Рабочая программа факультативного курса по теме: "Природа, растительный и животный мир Николаевского района, Ульяновской области"
рабочая программа по географии (8 класс) на тему
Этот материал даёт большие возможности для воспитания чувства патриотизма.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
rabochaya_programma.doc | 757 КБ |
Предварительный просмотр:
Пояснительная записка
Программа рассчитана на 34 часа, предназначена для учащихся 8 класса.
В программе по географии для средней общеобразовательной школы большое место уделяется изучению родного края. Этот материала даёт большие возможности для воспитания чувства патриотизма, стремления сохранить и приумножить богатства окружающей природы. Программа и методика преподавания географии в школе требуют систематически использовать краеведческий материал на уроках, активно изучать местную природу, проводить мероприятия по её преобразованию и рациональному хозяйственному использованию, знакомить школьников с развитием важнейших отраслей хозяйства на территории родного края, промышленными и сельскохозяйственными предприятиями.
Главная цель элективного курса «Родной край» - углубить и систематизировать знания о природных условиях и ресурсах своего края с целью понимания учащимися закономерностей между природной средой и хозяйственной деятельностью человека.
Задачи:
- Организация деятельности учащихся по использованию основных методов научного исследования географических явлений - полевых или экспедиционных, статистических, картографических.
- Обеспечение закрепление знаний о закономерностях развития географических природы.
- Организация деятельности учащихся по изучению нового для них раздела по географической науке - ландшафтоведение.
- Способствовать формированию умений, необходимых для решения конкретных практических задач курса: читать и составлять тематические карты, проекты, коллекции, строить климатические диаграммы, работать со статистическим материалом.
- Создание условий для развития у школьников навыков исследовательской и самостоятельной работы.
В процессе обучения учащиеся приобретают следующие конкретные умения и навыки:
- Проводить полевые исследования, фиксировать результаты исследования и делать их анализ;
- Выполнять картографические измерения; представлять результаты измерений в виде картосхем;
- Делать выводы;
- Обсуждать результаты исследования;
- Работать с дополнительной литературой, делать её анализ.
В работе с данным содержанием возможно использовать следующие виды деятельности:
- Устные сообщения учащихся;
- Составление диаграмм, картосхем, проектов;
- Подготовка презентаций;
- Проведение наблюдений за географическими явлениями и их изменениями в результате антропогенных воздействий;
• Поиск географической информации на местности из разных источников.
Материал программы способствует развитию наблюдательности и интереса к
самостоятельным исследованиям, воспитывает у школьников стремление непрерывно совершенствовать свои знания, самостоятельно пополнять их и применять на практике. Изучение природных условий и ресурсов своей местности, являющиеся важным фактором нравственного воспитания, поможет школьникам понять диалектическую связь между природной средой и хозяйством.
№ | Кол-во часов | Дата | Тема занятия | Наглядность | Практические работы | Должны знать | Должны уметь |
1 | Введение | Обзор литературы, необходимой для изучения данного курса. Карта «Ульяновской области» | Викторина «Знаешь ли ты родной край» | Название, краткое содержание материала. | *- | ||
Физико-географические условия Ульяновской области, Николаевского района. | Карта «Ульяновской области», «Николаевского района» | На. к/к повести границы Ульяновской области, Николаевского района, отметить граничащие области, районы; отметить административные карты. | С какими областями граничит наша область; административные районы. | Показать границу и граничащие районы. | |||
2 | Физико-географические условия Ульяновска. Географическое положение Ульяновской области, Николаевского района. | " | Измерить расстояние от Ульяновска до Баевки. | Определять географические координаты крайних точек Ульяновской области, Николаевского района. | |||
3 | ■ | История формирования административного устройства территории. | Решать задачи по определению местного и поясного времени. |
4 | Географы-исследователи. | ||||||
5 | 1 | Тектоническое строение. | Тектонические карты. | Работа с тектонической картой. | Строение кристаллического фундамента Ульяновской области. | Пользуясь тематическими картами, описать особенности тектонического строения. | |
6- 7 | 2 | Геологическое строение и палеогеография. | Геологическая карта. | Сбор коллекции горных пород нашего села. | Геологическое прошлое Ульяновской области. | Определять возраст горных пород. | |
8 | 2 | Геологическое строение. Полезные ископаемые. Языков П.М. | Тектоническая карта, образцы горных пород. | Полезные ископаемые области, района, села. | Различать горные породы. | ||
9 | Экскурсия в краеведческий музей. | ||||||
Рельеф. | Физ. карта Ульяновской области. | Формы рельефа области, района. | Описать особенности рельефа своей местности. | ||||
10 | Рельеф и хозяйственная деятельность. | ||||||
11 | Рельеф и промышленные ландшафты. | - | |||||
12 | Характеристики рельефа по карте. | ||||||
13 | Рельеф и полезные ископаемые. | ||||||
2 | Климат Ульяновской | Климатическая карта. | Описать погоду, вести календарь | Климатообразующие факторы. | Составлять и читать климатическую карту. |
области. | погоды. | ||||||
15 | Климатообразующие факторы. Войков А.И. | ||||||
16 | Общие черты климата. | Картины с изображением времени года. | Вести календарь погоды, занятие с приборами: барометром, термометром. | Климатообразующие факторы. | Строить графики температурозу ветров, диаграммы влажности. | ||
1 | Агроклиматические ресурсы. | Климатическая карта области. | Культуры, выращиваемые в нашем климате. | Бороться с отрицательными климатическими явлениями. | |||
3 | Внутренние воды. | ||||||
17 | Реки Ульяновской области. | Физ. карта Ульяновской области. | Нанести реки на к/к. | Реки крупные и малые. | Показать по карте реки. | ||
18 | Озёра, подземные воды, водные ресурсы, экологическое состояние. Лепехих И.И. | Физ.карта. | Нанести озёра на к/к. | Озёра, подземные воды. | Показать по карте озёра. | ||
19 | Реки Николаевского района. | Карта Николаевского района. | Составлять характеристику рек района. | Реки и озёра Николаевского района. | Показать их по карте. | ||
2 | Особенности почвенного покрова Ульяновской области. | ||||||
20 | Общая характеристика почвенного покрова. | Почвенная карта. | Виды почв области, района. | Различать разные виды почв. |
Виды почв. | |||||||
21 | Практическая работа на местности. | Понаблюдать почвенный разрез. | Иды почв нашего села. | Правильно сделать почвенный разрез. | |||
1 | Земельные ресурсы. Эрозия почв. | Почвенная карта. | Какие виды эрозии почв можно встретить в нашей местности. | ||||
3 | Растительный мир. | ||||||
22 | Общая характеристика растительного мира. Панное П.С. Реликты области. | Гербарии растений. | Растения - реликты, занесённые в Красную книгу. | Определять растения. | |||
23 | Растительный мира лесов, степей. | Гербарии растений. | Знать растения лесов, степей. | Определять вид растений. Синантропные растения. | |||
24 | Растительный мир | Гербарии растений. | Растения болот. | Определять растения области. | |||
3 | Животный мир Ульяновской области. | ||||||
25 | Животный мир лесов. | Физ. карта. | По к/к области обозначьте место обитания животных различных ландшафтов. | Животных лесов. | |||
26 | Птицы Ульяновской области. | Птиц Ульяновской области. | |||||
27 | Обитатели открытых пространств; водоёмов и побережий. | Знать обитателей открытых пространств; водоёмов и побережий. | |||||
28 | 1 | Растительный и |
животный мир Николаевского района. | |||||||
2 | Ландшафтные районы Ульяновской области. | «- | |||||
29 | Предволжье. | Физ.карта. | Строить комплексный профиль. | Что такое ландшафт. | Найти и описать интересные ландшафты. | ||
30 | Заволжье. Дедков А.П. | Физ.карта. | Признаки ландшафтов. | ||||
2 | Особо охраняемые природные территории Ульяновской области. | ||||||
31 | Заказники Федерального значения. Государственные охотничьи заказники областного значения. | Физ.карта. | Растения и животные редкие и занесённые в Красную книгу. Знать заказники. | Определять растения и животных. Уметь показать по карте. | |||
32 | Палеонтологические заказники местного значения. Государственные ихтиологические заказники местного значения. | Физ.карта. | Уметь показать по карте. | ||||
4 | Экскурсия в природу. | ||||||
33 | Экскурсия в | Растения и животные |
весенний лес. | нашего леса. | ||||||
34 | Заключительный урок. |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА факультативного курса по биологии «Удивительные животные»
Программа факультативного курса «Удивительные животные» разработана на основе Закона РФ «Об образовании», Федеральной программы развития образования, в рамках Презид...
Рабочая программа факультативного курса по русскому языку 9 класс "Практический курс речеведения"
Данный курс обеспечивает понимание системы знаний о языке, формирует стабильные навыки владения языком и совершенствование речевой культуры. Данный курс эффективен при организации занятий, ориентирова...
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ФАКУЛЬТАТИВНОГО КУРСА «Практический курс речеведения» (общеинтеллектуальное направление) для 9 классов (основное общее образование) Количество часов: 17
РАБОЧАЯ ПРОГРАММАФАКУЛЬТАТИВНОГО КУРСА «Практический курс речеведения»(общеинтеллектуальное направление)для 9 классов(основное общее образование)Количество часов: 17...
АВТОРСКАЯ ПРОГРАММА по организации и проведения учебных сборов по курсу ОБЖ с юношами 10 классов школ МО «Барышский район» Ульяновской области.
Данная программа разработана в полном соответствии со всеми нормативными документами и современными требованиями по организации и проведению учебных сборов по курсу ОБЖ (далее учебные сборы)....
Рабочая программа факультативного курса по биологии «Удивительные животные» в 7 классе
В школьном возрасте закладывается фундамент конкретных представлений о живой природе, формируются основы экологического сознания. Поэтому очень важно, чтобы учащиеся получа...
Рабочая программа элективного курса по биологии " Экология растительного мира" для 6 класса
Рабочая программа элективного курса «Экология растительного мира» по биологии для 6 класса, составлена на основе следующих документов:- Федерального государственного образовате...
Рабочая программа факультативного курса "Курс юного переговорщика" (8 класс)
Целью программы является овладение умениями и приобретение первоначальных навыков разрешения спорных и конфликтных ситуаций с использованием техник и инструментов медиации....