Рабочая программа по литературе (Р.Н. Бунеев). 5 класс
рабочая программа по литературе (5 класс) по теме
Данная программа составлена в соответствии с учебником под редакцией Р.Н. Бунеева
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
literatura-5.doc | 112 КБ |
Предварительный просмотр:
МБОУ «Марьинская средняя общеобразовательная школа»
Рассмотрено и принято на МО учителей гуманитарного цикла Протокол № ____ от «___»_____________2012 г. | Согласовано. Зам. директора по УВР ____________ С.М. Подшивалова «____»_____________2012 г. | Утверждаю. Директор школы _____________ В.В. Дружинина Приказ № _____ от «___»____________2012 г. |
Рабочая программа
по литературе
5-9 классы (базовый уровень)
на 2012-2017 учебные года
Составитель программы:
Подшивалова С.М.
Марьино
2012
Пояснительная записка
Рабочая программа по литературе для 5-9 классов составлена в соответствии с:
- Федеральным компонентом государственного стандарта общего образования.
- Обязательным минимумом и Федеральным базисным учебного планом 2004 г.,
а также на основе Образовательной программы по курсу “Литература” (Р.Н. Бунеев, Е.В. Бунеева, //Образовательная система “Школа 2100”. Сборник программ/под науч. ред. А.А. Леонтьева). - М.: Баласс, 2010.
Программа соответствует «Обязательному минимуму содержания образования для основной и полной средней школы», включает базовый компонент литературного образования, обеспечивает выполнение государственных стандартов.
Также программа является продолжением программы для начальной школы «Чтение и начальное литературное образование» (авторы Р.Н. Бунеев, Е.В. Бунеева) и составляет вместе с ней описание непрерывного курса «Чтение и литература» (1-11-й классы).
Цель литературного образования в основной школе:
- воспитание грамотного компетентного читателя, человека, имеющего стойкую привычку к чтению и потребность в нем как средстве познания мира и самого себя, человека с высоким уровнем языковой культуры, культуры чувств и мышления.
Задачи:
1. Поддерживать интерес к чтению, сложившийся в начальной школе, формировать духовную и интеллектуальную потребность читать.
2. Обеспечивать общее и литературное развитие школьника, глубокое понимание художественных произведений различного уровня сложности.
3. Сохранять и обогащать опыт разнообразных читательских переживаний, развивать эмоциональную культуру читателя-школьника.
4. Обеспечивать осмысление литературы как словесного вида искусства, учить приобретать и систематизировать знания о литературе, писателях, их произведениях.
5. Обеспечивать освоение основных эстетических и теоретико-литературных понятий как условий полноценного восприятия, интерпретации художественного текста.
6. Развивать эстетический вкус учащихся как основу читательской самостоятельной деятельности, как ориентир нравственного выбора.
7. Развивать функциональную грамотность (способность учащихся свободно использовать навыки чтения и письма для получения текстовой информации, умения пользоваться различными видами чтения).
8. Развивать чувство языка, умения и навыки связной речи, речевую культуру.
В программе для 5-9-го классов выделяются произведения «для текстуального изучения» и «для обзорного изучения». Предполагается, что произведения «для текстуального изучения» рассматриваются многопланово, в разных аспектах (содержательном, литературоведческом, культурологическом и др.). Произведения «для обзорного изучения» читаются и обсуждаются в аспекте, выбранном учителем в соответствии с запросами и возможностями обучающихся.
Если произведение не входит в «Обязательный минимум содержания литературного образования», учитель также имеет право самостоятельно определять характер работы с текстом (текстуальное изучение или обзорное).
Программа предусматривает и организацию самостоятельного домашнего (внеклассного) чтения обучающихся. Главная особенность системы самостоятельного чтения заключается в том, что обучающиеся 5-9-го классов читают новые произведения авторов данного раздела, другие главы текстов, изученных обзорно, что позволяет реализовать принцип целостного восприятия художественного произведения. Кроме этого, для домашнего самостоятельного чтения предлагаются и произведения других авторов, объединенные общей темой, жанром, проблемой. При работе с произведениями для домашнего чтения выбор автора, объема чтения остается за обучающимися. Тексты, выносимые на домашнее чтение, необязательны для прочтения каждым обучающимся, возможно их обсуждение на уроках. В данной программе не предусмотрены специальные часы для уроков внеклассного чтения, поскольку программа и учебные хрестоматии предлагают достаточный объем произведений, не входящих в обязательный минимум и обеспечивающий расширение читательского кругозора обучающихся.
Структура программы
Программа составлена в соответствии со структурой средней школы:
1-4-й классы, 5-9-й классы, 10-11-й классы.
Этапы литературного образования школьников:
5-6-й классы - постепенный переход от литературного чтения к постижению литературы как вида искусства, что обеспечивает непрерывность системы литературного образования в начальной и средней школе. Обучающиеся читают приключенческую, фантастическую, детективную, мистическую, историческую литературу, произведения о своих сверстниках, животных, природе, получают представление о литературных родах и жанрах.
Основные учебные цели:
1) формирование личностного отношения к прочитанному;
2) осмысление литературы как словесного вида искусства на материале произведений, учитывающих интересы учащихся данной возрастной группы.
7-8-й классы - период формирования читательской культуры учащихся: расширяется и углубляется их жизненный и художественный опыт; знакомство с многообразием жизненного содержания литературы и биографиями писателей способствует постижению содержания литературы и форм его отображения, воздействует на развитие личности, способствует эмоциональному восприятию художественного произведения, которое изучается как словесный вид искусства. Меняется круг чтения: в центре программы - произведения нравственно-этической тематики, поднимающие актуальные для подростка проблемы. Изучаются сведения по теории литературы, объясняющие учащимся, как может изображаться человек в художественной литературе.
Основные учебные цели:
1) развитие умения интерпретировать художественный текст на основе личностного восприятия произведения;
2) осмысление специфики произведения литературы как словесного вида искусства.
9-й класс - завершение литературного образования по концентрической системе; очерки истории родной литературы, изучение творческих биографий отдельных писателей.
Основные учебные цели:
1)формирование эмоционально-ценностного опыта освоения художественной литературы;
2) осознание эстетической ценности художественного текста и его места в истории отечественной литературы.
В программе и реализующих ее учебных хрестоматиях и учебниках тексты русских писателей разных эпох соседствуют с текстами зарубежных писателей, что дает возможность показать место русской литературы в общемировом духовном пространстве, выявить общие закономерности развития литературного процесса. В учебные хрестоматии 5-8-го классы введены «сквозные» персонажи, авторские тексты; в учебных хрестоматиях и учебниках 7-9-го классов материал изложен проблемно.
Названия учебных хрестоматий с 5-9 классы отражают содержательную доминанту, ориентированную на познавательные, личностные интересы школьников определенного возраста:
5-й класс - «Шаг за горизонт»;
б-й класс - «Год после детства»;
7-й класс - «Путь к станции «Я»;
8-й класс - «Дом без стен»;
9-й класс – «История твоей литературы».
В ходе изучения литературы выделяются базовые теоретико-литературные понятия:
Класс | Базовые понятия | Структурообразующий принцип |
5 6 7 8 9 | жанр роды и жанры характер – герой литературный герой образ - литературный процесс эпоха - писатель-произведение - читатeль | жанрово-тематический тематический, жанрово-родовой жанрово-родовой, тематический проблемно-тематический хронологический |
Теоретико-литературные понятия включены в аннотации к темам на этапе первоначального знакомства с ними. Основные сведения вводятся до начала изучения систематического курса (9-11-й классы).
В программе выделяется раздел «Развитие речи обучающихся», обозначено основное содержание работы по развитию речи в каждом классе. Линия речевого развития обучающихся одновременно реализуется во всей Образовательной системе «Школа 2100» (курсы русского языка, литературы).
В соответствии с «Требованиями к уровню подготовки выпускников» программа ориентирована на освоение учащимися следующих УМЕНИЙ:
- читать и понимать художественные произведения с учетом их специфики; - выразительно читать изученные произведения, в том числе выученные наизусть; - воспринимать и характеризовать произведение как художественное целое; - выявлять авторское отношение к изображенному;
- определять этическую, нравственно-философскую, социально-историческую проблематику произведения;
- давать интерпретацию изученного произведения на основе личностного восприятия; - использовать сведения по истории и теории литературы при истолковании и оценке изученного художественного произведения;
- определять принадлежность произведения к литературному роду и жанру;
- выделять изобразительно-выразительные средства языка и определять их роль в художественном тексте;
- работать со справочным аппаратом книги, различными источниками информации; - понимать связь изученного произведения со временем его написания (5-8-й кл.), соотносить его с литературными направлениями (8-9-й кл.), соотносить историко-литературный процесс с общественной жизнью и культурой(9-й кл.);
- грамотно строить развернутые аргументированные высказывания различных форм и жанров, владеть всеми видами пересказов;
- выполнять письменные работы различного характера, писать сочинения разных жанров.
Требования к уровню обученнности учащихся 9 классов
В результате изучения литературы ученик должен:
знать/понимать:
образную природу словесного искусства;
содержание изученных литературных произведений;
основные факты жизни и творческого пути А. С. Грибоедова, А. С. Пушкина, М. Ю. Лермонтова, Н. В. Гоголя;
изученные теоретико-литературные понятия;
уметь:
воспринимать и анализировать художественный текст;
выделять смысловые части художественного текста, составлять тезисы и план прочитанного;
определять род и жанр литературного произведения;
выделять и формулировать тему, идею, проблематику изученного произведения;
давать характеристику героев;
характеризовать особенности сюжета, композиции, роль изобразительно-выразительных средств;
сопоставлять эпизоды литературных произведений и сравнивать их героев;
выявлять авторскую позицию;
выражать свое отношение к прочитанному;
выразительно читать произведения (или фрагменты), в том числе выученные наизусть, соблюдая нормы литературного произношения;
владеть различными видами пересказа;
строить устные и письменные высказывания в связи с изученным произведением;
участвовать в диалоге по прочитанным произведениям, понимать чужую точку зрения и аргументированно отстаивать свою точку зрения;
писать отзывы о самостоятельно прочитанных произведениях, сочинения (сочинения – только для выпускников школ с русским (родным) языком обучения);
использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни:
для создания связного текста (устного и письменного) на необходимую тему с учетом норм русского литературного языка;
определения своего круга чтения и оценки литературных произведений;
поиска нужной информации о литературе, о конкретном произведении и его авторе (справочная литература, периодика, телевидение, ресурсы Интернета).
Общеучебные умения, навыки и способы деятельности учащихся 5-9 классов
Примерная программа предусматривает формирование у учащихся общеучебных умений и навыков, универсальных способов деятельности и ключевых компетенций. В этом направлении приоритетами для учебного предмета «Литература» на этапе основного общего образования являются:
– выделение характерных причинно-следственных связей;
– сравнение и сопоставление;
– умение различать понятия: факт, мнение, доказательство, гипотеза, аксиома;
– самостоятельное выполнение различных творческих работ;
– способность устно и письменно передавать содержание текста в сжатом или развернутом виде;
– осознанное беглое чтение, использование различных видов чтения (ознакомительное, просмотровое, поисковое и др.);
–владение монологической и диалогической речью, умение перефразировать мысль, выбор и использование выразительных средств языка и знаковых систем (текст, таблица, схема, аудиовизуальный ряд и др.) в соответствии с коммуникативной задачей;
– составление плана, тезиса, конспекта;
– подбор аргументов, формулирование выводов, отражение в устной или письменной форме результатов своей деятельности;
– использование для решения познавательных и коммуникативных задач различных источников информации, включая энциклопедии, словари, интернет-ресурсы и другие базы данных;
– самостоятельная организация учебной деятельности, владение навыками контроля и оценки своей деятельности, осознанное определение сферы своих интересов и возможностей.
Преподавание ведется по учебникам:
- Бунеев Р.Н., Бунеева Е.В. (под редакцией Леонтьева А.А.). «Год после детства». Учебник по литературе для 5-го класса в 2-х книгах. - М.: Баласс, 2011
- Бунеев Р.Н., Бунеева Е.В. (под редакцией Леонтьева А.А.). «Год после детства». Учебник по литературе для 6-го класса в 2-х книгах. - М.: Баласс, 2012
- Бунеев Р.Н., Бунеева Е.В. (под редакцией Леонтьева А.А.). «Путь к станции Я». Учебник по литературе для 7-го класса в 2-х книгах. - М.: Баласс, 2012
- Бунеев Р.Н., Бунеева Е.В. (под редакцией Леонтьева А.А.). «Дом без стен». Учебник по литературе для 8-го класса в 2-х книгах. - М.: Баласс, 2012
- Бунеев Р.Н., Бунеева Е.В. (под редакцией Леонтьева А.А.). «История твоей литературы». Учебник по литературе для 9-го класса в 2-х книгах. - М.: Баласс, 2012
Литература для учителя
- Барова Е.С. Методические рекомендации по литературе для 5кл. - Изд. 2-е доп. - М.: Баласс, 2006
- Барова Е.С. Методические рекомендации по литературе для 6кл. - Изд. 3-е доп. - М.: Баласс, 2008
- Барова Е.С. Методические рекомендации по литературе для 7кл. - Изд. 3-е доп. - М.: Баласс, 2008
- Барова Е.С. Методические рекомендации по литературе для 8кл. - Изд. 2-е доп. - М.: Баласс, 2008
5 класс. Учебно-тематический план
№ | Раздел | Часы | Р/р |
1. | Введение. «От чего захватывает дух». | 2 | |
2. | «Жизнь по законам чести». | 5 | 1 |
3. | «Шифры и клады». | 6 | |
4. | «Экстремальные ситуации». | 4 | |
5. | «Как мы становимся взрослыми». | 8 | 1 |
6. | «Правда истории и вымысел». | 6 | 1 |
7. | «Мир «затерянный» в нас». | 2 | |
8. | «Научная и ненаучная фантастика». | 6 | |
9. | «Сказки или фантастика?» | 4 | 1 |
10. | «В лабиринте событий». | 4 | 1 |
11. | «Я и другие». | 12 | 1 |
12. | «Мы не можем без них или они без нас?» | 9 | 1 |
13. | Итого | 68 | 7 |
Содержание тем учебного курса.
5-й класс (68 часов)
Введение (1 ч)
Литература как искусство слова. Чтение и литература. Книга и читатель. Новый учебник и его герои.
Теория литературы. Литература как вид искусства.
Часть I. От чего захватывает дух (38 часов)
Воздействие художественного произведения на эмоции и воображение читателя.
Н.С. Гумилев. Стихотворение из цикла «Капитаны» (1 ч).
Раздел 1. Жизнь по законам чести (7 ч).
Мир приключенческой литературы. Герои, живущие по законам чести. Что делает книгу и ее героев бессмертными.
Для текстуального изучения.
Ж. Верн «Дети капитана Гранта» (главы). Самоотверженность и мужество героев Ж. Верна.
Для обзорного изучения.
А. Дюма «Три мушкетера» (главы). Законы чести, по которым живут герои Дюма.
Н.Г. Долинина «Честь и достоинство».
Теория литературы. Понятие о приключенческой литературе. Эссе как жанр литературы. Понятие о литературном герое. Портретная характеристика героя.
Раздел 2. Шифры и клады (7ч).
«Законы» приключенческой литературы.
Для текстуального изучения.
Р.-Л. Стивенсон «Остров сокровищ» (главы). Особенности развития действия в приключенческой литературе. Многообразие человеческих характеров в романе.
Для обзорного изучения.
Э. По «Золотой жук» (в сокращении).
А.Н. Рыбаков «Кортик» (главы). Динамика развития событий в приключенческой повести.
Теория литературы. Отличительные особенности произведений приключенческой литературы. Сюжет, композиция.
Раздел 3. Экстремальные ситуации (6 ч).
Герои и обстоятельства в жизни и литературе. Нравственные уроки приключенческой литературы.
Для текстуального изучения.
Дж. Лондон «Любовь к жизни» (в сокращении). Человек в единоборстве с судьбой.
Б.С. Житков «Механик Салерно». Ответственность человека за свои поступки.
Теория литературы. Жанр рассказа.
Раздел 4. Как мы становимся взрослыми (10 ч).
Тематическое и жанровое разнообразие приключенческой литературы. Пафос вольности и свободолюбия в художественной литературе. Большие события и маленькие герои в литературе.
Для текстуального изучения.
В.П. Катаев «Белеет парус одинокий» (главы). Взросление героев, путь от приключений-игр к суровой жизни.
М.Ю. Лермонтов «Парус». Мотив свободы в стихотворении М.Ю. Лермонтова и повестях М. Твена, В. Катаева.
Для обзорного изучения.
М. Твен «Приключения Гекльберри Финна» (главы).
Теория литературы. Автор и его герои. Писатель, автор, рассказчик.
Раздел 5. Правда истории и вымысел (6 ч).
Историческая правда и авторский вымысел в литературе.
Для текстуального изучения.
А.С. Пушкин «Песнь о вещем Олеге». Легенда и ее интерпретация в художественном произведении.
М.Ю. Лермонтов «Бородино». Переложение исторического факта в художественном повествовании.
Для обзорного изучения.
В.А. Каверин «Два капитана» (главы). Правда истории и художественный вымысел в приключенческом романе.
Теория литературы. Роль вымысла в мире художественной литературы. Легенда как фольклорный и литературный жанр. Вымысел и авторский замысел. Монолог и диалог.
Раздел 6. Романтика неизведанного (3 ч).
Мечта о прекрасном и неведомом. Мечта и приключения в литературе.
Для текстуального изучения.
Стихи о прекрасном и неведомом: А. Блок «Ты помнишь, в нашей бухте сонной...», Н. Гумилев «Жираф», В. Маяковский «А вы могли бы?», М. Светлов «Я в жизни ни разу не был в таверне...», Д. Самойлов «Сказка», В. Берестов «Почему-то в детстве...».
Теория литературы. Способы создания художественной выразительности в поэзии. Рифма и ритм как признаки стихотворной речи.
Часть II. Что можно увидеть с закрытыми глазами ( 15 часов)
Фантастическая литература и ее читатель. «Законы» фантастической литературы.
Раздел 1. Мир, «затерянный» в нас (2 ч).
Наука и фантазия в литературе. Понятие о фантастической литературе. Научная фантастика.
Для обзорного изучения.
А. Конан Дойл «Затерянный мир» как произведение научной фантастики.
Теория литературы. Фантастика. Научная фантастика.
Раздел 2. Научная и «ненаучная» фантастика (7 ч).
Фантастика как средство выражения авторского замысла. Фантастические миры в литературе. Особенности фантастической литературы.
Нравственные проблемы в фантастической литературе. Роль фантастики в мире художественной литературы. Тематическое и жанровое разнообразие фантастической литературы. Реальное и фантастическое в художественном произведении.
Для текстуального изучения.
А. Беляев «Голова профессора Доуэля» (главы). Ответственность ученых перед человечеством.
Н.В. Гоголь «Портрет». Реалистическая фантастика как способ художественного изображения.
Для обзорного изучения.
Р. Бредбери «И грянул гром» (в сокращении). Последствия поступков человека для будущего.
Теория литературы. Отличительные особенности фантастической литературы. Роль художественной детали в тексте.
Раздел 3. Сказка и фантастика (6 ч).
Сказочное и фантастическое в художественном произведении. Фантастическое в волшебной сказке. Связь литературы с фольклором.
Для текстуального изучения.
А.С. Пушкин «Сказка о мертвой царевне и о семи богатырях». Явная и неявная фантастика в волшебной литературной сказке.
Для обзорного изучения.
А.С. Пушкин «Руслан и Людмила». Мир чудес в поэме. Отличие от волшебной сказки. Теория литературы. Поэма как литературный жанр.
Часть III. В лабиринте событий (4 ч)
Детективная литература и ее читатель. Жанровое многообразие детектива.«Законы» детективной литературы.
Для обзорного изучения.
Э. По «Убийство на улице Морг» (в сокращении) как классический детективный рассказ.
А. Конан Дойл «Горбун». Герой и второй герой в детективе.
Теория литературы. Понятие о детективе. Особенности сюжета и композиции в детективе.
Часть IV. Я и другие (8 ч)
Мир детства в литературе. Гуманистический характер произведений о детях. Нравственные уроки литературы.
Для текстуального изучения.
В.Г. Короленко «В дурном обществе» (в сокращении). Уроки добра и справедливости в повести. Судьбы героев повести. Средства создания характеров героев.
М.М. Пришвин «Кладовая солнца». Сказка-быль. Роль пейзажа в художественном произведении.
Для обзорного изучения.
Л.А. Кассиль «Кондуит и Швамбрания» (главы).
Г. Белых, Л. Пантелеев «Республика Шкид» (главы).
Выдуманная страна детства. Проблема становления характера в повестях.
В. Распутин «Мама куда-то ушла». Тема детского одиночества.
Стихи о детях: Д. Самойлов «Из детства», Н. Заболоцкий «Некрасивая девочка».
Теория литературы. Повесть и рассказ. Автобиографическое произведение. Средства создания характера героя (портрет, речевая характеристика, авторская оценка и пр.) Сказка и быль. Стихи и проза.
Часть V. Мы не можем без них или они без нас? (4 ч)
Этические проблемы взаимоотношений человека и природы в литературе.
Герои – животные, их место в художественной литературе. Гуманистический пафос произведений о животных. Нравственные уроки литературы о «братьях наших меньших».
Для текстуального изучения.
А.П. Чехов «Каштанка»
А.И. Куприн «Ю-ю» (в сокращении).
Для обзорного изучения.
Э. Сетон-Томпсон «Чинк».
Дж. Даррелл «Гончие Бафута» (отрывок).
К. Чапек «С точки зрения кошки».
Стихи о животных: С. Есенин «Песнь о собаке», И. Бунин «Змея», Н. Заболоцкий «Лицо коня», В. Инбер «Сеттер Джек», Б. Заходер «Памяти моего пса». Теория литературы. Писатель-анималист. Язык художественного произведения. Читательская интерпретация художественного произведения. Стихотворная интонация, понятие о стихотворном размере.
Развитие речи.
1) Подробный, сжатый, выборочный пересказ текста.
2) Отзыв о прочитанной книге. Сочинение–размышление о книге, литературном герое.
3) Сочинение–рассказ о литературном герое, сравнительная характеристика двух героев.
4) Сочинение - подражание, сочинение детективной истории, сочинение в форме эссе.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая программа по литературе.Коровина В. 5 класс.
Рабочая программа по литературе для 5 класса составлена на основе авторской программы по литературе для 5-9 кл.под ред. Коровиной В.Я.- М., «Просвещение», 2009 г. , рассчитанной на 105часов. П...
Рабочая программа по литературе в 5-9 классах
предлагаю Вашему вниманию разработанную мною рабочую программу по литературе...
Рабочая программа по литературе для 10-11 классов по программе В.А.Коровиной
Рабочая программа по литературе для 10-11 классов создана на основе авторской программы под редакцией В.а.Коровиной, М.-Просвещение, 2008 год...
Рабочая программа по литературе.Уровень общего образования (класс): основное общее образование, базовый уровень(ФКГОС), 9 класс
Рабочая программа по литературе для 9 класса составлена на основе примерной Программы основного общего образования по литературе и Программы по литературе для 9 класса к учебнику под...
Рабочая программа по литературе для 5-9 классов (на основе авторской программы по литературе В.Я. Коровиной, В.П. Журавлёва, В.П. Полухиной, В.И. Коровина, И.С. Збарского).
Данная рабочая программа составлена на основе авторской программы по литературе для 5-9 классов В.Я. Коровиной, В.П. Журавлёва, В.П. Полухиной, В.И. Коровина, И.С. Збарского. Рабочая програм...
Рабочая программа по литературе для 10-11 классов по программе Архангельского, Агеносова (профильный уровень)
Рабочая программа по литературе для 10-11 классов...
Рабочая программа по литературе для 5–9 классов на основе авторской программы В.Я.Коровиной и др. (Рабочие программы. Литература. 5-9 классы. Предметная линия учебников под редакцией В.Я.Коровиной)
Рабочая учебная программа по литературе для основного общего образования составлена в соответствии с требованиями федерального компонента государственного стандарта общего образования по л...