "Весна в лесу" | 1 | ||||
Б.Л.Пастернак. Философская лирика поэта: "Быть знаменитым некрасиво...", "Во всём мне хочется дойти до самой сути..." | 1 | ||||
А.Т.Твардовский. Стихи о родине, о природе: "Урожай", "Весенние строчки", "О сущем" и другие стихотворения | 1 | ||||
А.Т.Твардовский. Стихи поэта - воина: "Я убит подо Ржевом", "Я знаю, никакой моей вины" | 1 | ||||
А.И. Солженицын. "Матрёнин двор": проблематика, образ рассказчика | 1 | ||||
А.И. Солженицын. "Матрёнин двор": образ Матрёны, особенности жанра рассказа-притчи | 1 | ||||
Итоговая контрольная работа | 1 | ||||
Песни и романсы на стихи русских поэтов XIX века | 1 | ||||
Песни и романсы на стихи русских поэтов XX века | 1 | ||||
РР Презентация результатов проектных работ | 1 | ||||
РР Презентация результатов проектных работ | 1 | ||||
Из зарубежной литературы | 6 | ||||
Квинт Гораций Флакк. «К Мельпомене» («Я воздвиг памятник…») | 1 | ||||
Данте Алигьери. "Божественная комедия (фрагменты) | 1 | ||||
У.Шекспир. "Гамлет": образ главного героя (обзор с чтением отдельных сцен) | 1 | ||||
У.Шекспир. "Гамлет": тема любви в трагедии (обзор с чтением отдельных сцен) | 1 | ||||
И. - В. Гёте. "Фауст": сюжет и проблематика (обзор с чтением отдельных сцен) | 1 | ||||
И. - В. Гёте. "Фауст": идейный смысл трагедии (обзор с чтением отдельных сцен) | 1 | ||||
Выявление уровня литературного развития учащихся | 1 | ||||
Итоги года и задания для летнего чтения | 1 |
Лист регистрации изменений к рабочей программе
по литературе 9 класса в 2020-2021 учебном году
Учитель Сошина М.В.
№ урока (ов) по плану КТП | Тема (ы) | Дата проведения по плану КТП | Причина корректировки | Корректирующие действия | Дата проведения по факту | Согласовано |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая программа по литературе 7 класс . Коровина В.Я., Журавлев В.П., Коровин В.И.. Литература 7 класс: учебник-хрестоматия: в 2-х частях. М. Просвещение 2010.
Рабочая программа по литературе 7 класс . Коровина В.Я., Журавлев В.П., Коровин В.И.. Литература 7 класс: учебник-хрестоматия: в 2-х частях. М. Просвещение 2010....
Рабочая программа по русскому языку 10 класс к учебнику Бабайцевой, Рабочая программа по литературе 11 класс к учебнику под редакцией В.П.Журавлёва
В этом году появились новые требования к оформлению учебных программ по всем предметам. Данные программы составлены в соответсви с новыми требованиями. Они помогут учителям русского языка и литературы...
Рабочая программа по русскому языку 8 класс к учебнику Т. А. Ладыженская и рабочая программа по литературе 8 класс Курдюмова Т.Ф.
Рабочая программа и тематическое планирование 8 класс по русскому языку и литературе...
Рабочая программа по русскому языку 5 класс Разумовская, рабочая программа по литературе 5 класс Меркин, рабочая программа по русскому языку 6 класс разумовская
рабочая программа по русскому языку по учебнику Разумовской, Львова. пояснительная записка, календарно-тематическое планирование; рабочая программа по литературе 5 класс автор Меркин. рабочая программ...
Рабочая программа по литературе шестого класса (с учетом авторской программы по литературе авторов Р.Н. Бунеева, Е.В. Бунеевой, О.В. Чиндиловой)
Рабочая программа по литературе шестого класса (с учетом авторской программы по литературе авторов Р.Н. Бунеева, Е.В. Бунеевой, О.В. Чиндиловой)...
Рабочая программа по литературе 7 класс (72 часа). Программа: Литература: 5-9 классы общеобразовательных учреждений / авторы-составители Г.С.Меркин, С.А.Зинин, В.А.Чалмаев. М., «Русское слово», 2013
Предлагаемая рабочая программа по литературе для 7 класса составлена на основе примерной программы по предмету «Литература», утвержденной Министерством образования РФ, программы Лите...
рабочая программа по литературе 11 класс. Рабочая программа составлена на основе авторской программы по литературе под редакцией В.П.Журавлева, Ю.В.Лебедева 10-11 классы (Базовый уровень) Авторы: А.Н.Романова, Н.В.Шуваева. Москва «Просвещение», 2019 год
Рабочая программа по литературе 11 класс ФГОС...