Интегрированный урок чтения и экологии во 2-м классе
методическая разработка по экологии по теме
Интегрированный урок чтения и экологии во 2-м классе. Развитие внимания и творческих способностей у детей к художественному слову,поставленной речи,к чтению. Пробуждение интереса к изучению окружающего мира, взаимоотношениям животных и растений в природе. Развивать умение работать в группе. Авторы: Турчанинова А.Я., Комаровская Г.В.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
urok.doc | 41.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Тема : Интегрированный урок чтения и экологии.
Цели:
- Повторить и систематизировать знания детей о тексте; учить определять тему текста, основную мысль и опорные слова, учить составлять план.
- Показать многообразие живых организмов, окружающих нас. Показать черты приспособленности животных к среде обитания.
- Совершенствовать умение работать с текстом: находить необходимые сведения, составлять характеристику животных.
- Развивать внимание к художественному слову, речь, творческие способности детей, интерес к чтению и изучению окружающего мира.
- Развивать умение работать в группе.
Оборудование:
1.Учебное пособие Крылова О.Н. Чтение. Работа с текстом: 2 класс. М.: Издательство «Экзамен», 2011(Серия «Учебно-методический комплект»)
2.Иллюстрация «Годовой круг», краткая биография писателя Владислава Анатольевича Бахревского, музыкальные фрагменты «Звуки леса».
3.Рисунки животных и растений: муравьи, белка, ласточка, медведь, дятел, земляника. 4.Фигурки животных, муляжи грибов, растения.
5.Компьютерная презентация «Жизнь бурого медведя».
I. Организационный момент.
Учитель: Давайте попробуем предположить с какой темой будет связан наш текст. Послушаем музыкальный фрагмент, рассмотрим иллюстрации, послушаем стихотворение.
Берегите землю. Берегите
Жаворонка в голубом зените,
Бабочку на стебле повилики,
На тропинках солнечные блики.
На камнях играющего краба,
В жарких странах тень от баобаба,
Ясный месяц над речным покоем,
Ласточку, мелькающую в жите.
Берегите землю. Берегите!
Учитель: Ваши предположения? С какой темой связан наш текст?
Дети: С окружающим нас миром. С природой.
Учитель: Каждый человек на земле за свою жизнь учится понимать и любить это бесценное чудо – природу.
- Актуализация знаний.
Учитель: А теперь давайте узнаем, где будут происходить события текста. К нам на урок пожаловали помощники, которые укажут направление. А чтобы их увидеть, вам необходимо внимательно послушать следующие тексты и угадать о ком они.
- Мы лесные жители,
Мудрые строители.
Из иголок всей артелью
Строим дом себе под елью.
О ком говориться в этом тексте?
О муравьях.
Запишите тему этого текста по его содержанию.
Запишите тему этого текста по его главной мысли.
Запись на доске и в тетради.
- Муравьи.
Мудрые строители.
На доске появляется иллюстрация «Муравьи».
- С ветки на ветку
Быстрый, как мяч,
Скачет по лесу рыжий циркач.
Вот на лету он шишку сорвал,
Прыгнул на ствол
И в дупло убежал.
О ком говориться в этом тексте?
О белке.
Запишите тему этого текста по его содержанию.
Каким качеством обладает зверёк?
С кем образно сравнивают белку?
Запись на доске и в тетради.
- Белка.
Шустрый зверёк.
Рыжая циркачка.
На доске появляется иллюстрация «Белка».
- Я по дереву стучу,
Червяка добыть хочу,
Хоть и скрылся под корой –
Всё равно он будет мой.
О ком говориться в этом тексте?
О дятле.
Запишите тему этого текста по его содержанию.
С кем образно можем сравнить эту птицу?
Запись на доске и в тетради.
- Дятел.
Лесной доктор.
На доске появляется иллюстрация «Дятел».
- Я капелька лета на тоненькой ножке.
Плетут для меня кузовки и лукошки.
Кто любит меня, тот готов поклониться,
А имя дала мне родная землица.
О чём говориться в этом тексте?
О землянике.
Запишите тему этого текста по его содержанию.
С чем образно можем сравнить эту ягоду?
Запись на доске и в тетради.
- Земляника.
Капелька лета.
На доске появляется иллюстрация «Земляника».
Учитель: Где мы можем встретить эти растения, животных, насекомых.
Дети: В лесу.
III.Работа над содержанием текста и языковой разбор.
Учитель: Давайте представим себя в лесу. Послушаем звуки леса.
(Запись «Звуки леса»)
Текст, который мы будем сегодня читать, написал Владислав Анатольевич Бахревский.
Откроем текст и прочитаем его про себя.
(Выразительное чтение текста учителем)
Определите жанр этого произведения. Докажите, почему вы так думаете.
Дети: Это сказка. Герои- животные общаются друг с другом. Совершают поступки, которых бы не могло быть в реальной жизни.
Определите тему текста.
Как Мишка птенчиков спас.
Определите основную мысль текста.
Благородный поступок Мишки. Добрый поступок Мишки.
Давайте определим количество абзацев в тексте.
В тексте семь абзацев.
Прочитаем этот текст по абзацам. (Чтение текста учениками)
Учитель: Ответим на вопросы к тексту.
- Посмотрите, пожалуйста, на наш годовой круг и определите, в какое время года происходит действие этой сказки? (Обратимся за консультацией к произведениям Виталия Бианки. Запись на доске: «Первый месяц лета – месяц гнёзд. …У всех певчих пичужек гнёзда, во всех гнездах – всех цветов яички. Сквозь тонкую скорлупку просвечивает нежная маленькая жизнь…»
- С какой просьбой обратились к Мишке ласточки? – Не погуби наших детушек!
По толковому словарю выясним значение слова «погубить»
- Почему автор использовал в тексте предложение «Что делать?!» Автор хотел подчеркнуть ситуацию выбора. Важность решения для Мишки и для судьбы птенцов.
- По толковому словарю выясните значение слова «чудак». Какими словами автор называет Мишку? Чудак с гнездом на голове.
- Зачем со всего леса слетались к Мишке птицы?
Кормили, поили его. Оказывали ему поддержку.
- «Пришёл счастливый день». Почему автор так назвал этот день? Каким образом отправился домой Мишка? Побрёл – медленно пошёл домой.
- Запишите, как вы понимаете смысл предложения , «Какое спасибо Мишке ни скажи – всё мало». Что спас Мишка? Мишка спас «нежную маленькую жизнь». Безграничная благодарность за спасённую жизнь.
- Выберите наиболее подходящий заголовок к тексту.
- Гнездо на голове.
- Терпеливый Мишка.
- Мишка под липой.
- Физкультминутка
Пожалуйста, с мест вставайте!
Дружно делайте движения и отвечайте!
На прогулку в лес пойдём?
Пойдём!
Мышцы дружно разомнём?
Разомнём!
Шишек для поделок соберём?
Соберём!
Веточки в лесу не ломаем,
А рукой отодвигаем.
Домой с прогулки придём?
Придём!
О лесных жителях всё узнаем?
Узнаем!
- Упражнение в составлении плана к тексту.
Составим план к сказке. О чём он должен рассказать?
О главных событиях в тексте.
Что нужно сделать , чтобы составить план?
Выделить главные события.
Определите последовательность иллюстраций к событиям, описанным в тексте.
Выбрав иллюстрацию, называю главное событие.
- Как Мишке на голову гнездо упало.
- Просьба ласточек.
- Счастливый день. Безграничная благодарность.
Чему учились?
Как же мы составляли план, что для этого делали?
Мишка из сказки прислал нам настоящее ласточкино гнездо. Посмотрите на него. Какие вопросы у вас появились?
Учитель биологии демонстрирует детям настоящее ласточкино гнездо и задаёт вопросы:
- Может ли ласточка жить в лесу?
- Где вы встречали ласточку?
- Мог бы медведь на самом деле помочь ласточке?
Дети отвечают на вопросы
Учитель биологии предлагает детям посмотреть видео-презентацию «Жизнь бурого медведя».
После просмотра видеофрагмента дети садятся за круглый стол, на котором расставлены фигурки животных, растения (кустарники, деревья, мох) , муляжи грибов.
Учитель биологии предлагает собрать из животных, растений, грибов уголок леса, где обитает бурый медведь.
- Где обитает бурый медведь?
- Какие растения необходимо поставить? Дети ставят деревья: берёзу, ель, сосну. А также кустарники: малину, ежевику, кустарнички – бруснику, чернику.
Учитель биологии: Объясните свой выбор растений.
Медведь живёт в лесу и питается ягодами.
Учитель биологии: Предлагаю вам выбрать и поставить фигурки животных, которые живут в одном лесу с медведем.
Дети ставят фигурки лося, лягушки, ящерицы, жуков, муравейник. Под дерево ставят гнездо с птицей, на пенёк ставят фигурку белочки.
Учитель биологии: Чем отличается сказочный персонаж медведя от настоящего?
В сказке медведь помогает птице, а настоящий бурый медведь съел бы всех животных, которые находятся вокруг него.
Дети в игровой форме смогли сами объяснить местообитание бурого медведя, а также определить сеть питания медведя. Ученики под руководством ( с помощью) учителя биологии собрали коллекцию «Бурый медведь», которая помогла им ответить на вопросы, а также расширить свой кругозор. Коллекцию «Бурый медведь», собранную учащимися 2 класса можно использовать и на других уроках при изучении животных, на уроках биологии, экологии, географии, изобразительного искусства.
Авторы: Комаровская Г.В.
Турчанинова А.Я.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Интегрированный урок чтения, географии и естествознания в 6 - 7 классе (VIII вид) Тема: «Путешествие в страну «Экология»»
Тема: «Путешествие в страну «Экология»»Цели:Коррекционно - образовательные:дать представление о науке «Экология»; воспитывать интерес к чтению; продолжать формирование и совершенствование ...
Интегрированный урок математики и экологии «Решение уравнений» 6 класс
Цель данного урока - осуществить обобщение и систематизацию знаний учащихся по теме «Решение уравнений» на решении примеров и задач, осуществить межпредметную связь с экологией...
Интегрированный урок чтения и развития речи в 4 классе на тему: "Чтение рассказа М. Пришвина «Золотой луг» ,раннецветущие растения: одуванчик"
Формировать навык правильного, сознательного чтения, используя разнообразные виды работ. Рас...
Технологическая карта интегрированного урок чтения, изобразительного искусства, музыки в 6 классе для детей с ограниченными возможностями здоровья : С.Есенин «Белая береза»
Технологическая карта интегрированного урок чтения, изобразительного искусства, музыки в 6 классе для детей с ограниченными возможностями здоровья : С.Есенин «Белая береза»...
Презентация интегрированного урока чтения, изобразительного искусства, музыки в 6 классе для детей с ограниченными возможностями здоровья С.Есенин «Белая береза»
Презентация интегрированного урока чтения, изобразительного искусства, музыки в 6 классе для детей с ограниченными возможностями здоровья С.Есенин «Белая береза»...
Технологическая карта интегрированного урок чтения и изобразительного искусства в 5 классе для детей с ограниченными возможностями здоровья С.Есенин «Поет зима-аукает»
Технологическая карта интегрированного урок чтения и изобразительного искусства в 5 классе для детей с ограниченными возможностями здоровья С.Есенин «Поет зима-аукает»...
Интегрированный урок литературы и экологии в 6-ом классе.
В последнее время все больше внимания уделяется экологическому образованию, так как без него сложно решить важнейшие проблемы развития цивилизации.Представленный интегрированный урок с применени...