Рабочая программа по литературе к УМК Гулина, Романовой, 8 класс.
рабочая программа по литературе (8 класс)
Рабочая программа по литературе к УМК Гулина, Романовой, 8 класс.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
liter._progr._k_umk_gulina_romanovoy._8_klass.docx | 92.85 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Средняя общеобразовательная школа № 1» п. Пуровск Пуровского района
Рассмотрено на заседании МО учителей филологии | Согласовано | Утверждаю |
Руководитель МО | Заместитель директора по УВР | Директор МБОУ « СОШ № 1» п.Пуровск |
_________________ Л.А.Калиниченко | _______________Л.Ю.Южакова | ____________________ Е.В.Фесенко |
Протокол № от « » 2021 г. | « » 2021 г. | Приказ № от « » 2021 г. |
Рабочая программа
по литературе
для 8 класса
2 часа в неделю (всего 70 часов)
Учитель Е.А Варава
2021 – 2022 учебный год
Пояснительная записка.
Рабочая программа по литературе для 8 класса разработана в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования к результатам освоения ООП основного общего образования по учебному предмету «Литература», Основной образовательной программы основного общего образования МБОУ «СОШ №1» п.Пуровск на основе рабочей программы к учебнику А.В.Гулина, А.Н.Романовой «Литература» для 8 класса общеобразовательных организаций (Москва, издательство «Русское слово», 2020).
Программа реализуется посредством УМК:
1. А.В.Гулин, А.Н.Романова. Литература. 8 класс. Учебник для общеобразовательных организаций в 2-х частях. Москва, издательство «Русское слово», 2019.
2. Мультимедийное приложение к учебнику А.В.Гулина, А.Н.Романовой «Литература. 8 класс». Москва, издательство «Русское слово», 2019.
Планируемые результаты изучения учебного предмета.
Личностные результаты:
- воспитание российской гражданской идентичности; патриотизма, любви и уважения к Отечеству, чувства гордости за свою Родину, прошлое и настоящее многонационального народа России; осознание своей этнической принадлежности, знание истории, языка, культуры своего народа, своего края, основ культурного наследия народов России и человечества; усвоение гуманистических, демократических и традиционных ценностей многонационального российского общества; воспитание чувства ответственности и долга перед Родиной;
- формирование ответственного отношения к учению, готовности и способности обучающихся к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к обучению и познанию, осознанному выбору и построению дальнейшей индивидуальной траектории образования на базе ориентирования в мире профессий и профессиональных предпочтений, с учетом устойчивых познавательных интересов;
- формирование читательского мастерства: умение дать доказательное суждение о прочитанном, произведении, определять собственное отношение к прочитанному; овладение навыками литературных игр; формирование собственного круга чтения; знание наизусть художественных текстов в рамках программы 5 класса (не менее 9-10 текстов, из них 1-2 прозаические);
- формирование целостного мировоззрения, соответствующего современному уровню развития науки и общественной практики, учитывающего социальное, культурное, языковое, духовное многообразие современного мира;
- формирование осознанного, уважительного и доброжелательного отношения к другому человеку, его мнению, мировоззрению, культуре, языку, вере, гражданской позиции, к истории, культуре, религии, традициям, языкам, ценностям народов России и народов мира; готовности и способности вести диалоге другими людьми и достигать в нем взаимопонимания;
- освоение социальных норм, правил поведения, ролей и форм социальной жизни в группах и сообществах, включая взрослые и социальные сообщества; участие в школьном самоуправлении и общественной жизни в пределах возрастных компетенций, с учетом региональных, этнокультурных, социальных и экономических особенностей;
- развитие морального сознания и компетентности в решении моральных проблем на основе личностного выбора, формирование нравственных чувств и нравственного поведения, осознанного и ответственного отношения к собственным поступкам;
- формирование коммуникативной компетентности в общении и сотрудничестве со сверстниками, старшими и младшими товарищами в процессе образовательной, общественно полезной учебно-исследовательской, творческой и других видах деятельности;
- формирование экологической культуры на основе признания ценности жизни во всех ее проявлениях и необходимости ответственного, бережного отношении к окружающей среде;
- осознание значения семьи в жизни человека и общества, принятие ценностей семейной жизни, уважительное и заботливое отношение к членам своей семьи;
- развитие эстетического сознания через освоение художественного наследия народов России и мира, творческой деятельности эстетического характера.
Метапредметные результаты:
- умение самостоятельно определить цели своего обучения, ставить и формулировать дли себя новые задачи в учебе и познавательной деятельности;
- умение соотносить свои действия с планируемыми результатами, осуществлять контроль своей деятельности в процессе достижения результата, определять способы действий в рамках предложенных условий и требований, корректировать свои действия в соответствии с изменяющейся ситуацией;
- умение оценивать правильность выполнения учебной задачи, собственные возможности се решения; владение основами самоконтроля, самооценки, принятия решений и осуществления осознанного выбора в учебной и познавательной деятельности;
- умение определять понятия, создавать обобщения, устанавливать аналогии, классифицировать, самостоятельно выбирать основания и критерии для классификации, устанавливать причинно- следственные связи, строить логическое рассуждение, умозаключение (индуктивное, дедуктивное и по аналогии) и делать выводы;
- умение подбирать аргументы при обсуждении произведения, в том числе целесообразное использование цитирования; умение формулировать доказательные выводы;
- овладение техникой составления плана, различными типами пересказа; умение подбирать аргументы при обсуждении произведения, в том числе целесообразное использование цитирования; умение формулировать доказательные выводы;
- умение создавать, применять и преобразовывать знаки и символы, модели и схемы для решения учебных и познавательных задач;
- смысловое чтение; умение организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и сверстниками; работать индивидуально и в группе: находить общее решение и разрешать конфликты на основе согласования позиций и с учетом интересов; формулировать, аргументировать и отстаивать свое мнение;
- умение осознанно использовать речевые средства в соответствии с задачей коммуникации для выражения своих чувств, мыслей и потребностей, планирования и регуляции своей деятельности; владение устной и письменной речью, монологической контекстной речью;
- формирование и развитие компетентности в области использования информационно-коммуникационных технологий.
Предметные результаты:
- умение выявлять особенности языка и стиля писателя;
- умение определять родо-жанровую специфику художественного произведения;
- умение объяснять своё понимание нравственно-философской, социально-исторической и эстетической проблематики произведений;
- умение анализировать литературные произведения разных жанров;
- умение выявлять и осмыслять формы авторской оценки героев, событий, характер авторских взаимоотношений с «читателем» как адресатом произведения (на своём уровне);
- умение пользоваться основными теоретико-литературными терминами и понятиями (изученными в этом и предыдущих классах) как инструментом анализа и интерпретации художественного текста;
- умение представлять развёрнутый устный или письменный ответ на поставленные вопросы (на своём уровне); вести учебные дискуссии;
- умение собирать материал и обрабатывать информацию, необходимую для составления плана, тезисного плана, конспекта, доклада, написания аннотации, сочинения, эссе, литературно-творческой работы, создания проекта на заранее объявленную или самостоятельно / под руководством учителя выт бранную литературную или публицистическую тему, для организации дискуссии (на своём уровне);
- умение выражать личное отношение к художественному произведению, аргументировать свою точку зрения (на своём уровне);
- умение выразительно читать с листа и наизусть произведения / фрагменты произведений художественной литературы, передавая личное отношение к произведению;
- умение ориентироваться в информационном образовательном пространстве: работать с энциклопедиями, словарями, справочниками, специальной литературой;
- умение пользоваться каталогами библиотек, библиографическими указателями, системой поиска в Интернете.
В результате обучения в 8 классе учащиеся должны овладеть следующими теоретико-литературными понятиями:
- Письменность. Словесность. Литературный памятник.
- Литература Античности.
- Литература Ренессанса.
- Литература Нового времени.
- Литература эпохи Просвещения.
- Литературное направление, классицизм, сентиментализм.
- Анонимность.
- Плагиат.
- Стилизация.
- Дидактизм в литературе.
- Художественная литература как искусство слова. Художественный образ (развитие представлений).
- Фольклорные жанры: историческая песня, баллада, духовные стихи.
- Героический эпос, эпическая поэма.
- Древнерусская литература. Жанры древнерусской литературы: летопись, житие, воинская повесть, хождение (хожение), слово, поучение, бытовая и сатирическая повесть.
- Литературные жанры: повесть, рассказ, лирическое стихотворение, ода, послание, элегия, сатира, сонет, песня, романс, баллада, дума, литературная сказка, сказ как литературный жанр, поэма, роман, рыцарский роман, роман в письмах, философская повесть; трагедия, комедия, драма, фарс; реплика, ремарка, действие, акт; пролог, эпилог, экспозиция, завязка, развязка, кульминация. Комедия положений, комедия нравов.
- Форма и содержание литературного произведения: тема, мотив, бродячий мотив, идея, пафос; система образов, автор-повествователь, герой-рассказчик, герой, персонаж, лирический герой, антигерой, резонёр; прототип героя; сюжет, мотив, композиция, конфликт, деталь, портрет, пейзаж, пейзаж нар строения.
- Изобразительно-выразительные средства в художественном произведении: эпитет (сложный эпитет), метафора, сравнение, антитеза, контраст, гипербола, иносказание, аллегория, перифраз, параллелизм, говорящие имена.
- Стихи и проза как две формы художественной речи. Основы силлабо-тонического стихосложения: стихотворный метр и размер, ритм, рифма, виды рифм (мужская, женская, дактилическая, гипердактилическая); силлабо-тонические размеры: ямб, хорей, дактиль, амфибрахий, анапест; гекзаметр; народный тонический стих. Силлабическое стихосложение, вирши.
- Фантастика.
- Традиция.
- Историзм.
- Сатира, сарказм, ирония, юмор, гротеск, каламбур, пародия.
- Язык литературного произведения; монолог, диалог, внутренний монолог.
- Перевод, переложение.
- Публицистика.
Критерии оценки учебной деятельности по литературе.
Отметка | Критерии оценивания |
Устный ответ: | |
«5» | Оценивается ответ, обнаруживающий прочные знания и глубокое понимание текста изучаемого произведения, умение объяснить взаимосвязь событий, характер и поступки героев, роль художественных средств в раскрытии идейно-эстетического содержания произведения; умение пользоваться теоретико-литературными знаниями и навыками разбора при анализе художественного произведения, привлекать текст для аргументации своих выводов, раскрывать связь произведения с эпохой; свободное владение монологической литературной речью. |
«4» | Оценивается ответ, который показывает прочные знания и достаточно глубокое понимание текста изучаемого произведения; умение объяснить взаимосвязь событий, характеры и поступки героев и основных художественных средств в раскрытии идейно-эстетического содержания произведения; умение пользоваться основными теоретико-литературными знаниями и навыками при анализе прочитанных произведений; умение привлекать текст произведения для обоснования своих выводов; хорошее владение монологической литературной речью. Однако допускается одна-две неточности в ответе. |
«3» | Оценивается ответ, свидетельствующий в основном о знании и понимании текста изучаемого произведения, умение объяснить взаимосвязь основных событий, характеры и поступки героев и роль важнейших художественных средств в раскрытии идейно-художественного содержания произведения; знание основных вопросов теории, но недостаточном умении пользоваться этими знаниями при анализе произведений; ограниченных навыком разбора и недостаточном умении привлекать текст произведений для подтверждения своих выводов. Допускается несколько ошибок в содержании ответа, недостаточно свободное владение монологической речью, ряд недостатков в композиции языке ответа, несоответствие уровня чтения нормам, установленным для данного текста. |
«2»
| Оценивается ответ, обнаруживающий незнание существенных вопросов содержания произведения; неумение объяснить поведение и характеры основных героев и роль важнейших художественных средств в раскрытии идейно-эстетического содержания произведения; незнание элементарных теоретико-литературных понятий; слабое владение монологической литературной техникой чтения, бедность выразительных средств языка. |
Содержание учебного предмета (70ч.).
Введение. В поисках Слова: утраты и обретения (1ч.).
Драматизм становления русской культуры в эпоху исторических потрясений. Роль литературы в сохранении народных идеалов и общенациональных ценностей.
XVII век в истории и литературе России (7ч.).
Смутное время в России и его отражение в литературе. «Плач о пленении и конечном разорении Московского государства». Народные исторические песни о Смутном времени. Грамота о призвании на царство Михаила Романова. «Песни о Стеньке Разине» А.С.Пушкина.
Тема Смуты и стремление к победе над ней в словесных произведениях разных жанров. Раскол как проявление духовной смуты. Разрушение традиционного уклада жизни, оскудение религиозной культуры, отразившееся в литературе XVII века. Мучительные поиски нравственного идеала лучшими людьми эпохи.
Творческий портрет: В.И.Суриков.
Учимся понимать язык искусства. Д.Е.Жуков. «Спор о вере». В.И.Суриков. «Боярыня Морозова».
Аввакум «Житие протопопа Аввакума» (фрагменты). Судьба мятежного священника как яркое проявление драматизма эпохи. Новаторское произведение защитника старой веры. Образ автора, способы выражения его позиции в тексте «Жития».
Человек в литературе XVII века. Новый взгляд на личность.
«Повесть о Горе-Злочастии». Духовное сиротство главного героя — источник его несчастий. Новаторство произведения и его связь с фольклорной и литературной традициями.
Сатира в литературе XVII века.
«Шемякин суд». Сатирические произведения в русской литературе XVII века. Недовольство властью и устройством общества, отразившееся в литературе. Протест против несправедливости. Отсутствие положительного героя в произведении как характерная черта времени.
Возникновение стихотворства в русской литературе XVII века. Евфимия Смоленская «Молитва Господу Богу благодарная и песнь плачевная» (фрагмент). Симеон Полоцкий «Язык». Вирши. Особенности силлабической поэзии. Теория литературы: силлабическое стихосложение.
Духовные стихи.
«Стих о трёх дарах», «Голубиная книга» (фрагмент). Духовные стихи как особый жанр народной лирики. Образ мира в «Голубиной книге». Народные духовные стихи как свидетельство взаимного проникновения учёной, книжной христианской культуры и народной поэтической традиции.
Теория литературы: духовные стихи.
Н.А.Некрасов. «Странники и богомольцы» (фрагмент из поэмы «Кому на Руси жить хорошо»): крестьянская семья слушает странника Ионушку. Отношение народа к сказочникам, исполнителям былин, духовных стихов, талантливым рассказчикам.
Европейская литература конца XVI–XVII века и её художественные открытия (12ч.).
Эпоха Ренессанса в культуре Европы. Её идеология и философия. Искусство Ренессанса. Кризис ренессансного мироощущения и его отражение в произведениях мыслителей и художников.
Теория литературы: Ренессанс.
Биографии учёных, просветителей, переводчиков: А.Ф.Лосев.
У.Шекспир. Сонеты. Образ поэта и образ мира в шекспировском цикле сонетов. Высокий идеал лирического героя в столкновении с противоречиями жизни. Сонеты европейских поэтов эпохи Ренессанса.
Теория литературы: сонет.
Биографии учёных, просветителей, переводчиков: С.Я.Маршак.
Из литературы народов России.
А.Е. Ванеев. «Всегда угрюмы, словно зимний лес…».
Драматургия Шекспира.
«Ромео и Джульетта». Гуманистическая идея в печальной истории влюблённых.
Трагедия «Гамлет». Тип героя-мыслителя в произведении. Гамлет и «вывихнутый век»: миссия героя. Противопоставление правдивого искусства (театра) и лживой реальности в трагедии Шекспира. Пьеса Шекспира в переводах М.Л.Лозинского и Б.Л.Пастернака.
Теория литературы: трагедия; плагиат.
Гамлет как вечный образ. Трагедия Шекспира в других видах искусства. Образ Гамлета в лирике русских поэтов: А.А.Блок. «Я - Гамлет. Холодеет кровь…»; М.И.Цветаева. «Диалог Гамлета с совестью»; Б.Л.Пастернак. «Гамлет».
Биографии учёных, просветителей, переводчиков: А.А.Аникст.
Мигель де Сервантес Сааведра. «Дон Кихот» (фрагменты). Мечта героя и действительность в романе. Противоречивость авторской позиции. Контраст между должным и реальным устройством общества. Тема неправедной власти. Глубина и современность нравственно-философской проблематики романа. Образ Дон Кихота в оценке русских писателей. А. С. Пушкин «Жил на свете рыцарь бедный…».
Творческий портрет: Диего Веласкес.
Учимся понимать язык искусства. Г.Доре. Иллюстрация к роману М.Сервантеса «Дон Кихот». П. Пикассо. «Дон Кихот и Санчо Панса».
Учимся понимать язык искусства. Леонардо да Винчи. «Спаситель мира». Андрей Рублёв. «Спас Вседержитель».
Размышляем о литературе вместе с писателями и учёными.
«Вечные образы» в литературе. И.С.Тургенев. «Гамлет и Дон Кихот» (в сокращении).
Формирование системы классицизма в европейской литературе XVII века.
Понятие о литературном направлении. Классицизм как первое теоретически оформленное направление в истории европейской литературы. Идеи и правила классицизма.
Теория литературы: литературное направление, классицизм.
Из зарубежной литературы.
Мольер. Каноны классицизма в «высокой» и «низкой» комедии. Мастерство Мольера-драматурга. «Дон Жуан, или Каменный пир». Вечный образ Дон Жуана в интерпретации французского драматурга. Новаторство Мольера, проявившееся в нарушении строгих правил классицизма. «Мещанин во дворянстве».
Теория литературы: фарс.
По следам XVII века: история Смутного времени в русской классической литературе (4ч.).
А.С.Пушкин. «Борис Годунов» (фрагменты). Образ Смутного времени как времени нарушения нравственных норм и забвения духовных ценностей. Тема самозванства в трагедии. Борис Годунов и Лжедмитрий; порочный круг преступлений в борьбе за власть. Последняя ремарка трагедии. Размышление автора о возможности личности и народа разомкнуть кровавую цепь Смуты.
Учимся понимать язык искусства. В.М.Васнецов. «Иван Грозный». А.Я.Головин. «Портрет Ф.И.Шаляпина в роли Бориса Годунова».
Учимся понимать язык искусства. В.А.Фаворский. Разворот к трагедии А.С.Пушкина «Борис Годунов».
Творческий портрет: М.П.Мусоргский.
А.К.Толстой. «Царь Борис». Образ Годунова в пьесе А. К. Толстого. Особенности исторической концепции писателя. Диалог с А.С.Пушкиным в трактовке исторических событий.
XVIII век в истории и культуре Европы (2ч.).
«Столетье безумно и мудро», его главные ценности и противоречия в оценке русских писателей. Идеи Просвещения как закономерное развитие гуманистической мысли Ренессанса и философии XVII века. Идеалы и творчество французских просветителей. Просветительские идеи в европейском искусстве.
Дж.Локк. «Мысли о воспитании» (фрагменты). Идеи Дж.Локка как один из основных источников просветительской философии.
Творческий портрет: Ж. Л. Давид.
Вольтер. Влияние творчества философа на культуру и литературу эпохи.
Художественные открытия эпохи Просвещения в русской и зарубежной литературе (21ч.).
Русский XVIII век. Эпоха петровских преобразований. Личность императора Петра Великого и его образ в народном восприятии. Образ царя Петра в исторических песнях и социально-бытовых сказках.
Учимся понимать язык искусства. К. Б. Растрелли. Памятник Петру I в Петербурге. М.М.Антокольский. Модель памятника Петру I в Таганроге.
М.В.Ломоносов. «К статуе Петра Великого», «Вечернее размышление о Божием Величестве при случае великого северного сияния», «Письмо о правилах российского стихотворства», «Ода на день восшествия на Всероссийский престол её величества государыни императрицы Елисаветы Петровны 1747 года», «О пользе книг церковных в российском языке», «Случились вместе два астронома в пиру…», «Ночною темнотою…», «Устами движет Бог…», «Надпись на спуск корабля… 1749 года». Личность и судьба М. В. Ломоносова. Универсальность научных интересов и гражданская позиция учёного. Значение его научного и поэтического творчества для развития русской словесности. Философское содержание стихотворений М. В. Ломоносова. Идеи гражданственности, патриотизма, утверждение величия науки и человеческого разума в его произведениях.
Теория «трёх штилей». Заслуги Ломоносова в развитии русского литературного языка.
Теория литературы: рифма, виды рифм (мужская, женская, дактилическая, гипердактилическая); ода; стиль.
Творческий портрет: Ф. И. Шубин.
Д.И.Фонвизин. «Недоросль». Традиционный конфликт и его служебная роль в комедии. Тема воспитания в пьесе Фонвизина в свете просветительских идеалов. Митрофанушка и его «учителя». Софья и её наставники. «Плоды злонравия» в финале пьесы. Черты классицизма в композиции и системе образов комедии.
Теория литературы: говорящая фамилия.
Биографии учёных, просветителей, переводчиков: Ф. Г. Волков.
Многообразие сатирических жанров в литературе XVIII века (обзор). Д.И.Фонвизин. «Всеобщая придворная грамматика».
Биографии учёных, просветителей, переводчиков: Н.И.Новиков.
Обращение к античным образцам в искусстве классицизма. Образцовое искусство Античности и его востребованность в эпоху классицизма. Непреходящее значение древнегреческой и римской литературы.
Г.Р.Державин. «Снигирь», «Властителям и судиям», «Признание» («Не умел я притворяться…»), «Евгению. Жизнь Званская», «Памятник», «На смерть князя Мещерского», «Водопад», «Река времён в своём стремленьи…», «На птичку». Жизнь и творчество поэта. Просветительские идеалы Державина и многообразие их поэтического воплощения. Богатство лирической палитры поэта; новаторский характер его творчества. Жизнеутверждающий пафос поэзии Державина. Ода «Фелица». Образ идеальной монархини в стихотворении. Новизна трактовки классической темы. Сочетание элементов оды и сатиры в стихотворении. Образ мурзы. Особенности авторской позиции. Просветительский идеал в «улыбчивой» форме.
Учимся понимать язык искусства. Д.Г.Левицкий. «Портрет Екатерины II в виде законодательницы в храме богини Правосудия». В.Л.Боровиковский. «Екатерина II на прогулке в Царскосельском парке».
А.Н.Радищев. «Путешествие из Петербурга в Москву» (фрагменты). Драматическая судьба А.Н.Радищева. Судьба книги «Путешествие из Петербурга в Москву». Стремление автора «Путешествия…» воззвать к разуму и совести своих современников. Обличение язв крепостничества и худших проявлений самовластия. Вера Радищева в силу просвещённого разума и величие закона. Споры о революционном значении книги. Стихотворения А. Н. Радищева.
Из зарубежной литературы.
Л. Стерн «Сентиментальное путешествие…». Образ чувствительного путешественника. Юмор в повествовании Стерна.
Теория литературы: сентиментализм.
Н.М.Карамзин. Стихотворения «Послание к женщинам» (фрагмент), «К соловью», «Меланхолия». Повесть «Бедная Лиза». Открытие богатства и противоречивости внутренней жизни человека. Понятие о сентиментализме. Новизна сентименталистского взгляда на человеческую природу и связь сентиментализма с ведущими идеями XVIII века. «Пейзаж настроения» в литературе. Теория литературы: «пейзаж настроения».
Из зарубежной литературы.
И.В.Гёте. «Страдания юного Вертера» (обзор). Новизна образа героя, глубина психологического рисунка в романе. Вертеровские мотивы в литературе XIX–XX веков. Причины их популярности. «Майская песня», «Мариенбадская элегия». Искренность и глубина лирики поэта. Автобиографические истоки любовной поэзии Гёте. Трагедия «Фауст» (фрагмент ч. 1). Интерпретация народной легенды о докторе Фаусте в трагедии Гёте. Бродячий сюжет и вечные образы в произведении. Нравственная проблематика и авантюрный сюжет в трагедии.
Для внеклассного чтения. Прогулки без присмотра.
Тема детства в русской и зарубежной литературе XIX - начала XX века. С.Т.Аксаков. «Детские годы Багрова-внука». Ф.М.Достоевский. «Мальчик у Христа на ёлке». А.П.Чехов. «Мальчики». О. Генри «Вождь краснокожих». М.Горький. «Детство». А.Н.Толстой. «Детство Никиты».
Русский XVIII век в литературе последующих столетий (9ч.).
Эпоха Петра Великого в оценке потомков.
А.С.Пушкин. «Арап Петра Великого» (фрагменты). Многолетний интерес Пушкина как историка и художника к эпохе становления новой России. Обогащение и усложнение образа Петра I в произведениях поэта.
«Полтава» (фрагмент). Героико-патриотический пафос поэмы. Кульминационный эпизод - описание полтавского сражения. Образ Петра в поэме «Полтава».
Теория литературы: поэма.
Учимся понимать язык искусства. «Шведский король Карл XII». Гравюра Е.С.Хейфса. «Русский царь Пётр I». Гравюра Гюнста с оригинала Г.Кнеллера.
Противоречивый образ Петра Великого в произведениях прозаиков и поэтов XIX–XX веков: А.Н.Майков. «Кто он?». А.К.Толстой. «Государь ты наш батюшка…». Я.В.Смеляков. «Пётр и Алексей».
Эпоха Екатерины II в памяти поколений. Правление просвещённой монархини в оценке потомков. Двойственная оценка екатерининской эпохи Н.М.Карамзиным и другими писателями XIX века.
Творческий портрет: В.Л.Боровиковский.
А.С.Пушкин. «Капитанская дочка». Жанровые особенности произведения: черты повести, романа, семейных записок в «Капитанской дочке». Исторически достоверное и художественно насыщенное повествование о беспощадном русском бунте и его вожде Емельяне Пугачёве. Тема самозванства и утверждение христианской миссии государя в произведении. Русский дворянин Пётр Андреевич Гринёв — участник и очевидец событий. Сохранение человечности вопреки насилию и вражде; герои житийно-идиллического склада в трагических обстоятельствах истории. Образ Маши Мироновой как нравственный эталон в романе Пушкина, его связь с идеалом женщины в древнерусской литературе (Ярославна, Евпраксия Рязанская, святая Феврония).
Теория литературы: историзм (развитие представлений).
Учимся понимать язык искусства. Н.В.Фаворский. «Застолье Пугачёва», «Совещание в Оренбурге». Иллюстрации к роману А.С.Пушкина «Капитанская дочка».
Биографии учёных, просветителей, переводчиков: Ю. М. Лотман.
По следам художественных открытий литературы XVII–XVIII веков (14ч.).
Комическое в русской литературе XIX–XX столетий. Виды комического в литературе.
Теория литературы: юмор, сатира, сарказм, ирония.
Н.В.Гоголь. «Ревизор». Творческая история пьесы. Особенности сюжета и конфликта. Образы чиновников. Хлестаков и хлестаковщина. Ничтожное происшествие и его грандиозные последствия как основа пьесы. Необычность конфликта и образной системы произведения. Городничий, Хлестаков и прочие: самораскрытие персонажей в монологах и диалогах комедии. Неотразимое воздействие гоголевского смеха. Восприятие пьесы современниками и авторская интерпретация. Социально-бытовое и религиозно-философское истолкование «Ревизора».
Теория литературы: фантасмагория.
Учимся понимать язык искусства. Ф.А.Моллер. «Портрет Н. В. Гоголя». А.А.Иванов. «Портрет Н. В. Гоголя».
А.П.Чехов. «Хамелеон», «Налим», «Пересолил», «Толстый и тонкий», «Смерть чиновника», «Лошадиная фамилия». Искажение образа человеческого в персонажах ранних рассказов Чехова. Неприятие писателем проявлений духовного рабства, ярко выступающих в условиях социального неравенства.
Теория литературы: реминисценция.
М.М.Зощенко. «Галоша», «Монтёр», «Аристократка», «Баня». «Маленький человек» в абсурдном мире. Отсутствие положительного героя в рассказах как характерная черта эпохи. Тоска героев Зощенко по доброте, достоинству, гармонии в отношениях между людьми.
«Жизнь сердца» в литературе XIX–XX веков.
И.С.Тургенев. «Ася». Самобытный, неуловимо обаятельный образ героини. Неправильность происхождения и воспитания «барышни-крестьянки». Естественное стихийное чувство Аси и Н.Н., его грустная судьба в мире социальных, культурных, психологических барьеров, воздвигнутых цивилизацией.
Учимся понимать язык искусства. М.В.Добужинский. Иллюстрации к роману Ф. М. Достоевского «Белые ночи».
А.И.Куприн. «Гранатовый браслет». Великая сила любви, вместившаяся в душу маленького человека. Противопоставление истины сердца сословным преградам и формальным правилам обычной жизни общества. Обречённость самодовлеющего чувства Желткова. Умилённое созерцание неоскудевающей природной жизни в рассказе Куприна.
Творческий портрет: Л.В.Бетховен.
В.М.Шукшин. «Чудик». Стремление Шукшина заглянуть глубоко в душевный мир обыкновенного человека советской эпохи. Способность его «чудиков» прикоснуться к возвышенной стихии творчества, нравственного прозрения. Разлад героев Шукшина с окружающей их средой и неразрывная связь с ней. Соединение социальной сатиры и сентименталистской традиции в творчестве В. М. Шукшина.
Размышляем о литературе вместе с писателями и учёными.
Переклички в литературе разных народов. И.В.Гёте. «Зверинец Лили». В.В.Маяковский. «Лиличка! (Вместо письма)».
Для внеклассного чтения. Прогулки без присмотра.
Тема детства в русской и зарубежной литературе XX - начала XXI века.
Дж. Сэлинджер. «Над пропастью во ржи». Р.Брэдбери. «Всё лето в один день». В.П.Астафьев «Конь с розовой гривой». В.Г.Распутин. «Уроки французского». Д.Пеннак. «Школьные страдания». Э.Веркин. «Звездолёт с перебитым крылом».
Итоги. Гуманистические идеи в европейской литературе XVII–XVIII веков и их проявление в творениях гениальных художников слова. Рождение «вечных образов» мировой культуры, их путешествие по странам и векам, неисчерпаемый потенциал их истолкования и творческого перевоплощения.
Своеобразие русской литературы в эпоху великих потрясений и смут. Отклик русских писателей на все исторические события, готовность к деятельному, активному участию в преображении действительности, их вклад в созидание новой России и стремление защитить вековые основы национальной жизни от разрушительного воздействия времени.
Внимание художников слова к образам государственных деятелей и жизни обыкновенных людей. Гуманность русской литературы, укоренённая в христианской системе ценностей.
Тематическое планирование.
№ урока | Дата проведения | Количество часов | Наименование разделов и тем | |
план | факт | |||
1 | 2 | 3 | 4 | 5 |
Введение. В поисках Слова: утраты и обретения (1ч.). | ||||
1 | 1 | В поисках Слова: утраты и обретения. Роль литературы в сохранении народных идеалов и общенациональных ценностей. | ||
XVII век в истории и литературе России (7ч.). | ||||
2. | 1 | Смутное время в России и его отражение в фольклоре и литературе: «Плач о пленении и конечном разорении Московского государства»; А.С.Пушкин. «Песни о Стеньке Разине». | ||
3. | 1 | Раскол. «Житие протопопа Аввакума» (фрагменты). Образ автора-повествователя. Новаторство Аввакума как писателя. | ||
4. | 1 | Человек в литературе XVII века. Сатирические произведения и бытовые повести. «Шемякин суд». | ||
5. | 1 | «Повесть о Горе-Злочастии». Образ главного героя и его связь с образом Блудного сына. | ||
6. | 1 | Возникновение стихотворства в русской литературе XVII века. Евфимия Смоленская. «Молитва Господу Богу благодарная и песнь плачевная» (фрагмент). Симеон Полоцкий. «Язык». | ||
7. | 1 | Духовные стихи как особый жанр народной лирики. «Стих о трёх дарах», «Голубиная книга» (фрагмент). Н.А.Некрасов. «Странники и богомольцы» (фрагмент из поэмы «Кому на Руси жить хорошо»): крестьянская семья слушает странника Ионушку. | ||
8. | 1 | ВХОДНОЙ КОНТРОЛЬ. ТЕСТОВАЯ КОНТРОЛЬНАЯ РАБОТА. | ||
Европейская литература конца XVI–XVII века и её художественные открытия (12ч.). | ||||
9. | 1 | Закат Ренессанса (историко-культурный обзор). Сонет в европейской литературе. | ||
10. | 1 | У.Шекспир. Сонеты. Образ поэта и его взгляд на мир в цикле шекспировских сонетов. | ||
11. | 1 | Драматургия Шекспира. «Ромео и Джульетта». Источники сюжета и его воплощение у Шекспира. | ||
12. | 1 | Конфликт пьесы и образы главных героев. | ||
13. | 1 | У.Шекспир. «Гамлет». Проблематика трагедии, отражение в пьесе кризиса ренессансного гуманизма. | ||
14. | 1 | Образ Гамлета и варианты его истолкования. | ||
15. | 1 | Вечный образ Гамлета в лирике русских поэтов: А.А.Блок. «Я - Гамлет. Холодеет кровь…»; М.И.Цветаева. «Диалог Гамлета с совестью»; Б.Л.Пастернак. «Гамлет». | ||
16. | 1 | Мигель де Сервантес Сааведра. «Дон Кихот» (фрагменты). Судьба автора и история создания романа. Приключения Дон Кихота и Санчо Пансы. Комическое и печальное в образах героев. | ||
17. | 1 | Дон Кихот как вечный образ в литературе и искусстве. А. С. Пушкин «Жил на свете рыцарь бедный…». | ||
18. | 1 | Формирование системы классицизма в европейской литературе XVII века. | ||
19. | 1 | Ж.Б.Мольер. Биография писателя и характеристика его творчества. Пьеса «Мещанин во дворянстве». | ||
20. | 1 | Новаторство драматурга в воплощении традиционного сюжета. «Дон Жуан, или Каменный пир». | ||
По следам XVII века: история Смутного времени в русской классической литературе (4ч.). | ||||
21. | 1 | А.С.Пушкин. «Борис Годунов» (фрагменты). Отражение Смутного времени в трагедии. | ||
22. | 1 | Образ Бориса Годунова. Совесть государя и судьба народа. Смысл самозванства и его последствия для государства. | ||
23. | 1 | Народные сцены в пьесе. Народ как действующее лицо трагедии. Пушкинское представление о логике исторических событий. | ||
24. | 1 | А.К.Толстой. «Царь Борис». Образ Годунова в пьесе А. К. Толстого. Особенности исторической концепции писателя. | ||
XVIII век в истории и культуре Европы (2ч.). | ||||
25. | 1 | Век Просвещения (историко-культурный обзор). Дж.Локк. «Мысли о воспитании» (фрагменты). Педагогические идеи Дж.Локка и деятельность французских энциклопедистов. | ||
26. | 1 | Вольтер. Влияние творчества философа на культуру и литературу эпохи. | ||
Художественные открытия эпохи Просвещения в русской и зарубежной литературе (21ч.). | ||||
27. | 1 | Русский XVIII век (историко-культурный обзор). М.В.Ломоносов. «К статуе Петра Великого», «Надпись на спуск корабля… 1749 года». | ||
28. | 1 | М.В.Ломоносов – деятель русского Просвещения. «Ода на день восшествия на Всероссийский престол её величества государыни императрицы Елисаветы Петровны 1747 года» как образцовое произведение классицизма. | ||
29. | 1 | Поэзия М.В.Ломоносова как продолжение его государственного и научного служения. Реформа русского стихосложения. Теория «трёх штилей». | ||
30. | 1 | ТЕСТОВАЯ КОНТРОЛЬНАЯ РАБОТА за I полугодие. | ||
31. | 1 | Д.И.Фонвизин. Жизнь и творчество. Жанры сатиры в литературе XVIII века. «Всеобщая придворная грамматика». | ||
32. | 1 | Комедия «Недоросль». Черты классицизма в сюжете, композиции, образной системе пьесы. | ||
33. | 1 | Злободневность проблематики комедии. Сатира на нравы и обличение крепостничества как государственного порока. | ||
34. | 1 | Тема воспитания в комедии. Образ Митрофанушки и его значение в пьесе. | ||
35. | 1 | Положительные герои комедии «Недоросль» и их идеалы. Нравственный итог пьесы. | ||
36. | 1 | Г.Р.Державин. Личность и творчество. «Признание», «Властителям и судиям». Стихотворение «Памятник» в контексте литературной традиции. | ||
37. | 1 | Философские стихотворения Г.Р.Державина «Водопад», «На смерть князя Мещерского», «Река времён в своём стремленьи…». | ||
38. | 1 | Новаторское сочетание признаков оды и сатиры в стихотворении «Фелица». | ||
39. | 1 | А.Н.Радищев. «Путешествие из Петербурга в Москву» (фрагменты). Биография писателя и судьба его книги. | ||
40. | 1 | Обличение крепостничества в «Путешествии…». Картины русской жизни и их оценка «чувствительным» повествователем. | ||
41. | 1 | Сентиментализм как новое явление в литературе. Н.М.Карамзин. Стихотворения. | ||
42. | 1 | Н.М.Карамзин. «Бедная Лиза». Рождение жанра сентиментальной повести в русской литературе. | ||
43. | 1 | Своеобразие стиля Н.М.Карамзина. Значение его прозы для развития русской литературы. | ||
44. | 1 | Открытие богатства и противоречивости внутренней жизни человека. «Пейзаж настроения» в литературе. | ||
45. | 1 | И.В.Гёте. «Страдания юного Вертера» (обзор), «Майская песня», «Мариенбадская элегия». | ||
46. | 1 | Трагедия «Фауст» (фрагмент ч. 1). Философская проблематика, её связь с идеями Просвещения. Образ Фауста. Его истоки и новаторское воплощение. | ||
47. | 1 | Внеклассное чтение. Ф.М.Достоевский. «Мальчик у Христа на ёлке». | ||
Русский XVIII век в литературе последующих столетий (9ч.). | ||||
48. | 1 | Эпоха Петра Великого в оценке потомков. А.С.Пушкин. «Арап Петра Великого» (фрагменты). Эпоха Петра в изображении поэта. Образ Петра в поэме «Полтава». | ||
49. | 1 | Историческая основа и сюжет поэмы «Полтава», образ повествователя. | ||
50. | 1 | Противоречивый образ Петра Великого в творчестве русских поэтов XIX–XX веков: А.Н.Майков. «Кто он?». А.К.Толстой. «Государь ты наш батюшка…». Я.В.Смеляков. «Пётр и Алексей». | ||
51. | 1 | Эпоха Екатерины II в памяти поколений. А.С.Пушкин. «Капитанская дочка». Пристальное внимание поэта к эпохе пугачёвщины. Творческая история и жанровое своеобразие романа. | ||
52. | 1 | Образ Петра Гринёва в первых главах произведения. Гринёв и «старинные люди», Гринёв и Швабрин. | ||
53. | 1 | Изображение пугачёвщины в романе. Авторское проникновение в истоки и смысл русского бунта. | ||
54. | 1 | Образ Пугачёва в романе. Глубина постижения А.С.Пушкиным характера самозванного народного царя. | ||
55. | 1 | Гринёв и Пугачёв. Противостояние и взаимодействие. | ||
56. | 1 | Образ Маши Мироновой. Финал романа. | ||
По следам художественных открытий литературы XVII–XVIII веков (14ч.). | ||||
57. | 1 | Комическое в русской литературе XIX-XX столетий. Н.В.Гоголь. Комическое и его оттенки в творчестве писателя. Комедия «Ревизор». Творческая история пьесы. | ||
58. | 1 | Чиновники в комедии. Мастерство писателя в создании образов. | ||
59. | 1 | Хлестаков и хлестаковщина. «Миражный» характер конфликта комедии. | ||
60. | 1 | «Душевный город». Авторское представление о значении и цели его пьесы. | ||
61. | 1 | А.П.Чехов. «Хамелеон». Комическое в ранних рассказах писателя. | ||
62. | 1 | М.М.Зощенко. «Галоша». Комизм положений и грустный смысл рассказов писателя. | ||
63. | 1 | ПРОМЕЖУТОЧНАЯ АТТЕСТАЦИЯ. ИТОГОВАЯ КОНТРОЛЬНАЯ РАБОТА. | ||
64. | 1 | «Жизнь сердца» в литературе XIX-XX веков. И.С.Тургенев. «Ася». Жизненные и литературные истоки повести. | ||
65. | 1 | Образ Аси. Противоречивость и своеобразие характера «барышни-крестьянки». | ||
66. | 1 | А.И.Куприн. «Гранатовый браслет». Образ «маленького человека», одарённого великой способностью любить. | ||
67. | 1 | Трагическая судьба Желткова и светлый примиряющий финал произведения. | ||
68. | 1 | В.М.Шукшин. Рассказ «Чудик». Трансформация «чувствительного героя» в литературе советского времени. | ||
69. | 1 | Внеклассное чтение. В.Г.Распутин. «Уроки французского». | ||
70. | 1 | Итоги учебного года. |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая программа по литературе (Р.Н. Бунеев). 5 класс
Данная программа составлена в соответствии с учебником под редакцией Р.Н. Бунеева...
Рабочая программа факультатива «Литература Вологодской области» для 5 класса на 2013-2014 учебный год
Программа курса «Литература Вологодского края» разработана в соответствии с установками регионального базисного учебного плана и регионального стандарта по литературе.Она ориентирована на формирование...
Рабочая программа по литературе для учителей 5-9 классов
Рабочая программа по литературе под редакцией Коровиной для учителей 5-9 классов по ФГОС...
Рабочая программа по русскому языку к учебнику Н.Г.Гольцовой, рабочая программа по литературе к учебнику Лебедева. 10 класс
Рабочая программа по русскому языку к учебнику Н.Г.Гольцовой, рабочая программа по литературе к учебнику Лебедева. 10 класс с календарно-тематическим планированием и КИМами...
Рабочая программа по русскому языку к учебнику Н.Г.Гольцовой, рабочая программа по литературе к учебнику Лебедева. 10 класс
Рабочая программа по русскому языку к учебнику Н.Г.Гольцовой, рабочая программа по литературе к учебнику Лебедева. 10 класс с календарно-тематическим планированием и КИМами...
Рабочая программа по литературе к УМК Гулина, Романовой, 7 класс.
Рабочая программа по литературе к УМК Гулина, Романовой, 7 класс....
Рабочая программа по литературе к УМК Гулина, Романовой, 6 класс.
Рабочая программа по литературе к УМК Гулина, Романовой, 6 класс....