РП по литературе 5 класс
рабочая программа по литературе (5 класс)
Рабочая программа по литературе для 5 класса
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
rp_literatura._5_klass.doc | 212 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Средняя школа № 21 им. В.Овсянникова - Заярского»
РАССМОТРЕНО на заседании методического объединения, протокол №1 от 30 августа 2021г руководитель МО ____________ | ПРИНЯТО на Педагогическом совете школы протокол № 1 от «31» августа 2021г | УТВЕРЖДАЮ директор школы _____________/Е.А.Левицкая приказ № 203 от «31» августа 2021г |
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
по литературе
Классы 5Г
Учитель: Вельмакова Наталья Николаевна
Количество часов
всего - 85 часов
в неделю - в 1 полугодии 3 часа,
во 2 полугодии 2 часа
Плановых контрольных работ (в том числе сочинения) – 5
Учебная программа (под ред. В.Я.Коровиной): Программа по литературе для 5–9 классов под редакцией В.А.Коровиной М.: «Просвещение», 2021
Учебно-методический комплекс: В.Я Коровина, В.П.Журавлёв, В.И.Коровин. Литература 5 класс. М.: «Просвещение», 2021
2021-2022 уч.год
1. ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ИЗУЧЕНИЯ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА «ЛИТЕРАТУРА»
В результате изучения литературы в 5 классе
Ученик научится:
– Воспринимать текст с учетом поставленной учебной задачи, находить в тексте информацию, необходимую для её решения.
– Учитывать разные мнения и интересы и обосновывать собственную позицию.
Ученик получит возможность научиться:
– Учитывать и координировать отличные от собственных позиции людей.
– Понимать относительность мнений и подходов к решению проблемы
Ученик научится:
– осуществлять поиск нужной информации в учебнике и учебных пособиях;
– понимать знаки, символы, модели, схемы, приведенные в учебнике и учебных пособиях;
– понимать заданный вопрос, в соответствии с ним строить ответ в устной форме;
– анализировать изучаемые факты языка с выделением их отличительных признаков;
– осуществлять синтез как составление целого из его частей;
– устанавливать причинно-следственные связи в изучаемом круге явлений;
– обобщать (выделять ряд объектов по заданному признаку).
Ученик получит возможность научиться:
– ориентироваться на возможное разнообразие способов решения учебной задачи;
– первоначальному умению смыслового восприятия текста;
– проводить аналогии между изучаемым материалом и собственным опытом.
Ученик научится:
– видеть черты русского национального характера в героях русских сказок, видеть черты национального характера своего народа в героях народных сказок;
– учитывая жанрово-родовые признаки произведений устного народного творчества, выбирать фольклорные произведения для самостоятельного чтения;
– целенаправленно использовать малые фольклорные жанры в своих устных и письменных высказываниях;
– определять с помощью пословицы жизненную/вымышленную ситуацию;
– выразительно читать сказки, соблюдая соответствующий интонационный рисунок устного рассказывания;
– пересказывать сказки, чётко выделяя сюжетные линии, не пропуская значимых композиционных элементов, используя в своей речи характерные для народных сказок художественные приёмы;
– выявлять в сказках характерные художественные приёмы и на этой основе определять жанровую разновидность сказки.
Ученик получит возможность научиться:
– сравнивая сказки, принадлежащие разным народам, видеть в них воплощение
нравственного идеала конкретного народа (находить общее и различное с идеалом русского и своего народов);
– рассказывать о самостоятельно прочитанной сказке, обосновывая свой выбор;
– сочинять сказку (в том числе и по пословице).
Ученик научится:
– осознанно воспринимать художественное произведение в единстве формы и содержания;
– воспринимать художественный текст как произведение искусства, послание автора читателю, современнику и потомку;
– определять для себя актуальную и перспективную цели чтения художественной литературы; выбирать произведения для самостоятельного чтения.
Ученик получит возможность научиться:
– сопоставлять произведения русской и мировой литературы самостоятельно (или под руководством учителя), определяя линии сопоставления, выбирая аспект для сопоставительного анализа;
– вести самостоятельную проектно-исследовательскую деятельность и оформлять её результаты в разных форматах (работа исследовательского характера, реферат, проект).
Итого: 85 часов
Из них:
Сочинений – 5 часов
2. СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА
№ п/п | Наименование раздела | |
1 | Введение Писатели о роли книги в жизни человека. Книга как духовное завещание одного поколения другому. Структурные элементы книги (обложка., титул, форзац, сноски, оглавление); создатели книги (автор, художник, редактор, корректор, наборщик). Учебник литературы и работа с ним. | 1 |
2 | Устное народное творчество Фольклор – коллективное устное народное творчество. Преображение действительности в духе народных идеалов. Вариативная природа фольклора. Исполнители фольклорных произведений. Коллективное индивидуальное в фольклоре. Теория литературы. Фольклор. Устное народное творчество. | 11 |
Малые жанры фольклора. Детский фольклор (колыбельные песни, пестушки, приговорки, скороговорки, загадки) Загадки, пословицы и поговорки ХМАО | ||
Русские народные сказки. Сказки как вид народной прозы. Сказки о животных, волшебные, бытовые. Нравоучительный и философский характер сказок. Теория литературы. Сказка. Виды сказок. Постоянные эпитеты. Гипербола. Сказочные формулы. Сравнение. | ||
«Царевна-лягушка». Народная мораль в характере и поступках героев. Образ невесты-волшебницы. Иван-царевич – победитель житейских невзгод. Животные-помощники. Особая роль чудесных противников – Бабы-яги, Кощея Бессмертного. Поэтика волшебной сказки. Связь сказочных формул с древними мифами. Фантастика в волшебной сказке. | ||
Легенды и мифы ХМАО | ||
«Иван - крестьянский сын и чудо-юдо». Волшебная богатырская сказка героического содержания. Тема мирного труда и защиты родной земли. Иван – крестьянский сын как выразитель основной мысли сказки. Нравственное превосходство главного героя. | ||
«Журавль и цапля», «Солдатская шинель» | ||
Сказки бабушки Аннэ | ||
3 | Из древнерусской литературы. Начало письменности у восточных славян и возникновение древнерусской литературы. Культурные и литературные связи Руси с Византией. Древнехристианская книжность на Руси. Теория литературы. Летопись. | 2 |
Возникновение древнерусской литературы | ||
«Подвиг отрока-киевлянина и хитрость воеводы Претича» Отзвуки фольклора в летописи. Герои старинных «Повестей…» и их подвиги во имя мира на родной земле. | ||
4 | Из русской литературы XVIII века. | 2 |
Михаил Васильевич Ломоносов. «Случились вместе два астронома в пиру…» Краткий рассказ о жизни писателя. Ломоносов – ученый, поэт, художник, гражданин. Научные истины в поэтической форме. Юмор стихотворения. | ||
Теория литературы. Роды литературы: эпос, лирика, драма. Жанры литературы. | ||
5 | Из литературы XIX века. | 40 |
Русские басни. Иван Андреевич Крылов. Краткий рассказ о баснописце. | ||
«Волк на псарне». Отражение исторических событий в басне; патриотическая позиция автора. Рассказ и мораль в басне. Аллегория. Выразительное чтение басен (инсценирование). | ||
«Ворона и Лисица». «Свинья под дубом». Осмеяние пороков – грубой силы, жадности, неблагодарности, хитрости. | ||
Василий Андреевич Жуковский. Краткий рассказ о поэте. Сказка «Спящая царевна» | ||
«Спящая царевна». Сходные и различные черты сказки Жуковского и народной сказки. Герои литературной сказки, особенности сюжета. | ||
Баллада В.А.Жуковского«Кубок» | ||
Александр Сергеевич Пушкин. Краткий рассказ о жизни поэта (детство, годы учения). | ||
«Няне». Поэтизация образа няни; мотивы одиночества и грусти, скрашиваемые любовью няни, её сказками и песнями. | ||
«У лукоморья дуб зеленый…» - пролог к поэме «Руслан и Людмила» Пролог к поэме «Руслан и Людмила» - собирательная картина сюжетов, образов и событий народных сказок, мотивы и сюжеты пушкинского произведения. | ||
«Сказка о мертвой царевне и семи богатырях». Её истоки (сопоставление с русским народными сказками, сказкой Жуковского «Спящая царевна», со сказками братьев Гримм; «бродячие сюжеты»). Противостояние добрых и злых сил в сказке. Царица и царевна, мачеха и падчерица. Помощники царевны. Елисей и богатыри. Соколко. Сходство и различие литературной пушкинской сказки и сказки народной. Народная мораль, нравственность – красота внешняя и внутренняя, победа добра над злом, гармоничность положительных героев. Поэтичность, музыкальность пушкинской сказки. | ||
Антоний Погорельский. «Черная курица, или Подземные жители» Краткий рассказ о писателе. Фантастическое и достоверно – реальное в сказке. Причудливый сюжет. Нравоучительное содержание. | ||
Михаил Юрьевич Лермонтов. «Бородино» Краткий рассказ о поэте. Отклик на 25-летнюю годовщину Бородинского сражения (1837). Историческая основа стихотворения. Воспроизведение исторического события устами рядового участника сражения. Мастерство Лермонтова в создании батальных сцен. Сочетание разговорных интонаций с патриотическим пафосом стихотворения. Теория литературы. Сравнение, гипербола, эпитет, метафора, звукопись, аллитерация. | ||
Николай Васильевич Гоголь. Краткий рассказ о писателе. | ||
«Заколдованное место». Повесть из книги «Вечера на хуторе близ Диканьки». Поэтизация народной жизни, народных преданий, сочетание светлого и мрачного, комического и лирического, реального и фантастического. Теория литературы. Фантастика. Юмор. | ||
«Вечера на хуторе близ Диканьки» | ||
Николай Алексеевич Некрасов. Краткий рассказ о поэте. | ||
«Мороз, красный нос» (отрывок из поэмы). Поэтический образ русской женщины. | ||
«Крестьянские дети». Картины вольной жизни крестьянских детей, их забавы, приобщение к труду взрослых. Мир детства – короткая пора в жизни крестьянина. Речевая характеристика персонажей. Теория литературы. Эпитет. | ||
Иван Сергеевич Тургенев. «Муму». Краткий рассказ и писателе. Повествование о жизни в эпоху крепостного права. духовные и нравственные качества Герасима: сила, достоинство, сострадание к окружающим, великодушие, трудолюбие. Немота главного героя – символ немого протеста крепостных. Теория литературы. Портрет, пейзаж. Литературный герой. | ||
Афанасий Афанасьевич Фет. «Чудная картина». Краткий рассказ о поэте. Радостная, яркая, полная движения картина весенней природы. | ||
Лев Николаевич Толстой. «Кавказский пленник». Краткий рассказ о писателе. Бессмысленность и жестокость национальной вражды. Жилин и Костылин – два разных характера, две разные судьбы. Жилин и Дина. Душевная близость людей из враждующих лагерей. Утверждение гуманистических идеалов. Теория литературы. Сравнение. Сюжет. | ||
Антон Павлович Чехов. «Хирургия». Краткий рассказ и писателе. Осмеяние глупости и невежества героев рассказа. Юмор ситуации. Речь персонажей как средство их характеристики. Теория литературы. Юмор. | ||
Поэты XIX века о Родине и родной природе Выразительное чтение стихотворений. Теория литературы. Стихотворный ритм как средство передачи эмоционального состояния, настроения. | ||
Ф.И. Тютчев «Зима недаром злится», «Как весел грохот летних бурь», «Весенние воды», А.Н. Плещеев «Весна». И.С. Никитин «Утро», «Зимняя ночь в деревне»(отрывок). А.Н. Майков «Ласточки». И.З. Суриков «Зима»(отрывок) | ||
Поэты ХМАО – Югры о природе. | ||
6 | Из литературы XX века | 17 |
Владимир Галактионович Короленко. «В дурном обществе» Краткий рассказ о писателе. Жизнь детей из благополучной и обездоленной семей. Их общение. Доброта и сострадание героев повести. Образ серого сонного города. Равнодушие окружающих людей к беднякам. Вася, Валек, Маруся, Тыбурций. Отец и сын. Размышления героев. Взаимопонимание – основа отношений в семье. Теория литературы. Портрет. Композиция литературного произведения. | ||
Сергей Александрович Есенин. «Я покинул родимый дом…». «Низкий дом с голубыми ставнями…» «С добрым утром!». Рассказ о поэте. Поэтическое изображение родной природы. Своеобразие языка есенинской лирики. | ||
Павел Петрович Бажов. «Медной горы Хозяйка» Краткий рассказ о писателе. Реальность и фантастика. Честность, добросовестность, трудолюбие и талант главного героя. Стремление к совершенному мастерству. Тайны мастерства. Своеобразие языка, интонации сказа. Теория литературы. Сказ как жанр литературы. Сказ и сказка (общее и различное). | ||
Константин Георгиевич Паустовский. Краткий рассказ о писателе. Доброта и сострадание, реальное и фантастическое в сказках Паустовского. | ||
«Теплый хлеб» | ||
«Заячьи лапы» | ||
Андрей Платонович Платонов. «Никита» Краткий рассказ о писателе. Быль и фантастика. Главный герой рассказа, единство героя с природой, одухотворение природы в его воображении – жизнь как борьба добра и зла, смена радости и грусти, страдания и счастья. Оптимистическое восприятие окружающего мира. Теория литературы. Фантастика в литературном произведении. | ||
Виктор Петрович Астафьев. «Васюткино озеро» Краткий рассказ о писателе. Бесстрашие, терпение, любовь к природе и ее понимание, находчивость в экстремальных обстоятельствах. Поведение героя в лесу. основные черты характера героя. «Открытие» Васюткой нового озера. Становление характера юного героя через испытания, преодоление сложных жизненных ситуаций. Теория литературы. Автобиографичность литературного произведения. | ||
Писатели улыбаются | 2 | |
Саша Черный. Образы и сюжеты литературной классики как темы произведений для детей. Теория литературы. Юмор.«Кавказский пленник» | ||
«Игорь-Робинзон» | ||
Юлий Черсанович Ким. «Рыба – кит». Краткий рассказ о писателе. Стихотворение-шутка. Теория литературы. Стихотворения-песни. Песни-шутки. Песни-фантазии. | ||
7 | Из зарубежной литературы | 8 |
Роберт Льюис Стивенсон. «Вересковый мед». Краткий рассказ о писателе. Подвиг героя во имя сохранения традиций предков. Теория литературы. Баллада. | ||
Даниэль Дефо. «Робинзон Крузо» Краткий рассказ о писателе. Жизнь и необычайные приключения Робинзона Крузо, характер героя. Гимн неисчерпаемым возможностям человека. | ||
Ханс Кристиан Андерсен. «Снежная королева». Краткий рассказ о писателе. «Символический смысл фантастических образов и художественных деталей в сказке. Кай и Герда. Помощники Герды. | ||
Марк Твен. «Приключения Тома Сойера» Краткий рассказ о писателе. Том и Гек. Дружба мальчиков. Игры, забавы, находчивость, предприимчивость. Черты характера Тома, раскрывающиеся в отношениях с друзьями. Том и Беки, их дружба. Внутренний мир героев М. Твена. | ||
Джек Лондон. «Сказание о Кише» Краткий рассказ о писателе. Сказание о взрослении подростка, вынужденного добывать пищу, заботиться о старших. Уважение взрослых. Характер мальчика – смелость, мужество, изобретательность, смекалка, чувство собственного достоинства – опора в трудных жизненных обстоятельствах. Мастерство писателя в поэтическом изображении жизни северного народа. | ||
8 | Повторение изученного в 5 классе | 2 |
Итого | 85 |
3. КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
№ урока | По плану | Фактически | Тема урока | Примечание |
Введение 1ч | ||||
1 | Введение Роль книги в жизни человека. | |||
Устное народное творчество – 11ч | ||||
2 | УНТ. Малые жанры фольклора. | |||
3 | Р.К. Загадки, пословицы и поговорки ХМАО | |||
4,5,6 | Сказка – вид народной прозы. Поэтика волшебной сказки. Волшебная сказка и ее герои | |||
7 | «Царевна-лягушка» – встреча с волшебной сказкой. | |||
8 | Р.К. Легенды и мифы ХМАО | |||
9 | «Иван – крестьянский сын и чудо-юдо». | |||
10 | Особенности сюжета сказки. | |||
11 | Сказка о животных «Журавль и цапля». Бытовая сказка «Солдатская шинель». | |||
12 | Р.К. Сказки бабушки Аннэ. | |||
Из древнерусской литературы – 2ч | ||||
13 | Возникновение древнерусской литературы. | |||
14 | «Подвиг отрока-киевлянина и хитрость воеводы Претича». | |||
Из русской литературы 18 века – 2ч | ||||
15 | М.В. Ломоносов «Случились вместе два Астронома в пиру…». | |||
16 | Роды и жанры литературы. | |||
Из русской литературы 19 века – 40ч | ||||
17, 18 | И.А. Крылов. Слово о баснописце. Басня «Волк на псарне». | |||
19 | И.А. Крылов. Басни «Ворона и Лисица», «Свинья под дубом». | |||
20 | В.А. Жуковский – сказочник. Сказка «Спящая царевна» | |||
21 | «Спящая царевна». Сходство и отличия с народной сказкой | |||
22 | Баллада В.А.Жуковского «Кубок». | |||
23 | А.С. Пушкин. Слово о поэте. Стихотворение «Няне». | |||
24 | «У лукоморья…» – пролог к поэме «Руслан и Людмила» | |||
25 | А.С. Пушкин. «Сказка о мертвой царевне и о семи богатырях». | |||
26 27 28 | Поэтичность и музыкальность «Сказки о мертвой царевне и о семи богатырях» Стихотворная и прозаическая речь. Рифма и ритм. Мои любимые сказки А.С. Пушкина | |||
29 | А. Погорельский. Страницы биографии. Сказка «Черная курица, или Подземные жители». | |||
30 | Мир детства в изображении А.Погорельского. | |||
31 | М.Ю. Лермонтов. Слово о поэте. «Бородино». | |||
32 | Патриотический смысл стихотворения «Бородино». | |||
33 | Эпитеты и сравнения в стихотворении «Бородино». | |||
34 | Н.В. Гоголь. Слово о поэте. Понятие о повести как эпическом жанре. | |||
35 | Сюжет повести «Заколдованное место». | |||
36 | Реальное и фантастическое в сюжете повести Н.В.Гоголя. | |||
37 | Контрольное изложение по произведению Н.В.Гоголя | 1и | ||
38 | Н.А. Некрасов «Есть женщины в русских селеньях…» | |||
39 | Мир детства в стихотворении Н.А.Некрасова «Крестьянские дети». | |||
40 | И.С. Тургенев. Слово о писателе. «Муму». | |||
41 | История отношений Герасима и Татьяны. | |||
42 | Герасим и Муму. Счастливый год. | |||
43 | Прощание с Муму. | |||
44 | Духовные и нравственные качества Герасима | |||
45 | Р.р. Сочинение «Герасим – главный герой рассказа» | 1с | ||
46 | А.А. Фет. Слово о поэте. Стихотворение «Весенний дождь», «Чудная картина», «Задрожали листы, облетая…» | |||
47 | Л.Н.Толстой: детство, начало литературной деятельности. Рассказ-быль «Кавказский пленник». | |||
48 | Жилин и Костылин – два разных характера, две разные судьбы. | |||
49 | Утверждение гуманистических идеалов в рассказе Л.Н.Толстого. | |||
50 | А.П. Чехов. Слово о писателе. «Хирургия» | |||
51 52 | Юмор и сатира в творчестве А.П. Чехова. | |||
53 |
| Образы природы в русской поэзии. Природа в разные времена года в стихотворениях Ф.И. Тютчева, А.Н. Плещеева, И.С. Никитина, А.Н. Майкова, И.З. Сурикова. | ||
54 | Внеклассное чтение. Стихи русских поэтов о природе | |||
55 | Р.К. Поэты ХМАО о природе | |||
56 | Р.р. Сочинение «Мой любимый уголок природы» | 2с | ||
Из русской литературы 20 века – 17ч | ||||
57 | В.Г. Короленко. Слово о писателе. «В дурном обществе» | |||
58 | Сюжет и композиция повести «В дурном обществе». | |||
59 | Жизнь детей из благополучной и обездоленной семей. | |||
60 | Глава «Кукла» – кульминация повести. | |||
61 | Контрольное изложение по повести В.Г. Короленко «В дурном обществе» | 2и | ||
62 | П.П. Бажов. Слово о писателе. «Медной горы Хозяйка» | |||
63 | Язык сказа. Реальность и фантастика в сказе. | |||
64 | «Малахитовая шкатулка». Сказы П.П.Бажова. | |||
65 | К.Г. Паустовский: страницы биографии. Сказка «Теплый хлеб». | |||
66 | Нравственные уроки сказки «Теплый хлеб». | |||
67 | Сравнения и эпитеты в сказке К.Г.Паустовского «Теплый хлеб». | |||
68 | К.Г. Паустовский. Рассказ «Заячьи лапы». | |||
69 | А.П. Платонов. Слово о писателе. Маленький мечтатель А. Платонова в рассказе «Никита». | |||
70 | Жизнь как борьба добра и зла. | |||
71 | В.П. Астафьев: детство писателя. «Васюткино озеро». | |||
72 | Человек и природа в рассказе В.П.Астафьева «Васюткино озеро». | |||
73 | Р.р. Сочинение (по рассказу В.П.Астафьева «Васюткино озеро»). | 3с | ||
Писатели улыбаются – 2ч | ||||
74 | Юмор в произведениях. Рассказы Саши Чёрного «Кавказский пленник», «Игорь-Робинзон». | |||
75 | Стихотворения-шутки. Ю.Ч. Ким. «Рыба-кит». | |||
Из зарубежной литературы – 8ч | ||||
76 | Роберт Льюис Стивенсон. Баллада «Вересковый мед». | |||
77-78 | Даниэль Дефо. Слово о писателе. «Робинзон Крузо» | |||
79 | Х.К. Андерсен и его сказочный мир. Сказка «Снежная королева» | |||
80 | Два мира сказки «Снежная королева». | |||
81 |
| Марк Твен. Слово о писателе. «Приключения Тома Сойера». | ||
82 | Том Сойер и его друзья. | |||
83 | Джек Лондон (слово о писателе). «Сказание о Кише». | |||
Повторение изученного в 5 классе – 2ч | ||||
84 | Повторение изученного. Литература на лето | |||
85 | Литературный праздник «Путешествие по стране Литературии». |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Учебно-тематическое планирование по литературе Класс 9
Учебно-тематическое планирование по литературеКласс 9...
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по литературе Класс – 11 Ф (физико-математический профиль) .
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по литературе составлена на основе авторской педагогической разработки комбинаторного типа " Программа " Литература для обучающихся 9-11 классов", авторы: Дёмина Н...
Задачник-практикум по литературе класс
Практические задания по литературе класс...
Урок разработала учитель русского языка и литературы Яушева О.В. Предмет: литература Класс: 8 Тема урока: «Формирование характера Петра Гринева» (по роману А.С.Пушкина «Капитанская дочка»).
На данном уроке литературы используется педагогическая технология « Развитие критического мышления через чтение и письмо»....
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ПО ПРЕДМЕТУ: ЛИТЕРАТУРА Класс 5-9 кл
РАБОЧАЯ ПРОГРАММАПО ПРЕДМЕТУ: ЛИТЕРАТУРАКласс 5-9 кл...
Календарно-тематическое планирование по литературе. Класс: 6
Календарно-тематическое планирование Предмет: литература Класс: 6...
Календарно-тематическое планирование по литературе Класс: 8
Календарно-тематическое планирование по литературе Класс: 8...