Рабочая программа по литературе в 10 классе
календарно-тематическое планирование по литературе (10 класс)
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
Ельнинская средняя школа №2 им. К.И. Ракутина
Принята на заседании Утверждаю
педагогического совета Директор школы
протокол от 31.08.2021г. №1 ________Иванова Г.Н.
Приказ от 31.08.2021№ 99 о/д
Рабочая программа
по литературе 10 класс
Учитель: Халенкова Надежда Александровна
г. Ельня, 2021г.
10 класс
Планируемые результаты изучения предмета «Литература»
Личностными результатами выпускников основной школы, формируемыми при изучении предмета «Литература», являются:
совершенствование духовно-нравственных качеств личности, воспитание чувства любви к многонациональному Отечеству, уважительного отношения к русской литературе, к культурам других народов;
использование для решения познавательных и коммуникативных задач различных источников информации (словари, энциклопедии, интернет-ресурсы и др.).
ориентация обучающихся на достижение личного счастья, реализацию позитивных жизненных перспектив, инициативность, креативность, готовность и способность к личностному самоопределению, способность ставить цели и строить жизненные планы;
готовность и способность обеспечить себе и своим близким достойную жизнь в процессе самостоятельной, творческой и ответственной деятельности;
готовность и способность обучающихся к отстаиванию личного достоинства, собственного мнения, готовность и способность вырабатывать собственную позицию по отношению к общественно-политическим событиям прошлого и настоящего на основе осознания и осмысления истории, духовных ценностей и достижений нашей страны;
нравственное сознание и поведение на основе усвоения общечеловеческих ценностей, толерантного сознания и поведения в поликультурном мире, готовности и способности вести диалог с другими людьми, достигать в нем взаимопонимания, находить общие цели и сотрудничать для их достижения;
принятие гуманистических ценностей, осознанное, уважительное и доброжелательное отношение к другому человеку, его мнению, мировоззрению;
способность к сопереживанию и формирование позитивного отношения к людям, в том числе к лицам с ограниченными возможностями здоровья и инвалидам; бережное, ответственное и компетентное отношение к физическому и психологическому здоровью других людей, умение оказывать первую помощь;
формирование выраженной в поведении нравственной позиции, в том числе способности к сознательному выбору добра, нравственного сознания и поведения на основе усвоения общечеловеческих ценностей и нравственных чувств (чести, долга, справедливости, милосердия и дружелюбия);
развитие компетенций сотрудничества со сверстниками, детьми младшего возраста, взрослыми в образовательной, общественно полезной, учебно-исследовательской, проектной и других видах деятельности.
1. Регулятивные универсальные учебные действия
Ученик научится:
самостоятельно определять цели, задавать параметры и критерии, по которым можно определить, что цель достигнута;
оценивать возможные последствия достижения поставленной цели в деятельности, собственной жини и жизни окружающих людей, основываясь на соображениях этики и морали;
ставить и формулировать собственные задачи в образовательной деятельности и жизненных ситуациях;
оценивать ресурсы, в том числе время и другие нематериальные ресурсы, необходимые для достижения поставленной цели;
выбирать путь достижения цели, планировать решение поставленных задач, оптимизируя материальные и нематериальные затраты;
организовывать эффективный поиск ресурсов, необходимых для достижения поставленной цели;
сопоставлять полученный результат деятельности с поставленной заранее целью.
2. Познавательные универсальные учебные действия
Ученик научится:
искать и находить обобщенные способы решения задач, в том числе, осуществлять развернутый информационный поиск и ставить на его основе новые (учебные и познавательные) задачи;
критически оценивать и интерпретировать информацию с разных позиций, распознавать и фиксировать противоречия в информационных источниках;
использовать различные модельно-схематические средства для представления существенных связей и отношений, а также противоречий, выявленных в информационных источниках;
находить и приводить критические аргументы в отношении действий и суждений другого; спокойно и разумно относиться к критическим замечаниям в отношении собственного суждения, рассматривать их как ресурс собственного развития;
выходить за рамки учебного предмета и осуществлять целенаправленный поиск возможностей для широкого переноса средств и способов действия;
выстраивать индивидуальную образовательную траекторию, учитывая ограничения со стороны других участников и ресурсные ограничения;
менять и удерживать разные позиции в познавательной деятельности
Коммуникативные универсальные учебные действия
Ученик научится:
осуществлять деловую коммуникацию как со сверстниками, так и со взрослыми (как внутри образовательной организации, так и за ее пределами), подбирать партнеров для деловой коммуникации исходя из соображений результативности взаимодействия, а не личных симпатий;
при осуществлении групповой работы быть как руководителем, так и членом команды в разных ролях (генератор идей, критик, исполнитель, выступающий, эксперт и т.д.);
координировать и выполнять работу в условиях реального, виртуального и комбинированного взаимодействия;
развернуто, логично и точно излагать свою точку зрения с использованием адекватных (устных и письменных) языковых средств;
распознавать конфликтогенные ситуации и предотвращать конфликты до их активной фазы, выстраивать деловую и образовательную коммуникацию, избегая личностных оценочных суждений.
Метапредметные результаты изучения предмета «Литература» в основной школе проявляются в:
умении понимать проблему, выдвигать гипотезу, структурировать материал, подбирать аргументы для подтверждения собственной позиции, выделять причинно-следственные связи в устных и письменных высказываниях, формулировать выводы;
умении самостоятельно организовывать собственную деятельность, оценивать ее, определять сферу своих интересов;
умении работать с разными источниками информации, находить ее, анализировать, использовать в самостоятельной деятельности.
Предметные результаты выпускников основной школы состоят в следующем:
1) в познавательной сфере:
понимание ключевых проблем изученных произведений русского фольклора и фольклора других народов,
древнерусской литературы, литературы XVIII в., русских писателей XIX—XX вв., литературы народов России
- зарубежной литературы;
понимание связи литературных произведений с эпохой их написания, выявление заложенных в них вневременных, непреходящих нравственных ценностей и их современного звучания;
умение анализировать литературное произведение: определять его принадлежность к одному из литературных родов и жанров; понимать и формулировать тему, идею, нравственный пафос литературного произведения, характеризовать его героев, сопоставлять героев одного или нескольких произведений;
определение в произведении элементов сюжета, композиции, изобразительно-выразительных средств языка, понимание их роли в раскрытии идейнохудожественного содержания произведения (элементы филологического анализа);
владение элементарной литературоведческой терминологией при анализе литературного произведения;
2) в ценностно-ориентационной сфере:
приобщение к духовно-нравственным ценностям русской литературы и культуры, сопоставление их с духовно-нравственными ценностями других народоформулирование собственного отношения к произведениям русской литературы, их оценка;
собственная интерпретация (в отдельных случаях) изученных литературных произведений;
понимание авторской позиции и свое отношение к ней;
- в коммуникативной сфере:
восприятие на слух литературных произведений разных жанров, осмысленное чтение и адекватное восприятие;
умение пересказывать прозаические произведения или их отрывки с использованием образных средств русского языка и цитат из текста; отвечать на вопросы по прослушанному или прочитанному тексту; создавать устные монологические высказывания разного типа; уметь вести диалог;
написание изложений и сочинений на темы, связанные с тематикой, проблематикой изученных произведений, классные и домашние творческие работы, рефераты на литературные и общекультурные темы;
4) в эстетической сфере:
понимание образной природы литературы как явления словесного искусства; эстетическое восприятие произведений литературы; формирование эстетического вкуса;
понимание русского слова в его эстетической функции, роли изобразительно-выразительных языковых средств в создании художественных образов литературных произведений.
Выпускник на базовом уровне научится:
демонстрировать знание произведений русской, родной и мировой литературы, приводя примеры двух или более текстов, затрагивающих общие темы или проблемы;
в устной и письменной форме обобщать и анализировать свой читательский опыт, а именно:
обосновывать выбор художественного произведения для анализа, приводя в качестве аргумента как тему (темы) произведения, так и его проблематику (содержащиеся в нем смыслы и подтексты);
использовать для раскрытия тезисов своего высказывания указание на фрагменты произведения, носящие проблемный характер и требующие анализа;
давать объективное изложение текста: характеризуя произведение, выделять две (или более) основные темы или идеи произведения, показывать их развитие в ходе сюжета, их взаимодействие и взаимовлияние, в итоге раскрывая сложность художественного мира произведения;
анализировать жанрово-родовой выбор автора, раскрывать особенности развития и связей элементов художественного мира произведения: места и времени действия, способы изображения действия и его развития, способы введения персонажей и средства раскрытия и/или развития их характеров;
определять контекстуальное значение слов и фраз, используемых в художественном произведении (включая переносные и коннотативные значения), оценивать их художественную выразительность с точки зрения новизны, эмоциональной и смысловой наполненности, эстетической значимости;
анализировать авторский выбор определенных композиционных решений в произведении, раскрывая, как взаиморасположение и взаимосвязь определенных частей текста способствует формированию его общей структуры и обусловливает эстетическое воздействие на читателя (например, выбор определенного зачина и концовки произведения, выбор между счастливой или трагической развязкой, открытым или закрытым финалом);
анализировать случаи, когда для осмысления точки зрения автора и/или героев требуется отличать то, что прямо заявлено в тексте, от того, что в нем подразумевается (например, ирония, сатира, сарказм, аллегория, гипербола и т.п.);
осуществлять следующую продуктивную деятельность:
давать развернутые ответы на вопросы об изучаемом на уроке произведении или создавать небольшие рецензии на самостоятельно прочитанные произведения, демонстрируя целостное восприятие художественного мира произведения, понимание принадлежности произведения к литературному направлению (течению) и культурно-исторической эпохе (периоду);
выполнять проектные работы в сфере литературы и искусства, предлагать свои собственные обоснованные интерпретации литературных произведений.
Выпускник на базовом уровне получит возможность научиться:
давать историко-культурный комментарий к тексту произведения (в том числе и с использованием ресурсов музея, специализированной библиотеки, исторических документов и т. п.);
анализировать художественное произведение в сочетании воплощения в нем объективных законов литературного развития и субъективных черт авторской индивидуальности;
анализировать художественное произведение во взаимосвязи литературы с другими областями гуманитарного знания (философией, историей, психологией и др.);
анализировать одну из интерпретаций эпического, драматического или лирического произведения (например, кинофильм или театральную постановку; запись художественного чтения; серию иллюстраций к произведению), оценивая, как интерпретируется исходный текст.
Выпускник на базовом уровне получит возможность узнать:
о месте и значении русской литературы в мировой литературе;
о произведениях новейшей отечественной и мировой литературы;
о важнейших литературных ресурсах, в том числе в сети Интернет;
об историко-культурном подходе в литературоведении;
об историко-литературном процессе XIX и XX веков;
о наиболее ярких или характерных чертах литературных направлений или течений;
имена ведущих писателей, значимые факты их творческой биографии, названия ключевых произведений, имена героев, ставших «вечными образами» или именами нарицательными в общемировой и отечественной культуре;
о соотношении и взаимосвязях литературы с историческим периодом
Содержание программы по литературе на базовом уровне (УТП) – 10 класс
Темы | Кол-во | Кол-во | Кол-во | Сочинение | ||
часов по | часов по | часов по | (в т.ч.) | |||
ПП | АП* | РП* | ||||
Кл. | Дом. | |||||
Введение. | 1 | 1 | 3 | |||
Литература первой половины 19 века | 10 | 13 | 17 | 2 ч | ||
(Пушкин, Лермонтов, Гоголь) | ||||||
Русская литература второй половины 19 века | 79 | 90 | 79 | |||
Обзор | 1 | 1 | 2 | |||
А.Н.Островский | 7 | 8 | 10 | 2 ч | ||
И.А.Гончаров | 5 | 6 | 10 | 2 | ||
И.С.Тургенев | 8 | 9 | 11 | 2 ч | ||
Н.Г.Чернышевский «Что делать?» | - | 2 | - | |||
Ф.И.Тютчев | 3 | 3 | 4 | 1 | ||
А.Фет | 3 | 4 | 5 | 1 | ||
А.К.Толстой | 2 | 2 | 2 | |||
Н.А.Некрасов | 5 | 7 | 8 | |||
М.Е.Салтыков-Щедрин | 2 | 4 | 4 | |||
Л.Н.Толстой | 17 | 16 | 19 | 2 ч | ||
Ф.М.Достоевский | 10 | 9 | 12 | 2 ч | ||
Н.С.Лесков | 2 | 3 | 4 | |||
А.П.Чехов | 9 | 9 | 11 | 2 ч | ||
Лит-ра народов России (НРК) | 1 | - | 3 | |||
Зарубежная литература 19 века | 4 | 3 | 1 | |||
Итого | 90 | 100 | 100 | 13 | ||
Контрольные работы (в 1-м и 2-м п/г) | 4 | 4 | 4 | |||
ВСЕГО | 94 | 103 | 103 | 13 | ||
Для заучивания наизусть:
1. А.С.Пушкин «Из Пиндемонти» ,
отр. из поэмы «Медный всадник»
2. М.Ю. Лермонтов «Выхожу один я на дорогу»,
отр. из поэмы «Демон»
3. Ф.И. Тютчев (по выбору)
«О, как убийственно мы любим…»
«Нам не дано предугадать…»
«Я встретил Вас, и все былое…»
4. А.А. Фет (по выбору)
«На заре ты ее не буди…»
«Сияла ночь. Луной был полон сад…»
«Это утро, радость эта…»
«Шепот, робкое дыханье…»
5. Н.А. Некрасов
«Я не люблю иронии твоей…»
«О, Муза! Я у двери гроба…» (по выбору)
«Кому на Руси жить хорошо» (отрывок)
6. А.К.Толстой «Слеза дрожит в твоем ревнивом
взоре…», «Против течения» ( по выбору)
7. Л.Н.Толстой отр. из романа «Война и мир»
Тематическое планирование по литературе, 10 класс
№ п/п раздела | Название раздела | Коли-чество ча-сов |
1 | Введение. «Прекрасное начало…» Русская литература XIX в. в контексте мировой культуры. Основные темы и проблемы русской литературы XIX в. Обзор русской литературы первой половины XIX века ( | 1 |
2 | А.С.Пушкин. | 1 |
3. | М.Ю.Лермонтов | 1 |
4. | Н.В.Гоголь | 1 |
5. | Русская литература II половины ХIХ века (обзор) | 1 |
6. | А.Н.Островский | 10 |
7. | И.А. Гончаров. | 10 |
8. | И.С.Тургенев | 11 |
9. | Н.А.Некрасов | 6 |
10. | Ф.И.Тютчев | 4 |
11. | А.А.Фет | 4 |
12. | Н.С.Лесков | 4 |
13. | М.Е.Салтыков-Щедрин | 5 |
14. | А.К. Толстой | 1 |
15. | Л.Н. Толстой | 19 |
16. | Ф.М.Достоевский | 12 |
17. | А.П.Чехов | 9 |
18 | Зарубежная литература 19 века | 2 |
Календарно – тематическое планирование
№п/п | Тема урока | Количество часов | Дата проведения | Примечания | |
1 | Введение. «Прекрасное начало…» Русская литература XIX в. в контексте мировой культуры. Основные темы и проблемы русской литературы XIX в. Обзор русской литературы первой половины XIX века | 1 | |||
2 | Жизнь и творчество А.С. Пушкина(обзор). Художественные открытия Пушкина. «Чувства добрые» в пушкинской лирике, ее гуманизм и философская глубина. Поэма «Медный всадник». Конфликт личности и государства в поэме. Своеобразие жанра и композиции произведения | 1 | |||
3 | Своеобразие художественного мира Лермонтова, развитие в его творчестве пушкинских традиций. | 1 | |||
- | Своеобразие художественного мира Лермонтова, развитие в его творчестве пушкинских традиций. Поэма «Демон». Нравственно-философская проблематика поэмы. | ||||
4 | Н.В. Гоголь. Жизнь и творчество обзор).Проблематика и художественное своеобразие повести Н.В. Гоголя «Нос». Образ города в повести. Соотношение мечты и действительности | 1 | |||
5 | Россия во второй половине XIX века. Общественно-политическая ситуация в стране. Достижения в области науки и культуры. Основные тенденции в развитии реалистической литературы. Журналистика и литературная критика | 1 | |||
6 | Жизненный и творческий путь А.Н.Островского. История создания, система образов, приемы характеристики героев пьесы «Гроза» | 1 | |||
7 | Семейный и социальный конфликт в драме. Своеобразие конфликта и основные стадии развития действия.. | 1 | |||
8 | Семейный и социальный конфликт в драме. Своеобразие конфликта и основные стадии развития действия.. | 1 | |||
9 | Изображение «жестоких нравов» «темного царства». Образ города Калинова. Катерина в системе образов. | 1 | |||
10 | Внутренний конфликт Катерины. Народно-поэтическое и Религиозно е в образе Катерины. | 1 | |||
11 | Нравственная проблематика пьесы: тема греха, возмездия и покаяния. Смысл названия и символика пьесы. Жанровое своеобразие. | 1 | |||
12 | Нравственная проблематика пьесы: тема греха, возмездия и покаяния. Смысл названия и символика пьесы. Жанровое своеобразие. | 1 | |||
13 | Н. А. Добролюбов «Луч света в темном царстве». | 1 | |||
14 | Р.Р.Сочинение по творчеству А.Н.Островского | 1 | |||
15 | Р.Р.Сочинение по творчеству А.Н.Островского | 1 | |||
16 | Творчество И.А. Гончарова. Место романа «Обломов» в трилогии «Обыкновенная история» - «Обломов» - «Обрыв». | 1 | |||
17 | История создания и особенности композиции романа. Петербургская «обломовщина». Глава «Сон Обломова» и ее роль в произведении. | 1 | |||
18 | История создания и особенности композиции романа. Петербургская «обломовщина». Глава «Сон Обломова» и ее роль в произведении. | 1 | |||
19 | Система образов. Прием антитезы в романе. Обломов и Штольц. Ольга Ильинская и Агафья Пшеницына. | 1 | |||
20 | Система образов. Прием антитезы в романе. Обломов и Штольц. Ольга Ильинская и Агафья Пшеницына. | 1 | |||
21 | Тема любви в романе. Социальная и нравственная проблематика романа. Роль пейзажа, портрета, интерьера художественной детали в романе. | 1 | |||
22 | Тема любви в романе. Социальная и нравственная проблематика романа. Роль пейзажа, портрета, интерьера художественной детали в романе. | 1 | |||
23 | Обломов в ряду образов мировой литературы (Дон Кихот, Гамлет). Авторская позиция и способы ее выражения в романе. Своеобразие стиля Гончарова. | 1 | |||
24 | Обломов в ряду образов мировой литературы (Дон Кихот, Гамлет). Авторская позиция и способы ее выражения в романе. Своеобразие стиля Гончарова. | 1 | |||
25 | Р.р.Сочинение по роману Гончарова | 1 | |||
26 | И.С. Тургенев. Жизнь и творчество. Роман «Отцы и дети». Творческая история романа. Отражение в романе общественно-политической ситуации в России. | 1 | |||
27 | Сюжет, композиция, система образов романа. Роль образа Базарова в развитии основного конфликта. Черты личности, мировоззрение Базарова. | 1 | |||
28 | Сюжет, композиция, система образов романа. Роль образа Базарова в развитии основного конфликта. Черты личности, мировоззрение Базарова. | 1 | |||
29 | «Отцы» в романе: братья Кирсановы, родители Базарова. Смысл названия. | 1 | |||
30 | Тема народа в романе. Базаров и его мнимые последователи | 1 | |||
31 | Тема народа в романе. Базаров и его мнимые последователи | 1 | |||
32 | «Вечные» темы в романе (природа, любовь, искусство). Смысл финала романа | 1 | |||
33 | Авторская позиция и способы ее выражения. Поэтика романа, своеобразие его жанра. «Тайный психологизм»: художественная функция портрета, интерьера, пейзажа; прием умолчания. | 1 | |||
34 | Базаров в ряду других образов русской литературы. Полемика вокруг романа. Д. И. Писарев. «Базаров» (фрагменты). | 1 | |||
35 | Р.р.Сочинение по творчеству И.С.Тургенева | 1 | |||
36 | Р.р.Сочинение по творчеству И.С.Тургенева | 1 | |||
37 | Н.А. Некрасов. Жизнь мести и печали» как поэтическая эмблема Некрасова-лирика. Гражданский пафос поэзии Некрасова, ее основные темы, идеи и образы. Особенности некрасовского лирического героя. Своеобразие решения темы поэта и поэзии. | 1 | |||
38 | Тема народа. Утверждение красоты простого русского человека. Сатирические образы. Решение «вечных» тем в поэзии Некрасова (природа,любовь,смерть). Художественное своеобразие лирики Некрасова, ее связь с народной поэзией. | 1 | |||
39 | Поэма «Кому на Руси жить хорошо». История создания поэмы, сюжет, жанровое своеобразие поэмы, ее фольклорная основа. Русская жизнь в изображении Некрасова. | 1 | |||
40 | Поэма «Кому на Руси жить хорошо». История создания поэмы, сюжет, жанровое своеобразие поэмы, ее фольклорная основа. Русская жизнь в изображении Некрасова. | 1 | |||
41 | Практикум. Система образов поэмы. Образы правдоискателей и «народного заступника» Гриши Добросклонова. Сатирические образы помещиков. Смысл названия поэмы. Народное представление о счастье | 1 | |||
42 | Контрольная работа за 1 полугодие | 1 | |||
43 | Ф.И. Тютчев. Жизнь и творчество Поэзия Тютчева и литературная традиция. Философский характер и символический подтекст стихотворений Тютчева. | 1 | |||
44 | Основные темы, мотивы и образы тютчевской лирики. Тема родины. | 1 | |||
45 | Человек, природа и история в лирике Тютчева. | 1 | |||
46 | Любовь как стихийное чувство и «поединок роковой». Художественное своеобразие поэзии Тютчева. | 1 | |||
47 | А.А. Фет. Жизнь и творчество. Поэзия Фета и литературная традиция. Фет и теория «чистого искусства». | 1 | |||
48 | «Вечные» темы в лирике Фета (природа,поэзия, любовь, смерть). Философская проблематика лирики. | 1 | |||
49 | Любовная лирика А.А. Фета. Гармония и музыкальность поэтической речи и способы их достижения. Импрессионизм поэзии Фета. | 1 | |||
50 | Р/Р: Анализ стихотворения Ф.И. Тютчева и/или А.А. Фета | 1 | |||
51-52 | Творчество Н.С. Лескова. «Леди Макбет Мценского уезда» | 2 | |||
53 | Особенности сюжета повести «Очарованнный странник». | 1 | |||
54 | Образ главного героя | 1 | |||
55 | Тема дороги и изображение этапов духовного пути личности | ||||
56 | М.Е. Салтыков – Щедрин. Жизнь и творчество великого сатирика. | 1 | |||
57 | «История одного города» (обзор). | 1 | |||
58 | Обличение деспотизма, невежества власти, бесправия и покорности народа. Сатирическая летопись истории Российского государства. | 1 | |||
59 | Обличение деспотизма, невежества власти, бесправия и покорности народа. Сатирическая летопись истории Российского государства. | 1 | |||
60 | А.К. Толстой. Жизнь и творчество (обзор). Своеобразие художественного мира Толстого. Основные темы, мотивы и образы поэзии. | 1 | |||
61 | Л.Н. Толстой. Жизнь и творчество. | 1 | |||
62 | Роман-эпопея «Война и мир». История создания. Жанровое своеобразие романа. Особенности композиции. | 1 | |||
63 | Система образов в романе и нравственная концепция Толстого, его критерии оценки личности. | 1 | |||
64 | Путь идейно-нравственных исканий князя Андрея Болконского и Пьера Безухова. | ||||
65 | Путь идейно-нравственных исканий князя Андрея Болконского и Пьера Безухова. | 1 | |||
66 | Изображение светского общества. | 1 | |||
67 | Образ Платона Каратаева и авторская концепция «общей жизни». | 1 | |||
68 | «Мысль семейная» в романе. Семейный уклад жизни Ростовых и Болконских. | 1 | |||
69 | Наташа Ростова и княжна Марья как любимые героини Толстого. Роль эпилога. | 1 | |||
70 | Наташа Ростова и княжна Марья как любимые героини Толстого. Роль эпилога | 1 | |||
71 | Тема войны в романе. Толстовская философия истории. Военные эпизоды в романе. Шенграбенское и Аустерлицкое сражения и изображение Отечественной войны 1812 г. | 1 | |||
72 | Бородинское сражение как идейно-композиционный центр романа. | 1 | |||
73 | Картины партизанской войны, значение образа Тихона Щербатого. Русский солдат в изображении Толстого. | 1 | |||
74 | Проблема национального характера. Образы Тушина и Тимохина. Проблема истинного и ложного героизма. | 1 | |||
75 | Кутузов и Наполеон как два нравственных полюса. | 1 | |||
76 | «Мысль народная» как идейно- художественная основа толстовского эпоса. | 1 | |||
77 | Москва и Петербург в романе. Психологизм прозы Толстого. Приемы изображения душевного мира героев («диалектики души»). | 1 | |||
78 | Р.Р.Сочинение по творчеству Л Н.Толстого. | 1 | |||
79 | Р.Р.Сочинение по творчеству Л Н.Толстого | 1 | |||
80 | Ф.М. Достоевский. Жизнь и судьба. | 1 | |||
81 | Роман «Преступление и наказание». Замысел романа и его воплощение. Особенности сюжета и композиции. Своеобразие жанра. | 1 | |||
82 | Проблематика, система образов романа. Образы «униженных и оскорбленных». | 1 | |||
83 | Теория Раскольникова и ее развенчание. | 1 | |||
84 | Раскольников и его «двойники» | 1 | |||
85 | Теория Раскольникова и ее развенчание. Раскольников и его «двойники». | 1 | |||
86 | Приемы создания образа Петербурга. | 1 | |||
87 | Образ Сонечки Мармеладовой и проблема нравственного идеала автора. | 1 | |||
88 | Библейские мотивы и образы в романе. Тема гордости и смирения | 1 | |||
89 | Роль внутренних монологов и снов героев в романе. Портрет, пейзаж, интерьер и их художественная функция. | 1 | |||
90 | РР. Сочинение по роману Ф.М.Достоевского «Преступление и наказание». | 1 | |||
91 | РР. Сочинение по роману Ф.М.Достоевского «Преступление и наказание». | 1 | |||
92 | А.П. Чехов. Жизнь и творчество. Особенности рассказов 80-90 –х годов. «Студент» Темы, сюжеты и проблематика чеховских рассказов. Традиция русской классической литературы в решении темы «маленького человека» и ее отражение в прозе Чехова | 1 | |||
93 | Тема пошлости и неизменности жизни. Проблема ответственности человека за свою судьбу. | 1 | |||
94 | Утверждение красоты человеческих чувств и отношений, творческого труда как основы подлинной жизни. Тема любви в чеховской прозе. Психологизм прозы Чехова | 1 | |||
95 | Особенности сюжета и конфликта пьесы «Вишневый сад». Система образов. Символический смысл образа вишневого сада | 1 | |||
96 | Образы героев пьесы. Тема прошлого, настоящего и будущего России в пьесе. Раневская и Гаев как представители уходящего в прошлое усадебного быта. | 1 | |||
97 | Образ Лопахина, Пети Трофимова и Ани. Тип героя-«недотепы». Образы слуг (Яша, Дуняша, Фирс). | 1 | |||
98 | Роль авторских ремарок в пьесе. Смысл финала. Особенности чеховского диалога. | 1 | |||
99-100 | Р.Р. Сочинение по творчеству А.П.Чехова | 2 | |||
101-102 | Обзор зарубежной литературы второй половины XIX века | 2 |
Реализация воспитательного потенциала на уроках (литературы) предполагает следующее:
- установление доверительных отношений между учителем и его учениками, способствующих позитивному восприятию учащимися требований и просьб учителя, привлечению их внимания к обсуждаемой на уроке информации, активизации их познавательной деятельности;
- побуждение школьников соблюдать на уроке общепринятые нормы поведения, правила общения со старшими (учителями) и сверстниками (школьниками), принципы учебной дисциплины и самоорганизации;
- привлечение внимания школьников к ценностному аспекту изучаемых на уроках явлений, организация их работы с получаемой на уроке социально значимой информацией – инициирование ее обсуждения, высказывания учащимися своего мнения по ее поводу, выработки своего к ней отношения;
- использование воспитательных возможностей содержания учебного предмета через демонстрацию детям примеров ответственного, гражданского поведения, проявления человеколюбия и добросердечности, через подбор соответствующих текстов для чтения, задач для решения, проблемных ситуаций для обсуждения в классе;
- применение на уроке интерактивных форм работы учащихся: интеллектуальных игр, стимулирующих познавательную мотивацию школьников; дискуссий, которые дают учащимся возможность приобрести опыт ведения конструктивного диалога; групповой работы или работы в парах, которые учат школьников командной работе и взаимодействию с другими детьми;
- включение в урок игровых процедур, которые помогают поддержать мотивацию детей к получению знаний, налаживанию позитивных межличностных отношений в классе, помогают установлению доброжелательной атмосферы во время урока;
- организация шефства мотивированных и эрудированных учащихся над их неуспевающими одноклассниками, дающего школьникам социально значимый опыт сотрудничества и взаимной помощи;
инициирование и поддержка исследовательской деятельности школьников в рамках реализации ими индивидуальных и групповых исследовательских проектов, что даст школьникам возможность приобрести навык самостоятельного решения теоретической проблемы, навык генерирования и оформления собственных идей, навык уважительного отношения к чужим идеям, оформленным в работах других исследователей, навык публичного выступления перед аудиторией, аргументирования и отстаивания своей точки зрения
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая программа по литературе 7 класс . Коровина В.Я., Журавлев В.П., Коровин В.И.. Литература 7 класс: учебник-хрестоматия: в 2-х частях. М. Просвещение 2010.
Рабочая программа по литературе 7 класс . Коровина В.Я., Журавлев В.П., Коровин В.И.. Литература 7 класс: учебник-хрестоматия: в 2-х частях. М. Просвещение 2010....
Рабочая программа по русскому языку 10 класс к учебнику Бабайцевой, Рабочая программа по литературе 11 класс к учебнику под редакцией В.П.Журавлёва
В этом году появились новые требования к оформлению учебных программ по всем предметам. Данные программы составлены в соответсви с новыми требованиями. Они помогут учителям русского языка и литературы...
Рабочая программа по русскому языку 8 класс к учебнику Т. А. Ладыженская и рабочая программа по литературе 8 класс Курдюмова Т.Ф.
Рабочая программа и тематическое планирование 8 класс по русскому языку и литературе...
Рабочая программа по русскому языку 5 класс Разумовская, рабочая программа по литературе 5 класс Меркин, рабочая программа по русскому языку 6 класс разумовская
рабочая программа по русскому языку по учебнику Разумовской, Львова. пояснительная записка, календарно-тематическое планирование; рабочая программа по литературе 5 класс автор Меркин. рабочая программ...
Рабочая программа по литературе шестого класса (с учетом авторской программы по литературе авторов Р.Н. Бунеева, Е.В. Бунеевой, О.В. Чиндиловой)
Рабочая программа по литературе шестого класса (с учетом авторской программы по литературе авторов Р.Н. Бунеева, Е.В. Бунеевой, О.В. Чиндиловой)...
Рабочая программа по литературе 7 класс (72 часа). Программа: Литература: 5-9 классы общеобразовательных учреждений / авторы-составители Г.С.Меркин, С.А.Зинин, В.А.Чалмаев. М., «Русское слово», 2013
Предлагаемая рабочая программа по литературе для 7 класса составлена на основе примерной программы по предмету «Литература», утвержденной Министерством образования РФ, программы Лите...
рабочая программа по литературе 11 класс. Рабочая программа составлена на основе авторской программы по литературе под редакцией В.П.Журавлева, Ю.В.Лебедева 10-11 классы (Базовый уровень) Авторы: А.Н.Романова, Н.В.Шуваева. Москва «Просвещение», 2019 год
Рабочая программа по литературе 11 класс ФГОС...