Интегрированный урок литературы и экологии в 6-ом классе.
методическая разработка по литературе (6 класс)
В последнее время все больше внимания уделяется экологическому образованию, так как без него сложно решить важнейшие проблемы развития цивилизации.Представленный интегрированный урок с применением интерактивных форм обучения имеет большое учебно-воспитательное значение в формировании у детей не только элементов экологического сознания , но и в развитии ценностного отношения к миру природы через эстетическое восприятие ее красоты.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
urok_literatury_i_ekologii_v_6_klasse.docx | 29.62 КБ |
Предварительный просмотр:
Тема: «Перед ликом священной природы».
Интегрированный урок литературы и экологии в 6-ом классе.
Тип урока: интегрированный урок с применением интерактивных форм обучения.
Цель:
- Увидеть лик природы, показать, как звучит тема «Человек и природа» в лирике поэтов 19–20 веков.
- Обратить внимание детей на экологические проблемы, воспитывать бережное отношение к природе, любовь и уважение к окружающему миру.
- Пробудить желание учащегося участвовать в борьбе за сохранение среды, внести свой непосильный вклад в это дело.
- Объяснить понятие «экология», расширить представление ребят о загрязнении окружающей среды.
- Развивать навыки анализа лирического произведения.
Задачи урока:
1.Совершенствование речевых и коммуникативных компетенций на основе локализованных интерактивных форм обучения (работа в группах).
2. Развитие интереса к поэзии, формирование языковой чуткости.
3. Воспитание чувства патриотизма, любви к своему языку и родной природе.
Оформление урока:
Оборудование: репродукции, плакаты, пианино, магнитофон.
1.Раздаточный материал
а) Распечатка стихов: Баратынский «Весна, весна!», Майков «Пейзаж», Фет «Край ты мой, родимый…», «Чудная картина», « Ель рукавом мне тропинку завесила», Плещеев «Мой садик» , Тютчев «Неохотно и несмело» , Полонский «Посмотри - какая мгла» и т. д.
б) Распечатка вопросов к стихам, игра «Китобойный промысел».
2.Оформление урока (на доске).
а) Репродукции картин:
Левитан: «Золотая осень», «Над вечным покоем», «Вечерний звон»; Пластов: «Косари»; Саврасов: «К концу лета»; Куинджи: «На острове Валаам»; Остроухов: «Первая зелень»; Шишкин: «Лесные дали», «Полдень» и т. д.
б) Литературные термины (сравнение, олицетворение, эпитет, лирический герой, пейзаж).
в) Лексическая работа. ( экология, экологическая культура, гармония, прекрасное и безобразное.
3.Оформление стены:
а) иллюстрации детей к стихам, изученным ранее, стихи собственного сочинения.
б) плакаты для рисования, плакаты с трёхстишиями японских поэтов древности, мелки, краски.
Ход урока
- Организационный момент. Перед учащимися ставится цель урока, говорится тема.
- Вступительное слово учителя.
- Сегодня у нас необычный урок. Мы будем говорить о прекрасном, о том, что нас окружает, что мы видим вокруг себя. Пришла весна, а с ней оживает все, все преображается. Чтобы настроиться на лирический лад, на восприятие прекрасного, давайте прослушаем произведение Чайковского «Времена года. Апрель. Подснежники».
- Какие чувства у нас возникли после прослушивания записи, ваши ощущения?
- Понятно, что поэты описывают природу с помощью слов, средств художественной выразительности. А как композиторы изображают природу? (С помощью звукоподражания или воспроизводя переживания, которые природа возбуждает в них. То, что мы слышим, мы можем изобразить в рисунке).
-- Попробуем это сделать и мы. Будем слушать музыку, стихи и одновременно рисовать. Посмотрим, что у нас получится в конце урока.
- А как художники выражают свои эмоции?
- Верно. Художники это делают при помощи красок и дарят нам чудные пейзажи. Пейзажи бывают разные, зависят они от времени года. Природа тоже бывает разная: природа северных районов и природа южных краев. Сравните: перед нами пейзажи, многие из них вам уже знакомы.
- А каких вы знаете художников, которые изображали природу? Верно! Смотрим на доску и узнаём знакомые пейзажи .
(Левитан: «Золотая осень», «Над вечным покоем», «Вечерний звон»; Пластов: «Косари»; Саврасов: «К концу лета»; Куинджи: «На острове Валаам»; Остроухов: «Первая зелень»; Шишкин: «Лесные дали», «Полдень» и т. д.)
-Ребята! Еще раз внимательно посмотрим на стенд с репродукциями и в очередной раз удивимся многообразию нашего мира.
Как прекрасен и разнообразен наш мир! Но для того чтобы этот мир остался прекрасным на многие века, люди должны сделать многое. Сейчас всё чаще говорят о защите природы, об экологических бедствиях, о бездумном использовании человеком природы. Но экологическая проблема - это древняя проблема! Достаточно
вспомнить древнегреческий миф о Геракле «Авгиевы конюшни».
–Ребята! Как ему удалось очистить «Авгиевы конюшни»? (Подвел реку, т.е. загрязнил её). Значит экологическая проблема - это проблема с давней историей.
- На доске записаны понятия: экология, экологическая культура, гармония, прекрасное и безобразное.
- Как вы понимаете эти слова, дайте толкование? Как вы понимаете,
что для нас прекрасно?
(Примерный ответ учащегося: прекрасное - это мама, это речка, лес; природа-это мир, где я живу)
(Примерный ответ: нужно захотеть увидеть прекрасное, удивительное всегда рядом и т. д.)
--Что значит гармония, как понимаем? (Должны жить в ладу с природой и не обижать её. Гармония- это согласованность)
--Что значит не обижать природу (хотя бы беречь книги и т. д.)
--Что значит экология? Экологическая культура? Объяснить.
- Учитель: На гробнице одного из фараонов было высечено: «Я никогда не перегораживал текущей воды». Многозначный поэтический афоризм включает в себя то, что мы понимаем под словами экологическая культура. А как вы понимаете слово «экология? (Учащиеся высказываются) Экология — раздел биологии, изучающий взаимоотношения животных, растений, микроорганизмов между собой и окружающей средой. Да, в природе, ребята, всё взаимосвязано. И если эта взаимосвязь нарушается (а чаще всего разрывает эту цепочку сам человек), то в природе возникают серьёзные проблемы.
- На доске написаны строки Ф.Тютчева. Предлагаю детям вдуматься в эти строки ( Читают вместе со мной) :
Не то, что мните вы, природа,
Не слепок, не бездушный лик-
В ней есть дума, в ней есть свобода,
В ней есть любовь, в ней есть язык,
--О чем эти строки нам говорят?
- Не секрет, ребята, что многие из вас впервые задумались ,что есть душа, язык природы, что природа говорит с нами.
--А как она с нами разговаривает?
Читая такие стихи, мы учимся радоваться, восхищаться вслед за теми, кто открыл для нас мир природы через мир поэзии. Значит, мир природы открывается через мир поэзии.
--Давайте вспомним, как еще мир природы можно открыть?
(Вывод: через музыку, живопись, поэзию).
- Плакаты с трёхстишиями японских поэтов древности.
- Как в наши дни, так и в древние времена люди старались сохранить целостность природы. Стремились понять единство человека и природы.
Пример тому японские трёхстишия. Они красивы, чисты, полны любви к жизни и природе.
Осеняя луна Бедные звёзды!
Сосну рисует тушью, Им места нет в небесах-
На синих небесах. Так сияет луна...
(Рунсэцу) (Дейкин)
На руке у меня
Прохладный,зеленоватый
Огонёк светляка
(Сики)
-Подумайте, есть ли здесь живая природа?
V. Да, спокойная японская поэзия, проникновенно передает душевное состояние поэтов. Но сейчас мы прослушаем стихи русских поэтов XIX века и попробуем их настроение и состояние от увиденного.
(Дети читают стихи русских поэтов XIX века Баратынского «Весна, весна!», Майкова «Пейзаж», Фета «Край ты мой, родимый » «Чудная картина», Плещеева «Мой садик» ,Тютчева «Неохотно и несмело», Полонского «Посмотри - какая мгла» и т. д. Все стихи исполняются под аккомпанемент пианино ученицей этого класса.)
- Потом четыре девочки исполняют песню на стихи Тютчева «Неохотно и несмело», музыка собственного сочинения .
-Ребята! После такой оригинальной подачи стихотворения приступим к его разбору.
Неохотно и несмело
Солнце смотрит на поля.
Чу, за тучей прогремело,
Принахмурилась земля.
Ветра долгого порывы,
Дальний гром и дождь порой…
Зеленеющие нивы
Зеленее под грозой.
Вот пробилась из-за тучи
Синей молнии струя –
Пламень белый и летучий
Окаймил ее края.
Чаще капли дождевые,
Вихрем пыль летит с полей,
И раскаты громовые
Все сердитей и смелей.
Солнце раз еще взглянуло
Исподлобья на поля –
И в сиянье потонула
Вся смятенная земля.
- Какие картины рисует поэт? (Рисует картины наступления грозы)
- Попробуйте рассказать, что вы увидели, услышали, почувствовали? (Устное рисование)
- Назовите основные образы стихотворения (собирательный образ природы)
- Какие средства помогают автору так ярко и красочно изобразить картину наступающей грозы и какую роль они играют? (Сравнения - вихрем пыль летит – показывает стремительность действий, они передают живую душу природы; эпитеты – теплый ветер, дальний гром, пламень белый – рисуют красочные образы; олицетворения- принахмурилась земля, солнце взглянуло исподлобья - помогают понять живую душу природы.
- Можно ли соотнести происходящую борьбу в природе с человеческой жизнью? (Да, человек тоже переживает трудности, борется и от этого становится счастливее, после грозы в природе обновление, природа обретает гармонию, блеск, красоту, жаль, что в жизни человека это бывает не всегда)
- Помогает ли нам пейзаж понять чувства и переживания природы и человека? Что чувствуете вы во время грозы? Что чувствует земля?
Следовательно мы – часть природы, а значит прав был прав Тютчев:
Не то, что мните вы, природа,
Не слепок, не бездушный лик-
В ней есть дума, в ней есть свобода,
В ней есть любовь, в ней есть язык.
- -Ребята! Что мы можем сказать о поэзии наших дней?
(Выражаются совсем иные чувства: беспокойство, тревога, а потому мольба, предостережение. Звучат тревожные нотки как в музыке, так и в современной поэзии. Прослушайте стихотворение Ю.Кузнецова «Атомная сказка»).
Ученик читает «Атомную сказку» Ю. Кузнецова.
Эту сказку счастливую слышал
Я уже на теперешний лад.
Как Иванушка во поле вышел
И стрелу запустил наугад.
Он пошёл в направленье полёта
По сребристому следу судьбы.
И попал он к лягушке в болото,
За три моря от отчей избы.
— Пригодится на правое дело! —
Положил он лягушку в платок.
Вскрыл ей белое царское тело
И пустил электрический ток.
В долгих муках она умирала,
В каждой жилке стучали века.
И улыбка познанья играла
На счастливом лице дурака.
- Почему автор называет своего героя Иваном Дураком? (Сделал необдуманно).
- Тот ли это Иванушка из сказки? (Нет. Тот помогает всем на своем пути, зря не убивает)
- Что значит пригодиться на правое для себя дело? (Науку развивать надо, но природа использует Ивана необдуманно).
- Послушайте: «В долгих муках она умирала,
В каждой жилке стучали века?»
- Как понять эти строки?
Вывод: Деяния человеческие приравниваются к катастрофе
Второй урок:
1.Ребята! Все мы знаем сказку А. Де Сент-Экзюпери «Маленький принц», где говорится о том, как правильно следует жить в мире человеку. Ведь проблема сохранения окружающей среды стоит в одном ряду с проблемой сохранения мира, человечества. В нашем обществе слабо выработана культура взаимоотношений человека и природы. Когда-то известный французский писатель Антуан де Сент-Экзюпери призывал людей поступать так: «Встал поутру, умылся, привел себя в порядок- и сразу же приведи в порядок свою планету.» Каждый из нас должен понимать, что, если мы будем лишь много говорить и призывать охранять природу, больших результатов не достигнем. Прежде всего, нужно изменить отношение каждого человека к окружающему миру.
- О чем говорит эта сказка? Что запомнилось. («В ответе за тех, кого приручили»).
- Обратите внимание на мудрые слова из этой сказки: чтение : «есть такое твердое правило: встал поутру, умылся, приведи в порядок свою планету».
- Ребята, что мы называем своей планетой?
- Каким образом можем приводить её в порядок?
- Какая наша планета? (Наша планета голубая, планета- это все, что нас окружает; леса, поля, озера, земля, которая кормит, по которой мы ходим, у которой берем, но отдавать забываем).
- Дети выступили с сообщениями о почве, воде, эрозии почвы, кислотном дожде и т. д.
- Групповая работа. Дети разбились на команды и путём исследования убедились, что может произойти, если убить хоть одного кита. Была проведена игра «Китобойный промысел».
Выводы экспертов: «Нефтяное загрязнение океана — самое распространённое явление. От 2-х до 4-х% водной поверхности Тихого и Атлантического океанов постоянно покрыто нефтяной плёнкой. В морские воды ежегодно поступает до 6 млн. тонн нефтяных углеводородов. Реки мира ежегодно выносят в морские и океанические воды более 1,8 млн. тонн нефтепродуктов. К плавающим комочкам мазута прикрепляются разные мелкие животные, которыми охотно питаются рыбы и усатые киты. Вместе с ними они заглатывают и нефть. Одни рыбы от этого гибнут, другие насквозь пропитываются нефтью и становятся непригодны для употребления в пищу из-за неприятного запаха и вкуса. Только 10% загрязняющих веществ остаётся вблизи места сброса, остальные загрязняют весь морской бассейн. В развивающихся странах от загрязнённой воды ежегодно умирает 9 млн. человек.
- . В последнее десятилетие экологическая тревога обретает особое общественное звучание и в нашей литературе. Ещё А .С.Пушкин в своей сказке « О рыбаке и рыбке показал, с чем можно остаться на берегу Синего моря . Много лет прошло с тех пор, но многие нелепости провозглашаются и в наши дни: «мы призваны покорить природу» или « отвоевать у природы клочок земли» и т. д. Будто подсказка дана пушкинской старухой:
Не хочу быть вольною царицей,
Хочу быть владычицей морскою.
Чтобы жить мне в Океане-море,
Чтоб служила мне рыбка золотая
И была у меня на посылках.
5.-Дети! Давайте проанализируем, что может произойти, если бездумно относиться к природе, если всё время брать, а не восстанавливать? ( Дети приводят свои аргументы)
- - Ребята, природа не только наша кормилица. Она питает наши души, вдохновляет нас. Вдохновляет не только писателей, поэтов на творчество, но и наших друзей, сидящих в классе. Прослушаем стихи вами написанными.
Наши народы губят природу.
Рубят леса, загрязняют поля.
Наши заводы губят природу
В реки, озера сливая отходы.
Нашу природу надо беречь:
Не рубить и не жечь
(6А класс)
Неужели природа погибнет?
Как же мы будем в будущем жить?
Давайте друг другу пообещаем,
Что всем этим будем всегда дорожить!
(6А класс)
Текла Нева, текла долгие годы
Построили на её берегах заводы,
Которые сбрасывали в неё отходы
Из-за этих проклятых отходов
Скоро вымрут все, кроме пароходов…
7.- Ребята! Чтобы не заканчивать наш урок на трагической нотке, пасмурно, безнадежно, давайте изобразим на плакате всё же гармонию человека и природы ( на доске заранее прикреплены 3 плаката, где дети, выходя поочерёдно, делятся своими мыслями..)
8 -Итогом нашего урока может послужить стихотворение Р.Рождественского « Просьба». ( Две девочки и два мальчика исполняют песню под аккомпанемент фортепьяно).
Раненая птица в руки не давалась,
Раненая птица птицей оставалась.
Этот сон давнишний до сих пор мне снится:
На траве кровавой вздрагивает птица.
Припев:
Птицы, рыбы и звери
В души людям смотрят.
Вы их жалейте, люди,
Не убивайте зря;
Ведь небо без птиц — не небо,
А море без рыб — не море!
И земля без зверей — не земля,
Не земля, не земля!
Люди-исполины, люди-великаны,
Есть у вас винтовки, сети и капканы,
Есть у вас бесстрашье, сила есть навечно.
И должно быть сердце — сердце человечье.
Люди-человеки, страны и народы,
Мы теперь навечно должники природы.
Надо с этим долгом как-то расплатиться,
Пусть расправит крылья раненая птица!
Домашнее задание (вариативное):
- "сочинение-миниатюра "… берёза" (эпитет подставить самим).;
- "подобрать музыку, подходящую по настроению к одному из прочитанных стихотворений;
- "выучить одно из прочитанных на уроке стихотворений
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Интегрированный урок математики и экологии «Решение уравнений» 6 класс
Цель данного урока - осуществить обобщение и систематизацию знаний учащихся по теме «Решение уравнений» на решении примеров и задач, осуществить межпредметную связь с экологией...
Интегрированный урок литературы и английского языка в 5 классе. Книга М. Твена «Приключения Тома Сойера».
Интегрированный урок литературы и английского языка в 5 классе. Книга М. Твена «Приключения Тома Сойера»....
Интегрированный урок чтения и экологии во 2-м классе
Интегрированный урок чтения и экологии во 2-м классе. Развитие внимания и творческих способностей у детей к художественному слову,поставленной речи,к чтению. Пробуждение интереса к изучению окружающег...
Методическая разработка интегрированного урока литературы и классного час в 8 классе по повести А.С.Пушкина "Капитанская дочка"
"Семья и семейные ценности".Так называется интегрированный урок литературы и классного часа по повести А.С.Пушкина "Капитанская дочка".Задача: обобщить в одном учебном материале знания в области литер...
Интегрированный урок литературы и русского языка в 6 классе по теме: литература: «Великая Отечественная война в произведениях русских поэтов XX века»: русский язык: «Изобразительно-выразительные средства языка в произведениях о войне»
В данном материале представлен интегрированный урок литературы и русского языка в 6 классе "Нам дороги эти позабыть нельзя"...
Интегрированный урок литературы и культуры речи в 9 классе "Урок письма"
Урок внеклассного чтения в 9 классе "Урок письма"...
Интегрированный урок литературы и экологии «Природа Дальнего Востока глазами В.К. Арсеньева – путешественника, ученого, писателя».
Интегрированный урок литературы и экологии "Природа Дальнего Востока глазами В.К. Ареньева - путешественника, учёного, писателя"...