Интегрированный урок литературы и экологии в 6-ом классе.
методическая разработка по литературе (6 класс)

В последнее время все больше внимания уделяется экологическому образованию, так как  без него сложно решить важнейшие проблемы развития цивилизации.Представленный интегрированный урок с применением интерактивных форм обучения  имеет большое учебно-воспитательное значение в формировании у детей  не только элементов  экологического сознания , но и в развитии ценностного  отношения к миру природы через эстетическое восприятие ее красоты.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл urok_literatury_i_ekologii_v_6_klasse.docx29.62 КБ

Предварительный просмотр:

Тема: «Перед ликом священной природы».

Интегрированный урок литературы и экологии в 6-ом классе.

Тип урока: интегрированный урок с применением интерактивных форм обучения.

Цель:

  1. Увидеть лик природы,  показать, как звучит тема «Человек и природа» в лирике поэтов 19–20 веков.
  2. Обратить внимание детей  на экологические проблемы, воспитывать бережное отношение к природе, любовь и уважение к окружающему миру.
  3. Пробудить желание учащегося участвовать в борьбе за сохранение среды, внести свой непосильный вклад в это дело.
  4. Объяснить понятие «экология», расширить представление ребят о загрязнении окружающей среды.
  5. Развивать навыки анализа лирического произведения.

Задачи урока:

1.Совершенствование речевых и коммуникативных компетенций на основе локализованных интерактивных форм обучения (работа в группах).

2. Развитие интереса к поэзии, формирование языковой чуткости.

3. Воспитание чувства патриотизма, любви к своему языку и родной природе.

Оформление урока:

Оборудование: репродукции, плакаты, пианино, магнитофон.

1.Раздаточный материал

а) Распечатка стихов:  Баратынский «Весна, весна!», Майков «Пейзаж», Фет «Край ты мой, родимый…», «Чудная картина», « Ель рукавом мне тропинку завесила», Плещеев «Мой садик» , Тютчев «Неохотно и несмело» , Полонский «Посмотри - какая мгла» и т. д.

б) Распечатка вопросов к стихам, игра «Китобойный промысел».

2.Оформление урока (на доске).

а) Репродукции картин:

Левитан: «Золотая осень», «Над вечным покоем», «Вечерний звон»; Пластов: «Косари»; Саврасов: «К концу лета»; Куинджи: «На острове Валаам»; Остроухов: «Первая зелень»; Шишкин: «Лесные дали», «Полдень» и т. д.

б) Литературные термины (сравнение, олицетворение, эпитет, лирический герой, пейзаж).

в) Лексическая работа. ( экология, экологическая культура, гармония, прекрасное и безобразное.

3.Оформление стены:

а) иллюстрации детей к стихам, изученным ранее, стихи собственного сочинения.

б) плакаты для рисования, плакаты с трёхстишиями японских поэтов древности, мелки, краски.

Ход урока

  1. Организационный момент. Перед учащимися ставится цель урока, говорится тема.
  1. Вступительное слово учителя.

- Сегодня у нас необычный урок.  Мы будем говорить о прекрасном, о том,  что нас окружает, что мы видим вокруг себя. Пришла весна, а с ней оживает все, все преображается. Чтобы настроиться на лирический лад, на восприятие прекрасного, давайте прослушаем произведение Чайковского «Времена года. Апрель. Подснежники».

- Какие чувства у нас возникли после прослушивания записи, ваши ощущения?

-  Понятно, что поэты описывают природу с помощью слов, средств художественной выразительности. А как композиторы изображают природу? (С помощью звукоподражания или воспроизводя переживания, которые природа возбуждает в них.                                                                                                                                                     То, что мы слышим, мы можем изобразить в рисунке).

-- Попробуем это сделать и мы. Будем слушать музыку, стихи и одновременно рисовать. Посмотрим, что у нас получится в конце урока.

- А как художники выражают свои эмоции?

  1. Верно. Художники это делают при помощи красок и дарят нам чудные пейзажи. Пейзажи бывают разные, зависят они от времени года. Природа тоже бывает разная: природа северных районов и природа южных краев. Сравните: перед нами пейзажи, многие из них вам уже знакомы.

- А каких вы знаете художников, которые изображали природу? Верно! Смотрим на доску и узнаём знакомые пейзажи .

(Левитан: «Золотая осень», «Над вечным покоем», «Вечерний звон»; Пластов: «Косари»; Саврасов: «К концу лета»; Куинджи: «На острове Валаам»; Остроухов: «Первая зелень»; Шишкин: «Лесные дали», «Полдень» и т. д.)

-Ребята! Еще раз внимательно посмотрим на  стенд с репродукциями и в очередной раз удивимся многообразию нашего мира.

Как прекрасен и разнообразен наш мир! Но для того чтобы этот мир остался прекрасным на многие века, люди должны сделать многое. Сейчас всё чаще говорят о защите природы, об экологических бедствиях, о бездумном использовании человеком природы. Но экологическая проблема - это древняя проблема! Достаточно

вспомнить  древнегреческий миф о Геракле «Авгиевы конюшни».

–Ребята! Как ему удалось  очистить «Авгиевы конюшни»? (Подвел реку, т.е. загрязнил её). Значит экологическая проблема - это проблема с  давней историей.

  1. На доске записаны понятия: экология, экологическая культура, гармония, прекрасное и безобразное.

- Как вы понимаете эти слова, дайте толкование? Как вы понимаете,

что для нас прекрасно?

(Примерный ответ учащегося: прекрасное - это мама, это речка, лес; природа-это мир, где я живу)
(Примерный ответ: нужно захотеть увидеть прекрасное, удивительное всегда рядом и т. д.)

--Что значит гармония, как понимаем? (Должны  жить в ладу с природой и не  обижать её. Гармония- это  согласованность)

--Что значит не обижать природу (хотя бы беречь книги и т. д.)

--Что значит экология? Экологическая культура? Объяснить.

- Учитель: На гробнице одного из фараонов было высечено: «Я никогда не перегораживал текущей воды». Многозначный поэтический афоризм включает в себя то, что мы понимаем под словами экологическая культура. А как вы понимаете слово «экология? (Учащиеся высказываются) Экология — раздел биологии, изучающий взаимоотношения животных, растений, микроорганизмов между собой и окружающей средой. Да, в природе, ребята, всё взаимосвязано. И если эта взаимосвязь нарушается (а чаще всего разрывает эту цепочку сам человек), то в природе возникают серьёзные проблемы.

  1. На доске написаны строки Ф.Тютчева. Предлагаю детям вдуматься в эти строки ( Читают вместе со мной) :

Не то, что мните вы, природа,

Не слепок, не бездушный лик-

В ней есть дума, в ней есть свобода,

В ней есть любовь, в ней есть язык,

--О чем эти строки нам говорят?

- Не секрет, ребята, что многие из вас впервые задумались ,что есть душа, язык природы, что природа говорит с нами.

--А как она с нами разговаривает?

Читая такие стихи, мы учимся радоваться, восхищаться вслед за теми, кто открыл для нас мир природы через мир поэзии. Значит,  мир природы открывается через мир поэзии.

--Давайте вспомним, как еще мир природы можно открыть?

(Вывод: через музыку, живопись, поэзию).

  1. Плакаты с трёхстишиями японских поэтов древности.

- Как в наши дни, так и в древние времена люди старались сохранить целостность природы. Стремились понять единство человека и природы.

Пример тому  японские трёхстишия. Они красивы, чисты, полны любви к жизни и природе.

Осеняя луна                                                              Бедные звёзды!

Сосну рисует тушью,                                               Им места нет в небесах-

На синих небесах.                                                     Так сияет луна...

(Рунсэцу)                                                                             (Дейкин)

На руке у меня

Прохладный,зеленоватый

Огонёк светляка

(Сики)

-Подумайте, есть ли здесь живая природа?

V. Да, спокойная японская поэзия, проникновенно передает душевное состояние поэтов. Но сейчас мы прослушаем  стихи русских поэтов XIX века и попробуем их настроение и  состояние  от увиденного.

(Дети читают стихи русских поэтов XIX века Баратынского «Весна, весна!», Майкова «Пейзаж», Фета «Край ты мой, родимый » «Чудная картина», Плещеева «Мой садик» ,Тютчева «Неохотно и несмело», Полонского «Посмотри - какая мгла» и т. д. Все стихи исполняются под аккомпанемент пианино ученицей этого класса.)

  1. Потом четыре девочки исполняют песню на стихи Тютчева «Неохотно и несмело», музыка собственного сочинения .

-Ребята! После такой оригинальной подачи стихотворения приступим к его разбору.

Неохотно и несмело
Солнце смотрит на поля.
Чу, за тучей прогремело,
Принахмурилась земля.

Ветра долгого порывы,
Дальний гром и дождь порой…
Зеленеющие нивы
Зеленее под грозой.

Вот пробилась из-за тучи
Синей молнии струя –
Пламень белый и летучий
Окаймил ее края.

Чаще капли дождевые,
Вихрем пыль летит с полей,
И раскаты громовые
Все сердитей и смелей.

Солнце раз еще взглянуло
Исподлобья на поля –
И в сиянье потонула
Вся смятенная земля.

- Какие картины рисует поэт? (Рисует картины наступления грозы)

- Попробуйте рассказать, что вы увидели, услышали, почувствовали? (Устное рисование)

- Назовите основные образы стихотворения (собирательный образ природы)

- Какие средства помогают автору так ярко и красочно изобразить картину наступающей грозы и какую роль они играют? (Сравнения - вихрем пыль летит – показывает стремительность действий, они передают живую душу природы; эпитеты – теплый ветер, дальний гром, пламень белый – рисуют красочные образы; олицетворения- принахмурилась земля, солнце взглянуло исподлобья - помогают понять живую душу природы.

- Можно ли соотнести происходящую борьбу в природе с человеческой жизнью? (Да, человек тоже переживает трудности, борется и от этого становится счастливее, после грозы в природе обновление, природа обретает гармонию, блеск, красоту, жаль, что в жизни человека это бывает не всегда)

- Помогает ли нам пейзаж понять чувства и переживания природы и человека? Что чувствуете вы во время грозы? Что чувствует земля?

Следовательно мы – часть природы, а значит прав был прав Тютчев:

Не то, что мните вы, природа,

Не слепок, не бездушный лик-

В ней есть дума, в ней есть свобода,

В ней есть любовь,  в ней есть язык.

  1. -Ребята! Что мы можем сказать о поэзии наших дней?

(Выражаются совсем иные чувства: беспокойство, тревога, а потому мольба, предостережение. Звучат тревожные нотки как в музыке, так и в современной поэзии. Прослушайте  стихотворение Ю.Кузнецова  «Атомная сказка»).

Ученик читает «Атомную сказку» Ю. Кузнецова.

Эту сказку счастливую слышал
Я уже на теперешний лад.
Как Иванушка во поле вышел
И стрелу запустил наугад.

Он пошёл в направленье полёта
По сребристому следу судьбы.
И попал он к лягушке в болото,
За три моря от отчей избы.

— Пригодится на правое дело! —
Положил он лягушку в платок.
Вскрыл ей белое царское тело
И пустил электрический ток.

В долгих муках она умирала,
В каждой жилке стучали века.
И улыбка познанья играла
На счастливом лице дурака.

  • Почему автор называет своего героя Иваном Дураком? (Сделал необдуманно).
  • Тот ли это Иванушка из сказки? (Нет. Тот помогает всем на своем пути, зря не убивает)
  • Что значит пригодиться на правое для себя дело? (Науку развивать надо, но природа использует Ивана необдуманно).
  • Послушайте: «В долгих муках она умирала,

В каждой жилке стучали века?»

  • Как понять эти строки?

Вывод: Деяния человеческие приравниваются к катастрофе

Второй урок:

1.Ребята! Все  мы знаем сказку А. Де Сент-Экзюпери «Маленький принц», где говорится о том, как правильно следует жить в мире человеку. Ведь проблема  сохранения окружающей среды стоит в одном ряду с проблемой сохранения мира, человечества. В нашем обществе слабо выработана культура взаимоотношений человека и природы. Когда-то известный французский писатель Антуан де Сент-Экзюпери призывал людей поступать так: «Встал поутру, умылся, привел себя в порядок- и сразу же приведи в порядок свою планету.» Каждый из нас должен понимать, что, если мы будем лишь много говорить и призывать охранять природу, больших результатов не достигнем. Прежде всего, нужно изменить отношение каждого человека к окружающему миру.

  • О чем говорит эта сказка? Что запомнилось. («В ответе за тех, кого приручили»).
  • Обратите внимание на мудрые слова из этой сказки: чтение : «есть такое твердое правило: встал поутру, умылся, приведи в порядок свою планету».
  • Ребята, что мы называем своей планетой?
  • Каким образом можем приводить её в порядок?
  • Какая наша планета? (Наша планета голубая, планета- это все, что нас окружает; леса, поля, озера, земля, которая кормит, по которой мы ходим, у которой берем, но отдавать забываем).

  1. Дети выступили с  сообщениями о почве, воде, эрозии почвы, кислотном дожде и т. д.
  2. Групповая работа. Дети разбились на команды и путём исследования убедились, что может произойти, если убить хоть одного кита.   Была проведена игра «Китобойный промысел».

Выводы экспертов: «Нефтяное загрязнение океана — самое распространённое явление. От 2-х до 4-х% водной поверхности Тихого и Атлантического океанов постоянно покрыто нефтяной плёнкой. В морские воды ежегодно поступает до 6 млн. тонн нефтяных углеводородов. Реки мира ежегодно выносят в морские и океанические воды более 1,8 млн. тонн нефтепродуктов. К плавающим комочкам мазута прикрепляются разные мелкие животные, которыми охотно питаются рыбы и усатые киты. Вместе с ними они заглатывают и нефть. Одни рыбы от этого гибнут, другие насквозь пропитываются нефтью и становятся непригодны для употребления в пищу из-за неприятного запаха и вкуса. Только 10% загрязняющих веществ остаётся вблизи места сброса, остальные загрязняют весь морской бассейн. В развивающихся странах от загрязнённой воды ежегодно умирает 9 млн. человек.

  1. .  В последнее  десятилетие экологическая тревога обретает особое общественное звучание и в нашей литературе. Ещё А .С.Пушкин  в своей сказке « О рыбаке и рыбке показал, с чем можно остаться  на берегу  Синего моря . Много лет прошло с тех пор, но многие нелепости провозглашаются и в наши дни: «мы призваны покорить природу» или  « отвоевать у природы клочок  земли» и т. д. Будто подсказка дана пушкинской старухой:

Не хочу быть вольною царицей,

Хочу быть владычицей морскою.

Чтобы жить мне в Океане-море,

Чтоб служила мне рыбка золотая

И была у меня на посылках.

5.-Дети! Давайте проанализируем, что может произойти, если бездумно относиться к природе, если всё время брать, а не восстанавливать? ( Дети приводят свои аргументы)

  1. - Ребята, природа не только наша кормилица. Она питает наши души, вдохновляет нас. Вдохновляет не только писателей, поэтов на творчество, но и наших друзей, сидящих в классе. Прослушаем стихи вами написанными.

Наши народы губят природу.

Рубят леса, загрязняют поля.

Наши заводы губят природу

В реки, озера сливая отходы.

Нашу природу надо беречь:

Не рубить и не жечь

(6А класс)

Неужели природа погибнет?

Как же мы будем в будущем жить?

Давайте друг другу пообещаем,

Что всем этим будем всегда дорожить!

(6А класс)

Текла Нева, текла долгие годы

Построили на её берегах заводы,

Которые сбрасывали в неё отходы

Из-за этих проклятых  отходов

Скоро вымрут все, кроме пароходов…

7.- Ребята! Чтобы не заканчивать наш урок на трагической нотке, пасмурно, безнадежно, давайте изобразим на плакате  всё же гармонию человека и природы ( на доске заранее прикреплены 3 плаката, где дети, выходя поочерёдно, делятся своими мыслями..)

8 -Итогом нашего урока может послужить стихотворение  Р.Рождественского « Просьба». ( Две девочки и два мальчика исполняют песню под аккомпанемент фортепьяно).

Раненая птица в руки не давалась,

Раненая птица птицей оставалась.

Этот сон давнишний до сих пор мне снится:

На траве кровавой вздрагивает птица.

Припев:

Птицы, рыбы и звери

В души людям смотрят.

Вы их жалейте, люди,

Не убивайте зря;

Ведь небо без птиц — не небо,

А море без рыб — не море!

И земля без зверей — не земля,

Не земля, не земля!

Люди-исполины, люди-великаны,

Есть у вас винтовки, сети и капканы,

Есть у вас бесстрашье, сила есть навечно.

И должно быть сердце — сердце человечье.

Люди-человеки, страны и народы,

Мы теперь навечно должники природы.

Надо с этим долгом как-то расплатиться,

Пусть расправит крылья раненая птица!

Домашнее задание (вариативное):

  • "сочинение-миниатюра "… берёза" (эпитет подставить самим).;
  • "подобрать музыку, подходящую по настроению к одному из прочитанных стихотворений;
  • "выучить одно из прочитанных  на уроке стихотворений


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Интегрированный урок математики и экологии «Решение уравнений» 6 класс

Цель данного урока - осуществить обобщение и  систематизацию знаний  учащихся по теме «Решение уравнений» на решении примеров и задач, осуществить межпредметную связь с  экологией...

Интегрированный урок литературы и английского языка в 5 классе. Книга М. Твена «Приключения Тома Сойера».

Интегрированный урок литературы и английского языка в 5 классе. Книга М. Твена «Приключения Тома Сойера»....

Интегрированный урок чтения и экологии во 2-м классе

Интегрированный урок чтения и экологии во 2-м классе. Развитие внимания и творческих способностей у детей к художественному слову,поставленной речи,к чтению. Пробуждение интереса к изучению окружающег...

Методическая разработка интегрированного урока литературы и классного час в 8 классе по повести А.С.Пушкина "Капитанская дочка"

"Семья и семейные ценности".Так называется интегрированный урок литературы и классного часа по повести А.С.Пушкина "Капитанская дочка".Задача: обобщить в одном учебном материале знания в области литер...

Интегрированный урок литературы и культуры речи в 9 классе "Урок письма"

Урок внеклассного чтения в 9 классе "Урок письма"...

Интегрированный урок литературы и экологии «Природа Дальнего Востока глазами В.К. Арсеньева – путешественника, ученого, писателя».

Интегрированный урок литературы и экологии "Природа Дальнего Востока глазами В.К. Ареньева - путешественника, учёного, писателя"...