Рабочая программа спецкурса "Сочинение: рассуждение на тему..."
рабочая программа по литературе (11 класс)
Рабочая программа по подготовке учащихся к итоговому сочинению
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
спецкурс по литературе по итоговому сочинению | 24.22 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Тарбагатайская средняя общеобразовательная школа»
Рассмотрена на методическом объединении Протокол № __ от «__»______20__г | Одобрена на методическом совете школы Протокол №___ от «___»_______20___г. | Утверждаю:______________ Директор школы : /________ / Приказ №__________ от «______»_________ 20___г. приложение к ООП СОО№______ |
.
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
по__спецкурсу «Сочинение:___
размышление на тему…»_________
класс_________11____________
количество часов_________34__
ФИО учителя Бадмаева_________
______ Надежда Васильевна_____
Тарбагатай 2020г.
Пояснительная записка
Рабочая программа разработана в соответствии с требованиями следующих нормативно – правовых документов:
- Федеральный закон от 29.12.2012 г. № 273 – ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»;
- Закон Республики Бурятия от 13.12.2013 г. № 240 – V «Об образовании в Республике Бурятия»;
- Образовательная программа среднего общего образования (11 классы) муниципального бюджетного общеобразовательного учреждения «Тарбагатайская средняя общеобразовательная школа»;
- Положение о рабочей программе МБОУ «Тарбагатайская ООШ».
Спецкурс «Сочинение: размышление на тему…» рассчитан на 34 часа и предназначен для обучающихся 11 класса МБОУ «Тарбагатайская СОШ».
Общая характеристика предмета
Введение в качестве итоговой формы аттестации по литературе в 11 классе итогового сочинения, целью которого задаются новые требования к качеству подготовки выпускников, ставит нас перед необходимостью пересмотра системы предэкзаменационной подготовки учащихся 11 классов. Оставшись один на один с темой сочинения, выпускники должны продемонстрировать не только знания и умения, приобретённые на уроках литературы, но и уровень компетентности зрелой личности выпускника средней школы. Литературоцентричность выпускного сочинения обусловлена традициями российской школы, в которой чтению и изучению художественной литературы всегда отводилось важное место. Опора на художественное произведение при написании сочинения подразумевает не просто ссылку на тот или иной художественный текст, но и обращение к нему на уровне аргументации, использования примеров, связанных с проблематикой и тематикой произведений, системой действующих лиц и т.д.
Таким образом, новизна данного спецкурса заключается в направленности его на организацию систематичной работы над пониманием темы сочинения и способами её раскрытия, а также практического применения полученных знаний и умений в ситуации необходимости самостоятельного построения собственного высказывания.
Цель элективного курса: подготовить выпускников к успешному написанию итогового сочинения, для того чтобы выявить уровень речевой культуры выпускника, его начитанность, личностную зрелость и умение рассуждать с опорой на литературный материал по избранной теме. Таким образом, назначение итогового сочинения – прежде всего, проверка речевых компетенций и умения обращаться к литературному материалу, выбрать наиболее соответствующее проблематике сочинения произведение (произведения) для раскрытия темы.
Формы работы: коллективная и групповая при работе над пониманием, индивидуальная письменная работа по созданию текстов.
Требования к знаниям, умениям, навыкам
После прохождения программы обучающиеся должны знать:
- основные понятия: проблема, авторская позиция, комментарий, аргумент;
- грамматические и речевые нормы (типы грамматических и речевых ошибок);
- специфику работы с публицистических и художественным текстом при написании сочинения;
- как определять проблему своего высказывания и формулировать ее разными способами (обобщенно с помощью слов проблема и вопрос, в форме вопросительного предложения).
После прохождения программы обучающиеся должны уметь:
- раскрыть тему сочинения, аргументируя свои тезисы в соответствии с формулировкой темы, обращаясь к тексту литературного произведения или фактам истории, культуры, обращаться к тексту того или иного литературного произведения или к тому или иному факту истории, культуры оправдано логикой и содержанием сочинения;
- показать знание текста художественного произведения, апеллируя к тексту в своих суждениях (интерпретировать, цитировать, комментировать, пересказывать, анализировать) текст художественного произведения, или обнаруживать знания фактов истории и культуры (интерпретируя, анализируя, комментируя их), избегая фактических ошибок и неточностей;
- применять термины и понятия литературоведения, культурологии, искусствоведения в качестве инструмента интерпретации и анализа;
- критически относиться к написанному, редактировать свое сочинение;
- самостоятельно написать сочинение, которое характеризуется композиционной цельностью, его части логично связаны, внутри смысловых частей нет нарушений последовательности и необоснованных повторов.
Cодержание курса
- Требования к сочинению на литературную тему. Критерии оценивания.
- Сочинение как текст. Основные признаки текста. Сбалансированность частей работы, соответствие определённой стилистике.
- Теоретико-литературные понятия и их роль в подготовке к экзаменам по литературе. Основные литературоведческие понятия в формулировках тем сочинений.
- Классификация сочинений по проблематике, тематике и жанрам. Своеобразие жанров. Зависимость структуры сочинения от его типа.
- Выбор темы сочинения. Выбор эпиграфа. Цитирование. Развёрнутый план работы рад сочинением.
- Структура сочинения. Вступительная часть сочинения. Виды вступлений (историческое, историко-литературное, аналитическое или проблемное, биографическое, сравнительное, публицистическое, лирическое). Заключительная часть сочинения.
- Аргументация. Способы ввода аргументов в текст сочинения.
- Речевое оформление. Обоснованное использование средств выразительности.
- Редактирование текста сочинения
Список литературы
- Сочинение? Легко! 10—11 классы : пособие для учащихся общеобразоват. организаций / [С. И. Красовская,М. И. Шутан, Е. А. Певак и др.]. — М. : Просвещение,2015. — 80 с. — (Учимся с «Просвещением». Экзаменс «Просвещением»). — ISBN 978-5-09-035698-5.
- 3.Щербакова О. И. Виды сочинений по литературе. 10—11 классы: пособие для учителей общеобразоват. организаций /143 с. — (Учимся с «Просвещением». «Просвещение» — учителю). — ISBN 978-5-09-035839-2
Календарно -тематическое планирование
№ урока п/п | Тема | Кол-во часов | Дата | |
1 | Требования к сочинению на литературную тему. Критерии оценивания. | 1 | ||
2. | Сочинение как текст. Основные признаки текста. Сбалансированность частей работы, соответствие определённой стилистике. | 1 | ||
3. | Теоретико-литературные понятия и их роль в подготовке к экзаменам по литературе. Основные литературоведческие понятия в формулировках тем сочинений. | 1 | ||
4. | Классификация сочинений по проблематике, тематике и жанрам. | 1 | ||
5 | Своеобразие жанров. Зависимость структуры сочинения от его типа. | |||
6. | Выбор темы сочинения. Выбор эпиграфа. Цитирование. Развёрнутый план работы над сочинением. | 1 | ||
7. | Структура сочинения. Вступительная часть сочинения. Виды вступлений (историческое, историко-литературное, аналитическое или проблемное, биографическое, сравнительное, публицистическое, лирическое). Заключительная часть сочинения. | 1 | ||
8-10 | Практическая работа. Написание пробного итогового сочинения | 3 | ||
11 | Анализ пробного итогового сочинения | 1 | ||
12-13 | Аргументация. Способы ввода аргументов в текст сочинения. | 2 | ||
14-15 | Практическая работа. Сочинение-рассуждение, сочинение-эссе. | 2 | ||
16 | Выражение собственной позиции. Использование клише при написании сочинения. | 1 | ||
17. | Речевое оформление. Обоснованное использование средств выразительности. | 1 | ||
18. | Редактирование. Практическая работа. «Редактирование готовых сочинений» | 1 | ||
19-21. | Тематические блоки сочинений. Аргументация по различным тематическим блокам. | 3 | ||
22-24. | Работа над сочинениями по различным тематическим блокам. | 3 | ||
25-26 | Редактирование и самооценка собственного текста по критериям | 2 | ||
27-30 | Практикум по написанию итогового сочинения | 3 | ||
30-33 | Итоговое сочинение | 3 | ||
34. | Итоговый урок | 1 |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая программа по физкультуре по теме: Рабочая программа дополнительного образования детей "Игра в пионербол" для учащихся 2-4 классов
Особенностью программы является то, что она, основываясь на курсе обучения игре в пионербол, раскрывает обязательный минимум учебного материала для такого рода программ. Курс обучения игре в пионербол...
рабочая программа 8 класс по теме "Решение нестандартных задач по математике"
рабочая программа 8 класс по теме "Решение нестандартных задач по математике"...
Рабочая программа элективного курса по теме: «Методы решения физических задач»
Элективный курс предназначен для учащихся 10 - 11 классов общеобразовательных учреждений естественно-научного или естественно-математического профиля. Курс основан на знаниях и умениях, полученн...
Рабочая программа факультативного курса по теме: "Природа, растительный и животный мир Николаевского района, Ульяновской области"
Этот материал даёт большие возможности для воспитания чувства патриотизма....
Рабочая программа элективного курса по теме: «Решение текстовых задач».
Программа курса может быть эффективно использована в 8-9 классах с любой степенью подготовленности, способствовать развитию познавательных интересов, мышления учащихся, предоставить возможность оценит...
Рабочая программа элективного курса по теме: «Математика плюс»
Данный элективный курс рассчитан в первую очередь на учащихся, желающих расширить и углубить свои знания по математике, сделать правильный выбор профиля обучения в старших классах и качественно подгот...
Рабочая программа 11 класс по теме "Решение задач повышенной сложности"
Рабочая программа 11 класс по теме "Решение задач повышенной сложности"...