Литература 10 класс
рабочая программа по литературе (10 класс)
Предварительный просмотр:
Рабочая программа
Предмет: Литература
Класс: 10
Учитель: Рабданова Татьяна Цыденжаповна,
учитель русского языка и литературы, высшая категория
Срок действия программы: 2020-2021учебный год
с.Баянгол
2020г.
Пояснительная записка
Рабочая программа разработана в соответствии со следующими нормативными актами:
- Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации» от 29 декабря 2012 года N 273-ФЗ;
- Приказ Министерства образования и науки РФ от 17 мая 2012 г. N 413
"Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта среднего общего образования" (С изменениями и дополнениями от: 29 декабря 2014г, 31 декабря 2015г, 29 июня 2017г.);
- Приказ Министерства образования и науки РФ от 29 декабря 2014г. № 1645 «О внесении изменений в приказ МОиН РФ от 17 мая 2012 г. N 413»;
- Приказ Министерства образования и науки РФ от 31 декабря 2015г. № 1578 «О внесении изменений в приказ МОиН РФ от 17 мая 2012 г. N 413»;
- Приказ Министерства образования и науки РФ от 29 июня 2017г. № 613 «О внесении изменений в приказ МОиН РФ от 17 мая 2012 г. N 413» (астрономия);
- Постановление Главного государственного санитарного врача РФ от 29.12.2010 № 189 «Об утверждении СанПиН 2.4.2.2821-10 "Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения в общеобразовательных учреждениях"»;
- Закон Республики Бурятия от 13.12.2013 г. № 240-V «Об образовании в Республике Бурятия» (с изменениями на 9 мая 2018 года);
- Методические рекомендации МОиН РБ № 02-16/2100 от 26.06.2015г. «Об опубликовании примерных образовательных программ начального общего и основного общего образования и организации преподавания русского языка и литературы в общеобразовательных организациях Республики Бурятия»;
- Устав МБОУ «Баянгольская СОШ»;
- Основная образовательная программа среднего общего образования МБОУ «Баянгольская СОШ».
- Положение МБОУ "Баянгольская СОШ" о рабочей программе педагога, в соответствии с требованиями ФГОС СОО;
= Примерной программы по русской литературе ФГОС 10-11 классы. М.: Просвещение,2020г. Автор составитель Лебедев Ю.В. «Русская литература» 10 класс (в двух частях)
Рабочая программа рассчитана на 102 часа (3 часа в неделю).
Цели: изучение литературы в старшей школе на базовом уровне направлено на достижение следующих целей:
- воспитание духовно развитой личности, готовой к самопознанию и самосовершенствованию, способной к созидательной деятельности в современном мире; формирование гуманистического мировоззрения, национального самосознания, гражданской позиции, чувства патриотизма, любви и уважения к литературе и ценностям отечественной культуры;
- развитие представлений о специфике литературы в ряду других искусств; культуры читательского восприятия художественного текста, понимания авторской позиции, исторической и эстетической обусловленности литературного процесса; образного и аналитического мышления, эстетических и творческих способностей учащихся, читательских интересов, художественного вкуса; устной и письменной речи учащихся;
- освоение текстов художественных произведений в единстве формы и содержания, основных историко-литературных сведений и теоретико-литературных понятий; формирование общего представления об историко-литературном процессе;
- овладение умениями чтения и анализа художественных произведений с привлечением базовых литературоведческих понятий и необходимых сведений по истории литературы; выявления в произведениях конкретно-исторического и общечеловеческого содержания;
- выявлять авторскую позицию; - выражать своё отношение к прочитанному;
- выразительно читать произведение; - владеть различными видами пересказа;
- строить устные и письменные высказывания в связи с изученным произведением; - участвовать в диалоге по прочитанным произведениям, понимать чужую точку зрения и аргументировано отстаивать свою;
- писать отзывы о самостоятельно прочитанных произведениях;
- использовать приобретённые знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:
- создания связного текста на необходимую тему с учётом норм русского литературного языка;
- определения своего круга чтения и оценки литературных произведений;
- поиска нужной информации о литературе, о конкретном произведении и его авторе. Деятельность учителя должна строиться на основе творческого сотрудничества с последовательным возрастанием самостоятельности учеников от класса к классу. На всех этапах литературного образования должна проводиться целенаправленная работа по развитию устной и письменной речи. При этом следует использовать разнообразные виды устных и письменных работ, развивать литературное творчество учащихся.
Содержание тем учебного курса (102 часа)
Русская литература XIX века в контексте мировой культуры. (1 час) Основные темы и проблемы русской литературы XIX века (свобода, духовно-нравственные искания человека, обращение к народу в поисках нравственного идеала). Введение Россия в первой половине XIX века. «Дней Александровских прекрасное начало». Отечественная война 1812 го года. Движение декабристов. Воцарение Николая I. Расцвет и упадок монархии. Оживление вольнолюбивых настроении. Литература первой половины XIX века. Отголоски классицизма. Сентиментализм. Возникновение романтизма. Жуковский. Батюшков. Рылеев. Баратынский. Тютчев. Романтизм Пушкина, Лермонтова и Гоголя. Зарождение реализма (Крылов, Грибоедов, Пушкин, Лермонтов, Гоголь, «натуральная школа») и профессиональной русской критической мысли. Россия во второй половине XIX века. Падение крепостного права. Земельный вопрос. Развитие капитализма и демократизация общества. Судебные реформы. Охранительные, либеральные, славянофильские, почвеннические и революционные настроения. Расцвет русского романа (Тургенев, Гончаров, Л. Толстой, Достоевский), драматургии (Островский, Сухово-Кобылин). Русская поэзия. Судьбы романтизма и реализма в поэзии. Две основные тенденции в лирике: Некрасов, поэты его круга и Фет,
Тютчев, Майков, Полонский. Критика социально-историческая (Чернышевский, Добролюбов, Писарев), «органическая» (Григорьев), эстетическая (Боткин, Страхов). Зарождение народнической идеологии и литературы. Чехов как последний великий реалист. Наследие старой драмы, ее гибель и рождение новой драматургии в творчестве Чехова.
Литература первой половины XIX века
Александр Сергеевич Пушкин. (9 часов) Жизнь и творчество. Лирика Пушкина, ее гуманизм. Красота, Добро, Истина — три принципа пушкинского творчества. Национально-историческое и общечеловеческое содержание лирики. Стихотворения: «Поэту», «Брожу ли я вдоль улиц шумных...», «Отцы пустынники и жены непорочны...», «Погасло дневное светило...», «Свободы сеятель пустынный...», «Подражания Корану», «Элегия» («Безумных лет угасшее веселье...»), «...Вновь я посетил...», «Поэт», «Из Пиндемонти», «Разговор Книгопродавца с Поэтом», «Вольность», «Демон», «Осень» и др. Преодоление трагического представления о мире и месте человека в нем через приобщение к ходу истории. Вера в неостановимый поток жизни и преемственность поколений. Романтическая лирика и романтические поэмы. Историзм и народность- - основа реализма Пушкина. Развитие реализма в лирике и поэмах. «Медный всадник». Михаил Юрьевич Лермонтов. (4 часа) Жизнь и творчество. Ранние романтические стихотворения и поэмы. Основные настроения: чувство трагического одиночества, мятежный порыв в иной мир или к иной, светлой и прекрасной жизни, любовь как страсть, приносящая страдания, чистота и красота поэзии как заповедник святыни сердца. Трагическая судьба поэта и человек в бездуховном мире. Стихотворения: «Валерик», «Как часто, пестрою толпою окружен...», «Сон», «Выхожу один я на дорогу...», «Нет, я не Байрон, я другой...». «Молитва» («Я, Матерь Божия, ныне с молитвою...»), «Завещание». Своеобразие художественного мира Лермонтова. Тема Родины, поэта и поэзии, любви, мотив одиночества. Романтизм и реализм в творчестве поэта.
Теория литературы. Углубление понятий о романтизме и реализме, об их соотношении и взаимовлиянии.
Николай Васильевич Гоголь. (5 часов) Жизнь и творчество. (Обзор.)Романтические произведения. «Вечера на хуторе близ Диканьки». Рассказчик и рассказчики. Народная фантастика. «Миргород». Два начала в композиции сборника: сатирическое («Повесть о том, как поссорились Иван Иванович с Иваном Никифоровичем») и эпико-героическое («Тарас Бульба»). Противоречивое слияние положительных и отрицательных начал в других повестях («Старосветские помещики» — идиллия и сатира, «Вий» — демоническое и ангельское). «Петербургские повести». «Невский проспект». Сочетание трагедийности и комизма, лирики и сатиры, реальности и фантастики. Петербург как мифический образ бездушного и обманного города.
Литература второй половины XIX века (1час) Обзор русской литературы второй половины XIX века. Россия второй половины XIX века. Общественно-политическая ситуация в стране. Достижения в области науки и культуры. Основные тенденции в развитии реалистической литературы. Журналистика и литературная критика. Аналитический характер русской прозы, ее социальная острота и философская глубина. Идея нравственного самосовершенствования. Универсальность художественных образов. Традиции и новаторство в русской поэзии. Формирование национального театра. Классическая русская литература и ее мировое признание.
Иван Александрович Гончаров. (4 часа) Жизнь и творчество. (Обзор.)Роман «Обломов». Социальная и нравственная проблематика. Хорошее и дурное в характере Обломова. Смысл его жизни и смерти. «Обломовщина» как общественное явление. Герои романа и их отношение к 0бломову. Авторская позиция и способы ее выражения в романе. Роман «Обломов» в зеркале критики («Что такое обломовщина?»Н. А. Добролюбова, «Обломов» Д. И. Писарева).
Теория литературы. Обобщение в литературе. Типичное явление в литературе. Типическое как слияние общего и индивидуального, как проявление общего через индивидуальное. Литературная критика.
Александр Николаевич Островский. (7 часов) Жизнь и творчество. (Обзор.) Периодизация творчества. Наследник Фонвизина, Грибоедова, Гоголя. Создатель русского сценического репертуара. Драма «Гроза». Ее народные истоки. Духовное самосознание Катерины. Нравственно ценное и косное в патриархальном быту. Россия на переломе, чреватом трагедией, ломкой судеб, гибелью людей. Своеобразие конфликта и основные стадии развития действия. Прием антитезы в пьесе. Изображение «жестоких нравов» «темного царства». Образ города Калинова. Трагедийный фон пьесы. Катерина в системе образов. Внутренний конфликт Катерины. Народно-поэтическое и религиозное в образе Катерины. Нравственная проблематика пьесы: тема греха, возмездия и покаяния. Смысл названия и символика пьесы. Жанровое своеобразие. Драматургическое мастерство Островского. А. Н. Островский в критике («Луч света и темном царстве» Н. А. Добролюбова).
Теория литературы. Углубление понятий о драме как роде литературы, о жанрах комедии, драмы, трагедии. Драматургический конфликт (развитие понятия)
Иван Сергеевич Тургенев. (6 часов) Жизнь и творчество (Обзор.) «Отцы и дети». Духовный конфликт (различное отношение к духовным ценностям: к любви, природе, искусству) между поколениями, отраженный в заглавии и легший в основу романа. Базаров в ситуации русскою человека на рандеву. Его сторонники и противники. Трагическое одиночество героя. Споры вокруг романа и авторская позиция Тургенева. Тургенев как пропагандист русской литературы на Западе. Критика о Тургеневе («Базаров» Д. И. Писарева). Теория литературы. Углубление понятия о романе (частная жизнь в исторической панораме.Социально-бытовые и общечеловеческие стороны в романе).
Федор Иванович Тютчев. (3 часа)
Жизнь и творчество. Наследник классицизма и поэт-романтик. Философский характер тютчевского романтизма. Идеал Тютчева — слияние человека с Природой и Историей, с «божеско-всемирной жизнью» и его неосуществимость. Сочетание разномасштабных образов природы (космический охват с конкретно-реалистической детализацией). Любовь как стихийная сила и «поединок роковой». Основной жанр — лирический фрагмент(«осколок» классицистических монументальных и масштабных жанров — героической или философской поэмы, торжественной или философской оды, вмещающий образы старых лирических или эпических жанровых форм). Мифологизмы, архаизмы как признаки монументального стиля грандиозных творений. Стихотворения: ««Silentium», «Не то, что мните вы, природа...», «Еще земли печален вид...», «Как хорошо ты, о море ночное...», «Я встретил вас, и все былое...», «Эти бедные селенья...», «Нам не дано предугадать...», «Природа — сфинкс...», «Умом Россию по понять...», «О, как убийственно мы любим...». Теория литературы. Углубление понятия о лирике. Судьба жанров оды и элегии в русской поэзии.
Афанасий Афанасьевич Фет. (3 часа) Жизнь и творчество. (Обзор.)Двойственность личности и судьбы Фета-поэта и Фе-та — практичного помещика. Жизнеутверждающее начало в лирике природы. Фет как мастер реалистического пейзажа. Красота обыденно-реалистической детали и умение передать «мимолетное», «неуловимое». Романтические «поэтизмы» и метафорический язык. Гармония и музыкальность поэтической речи и способы их достижения. Тема смерти и мотив трагизма человеческого бытия в поздней лирике Фета. Стихотворения: «Даль», «Шепот, робкое дыханье...», «Еще майская ночь», «Еще весны душистой нега...», «Летний вечер тих и ясен...», «Я пришел к тебе с при-ветом...», «Заря прощается с землею...», «Это утро, радость эта...», «Певице», «Сияла ночь. Луной был полон сад...», «Как беден наш язык!..», «Одним толчком согнать ладью живую...», «На качелях». Теория литературы. Углубление понятия о лирике. Композиция лирического стихотворения.
Алексей Константинович Толстой. (1 час)
Жизнь и творчество. Своеобразие художественного мира Толстого. Основные темы, мотивы и образы поэзии. Взгляд на русскую историю в произведениях писателя. Влияние фольклора и романтической традиции. Стихотворения: «Слеза дрожит в твоем ревнивом взоре...», «Против течения», «Государь ты наш батюшка...».
Николай Алексеевич Некрасов. (8 часов) Жизнь и творчество. (Обзор.) Некрасов-журналист. Противоположность литературно-художественных взглядов Некрасова и Фета. Разрыв с романтиками и переход на позиции реализма. Прозаизация лирики, усиление роли сюжетного начала. Социальная трагедия народа в городе и деревне. Настоящее и будущее народа как предмет лирических переживаний страдающего поэта. Интонация плача, рыданий, стона как способ исповедального выражения лирических переживаний. Сатира Некрасова. Героическое и жертвенное в образе разночинца-народолюбца. Психологизм и бытовая конкретизация любовной лирики. Поэмы Некрасова, их содержание, поэтический язык. Стихотворения: «Рыцарь на час», «В дороге», «Надрывается сердце от муки...», «Душно! Без счастья и воли...», «Поэт и гражданин», «Элегия», «Умру я ско-ро...», «Музе», «Мы с тобой бестолковые люди..-, «О Муза! Я у двери гроба...», «Я не люблю иронии твоей...», «Блажен незлобивый поэт...», «Внимая ужасам войны...», «Тройка», «Еду ли ночью по улице темной...». Замысел поэмы «Кому на Руси жить хорошо». Дореформенная и пореформенная Россия в поэме, широта тематики и стилистическое многообразие. Образы крестьян и «народных заступников». Тема социального и духовного рабства, тема народного бунта. Фольклорное начало в поэме. Особенности поэтического языка.
Теория литературы. Понятие о народности искусства. Фольклоризм художественной литературы (развитие понятия).
Михаил Евграфович Салтыков-Щедрин. (2 часа) Жизнь и творчество. (Обзор.)«История одного города» — ключевое художественное произведение писателя. Сатирико-гротесковая хроника, изображающая смену градоначальников, как намек на смену царей в русской истории. Терпение народа как национальная отрицательная черта.
Сказки (по выбору). Сатирическое негодование против произвола властей и желчная насмешка над покорностью народа. Теория литературы. Фантастика, гротеск и эзопов язык (развитие понятий). Сатира как выражение общественной позиции писателя. Жанр памфлета (начальные представления).
Лев Николаевич Толстой. (11 часов) Жизнь и творчество. (Обзор.) Начало творческого пути. Духовные искания, их от-ражение в трилогии «Детство», «Отрочество», «Юность». Становление типа толстовского героя — просвещенного правдоискателя, ищущего совершенства. Нравственная чистота писательского взгляда на человека и мир. «Война и мир» — вершина творчества Л. Н. Толстого. Творческая история романа. Своеобразие жанра и стиля. Образ автора как объединяющее идейно-стилевое начало «Войны и мира», вмещающее в себя аристократические устремления русской патриархальной демократии. Соединение народа как «тела» нации с ее «умом» — просвещенным дворянством на почве общины и личной независимости. Народ и «мысль народная» в изображении писателя. Просвещенные герои и их судьбы в водовороте исторических событий. Духовные искания Андрея Болконского и Пьера Безухова. Рационализм Андрея Болконского и эмоционально-интуитивное осмысление жизни Пьером Безуховым. Нравственно-психологической облик Наташи Ростовой, Марьи Болконской, Сони, Элен. Философские, нравственные и эстетические искания Толстого, реализованные в образах Наташи и Марьи. Философский смысл образа Платона Каратаева. Толстовская мысль об истории. Образы Кутузова и Наполеона, значение их противопоставления. Патриотизм ложный и патриотизм истинный. Внутренний монолог как способ выражения «диалектики души». Своеобразие религиозно-этических и эстетических взглядов Толстого. Всемирное значение Толстого — художника и мыслителя. Его влияние на русскую и мировую литературу. Теория литературы. Углубление понятия о романе. Роман-эпопея. Внутренний монолог (развитие понятия). Психологизм художественной прозы (развитие понятия).
Федор Михайлович Достоевский. (6 часов)
Жизнь и творчество. (Обзор.) Достоевский, Гоголь и «натуральная школа». «Преступление и наказание» — первый идеологический роман. Творческая история. Уголовно-авантюрная основа и ее преобразование в сюжете произведения. Противопоставление преступления и наказания в композиции романа. Композиционная роль снов Раскольникова, его психология, преступление и судьба в свете религиозно-нравственных и социальных представлений. «Маленькие люди» в романе, проблема со-циальной несправедливости и гуманизм писателя. духовные искания интеллектуального героя и способы их выявления. Исповедальное начало как способ самораскрытия души. Полифонизм романа и диалоги героев. Достоевский и его значение для русской и мировой культуры.
Теория литературы. Углубление понятия о романе (роман нравственно-психологический, роман идеологический). Психологизм и способы его выражения в ро-манах Толстого и Достоевского.
Николай Семенович Лесков. (2 часа) Жизнь и творчество. (Обзор.)Бытовые повести и жанр «русской новеллы». Антини-гилистические романы. Правдоискатели и народные праведники. Повесть «Очарованный странник» и ее герой Иван Флягин. Фольклорное начало в повести. Талант и творческий дух человека из народа.«Тупейный художник». Самобытные характеры и необычные судьбы, исключительность обстоятельств, любовь к жизни и людям, нравственная стойкость — основные мотивы повествования Лескова о русском человеке. (Изучается одно произведение по выбору.)
Теория литературы. Формы повествования. Проблема сказа. Понятие о стилизации. Антон Павлович Чехов. (6 часов) Жизнь и творчество. Сотрудничество в юмористических журналах. Основные жанры — сценка, юмореска, анекдот, пародия. Спор с традицией изображения «маленького человека». Конфликт между сложной и пестрой жизнью и узкими представлениями о ней как основа комизма ранних рассказов.
Многообразие философско-психологической проблематики в рассказах зрелого Чехова. Конфликт обыденного и идеального, судьба надежд и иллюзий в мире трагической реальности, «футлярное» существование, образы будущего — темы и проблемы рассказов Чехова. Рассказы по выбору: «Человек в футляре», «Ионыч», «Дом с мезонином», «Студент», «Дама с собачкой», «Случай из практики», «Черный монах» и др. «Вишневый сад». Образ вишневого сада, старые и новые хозяева как прошлое, настоящее и будущее России. Лирическое и трагическое начала в пьесе, роль фарсовых эпизодов и комических персонажей. Психологизация ремарки. Символическая образность, «бессобытийность», «подводное течение». Значение художественного наследия Чехова для русской и мировой литературы. Те о р и я литературы. Углубление понятия о рассказе. Стиль Чехова-рассказчика: открытые финалы, музыкальность, поэтичность, психологическая и символическая деталь. Композиция и стилистика пьес. Роль ремарок, пауз, звуковых и шумовых эффектов. Сочетание лирики и комизма. Понятие о лирической комедии. Из литературы народов России. Коста Хетагуров. (1 час) Жизнь и творчество осетинского поэта. (Обзор.) Стихотворения из сборника «Осетинская лира». Поэзия Хетагурова и фольклор. Близость творчества Хетагурова поэзии Н. А. Некрасова. Изображение тяжелой жизни простого народа, тема женской судьбы, образ горянки. Специфика художественной образности в русскоязычных произведениях поэта. Из зарубежной литературы Обзор зарубежной литературы второй половины XIX века Основные тенденции в развитии литературы второй половины XIX века. Поздний романтизм. Романтизм как доминанта литературного процесса.
Символизм. (1 час)
Ги де Мопассан.(1 час)
Слово о писателе.«Ожерелье». Новелла об обыкновенных и честных людях, обделенных земными благами. Психологическая острота сюжета Мечты героев о счастье, сочетание в них значительного и мелкого. Мастерство композиции. Неожиданность развязки. Особенности жанра новеллы.
Генрик Ибсен. (1 час) Слово о писателе. «Кукольный дом». Проблема социального неравенства и права женщины. Жизнь-игра и героиня-кукла.Мораль естественная и мораль ложная. Неразрешимость конфликта. «Кукольный дом» как «драма идеи и психологическая драма.
Артюр Рембо. (1 час) Слово о писателе.«Пьяный корабль». Пафос разрыва со всем устоявшимся, закосневшим. Апология стихийности, раскрепощенности, свободы и своеволия художника. Склонное к деформации образа, к смешению пропорций, стиранию грани между реальным и воображаемым. Символизм стихотворения. Своеобразие поэтического языка
Литература родного края (2 час)
Повторение в конце года (2час)
Планируемые результаты освоения учебного предмета.
Личностные результаты:
-воспитание российской гражданской идентичности: патриотизма, любви и уважения к Отечеству, чувства гордости за свою Родину, прошлое и настоящее многонационального народа России; осознание своей этнической принадлежности, знание истории, языка, культуры своего народа, своего края, основ культурного наследия народов России и человечества; усвоение гуманистических, демократических и традиционных ценностей многонационального российского общества; воспитание чувства ответственности и долга перед Родиной формирование ответственного отношения к учению, готовности и способности обучающихся к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к обучению и познанию, осознанному выбору и построению дальнейшей индивидуальной траектории образования на базе ориентирования в мире профессий и профессиональных предпочтений, с учетом устойчивых познавательных интересов;
-формирование целостного мировоззрения, соответствующего современному уровню развития науки и общественной практики, учитывающего социальное, культурное, языковое, духовное многообразие современного мира;
-формирование осознанного, уважительного и доброжелательного отношения к другому человеку, его мнению, мировоззрению, культуре, языку, вере, гражданской позиции, к истории, культуре, религии, традициям, языкам, ценностям народов России и народов мира; готовности и способности вести диалог с другими людьми и достигать в нем взаимопонимания;
-освоение социальных норм, правил поведения, ролей и форм социальной жизни в группах и сообществах, включая взрослые и социальные сообщества; участие в школьном самоуправлении и общественной жизни в пределах возрастных компетенций с учетом региональных, этнокультурных, социальных и экономических особенностей;
-развитие морального сознания и компетентности в решении моральных проблем на основе личностного выбора, формирование нравственных чувств и нравственного поведения, осознанного и ответственного отношения к собственным поступкам;
-формирование коммуникативной компетентности в общении и сотрудничестве со сверстниками, старшими и младшими товарищами в процессе образовательной, общественно полезной, учебно-исследовательской, творческой и других видах деятельности;
-формирование основ экологической культуры на основе признания ценности жизни во всех ее проявлениях и необходимости ответственного, бережного отношения к окружающей среде;
-осознание значения семьи в жизни человека и общества, принятие ценностей семейной жизни, уважительное и заботливое отношение к членам своей семьи;
-развитие эстетического сознания через освоение художественного наследия народов России и мира, творческой деятельности эстетического характера.
Метапредметные результаты:
-умение самостоятельно определять цели своего обучения, ставить и формулировать для себя новые задачи в учебе и познавательной деятельности;
-умение самостоятельно планировать пути достижения целей, в том числе альтернативные, осознанно выбирать наиболее эффективные способы решения учебных и познавательных задач;
-умение соотносить свои действия с планируемыми результатами, осуществлять контроль своей деятельности в процессе достижения результата, определять способы действий в рамках предложенных условий и требований, корректировать свои действия в соответствии с изменяющейся ситуацией;
-умение оценивать правильность выполнения учебной задачи, собственные возможности ее решения;
-владение основами самоконтроля, самооценки, принятия решений и осуществления осознанного выбора в учебной и познавательной деятельности;
-умение определять понятия, создавать обобщения, устанавливать аналогии, классифицировать, самостоятельно выбирать основания и критерии для классификации, устанавливать причинно-следственные связи, строить логическое рассуждение, умозаключение (индуктивное, дедуктивное и по аналогии) и делать выводы;
-умение создавать, применять и преобразовывать знаки и символы, модели и схемы для решения учебных и познавательных задач;
-смысловое чтение; умение организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и сверстниками; работать индивидуально и в группе: находить общее решение и разрешать конфликты на основе согласования позиций и с учетом интересов; формулировать, аргументировать и отстаивать свое мнение;
-умение осознанно использовать речевые средства в соответствии с задачей коммуникации для выражения своих чувств, мыслей и потребностей, планирования и регуляции своей деятельности; владение устной и письменной речью, монологической контекстной речью;
-формирование и развитие компетентности в области использования информационно-коммуникационных технологий.
Предметные результаты:
-понимание ключевых проблем изученных произведений русского фольклора и фольклора других народов, древнерусской литературы, литературы XVIII в., русских писателей XIX—XX вв., литературы народов России и зарубежной литературы;
-понимание связи литературных произведений с эпохой их написания, выявление заложенных в них вневременных, непреходящих нравственных ценностей и их современного звучания;
-умение анализировать литературное произведение: определять его принадлежность к одному из литературных родов и жанров; понимать и формулировать тему, идею, нравственный пафос литературного произведения; характеризовать его героев, сопоставлять героев одного или нескольких произведений;
-определение в произведении элементов сюжета, композиции, изобразительно-выразительных средств языка, понимание их роли в раскрытии идейно-художественного содержания произведения (элементы филологического анализа); владение элементарной литературоведческой терминологией при анализе литературного произведения;
-приобщение к духовно-нравственным ценностям русской литературы и культуры, сопоставление их с духовно-нравственными ценностями других народов;
-формулирование собственного отношения к произведениям литературы, их оценка;
-умение интерпретировать (в отдельных случаях) изученные литературные произведения;
-понимание авторской позиции и свое отношение к ней;
-восприятие на слух литературных произведений разных жанров, осмысленное чтение и адекватное восприятие;
-умение пересказывать прозаические произведения или их отрывки с использованием образных средств русского языка и цитат из текста, отвечать на вопросы по прослушанному или прочитанному тексту, создавать устные монологические высказывания разного типа, вести диалог;
-написание изложений и сочинений на темы, связанные с тематикой, проблематикой изученных произведений; классные и домашние творческие работы; рефераты на литературные и общекультурные темы.
Содержание учебного предмета
№ | Название раздела | Кол-во часов |
1 | Русская литература XIX века в контексте мировой культуры | 1 |
2 | Литература первой половины XIX века Александр Сергеевич Пушкин | 9 |
3 | Михаил Юрьевич Лермонтов. (4 часа) | 4 |
4 | Николай Васильевич Гоголь. | 5 |
5 | Иван Александрович Гончаров | 4 |
6 | Александр Николаевич Островский | 7 |
7 | Теория литературы. Иван Сергеевич Тургенев. Жизнь и творчество (Обзор.) | 6 |
8 | Федор Иванович Тютчев | 3 |
9 | Афанасий Афанасьевич Фет | 3 |
10 | Алексей Константинович Толстой. | 1 |
11 | Николай Алексеевич Некрасов. | 8 |
12 | Михаил Евграфович Салтыков-Щедрин. | 3 |
13 | Лев Николаевич Толстой | 11 |
14 | Федор Михайлович Достоевский. | 6 |
15 | Николай Семенович Лесков | 2 |
16 | Антон Павлович Чехов | 6 |
17 | Российская и зарубежная литература | 7 |
18 | Резервные уроки | 4 |
Календарно-тематический план
№ | Тема урока | Кол-во часов |
1 | Русская литература XIX века в контексте мировой культуры | 1 |
2 | Литература первой половины XIX века Александр Сергеевич Пушкин. (9 часов) | |
3 | Жизнь и творчество. | |
4 | Лирика Пушкина, ее гуманизм. Красота, Добро, Истина — три принципа пушкинского творчества. | |
5 | Национально-историческое и общечеловеческое содержание лирики. Стихотворения: «Поэту», «Погасло дневное светило...», «Свободы сеятель пустынный...», | |
6 | «Элегия» («Безумных лет угасшее веселье...»), «...Вновь я посетил...», «Поэт», «Вольность», «Демон», «Осень» и др. | |
7 | Преодоление трагического представления о мире и месте человека в нем. | |
8 | Романтическая лирика и романтические поэмы. Историзм и народность- - основа реализма Пушкина. | |
9 | Развитие реализма в лирике и поэмах. «Медный всадник». | |
10 | Сочинение | |
11 | Михаил Юрьевич Лермонтов. (4 часа) Жизнь и творчество. | |
12 | Ранние романтические стихотворения и поэмы. Основные настроения: чувство трагического одиночества. | |
13 | Тема Родины, поэта и поэзии, любви, мотив одиночества. Романтизм и реализм в творчестве поэта. | |
14 | Теория литературы. Углубление понятий о романтизме и реализме, об их соотношении и взаимовлиянии. | |
15 | Сочинение по творчес тв | |
16 | Николай Васильевич Гоголь. (5 часов) Жизнь и творчество. (Обзор.) | |
17 | Романтические произведения. «Вечера на хуторе близ Диканьки». Рассказчик и рассказчики. | |
18 | «Петербургские повести». «Невский проспект». Сочетание трагедийности и комизма, лирики и сатиры, реальности и фантастики. | |
19 | «Тарас Бульба» | |
20 | «Тарас Бульба» | |
21 | Сочинение | |
22 | Литература второй половины XIX века (1час) | |
23 | Классическая русская литература и ее мировое признание. | |
24 | Иван Александрович Гончаров. Жизнь и творчество. (Обзор.) (4 часа) | |
25 | Роман «Обломов». Социальная и нравственная проблематика. | |
26 | Хорошее и дурное в характере Обломова. Смысл его жизни и смерти. | |
27 | «Обломовщина» как общественное явление. Герои романа и их отношение к 0бломову. | |
28 | Сочинение - рассуждение | |
29 | Александр Николаевич Островский. (7 часов) Жизнь и творчество. (Обзор.) | |
30 | Драма «Гроза». Ее народные истоки. Духовное самосознание Катерины. | |
31 | Своеобразие конфликта и основные стадии развития действия. Прием антитезы в пьесе. | |
32 | Образ города Калинова. Трагедийный фон пьесы. | |
33 | Внутренний конфликт Катерины. Народно-поэтическое и религиозное в образе Катерины. | |
34 | Жанровое своеобразие. Драматургическое мастерство Островского. А. Н. | |
35 | Островский в критике («Луч света и темном царстве» Н. А. Добролюбова). | |
36 | Сочинение | |
37 | Теория литературы. Углубление понятий о драме как роде литературы, о жанрах комедии, драмы, трагедии. | |
38 | Иван Сергеевич Тургенев. (6 часов) Жизнь и творчество (Обзор.) | |
39 | «Отцы и дети». Духовный конфликт (различное отношение к духовным ценностям: к любви, природе, искусству) | |
40,41 | Базаров в ситуации русскою человека на рандеву. Трагическое одиночество героя. | |
42 | Споры вокруг романа и авторская позиция Тургенева. Критика о Тургеневе («Базаров» Д. И. Писарева). | |
43 | Теория литературы. Социально-бытовые и общечеловеческие стороны в романе). | |
44 | Тест | |
45 | Сочинение | |
46 | Федор Иванович Тютчев. (3 часа) Жизнь и творчество. Наследник классицизма и поэт-романтик. | |
47 | Философский характер тютчевского романтизма. Идеал Тютчева — слияние человека с Природой и Историей. | |
48 | Любовь как стихийная сила и «поединок роковой». | |
49 | Афанасий Афанасьевич Фет. (3 часа) Жизнь и творчество. (Обзор.) | |
50 | Жизнеутверждающее начало в лирике природы. Фет как мастер реалистического пейзажа. | |
51 | Гармония и музыкальность поэтической речи. Стихотворения: «Даль», «Шепот, робкое дыханье...». | |
52 | Алексей Константинович Толстой. (1 час) Жизнь и творчество. Своеобразие художественного мира Толстого. | |
53 | Николай Алексеевич Некрасов. (8 часов) Жизнь и творчество. (Обзор.) Некрасов-журналист. | |
54 | Социальная трагедия народа в городе и деревне. Настоящее и будущее народа | |
55 | Поэмы Некрасова, их содержание, поэтический язык. | |
56 | Стихотворения: «Рыцарь на час», «В дороге». | |
57 | Замысел поэмы «Кому на Руси жить хорошо». Дореформенная и пореформенная Россия в поэме.. | |
58 | Образы крестьян и «народных заступников». | |
59 | Тема социального и духовного рабства, тема народного бунта | |
60 | Фольклорное начало в поэме. Особенности поэтического языка. | |
61 | Сочинение | |
62 | Теория литературы. Понятие о народности искусства. | |
63 | Михаил Евграфович Салтыков-Щедрин. (3 часа) Жизнь и творчество. (Обзор) | |
64 | «История одного города» — ключевое художественное произведение писателя. | |
65 | Сказки (по выбору). Сатирическое негодование против произвола властей. | |
66 | Лев Николаевич Толстой. (11 часов) Жизнь и творчество. (Обзор.) Начало творческого пути. | |
67 | «Детство», «Отрочество», «Юность». | |
68 | «Война и мир» — вершина творчества Л. Н. Толстого. Творческая история романа. | |
69,70 | Народ и «мысль народная» в изображении писателя. Просвещенные герои и их судьбы. | |
71,72 | Духовные искания Андрея Болконского и Пьера Безухова. | |
73,74 | Нравственно-психологической облик Наташи Ростовой, Марьи Болконской, Сони, Элен. Философские, нравственные и эстетические искания | |
75 | Философский смысл образа Платона Каратаева. | |
76 | Толстовская мысль об истории. Образы Кутузова и Наполеона, значение их противопоставления. | |
77 | сочинение | |
78 | Федор Михайлович Достоевский. (6 часов) Жизнь и творчество. (Обзор.) | |
79,80 | «Преступление и наказание» — первый идеологический роман. Творческая история. | |
81,82 | Противопоставление преступления и наказания в композиции романа. Композиционная роль снов Раскольникова. | |
83 | «Маленькие люди» в романе, проблема социальной несправедливости и гуманизм писателя. | |
84 | Николай Семенович Лесков. (2 часа) Жизнь и творчество. (Обзор.) | |
85 | Повесть «Очарованный странник» и ее герой Иван Флягин. | |
86 | Антон Павлович Чехов. (6 часов) Жизнь и творчество. | |
87 | Темы и проблемы рассказов Чехова. Рассказы по выбору: «Человек в футляре», «Ионыч». | |
88,89 | «Вишневый сад». Образ вишневого сада, старые и новые хозяева как прошлое, настоящее и будущее России. | |
90 | Лирическое и трагическое начала в пьесе. | |
91 | Значение художественного наследия Чехова для русской и мировой литературы. | |
92 | Из литературы народов России. Коста Хетагуров. (1 час) Жизнь и творчество осетинского поэта. (Обзор.) | |
93 | Обзор зарубежной литературы второй половины XIX века | |
94 | Символизм. (1 час) | |
95 | Ги де Мопассан.(1 час) Слово о писателе.«Ожерелье». | |
96 | Генрик Ибсен. (1 час) Слово о писателе. «Кукольный дом». | |
97 | Артюр Рембо. (1 час) Слово о писателе | |
98,99 | Литература родного края (1 час) | |
100 | Повторение в конце года (1час) | |
101,102 | По страницам русской литературы |
Список литературы
1. Лебедев Ю.В. Литература: 10 класс: Учебник: В 2 ч. - М.: Просвещение, 2016г.
2.Аркин И.И. Уроки литературы в 10 классе: Практическая методика: Книга для учителя. - М.: Просвещение, 20017.
3.Беляева Н.В., Иллюминарская А.Е. Литература: 10 класс: Поурочные разработки. - М.: Просвещение, 2014
4.Золотарёва И.В., Михайлова Т.И. Поурочные разработки по русской литературе XIX века. 10 класс. 1-е полугодие. - М.: Вако, 2014.
5.Золотарёва И.В., Михайлова Т.И. Поурочные разработки по русской литературе XIX века. 10 класс. 2-е полугодие. - М.: Вако, 2013.
6.Лебедев Ю.В., Кузнецова М.Б. Литература: 10 класс: Методические советы: Пособие для учителя. - М.: Просвещение, 2015.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Учебно-тематическое планирование по литературе Класс 9
Учебно-тематическое планирование по литературеКласс 9...
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по литературе Класс – 11 Ф (физико-математический профиль) .
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по литературе составлена на основе авторской педагогической разработки комбинаторного типа " Программа " Литература для обучающихся 9-11 классов", авторы: Дёмина Н...
Задачник-практикум по литературе класс
Практические задания по литературе класс...
Урок разработала учитель русского языка и литературы Яушева О.В. Предмет: литература Класс: 8 Тема урока: «Формирование характера Петра Гринева» (по роману А.С.Пушкина «Капитанская дочка»).
На данном уроке литературы используется педагогическая технология « Развитие критического мышления через чтение и письмо»....
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ПО ПРЕДМЕТУ: ЛИТЕРАТУРА Класс 5-9 кл
РАБОЧАЯ ПРОГРАММАПО ПРЕДМЕТУ: ЛИТЕРАТУРАКласс 5-9 кл...
Календарно-тематическое планирование по литературе. Класс: 6
Календарно-тематическое планирование Предмет: литература Класс: 6...
Календарно-тематическое планирование по литературе Класс: 8
Календарно-тематическое планирование по литературе Класс: 8...