Урок литературы в 5 классе Нравственные уроки сказки К. Г. Паустовского «Теплый хлеб»
план-конспект урока по литературе (5 класс)
Урок побуждает обучающихся к размышлению о необходимости отвечать за свои поступки, нацелен на поиск и выделение необходимой информации, осознанное и произвольное построение речевого высказывания в устной форме, восприятие текста художественного произведения, смысловое чтение; содействует развитию мыслительных операций.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
urok_literatury_v_5_klasse.docx | 25.47 КБ |
Предварительный просмотр:
Урок литературы в 5 классе
Нравственные уроки сказки К. Г. Паустовского «Теплый хлеб»
Учебник: Литература. 5 класс. Учебник-хрестоматия для общеобразовательных учреждений. В 2 ч./ Автор-составитель: В. Я. Коровина.
Цель: прочитать и проанализировать сказку, побудить обучающихся к размышлению о необходимости отвечать за свои поступки.
Планируемые результаты:
Предметные: знакомство со сказкой К.Г.Паустовского «Теплый хлеб»
Познавательные УУД: поиск и выделение необходимой информации, осознанное и произвольное построение речевого высказывания в устной форме, свободная ориентация и восприятие текста художественного произведения, смысловое чтение; содействие развитию мыслительных операций: сравнение, анализ, синтез, обобщение, систематизация.
Личностные УУД: самоопределение, стремление к речевому самосовершенствованию;, способность к самооценке своих действий, поступков;
Регулятивные УУД: целеполагание, планирование, саморегуляция, выделение и осознание обучающимися того, что уже усвоено и что еще нужно усвоить.
Коммуникативные УУД: планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками, соблюдение правил речевого поведения, умение с достаточной полнотой выражать мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации.
Ход урока
1.Создание условий для осознанного восприятия нового материала.
Слово учителя: Усаживайтесь поудобнее, ребята, сегодня нам предстоит большая работа: прочитать и осмыслить сказку К. Г. Паустовского «Тёплый хлеб». Может показаться, что она совсем не похожа на сказку- события в ней реальные, жизненные. Только добавлено чуть- чуть неуловимо волшебного. Итак, начнём.
2. Открытие нового знания:
Смысловое чтение сказки К. Г. Паустовского «Тёплый хлеб» до слов …К тому же конь раненый пострадал от врага…
(Эта часть сказки знакомит нас с обстоятельствами, которые предшествовали главному событию, но о главном герое мы прочитаем сейчас и выясним наше к нему отношение).
Чтение фрагмента текста:
…Жил в Бережках со своей бабкой мальчик Филька…
…"Да ну тебя! Надоела!".
-Понравился вам мальчик?
(Ничего привлекательного в нём нет: угрюмый, неласковый, нелюдимый)
- Почему он такой? Почему он не Филя, а Филька? Что думает о мальчике автор?
(Жалеет Фильку. Ведь неласковому да нелюдимому труднее приходится, чем доброму да приветливому).
-Автор прерывает знакомство с Филькой и описывает зиму в Бережках:
…Зима в этот год стояла тёплая… Панкрат починил к тому времени мельницу и собирался молоть хлеб, - хозяйки жаловались, что мука кончается, осталось у каждой на два-три дня, а зерно лежит немолотое…
-Сделаем небольшую остановку и назовём ключевые слова в тех частях сказки, которые мы прочитали.
(Конь, Панкрат, Филька, зима).
-По ключевым словам легко восстановить основной смысл и порядок повествования. Мы уже поняли, что это главные герои сказки. Что же случится с ними дальше? Читаем:
…В один из таких тёплых серых дней раненый конь постучал мордой в калитку к
Филькиной бабке… Филька забрался на печь, укрылся тулупчиком, весь трясся и слушал причитания бабки…
-Беда приключилась для всей деревни из – за злого поступка Фильки. Давайте почитаем, о каком уроке жизни поведала Фильке бабушка:
- Сто лет назад упал на нашу округу такой же лютый мороз, - говорила
бабка…- Да ну его, Панкрата! - сказал Филька и затих…
-Как вы думаете,зачем бабка рассказала Фильке эту историю?
-Воспринял ли бабкин урок Филька?
Понял ли, что совершил дурной поступок, который надо как-то исправлять?
Что в бабкиной притче на него произвело большее впечатление?
Что происходит в душе Фильки, который затаился под тулупчиком на печке? Читаем дальше:
…Ночью он слез с печи. Бабка спала, сидя на лавке. За окнами воздух был синий, густой, страшный… Панкрат отворил дверь, схватил Фильку за шиворот и втащил в избу. Филька, плача, рассказал Панкрату, как он обидел раненого коня и как из-за этого упал на деревню мороз…
-Что пережил Филька, пока бежал до мельницы? Выделим ключевые слова.(Воздух синий, страшный; воздух замёрз; чёрные ивы; воздух колол грудь; тяжело шёл; заржал и забил копытом раненый конь).
-Филька за эту ночь много натерпелся страху. Мы думаем, что мельник сразу простит мальчика и исправит его ошибки. Но в сказке Паустовского этого не происходит. Читаем дальше:
… Да-а, - вздохнул Панкрат, - плохо твоё дело… - Ну, вот и придумай. Даю тебе сроку час с четвертью…
Д.З. Творческое задание.
- Как вы думаете, как Филька загладит свою вину перед раненым конём и жителями деревни Бережки?
Придумайте продолжение сказки самостоятельно. А то, как решает проблему Фильки автор, мы узнаем на следующем уроке
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Открытый урок литературы в 5 классе по сказке К.Г. Паустовского "Теплый хлеб"
Понять причины поступков литературного героя - значит осознать что-то и в себе самом. Данный урок способствует прежде всего научению детей на примере вымышленного персонажа нахождению пути выхода из н...
Урок литературы в 6 классе Тема «Добро и зло в сказке К.Г.Паустовского «Теплый хлеб»».
урок закрепления изученного...
Открытый урок по литературе в 5 классе по теме "Уроки доброты в сказке К.Г. Паустовского "Теплый хлеб"
Цель деятельности учителя:1. На примере сказки «Тёплый хлеб» К.Г. Паустовского показать учащимся, что счастье человека в доброте, добрых поступках, взаимной выручке.2.Учить выделять детали, необх...
Методическая разработка урока литературы в 5 классе "Нравственные уроки сказки К.Г. Паустовского "Теплый хлеб"
Нравственные уроки сказки К.Г. Паустовского «Теплый хлеб». («Добро и зло в сказке К.Г. Паустовского «Теплый хлеб») Класс: 5Предмет: литература Литература. 5 класс. Учебник-хрестоматия ...
План-конспект урока по литературе" Добро и зло в сказке К.Г. Паустовского " Теплый хлеб" .Нравственные уроки сказки."
Конспект урока по литературе " Добро и зло в сказке К.Г. Паустовского " Теплый хлеб". Нравственные уроки сказки"....
Духовные ценности человечества в литературе. Нравственные уроки сказки К.Г. Паустовского «Теплый хлеб».
Конспект урока литературы по сказке К. Паустовского "Теплый хлеб" % класс....
Урок литературы в 5 классе. «Нравственные уроки сказки К.Г. Паустовского «Теплый хлеб»»
Урок литературы (5 класс) «Нравственные уроки сказки К.Г. Паустовского «Теплый хлеб»» преподавателя отдельной дисциплины «Русский язык и литература» ФГКОУ МКК "...