Рабочая программа по литературе к УМК Гулина, Романовой, 6 класс.
рабочая программа по литературе (6 класс)
Рабочая программа по литературе к УМК Гулина, Романовой, 6 класс.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Рабочая программа по литературе к УМК Гулина, Романовой, 6 класс. | 91.36 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Средняя общеобразовательная школа № 1» п. Пуровск Пуровского района
Рассмотрено на заседании МО учителей филологии | Согласовано | Утверждаю |
Руководитель МО | Заместитель директора по УВР | Директор МБОУ « СОШ № 1» п.Пуровск |
_________________ Л.А.Калиниченко | _______________Л.Ю.Южакова | ____________________ Е.В.Фесенко |
Протокол № от « » 2021 г. | « » 2021 г. | Приказ № от « » 2021 г. |
Рабочая программа
по литературе
для 6-А класса
3 часа в неделю (всего 105 часов)
Учитель Е.А Варава
2021 – 2022 учебный год
Пояснительная записка.
Рабочая программа по литературе для 6-А класса разработана в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования к результатам освоения ООП основного общего образования по учебному предмету «Литература», Основной образовательной программы основного общего образования МБОУ «СОШ №1» п.Пуровск на основе рабочей программы к учебнику А.В.Гулина, А.Н.Романовой «Литература» для 6 класса общеобразовательных организаций (Москва, издательство «Русское слово», 2020).
Программа реализуется посредством УМК:
1. А.В.Гулин, А.Н.Романова. Литература. 6 класс. Учебник для общеобразовательных организаций в 2-х частях. Москва, издательство «Русское слово», 2019.
2. Мультимедийное приложение к учебнику А.В.Гулина, А.Н.Романовой «Литература. 6 класс». Москва, издательство «Русское слово», 2019.
Планируемые результаты изучения учебного предмета.
Личностные результаты:
- воспитание российской гражданской идентичности; патриотизма, любви и уважения к Отечеству, чувства гордости за свою Родину, прошлое и настоящее многонационального народа России; осознание своей этнической принадлежности, знание истории, языка, культуры своего народа, своего края, основ культурного наследия народов России и человечества; усвоение гуманистических, демократических и традиционных ценностей многонационального российского общества; воспитание чувства ответственности и долга перед Родиной;
- формирование ответственного отношения к учению, готовности и способности обучающихся к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к обучению и познанию, осознанному выбору и построению дальнейшей индивидуальной траектории образования на базе ориентирования в мире профессий и профессиональных предпочтений, с учетом устойчивых познавательных интересов;
- формирование читательского мастерства: умение дать доказательное суждение о прочитанном, произведении, определять собственное отношение к прочитанному; овладение навыками литературных игр; формирование собственного круга чтения; знание наизусть художественных текстов в рамках программы 5 класса (не менее 9-10 текстов, из них 1-2 прозаические);
- формирование целостного мировоззрения, соответствующего современному уровню развития науки и общественной практики, учитывающего социальное, культурное, языковое, духовное многообразие современного мира;
- формирование осознанного, уважительного и доброжелательного отношения к другому человеку, его мнению, мировоззрению, культуре, языку, вере, гражданской позиции, к истории, культуре, религии, традициям, языкам, ценностям народов России и народов мира; готовности и способности вести диалоге другими людьми и достигать в нем взаимопонимания;
- освоение социальных норм, правил поведения, ролей и форм социальной жизни в группах и сообществах, включая взрослые и социальные сообщества; участие в школьном самоуправлении и общественной жизни в пределах возрастных компетенций, с учетом региональных, этнокультурных, социальных и экономических особенностей;
- развитие морального сознания и компетентности в решении моральных проблем на основе личностного выбора, формирование нравственных чувств и нравственного поведения, осознанного и ответственного отношения к собственным поступкам;
- формирование коммуникативной компетентности в общении и сотрудничестве со сверстниками, старшими и младшими товарищами в процессе образовательной, общественно полезной учебно-исследовательской, творческой и других видах деятельности;
- формирование экологической культуры на основе признания ценности жизни во всех ее проявлениях и необходимости ответственного, бережного отношении к окружающей среде;
- осознание значения семьи в жизни человека и общества, принятие ценностей семейной жизни, уважительное и заботливое отношение к членам своей семьи;
- развитие эстетического сознания через освоение художественного наследия народов России и мира, творческой деятельности эстетического характера.
Метапредметные результаты:
- умение самостоятельно определить цели своего обучения, ставить и формулировать дли себя новые задачи в учебе и познавательной деятельности;
- умение соотносить свои действия с планируемыми результатами, осуществлять контроль своей деятельности в процессе достижения результата, определять способы действий в рамках предложенных условий и требований, корректировать свои действия в соответствии с изменяющейся ситуацией;
- умение оценивать правильность выполнения учебной задачи, собственные возможности се решения; владение основами самоконтроля, самооценки, принятия решений и осуществления осознанного выбора в учебной и познавательной деятельности;
- умение определять понятия, создавать обобщения, устанавливать аналогии, классифицировать, самостоятельно выбирать основания и критерии для классификации, устанавливать причинно- следственные связи, строить логическое рассуждение, умозаключение (индуктивное, дедуктивное и по аналогии) и делать выводы;
- умение подбирать аргументы при обсуждении произведения, в том числе целесообразное использование цитирования; умение формулировать доказательные выводы;
- овладение техникой составления плана, различными типами пересказа; умение подбирать аргументы при обсуждении произведения, в том числе целесообразное использование цитирования; умение формулировать доказательные выводы;
- умение создавать, применять и преобразовывать знаки и символы, модели и схемы для решения учебных и познавательных задач;
- смысловое чтение; умение организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и сверстниками; работать индивидуально и в группе: находить общее решение и разрешать конфликты на основе согласования позиций и с учетом интересов; формулировать, аргументировать и отстаивать свое мнение;
- умение осознанно использовать речевые средства в соответствии с задачей коммуникации для выражения своих чувств, мыслей и потребностей, планирования и регуляции своей деятельности; владение устной и письменной речью, монологической контекстной речью;
- формирование и развитие компетентности в области использования информационно-коммуникационных технологий.
Предметные результаты:
- умение определять тему и основную мысль произведения;
- умение владеть различными видами пересказа;
- умение характеризовать героев-персонажей, давать им сравнительные характеристики;
- умение находить основные изобразительно-выразительные средства, характерные для творческой манеры писателя, определять их художественные функции;
- умение определять родо-жанровую специфику художественного произведения;
- умение выделять в произведениях элементы художественной формы и обнаруживать связи между ними;
- умение выявлять и осмыслять формы авторской оценки героев, событий, характер авторских взаимоотношений с читателем как адресатом произведения;
- умение пользоваться основными теоретико-литературными терминами и понятиями, изученными в этом и предыдущих классах, как инструментом анализа и интерпретации художественного текста;
- умение представлять развёрнутый или письменный ответ на поставленные вопросы;
- умение собирать материал и обрабатывать информацию, необходимую для составления плана, тезисного плана, конспекта, доклада, написания аннотации, сочинения, эссе, литературно-творческой работы, создания проекта на заранее объявленную или самостоятельно / под руководством учителя выбранную литературную тему, для организации дискуссии (на своём уровне);
- умение выражать личное отношение к художественному произведению, аргументировать свою точку зрения (на своём уровне);
- умение выразительно читать с листа и наизусть произведения / фрагменты произведений художественной литературы, передавая личное отношение к произведению;
- умение ориентироваться в информационном образовательном пространстве: работать с энциклопедиями, словарями, справочниками, специальной литературой; пользоваться каталогами библиотек, библиографическими указателями, системой поиска в интернете (на своём уровне).
В результате обучения в 6 классе учащиеся должны овладеть следующими теоретико-литературными понятиями:
- Миф, мифология.
- Три рода литературы: эпос, лирика, драма (первоначальные представления).
- Художественная литература как искусство слова. Художественный образ (развитие представлений).
- Устное народное творчество. Жанры фольклора: сказка (волшебная, о животных, социально-бытовая), быличка, легенда, предание, былина, баллада, историческая песня, частушка, городской романс, анекдот.
- Народный театр, народная драма.
- Героический эпос, эпическая поэма.
- Литературные жанры: повесть, рассказ, лирическое стихотворение, песня, романс, литературная сказка, сказ как литературный жанр, поэма (начальное представление), роман (начальное представление).
- Форма и содержание литературного произведения: тема, идея, пафос; автор-повествователь, герой-рассказчик, герой, персонаж; сюжет, мотив, композиция, конфликт, деталь, портрет, пейзаж (развитие представлений).
- Изобразительно-выразительные средства в художественном произведении: эпитет (сложный эпитет), метафора, сравнение, антитеза, гипербола, иносказание, аллегория, перифраз, параллелизм. Гиперболизация, идеализация в героическом эпосе.
- Стихи и проза как две формы художественной речи. Основы силлабо-тонического стихосложения: стихотворный метр и размер, ритм, рифма; силлабо-тонические размеры: ямб, хорей, дактиль, амфибрахий, анапест; народный тонический стих. Гекзаметр.
- Фантастика.
- Традиция.
- Историзм (начальное представление).
- Сатира, сарказм, ирония, юмор, гротеск, каламбур.
- Язык литературного произведения; монолог, диалог.
Критерии оценки учебной деятельности по литературе.
Отметка | Критерии оценивания |
Устный ответ: | |
«5» | Оценивается ответ, обнаруживающий прочные знания и глубокое понимание текста изучаемого произведения, умение объяснить взаимосвязь событий, характер и поступки героев, роль художественных средств в раскрытии идейно-эстетического содержания произведения; умение пользоваться теоретико-литературными знаниями и навыками разбора при анализе художественного произведения, привлекать текст для аргументации своих выводов, раскрывать связь произведения с эпохой; свободное владение монологической литературной речью. |
«4» | Оценивается ответ, который показывает прочные знания и достаточно глубокое понимание текста изучаемого произведения; умение объяснить взаимосвязь событий, характеры и поступки героев и основных художественных средств в раскрытии идейно-эстетического содержания произведения; умение пользоваться основными теоретико-литературными знаниями и навыками при анализе прочитанных произведений; умение привлекать текст произведения для обоснования своих выводов; хорошее владение монологической литературной речью. Однако допускается одна-две неточности в ответе. |
«3» | Оценивается ответ, свидетельствующий в основном о знании и понимании текста изучаемого произведения, умение объяснить взаимосвязь основных событий, характеры и поступки героев и роль важнейших художественных средств в раскрытии идейно-художественного содержания произведения; знание основных вопросов теории, но недостаточном умении пользоваться этими знаниями при анализе произведений; ограниченных навыком разбора и недостаточном умении привлекать текст произведений для подтверждения своих выводов. Допускается несколько ошибок в содержании ответа, недостаточно свободное владение монологической речью, ряд недостатков в композиции языке ответа, несоответствие уровня чтения нормам, установленным для данного текста. |
«2» | Оценивается ответ, обнаруживающий незнание существенных вопросов содержания произведения; неумение объяснить поведение и характеры основных героев и роль важнейших художественных средств в раскрытии идейно-эстетического содержания произведения; незнание элементарных теоретико-литературных понятий; слабое владение монологической литературной техникой чтения, бедность выразительных средств языка. |
Содержание учебного предмета (105ч.).
Введение. Память Слова (1ч.).
Поэты о сохранении памяти в Слове. Отражение исторической жизни народа в памятниках фольклора и литературы.
Праздники в народной культуре и их отражение в литературе (8ч.).
Народное представление о времени в обрядовом фольклоре. Праздники в народной календарной поэзии. (Повторение изученного в 5 классе.) Цикличность. Устойчивость основных эпох в природной и человеческой жизни. Изображение годового праздничного цикла в литературе. Наполнение обрядовых мотивов новым психологическим и философским содержанием.
Учимся понимать язык искусства. В.И.Суриков. «Взятие снежного городка».
В.А.Жуковский. Баллада «Светлана». Поэзия святочных гаданий в произведении. Художественное новаторство В.А.Жуковского в создании национального колорита баллады, основанной на заимствованном сюжете. Раскрытие душевного мира героини на пороге сна и яви, реальности фантастического мира. Нравственное значение светлого финала баллады, его связь с народным мироощущением.
Теория литературы: баллада; силлабо-тоническое стихосложение; стихотворные размеры (хорей, ямб, дактиль, амфибрахий, анапест).
Творческий портрет: К.П.Брюллов.
Учимся понимать язык искусства. К.П.Брюллов. «Гадающая Светлана».
И.А.Бунин. Рассказ «Подснежник». «Райское» младенческое состояние души в изображении писателя. Смысл названия рассказа. Образ русской Масленицы. Роль антитезы в создании художественного мира произведения.
Мифы, легенды, предания народов мира (5ч.).
Понятие о мифе, мифологии. Стародавние времена, представление о начале мира в мифах разных народов.
Теория литературы: миф, мифология.
Биографии учёных: Н.А.Кун.
Из зарубежной литературы.
Мифы Древней Греции: «Олимп», «Пан», «Пан и Сиринга». Эстетическая ценность мифов. Мифологические образы в искусстве разных эпох.
Учимся понимать язык искусства. М.А.Врубель. «Пан».
Русские мифологические сказания: «О Доне Ивановиче и Шате Ивановиче», «Вазуза и Волга». Сказания о происхождении вещей, животных, природных явлений как результат наблюдения природы и путь к её освоению.
Из фольклора народов России.
Чувашское сказание: «О начале хлебопашества».
Народные предания и легенды. Легенда и предание как жанры народной несказочной прозы. Отражение в преданиях и легендах истории народа, его верований и традиций: «Курганы-богатыри». Нравственные нормы и ценности, закреплённые в легендах и преданиях: «Чудо на мельнице».
Теория литературы: предание, легенда.
По следам мифов, народных легенд и преданий. Мифологические образы и сюжеты в литературе (15ч.).
Из зарубежной литературы.
И.В.Гёте. «Лесной царь». Народные мотивы в творчестве великого немецкого поэта. Легендарная основа сюжета и её художественная интерпретация в балладах Гёте. Трагическое и волшебное в балладе «Лесной царь».
Творческий портрет: Ф. Шуберт.
Н.В.Гоголь. «Майская ночь, или Утопленница». Роль легенды в художественном мире повести. Реалистический (бытовой) и фантастический (бытийный, философский) план повествования. Герои повести как идеальные персонажи, образы которых навеяны народной поэзией. Отвага и преданность Левко, его нравственная чуткость. Поэтический образ красавицы Ганны. Сатирическое изображение головы. Пейзаж в повествовании.
Учимся понимать язык искусства. И.Е.Репин. «Вечорницы». И.Н.Крамской. «Русалки».
Теория литературы: цикл; фантастика (развитие представлений).
И.С.Тургенев. «Бежин луг». Отражение жизненного опята и идеалов писателя в цикле «Записки охотника». Образ рассказчика в произведении. Былички, рассказанные мальчиками, как свидетельство поэтического строя народной души, их связь с древними легендами. Народно-поэтическое (мальчики) и художественное (автор) освоение красоты природы. Приобщение к вечным тайнам бытия как источник душевного богатства личности. Чуткость детской души к впечатлениям реальной жизни и рассказам взрослых, формирование личности в единстве общенационального и индивидуального опыта.
Теория литературы: былички.
Н.А.Некрасов. «Крестьянские дети». Творческая история и художественное своеобразие стихотворения. Авторское отношение к крестьянским детям и их жизни. Легенда про Вавилу. Трогательный и забавный образ «Мужичок с ноготок».
А.П.Платонов. «Никита». Богатство внутренней жизни маленького человека. Живые силы окружающего мира в восприятии Никиты. Доброта героя, его готовность служить людям, трудиться для общей жизни.
Героический эпос (8ч.).
Историческое прошлое в народной памяти. Сказания о воинах и героях в фольклоре разных народов. Искусство древних сказителей. Отражение истории и фантастические образы в героических сказаниях.
Теория литературы: героический эпос.
Из зарубежной литературы.
Гомер. «Илиада», «Одиссея» (фрагменты). Легендарный образ поэта, создателя «Илиады» и «Одиссеи». Эпическая поэма о приключениях царя Итаки. Фрагмент «Одиссей у Циклопа»: мужество и находчивость героя поэмы.
Сюжетная основа поэмы «Илиада». Поэтический мир эпопеи Гомера. Фрагмент «Единоборство Гектора и Аякса»: миролюбие и объективность повествователя в рассказе о поединке; торжественный и наивный мир античных героев в поэме. Средства художественной изобразительности в поэме: перифраз, составной эпитет, развёрнутое описание.
Теория литературы: гекзаметр; сложный эпитет, перифраз (перифраза).
Биографии учёных: Н.И.Гнедич.
Былины - героический эпос русского народа. Происхождение и бытование былин. Историческая основа былинных сюжетов и её преломление в сознании народа. Идеализация и гиперболизация как важнейшие приёмы создания художественного мира былины. Понятие об общих местах и их роли в создании былины.
Биографии ученых: П.Н.Рыбников. А.Ф. Гильфердинг.
«Илья Муромец и Соловей-разбойник». Образ богатыря - защитника родной земли в былине. Идеализация и гиперболизация как приёмы изображения героя. Илья Муромец - любимый народом образ. Исторические и легендарные прототипы богатыря из Мурома. Роль диалога в былине.
«Вольга и Микула Селянинович». Единство и непохожесть воина и пахаря. Образ богатыря-труженика Микулы. Признание первенства трудового подвига над ратным.
Творческий портрет: В.М.Васнецов.
Учимся понимать язык искусства. В.М.Васнецов. «Богатыри».
Новгородские былины. «Садко». Образ Господина Великого Новгорода. Отражение житейского и духовного уклада Древней Руси в былине. Талант как ценность в народном представлении. Богатство как символ одаренности и нравственного достоинства героя.
Творческий портрет: Н.А.Римский-Корсаков.
По следам былин. Героическое в русской литературе разных лет (10ч.).
М.Ю.Лермонтов. «Два великана», «Бородино». Богатырь - образ славы и мужества в русской литературе всех эпох. Солдаты - герои Бородинской битвы в стихотворении Лермонтова. Патриотический пафос баллад и их художественные особенности. Аллегорический сюжет стихотворения «Два великана». Реалистическое изображение войны и её героев в балладе «Бородино».
А.Т.Твардовский. «Василий Тёркин» (главы «Гармонь», «Бой в болоте», «Смерть и воин»). Своеобразие жанра и творческой истории «Книги про бойца». Образ Тёркина: обыкновенное и богатырское в его характере и судьбе. Тема фронтового товарищества в поэме. Утверждение величия подвига русского труженика - солдата. Фольклорные мотивы и их роль в произведении.
В.П. Катаев. «Сын полка» (фрагменты). Необычные богатыри в литературе XX века. Вера писателя в нравственную силу своих героев, в их победу над трагическими обстоятельствами истории.
Размышляем о литературе вместе с героями детских книг. Эпос, лирика, драма – три рода литературы. Эпос и лирика. Драма.
Прогулки без присмотра. Путешествия во времени: В.Скотт «Айвенго» (фрагмент); А.К.Толстой «Князь Серебряный» (фрагмент); Л.Н.Толстой «День Петра» (фрагмент).
Исторические песни и баллады (6ч.).
Возникновение исторических песен и баллад, их генетическая связь с былинами и художественное своеобразие. Соединение исторических и личных судеб в сюжетах баллад о татарском полоне: «Как бежал-то, бежал молодой невольник».
Народные исторические песни XVI—XVIII веков: «Ермак у Ивана Грозного», «Разин и казачий круг», «Царь борется с драгуном». Герои, прославленные в народной памяти. (Разин, Ермак, Иван Грозный, Петр I.) Историческая правда и фольклорный образ. Неоднозначность народной оценки персонажей. Правдивость в изображении характеров, сохранение элементов гиперболизации в народной исторической песне.
Теория литературы: историческая песня.
Творческий портрет: Н.К.Черкасов.
Из зарубежной литературы.
«Робин Гуд и Шериф». Баллады о Робин Гуде в английском фольклоре. Образ народного защитника, благородного разбойника в балладах. Популярность образа Робин Гуда в литературе последующих веков.
По следам народных исторических песен и баллад (8ч.).
М.Ю.Лермонтов. «Песня про царя Ивана Васильевича, молодого опричника и удалого купца Калашникова». Причины обращения Лермонтова к далёкой эпохе, средства воссоздания исторической действительности XVI века. Величавые и цельные характеры героев «Песни». Нравственное противостояние опричника Кирибеевича и купца Калашникова. Образ Грозного царя и стремление автора выразить народную оценку его личности. Народный песенный стих произведения, роль образа певцов - гусляров в художественном мире поэмы.
Теория литературы: стилизация.
А.К.Толстой. «Василий Шибанов». Историческая основа произведения: противоборство двух ярких личностей и двух взглядов на самодержавную власть. Судьба Василия Шибанова как яркое воплощение трагических черт эпохи. Нравственная стойкость героя баллады, его преданность своей правде. Авторская оценка противостоящих друг другу персонажей.
Социально-бытовые сказки (5ч.).
Социально-бытовые сказки как самые «молодые» сказки. Отражение времен и нравов в социально-бытовых сказках. Социальные противоречия и конфликты, отразившиеся в фольклоре. Сатирический характер сказок.
«Святая вода». Семейно-бытовая тема в сказках.
«Барин-кузнец». Сказочное и реалистическое в художественном мире сказки. Образы барина и мужика. Социальная характерность героев. Отсутствие индивидуальных характеристик.
Теория литературы: социально-бытовые сказки; сатира.
Из зарубежной литературы.
Белорусская народная сказка «Краденым сыт не будешь».
По следам народной социально-бытовой сказки (8ч.).
М.Е.Салтыков-Щедрин. «Повесть о том, как один мужик двух генералов прокормил». «Кисель». Противоречивый творческий и житейский путь писателя-сатирика. «Сказки для детей изрядного возраста» как итоговое произведение Салтыкова-Щедрина. Развитие автором образов и идей народных сказок и новые приёмы социальной сатиры. Осуждение паразитизма и самодовольства высших сословий, раздумья автора о характере и судьбе народа в «Сказках».
Теория литературы: сатирик; гротеск.
Н.С.Лесков. Сказ как литературный жанр. «Левша». Стремление Н.С.Лескова проникнуть в глубину народного сознания, раскрыть вечные свойства русского характера, осмыслить причины великих свершений и горестных судеб простых людей России. Комическое и трагическое в произведении Лескова.
Теория литературы: сказ, сказовая манера повествования; народная этимология.
Учимся понимать язык искусства. В.А.Серов.
Классика на вырост. Роман – главный литературный жанр Нового времени (14ч.).
Роман как литературный жанр. История и особенности жанра романа в европейской литературе.
Теория литературы: роман.
А.С.Пушкин. Роман «Дубровский». Социальный конфликт в романе. Образ Троекурова. Судьба Владимира Дубровского. Легенда о благородном разбойнике и живой человеческий характер героя, противоречивость его чувств. Дубровский как народный защитник. Кистенёвские крепостные и их роль в художественном мире романа. Любовный сюжет в романе; образ Маши Троекуровой. Открытый финал произведения. Нравственный выбор главных героев и его последствия.
Творческий портрет: В.А.Тропинин.
Учимся понимать язык искусства. В.А.Тропинин. Портрет А.С.Пушкина.
Биографии учёных: С.С.Гейченко.
Современные формы бытования фольклора (7ч.).
Новые явления в народной жизни и судьба традиционных фольклорных жанров в XIX-XX веках. Современное бытование современных фольклорных жанров. Новое представление о фольклоре как творчестве разных социальных групп. Студенческий, туристический, школьный, детский и т.д.
Частушка как жанр народной лирики. Частушка и традиционная лирическая песня: сходство и различие. Вечные темы и «злоба дня» в частушках. Частушечные перепевы в поэзии ХХ века.
Теория литературы: частушка.
Городской романс: «Очаровательные глазки»; «Ах, зачем эта ночь так была хороша…». Связь городского романса с народной песней и новые черты жанра. «Литературность» происхождения и стиля городского романса. Понятие «жестокий романс». Причины популярности этого жанра в городской среде.
Теория литературы: городской романс, жестокий романс.
Учимся понимать язык искусства. В.Е.Маковский. «На бульваре».
По следам частушки и городского романса. Фольклорные жанры и современная литература (6ч.).
Частушечные напевы в агитационной поэзии Демьяна Бедного. Сочетание традиций русской народной песни и городского романса, городского «жестокого» романса и новых поэтических веяний.
Творческий портрет: Л.Н. Русланова, А.Н.Вертинский.
Авторская песня. Продолжение традиций городского романса в авторской песне. Авторская песня в 50-80-е годы XX века. Б.Ш. Окуджава. «До свидания, мальчики!», «Песенка об открытой двери».
Тема Великой Отечественной войны в произведениях поэтов-бардов. В.С.Высоцкий. «Он не вернулся из боя».
Учимся понимать язык искусства. Памятник «Реквием 1941».
Современный анекдот и его предшественники в литературе и устной речи (4ч.).
Анекдот. Происхождение жанра. Исторические анекдоты в литературе.
Диоген Лаэртский. «О жизни, учениях и изречениях знаменитых философов» (фрагменты).
И.Паули. «И в шутку, и всерьёз» (фрагменты).
Теория литературы: анекдот, каламбур.
Размышляем о литературе вместе с героями детских книг. Автор и читатель. Понятие об интерпретации. Подражание и эпигонство.
Прогулки без присмотра. Путешествия во времени: Г.Уэллс «Машина времени»; Жозеф Рони Старший «Борьба за огонь»; М. Твен «Янки из Коннектикута при дворе короля Артура»; А.Обручев «Земля Санникова».
Тематическое планирование.
№ урока | Дата проведения | Количество часов | Наименование разделов и тем | |
план | факт | |||
1 | 2 | 3 | 4 | 5 |
Введение. Память Слова. (1ч.). | ||||
1. | 1 | Поэты о сохранении памяти в Слове. Отражение исторической жизни народа в памятниках фольклора и литературы. | ||
Праздники в народной культуре и их отражение в литературе (8ч.). | ||||
2. | 1 | Изображение годового праздничного цикла в литературе. | ||
3. | 1 | В.А.Жуковский. Баллада «Светлана». Святочные мотивы в произведении. | ||
4. | 1 | Раскрытие душевного мира героини на пороге сна и яви, реальности фантастического мира. | ||
5. | 1 | Нравственное значение светлого финала баллады, его связь с народным мироощущением. | ||
6. | 1 | И.А.Бунин. Рассказ «Подснежник». Образ русской Масленицы в рассказе. Роль антитезы в создании художественного мира произведения. | ||
7. | 1 | Образ главного героя. Смысл названия рассказа И.А.Бунина. | ||
8. | 1 | Силлабо-тонические размеры. | ||
9. | 1 | ВХОДНОЙ КОНТРОЛЬ. ТЕСТОВАЯ КОНТРОЛЬНАЯ РАБОТА. | ||
Мифы, легенды, предания народов мира (5ч.). | ||||
10. | 1 | Понятие о мифе, мифологии. Стародавние времена, представление о начале мира в мифах разных народов. | ||
11. | 1 | Легенды и мифы Древней Греции: «Олимп», «Пан», «Пан и Сиринга». Эстетическая ценность мифов. | ||
12,13. | 2 | Русские мифологические сказания как результат наблюдения природы и путь к её освоению: «О Доне Ивановиче и Шате Ивановиче», «Вазуза и Волга». Чувашское сказание: «О начале хлебопашества». | ||
14. | 1 | Народные предания и легенды: «Курганы-богатыри», «Чудо на мельнице». Легенда и предание как жанры народной несказочной прозы. | ||
По следам мифов, народных легенд и преданий. Мифологические образы и сюжеты в литературе (15ч.). | ||||
15. | 1 | И.В.Гёте. Трагическое и волшебное в балладе «Лесной царь». | ||
16. | 1 | Н.В.Гоголь. Повесть «Майская ночь, или Утопленница». Творческая история произведения. Фольклорные источники сюжета. | ||
17,18. 19,20. | 2 2 | Главные герои повести как идеальные персонажи. Поэтический образ красавицы Ганны. Анализ глав повести I-III: «Ганна», «Голова», «Неожиданный соперник. Заговор». Отвага и преданность Левко, его нравственная чуткость. Анализ глав повести IV-VI: «Парубки гуляют», «Утопленница», «Пробуждение». | ||
21. | 1 | Фантастика и реальность в повести. Пейзаж и его роль. | ||
22. | 1 | И.С.Тургенев. Рассказ «Бежин луг». Образ рассказчика в произведении, его отношение к природе. | ||
23. 24. | 1 1 | Портреты крестьянских мальчиков в рассказе. Образы народной фантазии в быличках, рассказанных мальчиками. | ||
25. | 1 | Составление устного сочинения-портрета героя, включающего его речевую характеристику. | ||
26. 27. | 1 1 | Н.А.Некрасов. Стихотворение «Крестьянские дети». Творческая история и художественное своеобразие стихотворения. Авторское отношение к крестьянским детям и их жизни. | ||
28. 29. | 1 1 | А.П.Платонов. Рассказ «Никита». Живые силы окружающего мира в восприятии Никиты. Богатство внутренней жизни маленького героя как источник его доброты. | ||
Героический эпос (8ч.). | ||||
30. | 1 | Сказания о воинах и героях в фольклоре разных народов. Понятие о героическом эпосе. | ||
31. | 1 | Гомер. Легендарный образ поэта древних эпических поэм «Илиада» и «Одиссея». Наивность и мудрость его поэзии. | ||
32. | 1 | Сюжет и герои «Илиады». Поединок Гектора с Аяксом. Мужество, отвага, сила и простодушие героев Гомера | ||
33. | 1 | Искусство древних сказителей. Былины - героический эпос русского народа. | ||
34. 35. | 1 1 | Образ богатыря - защитника родной земли в былине «Илья Муромец и Соловей-разбойник». Исторические и легендарные прототипы богатыря из Мурома. Идеализация и гиперболизация как приёмы изображения героя. | ||
36. | 1 | Новгородские былины. «Садко». Образ Господина Великого Новгорода. Богатство как символ одарённости и нравственного достоинства героя. | ||
37. | 1 | Внеклассное чтение. «Вольга и Микула Селянинович». Образ богатыря-труженика Микулы. | ||
По следам былин. Героическое в русской литературе разных лет (10ч.). | ||||
38. | 1 | М.Ю.Лермонтов. «Два великана». Историческая основа и аллегорический сюжет стихотворения. | ||
39. 40. | 1 1 | «Бородино» - гимн мужеству и патриотизму героев Отечественной войны 1812 года. Художественное своеобразие стихотворения «Бородино». | ||
41. | 1 | ТЕСТОВАЯ КОНТРОЛЬНАЯ РАБОТА за I ПОЛУГОДИЕ. | ||
42. 43. 44. 45. 46. | 1 1 1 1 1 | А.Т.Твардовский. Поэма «Василий Тёркин». Глава «Гармонь», Тема фронтового товарищества. Глава «Бой в болоте». Утверждение величия подвига русского труженика-солдата. Глава «Смерть и воин». Образ главного героя. Воплощение народного характера в образе Тёркина. Мастерская слова. Выразительное чтение глав «Награда», «Поединок». Мастерская слова. Сочинение «Можно ли назвать богатырём Василия Тёркина?» | ||
47. | 1 | Внеклассное чтение. Необычные богатыри в литературе XX века. Повесть В.П. Катаева «Сын полка». | ||
Исторические песни и баллады (6ч.). | ||||
48. | 1 | Возникновение исторических песен и баллад, их художественное своеобразие. Баллады о татарском полоне: «Как бежал-то, бежал молодой невольник». | ||
49. | 1 | Народная историческая песня «Ермак у Ивана Грозного». Историческая правда и фольклорный образ. | ||
50,51. | 2 | Правдивость в изображении характеров в народных исторических балладах «Разин и казачий круг», «Царь борется с драгуном». | ||
52. | 1 | Баллады о Робин Гуде в английском фольклоре: «Робин Гуд и Шериф». Популярность образа Робин Гуда в литературе последующих веков. | ||
53. | 1 | Мастерская слова. Сочинение-рассуждение «Почему рассказчик в балладе на стороне Робин Гуда?» | ||
По следам народных исторических песен и баллад (8ч.). | ||||
54. | 5 1 | М.Ю.Лермонтов. Воссоздание исторической действительности XVI века в поэме «Песня про царя Ивана Васильевича, молодого опричника и удалого купца Калашникова». | ||
55,56. | 2 | Величавые и цельные характеры героев «Песни». Нравственное противостояние опричника Кирибеевича и купца Калашникова. | ||
57. | 1 | Образ Грозного царя и стремление автора выразить народную оценку его личности. | ||
58. | 1 | Народный песенный стих произведения, роль образа певцов - гусляров в художественном мире поэмы. | ||
59. | 3 1 | А.К.Толстой. «Василий Шибанов». Историческая основа произведения. Мастерство А.К.Толстого в поэтическом воплощении исторического сюжета. | ||
60,61. | 2 | Судьба Василия Шибанова как яркое воплощение трагических черт эпохи. Нравственная стойкость героя баллады, его преданность своей правде. | ||
Социально-бытовые сказки (5ч.). | ||||
62. | 1 | Социально-бытовые сказки как самые «молодые» сказки. Семейно-бытовая тема в сказке «Святая вода». | ||
63. | 1 | Социальные противоречия и конфликты, отразившиеся в фольклоре. Сатирический характер сказки «Барин-кузнец». | ||
64. | 1 | Белорусская народная сказка «Краденым сыт не будешь». Единство нравственных ценностей в социально-бытовых сказках разных народов. | ||
65. | 1 | Внеклассное чтение. Башкирская народная сказка «Жадный богач и Зиннят-агай», итальянская народная сказка «Эй, вводи лошадь!». Проявление характерных черт быта и национальной культуры разных народов. | ||
66. | 1 | Мастерская слова. Поучительный смысл понравившейся социально-бытовой сказки. | ||
По следам народной социально-бытовой сказки (8ч.). | ||||
67. | 1 | М.Е.Салтыков-Щедрин. Противоречивый творческий и житейский путь писателя-сатирика. «Сказки для детей изрядного возраста» как итоговое произведение Салтыкова-Щедрина. | ||
68. | 1 | Иносказательный образный язык сказки «Повесть о том, как один мужик двух генералов прокормил». Средства изображения двух генералов. | ||
69. | 1 | Развитие автором образов и идей народных сказок и новые приёмы социальной сатиры. | ||
70. | 1 | Осуждение паразитизма и самодовольства высших сословий, раздумья автора о характере и судьбе народа в сказках «Дикий помещик», «Кисель». | ||
71. 72. | 1 1 | Н.С.Лесков. «Левша». Сюжет и персонажи сказа. Судьба талантливого мастера. Пафос «легенды» о Левше. | ||
73. | 1 | Внеклассное чтение. Нравственные уроки в сказе П.П.Бажова «Таюткино зеркальце». | ||
74. | 1 | Размышления о литературе вместе с героями детских книг. Автор и читатель. Понятие об интерпретации. | ||
Классика на вырост. Роман – главный литературный жанр Нового времени (15ч.). | ||||
75. | 1 | Роман как литературный жанр Нового времени. | ||
76,77. | 2 | А.С.Пушкин. Роман «Дубровский». История создания романа. Особенности пушкинской прозы. | ||
78,79. | 2 | Образ Троекурова. Конфликт Троекурова и Дубровского (анализ глав романа I - III). | ||
80,81. | 2 | Крестьянский мир в романе. Барин и его крепостные (анализ глав романа IV - VII). | ||
82,83. | 2 | Любовный сюжет в романе. Образ Марьи Кирилловны (анализ глав романа VIII - XII). | ||
84,85. | 2 | Судьба Владимира Дубровского. Меняющееся и неизменное в его характере (анализ глав романа XIII - XVII). | ||
86,87. | 2 | Нравственные итоги романа. Смысл последних глав XVIII, XIX. | ||
88. | 1 | «Незаконченность» романа – подлинная или мнимая? | ||
89. | 1 | Мастерская слова. Сочинение «Моё отношение к Владимиру Дубровскому». | ||
Современные формы бытования фольклора (6ч.). | ||||
90. | 1 | Фольклор и современность. Современное бытование традиционных фольклорных жанров. | ||
91. | 1 | Частушка как жанр народной лирики. Вечные темы и злоба дня в частушках. | ||
92. | 1 | Городской романс. Связь городского романса с народной песней и новые черты жанра. Романс «Очаровательные глазки». | ||
93. | 1 | Понятие «жестокий» романс. Литературные источники жанра. Романс «Ах, зачем эта ночь так была хороша…». | ||
94. | 1 | Мастерская слова. Русские народные музыкальные инструменты. | ||
95. | 1 | ПРОМЕЖУТОЧНАЯ АТТЕСТАЦИЯ. ИТОГОВАЯ КОНТРОЛЬНАЯ РАБОТА. | ||
По следам частушки и городского романса. Фольклорные жанры и современная литература (6ч.). | ||||
96. | 1 | Частушечные перепевы в агитационной поэзии XX века. | ||
97. | 1 | Русская народная песня и городской романс в творчестве Л.Н. Руслановой | ||
98. | 1 | Продолжение традиций городского романса в авторской песне. А.Н.Вертинский «Маленькая балерина». | ||
99. | 1 | Авторская песня в 50-80-е годы XX века. Б.Ш.Окуджава. «До свидания, мальчики!», «Песенка об открытой двери». | ||
100. | 1 | В.С.Высоцкий. «Он не вернулся из боя». Тема Великой Отечественной войны в произведениях поэта. | ||
101. | 1 | Мастерская слова. Выразительное чтение стихотворений, предназначенных для музыкального исполнения. | ||
Современный анекдот и его предшественники в литературе и устной речи (4ч.). | ||||
102. | 1 | Анекдот: происхождение жанра и его современное бытование. | ||
103. | 1 | Исторические анекдоты и отношение к ним в разные эпохи. Диоген Лаэртский. «О жизни, учениях и изречениях знаменитых философов» (фрагменты). И.Паули. «И в шутку, и всерьёз» (фрагменты). | ||
104. | 1 | Размышления о литературе вместе с литературными героями. Классика и массовая литература. Понятие «литературной моды». Подражание и эпигонство. | ||
105. | 1 | Итоговый урок. Фольклор и литература: прошлое, настоящее и будущее. |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая программа по литературе (Р.Н. Бунеев). 5 класс
Данная программа составлена в соответствии с учебником под редакцией Р.Н. Бунеева...
Рабочая программа факультатива «Литература Вологодской области» для 5 класса на 2013-2014 учебный год
Программа курса «Литература Вологодского края» разработана в соответствии с установками регионального базисного учебного плана и регионального стандарта по литературе.Она ориентирована на формирование...
Рабочая программа по литературе для учителей 5-9 классов
Рабочая программа по литературе под редакцией Коровиной для учителей 5-9 классов по ФГОС...
Рабочая программа по русскому языку к учебнику Н.Г.Гольцовой, рабочая программа по литературе к учебнику Лебедева. 10 класс
Рабочая программа по русскому языку к учебнику Н.Г.Гольцовой, рабочая программа по литературе к учебнику Лебедева. 10 класс с календарно-тематическим планированием и КИМами...
Рабочая программа по русскому языку к учебнику Н.Г.Гольцовой, рабочая программа по литературе к учебнику Лебедева. 10 класс
Рабочая программа по русскому языку к учебнику Н.Г.Гольцовой, рабочая программа по литературе к учебнику Лебедева. 10 класс с календарно-тематическим планированием и КИМами...
Рабочая программа по литературе к УМК Гулина, Романовой, 7 класс.
Рабочая программа по литературе к УМК Гулина, Романовой, 7 класс....
Рабочая программа по литературе к УМК Гулина, Романовой, 8 класс.
Рабочая программа по литературе к УМК Гулина, Романовой, 8 класс....