"Уроки сказки К.Г.Паустовского "Теплый хлеб"
план-конспект урока по литературе (5 класс)
Урок повящен вечным ценностям, которым учит сказка К.Г. Паустовского
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
урок по рассказу К.Г. Паустовского "Теплый хлеб" | 23.85 КБ |
Предварительный просмотр:
"Уроки сказки К.Г.Паустовского "Теплый хлеб"
Урок литературы в 5 классе
(учитель МОУ "СОШ № 11» г.о. Саранск Першикова Ольга Вячеславовна)
Цели урока:
Цель:
ответить на вопрос: какие уроки получили мы, прочитав сказку
К.Г. Паустовского «Тёплый хлеб»?
Задачи:
Знать: с помощью чего и кого автору удаётся в сказке преподнести читателям нравственные уроки?
Уметь: анализировать поступки героев, подбирать материалы из художественного текста для ответа на заданные вопросы.
Учиться у героев сказки: сострадать, прощать, творить добро, с уважением относиться к окружающим,
Ход урока:
1. Вступительное слово учителя.
К.Г. Паустовский - замечательный писатель. Умный, тонкий, филигранно владеющий языком. Это один из самых любимых моих писателей. Я до сих пор с удовольствием перечитываю его романы "Романтики" и "Блистающие облака". Очень люблю цикл "Мещерская сторона". Меня и сейчас до слез трогает его рассказ "Телеграмма". Я могу долго говорить о творчестве Константина Георгиевича и своей любви к нему. Но о нем можно сказать и одной пушкинской фразой: "чувства добрые он лирой пробуждал.." Своим творчеством Паустовский заставляет задуматься о важных проблемах, заставляет остановиться, вглядеться в обыкновенных людей, он будит нашу душу. Константин Георгиевич не поучает, он говорит с нами о важных вопросах: любви к ближнему, милосердии, внимательном отношении к друг к другу.
2. Паустовский был великолепным рассказчиком, умел видеть и по-новому открывать мир, он всегда рассказывал о светлом, добром и прекрасном. И поэтому совершенно неслучайно начал писать для детей. Его перу принадлежат замечательные сказки и рассказы "Стальное колечко", "Заячьи лапы" и, конечно же, "Теплый хлеб".
- "Теплый хлеб"- это сказка или рассказ? На что он больше похож по жанру?
(На рассказ, хотя в нем есть сказочные, необычные элементы.)
- Но все же это сказка. а какими словами часто заканчиваются русские народные сказки?
(Сказка ложь, да в не намек, добрым молодцам урок.)
Какое слово в этом предложении главное?
(Урок.)
-Что значит это слово?
(Я считаю, это то, что нас чему-то учит.)
Значит и каждая сказка чему-то учит. А чему могут научить сказки?
Все верно, Тогда как м можем назвать свой урок по сказке "Теплый хлеб"?
Запишем тему урока. Обратите внимание на эпиграф.
3. Определение целей урока.
Какие цели мы себе должны поставить?
а. Ответить на вопрос, который проистекает из проблемы урока.
б. Какие уроки получили мы, прочитав сказку "Теплый хлеб"?
4. А теперь обратимся к самой сказке... Мы с вами сегодня читать, обсуждать её, попытаться понять, что хотел нам сказать добрый волшебник К.Г. Паустовский.
Итак, начнем.
Читаем эпизод "Когда кавалеристы... до слов "пострадала от врага".
-Какое время описывает Паустовский?
(Военное.)
-Какие приметы прошедшей войны мы моем увидеть в этом эпизоде?
(Это и немецкий снаряд, кавалеристы, раненый конь, мальчики искали позеленевшие патроны.)
- Как вы думаете, какие последствия оставляет после себя война? Видим ли мы среди жителей молодых мужчин (кроме Панкрата)?
(Нет, в деревне проживают только женщины. дети. старики и старухи. Война несет голод, разрушение, сиротство детей
Приведите пример из прочитанного, что время было не очень сытым. Мельница сломана, но люди стараются держаться, стараются возродить нормальную жизнь. Они не очерствели сердцем. Они добры и милосердны.
-Как они относятся к раненому коню?
Все правильно, а мы читаем дальше. "Жил..."
-Ну как, вам мальчик понравился? Чем не понравился?
Конечно, ничего хорошего в нем нет. Угрюмый, недоверчивый, грубый, неласковый - чего уж тут хорошего. но возник ли у вас вопрос: почему он такой?
Его все зовут Филькой, не Филиппком, Филей, Филечкой.
- С кем он живет?
( С бабкой.)
Снова обратим внимание не с бабушкой, бабулечкой. а с бабкой.
Где его родители? Почему они живут только вдвоем? Как обходятся старый да малый?
Ничего об это м автор не говорит. Мы можем только догадываться о том, что, наверное, Филька - сирота. Вспомним еще раз каким описывает автор своего героя.
(Молчаливый, недоверчивый, неласковый, обиженный, не хочет ни с кем общаться.))
Почему? Он недолюбленный, наверное, его часто обижали. Как вы думаете, откуда в характере мальчика могли появиться такие черты?
Судя по всему, жизнь больно ударила Фильку. и очерствела его душа, охолодело сердце. не знаю, как вам, а мне искренне жалко Фильку. Ведь неласковому и нелюдимому гораздо труднее живется, чем доброму и приветливому, которого все любят. Филька еще и очень одинокий. Посмотрите, каким художник изобразил Фильку. Как он относится к нему?
Ему не с кем поделиться переживаниями, обидами, и они копятся внутри него: злость, раздражение, . Поэтому его любимая фраза : "Да, ну тебя." Он как бы защищает себя, отгораживается от других. За этой фразой скрывается несчастный, никем не любимый ребенок. Плохо человеку, когда он один.
Есть старая индейская притча. послушаем ее.
-Что старик хотел сказать ей?
Мы должны собирать в себе все доброе, а не злое, чтобы сердце не охладело.
Интересно, а что думает о свое герое автор, создавший его образ? Но автор вдруг прерывает знакомство с Филькой, описывая зиму в Бережках. Почитаем. "Зима в этом году.."
А ведь совсем неслучайно рисует писатель этот печальный пейзаж слякотной зимы. а в следующем абзаце сообщает о важном. Что здесь важное?
(Муки осталось мало, надо молоть зерно, мельницу починили.)
А теперь сделаем остановку перед тем событием, которое сейчас произойдет, и оглянемся назад: к данным словам добавьте необходимые, поясняющие. (презентация)
По этим поясняющим словам легко восстановить основной смысл и порядок повествования. Однако при таком изложении исчезает сердечность авторского чувства - отношение к тому, о чем повествует писатель, задушевная интонация, побуждающая читателя с волнением вслушиваться в каждое слово, всматриваться в описание происходящих событий. исчезает поэзия и дыхание жизни. Поэтому не будем пересказывать, а продолжим дальше читать.
"В один из дней..."
Вот оно злое, жестокое дело! Обидеть раненого коня, который и жив только милосердием добрых людей.
- Вспомним, как он назвал коня? (Христорадником.)
-Кто это? Что значит это слово? (Это те, кто просит милости Христа ради. В русских селах считалось позором отказать нищим в куске хлеба.)
"Злорадным" окриком назвал это Паустовский. Вглядитесь в это слово. (презентация) Сколько корней в нем? Что значит оно?
Значит Филька радовался совершенному злу. Так какого же волка кормил Филька?
Мерзкий поступок! Злая энергия этих слов может, ох. сколько бед натворить. А вот и беда пришла. Читаем дальше.
"И вот после..."
Вот видите, какая беда приключилась из-за злого дела одного мальчишки. Вы может спросите: "Почему, виноват Филька, а наказаны все? Пусть бы один он и отвечал. Дело в том, что люди несут ответственность не только за себя, но и всех, с кем они связаны.
-Вот вы совершили плохой поступок, а кто огорчается?
_ А если наоборот совершили доброе дело. Оно принесет радость вашим родителям.
А теперь продолжим. В жизни часто происходят схожие события и расплата за них тоже похожая. Но как ни странно люди не учатся на уроках жизни.
- О каком жизненном уроке поведала Фильке бабушка?
И в этой истории совершается грех, и зло торжествует. Сравним две истории.
История Фильки. История злого мужика
конь воевал, ранен солдат воевал, ранен
бросил хлеб бросил хлеб
Обидел коня, ударил его посмеялся над солдатом
метель, мороз метель, мороз
- От чего умер мужик? (От охлаждения сердца.)
И впервые в жизни Филька спрашивает у бабушки совета: "Что же теперь делать, бабка? Помирать?"
- Что отвечает ему мудрая бабушка? (поправит дурной человек свое злодейство)
Злодейство, выделить корни, написать значение слова.
_Зачем бабушка рассказала Фильке эту историю?
-Догадалась ли она, что это Филька виноват?
Воспринял ли Филька бабушкин урок?
- Понял ли, что совершил плохой поступок и что надо содеянное исправить?- Что в бабкином рассказе произвело на него наибольшее впечатление?
Когда человек сотворил что-либо плохое, ему очень хочется чтобы об этом никто не узнал. Но у человека есть совесть. И чем дальше ты скрываешь, тем труднее признаваться.
Страх овладел Филькой, но не сразу он решился искать пути исправления. Теперь ва понятно, что происходило в душе Фильки, который "затаился под тулупчиком на печке"?
А мы читаем дальше. "Ночью..."
Остановимся на минуту, чтобы перевести дух, и представим себе, что пережил Филька, пока бежал отдома до мельницы. Сколько страха натерпелся.
-Что было дальше?
Как вы думаете, Филька чистосердечно раскаивается? Почему вы так думаете?
Конечно, мы ждем, что сейчас Панкрат простит Фильку, поможет решить проблему, но он этого не делает.
-Что он предлагает Фильке? Почему он сам не предложил выход из ситуации?
-Почему Панкрат хочет, чтобы решение принимал сам мальчик?
(Панкрат считает: ты совершил поступок, ты и исправляй, искупай свой грех. Плохое совершается бездумно, легко, быстро, а вот исправить зло можно только большим трудом.)
-Что придумал Филька? (презентация)
Кто ему помог?
Читаем дальше. "Старое колесо..."
И вот конец, примирение. Почему заплакал Филька?
Почему так важны эти слезы?
Он искупил, исправил свой грех и поднялся еще на одну ступеньку. Он благодарен коню и Панкрату за урок.
и я надеюсь, что вы тоже будете благодарны своим близким за урокиЮ пусть строгие, помогающие нам исправиться и сделаться лучше.
-Как мы с вами характеризовали Фильку? (презентация)
-Каким мы видим его теперь? (презентация)
-Какой же волк победил?
А как вы думаете, почему сказка называется "Теплый хлеб"?
Посмотрите на значение этого слова.В каком значении его употребляет Паустовский?
Наш урок подходит к концу. Что же мы узнали на уроке? какие уроки преподала нам сказка.
Сегодня я узнал...
Я поняла. что...
Мне показалось важным...
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Урок литературы в 5 классе. Понятие добра и зла в сказке К.Г.Паустовского «Тёплый хлеб». Нравственные уроки сказки.
Урок литературы в 5 классе. Понятие добра и зла в сказке К.Г.Паустовского «Тёплый хлеб». Нравственные уроки сказки. Я назвала бы свой урок уроком обобщения.Задача - заставить работать...
Презентация. Понятие добра и зла в сказке К.Г.Паустовского «Тёплый хлеб». Нравственные уроки сказки.
Презентация к уроку литературы(5 класс). Понятие добра и зла в сказке К.Г.Паустовского «Тёплый хлеб»....
Урок-презентация "К.Г.Паустовский "Теплый хлеб". Нравственные уроки сказки"
На первом этапе урока повторяются начальные представления о нравственности, полученные учащимися на предыдущих уроках литературы. Анализ поступков героя сказки К.Г.Паустовского "Теплый хле...
Методическая разработка урока литературы в 5 классе "Нравственные уроки сказки К.Г. Паустовского "Теплый хлеб"
Нравственные уроки сказки К.Г. Паустовского «Теплый хлеб». («Добро и зло в сказке К.Г. Паустовского «Теплый хлеб») Класс: 5Предмет: литература Литература. 5 класс. Учебник-хрестоматия ...
План-конспект урока по литературе" Добро и зло в сказке К.Г. Паустовского " Теплый хлеб" .Нравственные уроки сказки."
Конспект урока по литературе " Добро и зло в сказке К.Г. Паустовского " Теплый хлеб". Нравственные уроки сказки"....
Урок литературы в 5 классе. «Нравственные уроки сказки К.Г. Паустовского «Теплый хлеб»»
Урок литературы (5 класс) «Нравственные уроки сказки К.Г. Паустовского «Теплый хлеб»» преподавателя отдельной дисциплины «Русский язык и литература» ФГКОУ МКК "...
Урок литературы в 5 классе Нравственные уроки сказки К. Г. Паустовского «Теплый хлеб»
Урок побуждает обучающихся к размышлению о необходимости отвечать за свои поступки, нацелен на поиск и выделение необходимой информации, осознанное и произвольное построение речевого ...