Рабочая программа по литературе к УМК Гулина, Романовой, 7 класс.
рабочая программа по литературе (7 класс)

Варава Елена Александровна

Рабочая программа по литературе к УМК Гулина, Романовой, 7 класс. 

Скачать:


Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

«Средняя общеобразовательная школа № 1» п. Пуровск Пуровского района

Рабочая программа по литературе

для 7 класса

2 часа в неделю (всего 70 часов)

                                                     

                                                                   

  Учитель Е.А Варава                                                                                                    

2021 – 2022 учебный год

Пояснительная записка.

Рабочая программа по литературе для 7 класса разработана в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования к результатам освоения ООП основного общего образования по учебному предмету «Литература», Основной образовательной программы основного общего образования МБОУ «СОШ №1» п.Пуровск на основе рабочей программы к учебнику А.В.Гулина, А.Н.Романовой «Литература» для 7 класса общеобразовательных организаций (Москва, издательство «Русское слово», 2020).

Программа реализуется посредством УМК:

1. А.В.Гулин, А.Н.Романова. Литература. 7 класс. Учебник для общеобразовательных организаций в 2-х частях. Москва, издательство «Русское слово», 2019.

2. Мультимедийное приложение к учебнику А.В.Гулина, А.Н.Романовой «Литература. 7 класс». Москва, издательство «Русское слово», 2019.

Планируемые результаты изучения учебного предмета.

 Личностные результаты:

  • воспитание российской гражданской идентичности; патриотизма, любви и уважения к Отечеству, чувства гордости за свою Родину, прошлое и настоящее многонационального народа России; осознание своей этнической принадлежности, знание истории, языка, культуры своего народа, своего края, основ культурного наследия народов России и человечества; усвоение гуманистических, демократических и традиционных ценностей многонационального российского общества; воспитание чувства ответственности и долга перед Родиной;
  • формирование ответственного отношения к учению, готовности и способности обучающихся к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к обучению и познанию, осознанному выбору и построению дальнейшей индивидуальной траектории образования на базе ориентирования в мире профессий и профессиональных предпочтений, с учетом устойчивых познавательных интересов;
  • формирование читательского мастерства: умение дать доказательное суждение о прочитанном, произведении, определять собственное отношение к прочитанному; овладение навыками литературных игр; формирование собственного круга чтения; знание наизусть художественных текстов в рамках программы 5 класса (не менее 9-10 текстов, из них 1-2 прозаические);
  • формирование целостного мировоззрения, соответствующего современному уровню развития науки и общественной практики, учитывающего социальное, культурное, языковое, духовное многообразие современного мира;
  • формирование осознанного, уважительного и доброжелательного отношения к другому человеку, его мнению, мировоззрению, культуре, языку, вере, гражданской позиции, к истории, культуре, религии, традициям, языкам, ценностям народов России и народов мира; готовности и способности вести диалоге другими людьми и достигать в нем взаимопонимания;
  • освоение социальных норм, правил поведения, ролей и форм социальной жизни в группах и сообществах, включая взрослые и социальные сообщества; участие в школьном самоуправлении и общественной жизни в пределах возрастных компетенций, с учетом региональных, этнокультурных, социальных и экономических особенностей;
  • развитие морального сознания и компетентности в решении моральных проблем на основе личностного выбора, формирование нравственных чувств и нравственного поведения, осознанного и ответственного отношения к собственным поступкам;
  • формирование коммуникативной компетентности в общении и сотрудничестве со сверстниками, старшими и младшими товарищами в процессе образовательной, общественно полезной учебно-исследовательской, творческой и других видах деятельности;
  •  формирование экологической культуры на основе признания ценности жизни во всех ее проявлениях и необходимости ответственного, бережного отношении к окружающей среде;
  •  осознание значения семьи в жизни человека и общества, принятие ценностей семейной жизни, уважительное и заботливое отношение к членам своей семьи;
  •  развитие эстетического сознания через освоение художественного наследия народов России и мира, творческой деятельности эстетического характера.

Метапредметные результаты:

  • умение самостоятельно определить цели своего обучения, ставить и формулировать дли себя новые задачи в учебе и познавательной деятельности;
  • умение соотносить свои действия с планируемыми результатами, осуществлять контроль своей деятельности в процессе достижения результата, определять способы действий в рамках предложенных условий и требований, корректировать свои действия в соответствии с изменяющейся ситуацией;
  • умение оценивать правильность выполнения учебной задачи, собственные возможности се решения; владение основами самоконтроля, самооценки, принятия решений и осуществления осознанного выбора в учебной и познавательной деятельности;
  • умение определять понятия, создавать обобщения, устанавливать аналогии, классифицировать, самостоятельно выбирать основания и критерии для классификации, устанавливать причинно- следственные связи, строить логическое рассуждение, умозаключение (индуктивное, дедуктивное и по аналогии) и делать выводы;
  • умение подбирать аргументы при обсуждении произведения, в том числе целесообразное использование цитирования; умение формулировать доказательные выводы;
  • овладение техникой составления плана, различными типами пересказа; умение подбирать аргументы при обсуждении произведения, в том числе целесообразное использование цитирования; умение формулировать доказательные выводы;
  • умение создавать, применять и преобразовывать знаки и символы, модели и схемы для решения учебных и познавательных задач;
  • смысловое чтение; умение организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и сверстниками; работать индивидуально и в группе: находить общее решение и разрешать конфликты на основе согласования позиций и с учетом интересов; формулировать, аргументировать и отстаивать свое мнение;
  • умение осознанно использовать речевые средства в соответствии с задачей коммуникации для выражения своих чувств, мыслей и потребностей, планирования и регуляции своей деятельности; владение устной и письменной речью, монологической контекстной речью;
  • формирование и развитие компетентности в области использования информационно-коммуникационных технологий.

Предметные результаты:

  • умение выявлять особенности композиции, основной конфликт, вычленять фабулу;
  • умение оценивать систему персонажей;
  • умение находить основные изобразительно-выразительные средства, характерные для творческой манеры писателя, определять их художественные функции;
  • умение выявлять особенности языка и стиля писателя;
  • умение определять родо-жанровую специфику художественного произведения;
  • умение объяснять своё понимание нравственно-философской, социально-исторической и эстетической проблематики произведений;
  • умение выделять в произведениях элементы художественной формы и обнаруживать связи между ними, постепенно переходя к анализу текста;
  • умение выявлять и осмыслять формы авторской оценки героев, событий, характер авторских взаимоотношений с «читателем» как адресатом произведения (на своём уровне);
  • умение пользоваться основными теоретико-литературными терминами и понятиями (изученными в этом и предыдущих классах) как инструментом анализа и интерпретации художественного текста;
  • умение представлять развёрнутый устный или письменный ответ на поставленные вопросы (на своём уровне); вести учебные дискуссии;
  • умение собирать материал и обрабатывать информацию, необходимую для составления плана, тезисного плана, конспекта, доклада, написания аннотации, сочинения, эссе, литературно-творческой работы, создания проекта на заранее объявленную или самостоятельно / под руководством учителя выт бранную литературную или публицистическую тему, для организации дискуссии (на своём уровне);
  • умение выражать личное отношение к художественному произведению, аргументировать свою точку зрения (на своём уровне);
  • умение выразительно читать с листа и наизусть произведения / фрагменты произведений художественной литературы, передавая личное отношение к произведению;
  • умение ориентироваться в информационном образовательном пространстве: работать с энциклопедиями, словарями, справочниками, специальной литературой;
  • умение пользоваться каталогами библиотек, библиографическими указателями, системой поиска в Интернете.

В результате обучения в 7 классе учащиеся должны овладеть следующими теоретико-литературными понятиями:

  • Письменность. Литературный памятник.
  • Художественная литература как искусство слова. Художественный образ (развитие представлений). Риторика. Красноречие.
  • Эпичность, лиризм, драматизм в литературе (развитие представлений).
  • Анонимность.
  • Дидактизм в литературе.
  • Автобиографичность, исповедальность в литературе.
  • Достоверность и условность в литературе. Художественный вымысел.
  • Фольклор. Фольклорные жанры: сказка (волшебная, о животных, социально-бытовая), быличка, легенда, предание, былина, баллада, историческая песня, городской романс.
  • Героический эпос.
  • Притча.
  • Древнерусская литература. Жанры древнерусской литературы: летопись, житие, воинская повесть, хождение (хожение), слово, поучение. Агиография. Житийный канон.
  • Гиперболизация, идеализация в древнерусской литературе.
  • Куртуазная литература, лирика вагантов.
  • Литература Нового времени.
  • Литературные жанры: лирическое стихотворение, ода, песня, романс, гимн, баллада, дума, поэма (развитие представлений), роман (развитие представлений), повесть (цикл повестей), рассказ (цикл рассказов), быль, сказ, путешествие как литературный жанр, путевые записки, очерк, философская сказка, рыцарский роман.
  • Форма и содержание литературного произведения: тема, идея, пафос; замысел, творческая история; автор-повествователь, герой-рассказчик, герой, персонаж, система образов, характер, лирический герой, антигерой, прототип героя; сюжет, фабула, мотив (бродячий мотив), жанр, композиция, конфликт, художественная деталь, портрет, пейзаж (развитие представлений), интерьер, речь героя.
  • Изобразительно-выразительные средства в художественном произведении: эпитет, метафора, сравнение, символ (первоначальное понятие); градация, повтор, антитеза, контраст, гипербола, иносказание, умолчание, аллегория, перифраз, параллелизм.
  • Стихи и проза как две формы художественной речи. Основы силлабо-тонического стихосложения: стихотворный метр и размер, ритм, рифма; силлабо-тонические размеры: ямб, хорей, дактиль, амфибрахий, анапест.
  • Традиция.
  • Историзм (развитие представлений).
  • Ирония, юмор.
  • Язык литературного произведения; монолог, диалог, внутренний монолог.
  • Перевод, переложение.
  • Интерпретация.
  • Стилизация, мистификация.

Критерии оценки учебной деятельности по литературе.

Отметка

Критерии оценивания

                 Устный  ответ:

«5»

Оценивается ответ, обнаруживающий прочные знания и глубокое понимание текста изучаемого произведения, умение объяснить взаимосвязь событий, характер и поступки героев, роль художественных средств в раскрытии идейно-эстетического содержания произведения; умение пользоваться теоретико-литературными знаниями и навыками разбора при анализе художественного произведения, привлекать текст для аргументации своих выводов, раскрывать связь произведения с эпохой; свободное владение монологической литературной речью.

«4»

Оценивается ответ, который показывает прочные знания и достаточно глубокое понимание текста изучаемого произведения; умение объяснить взаимосвязь событий, характеры и поступки героев и основных художественных средств в раскрытии идейно-эстетического содержания произведения; умение пользоваться основными теоретико-литературными знаниями и навыками при анализе прочитанных произведений; умение привлекать текст произведения для обоснования своих выводов; хорошее владение монологической литературной речью. Однако допускается одна-две неточности в ответе.

«3»

Оценивается ответ, свидетельствующий в основном о знании и понимании текста изучаемого произведения, умение объяснить взаимосвязь основных событий, характеры и поступки героев и роль важнейших художественных средств в раскрытии идейно-художественного содержания произведения; знание основных вопросов теории, но недостаточном умении пользоваться этими знаниями при анализе произведений; ограниченных навыком разбора и недостаточном умении привлекать текст произведений для подтверждения своих выводов. Допускается несколько ошибок в содержании ответа, недостаточно свободное владение монологической речью, ряд недостатков в композиции языке ответа, несоответствие уровня чтения нормам, установленным для данного текста.

«2»  

 

Оценивается ответ, обнаруживающий незнание существенных вопросов содержания произведения; неумение объяснить поведение и характеры основных героев и роль важнейших художественных средств в раскрытии идейно-эстетического  содержания  произведения;  незнание элементарных теоретико-литературных    понятий;    слабое    владение    монологической литературной техникой чтения, бедность выразительных средств языка.

Содержание учебного предмета (70ч.).

Введение. Слово в христианской традиции. Истоки русской литературы.

Свет слова. История создания славянской письменности. Просветители славян Кирилл и Мефодий. Духовные установки древних книжников. Летописный рассказ о Крещении Руси. «Похвала учению книжному». Прославление книг и книжной премудрости в памятниках древнерусской литературы. Теория литературы: древнерусская литература.

Учимся понимать язык искусства. В.М.Васнецов. «Крещение Руси».

Древнерусские летописи.

Летопись как древнейший жанр русской литературы. Преподобный Нестор-летописец. «Повесть временных лет» как памятник древнерусской письменности (фрагмент «Гибель Игоря и месть Ольги древлянам»). «Многослойность» летописного повествования, использование в нём устной традиции. Единство повествования и поучения. Летописный рассказ о крещении княгини Ольги. Теория литературы: летопись, анонимность.

Учимся понимать язык искусства. «Тысячелетие России». Монумент в Великом Новгороде.

Учимся понимать язык искусства. Памятник княгине Ольге в Киеве.

Из зарубежной литературы.

Из ирландской средневековой поэзии: «Монах и его кот».

По следам древнерусских летописей.

А.С.Пушкин. Монолог Пимена. Образ монаха-летописца в трагедии «Борис Годунов».

Творческий портрет: Ф. И. Шаляпин.

«Песнь о вещем Олеге». Летописный рассказ о подвигах и смерти князя Олега как источник пушкинского замысла. Глубокий интерес Пушкина к древнерусским летописным сказаниям и стремление проникнуть в чувства их героев, открыть особенности их мышления, достоверно воссоздать далёкое прошлое.

Биографии учёных: О. В. Творогов.

Молитва в религиозной культуре и светской литературе.

Молитва как явление духовной культуры. Молитвословия священных книг как образец и источник вдохновения для писателей разных эпох.

Молитва в русской литературе XIX века. А.С.Пушкин. «Отцы пустынники и жены непорочны…». Соединение канонического текста молитвы и индивидуального духовного переживания в стихотворении Пушкина.

М.Ю.Лермонтов. «Ангел», «Молитва» («В минуту жизни трудную…»). Исповедание сокровенного духовного опыта, личное и всеобщее в «Молитве» М.Ю.Лермонтова.

Теория литературы: лирический герой.

А.К.Толстой. «Я задремал, главу понуря…». Молитвенное обращение поэта к Богу в жажде духовного воскресения.

Л.Н.Толстой. «Детство» (фрагмент). Молитва Николеньки.

М.А.Шолохов. Фрагмент романа-эпопеи «Тихий Дон», книга 1, часть 3, глава 6 (казачьи молитвы). Наивность и глубокая вера в заветных молитвах казаков. Изображение Шолоховым источника душевной красоты русского воина.

Нравственные заповеди в поучениях древнерусских книжников.

Притча как особый жанр духовной литературы. Притча о блудном сыне. Религиозный и нравственный смысл притчи. Отражение истории блудного сына в искусстве и литературе.

Теория литературы: притча, поучение.

Творческий портрет: Рембрандт.

Учимся понимать язык искусства. Рембрандт. «Возвращение блудного сына»

Многообразие произведений, объединённых в литературе Древней Руси названием «Слово». Общие черты этих памятников: возвышенность нравственной цели автора, единство христианской и патриотической идеи, стремление воздействовать на ум и чувства читателя, опора на библейские образы, традиции святоучительского красноречия в речевом строе и умение авторов использовать богатство устной фольклорной традиции. «Слово некоего калугера о чтении книг» (Из Изборника 1076 г.).

Владимир Мономах. «Поучение детям». Исповедальность и поучительность в обращении князя к своим детям. Современность нравственных уроков произведения. Образ мудрого князя и любящего отца в «Поучении…».

«Домострой» (фрагменты). Наставления житейские и нравственные в памятнике. Роль «домостроевских» стереотипов в формировании национального быта.

«Слово на Антипасху» Кирилла Туровского (фрагмент). Поэтическая сила изображения весенней природы и аллегорический смысл произведения. Лирическая приподнятость, эмоциональность речи «златословесного учителя» Кирилла.

По следам древнерусского поучения.

Глубина нравственной проблематики в произведениях писателей Нового времени. Поучительность, скрытая в художественном повествовании.

А.С.Пушкин. «Станционный смотритель». Цикл «Повести Белкина». Занимательность как наиболее очевидное достоинство цикла. Противопоставление «наивного» повествователя Белкина авторам-моралистам. Глубина нравственной проблематики пушкинских повестей, восходящая к традициям древнерусской литературы. История «блудной дочери», сопоставленная с сюжетом Притчи о блудном сыне.

«Воспоминания в Царском Селе» («Воспоминаньями смущенный…»). Мотив покаяния и надежда на духовное очищение в произведении.

Поучение в стихах. Риторические традиции и нравственные уроки в произведениях поэтов XX века. Л.Н.Мартынов. «След». Н.А.Заболоцкий. «Не позволяй душе лениться!..».

Биографии учёных, просветителей: И. Я. Иванов.

Из литературы народов России.

И.Я.Иванов. «Духовное завещание чувашскому народу» (фрагменты).

Из зарубежной литературы.

Р. Киплинг «Заповедь». Представление писателя о нравственном идеале, воплощённое в стихотворении.

В продолжение темы… Русские писатели о силе слова и нравственной ответственности художника. А.П.Чехов. «Дома» (в сокращении). А.С.Пушкин. «Эхо». Ф.И.Тютчев. «Silentium!», «Нам не дано предугадать…». А.А.Фет. «Как беден наш язык! - Хочу и не могу…». С.А.Есенин. «Душа грустит о небесах…».

Золотое слово Древней Руси.

«Слово о полку Игореве». Особенный памятник древнерусской литературы. Соединение в нём черт разных жанров. «Слово о полку Игореве» как образец героического эпоса, как памятник торжественного и учительного красноречия. Автор «Слова», его отношение к герою. Путь князя Игоря от языческой жажды славы к христианскому чувству ответственности перед отечеством и людьми. Похвала и наставление в «Золотом Слове» Святослава. Фольклорные истоки Плача Ярославны. Идея единства и величия Русской земли в «Слове о полку Игореве».

Теория литературы: перевод, переложение.

Биографии учёных, просветителей: А.И.Мусин-Пушкин.

Из зарубежной литературы.

«Песнь о Роланде». Герой поэмы как олицетворение идеала рыцарской доблести. Отношение автора к герою. Роль гиперболизации и идеализации в создании персонажей героического эпоса. Патриотическая тема в произведении, образ «милой Франции». Сон Карла как художественный приём в поэме.

Творческий портрет: А.П.Бородин.

Учимся понимать язык искусства. В.М.Васнецов «После побоища Игоря Святославича с половцами»

Мотивы «Слова о полку Игореве» в стихотворениях русских поэтов XIX–XX веков. М.А.Волошин. «Гроза». К.К.Случевский. «Ты не гонись за рифмой своенравной…». В.Я.Брюсов. «Певцу “Слова”».

«Слово о полку Игореве» и литература его времени. Ораторское слово в литературе Древней Руси.

Теория литературы: слово как жанр древнерусской литературы.

«Слово о погибели Русской земли». Образ Родины в памятнике. Лирический пафос древнерусского книжника, его любовь к родной земле. Масштабность поэтического письма.

В продолжение темы… Образ России в лирике поэтов XIX века. Русская литература Нового времени — наследница патриотической идеи и поэтических традиций древнерусской литературы. Ф.И.Тютчев. «Эти бедные селенья…». И.С.Никитин. «Русь». Н.А.Некрасов. «Ты и убогая, ты и обильная…» (Из поэмы «Кому на Руси жить хорошо»).

Творческий портрет: А.К.Саврасов.

Учимся понимать язык искусства. А.К.Саврасов. «Грачи прилетели».

Поэты XX века о прошлом и настоящем своей Родины. Сыновняя любовь к России и боль о ней в русской лирике разных десятилетий. И.А.Бунин «Родине». А.А.Блок «Россия». И.Северянин. «Запевка». Н.И.Рыленков «Куда ни посмотришь - родные…». Н.М.Рубцов. «Видения на холме». М.Л.Матусовский. «С чего начинается Родина».

Из литературы народов России.

Патриотический пафос произведений поэтов разных народов России. Образ Родины в их стихотворениях. Г.Тукай. «Родная деревня». Р.Гамзатов. «Мой Дагестан».

Воинская повесть в литературе Древней Руси.

Происхождение жанра и его популярность в литературе Древней Руси. Разнообразие памятников повествовательной литературы. Канонические черты и проявление авторской индивидуальности в повестях Древней Руси. Особенности жанра древнерусской воинской повести.

Теория литературы: повесть, воинская повесть.

«Повесть о разорении Рязани Батыем». Мужество защитников Рязани. Образ Евпатия Коловрата. Фольклорные и книжные традиции в создании образов героев Рязанской земли. Трагическое и жизнеутверждающее в повести.

«Задонщина» (фрагмент). Торжество победы в произведении. Переклички с сюжетом и образами «Слова о полку Игореве» в «Задонщине».

Учимся понимать язык искусства. М.И.Авилов. «Поединок Пересвета с Челубеем».

Из зарубежной литературы.

Идеалы рыцарства и их отражение в средневековой литературе Западной Европы. В. фон Эшенбах «Парцифаль» (фрагмент). Кретьен де Труа «Ивэйн, или Рыцарь со львом» (фрагмент).

Теория литературы: рыцарский роман.

По следам древнерусской воинской повести: героические образы русских воинов в литературе XIX века.

Н.В.Гоголь. «Тарас Бульба». Повествование об эпохе собирания русской земли и становления русского самосознания. Трагическое величие исторических картин, изображённых писателем. Традиции народного героического эпоса и древнерусских воинских повестей в создании образов казаков - запорожцев. Судьбы Остапа и Андрия. Размышление автора о верности родной земле и предательстве. Масштабный и сложный образ Тараса Бульбы. Готовность героя отдать жизнь за товарищей, веру и отчизну.

Размышляем о литературе вместе с писателями и учёными. Национальные особенности русской литературы. Д.С.Лихачёв. «Письма о добром и прекрасном» (фрагменты).

По следам древнерусской воинской повести: тема подвига во имя родины и жизни в литературе XX века.

М.А.Шолохов. «Судьба человека». Андрей Соколов - богатырь советской эпохи. Цельность его характера. Мужество и доброта русских людей как источник несгибаемой силы народа.

Творческий портрет: С. Ф. Бондарчук.

М.В.Исаковский. «Враги сожгли родную хату…». Личное и общенародное в судьбе солдата - героя песни. Близость художественного мира стихотворения к поэтике народной баллады.

Тема Великой Отечественной войны в лирике русских поэтов. Размышления поэтов о мужестве участников войны, о всечеловеческом значении подвига русского солдата в борьбе с фашизмом. О.Ф.Берггольц. «Я буду сегодня с тобой говорить…». С.С.Орлов. «Его зарыли в шар земной…». А.Т.Твардовский. «Я знаю, никакой моей вины…».

Из литературы народов России.

М.Карим. «Русская девочка». Р.Гамзатов «Журавли».

Житие в древнерусской литературе.

Предназначение и особенности агиографической литературы. Переводные жития. Житие Алексея, Божьего человека. Причины особой популярности святого на Руси. Житийный канон как средство прославления святого. Образы русских святых, наиболее почитаемых во все времена. Памятники древнерусской литературы, повествующие об их жизни, подвигах и чудесах.

Теория литературы: житие, агиография.

Творческий портрет: Преподобный Андрей Рублёв.

Учимся понимать язык искусства. Андрей Рублёв. «Святая Троица»

Епифаний Премудрый. «Житие Сергия Радонежского» (фрагменты). Духовный путь святого. Соответствие образа героя житийному канону и индивидуальные черты его личности. Сочетание исторического, бытового, чудесного в житии.

Творческий портрет: М.В.Нестеров.

Учимся понимать язык искусства. М.В.Нестеров. «Видение отроку Варфоломею»

Ермолай (Еразм). «Повесть о Петре и Февронии Муромских». Идеал любви, семьи, супружества, представление о роли мужчины и женщины в строении мира, воплощённые в произведении. Житийные и сказочные традиции в повествовании.

По следам житийной литературы. Литература Нового времени в поиске человеческого идеала.

Н.А.Некрасов. «Влас». Нравственное преображение героя стихотворения. Фольклорные образы и житийные мотивы в стихотворении «Влас».

И.С.Тургенев. «Живые мощи». Стихотворение в прозе «Два богача». Физическая немощь и духовная сила героини рассказа «Живые мощи». Судьба Лукерьи как нравственное восхождение. Народно-поэтические и евангельские образы в её рассказе. «Два богача» - стихотворение о христианской любви к ближнему.

Теория литературы: рассказ (развитие представлений).

Б.К.Зайцев. «Сергий Радонежский» (фрагменты). Пересказ жития как способ открыть заново духовное наследие древней литературы. Отражение композиционных, сюжетных, стилистических особенностей житийной литературы в очерке.

А.П.Платонов. «Юшка». Бескорыстие и жертвенность главного героя. Драматизм взаимоотношений Юшки с окружающими людьми. Авторское отношение к герою.

Б.Н.Полевой. «Повесть о настоящем человеке». Смысл названия произведения. Подвиг А.П.Маресьева как сюжетная основа повести. Образ главного героя, борьба лётчика за жизнь и право вернуться в боевой строй. Единство и взаимопомощь настоящих людей в повести Б.Н.Полевого. Органичное звучание христианских мотивов в рассказе о судьбах советских людей.

А.И.Солженицын. «Матрёнин двор». Характер и судьба Матрёны. Случайное и закономерное в её жизни и смерти. Праведность в понимании А.И.Солженицына. Житийное и притчевое начала в рассказе.

Теория литературы: автобиографические мотивы.

Для внеклассного чтения. Прогулки без присмотра. Герои и антигерои в мировой литературе. Р.Л.Стивенсон. «Странная история доктора Джекила и мистера Хайда». Майн Рид. «Всадник без головы». А.Конан Дойл. «Последнее дело Холмса». О.Уайльд. «Портрет Дориана Грея». Дж.Лондон. «Морской волк». М.Горький. «Старуха Изергиль».

Путешествия (хождения) в литературе Древней Руси.

Происхождение и изменения жанра хождения в древнерусской литературе. Паломничество к источнику истины и странствие в поисках истины.

Теория литературы: хождение (хожение).

Из зарубежной литературы.

Поэзия вагантов. Студенческий гимн «Gaudeamus igitur». Прославление радостей жизни и служения науке в старинном студенческом гимне.

Афанасий Никитин. «Хождение за три моря» (в сокращении). Образ автора - путешественника, исследователя, патриота. Столкновение русского путешественника с чужими краями и иными народами. Открытость его души всем впечатлениям мира и преданность родной земле и православной вере.

Из зарубежной литературы.

Средневековая поэзия Востока. Философские размышления и изысканные образы в стихотворениях Абульхасана Рудаки, Омара Хайяма, Муслихиддина Саади.

По следам древнерусских хождений: жанр путешествия в литературе Нового времени.

Путешествие как способ познания мира и возможностей человека. Путешествие как осуществление мечты о лучшей жизни.

Н.М.Карамзин. «Письма русского путешественника» (фрагменты). Образ путешественника, его взгляд на природу и общество. Наблюдательность и чувствительность русского странника.

Н.М.Языков. «Песня» («Из страны, страны далёкой…»). Традиции студенческого товарищества, отразившиеся в лирике русского поэта. «Пловец». Романтическая устремлённость в «чудесную страну», пафос борьбы, прославление мужества и отваги в стихотворении «Пловец». Популярность произведения у многих поколений русских читателей.

И.А.Гончаров. «Фрегат “Паллада”» (фрагменты). Наблюдения и размышления повествователя: красоты иных земель и память Родины. Очерки русских характеров в книге И.А.Гончарова. Лучшие человеческие качества, открывающиеся в испытаниях морского плавания.

Кавказские мотивы в русской литературе.

А.С.Пушкин. «Путешествие в Арзрум во время похода 1829 года» (отрывок), «Обвал», «Кавказ», «Монастырь на Казбеке», «На холмах Грузии лежит ночная мгла…». Отражение путевых впечатлений в прозаических записках и лирических стихотворениях. Образы кавказской природы в лирике, воздействие пейзажа на душевное состояние поэта. Образ лирического героя в произведениях Пушкина.

М.Ю.Лермонтов. Кавказ в биографии поэта. Поэма «Мцыри»: творческая история произведения. Образ главного героя. Бегство Мцыри - бунт против враждебной воли обстоятельств. Скитания Мцыри и его исповедь. Путь героя к себе, обретение свободы ценой жизни. Одиночество героя, не примирённого с волей судьбы.

Учимся понимать язык искусства. М.Ю.Лермонтов. «Тифлис».

Л.Н.Толстой. «Кавказский пленник». Русский офицер Жилин среди чужого и враждебного ему мира. Плен как испытание мужества и человечности. Жилин и Костылин. Дина и Жилин. Доброта как путь спасения от уныния и духовного ожесточения. Рассказ «Набег».

Из зарубежной литературы.

Д. Дефо «Жизнь, необыкновенные и удивительные приключения Робинзона Крузо…» (фрагмент). Скромная жизненная основа истории Робинзона и её мощный литературный след.

В.П.Астафьев. «Васюткино озеро». Испытание главного героя: одиночество в тайге, поиск пути, поиск опоры в собственной душе и усвоенном человеческом опыте. Открытия Васютки. Мысль писателя о коллективной ценности личных достижений каждого человека.

Из зарубежной литературы.

А.де Сент-Экзюпери. «Маленький принц». Путешествие как сюжетная основа философской сказки Экзюпери. Путь Маленького принца сквозь иллюзорные миры и обретение зоркости сердца. Высокая цена истины, открывающейся духовному зрению.

Размышляем о литературе вместе с писателями и учёными. О национальном своеобразии литературы. И.С.Тургенев. «Русский язык». И.А.Ильин. «О России. Три речи» (фрагмент).

Для внеклассного чтения. Прогулки без присмотра. Тема путешествия в мировой литературе. Дж.Свифт. «Путешествия Гулливера». А.А.Бестужев-Марлинский. «Мореход Никитин». Г.Мелвилл. «Моби Дик, или Белый кит». Ж.Верн. «Вокруг света за восемьдесят дней».

Итоги. Великое наследие нашего народа - литература Древней Руси. Высота её нравственных идеалов, основанных на христианской вере и общенародных устоях. Самоотверженность и стойкость древнерусских книжников, сохранивших традиции великих учителей Константина и Мефодия в эпоху монгольского нашествия и междоусобных войн. Своеобразие эстетических установок древнерусской литературы. Единство Истины, Добра и Красоты как главный завет Древней Руси художникам Нового времени. Глубокое внутреннее родство произведений лучших писателей России с духовным наследием древней отечественной словесности.

Тематическое планирование.

урока

Дата

проведения

Количество

часов

Наименование разделов и тем

план

факт

1

2

3

4

5

Введение. Слово в христианской традиции. Истоки русской литературы (2ч.).

1.

1

Свет слова. История создания славянской письменности. Просветители славян Кирилл и Мефодий.

2.

1

Духовные установки древних книжников. Летописный рассказ о Крещении Руси. «Похвала учению книжному».

Древнерусские летописи (2ч.).

3.

1

Летопись как жанр древнерусской литературы. Преподобный Нестор-летописец. Из ирландской средневековой поэзии: «Монах и его кот».

4.

1

«Повесть временных лет» как памятник древнерусской письменности. Летописные рассказы о гибели князя Игоря и мести Ольги древлянам, о крещении княгини Ольги.

По следам древнерусских летописей (4ч.).

5.

1

А.С.Пушкин. Монолог Пимена. Образ монаха-летописца в трагедии «Борис Годунов».

6.

1

«Песнь о вещем Олеге». Летописный источник пушкинского замысла.

7.

1

Историзм и поэтическая образность произведения.

8.

1

ВХОДНОЙ КОНТРОЛЬ. ТЕСТОВАЯ КОНТРОЛЬНАЯ РАБОТА.

Молитва в религиозной культуре и светской литературе (2ч.).

9.

1

Молитва как явление духовной культуры. Молитва в русской литературе XIX века. А.С.Пушкин. «Отцы пустынники и жены непорочны…». Соединение канонического текста молитвы и индивидуального духовного переживания в стихотворении Пушкина.

10.

1

Молитвенное обращение к Богу в жажде душевного обновления и духовного воскресения. М.Ю.Лермонтов. «Ангел», «Молитва» («В минуту жизни трудную…»). А.К.Толстой. «Я задремал, главу понуря…».

Нравственные заповеди в поучениях древнерусских книжников (3ч.).

11.

1

Притча как особый жанр духовной литературы. Притча о блудном сыне. «Слово некоего калугера о чтении книг» (Из Изборника 1076 г.).

12.

1

Владимир Мономах. «Поучение детям». Образ мудрого князя и любящего отца в «Поучении…».

13.

1

Наставления житейские и нравственные в «Домострое».

По следам древнерусского поучения (4ч.).

14.

1

А.С.Пушкин. «Станционный смотритель». Глубина нравственной проблематики пушкинской повести и её занимательность.

15.

1

Тема блудного сына в повести «Станционный смотритель». Мастерство повествователя, неоднозначность авторской позиции в повести.

16.

1

Поучение в стихах. Риторические традиции и нравственные уроки в произведениях поэтов XX века. Л.Н.Мартынов. «След». Н.А.Заболоцкий. «Не позволяй душе лениться!..». И.Я.Иванов. «Духовное завещание чувашскому народу» (фрагменты). Р. Киплинг «Заповедь».

17.

1

Русские писатели о силе слова и нравственной ответственности художника. А.П.Чехов. «Дома» (в сокращении). А.С.Пушкин. «Эхо». Ф.И.Тютчев. «Silentium!», «Нам не дано предугадать…». А.А.Фет. «Как беден наш язык! - Хочу и не могу…». С.А.Есенин. «Душа грустит о небесах…».

Забытое слово Древней Руси (10ч.).

18.

1

«Слово о полку Игореве» - особый памятник древнерусской литературы. История его открытия и публикации.

19.

1

«Слово о полку Игореве» как образец героического эпоса, как памятник торжественного и учительного красноречия.

20.

1

Похвала и наставление в «Золотом Слове» Святослава.

21.

1

Идея единства и величия Русской земли в «Слово о полку Игореве».

22.

1

«Песнь о Роланде». Идейно-художественное своеобразие поэмы «Слово о полку Игореве» и французский героический эпос «Песнь о Роланде».

23.

1

Мотивы «Слова о полку Игореве» в стихотворениях русских поэтов XIX–XX веков. М.А.Волошин. «Гроза». К.К.Случевский. «Ты не гонись за рифмой своенравной…». В.Я.Брюсов. «Певцу “Слова”».

24.

1

Ораторское слово в литературе Древней Руси. «Слово о погибели Русской земли».

25.

1

Образ России в лирике поэтов XIX века. Ф.И.Тютчев. «Эти бедные селенья…». И.С.Никитин. «Русь». Н.А.Некрасов. «Ты и убогая, ты и обильная…» (Из поэмы «Кому на Руси жить хорошо»).

26.

1

Поэты XX века о прошлом и настоящем своей Родины. И.А.Бунин «Родине». А.А.Блок «Россия». И.Северянин. «Запевка». Н.И.Рыленков «Куда ни посмотришь - родные…». Н.М.Рубцов. «Видения на холме». М.Л.Матусовский. «С чего начинается Родина». Г.Тукай. «Родная деревня». Р.Гамзатов. «Мой Дагестан».

27.

1

ТЕСТОВАЯ КОНТРОЛЬНАЯ РАБОТА за I ПОЛУГОДИЕ.

Воинская повесть в литературе Древней Руси (4ч.).

28.

1

«Повесть о разорении Рязани Батыем». История и поэзия в произведении.

29.

1

Мужество защитников Рязани. Образ Евпатия Коловрата.

30.

1

«Задонщина» (фрагмент). Победная песнь Куликова поля.

31.

1

Европейская литература Средних веков. Рыцарский роман. В. фон Эшенбах «Парцифаль» (фрагмент). Кретьен де Труа «Ивэйн, или Рыцарь со львом» (фрагмент).

По следам древнерусской воинской повести: героические образы русских воинов в литературе XIX века (6ч.).

32.

1

Н.В.Гоголь. «Тарас Бульба». Работа писателя над повестью.

33.

1

Запорожская Сечь в изображении Н.В.Гоголя.

34.

1

Военный поход казаков под Дубно. Героико-патриотический пафос повести.

35.

1

Сыновья Тараса. Смысл сопоставления их судеб.

36.

1

Тарас Бульба. Финал произведения. Образ главного героя.

37.

1

Национальные особенности русской литературы. Д.С.Лихачёв. «Письма о добром и прекрасном» (фрагменты).

По следам древнерусской воинской повести: тема подвига во имя родины и жизни в литературе XX века (5ч.).

38.

1

М.А.Шолохов. Рассказ «Судьба человека» и его место в творчестве писателя.

39.

1

Судьба Андрея Соколова. Цельность и сила его характера.

40.

1

Герой рассказа Шолохова – богатырь советской эпохи. Национальные черты его душевного облика.

41.

1

М.В.Исаковский. «Враги сожгли родную хату…». Личное и общенародное в судьбе солдата - героя песни.

42.

1

Тема Великой Отечественной войны в лирике русских поэтов. О.Ф.Берггольц. «Я буду сегодня с тобой говорить…». С.С.Орлов. «Его зарыли в шар земной…». А.Т.Твардовский. «Я знаю, никакой моей вины…». М.Карим. «Русская девочка». Р.Гамзатов «Журавли».

Житие в древнерусской литературе (3ч.).

43.

1

Жития святых в христианской литературе народов Европы. Первые русские святые Борис и Глеб. Святой благоверный князь Александр Невский.

44.

1

Предназначение и особенности агиографической литературы. Епифаний Премудрый. «Житие Сергия Радонежского» (фрагменты). Образ преподобного Сергия в памятнике духовной литературы.

45.

1

Ермолай (Еразм) «Повесть о Петре и Февронии Муромских». Идеал любви, семьи, супружества в произведении. Фольклорные мотивы и их преломление в произведении.

По следам житийной литературы. Литература Нового времени в поиске идеала (10ч.).

46.

1

Н.А.Некрасов. «Влас». Нравственное преображение героя стихотворения.

47.

1

И.С.Тургенев. «Живые мощи». Физическая немощь и духовная сила героини рассказа.

48.

1

Народно-поэтические и евангельские образы в рассказе «Живые мощи».

49.

1

А.П.Платонов. «Юшка». Образ чудака Юшки. Драматизм взаимоотношений Юшки с окружающими людьми.

50.

1

Тайна Юшки. Бескорыстие и жертвенность героя.

51.

1

Б.Н.Полевой. «Повесть о настоящем человеке». Подвиг А.П.Маресьева как сюжетная основа повести.

52.

1

Единство и взаимопомощь людей в повести Б.Н.Полевого. Смысл названия произведения.

53.

1

А.И.Солженицын. «Матрёнин двор». Характер и судьба Матрёны.

54.

1

Матрёна и Фаддей. Смысл сопоставления персонажей. Трагическое и светлое в рассказе.

55.

1

Внеклассное чтение. 

Герои и антигерои в литературе. М.Горький. «Старуха Изергиль».

Путешествия (хождения) в литературе Древней Руси (3ч.).

56.

1

Происхождение и изменения жанра хождения в древнерусской литературе. Афанасий Никитин. «Хождение за три моря». История произведения, судьба автора.

57.

1

Русский путешественник в чужих краях. Открытость его души всем впечатлениям мира и преданность родной земле.

58.

1

ПРОМЕЖУТОЧНАЯ АТТЕСТАЦИЯ.  ИТОГОВАЯ КОНТРОЛЬНАЯ РАБОТА.

По следам древнерусских хождений: жанр путешествия в литературе Нового времени (12ч.).

59.

1

Путешествие как способ познания мира и возможностей человека. Н.М.Карамзин. «Письма русского путешественника» (фрагменты). Н.М.Языков. «Песня». И.А.Гончаров. «Фрегат “Паллада”» (фрагменты). Наблюдения и размышления повествователя: красоты иных земель и память Родины.

60.

1

Кавказские мотивы в русской литературе. А.С.Пушкин. «Путешествие в Арзрум во время похода 1829 года» (отрывок), «Обвал», «Кавказ», «Монастырь на Казбеке», «На холмах Грузии лежит ночная мгла…».

61.

1

Кавказ в биографии М.Ю.Лермонтова. История создания поэмы «Мцыри». Скитания Мцыри и его исповедь.

62.

1

Романтический образ главного героя и авторская идея поэмы.

63.

1

Л.Н.Толстой. «Кавказский пленник». Плен как испытание мужества и человечности. Жилин и Костылин.

64.

1

Доброта как путь спасения от уныния и духовного ожесточения.  

65.

1

В.П.Астафьев. «Васюткино озеро». Испытание главного героя тайгой.

66.

1

Открытия Васютки и размышления В.П.Астафьева о взаимосвязи человека и природы.

67.

1

А.де Сент-Экзюпери. «Маленький принц». Путешествие как сюжетная основа философской сказки Экзюпери.

68.

1

Путь Маленького принца сквозь иллюзорные миры и обретение зоркости сердца. Высокая цена истины, открывающейся духовному зрению.

69.

1

О национальном своеобразии литературы. И.С.Тургенев. «Русский язык». И.А.Ильин. «О России. Три речи» (фрагмент).

70.

1

Итоговый урок. Главные свойства древнерусской литературы. Продолжение её традиций в литературе и искусстве Нового времени.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа по литературе (Р.Н. Бунеев). 5 класс

Данная программа составлена в соответствии с учебником под редакцией Р.Н. Бунеева...

Рабочая программа факультатива «Литература Вологодской области» для 5 класса на 2013-2014 учебный год

Программа курса «Литература Вологодского края» разработана в соответствии с установками регионального базисного учебного плана и регионального стандарта по литературе.Она ориентирована на формирование...

Рабочая программа по литературе для учителей 5-9 классов

Рабочая программа по литературе под редакцией Коровиной для учителей 5-9 классов по ФГОС...

Рабочая программа по русскому языку к учебнику Н.Г.Гольцовой, рабочая программа по литературе к учебнику Лебедева. 10 класс

Рабочая программа по русскому языку к учебнику Н.Г.Гольцовой, рабочая программа по литературе к учебнику Лебедева. 10 класс с календарно-тематическим планированием и КИМами...

Рабочая программа по русскому языку к учебнику Н.Г.Гольцовой, рабочая программа по литературе к учебнику Лебедева. 10 класс

Рабочая программа по русскому языку к учебнику Н.Г.Гольцовой, рабочая программа по литературе к учебнику Лебедева. 10 класс с календарно-тематическим планированием и КИМами...

Рабочая программа по литературе к УМК Гулина, Романовой, 8 класс.

Рабочая программа по литературе к УМК Гулина, Романовой, 8 класс....

Рабочая программа по литературе к УМК Гулина, Романовой, 6 класс.

Рабочая программа по литературе к УМК Гулина, Романовой, 6 класс....