Конспект урока по повести А.И. Куприна "Олеся"
план-конспект урока по литературе (11 класс)
Конспект урока по повести А.И. Куприна "Олеся" в 11-ом классе
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
![]() | 20.58 КБ |
Предварительный просмотр:
Урок по повести Куприна «Олеся» в 11 классе
Тема урока: «Изображение мира природы и человека в повести «Олеся». Воплощение нравственного идеала в повести».
Тип урока: урок анализа художественного произведения
Вид урока: урок решения «ключевых» задач
Цели урока:
- Образовательные: исследование структуры повести Куприна «Олеся»;
- Развивающие: развивать навык анализа прозаического текста, формировать умения анализировать, сравнивать, обобщать полученные знания.
- Воспитывающие: способствовать ориентации в мире знаний о нравственности, осмыслению места человека в системе моральных ценностей эпохи.
Оборудование: текст повести Куприна «Олеся», интерактивная доска, компьютер.
Ход урока
Этап урока | Деятельность учителя | Деятельность учеников |
Мотивационный этап | Создает психологический настрой на урок, объявляет тему урока. | Настраиваются на восприятие информации и работу на уроке |
Проверка домашнего задания | Слушает ответ учащегося об истории создания повести «Олеся», при необходимости корректирует ответ. | Один из учеников индивидуально отвечает домашнее задание. Остальные – слушают подготовленный материал, задают вопросы. |
Аналитическая работа с текстом | Делит класс на 5 групп:
| Работа в группах. У каждой группы есть свои вопросы, на которые нужно найти ответы в тексте. Группы работают по очереди, согласно сюжетной линии произведения. Группа 1. Полесье. Нравы крестьян. С какой целью молодой «паныч» Иван Тимофеевич приезжает в глухую деревушку Волынской губернии? (Хотел получить свежие впечатления, найти сюжеты для новых рассказов). Крестьяне, их нравы (глава 1). Что доказывает, что Иван Тимофеевич - человек мира цивилизации? (Он образован, пытается лечить и учить людей, тоскует по светским дамам). Творческая мастерская: пишут путевой очерк/записки о Полесье, как будто они были там и рассказывают свои впечатления (Е.О. Галицких). Группа 2. Мануйлиха. «Избушка на курьих ножках». Что нарушает привычную деревенскую скуку «паныча»? (гл.2) Избушка Мануйлихи. Какие сказочные элементы используются в описании Мануйлихи? (гл.3) Группа 3. Олеся. Что сначала привлекает Ивана Тимофеевича в Олесе и Мануйлихе? (Таинственность, сказочность. Ученики зачитывают портреты Олеси и Мануйлихи, описание их хаты). Что доказывает, что они представители духовного мира? (Они близки природе, посвящены в ее секреты, действуют интуитивно). Почему Олеся и Мануйлиха бегут от людей? (Они боятся злобы, грубости, корысти). Философ Николай Бердяев писал, что человек, пожив духовно, творчески, хочет после пожить цивилизованно, комфортно, но, ударившись с головой в цивилизацию, он превращается в машину. Каков же тогда выход? Неужели мы все должны уходить в леса, становиться отшельниками? (Нет, нужно совмещать духовные ценности с благами цивилизации). Чем привлекает портрет Олеси (гл.3,4). Гадание Олеси. (гл.3). Олеся об Иване Тимофеевиче, о судьбе (гл.4). Чары Олеси («фокусы») – (гл.5). Олеся о церкви (гл.6). Группа 4. О любви. Зарождение любви (гл.6). Как зарождается любовь: с первого взгляда или в процессе общения? Что очаровывает Ивана Тимофеевича в Олесе? (гл.6) Самые счастливые минуты жизни героев (гл.10). Кто первым признаётся в любви? (гл.10) Целый месяц длится «наивная, очаровательная сказка любви» (гл.11). Иван Тимофеевич о женитьбе (гл.11). Группа 5. Отношение сельчан к Олесе и Мануйлихе. Избиение Олеси. Какое несчастье грозит Олесе и её бабушке? (гл.8) Чем жертвует Иван Тимофеевич, чтобы им помочь? (гл.9) На какой поступок решилась Олеся, чтобы доказать свою любовь Ивану Тимофеевичу и – главное – самой себе? Что говорит Олеся о церкви? (гл.11) Избиение Олеси. Проклятье (гл.12). Иван Тимофеевич и Олеся в хате (гл.13). Гроза, град (гл.14). Нитка коралловых бус – память об Олесе |
Беседа по произведению | Задает ученикам вопросы: - Почему закончилось «наивная, очаровательная сказка любви»? - Ваше отношение к главным героям повести - Какая, на ваш взгляд, основная идея повести Куприна «Олеся»? | Отвечают на вопросы, аргументируя свой ответ, с опорой на прочитанный текст. Делают выводы (Стремление человека быть ближе к природе, её живительным сокам и невозможность в условиях жёстко регламентирующей его цивилизации осуществить эту идиллию. Человек может быть прекрасным, если будет развивать, а не губить данные природой способности. Социальная среда губит лучшие свойства человеческой души, если человек отдаляется от естественного, заложенного в него природой). |
Литературная викторина | Предлагает учащимся вопросы для проверки внимательности чтения повести: 1.О чем напоследок спрашивает Олеся Ивана Тимофеевича? 2.Чем пытался лечить больных Иван Тимофеевич? 3.Сколько лет Олесе? 4.Как Мануйлиха называет болезнь Олеси? 5.Сколько времени болел и не виделся с Олесей Иван Тимофеевич? 6. Настоящее имя Олеси. 7.Какие подарки приносил Иван Тимофеевич для Мануйлихи? 8.Какие птицы дружили с Олесей? 9.Какой картой в колоде является Олеся? 10.В какой религиозный праздник с Олесей случилась беда? | Ученики отвечают на вопросы: 1.Был ли он с ней счастлив 2. Касторовым маслом, карболкой, борной кислотой, йодом. 3.25 4.Огневица 5.11 дней 6.Алена 7.Чай и сахар 8.Зяблики 9.Трефовая дама 10.В Троицу |
Подведение итогов урока, рефлексия, домашнее задание | Предлагает обобщить знания, полученные на уроке. Проблемная ситуация: почему не состоялось счастье героев? Просмотр буктрейлера (https://www.youtube.com/watch?v=zOesW_P6W5k) Домашнее задание: прочитать рассказ «Гранатовый браслет». | Отвечают на вопросы, делают обобщение изученного материала, выводы, подводят итоги. Смотрят буктрейлер. Записывают домашнее задание. |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
План- конспект урока по повести В. Распутина "Прощание с Матерой" в 8 классе.
В основе урока лежит беседа с учащимися по повести В. Распутина "Прощание с Матерой"....
![](/sites/default/files/pictures/2012/11/18/picture-99940-1353236783.jpg)
Анализ повести Олега Ждана «Гений».Конспект урока по повести Олега Ждана «Гений».
Вид урока: урок художественного восприятия.Форма урока: урок-беседа.Методы обучения:словесные (эвристическая беседа),проблемный. Оборудование:Распечатка повести О.Ждана «Гений».Толковый сло...
![](/sites/default/files/pictures/2012/11/16/picture-33125-1353080858.jpg)
Конспект урока по повести "Бедная Лиза" Н.М. Карамзина
Конспект урока по повести "Бедная Лиза" Н.М. Карамзина...
![](/sites/default/files/pictures/2018/02/08/picture-204065-1518113408.jpg)
Конспект урока по повести А.С.Пушкина "Барышня-крестьянка"
Наглядный материал поможет ученикам погрузиться в атмосферу повести, визуализировать её. В ходе урока сочетаются чтение, наблюдение, анализ материала.Материал включает план урока, приложение, презента...
Конспект урока по повести о Петре и Февронии Муромских
Развернутый план урока, посвященный повесте о Петре и Февронии Муромских...
![](/sites/default/files/pictures/2013/04/19/picture-245593-1366396005.jpg)
Конспект урока по повести В.Г. Распутина "Уроки французского"
Конспект урока "Уроки доброты" (по повести В.Г. Распутина "Уроки французского")...
![](/sites/default/files/pictures/2013/04/19/picture-245593-1366396005.jpg)
Конспект урока по повести В.Г. Распутина "Уроки французского"
Конспект урока по повести В.Г. Распутина "Уроки французского"...