Методическая разработка урока по литературе. 5 класс. "И. Бунин. "Первый снег".
методическая разработка по литературе (5 класс) по теме
Цель методической разработки: совершенствовать технику чтения учащихся.
Задачи, решаемые в ходе проведения урока:
- образовательные: развивать память, внимание, образное мышление, воображение, речь, выразительное чтение; уточнять и обогащать словарный запас учащихся;
- коррекционно-развивающие: совершенствовать и корректировать полноту, точность, последовательность восприятия; корректировать внимание (переключаемость, устойчивость);
- воспитательные: воспитывать интерес к уроку литературы, любовь к природе; развивать стремление к активной деятельности.
В методической разработке использованы современные образовательные технологии (здоровьесберегащие и информационно-коммуникативные).
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Методическая разработка урока | 39.5 КБ |
Презентация к уроку | 2.41 МБ |
Предварительный просмотр:
Государственное бюджетное образовательное учреждение
Специальная (коррекционная) общеобразовательная школа VIII вида № 482
Юго-Восточного окружного управления образования
Департамента образования города Москвы
Конспект урока
по литературе
в 5 классе
ТЕМА: «И. Бунин «Первый снег».
Учитель: Кутина Марина Сергеевна
Москва, 2012 г.
ТЕМА: И. Бунин. «Первый снег».
ЦЕЛЬ: совершенствовать технику чтения.
ЗАДАЧИ:
1. Развивать память, внимание, образное мышление, воображение, речь, выразительное чтение.
2. Воспитывать интерес к уроку литературы, любовь к природе.
3. Совершенствовать и корректировать полноту, точность, последовательность восприятия.
4. Корректировать внимание (переключаемость, устойчивость)
5. Уточнять и обогащать словарный запас учащихся.
6. Развивать стремление к активной деятельности.
7. Способствовать сохранению и укреплению здоровья через физкультминутки, отдых для глаз.
ОБОРУДОВАНИЕ: учебник (Чтение: учеб. для 5 кл. спец. (коррекц.) образов. учреждений VIII вида/ Г.М. Гусева, Т.И. Островская. – М.: Гуманитар. изд. Центр ВЛАДОС, 2011), мультимедийное оборудование.
ХОД УРОКА
1. Организационный момент, сообщение темы, целей урока, настрой на урок.
Сегодня мы с вами будем изучать стихотворение Ивана Алексеевича Бунина «Первый снег».
Мы поговорим об авторе, поработаем над выразительным чтением и создадим презентацию к стихотворению. Постарайтесь хорошо поработать, узнать что-то новое и интересное, а также получить высокие оценки.
Начнём мы с проверки домашнего задания.
2. Проверка домашнего задания.
Дома вы должны были выучить наизусть любое понравившееся вам стихотворение под общим заголовком «Зимняя мозаика». Давайте послушаем, как хорошо вы справились с заданием.
Краткий анализ каждого выступления.
А теперь мы обратимся к новому стихотворению. Прочитайте, пожалуйста, заголовок и фамилию автора.
3. Вступительная беседа.
- О чём будет это стихотворение?
- Когда выпадает первый снег?
- Каким он бывает?
Прежде, чем мы начнём читать само стихотворение, давайте познакомимся с автором. Иван Алексеевич Бунин – это знаменитый писатель XX века, имеющий выдающиеся заслуги в литературе (лауреат Нобелевской премии). В его творчестве большое место занимает тема природы. Он очень хорошо умел её описывать. И в этом мы сейчас убедимся.
4. Чтение стихотворения учителем.
Выразительное чтение. Ученики должны представлять себе описываемые картины. Можно предложить им закрыть глаза.
5. Первичная проверка понимания нового материала.
- Какое время года описывает автор?
- Какое событие говорит о скором наступлении зимы?
- Какие приметы поздней осени есть в этом стихотворении?
Разбор малопонятных слов (пурпур, зажглися, пред, вереница).
6. Подготовка к чтению. Чтение про себя.
«Тихое чтение». Дети прочитывают стихотворение шёпотом, проговаривая слова, обращая внимание на знаки препинания.
7. Физкультминутка.
А сейчас вспомним, как мы радуемся снегу.
Снег–снежок, снег–снежок
По дорожке стелется. (Руки у детей подняты вверх, постепенно опускаются вниз)
Снег–снежок, снег–снежок,
Белая метелица.
Снег–снежок, снег–снежок,
Замело дорожки. (Плавно качают руками вправо–влево)
Снег–снежок, снег–снежок
Тает на ладошке. (Поочередно вытягивают вперед то правую, то левую руку)
Мы налепим снежков,
Вместе поиграем. («Лепят снежки»)
И друг в друга снежки
Весело бросаем. («Бросают снежки»)
Но тепло во дворе, (Хлопают в ладоши)
Не замерзли ушки. (Потирают ладонями уши)
Накатаем мы снег (Сжимают пальцы в кулачки и вращают ими перед грудью).
В белый ком большущий. (Разводят руки в стороны).
8. Чтение вслух.
Дети читают стихотворение. Уточнение ударения, произношения трудных слов.
9. Анализ стихотворения. Проверка понимания материала.
Вопросы по учебнику. Подтверждения ответов строками текста.
10. Работа над выразительным чтением.
Повторное уточнение ударения (пУрпуром). Внимание к знакам препинания, смысловые паузы. Повторное проговаривание трудных слов.
11. Релаксация. Отдых для глаз.
Можно использовать подходящую медленную музыку.
А сейчас закройте глаза и представьте, как тихо падает первый снег. Он медленно-медленно кружится в воздухе и тихо-тихо падает на землю. Вы улыбаетесь, подставляете снежинкам свои ладошки, ловите их. Снег совсем не холодный, он пушистый и приятный на ощупь. Снег постепенно тает. И вот ладошки уже пустые…Вы не спеша, с оставшимся ощущением радости, открываете глаза.
12. Составление презентации к стихотворению.
Дети сами выбирают иллюстрации к строчкам из предложенных учителем, аргументируя свой выбор. Иллюстрации подписываются строками стихотворения.
13. Подведение итогов урока.
- Над каким стихотворением мы сегодня работали?
- Кто его автор?
-Что описывалось в стихотворении?
- Какие новые слова вы узнали?
14. Домашнее задание.
Нарисовать иллюстрации к стихотворению.
15. Аргументирование и выставление оценок.
16. Рефлексия.
Был ли урок для вас интересным? Пожалуйста, оцените своё настроение после урока с помощью смайликов.
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Ярким пурпуром зажглися Пред закатом небеса.
Ночью буря бушевала
А с рассветом на село, На пруды, на сад пустынный Первым снегом понесло.
И сегодня над широкой Белой скатертью полей Мы простились с запоздалой Вереницею гусей.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Методическая разработка урока в 5 классе «Русское чаепитие» (обслуживающий труд и литература - 2 часа)
Изучение традиции «русского чаепития» на уроке литературы как способ приобщения к народной культуре...
Методическая разработка урока в 5 классе: Интегрированный урок «Золотая Хохлома»: описание предмета (русский язык, литература, изобразительное искусство)
Цели занятия: 1.Образовательные:- учиться художественному видению окружающего мира; расширять кругозор; закрепить знания, полученные на уроках изобразительного искусства;2. Воспитательные...
Методическая разработка урока по литературе: "Великий сказочник Датского королевства"(урок-викторина по сказкам Х.К. Андерсена) 5 класс
На уроке применяется игровая технология, чтобы урок был интереснее....
Методическая разработка урока по литературе в 7 классе на тему "Урок-игра по рассказам А.П. Чехова".
Данная методическая разработка может быть использована учителями как на уроках литературы в 7 классах, посвященных творчеству А.П.Чехова, так и на внеклассных мероприятиях....
Методическая разработка урока по литературе в 5 классе на тему :Контрольная работа по древнерусской литературе ( по картине Иванова к отрывку из Летописи "Подвиг отрока - киевлянина...") .
____Данная разработка может служить в качестве мониторинга учащихся при изучении отрывка из Летописи "об отроке - киевлянине...."...
Методическая разработка урока по литературе для 5 класса на тему" Урок - мастерская по рассказу И.Бунина "Косцы"
Разработка урока составлена на основе современной технологии педагогических мастерских. которая позволяет обучающимся самостоятельно работать над анализом произведения....
Методическая разработка урока по литературе в 9 классе «Чем жив человек» (Урок-размышление по рассказу М. А. Шолохова «Судьба человека»)
Методическая разработка урока по литературе в 9 классе «Чем жив человек»Сергеева Светлана Николаевна, учитель литературы МБОУ «Средняя школа №2» города Велижа(...