Конспект урока по повести В.Г. Распутина "Уроки французского"
план-конспект урока по литературе (6 класс) по теме

Титова Татьяна Александровна

Конспект урока  "Уроки доброты" (по повести В.Г. Распутина "Уроки французского")

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл uroki_frantsuzskogo_konspekt.odt26.63 КБ

Предварительный просмотр:

Тема: Уроки доброты  ( В.Г. Распутин «Уроки французского»)

6 класс

Ход урока

  1. У каждого из вас по-разному складываются отношения с разными учителями. Как вы считаете, что необходимо в отношениях между учителем и учеником. Запишите в тетрадь, оставив место для записи темы урока. Обсудите с товарищем. Поделитесь с остальными. (доброта, уважение, понимание, внимание, сопереживание и т.д.)

  1. Многие из вас назвали доброту.  Запишите это слово еще раз и подберите к нему ассоциации (это могут быть отдельные слова разных частей речи, словосочетания) Учащиеся записывают ассоциации, обсуждают с товарищами, по желанию делятся с остальными, другие могут записывать понравившиеся примеры. (Тепло, свет, солнышко, мама, ласка,чуткость, умение понять и т.д)

  1. Тема нашего урока «Уроки доброты» (записать в тетрадь)

  1. Запишите, пожалуйста, в тетрадь и продолжите высказывание:

Мне кажется, уроки доброты — это...

  1. Можете ли вы привести примеры из произведений, где герой или герои преподносили  уроки доброты другим? В чем они заключались? (Рассказ «Конь с розовой гривой». Бабушка покупает внуку пряник, несмотря на его обман)

  1. Сегодня мы будем говорить о произведении Валентина Григорьевича Распутина «Уроки французского». Распутин — наш современник, сибиряк, как и В.П. Астафьев.      Валентин Григорьевич говорил, что его творчество немыслимо без влияния Сибири, тайги и, особенно, реки Ангары.

Нравственные проблемы — главные темы его творчества. Память, совесть, доброта — главные слова.

  1. Расскажите о времени действия произведения. Что это за годы в истории нашей страны? Почему в семье героя, так же как и в других семьях, не водилось денег? (Колхозникам не платили денег, в табеле лишь ставили палочки за отработанные трудодни, а потом в счет их выдавали муку, крупу, картошку)

  1. Расскажите,  с какими трудностями пришлось столкнуться герою в райцентре? Представьте себя на месте нашего героя и напишите от его имени коротенькое письмо домой матери.  Обсуждение писем. (Герой не может жаловаться на неприятности — это не в его характере)

  1. Посмотрите отрывок из одноименного кинофильма и перечислите, какие черты характера проявились в этом эпизоде. Запишите. (Любовь, бережное отношение к матери, терпение, настойчивость, сила воли. Мальчик поддается нахлынувшим чувствам и бежит за грузовиком, но вовремя останавливается, выбирая учение.) Такого эпизода в книге нет. О чем хотел сказать нам режиссер, вставляя его в фильм?

  1. Почему герой начал играть в чику? Какой не может быть игра на деньги? (честной)

  1. Вспомните  эпизод, когда Лидия Михайловна оставила героя после уроков, чтобы выяснить, почему он играл на деньги. Давайте посмотрим, как это изображено в фильме. (Просмотр отрывка из к/ф) После этого эпизода в фильме сразу же идет другой, которого тоже нет в книге.  Давайте посмотрим. Как вы считаете, зачем режиссер включил этот эпизод в фильм. (Чтобы показать как по-разному подходят люди к решению схожих проблем). Какие черты проявляют в этом эпизоде Лидия Михайловна и директор? Какие уроки они преподнесли своим ученикам?

  1. Подумайте, а можно ли считать предложение учительницы играть с ней на деньги  уроком доброты?

  1. Ведет ли кто-нибудь из вас личный дневник? Зачем он нужен человеку?

Как вы думаете, какие записи могли появиться в дневнике у нашего героя после первого прихода к Лидии Михайловне домой, после того, как их разоблачил директор, после того, как Лидия Михайловна уехала?

Это будет вашим домашним заданием.

  1. Рефлексия. Что понравилось на уроке, что было трудно? На какие еще вопросы вы бы хотели получить ответы на следующем уроке?


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

План- конспект урока по повести В. Распутина "Прощание с Матерой" в 8 классе.

В основе урока лежит беседа с учащимися по повести В. Распутина "Прощание с Матерой"....

Анализ повести Олега Ждана «Гений».Конспект урока по повести Олега Ждана «Гений».

Вид урока: урок художественного восприятия.Форма урока: урок-беседа.Методы обучения:словесные (эвристическая беседа),проблемный. Оборудование:Распечатка повести О.Ждана «Гений».Толковый сло...

Конспект урока по повести "Бедная Лиза" Н.М. Карамзина

Конспект урока по повести "Бедная Лиза" Н.М. Карамзина...

Конспект урока по повести А.С.Пушкина "Барышня-крестьянка"

Наглядный материал поможет ученикам погрузиться в атмосферу повести, визуализировать её. В ходе урока сочетаются чтение, наблюдение, анализ материала.Материал включает план урока, приложение, презента...

Конспект урока по повести о Петре и Февронии Муромских

Развернутый план урока, посвященный повесте о Петре и Февронии Муромских...

Конспект урока по повести В.Г. Распутина "Уроки французского"

Конспект урока по повести В.Г. Распутина "Уроки французского"...

Конспект урока по повести Валентина Распутина "Живи и помни". Путешествие в глубь человеческой души.

Данная разработка урока литературы  в 11 классе по прекрасному произведению В.Г. Распутина "Живи и помни"  поможет учащимся разобраться в сложных  философских вопрос...