РП по литературе 9 класс
рабочая программа по литературе (9 класс)
Рабочая программа по литературе для 9 класса
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
rp_literatura_9_klass.docx | 43.58 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Средняя школа № 21»
РАССМОТРЕНО на заседании методического объединения, протокол № 1 от «28» августа 2020г. Руководитель МО __________ | ПРИНЯТО на Педагогическом совете школы протокол № 1 от «31» августа 2020г. | УТВЕРЖДАЮ директор школы _____________/Е.А. Левицкая приказ № 203 от «31» августа 2020г. |
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
по литературе
Классы: 9 В
Учитель: Вельмакова Наталья Николаевна.
Количество часов:
всего – 85 часов
в неделю - в 1 полугодии – 3 часа
во 2 полугодии – 2 часа
Плановых контрольных работ (в том числе сочинений) –
6
Учебная программа: Программа по литературе для 5–9 классов под редакцией В.А.Коровиной М.: «Просвещение», 2014
Учебно-методический комплекс: В.Я Коровина, В.П.Журавлев, В.И.Коровин и др. Литература 9 класс.
В 2 ч. М.: «Просвещение», 2019
2020-2021 уч.год
1. Планируемые результаты освоения учебного предмета
«Литература» в 9 классе
- понимание ключевых проблем изученных произведений русского фольклора и фольклора других народов, древнерусской литературы,
литературы XVIII века, русских писателей XIX—XX веков, литературы народов России и зарубежной литературы;
- понимание связи литературных произведений с эпохой их написания, выявление заложенных в них вневременных, непреходящих нравственных ценностей и их современного звучания;
- умение анализировать литературное произведение: определять его принадлежность к одному из литературных родов и жанров; понимать и формулировать тему, идею, нравственный пафос литературного произведения; характеризовать его героев, сопоставлять героев одного или нескольких произведений;
- определение в произведении элементов сюжета, композиции, изобразительно-выразительных средств языка, понимание их роли в раскрытии идейно-художественного содержания произведения (элементы филологического анализа); владение элементарной литературоведческой терминологией при анализе литературного произведения;
- приобщение к духовно-нравственным ценностям русской литературы и культуры, сопоставление их с духовно-нравственными ценностями других народов;
- формулирование собственного отношения к произведениям литературы, их оценка;
- собственная интерпретация (в отдельных случаях) изученных литературных произведений;
- понимание авторской позиции и своё отношение к ней;
- восприятие на слух литературных произведений разных жанров, осмысленное чтение и адекватное восприятие;
- умение пересказывать прозаические произведения или их отрывки с использованием образных средств русского языка и цитат из текста, отвечать на вопросы по прослушанному или прочитанному тексту, создавать устные монологические высказывания разного типа, вести диалог;
- написание изложений и сочинений на темы, связанные с тематикой, проблематикой изученных произведений; классные и домашние творческие работы; рефераты на литературные и общекультурные темы;
- понимание образной природы литературы как явления словесного искусства; эстетическое восприятие произведений литературы; формирование эстетического вкуса;
- понимание русского слова в его эстетической функции, роли изобразительно-выразительных языковых средств в создании художественных образов литературных произведений.
2. Содержание учебного курса «Литература»
В 9 классе начинается линейный курс на историко-литературной основе(древнерусская литература – литература 18 в. – литература первой половины 19 в.), который будет продолжен в старшей школе. В этом классе активизируется связь курса литературы с курсами отечественной и мировой истории, МХК, идет углубление понимания содержания произведения в контексте развития культуры, общества в целом, активнее привлекаются критическая, мемуарная, справочная литература, исторические документы, более определенную филологическую направленность получает проектная деятельность учащихся. Содержание литературы в 9 классе — начало курса на историко-литературной основе.
Главная идея программы по литературе — изучение литературы от фольклора к древнерусской литературе, от нее к русской литературе XVIII, XIX, XX вв. Русская литература является одним из основных источников обогащения речи учащихся, формирования их речевой культуры и коммуникативных навыков. Изучение языка художественных произведений способствует пониманию учащимися эстетической функции слова, овладению ими стилистически окрашенной русской речью.
Специфика учебного предмета «Литература» определяется тем, что он представляет собой единство словесного искусства и основ науки (литературоведения), которая изучает это искусство.
Курс литературы в 9 классе строится на основе сочетания концентрического, историко-хронологического и проблемно-тематического принципов.
Содержание курса в 9 классе включает в себя произведения русской и зарубежной литературы, поднимающие вечные проблемы (добро, зло, жестокость и сострадание, великодушие, прекрасное в природе и человеческой жизни, роль и значение книги в жизни писателя и читателя и т. д.).
Ведущая проблема изучения литературы в 9 классе — литература и ее роль в духовной жизни человека.
В программе соблюдена системная направленность - курс 9 класса представлен разделами:
1. Древнерусская литература.
2. Русская литература XVIII века.
3. Русская литература XIX века.
4. Русская литература XX века.
5. Зарубежная литература.
6. Обзоры.
7. Сведения по теории и истории литературы.
В разделах 1-6 даются: перечень произведений художественной литературы, краткие аннотации, раскрывающие их основную проблематику и художественное своеобразие. Изучению произведений предшествует краткий обзор жизни и творчества писателя.
Учитывая рекомендации, изложенные в «Методическом письме о преподавании учебного предмета "Литература" в условиях введения Федерального компонента государственного стандарта общего образования», в рабочей программе выделены часы на развитие речи, на уроки внеклассного чтения, проектную деятельность учащихся.
В программу включен перечень необходимых видов работ по развитию речи: словарная работа, различные виды пересказа, устные и письменные сочинения, отзывы, доклады, диалоги, творческие работы, а также произведения для заучивания наизусть, списки произведений для самостоятельного чтения.
3. Календарно-тематическое планирование
№ п/п | По плану | Фактически | Тема урока | Примечание |
Введение (1 час) | ||||
1 | Литература и ее роль в духовной жизни человека. | |||
Древнерусская литература (2 часа) | ||||
2 | «Слово о полку Игореве» – величайший памятник древнерусской литературы. | |||
3 | Основная идея и поэтика «Слова…» | |||
Литература XVIII века (9 часов) | ||||
4 | Классицизм в русском и мировом искусстве. | |||
5 | М.В.Ломоносов – поэт, ученый, гражданин. Ода «Вечернее размышление…». | |||
6 | Традиции классицизма в «Оде на день восшествия…» М.В.Ломоносова | |||
7 | Г. Р. Державин: жизнь и творчество (обзор). «Властителям и судиям». | |||
8 | Новаторство Г.Р.Державина на примере произведений «Памятник» | |||
9 | Сентиментализм. Повесть Н.М.Карамзина «Бедная Лиза» - начало русской прозы. | |||
10 | «Бедная Лиза» Н.М. Карамзина как образец русского сентиментализма. | |||
11 | Вн.чт. Н. М. Карамзин. «Осень» и другие произведения писателя. Р.К. Стихи о природе поэтов ХМАО. | РК 1 | ||
12 | Р.Р. Изложение по повести Н.М.Карамзина «Бедная Лиза» | Р/р.1 | ||
Литература XIХ века (54 часа) | ||||
13 | Общая характеристика русской и мировой литературы XIX века. Понятие о романтизме и реализме. | |||
14 | В.А.Жуковский. Романтическая лирика начала XIX века. «Его стихов пленительная сладость…» | |||
15 | В.А.Жуковский «Светлана». Черты баллады. | |||
16 | Нравственный мир героини баллады В.А.Жуковского «Светлана». Р.К. Анализ хантыйской народной сказки «Две сестры» | РК 2 | ||
17 | А.С.Грибоедов: личность и судьба драматурга. | |||
18 | Знакомство с героями комедии «Горе от ума». | |||
19 | Фамусовская Москва в комедии «Горе от ума». | |||
20-21 | Проблема ума и безумия в комедии А.С. Грибоедова «Горе от ума». | |||
22 | Комедия «Горе от ума» в оценке критики. Подготовка к домашнему сочинению по комедии «Горе от ума». | Р/р.2 | ||
23 | А.С.Пушкин: жизнь и творчество. Дружба и друзья в творчестве А.С.Пушкина. Р.К. Стихи о дружбе местных поэтов. | РК 3 | ||
24 | Лирика петербургского периода. Проблема свободы, служения Родине в лирике Пушкина. | |||
25 | Любовь как гармония душ в любовной лирике А.С.Пушкина. | |||
26 | Тема поэта и поэзии в лирике А.С.Пушкина. | |||
27 | А. С. Пушкин. «Бесы», «Два чувства дивно близки нам…» и другие стихотворения. | |||
28 | А. С. Пушкин. «Я памятник себе воздвиг нерукотворный…»: самооценка творчества в стихотворении. | |||
29 | А. С. Пушкин. «Моцарт и Сальери». | |||
30-31 | Творческая работа по романтической лирике начала XIX века, лирике А.С.Пушкина. | |||
32 | История создания романа А.С.Пушкина «Евгений Онегин». Комментированное чтение 1 главы. | |||
33 | Онегин и Ленский. Типическое и индивидуальное в судьбах Онегина и Ленского | |||
34 | Татьяна Ларина – нравственный идеал Пушкина. Татьяна и Ольга. | |||
35 | Эволюция взаимоотношений Татьяны и Онегина. | |||
36 | Автор как идейно-композиционный и лирический центр романа А. С. Пушкина «Евгений Онегин» | |||
37 | «Евгений Онегин» как энциклопедия русской жизни. | |||
38 | Пушкинский роман в зеркале критики. Подготовка к сочинению по роману А.Пушкина «Евгений Онегин». | |||
39-40 | Р.Р. Сочинение по творчеству А. С. Пушкина | Р/р.3 | ||
41 | Мотив вольности и одиночества в лирике М.Ю.Лермонтова («Нет, я не Байрон, я другой…», «Молитва», «Парус», «И скучно и грустно»). | |||
42 | Образ поэта-пророка в лирике поэта. «Смерть поэта», «Пророк», «Я жить хочу…» | |||
43 | Эпоха безвременья в лирике М.Ю.Лермонтова («Дума», Предсказание», «Родина»). | |||
44 | М. Ю. Лермонтов. Любовь как страсть, приносящая страдания, в лирике поэта: «Нищий», «Расстались мы, но твой портрет…», «Нет, не тебя так пылко я люблю…». | |||
45 | «Герой нашего времени» - первый психологический роман в русской литературе. Обзор содержания | |||
46 | Загадки образа Печорина в главах «Бэла» и «Максим Максимыч». | |||
47 | «Журнал Печорина» как средство самораскрытия его характера. | |||
48 | Печорин в системе мужских образов романа. Дружба в жизни Печорина | |||
49 | Печорин в системе женских образов романа. Любовь в жизни Печорина | |||
50 | «Душа Печорина не каменистая почва…» | |||
51 | Р.Р. Знакомство с критикой романа. Подготовка к домашнему сочинению по творчеству М.Ю.Лермонтова. | Р/р 4 | ||
52 | Слово о Н.В.Гоголе. Поэма «Мертвые души». История создания. Замысел названия поэмы. | |||
53 | Система образов поэмы Н. В. Гоголя «Мертвые души» .Образы помещиков в «Мертвых душах» | |||
54 | «Мертвая жизнь». Образ города в поэме «Мертвые души». | |||
55 | Пороки чиновничества | |||
56 | Чичиков как новый герой эпохи и как антигерой. | |||
57 | «Мертвые души» - поэма о величии России. Мертвые и живые души. | |||
58 | Поэма в оценке критики. Подготовка к сочинению | |||
59 | Р.р. Сочинение по поэме Н. В. Гоголя «Мертвые души» | Р/р 5 | ||
60 | Ф.М.Достоевский. Судьба и творчество писателя | |||
61 | Ф.М.Достоевский и современники | |||
62 | Ф.М.Достоевский. Тип петербургского мечтателя в повести «Белые ночи». | |||
63 | Роль истории Настеньки в повести «Белые ночи». | |||
64 | Образ «маленького человека» в творчестве Достоевского | |||
65 | Эволюция образа главного героя в рассказе А.П.Чехова «Смерть чиновника». | |||
66 | Тема одиночества человека в мире в рассказе А.П.Чехова «Тоска». | |||
Литература ХХ века (12 часов) | ||||
67 | Русская литература XX века: богатство и разнообразие жанров и направлений. | |||
68 | История любви Надежды и Николая Алексеевича в рассказе И.А.Бунина «Темные аллеи». | |||
69 | Поэзия и проза русской усадьбы в рассказе «Темные аллеи». Р.К. Стихи о любви поэтов ХМАО | РК 4 | ||
70 | М.А.Булгаков «Собачье сердце» как социально-философская сатира на современное общество | |||
71 | Поэтика повести, гуманистическая позиция автора. | |||
72 | Художественная условность, фантастика, сатира, гротеск и их художественная роль в повести «Собачье сердце» | |||
73 | Судьба человека и судьба Родины в рассказе М.А.Шолохова «Судьба человека». | |||
74 | Автор и рассказчик в рассказе «Судьба человека». | |||
75 | Жизненный подвиг А.Солженицына | |||
76 | Картины послевоенной деревни в рассказе А.И.Солженицына «Матренин двор». | |||
77 | Образ праведницы в рассказе «Матренин двор». | |||
78 | Р.Р. Изложение по рассказу А.Солженицына «Матрёнин двор» | Р/р. 6 | ||
Романсы и песни на слова русских писателей ХIХ -ХХ веков (1 час) | ||||
79 | Песни и романсы на стихи русских поэтов XIX-XX веков. Р.К. Песенный фольклор народов ХМАО | РК 5 | ||
Из зарубежной литературы (4 часа) | ||||
80 | Чувства и разум в любовной лирике Катулла. | |||
81 | Первый поэт Нового времени Данте Алигьери «Божественная комедия» | |||
82 | У. Шекспир. «Гамлет»: образ главного героя (обзор с чтением отдельных сцен). Трагизм любви Гамлета и Офелии. | |||
83 | И.-В. Гёте. «Фауст»: идейный смысл трагедии (обзор с чтением отдельных сцен). | |||
Обобщение пройденного. (2 часа) | ||||
84 | Выявление уровня литературного развития учащихся. Обобщающий урок | |||
85 | Подведение итогов года. Литература для чтения летом. |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Учебно-тематическое планирование по литературе Класс 9
Учебно-тематическое планирование по литературеКласс 9...
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по литературе Класс – 11 Ф (физико-математический профиль) .
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по литературе составлена на основе авторской педагогической разработки комбинаторного типа " Программа " Литература для обучающихся 9-11 классов", авторы: Дёмина Н...
Задачник-практикум по литературе класс
Практические задания по литературе класс...
Урок разработала учитель русского языка и литературы Яушева О.В. Предмет: литература Класс: 8 Тема урока: «Формирование характера Петра Гринева» (по роману А.С.Пушкина «Капитанская дочка»).
На данном уроке литературы используется педагогическая технология « Развитие критического мышления через чтение и письмо»....
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ПО ПРЕДМЕТУ: ЛИТЕРАТУРА Класс 5-9 кл
РАБОЧАЯ ПРОГРАММАПО ПРЕДМЕТУ: ЛИТЕРАТУРАКласс 5-9 кл...
Календарно-тематическое планирование по литературе. Класс: 6
Календарно-тематическое планирование Предмет: литература Класс: 6...
Календарно-тематическое планирование по литературе Класс: 8
Календарно-тематическое планирование по литературе Класс: 8...