Урок литературы в 5 классе. «Нравственные уроки сказки К.Г. Паустовского «Теплый хлеб»»
учебно-методический материал по литературе (5 класс)

Чуйко Александра Николаевна

Урок литературы (5 класс) «Нравственные уроки сказки К.Г. Паустовского «Теплый хлеб»» преподавателя отдельной дисциплины «Русский язык и литература» ФГКОУ МКК "Пансион воспитанниц МО РФ" Чуйко А.Н. Урок соответствует требованиям ФГОС. Преподавателем использованы современные образовательные технологии: технология развивающего проблемного обучения, сотрудничества, приёмы формирования позитивной Я-концепции подростков. Работа воспитанниц была направлена на совершенствование навыков анализа героев, определение основой мысли и уроков произведения. Выполняя задания на уроке, учащиеся пришли к выводу, что сказка учит доброте, милосердию, ответственности за свои слова и поступки, уважению к хлебу, к труду, настойчивости. Анализ текста, применение диалоговых форм общения, создание проблемных ситуаций, выразительное чтение отрывков, приём «Перевоплощение», создание интеллект-карт способствовали воспитанию у учащихся положительных черт характера, интереса и увлечённости к изучению предмета.

Скачать:


Предварительный просмотр:

ФГКОУ «Московский кадетский корпус «Пансион воспитанниц МО РФ»

Технологическая карта открытого урока литературы

 «Нравственные уроки сказки К.Г. Паустовского «Теплый хлеб»»

Класс: 5 «А»

Тип занятия: урок открытия новых знаний.

Цели:

  1. Образовательные: 
  1. создать условия для осознания и осмысления нравственных уроков сказки К.Г. Паустовского «Теплый хлеб» через анализ образа главного героя, его взаимоотношений с другими персонажами;
  2. определить важность для понимания нравственных проблем сказки роли пейзажа и художественных средств.
  1. Развивающие:
  1. развитие мышления (умения анализировать, сравнивать, выделять главное, обобщать, доказывать и опровергать);
  2. развитие навыков устной и письменной речи;
  3. развитие навыков критического отношения к чужому мнению.
  1. Воспитательные:
  1. воспитывать интерес и увлечённость к изучению предмета;
  2. воспитывать положительные черты характера учащихся (ответственности за свои поступки и слова, милосердия, доброты, трудолюбия);
  3. воспитывать чувство уважения к своей родине (дом – родная земля – родина).

Педагогические технологии: технология развивающего проблемного обучения, сотрудничества, приёмы формирования позитивной Я-концепции подростков.

Материальное обеспечение: компьютер, интерактивная доcка, проектор, презентация.

Место проведения: кабинет № 213.

Преподаватель отдельной дисциплины

(русский язык и литература)                                                                                                            А.Н. Чуйко

Деятельность учителя

Деятельность обучающихся

Универсальные учебные действия  

I. Организационный момент

Цель этапа: организация класса к уроку, включение учащихся в деятельность, снятие напряжения, создание благоприятного эмоционального фона.

Слайд 1. На перемене включает как фон мультфильм «Теплый хлеб» (м/ф дети уже посмотрели, д/з).

Приветствует учащихся, детей, коллег.

Слайд 2. Произносит вступительные слова.

Приветствуют учителей, гостей.

Планирование учебного сотрудничества (К)

II. Мотивационный этап. Постановка цели и задач урока.

Цель этапа: сосредоточение внимания, возбуждение интереса к уроку, поиск решения учебной задачи; создание проблемной ситуации.

Слайд 3. Приём «Линии сравнения».
Побуждает учащихся определить отсутствующие или изменённые в м/ф эпизоды, важные для раскрытия идеи сказки. Создает проблемную ситуацию.

Важны ли эти эпизоды?

Слайд 4. Побуждает учащихся сформулировать задачи урока.

Слайд 5. Читает воспитанницам эпиграф – стихотворение Андрея Дементьева. Объявляет тему.

Слайд 6. Дает определение нравственности.

Воспитанницы слушают учителя, отвечают на вопросы.

(Важны)

Формулируют задачи и записывают тему урока.

(Задачи: дать характеристику героям; определить роль поступка в жизни героя; определить уроки сказки.

Тема: Нравственные уроки сказки К.Г. Паустовского «Теплый хлеб»)

Включаются в деятельность: слушают учителя, отвечают на его вопросы (П)

Планируют учебное сотрудничество, строят понятные для участников образовательного процесса высказывания (К)

Настраиваются на ситуацию успеха, адекватно воспринимают учебную ситуацию, контролируют ответы друг друга (Р)

III. Актуализация знаний

Цель этапа: актуализировать информацию предыдущего урока «Сказка К.Г. Паустовского «Теплый хлеб». Жанр, знакомство с героями», необходимую для усвоения нового материала и формирования нового способа действий, а также психологическую подготовку ученика: сосредоточение внимания, осознание значимости предстоящей деятельности, возбуждение интереса к уроку.

Слайд 7. Просит учащихся ответить на  вопросы:

  • Почему автор назвал «Тёплый хлеб» сказкой?
  • Почему у этой сказки такое название?
  • Очень кратко, одним предложением, изложите сюжет.

Отвечают на вопросы.

(Есть фантастические события)

(Тёплый хлеб – добрый, примиряющий, сделанный с любовью)

(История о том, как Филька обидел коня, как наступила лютая стужа и как Филька, изменившись, помирился с конём и спас деревню от гибели)

Выполняют учебно-познавательные действия для решения учебных задач, операции анализа, синтеза, сравнения, устанавливают причинно-следственные связи (П)

Построение речевого высказывания в соответствии с поставленными задачами, оформление своих мыслей в устной форме (К)

IV. Первичное усвоение новых знаний

Цель этапа: осмысление нравственных уроков сказки К.Г. Паустовского «Теплый хлеб» через анализ образа главного героя, его взаимоотношений с другими персонажами; добиться первичного обобщения и систематизации новых знаний.

Слайд 8. Работа по содержанию текста (даёт задание, используя материал характеристики героев, подобранный при чтении сказки по вариантам, ответить на вопросы и составить интеллект-карты).

Слайд 9.  Объясняет принцип заполнения интеллект-карты.

Слайд 10. Группа 1. Филька.

  • Почему у Фильки было прозвище «Ну Тебя»?
  • Какие черты характера Фильки проявились в его отношении к бабушке и коню?
  • Как Фильку характеризует его речь?

Слайд 11. Загадывает загадку:

Не пахарь,

Не кузнец, не плотник,

А первый на селе работник.

Слайд 12. Группа 2. Раненый конь. 

  • Какие чувства вызывает у читателя рассказ о раненом коне?
  • Почему автор приписывает коню человеческие черты? Приведите примеры.
  • В каких описаниях писатель наделяет коня волшебными, фантастическими чертами? Зачем он это делает?

Слайд 13. Группа 3. Бабка.

  • Почему писатель называет бабушку Фильки бабкой?   Как её характеризует рассказ о старом солдате?
  • Как понять слова бабки «помер... от охлаждения сердца», «Зачем помирать? Надеяться надо»?
  • Почему поступок Фильки бабушка называет «злодейством»?

Слайд 14. Группа 4. Мельник Панкрат. 

  • Как выглядел мельник Панкрат? Почему ребята «считали его колдуном»? Почему он вылечил коня?
  • Какую характеристику Панкрату дают автор и бабушка?
  • Почему Панкрат не ругает Фильку, а даёт ему совет, просит коня помириться с Филькой? Что можно сказать о его характере?

Слайд 15. Прием формирования позитивной Я-концепции подростков «Перевоплощение».

  • Представьте себя в роли Фильки, когда он беседует с ребятами. Как он их «умолил» помочь?
  • Попытайтесь ощутить, что чувствовал герой во время беседы.
  • Расскажите о своих ощущениях.

4 группы

Работа в парах, создание интеллект-карты

(в прозвище отражается проявление характера, любимые слова героя)

(грубость, несговорчивость, недоверчивость и др.)

Реализуют индивидуальное задание: выразительное чтение фрагментов текста (с любимой фразой «Да ну тебя»)

(конь)

(сострадание)

(чтобы показать, как его чувства похожи на чувства человека)

(в сцене после обидного поступка Фильки, когда конь заржал и взмахом хвоста вызвал метель)

(так её называет Филька, хотя Панкрата позже называет дедушкой)

(она помнит предания, сама никогда так не поступит, пытается повлиять на Фильку, совершившего несправедливый поступок)

Выразительное чтение сцены рассказа бабки по ролям 

(вселяет надежду, несмотря на крайнее отчаяние)

(речь мудрая, рассудительная, спокойная)

(быстрые глаза, мучная пыль навеки въелась в Панкрата)

(сердитый, молчаливый)

(автор: скорый на руку, вылечил коня, умеет сострадать)

(бабушка: старик хитрый, учёный)

(несмотря на строгость, Панкрат очень добрый, миролюбивый)

Представляют себя в роли Фильки, описывают ощущения.

Извлекать информацию из источников, уметь соотносить ее, устанавливать причинно-следственные связи, выделять главное, свертывать информацию до ключевых слов, анализировать, сравнивать, делать выводы (П).

Осуществление рефлексии своей деятельности и своего поведения в процессе работы в паре, осуществление контроля, коррекции, оценки действия партнера, умение убеждать (Р).

Умение организовать учебное сотрудничество и совместную деятельность со сверстниками, свободно излагать свои мысли в устной форме в выбранном стиле, осуществлять речевой самоконтроль, слушать и слышать других, быть готовым корректировать свою точку зрения (К)

Адекватная оценка своих возможностей достижения цели определенной сложности в различных сферах самостоятельной деятельности (Л)

V. Первичная проверка понимания. Первичное закрепление.

Цель: закрепить у учащихся знания и способы анализа текста; на основе приобретенных знаний вырабатывать умения и навыки критического подхода к различным интерпретациям произведений.

Слайд 16. Обобщающая беседа.

  • Почему конь не сразу помирился с Филькой в конце сказки?
  • Почему в сцене примирения с конём Филька громко заплакал?
  • Как и почему изменился Филька к концу сказки?

Слайд 17. 

  • Как менялась погода на протяжении сказки?
  • Что самое главное в сказке: ссора Фильки и коня, испуг Фильки, спасение мельницы или примирение?

Слайд 18. 

  • Какие нравственные проблемы поднимает писатель в сказке?
  • Зачем в жизни нужны доброта и сострадание?
  • Как и почему была спасена мельница? Объявление домашнего задания.
  • Что хотел донести до нас автор? Каковы нравственные уроки сказки?

(не мог простить обиды)

(потому что конь не хотел его простить)

(стал добрым, общительным, трудолюбивым)

(зима – стужа – лютый, гибельный мороз – теплый ветер, оттепель)

(злой поступок – раскаяние - искупление)

(Сказка учит доброте, милосердию, ответственности за свои слова и поступки, уважению к хлебу, к труду, настойчивости.) (Мельница была спасена коллективным трудом.)

Делают выводы.

Рефлексия своей деятельности и своего поведения в процессе работы в группе и коррекция результатов (Р)

Уметь соотносить информацию, устанавливать причинно-следственные связи, выделять главное, свертывать информацию до ключевых слов, анализировать, сравнивать, делать выводы (П).

Использование полученного опыта, информации для обогащения предметных знаний (Л)

VI. Информация о домашнем задании, инструктаж по его выполнению.

Цель этапа: инструктаж по выполнению д/з.

Слайд 19. Объявление домашнего задания.

  1. Закончить оформление интеллект-карты.
  2. Дать письменный ответ на проблемный вопрос (по выбору):
  • О чём я задумалась, читая сказку «Теплый хлеб»?
  • Какие события и герои сказки «Теплый хлеб» помогли Фильке измениться?

Записывают д/з.

VII. Самостоятельное творческое использование сформированных умений и навыков

Цель этапа: применение на практике воспитанницами полученных знаний, приобретённых навыков; умение соотнести новые знания с полученными ранее; умение проводить ассоциативные связи.

Слайд 20. Тест на внимательность «Царица-деталь». Даны понятия: хлеб, мыши, птицы, волки, запах, соль, слёзы. Блиц-опрос: понятие – с чем связано – сколько раз упоминается в тексте – с какой целью? Назовите лишнее (приём «Лови ошибку» – волки).

Слайд 21. Приём «Литературные параллели».

  1. Жадный мужик из рассказа бабки «помер... от охлаждения сердца». Кто страдал от охлаждения сердца в сказке Г.Х. Андерсена?
  2. Вспомните, в каких ещё произведениях мы встречали образ коня?
  3. В каких произведениях, изученных недавно, мы встречали милосердных персонажей?

Слайд 22. Игра «Дом, в котором мы живём».

На слайде постер «Человек» из МФЗ Пансиона воспитанниц.

  • Как он связан с темой нашего урока?
  • Внимательно посмотрите (20 – 60 сек) и постарайтесь запомнить как можно больше понятий, напишите по памяти за 1-3 минуты как можно больше понятий, проверьте на точность. Поясните понятия, проверьте себя по словарю.

Отвечают на вопросы, объясняют взаимосвязи образов, их роль в произведении.

Отвечают на вопросы, объясняют литературные параллели: образы, события, черты характера.

Отвечают на вопросы, объясняют лексическое значение слов, их взаимосвязь, тренируют память и воображение.

VIII.Рефлексия деятельности

Цель этапа: анализ воспитанницами своего пути, успеха и неуспеха на всех этапах, осознание своей учебной деятельности, самооценка результатов; подведение итогов, выставление оценок.

Организует рефлексию. Просит оценить свою работу на уроке: 

  • Отметьте соответствующую ступеньку лесенки (в индивидуальных листах).

(Лесенка «МОЁ СОСТОЯНИЕ»                                                                              Комфортно                                                                             Уверена в своих силах

                           Хорошо

             Плохо

Крайне скверно)

  • Согласны ли вы с тем, что нужно быть ответственным за свои слова и поступки, что из всех человеческих черт самой важной является человечность? Почему?

Выставление оценок.

Подведение итогов.

Учащиеся осуществляют самооценку.

Рефлексия способов и условий действия, контроль и оценка процесса и результатов деятельности (П)

Самооценка, адекватное понимание причин успеха или неуспеха в УД, выражение своих мыслей полно и точно, формулирование и аргументация своего мнения (К)



Предварительный просмотр:

Группа 1. Филька.

  • Почему у Фильки было прозвище «Ну Тебя»?
  • Какие черты характера Фильки проявились в его отношении к бабушке и коню?
  • Как Фильку характеризует его речь?
  • Почему в сцене примирения с конём Филька громко заплакал?
  • Как и почему изменился Филька к концу сказки?

Группа 2. Раненый конь. 

  • Какие чувства вызывает у читателя рассказ о раненом коне?
  • Почему автор приписывает коню человеческие черты? Приведите примеры.
  • В каких описаниях писатель наделяет коня волшебными, фантастическими чертами? Зачем он это делает?
  • Почему конь не сразу помирился с Филькой в конце сказки?

Группа 3. Бабка.

  • Почему писатель называет бабушку Фильки бабкой?   Как её характеризует рассказ о старом солдате?
  • Как понять слова бабки «помер... от охлаждения сердца», «Зачем помирать? Надеяться надо»?
  • Почему поступок Фильки бабушка называет «злодейством»?

Группа 4. Мельник Панкрат. 

  • Как выглядел мельник Панкрат? Почему ребята «считали его колдуном»? Почему он вылечил коня?
  • Какую характеристику Панкрату дают автор и бабушка?
  • Почему Панкрат не ругает Фильку, а даёт ему совет, просит коня помириться с Филькой? Что можно сказать о его характере?

Группа 1. Филька.

  • Почему у Фильки было прозвище «Ну Тебя»?
  • Какие черты характера Фильки проявились в его отношении к бабушке и коню?
  • Как Фильку характеризует его речь?
  • Почему в сцене примирения с конём Филька громко заплакал?
  • Как и почему изменился Филька к концу сказки?

Группа 2. Раненый конь. 

  • Какие чувства вызывает у читателя рассказ о раненом коне?
  • Почему автор приписывает коню человеческие черты? Приведите примеры.
  • В каких описаниях писатель наделяет коня волшебными, фантастическими чертами? Зачем он это делает?
  • Почему конь не сразу помирился с Филькой в конце сказки?

Группа 3. Бабка.

  • Почему писатель называет бабушку Фильки бабкой?   Как её характеризует рассказ о старом солдате?
  • Как понять слова бабки «помер... от охлаждения сердца», «Зачем помирать? Надеяться надо»?
  • Почему поступок Фильки бабушка называет «злодейством»?

Группа 4. Мельник Панкрат. 

  • Как выглядел мельник Панкрат? Почему ребята «считали его колдуном»? Почему он вылечил коня?
  • Какую характеристику Панкрату дают автор и бабушка?
  • Почему Панкрат не ругает Фильку, а даёт ему совет, просит коня помириться с Филькой? Что можно сказать о его характере?


Предварительный просмотр:

ФИ___________________________________класс___________

Тема урока:_______________________________________________

____________________________________________________________________________________________________________________

Жизнь нуждается в милосердии.

Милосердием мы бедны.

Кто-то злобствует,

Кто-то сердится,

Кто-то снова в тисках беды.

Жизнь нуждается в сострадании.

Наши души — как топоры…

Слишком многих мы словом ранили,

Позабыв, что слова остры.

Андрей Дементьев

Нравственность – внутренние, духовные качества, которыми руководствуется человек, этические нормы; правила поведения, определяемые этими качествами.

  • Человек безупречной нравственности
  • Безнравственный человек

Лесенка «МОЁ СОСТОЯНИЕ»

Отметьте соответствующую ступеньку лесенки.

                                                                                           Комфортно

                                                                     Уверена в своих силах

Хорошо

                              Плохо

Крайне скверно

Домашнее задание:

  1. Закончить оформление интеллект-карты.
  2. Дать письменный ответ на проблемный вопрос (по выбору):
  • О чём я задумалась, читая сказку «Теплый хлеб»?
  • Какие события и герои сказки «Теплый хлеб» помогли Фильке измениться?

Самостоятельная работа

  1. Прочитайте пословицы. Какие эпизоды из сказки К.Г. Паустовского подходят к каждой из них? Напишите.

Посеял зло – не жди пощады.________________________________

_________________________________________________________

Чем сердиться, так лучше помириться.________________________

__________________________________________________________

  1. Прочитайте пословицы о добре и зле. Какие из них подходят к сказке К.Г. Паустовского? Подчеркните их.
  1. Коли хочешь себе добра, никому не делай зла.
  2. Час в добре проживёшь, всё горе позабудешь.
  3. Торопись на доброе дело, а худое само приспеет.
  4. Злой плачет от зависти, а добрый от радости.
  5. Сделав худа, не жди добра.
  6. Не плюй в колодец – пригодится воды напиться.

Выпишите пословицу, которая, на ваш взгляд, выражает главную мысль сказки.____________________________________________

_________________________________________________________


Предварительный просмотр:

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Открытый урок литературы в 5 классе по сказке К.Г. Паустовского "Теплый хлеб"

Понять причины поступков литературного героя - значит осознать что-то и в себе самом. Данный урок способствует прежде всего научению детей на примере вымышленного персонажа нахождению пути выхода из н...

Открытый урок по литературе в 5 классе по теме "Уроки доброты в сказке К.Г. Паустовского "Теплый хлеб"

Цель деятельности учителя:1. На примере сказки «Тёплый хлеб» К.Г. Паустовского показать учащимся, что счастье человека в доброте, добрых поступках, взаимной выручке.2.Учить выделять детали, необх...

Методическая разработка урока литературы в 5 классе "Нравственные уроки сказки К.Г. Паустовского "Теплый хлеб"

Нравственные уроки сказки К.Г. Паустовского «Теплый хлеб». («Добро и зло в сказке К.Г. Паустовского «Теплый хлеб») Класс: 5Предмет: литература  Литература. 5 класс. Учебник-хрестоматия ...

План-конспект урока по литературе" Добро и зло в сказке К.Г. Паустовского " Теплый хлеб" .Нравственные уроки сказки."

Конспект урока по литературе " Добро и зло в сказке К.Г. Паустовского " Теплый хлеб". Нравственные уроки сказки"....

Духовные ценности человечества в литературе. Нравственные уроки сказки К.Г. Паустовского «Теплый хлеб».

Конспект урока литературы по сказке К. Паустовского "Теплый хлеб" % класс....

Урок литературы в 5 классе Нравственные уроки сказки К. Г. Паустовского «Теплый хлеб»

Урок  побуждает обучающихся к размышлению о необходимости отвечать за свои поступки, нацелен на поиск и выделение необходимой информации, осознанное и произвольное построение  речевого ...