Конспект урока по повести о Петре и Февронии Муромских
план-конспект урока по литературе (6 класс) по теме
Развернутый план урока, посвященный повесте о Петре и Февронии Муромских
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
plan_po_lit-re.doc | 36.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Тема: Ермолай Еразм
Повесть о Петре и Февронии Муромских
Образовательные задачи:
1) прививать культуру ведения дискуссии на уроке, умение отстаивать свою точку зрения, умение выслушать собеседника.
2) развивать умение работать с текстом(работа с карандашом);
навык работы над анализом эпизода, умение составлять план текста по основным эпизодам;
3) обучение сопоставительному и сравнительному анализу работы над текстом (работа с таблицей).
Цель урока:
Познакомиться с произведением древнерусской литературы.
Определить проблематику повести.
Выявить новаторство Ермолая-Еразма в создании характера героини.
Расширить понятие эпизода эпического произведения.
Развивать аналитические умения и письменную речь.
Ход урока:
- Здравствуйте, садитесь, пожалуйста! Обратите внимание на запись на доске.
(кто-то из учеников зачитывает)
- как вы понимаете это высказывание? (предпочтительно спросить сильного ученика)
«Нравственность едина во все века и для всех людей. Читая об устаревшем в деталях, мы можем найти многое для себя.»
Д. С. Лихачёв.
1.Опрос по пройденному материалу.
- Давайте вспомним, что мы знаем о повести
“Повесть о Петре и Февронии” – это фольклорное или литературное произведение? Почему?
Можно ли назвать это произведение житием?
Что значит “повесть”, почему это произведение называется повестью?
Анализ произведения.
К какому роду относится “Повесть о Петре и Февронии”?
Что значит эпический род? Главные его признаки?
Какие признаки эпического рода можно выделить в “Повести о Петре и Февронии”?
Что значит понятие “эпизод”?
Выделите основные эпизоды в произведении.
2. Работа с текстом произведения.
-Кто хотел бы поработать на отличную оценку?
(Выполнение и проверка домашнего задания)
Выделить основные эпизоды повести:
Проделки дьявола
Отчего смерть змея приключится.
Смерть от Петрова плеча и Агрикова меча.
Агриков меч найден.
Змей убит.
Мудрая девушка из села Ласково.
Условие Февронии и исцеление.
Заговор против княгини Февронии.
“Дайте то, что я прошу!”
Прозорливость Февронии.
Возвращение в Муром и счастливое княжение.
“Приспело время преставления”.
Чудеса с телами Петра и Февронии.
3. Анализ эпизода эпического произведения.
- Спасибо, а теперь давайте проанализируем один из эпизодов по выбору (класс делится на 6 вариантов) на задание отводится 10-12 мин, перед выполнением ученики конспектируют вопросы и задания:
1) Озаглавить эпизод.
2)Указать, какое место этот эпизод занимает в произведении (в начале, в конце, главный или незначительный).
3)Роль эпизода в раскрытии характеров или в развитии сюжета.
4) Действующие лица эпизода, какие черты характера проявляет каждый.
5) Есть ли в эпизоде пейзаж или описание интерьера, предметного мира; их роль.
6) Как проявляется в эпизоде стиль писателя, что для него характерно.
7) Языковые особенности эпизода – анализ средств языка, используемых автором.
4. Закрепление изученного материала. (следует спросить тех учеников, кто отвлекался во время урока)
Пётр и Феврония – исторические лица. Они княжили в Муроме в начале XIII века и умерли в 1228 году. Повесть написана на основе местной легенды о мудрой крестьянской девушке, ставшей княгиней.
Повесть похожа на житие, но содержание произведения отличается от канонического жития.
Найдите признаки жития в повести.
Что вам напоминает начало повести?
Найдите другие признаки волшебной сказки в произведении.
Заполнить таблицу: (Таблица выводится на проектор, есть возможность спроси ть многих учеников) – задание выполняется всем классом
Признаки сказки | Черты жития |
Сказочный зачин. Первая часть похожа на народную сказку о змее-искусителе, вторая – на сказку о мудрой деве. Есть сказочный герой змей-искуситель. Добро побеждает зло. Пётр побеждает змея. Есть загадки, хитроумные задания-испытания. Есть волшебные вещи: Агриков меч. Есть постоянные эпитеты (“лукавый змей”, “мудрая дева”). | Автор прославляет святых, создавая идеальные образы. (Пётр – благочестивый, святой; Феврония – святая, преподобная, блаженная). Есть похвальное слово святым. Любовь героев к Богу, жизнь по “заповедям Божьим”. Чудеса, которые творит герой (Феврония исцеляет больных). Необычная смерть и посмертные чудеса. |
- спасибо за урок, запишите, пожалуйста домашнее задание
5.Домашнее задание
ТВОРЧЕСКАЯ РАБОТА: Какие жизненные ценности утверждаются в повести?
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Урок по повести "Повесть о Петре и Февронии Муромских"
Это один из уроков в 7 классе по авторской технологии преподавания литературы профессора Воронежского госудврственного педагогического университета Б.С.Дыхановой. кстати, древнерусскую литературу изуч...
Конспект урока литературы в 7 классе с использованием методов и приёмов личностно ориентированного подхода в образовании по "Повести о Петре и Февронии Муромских"
В основе методической разработки - сочетание традиционных и новых приёмов, форм и средств обучения личностно ориентированного подхода в образовании. Словесники могут по своему ...
Урок по "Повести о Петре и Февронии Муромских"
Разработка урока по "Повести о Петре и Февронии Муромских"...
Урок по "Повести о Петре и Февронии Муромских"
Презентация к уроку по "Повести о Петре и Февронии Муромских"...
Конспект урока по литературе "Повесть о Петре и Февронии Муромских"
Конспект урока по литературе 7 класс....
Урок по "Повести о Петре и Февронии Муромских"
Урок рассчитан для учащихся 7 класса. Цель его - рассмотреть жанровое своеобразие произведения, определить характер героев, составить духовный портрет Петра и Февронии....